Личность Евстафия оказала сильное влияние на формирование аскетических воззрений св. Василия 205 . Их связывала долгая дружба учителя и ученика вплоть до 373 года, когда они разошлись по догматическому вопросу о Святом Духе и св. Василий, судя по всему, остался верен сущности аскетики Евстафия, превзойдя только своего учителя в теоретическом осмыслении ее. Оба они рассматривали монашество не как некую «элиту», стоящую над «церковью несовершенных» и несколько особняком от нее, но как осуществление церковного идеала христианского совершенства тем путем, который в принципе доступен любому верующему 206 . Это ясно обнаруживается в одном из наиболее ранних творений св. Василия – «Нравственных правилах» (ок. 360 года), представляющем собой преимущественно сборник цитат из Нового Завета и недвусмысленно являющем тот факт, что все нравственно-аскетическое учение святителя (как, вероятно, и учение Евстафия, о котором мы имеем самые скудные сведения) зиждется на Священном Писании и целиком ориентировано на него 207 . Именно поэтому он говорит здесь, что, если христианину в первую очередь свойственна вера, действующая любовью ( Гал. 5:6 ), то вере свойственна «несомненная уверенность в истине Богодухновенных глаголов, которая не колеблется никаким помыслом, наводит ли его естественная необходимость или прикрывается он видом благочестия» 208 . Вследствие чего эти «Богодухновенные глаголы» есть камень, полагаемый святителем в основание всей своей аскетики, сущностной чертой которой является своего рода «созерцание в действии» 209 . Поскольку же сии «глаголы» имеют равное значение и для иноков, и для клириков или мирян, то естественно, что нет и принципиально не может быть особой «этики для монахов» и особой – для «всех прочих христиан». Поэтому в творениях св. Василия с предельной четкостью выражается характернейшее свойство всего православного аскетического богословия – его всецелый и бескомпромиссный «антиэлитаризм». Руководящим же началом аскетического богословия святителя, его жизненным нервом и всепроницающим лейтмотивом является добродетель любви, прежде всего – любви к Богу 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Из Египта Василий отправился в Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы обозреть святые места и ознакомиться с жизнью тамошних подвижников. Но на пути в Палестину, он заходил в Афины и здесь имел собеседование со своим прежним наставником Еввулом, а также препирался об истинной вере с другими греческими философами. Желая обратить своего учителя в истинную веру и этим заплатить ему за то добро, которое он сам получил от него, Василий стал искать его по всему городу. Долго он не находил его, но, наконец за городскими стенами встретился с ним в то время, как Еввул беседовал с другими философами о каком-то важном предмете. Прислушавшись к спору и не открывая еще своего имени, Василий вступил в разговор, тотчас же разрешив затруднительный вопрос, и потом со своей стороны задал новый вопрос своему учителю. Когда слушатели недоумевали, кто бы это мог так отвечать и возражать знаменитому Еввулу, последний сказал: — Это — или какой-либо бог, или же Василий [ 11 ]. Узнав Василия, Еввул отпустил своих друзей и учеников, а сам привел Василия к себе, и они целых три дня провели в беседе, почти не вкушая пищи. Между прочим Еввул спросил Василия о том, в чем по его мнению, состоит существенное достоинство философии. — Сущность философии, — отвечал Василий, — заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти [ 12 ]. При этом он указывал Еввулу на непрочность мира и всех утех его, которые сначала кажутся действительно сладкими, но за то потом становятся крайне горькими для того, кто слишком сильно успел к ним привязаться. — Есть на ряду с этими утехами, — говорил Василий, — утешения другого рода, небесного происхождения. Нельзя в одно и то же время пользоваться теми и другими — «Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24), — но мы все-таки, насколько возможно людям, привязанным к житейскому, раздробляем хлеб истинного познания и того, кто, даже по собственной вине, лишился одеяния добродетели, вводим под кров добрых дел, жалея его, как жалеем на улице человека нагого. Вслед за этим Василий стал говорить Еввулу о силе покаяния, описывая однажды виденные им изображения добродетели и порока, которые поочередно привлекают к себе человека, и изображение покаяния, около которого, как его дочери, стоят различные добродетели [ 13 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Письма святителя Василия весьма интересны как важный материал для исторической литургики, на их примере можно проследить этапы становления литургии. Например, в письме 199(207) «К неокесарийским клирикам» представлено яркое описание древнего Чина всенощного бдения. Письмо 89(93) «К Кесарии, жене патриция, о приобщении» посвящено теме ежедневного причащения. Рассказывается о традиции причащения как минимум четыре раза в неделю (в среду, пятницу, субботу и воскресенье), а также об особенностях причащения во время гонений. Исторические письма Эпистолярное наследие святителя Василия является обширным и неоценимым кладезем сведений для истории Восточной Церкви в IV веке, особенно в Каппадокии. Впрочем, область распространения переписки Святителя была поистине огромна. В письме 196 (204) он замечает: «Пусть будут спрошены епископы писидийские, ликаонские, исаврийские, обеих Фригии, из армянских со мною соседственные, македонские, ахайские, иллирийские, галльские, испанские, всей Италии, сицилийские, африканские, из египетских, соблюдающие здравую веру, и весь остаток сирских. Все они пишут ко мне письма и от меня получают также». Благодаря таким обширным связям письма Василия являются одним из основных источников по истории Византийской империи, по истории церковно-государственных отношений и связей между Востоком и Западом. Переписка между Святителем и императором Юлианом (по Maran-Gamier, письма (39), (40), (41) и (360) является неподлинной 30 и была признана таковой уже в Византии. Подложным является и письмо (365), к императору Феодосию. Заключение Письмо, несмотря на, так сказать, «малую» и субъективно окрашенную форму, способно тем не менее передать всю глубину личности автора, подобно тому как книжная миниатюра может передать величие изображаемого не хуже великолепной византийской мозаики. В своей переписке Василий Великий с удивляющей прямотой открывает себя, выказывая логическую безупречность суждений и суровый реализм и ответственность в сочетании с чувствительностью и мягкостью. Мужественная строгость и сила духа Святителя были выстраданы в результате подвига веры, в чем нетрудно убедиться, читая его письма. Поэтому простое чтение писем великого учителя само по себе настраивает на подвиг внутреннего устроения, и пробуждая нас от лености души, и приучая к трезвенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Василий настолько увлечен был науками, что нередко забывал о еде. «Вокруг их группировался небольшой кружок товарищей, преследовавших серьезные цели самообразования. Войти в этот кружок делал попытки и будущий реставратор язычества - Юлиан, но, не встретив доверия друзей, скоро оставил их общество». Со своими друзьями афинского периода, друзьями доброй студенческой молодости - Софронием, ставшим затем важным сановником, Леонтем, выбравшим поприще софиста, Максимом, пристрастившимся к философии, будущим стратигом Терентием - Василий Великий поддерживал переписку и всегда радовался всякой весточке от них. В каждой науке усердный и одаренный студент добивался успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что не уступал серьезным специалистам. Помимо этого В. В. изучил не входившую в основные образовательные программы медицину. Возможно, в этом сыграло роль его слабое здоровье, которое он не хотел передоверять врачам, но важно то, что изучение медицины любознательный юноша начал с ухода за больными. В Афинах он изучал, между прочим, и неоплатоническую философию, которая оказала определенное влияние на его образ мыслей и учение. Его друг Григорий отмечет в студенте Василии твердость характера, точность речи и редкую проницательность ума. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... священным храмам и к тамошним учителям, другая...- к наставникам во внешних науках», к которым Василий Великий питал известную привязанность. Их учителями в светских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, Вифинского, и христианина Проэресия Армянского. В то время в Каппадокии и Армении был очень популярен монашеский идеал Евставфия Севастийского. Под его влиянием мать и сестра Василия Великого переселились в свое имение Анези, которое находилось в лесу на берегу реки Ирис. Вскоре к ним присоединился младший брат Василия Навкратий. Этот юноша вместе со своим другом выбрал для себя подвиг, очень характерный для своей семьи - он помогал старым монахам, подвизавшимся в этих лесах - обеспечивал их пропитанием, охотясь и занимаясь рыбной ловлей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

Правда, их можно бы найти не только в Библии и у св. Отцов, учивших о христианском благочестии вообще, но даже и у учителей монашества, напр., у св. Василия Великого , рассуждавшего о монашестве, как о жизни созерцательной и вместе с тем как об общественном служении. Однако, к сожалению, правила св. Василия очень мало прививаются к русскому современному византийскому монашеству: их даже вовсе не позволяют читать новоначальным, хотя св. Василий и почитается учредителем и законодателем нашего восточного монашеского общежития. Из русских монахов-пастырей наиболее отзывчивые люди были до периода 60-х годов, по преимуществу Киевские монахи, более северных подходившие под воззрения святителя Василия Великого . В белом духовенстве дух пастырства воспитывается более в семейной их жизни, или через непосредственное общение с прихожанами и добрыми людьми, нежели путем нарочитого духовного чтения. Между тем, сознательное воспитание духа пастырского и прежде всего любви и отзывчивости к людям – дело весьма важное и в теоретической своей обработке настолько новое, насколько лично-аскетическое воспитание есть дело старое и известное для читателей духовных книг. Посему первого мы можем коснуться лишь в виде самых общих указаний. а) Молитва Прежде всего, главным средством для стяжания какого бы то ни было духовного дара, является молитва . Для пастыря православного молитва есть не только средство к получению духовных даров, но и цель его стремлений; самая молитва для него есть один из ценнейших даров. Православный пастырь путем долговременного подвига должен создать в себе молитвенную стихию, – способность возноситься к небу, в загробный мир и быть там как бы своим человеком, и это уже потому, что в противном случае он не окажется способным со вниманием и усердием исполнять все многосложные священнослужения и будет обманщиком, ремесленником, а не богомольцем. б) Борьба с самозамкнутостью Теперь нужно сказать о средствах, благодаря которым созидается способность соединения с ближними, любовь и сострадание к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Сам Григорий свидетельствует: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – это вторая и неравного достоинства с первою, вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги – на праздники, в зрелища, в народные стечения, на пиршества – предоставляли мы желающим». Оба друга здесь явно отличались от общего настроя большинства учащихся 15 . И опять св. Василий явил свою даровитость: «Каждую науку изучил он до такого совершенства, как если бы не учился ничему другому. У него не отставали друг от друга и прилежание, и даровитость, в которых знания почерпают силу». В результате он стал словно «нагруженным ученостью кораблем», насколько то может вместить человеческая природа. Пора было возвращаться на родину, что и произошло в 355 или 356 году. Возможно, путь туда лежал через Антиохию, где оба молодых человека посещали лекции известного ритора Ливания. На сей счет имеется свидетельство Сократа Схоластика о них: «Проводя первую свою молодость в Афинах, оба они слушали процветавших тогда софистов Имерия и Проэресия, а потом в Антиохии Сирийской посещали Ливания и глубоко изучили риторику» (Сократ. Церк. ист. IV, 26) 16 . Сохранившиеся несколько писем св. Василия к этому известнейшему ритору-язычнику показывают, что добрые чувства к своему учителю святитель сохранил на всю жизнь 17 . Впрочем, существует некоторая неясность относительно того, когда будущий святитель учился у Ливания. Возможно, что он приезжал (вместе с другом Григорием) к этому ритору в Антиохию, а затем опять возвратился на какое-то время в Афины, но можно предполагать и то, что с Ливанием св. Василий познакомился еще в бытность свою в Константинополе, где Ливаний одно время также преподавал. Но в целом – это вопрос довольно темный в биографии св. Василия. Окончательный отъезд из Афин он сам объясняет следующим образом в письме к Евстафию Философу (то есть епископу Евстафию Севастийскому): «По молве о твоей философии оставил я Афины, презрел все тамошнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

На это мы замечаем: «…Цитата вырвана из контекста. Вселенский учитель говорит здесь о жизни будущего века, когда времени уже не будет (Апок. 10:16) и когда всякий счет на дни и столетия прекратится. Никакого отношения ни к Шестодневу, ни к нашим дням эта цитата не имеет». Прот. А. Салтыков не согласен с нами. Ему показалось, что «использование термина “день”, как очевидно, тут весьма многообразно и не сводится к будущему». Он ссылается на полную расширенную цитату святителя Василия Великого, которая, однако… вопреки его намерению полностью подтверждает справедливость нашего замечания! Приведём эту цитату: «Ибо по нашему учению известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у псалмопевца наименован “осмым” (Пс. 6.1), потому что он находится вне сего седмичного времени. Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие, скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие, наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный. Посему и Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века, сей начаток дней, сей современный свету, святый Господень день, прославленный воскресением Господа. Потому и говорит: “Бысть вечер, и бысть утро, день един”». Бесспорно, здесь говорится о «невечернем» «нескончаемом» « Дне осьмом». Именно он есть «единственный, а не многократный», «не имеющий преемства», «невечерний», «нескончаемый день», находящийся «вне» седмичного времени. А День первый Шестоднева или «начаток дней», являющийся «образом века», пророк Моисей назвал «единым», по слову святителя Василия Великого, именно для того, «чтобы вознести мысль к будущей жизни». Таким образом, о. Глеб неправильно понял мысль великого каппадокийца. Он спутал невечерний день будущего Небесного Царствия с первым днём творения – на что мы справедливо указали в нашей монографии. В этом вопросе о. Александр не разобрался. Его упрёки в мой адрес безосновательны. Он солидарен с о. Глебом, но при этом оба они противоречат словам вселенского великого учителя и святителя.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/18/kraino...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События " Мой древнерусский город: Входи, эпоха! " -2016 " Мой древнерусский город: Входи, эпоха! " Уже в 5 раз проходит в стенах гимназии Радонеж это увлекательное и очень необычное событие - которое называется довольно длинно и мудрёно " образовательная проектно-интеллектуальная игра " , но проходит " как на одном дыхании " !  И каждый год оно становится всё интересней и интересней! Всё насыщенней и насыщенней! Насыщенней эмоциями, улыбками участников и открытиями юных исследователей русского средневековья!  Оно объединяет в едином порыве ребят из разных православных школ Москвы. В этом году к нам в гости приехали учащиеся Свято-Петровской школы и Гимназии Святителя Василия Великого. Тёплая атмосфера дружбы и творчества - вот визитная карточка этой игры. Очевидно, что труд тех, кто стоит за подготовкой и проведением этого проекта достоин самых добрых слов! Благодарственнное письмо от наших коллег из Православной гимназии Святителя Василия Великого: Дорогие коллеги из гимназии " Радонеж " ! Мы очень благодарны Вам за то, что Вы пригласили наших восьмиклассников принять участие в проектно-исследовательской игре " Мой древнерусский город: входи, эпоха! " .  Нелегко было собраться, найти время для подготовки, но мы, с Божьей помощью, все преодолели, приехали - и не пожалели.  Игра захватила нас (и учеников, и учителей) уже на уровне подготовки, потому что мы,  читая новые исторические и литературные источники, сделали массу открытий, но, чтобы донести эти знания до слушателей, нам пришлось много потрудиться, оттачивая ораторское мастерство, - все это обогатило нас.  И вот мы наконец в школе " Радонеж " . Ребят ждал сюрприз: готовясь к игре, они думали, что будут выступать единой командой, а организаторы игры решили перемешать ребят из разных школ. Не будем скрывать: наши гимназисты растерялись. Оказаться на чужой территории, да еще и с незнакомцами в одной команде - испытание не из легких! Тут пришлось поволноваться и нам, учителям! Однако работа мастеров игры, гостеприимные стены и творческая атмосфера сняли все психологические преграды, и работа закипела.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/880...

Убивают (приносят в жертву) сатанисты не только младенцев, но и взрослых . Поэтому это, наверное, еще не самое страшное, что они могли сотворить с православным священником, героем нашего повествования отцом Алексеем. Так как учительница приняла колдовскую власть от умирающей ведьмы недобровольно, у нее еще оставались некоторые нравственные ориентиры Но так как другой персонаж этой истории, учительница-практикантка из Москвы, приняла колдовскую власть от умирающей ведьмы недобровольно, перед этим она ни о чем подобном даже не помышляла, поэтому у нее, вероятно, еще оставались угрызения совести и некоторые нравственные ориентиры. И она, предполагая, что дежурившие внизу у ее подъезда сатанисты пройти мимо их «поста» служителю Церкви просто так не дозволят, действительно захотела его проводить. Под контролем своей новой знакомой отцу Алексею удалось миновать «засаду» демонопоклонников невредимым. Пример из жития святого Позже батюшка встречался с учительницей-колдуньей еще неоднократно. Они если и не подружились, то, во всяком случае, сблизились. Отец Алексей ее уговаривал: – Бросай ты своих дружков-сатанистов, уходи от них. Иначе ничем хорошим это для тебя не закончится. «Бросай ты своих дружков-сатанистов!» – «Не могу, – обреченно вздыхала она, – меня Бог уже не простит» – Не могу, – обреченно вздыхала она, – меня Бог уже не простит. Видимо, успела натворить в этой секте уже что-то довольно серьезное. Отец Алексей же ободрял ее, говоря, что милосердие Божие больше любого греха. И приводил в пример эпизод из жития святителя Василия Великого, в котором повествуется, как некий молодой человек, который жил во времена Василия Великого (в IV веке) в его же городе влюбился в дочку сенатора, у которого он был слугой (в первоисточнике написано даже – рабом) и мечтал на ней жениться. Но по тем временам такой социально неравный брак был невозможен. Образ же девушки не выходил из головы молодого влюбленного. И он решил прибегнуть к последнему средству: идти к местному колдуну и просить его о помощи.

http://pravoslavie.ru/146672.html

Исследование взаимосвязи религиозного и научно-гуманитарного начал в трудах каппадокийцев. Выяснение значимости св. Василия Великого в организации «новоникейского» движения и его места в догматических коллизиях IV в. по Р. Х. Анализ естественно-научных, герменевтических и аскетических воззрений св. Василия Великого как фундаментальных аксиоматических положений для периода зрелой патристики. Изучение личности и деяний св. Григория Богослова , «Вселенского Учителя и Святителя». Разбор философских идей, заложенных в триадологии св. Григория Богослова . Рассмотрение мистических сочинений святителя Григория Богослова в ракурсе философской проблемы трансцендентного. Структурирование этических и аскетических представлений св. Григория Богослова в связи с проблемами философской и богословской антропологии. Установление особенностей развития и источников философской мысли св. Григория Нисского . Исследование принципов библейской герменевтики в толкованиях св. Григория Нисского . Выяснение роли аллегорезы в интерпретативной практике древних экзегетов вообще и св. Григория Нисского в частности. Освоение философской методологии Каппадокийской школы путем ее компаративного изучения на примере полемики с Евномием. Формирование адекватного представления об антропологии Каппадокийской школы; анализ текста «Об устроении человека» св. Григория Нисского . Определение характера и масштаба влияния Каппадокийской школы на развитие патристики. Ознакомление с учением преп. Максима Исповедника как самостоятельной и оригинальной версией каппадокийского богословия. Оценка места «каппадокийского синтеза» в истории мировой культуры. Каппадокийская школа как философско-богословская традиция довольно мало изучена в отечественной и зарубежной науке, что объясняется, с одной стороны, существовавшими историческими условиями, с другой стороны – масштабностью и неординарностью представляющих ее лиц. Каждый из трех великих каппадокийцев был звездой первой величины на небосклоне христианской мысли, а двое из них обладали также огромным духовным авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010