В ответе ученикам Господь раскрывает учение о двух Своих пришествиях: ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: вы справедливо говорите, что Илия должен прийти предо Мною, Мессией. ИЛИЯ древний, первый, ДОЛЖЕН ПРИДТИ ПРЕЖДЕ Моего Второго пришествия, как предсказано пророком Малахией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). Илия действительно придет тогда, И должен УСТРОИТЬ ВСЕ. Он исправит неверие Иудеев тогдашних времен, расположит иудейский народ к учению Моему. Он устроит все это не славой только имени своего, но тем, что слава Моя до того времени распространится по всей земле и будет для всех яснее солнца. Но то будет перед Вторым Моим пришествием на Страшный Суд, на что и в пророчестве Малахии указывается: «чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». А теперь Я пришел не поразить землю, а спасти людей: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). НО об этом Первом Моем пришествии ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ИЛИЯвторой, новозаветный, УЖЕ ПРИШЕЛ, действительно приходил, только не Фесвитянин, а Предтеча Мой, в духе и силе проповедовавший покаяние, — он приходил и исполнил свое служение, И НЕ УЗНАЛИ ЕГО, не признали его Моим Предтечей, А ПОСТУПИЛИ С НИМ, КАК ХОТЕЛИ; ТАК И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОСТРАДАЕТ ОТ НИХ. И Его они не узнают, но поступят с Ним по своей злой воле. Слова Господа были так ясны, что ученики не могли не понять их: ТОГДА УЧЕНИКИ ПОНЯЛИ,ЧТО ОН ГОВОРИТ ИМ ОБ ИОАННЕ КРЕСТИТЕЛЕ, причем им вспомнились и прежние слова Господа о том же. А называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образа жизни было обычным у Иудеев: ибо пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а Иудеев — князьями содомскими и сынами ефиопов, именно из-за образа жизни их. Ибо «как Илия будет предтечей Второго пришествия, так Иоанн был предтечей Первого» (свт. Иоанн Златоуст). 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   «Судьбы (пути) Господни неисповедимы, невыразимы словами и непостижимы для человеческого разума. Судьбы Божии и Ангелам Его не ведомы, тем более людям». Преподобный Антоний Великий однажды размышлял о домостроительстве Божием и промышлении о мире; недоумевая и удивляясь сокровенным и непостижимым тайнам Божиим, он воззвал к Богу: «Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Иногда Ты даруешь долголетнюю жизнь людям, по-видимому, бесполезным и погруженным в бездну беззаконий, а иногда преждевременно лишаешь этой жизни людей, весьма полезных для ближних? Отчего одни бедны, другие — богаты? Отчего тираны и злодеи обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями (бедами) и нищетой? Одни, мало погрешившие, казнятся Тобою тяжко, другие, напротив, живут себе без всяких скорбей и через это получают дерзость совершать преступления?» Долго был занят преп. Антоний такими размышлениями и услышал голос (свыше): «Антоний! Будь внимателен к самому себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно (для тебя)».    «Дивны судьбы (Его), велика премудрость Его!» (Ис.28:29). Господь Бог наш — «великий в совете и сильный в делах; очи Его отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». (Иер.32:19).    По своей ограниченности мы не можем постичь всех глубин и тайн Божественного Промысла, посылающего нам искушения и скорби, но то, что для нас полезно и необходимо знать о скорбях для благочестивой добродетельной жизни, открыто в Священном Писании и в писаниях святых отцов-подвижников.    Промыслу Божию о нас нет предела. «По всей земли судьбы Его» (Пс.104:7): «праведные суды Его совершаются по всей земли и без повеления Его не наказывается человек». «Знай, — говорит преп. Нил Синайский, — что без суда Божия никого не постигает ничто скорбное». «Ничто не случается без воли Божией; всему определен день и час».    Все пути Промысла Божия ведут нас ко благу, ко спасению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Этот демон, который был в доме Рагуила, назывался Асмодеем, что значит «бес блудных». Он не имел власти над Саррой как целомудренной и чистой девой. Он имел власть над теми, которые женятся так, что отгоняют Бога от себя и из своего ума, и в своем блудодеянии таковы, как «конь и меск (ишак), в немже несть разума» (Пс.31:9). «Обручена была Сарра, — говорит свт. Димитрий Ростовский, — с первым женихом, и когда он вошел в ложницу к девице не со страхом Божиим, а как конь и меск, разженный плотским хотением, то бес, увидев его, сказал в себе: это мой, над таковым я властен! И, напавши на него, умертвил его. Спустя некоторое время девица была обручена с другим женихом, который, войдя к ней с таким же похотным разжением, без страха Божия, пострадал так же, как и первый: был умерщвлен бесом. И так пострадали все семь женихов».    Когда вошел целомудренный, чистый и богобоязненный юноша Товия как жених в комнату к целомудренной чистой и богобоязненной девице Сарре и они остались одни, то сказал он ей: «Встань сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас!»    И начал Товия молиться, говоря: «Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: “нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему”. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благослови же помиловать меня и дай мне состариться с нею» (Тов.8:5—7).    И сказала Сарра с ним: «Аминь».    Бес же блудных Асмодей, ощутив запах дыма от сердца и печени рыбы и гонимый молитвою сих двух чистых и целомудренных душ, бежал; Ангел же Господень взял и связал его в пустыне выше Египта.    И пробыли ночь спокойно Товия и Сарра. И возрадовался Рагуил, отец Сарры, и все домашние о милости Божией. Вскоре после брачного пира, получив в Раги долг, сопутствуемый и на обратном пути Ангелом, Товия возвратился благополучно с своей женой Саррой к отцу в Ниневию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

“Христианское знание не есть дело разума испытующего, но веры благодатной и живой” (6. 275). Часть первая Воспитание в свете Божественного Откровения Ветхозаветное учение о воспитании Основные черты богоизбранного народа Основными чертами богоизбранного народа являлись высота нравственных воззрений, признание человеческого достоинства и высоты человеческого назначения, глубина и искренность религиозного чувства и религиозного познания, насколько это познание сообщено Ветхозаветным Откровением до Рождества Христова. Вся жизнь, в том числе и воспитание, была пронизана религиозными началами и строилась по Божественным заповедям. Закон, данный Богом своему народу, определял весь его быт, и вне этого закона не могло быть других воспитательных требований. Как Бог воспитывал в законе свой избранный народ, так и отец воспитывал свое дитя, стараясь запечатлеть в его душе дарованный свыше закон, а вместе с ним безусловное повиновение, страх и полную преданность Богу. Ребенку постоянно напоминалось об этих обязанностях, а пример соблюдения закона он видел в собственной семье. У евреев обязанность воспитания детей возлагалась на родителей. Дитя почиталось священным даром Божиим, благословением Господним. В Библии можно встретить множество примеров того, как родители горячо и неустанно просили у Бога детей и как они радовались детям, видя в них полноту Божественного благословения. Когда посредством Откровения от Господа стало известно, что от колена Иудина произойдет Спаситель, каждый отец семейства желал иметь своего потомка пред лицом этого Избавителя. Псалмопевец восклицает: “Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Так благословится человек, боящийся Господа!” ( Пс. 127, 1-4 ). Так вдохновенно псалмопевец выразил мысль о том, что дети являются наследниками родительских наклонностей. Господь творит милость Свою в тысячах родов, но не оставляет без наказания грехи отцов и наказывает детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода( Исх.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

     Но мы не только должны соблюдать свою меру в пище. Нужно удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, так поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, лжи, празднословия, уничижения, гнева - одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно удерживаться и от того, чтобы не согрешить и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела.      Постясь таким образом, как говорит святитель Василий Великий - постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Христовых Тайн. Но прежде светлого дня Пасхи изыдем навстречу Господу нашему Иисусу Христу, грядущему пострадать, и с масличными и пальмовыми ветвями примем Его, сидящего на жребяти осли и входящего во святой град Иерусалим.      Отметим в заключение, что касательно Великого поста весьма много встречается у святых отцов бесед, которые мы не имеем возможности привести здесь по причине их обилия. Желающий пусть прочтет Слово святителя Василия Великого о посте, сказанное во вторник и в пятницу сырной седмицы. Слово преподобного Ефрема Сирина о воздержании и о невоздержании и его же Слово о посте. Так же и преподобный Кассиан Римлянин любомудрствует в различных местах своих книг. Все это написано с тою целью, дабы видели противники наши, кому они противоречат и кому последуют.       в) О причинах установления Святой Четыредесятницы      Первая причина установления Святой Четыредесятницы состоит в том, чтобы мы могли подражать, по силе нашей, Иисусу Христу, Который есть Глава наша. Пребывая в посте, мы подражаем Самому Господу, постившемуся нас ради сорок дней. И поскольку в это самое время мы воспоминаем невинно страждущего за нас Христа, то приличествует нам по мере сил наших сострадать возшедшему нас ради на Крест Господу и распинать плоть нашу со страстями и похотями по примеру Того, Кто распялся за нас. Хотя Христос и не заповедал нам подражать Ему в сорокадневном посте, однако, не находя сей заповеди о посте в Его словах, мы видим ее в Его примере, о чем Он и говорит нам: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13,15). О том же свидетельствует и первоверховный апостол Петр: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2,21). И апостол Павел говорит: Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф. 5,1- 2). И еще: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11, 1). С этими словами Священного Писания согласуются свидетельства святых отцов, которые мы изложили в предшествующем разделе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

    Неизвестный.  Что же в итоге даёт положительного мировой процесс вне Церкви?     Духовник.  Дифференциацию добра и зла -- как и всякий вообще процесс. Приближение к Церкви в нецерковной среде путём служения неведомому Богу и всё положительное в человеческом творчестве, поскольку в нём открывается Божественное начало.     Неизвестный.  Конечно, это делает культуру не " пустой комедией " , но всё же низводит её с пьедестала.     Духовник.  Да, это не то горделивое мирское возвеличивание культуры, которое, не видя истинного смысла жизни человеческой, не может понять и истинного смысла жизни мирской, но ведь и в личной человеческой жизни главное, то есть духовное состояние души, считается в миру пустяком, а сравнительные пустяки, то есть внешнее благополучие, принимаются за главное. Так и в жизни мировой. Для многих вопросы о судьбе Церкви и борьбе добра и зла кажутся пустяками, а мирская судьба и достижения культуры -- самым важным и самым существенным делом истории; но хотя это и важно, и не " бессмысленно " , однако совсем не может иметь первенствующего значения.     Неизвестный.  Можно ли считать, что всё, что ты говоришь об историческом процессе, -- это учение Церкви и святых отцов?     Духовник.  Церковь учит о  конце исторического процесса и об  отдельных его моментах. Но это раскрывает и весь его путь.     Неизвестный.  Я думаю, что общее понимание мирового процесса будет неполным, если ты не скажешь и об его конце.     Духовник.  Совершенно верно.     Неизвестный.  Поэтому и об этом я прошу тебя говорить как можно подробнее.     Духовник.  Здесь уже буду говорить не я. Здесь да не дерзнёт говорить никто от своего разумения. В Слове Божием и у святых отцов сказано всё.    Начнём с общего состояния мира. К чему приведёт мировую жизнь исторический процесс? Господь сказал Своим ученикам: " ...восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам... Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё... по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь... тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет " (Мф. 24, 7, 9, 12, 21). Апостол об общем состоянии мира говорит: " Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, сами же его отрёкшиеся. ...Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. ...Здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням " (2 Тим. 3, 1-5, 12-13; 4, 3-4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

" А скинией (Евр 8:2) назвал Апостол Небо , где Христос, будучи создателем оного, по слову Апостола, служит как человек " (Феодорит Кирский, Толкования на Послание к Евреям) Иерей Евгений, Сергиев Посад 15 мая 2017г. 16:43 1. В статье идет речь о реальности вещественной материальной скинии на небе - некоего макета той скинии, которую построил Моисей. Это важнейшее адвентистское учение противоречит Писанию и Преданию Церкви. Истинной скинией является не материальный небесный храм с двумя отделениями, а Тело Христово, которое, конечно, материально. Так что ереси здесь нет. Есть либо неточное выражение мыслей автора, либо Ваше непонимание этой мысли, либо и то и другое одновременно. 2. Христос телесно вошел в самое небо (Евр. 9:24), а не в материальный храм. Вы сами опровергаете мысль о физическом храме своей цитатой. Говорить, что на небе есть небо (так следует из блж. Феодорита?) - нелепо. Небо является местом особого пребывания Бога, как то говорил еще прор. Исаия (Ис. 66:1). Но речь не о макете Моисеевой скинии, который находится на небе. Не встречал этого я и у православных отцов-толкователей. Кто из отцов говорил, что на небе есть вещественный храм с престолом, жертвенником и проч., описанным в видении прор. Исаии (Ис. 6)? Михаил, Пятигорск 25 ноября 2017г. 16:59 Небесное святилище - это полнота благодати. А Новозаветная скиния - Плоть Христа, в которой обитает вся полнота благодати. Т.е. в Плоти Христа находится Небесное святилище. До воплощения Небесное святилище было лишь образом воплощения. Толкование криптонесторианина Феодорита не представляется верным. Александр, Иерусалим 26 ноября 2017г. 21:36 ОТК. 4:1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

http://bogoslov.ru/article/5350843

ап. Павел является красноречивым выразителем общечеловеческого сознания внутренней борьбы между добром и злом, свидетелем которой чаще всего бывает только молчаливая совесть человека. «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» – вот тот вопль отчаяния и надежды, вот та молитва о спасении, которая исторгается из миллиона исстрадавшихся человеческих сердец. Каждый искренний человек не может не сознаться, что в его жизни бывали по крайней мере минуты, когда он, внутренно услаждаясь добром, сознавая себя обязанным осуществить его в своей деятельности, не находил однако в себе достаточно нравственных сил и увлекался совершенно в противоположную сторону бешеным порывом страстей или уступал притягательной силе привычки. Но в моменты падений его все же не покидало сознание, что он действует не так, как следовало бы, и он чувствовал в себе мощный призыв к этой лучшей жизни. Вот это-то внутреннее побуждение к известному, строго определенному образу действий, и называется у апостола Павла и в сочинениях отцов Церкви естественным нравственным законом, т. е. законом, вложенным в самую природу человека. О существовании в человеке этого внутреннего закона, указывающего ему путь добра и побуждающего следовать этим путем, ясно свидетельствует как Слово Божие, так и учение отцов Церкви. Впервые мысль о существовании в человеке естественного нравственного закона была высказана в книге Второзакония. Убеждая народ Израильский свято хранить данный чрез него закон Божий, Моисей указывает на естественность его требований. Он говорит, что закон этот не представляет собою чего-то чуждого человеческой природе и насильственно прививаемого ей, но есть просто истолкование и строго определенное выражение требований собственного сердца человека. «Заповедь сия, – говорит он, – которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы можно было говорить: кто сходил бы для нас заморе, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко их тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Апостол Павел говорит: «хотя бы мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ); потому и мы не придаем божественного значения преданиям и творениям отцов греко-российской церкви, ибо к ним могут быть приложены (?) слова св. Апостола: «называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленнного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» ( Рим. 1:23 ), и не почитаем истинным учения их, «запрещающим вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим. 14:3 ). В поклонение своим отцам, греко-российская церковь опирается на слова Апостола Павла: «тем же убо, братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Мы также признаем предание, переданное нам в книгах Ветхого Завета (?), но отнюдь не можем отнести слов св. Апостола к преданиям отцов греко-российской церкви, исказившим (?) смысл истинного богооткровенного предания и изменившим славу нетленного Бога в тленный образ, ибо их учение названо апостолом Павлом – учением бесовским ( 1Тим. 4:1 ). Более всего следует изучать самое слово Божие, переданное нам в книгах Ветхого и Нового Завета, ибо «все Священное Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен» ( 2Тим. 5:16–17 ), и потому знать Св. Писание – есть священная обязанность каждого христианина, но, в особенности, обязанность пастыря и пресвитера церкви. Он должен не только сам хорошо знать Слово Божие, но должен заботиться о том, чтобы и другие его знали. Между тем, не видно, чтобы греко-российское духовенство считало своей обязанностью обучать народ слову Божию. Богослужение в греко-российской церкви состоит нз бесконечного множества обрядов, ничего не объясняющих и непонятных (?) и, по нашему разумению, да и по словам священного писания, совершенно излишних, ибо Богу следует поклоняться Духом и Истиною, а не обрядами: пустые же обряды только затемняют смысл истинного Богооткровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Апостолы так и поступили; и такова их проповедь во всей Церкви под небом... Эта переданная нам вера в Святую Троицу – едина и неделима... Как неделимо единство Святой Троицы, так едина и неделима и вера в Нее... Благодать и дары, подаваемые нам в Церкви от Святой Троицы, даются нам от Отца через Сына в Духе Святом. Ибо ничего не бывает и не совершается иначе, кроме как от Отца через Сына в Духе Святом... Таким образом, учение святых сводится к учению о Святой нераздельной Троице. И это есть единая и единственная вера Вселенской Церкви... А я, – добавляет святой Афанасий, – изложил сие согласно с переданной нам от Отцов апостольской верой, ничего не примыслив со своей стороны, но чему научился, то и начертал на хартии». «Такова вера Вселенской Церкви. Господь основал и укоренил ее в Святой Троице». По святому чувству и святому ведению святых Отцов, Церковь как Тело Бога Слова есть всё и вся для человеческого рода на небе и на земле. Святой Василий Великий благовествует: «У меня одна цель – все обращать в назидание Церкви». Человеческий ум, лишившийся святости и состарившийся во грехе, освящается и омолаживается в Церкви Духом Святым, и причем в каждом, кто – член Тела Церкви Христовой («в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой»). И каждый член Церкви наполняется Богочеловеческими силами; ведь что бы ни помыслил он умом, куда бы ни двинулся духом – находит он, что всё исполнено Богом и что «всюду сораспростерта Ипостась Сына», Ипостась Бога Слова. И в Богочеловеческом Теле Церкви Своей всеблагий Господь каждому определяет место по его заслугам. По-херувимски углубленный в бесконечную тайну Церкви Спасителя учитель вселенной, святой Василий Великий , благовествует: «Церкви Божией... сказано: Вы – Тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ), потому, конечно, что в ней содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, Которая есть Христос. А если у кого не соблюдается единомыслие, не оберегается союз мира, не сохраняется кротость в духе, находятся же разделение, распря и зависть, то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми или сказать, что они под управлением Христовым, но в простоте смело можно утверждать, что там владычествует и царствует мудрование плотское, по изречению Апостола, который говорит: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? ( 1Кор.3:3 ); и вместе с тем положительно учит, говоря: Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010