«Если чего попросите у Отца во Имя Мое то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во Имя Мое, Я то сделаю».( Иоан. 14, 13–14 ). «Истинно, истинно говорю Вам: о чем не попросите у Отца во Имя Мое, даст вам». «Доныне Вы ничего не просили во Имя Мое Просите и получите, чтобы радость Ваша была совершенна». ( Иоан. 16, 23–24 ). О, какой это дар! Он – залог нескончаемых, бессмертных благ! Он истек из уст Неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим – СПАСИТЕЛЬ. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собою ПРЕДМЕТ НЕОГРАНИЧЕННЫЙ – БОГА, заимствующее из Него неограниченное Божеское достоинство, Божеские свойства и Силу». «ПОДАТЕЛЬ БЕСЦЕННОГО НЕТЛЕННОГО ДАРА! Как нам, ничтожным, бренным, грешным • принять этот дар? Неспособны для этого ни руки наши, ни ум, ни сердце. Ты научи нас познать по возможности нашей и величие дара, и значение его, и способ принятия, и способ употребления, чтобы не приступить нам к дару погрешительно, чтобы не подвергнуться казни за безрассудство и дерзость, чтобы за правильное познание и употребление дара приять от Тебя другие дары, Тобою обоснованные, Тебе Единому известные» (Еп. Игнатий Брянч. т. II-273). «Итак, с верою призвав Сие спасительное Имя, досточтимое и страшное для всякой твари, Которое паче всякого имени, и мы, недостойные, смело подымем, с помощью Его, ветрила настоящего слова и начнем простираться в предняя» (Св. Каллист, стр. 16). Глава 8 Святоотеческое учение о трезвении есть величественное Таинство, которое раскрывается вступившим на путь покаяния и веры, на путь возрождения. Сущность возрождения Души «Собравшись все в себе и очистив ум – услышьте величие Таинства!» Так восклицает божественный и святой Григорий Палама , уясняя учение о «трезвении» или об «умном делании». Поистине святоотеческое учение о «трезвении», об опытном Богопознании, есть величественное Таинство. И наука об этом Божественном предмете у св. Отцов стройна и преславна, достойна чести ума бесплотных Ангелов, потому и названа богомудрыми Отцами:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-vnut...

Место из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор. 3:15. 4 . История бедного Лазаря и злого богача ( Лк.16:19–31 ). В том виде, в каком учение о чистилище (место испытаний перед вхождением в рай, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнем) было известно Данте, оно сформировалось в 12–13 веках: письмо папы Иннокентия IV легату Эду де Шатору 1254 года и постановления II Лионского собора (1274). Ко времени работы Данте над Комедией (1307–21 гг.) на Западе учение о чистилище было общепринято. Это определило особенности композиционного построения произведения. Комедия, в которой 14 233 стиха, делится на три основные части (кантики): Ад (Inferno), Чистилище (Purgatorio) и Рай (Paradiso). Каждая часть делится на 33 песни. Началу путешествия предшествует вступительная (Первая) песнь. Поэтому первая часть имеет 34 песни, а всего – их сто. Ад Данте изображает в виде глубокой воронки, конец которой доходит до центра земли. Представление о том, что ад находится в глубине земли, соответствует общехристианскому учению. Оно опирается на библейское учение: А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли ( Пс. 62:10 . Св. пророк Исаия говорит о падении денницы: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис. 14:15 . Во время Своей Крестной смерти Спаситель сошел во ад, чтобы вывести оттуда праведников: А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? ( Еф. 4:9 . При всей определенности указаний на место нахождения ада, Священное Писание нигде не говорит о пространственной структуре преисподней. В Комедии ад имеет архитектурные формы. Он изображен неким симметричным антиподом храма. Деление ада на девять вертикально расположенных отделений (у Данте: кругов – cerchio) не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. В Комедии девять есть производное от числа три (3х3), которое является для Данте универсальным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но усматривать в пророческой книге Ездры лишь учение Талмуда о скрытом состоянии Мессии несправедливо. Мессия обрисован здесь такими чертами, которые явно показывают в Нем не земное, а небесное существо. Учение о Мессии, как сверхъестественном существе, имеющем предвечное существование, выражено в ней с достаточной определенностью, хотя и не поставлено в органическую связь с представлением о Нем, как потомке Давида. Эта двойственность проходит красной нитью через все догматическое учение послепленного иудейства. Противоречие было устранено только христианским догматом воплощения, который чужд был автору 3 книги Ездры. 3Езд.7:29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. 29 . Мессия, как человек, подчинен закону смерти. Смерть Его не имеет никакого отношения к учению христианства о Его искупительной жертве (ср. 1Kop XV:28 ). Пророческой книге Ездры чужда мысль об уничижении и страданиях Мессии. 3Езд.7:30 И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. 30 . Ср. VI:39. Молчание в начале существования мира длилось до творения человека. В данном месте опять проводится параллель между первыми и последними днями мировой жизни. 3Езд.7:31 После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. 31 . Ср. 1 Кор (XV:26) «об этих обителях и говорит Господь» ( Uh XIV:2 ). 3Езд.7:32 И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. 32 . По словам Амвросия (De bono mortis, X) «об этих обителях и говорит Господь ( Uh XIV:2 ), что у Его Отца много обителей, которые Он приготовит для своих учеников, восходя к Отцу». 3Езд.7:33 Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. 33 . О престоле, на котором будет восседать Судия мира, упоминают книга пророка Даниила (VII:9) и Апокалипсис (XX:11). На последнем суде не будет места жалости и долготерпению. «И минует сострадание (et pertransibunt misericordiae), и удалится долготерпение». 3Езд.7:34 Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. 3Езд.7:35 Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. 35 . Дела, которые каждый совершил последуют за ним на суд ( Omkp XIV:13 ) и за них будет достойным образом воздано (ср. Uc XL:10 ). Последняя мысль в рукописях передается в такой форме: «и неправды не будут покоиться». Подобно тому, как поступки праведников не будут оставаться в безвестности, так и неправды и злодеяния грешников совершавшиеся под покровом тайны, предстанут пред очами всех 2 . 36 Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей – за отцов, согрешивших в пустыне;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они учили только тому, что заповедал им Господь: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), и что внушал Святой Дух: «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ), «от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ), – т.е. Его учение – не иное, Мое, и Его учение – одно и то же; откуда Я должен был заимствовать Мое учение, из того же источника и Он будет заимствовать. Апостол Иаков, как раб Иисуса Христа ( Иак.1:1 ), исполнитель Его воли, не устанавливает, а дает заповедь о таинстве елеосвящения, известном читателям послания священнодействии, совершающемся «во имя Господне» ( Иак.5:14 ) т.е. по заповеди, воле Господа. Апостол повелевает, чтобы больной призвал пресвитеров Церкви, причем необходимо предполагается, что пресвитеры знают, зачем их больной зовет, к нему придут и по известному им чину совершат таинство. Видимая сторона таинства Видимую сторону таинства составляют: помазание больного елеем и молитва веры: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним (очевидно, лежащим, вследствие болезни), помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ). Благодатные действия елеосвящения Не елей, а «молитва веры (пресвитеров, больного, призвавшего их, вследствие своей веры в спасительную силу таинства, и окружающих больного) исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ), т.е. простятся грехи, послужившие причиною болезни (ср. Мк.2:5 ; Ин.5:14 ); безгрешности апостол не мог допускать: «все мы много согрешаем» (3:2). Господь по молитве и вере через помазание елеем дарует болящему исцеление от болезни и оставление ему грехов, очищение «от всякой скверны плоти и духа» (ср. 2Кор.7:1 ). Свидетельства древних отцов Оригена : «есть еще род отпущения грехов... когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Первая ересь папства, или его учение относительно божественного устройства Церкви Какому следовали учению в первые восемь веков западные церкви относительно божественного устройства Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к творениям отцов, признанным этими церквами православными. Между этими отцами трое по обязанности (ex professo) трактовали об устройстве Церкви: Это Киприан, епископ Карфагенский, Августин, епископ Иппонийский, и Викентий, монах Лиринский. Изложим их учение. В сочинении об Единстве Церкви, св. Киприан выражается следующим образом: 7 «Господь сказал Петру: «Говорю тебе ты Петр и на сем камне создам Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее, и дам тебе ключи царствия небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небе, и что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небе». Он снова сказал ему после Своего воскресения: «Паси овцы Мои», и создал Свою Церковь на нем одном и ему вручил Свои овцы для пасения. Хотя, после Своего воскресения, Он даровал всем апостолам ту же власть и сказал им: «Как послал Меня отец, так и Я посылаю вас: примите Духа Святого; если вы отпустите кому-либо грехи, будут отпущены ему; если удержите, будут удержаны»: однако, во свидетельство единства, Он учредил одну кафедру, 8 и Своею властью установил, чтобы это единство, по своему началу, происходило от одного. Конечно, и прочие апостолы были тем же, чем был Петр и разделяли вместе с ним ту же честь и ту же власть: но эта власть вначале появилась в единстве, дабы Церковь Христа представлялась единой, и чтобы кафедра была единой. Поэтому все суть пастыри; и стадо является единым; его пасут все апостолы в общем согласии, так что Церковь Христа обнаруживается в своем единстве». Таким образом, по учению св. Киприана, власть и достоинство были тождественными у всех апостолов; все они вместе обладали единой властью, или единой кафедрой и св. Петр не был в Церкви большим, чем другие. Если бы его апостольство было особенным, то он обладал бы двумя кафедрами; своею и кафедрой других апостолов; но существует только одна кафедра, в которой Петр и другие апостолы принимают одинаковое участие; и только посредством этой единой кафедры является единство стада Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Петра (2 Пет.1:4)».    Для того чтобы совершенное Христом искупление стало фактом жизни того или иного человека, необходимо уверовать во Христа как Искупителя, принять Его учение, последовать за Ним, т. е. возыметь желание стать Христовым, научиться мыслить и действовать в духе Христа. К этому призывает ап. Павел: ...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп.2:5). Однако всего этого еще недостаточно для усвоения плодов искупления. Для этого дело нашего искупления, совершенное Господом Иисусом Христом, должно непосредственно перейти в дело нашего освящения.    Земная жизнь Господа Иисуса Христа уже была освящением мира. Живя на земле среди людей, Господь освятил Своим присутствием человеческую природу в целом, восприняв человеческую душу и тело, общаясь с людьми, разделяя с ними их скорби и радости, исцеляя недуги. Но в полном виде освящение произошло в ниспослании Святого Духа с дарами спасающей благодати.    В прощальной беседе с учениками Христос говорит: Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5), т. е. ничего доброго. При этом важно заметить, что ветвь, даже если она находится рядом с лозой, не может привиться к ней сама собой. Необходима внешняя сила, которая бы эту ветвь очистила и соответствующим образом присоединила к лозе, сделав затем все необходимое, чтобы та вновь не отпала. Так же и мы не можем присоединиться ко Христу своими собственными силами: одного нашего желания и наших усилий для этого недостаточно. Сила, которая нас со Христом может соединить, — это Святой Дух, Которого Господь обещал послать от Отца: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин.14:16). В соответствии с обетованием Спасителя, Святой Дух видимым образом сошел на апостолов в день Пятидесятницы.    Священное Писание говорит, что именно Дух Святой является той Силой, Которая усвояет нам плоды искупительного подвига Христа Спасителя. Сам Господь говорит: Дух истины... наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:13-14). По толкованию свв. отцов, «Мое», которое возьмет Святой Дух, есть учение Христа Спасителя. Иначе говоря, Господь открыл человечеству истину о Боге, о человеке, о спасении, но окончательное уразумение, наставление в истине осуществляется Святым Духом, Который усвояет нам учение Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Призыванием в Царствие Божие определяется понятие и о направлении слова Христова. Оно не есть учение, питающее только любознательность ума человеческого, а созидающее новую духовную жизнь в человечестве чрез проведение в его сознание истинного идеала человеческого совершенства и чрез указание способов приближения к нему. Сам Господь указывает на опыты благотворности Своего учения в применении его к жизни как на лучшие средства убеждения в его истине: «Кто хочет творить волю Отца Небесного, говорит Он, «тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» ( Ин.7:17 ). Оторванное от жизни учение Христово представляет для ума человеческого непримиримые противоречия, – напротив, направляемое к жизни, оно становится для нас в каждом частном случае руководящим светом. Однажды апостолы, оскорбленные тем, что жители одного селения самарянского не приняли их Учителя, возревновали о чести Его и просили, чтобы Он позволил им, по примеру пророка Илии, низвести огонь с неба и истребить их, но Господь сказал им: «Не знаете. какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать» ( Лк.9:52–56 ). Как цельность в исповедании учения веры, так и цельность во взглядах на жизнь, установленных словом и примером Спасителя нашего, у апостола Павла равно называются духом Христовым; «Кто духа Христа не имеет, тот и не Его» ( Рим.8:9 ). Поэтому и весь характер учения христианского так определяет тот же апостол: «Слово мое и проповедь мая не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ). Слова на 64–71 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна Филарет, архиеп. Черниговский. «Учение о Слове» Ин.6:64–65 . «Но суть от вас неци, иже не веруют Сего ради рех вам, яко никтоже не может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего». Причина, почему слова о Теле и Крови Христовой кажутся странными, заключается в известных слушателях и их расположениях. Ни обширность разума, ни строгость характера сами по себе не спасут никого от слабой и неверной веры: и разум, и воля больны в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин.5:20 ). «Знаем мы, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Откуда же мы это узнали? От Матери нашей – Церкви Святой. Она научила нас веровать так. Иисус Христос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, явившись на землю во плоти, ради нашего спасения, благоволил принять на Себя вместе с царским и первосвященническим служением и пророческое, учительское. И был Он и есть единственный Учитель, Просветитель мира. Сам Он сказал о Себе: един есть учитель ваш Христос ( Мф.23:20 ). Это и значит, что Он есть единственный и всемирный Учитель, Пророк. Как Бог , Он Учитель всеведущий. Как Господь всех, Он учит от Себя. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь, обыкновенно начинали свое учение от имени Бога ветхозаветные пророки. Аз же глаголю вам, говорил Господь Иисус Христос. Он учил не как уполномоченный только передать не Свое учение, а яко власть имея ( Мф.8:29 ), и со властью бе слово Его ( Лк.4:32 ). Чему же учил Господь наш Иисус Христос? Почитай святое Евангелие, послания святых апостолов, т.е. все книги Священные нового Завета, почитай творения св. отцов Церкви, определения соборов святых и правила церковные, и ты сполна узнаешь, чему Он учил. Все, что нужно нам знать для того, чтобы Богу угодить и душу спасти, обо всем этом благовествовал Господь Иисус. Святая Церковь кратко изложила учение Его в Никео-Царьградском символе веры , который мы читаем и поем ныне. В нем указаны все главнейшие предметы учения Спасителя о том, как всякому члену Церкви Христовой должно веровать. Но Спаситель ясно указал, что веры одной, хотя бы и правой недостаточно для спасения человека. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Воля Божия выражена была и в заповедях закона Моисеева. И Спаситель повелел исполнять их. Но Он сделал к ним дополнения и новые откровения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Составители проекта по неясной причине не изложили столь важное учение. Хотя в разделе о заупокойных чинопоследованиях через 130 страниц говорится, что «благодаря молитвам Церкви посмертная участь умерших может быть изменена» (с. 203), но какая это может быть участь и, следовательно, каков смысл заупокойной молитвы,— ясно не сказано. Не объясняется также, что кроме заупокойного богослужения, умершим «к достижению блаженного воскресения вспомоществовать могут приносимые за них молитвы… и благотворения, верою совершаемые в память их» (Катехизис свт. Филарета). Не сообщается и о традиции чтения Псалтири по усопшему после его погребения. Последние времена В разделе о последних временах (с. 73–74) целесообразно было бы кратко изложить учение о начертании Антихриста (Откр. 13) в толковании святых отцов Православной Церкви. Думается, это может стать весомым аргументом против современных эсхатологических лжеучений, приравнивающих это начертание к ИНН, и тому подобного. Знать это особенно важно для людей, лишь вступающих в Церковь через таинство Крещения, к которым в первую очередь и обращен проект Катехизиса. Всеобщий суд Неясно выражено учение о вечной участи грешников, а также те критерии, по которым Бог будет судить людей. Упоминаются дела милосердия и притча о Страшном суде (с. 75). Однако нам открыты и другие критерии суда, кроме дел милосердия. Так, требуется крещение и вера. Христос говорит, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Нужно избегать тяжких грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). Список, конечно, можно продолжать. Отчасти этот недостаток восполняется в других частях, где говорится о христианской жизни. Однако именно здесь, в разделе о суде и посмертной участи человека, требуется ясно показать связь нашей веры и нравственности с Божиим приговором.

http://bogoslov.ru/article/5493616

Так и Симон по наставлению отца его дьявола вселяет во многих людей злобу и многих соседей соблазняет покушением на твое царство. Я же надеюсь, что силой Господа моего Иисуса Христа скоро откроется, кто он такой. И насколько собирается вознестись на небеса, настолько же погрязнет в глубине адовой, где плач и скрежет зубов». Нерон сказал: «Каково учение Христа, твоего учителя?» Сказал Павел: «Учение моего учителя, о котором ты спрашиваешь, принимают не все, но только чистые сердцем и приступающие к нему с верой, сколько ни есть их, смирению и любви – этому научил Господь. И я от Иерусалима и до Иллирии претворял слова мира, как научился у него. Научил возвышать друг друга почитанием; имеющих богатство – не возноситься, не надеяться на тленное богатство, но на Бога возлагать свою надежду; убогих – радоваться в своем убожестве. Отцов научил воспитывать своих детей в страхе Божьем, детей – внимать родителям в учении о спасительном пути. Научил же неверующих веровать в Церковь , в единого Бога Отца Вседержителя, невидимого и непостижимого, и в Сына его единородного Господа нашего Иисуса Христа. Это мое учение не от человека, не через человека, но было мне дано Иисусом Христом, говорившим со мной с небес. И он послал меня на проповедь, сказав мне: «Иди, потому что я с тобой, и все, что ни скажешь или сделаешь, я оправдаю»«. Когда же Петр это произнес, Симон сказал Нерону: «Знай, добрый царь, что эти двое сговорились против меня, потому что я – истина. Эти же замышляют враждебное мне». Петр же сказал: «Никакой истины в тебе нет, а все, что ты говоришь, ложно». Симон сказал: «Добрый царь, эти люди смутили и пленили твой ум». Нерон сказал: «Так и ты мне о самом себе еще ничего не засвидетельствовал». Сказал Симон: «Сколько добрых дел и знамений мной тебе показано, удивляюсь, как ты можешь от меня отречься!» Нерон сказал: «Я от тебя нисколько не отрекаюсь, но, раз спрашиваю, отвечай мне». Симон сказал: «Больше не скажу тебе ничего». Нерон сказал: «Потому что ты лжешь – вот из-за чего ты это говоришь, и впредь считаю тебя ничтожеством, потому что нашел тебя во всем лживым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010