Как велика была эта сумма, мы не знаем. Подлежали ли эти лица годичной поголовной подати? О священниках известно, что они освобождены были султанами от этой подати. 76 О прочих священных лицах нельзя сказать ничего положительно верного, хотя и есть одно свидетельство, показывающее, что они подлежали поголовной подати. Это свидетельство принадлежит к концу 17 и началу 18 века, и находится у Эльснера в его «Новейшем описании состояния христиан в Турции», где в гл. 7 говорится, что «духовные дают (в казну Дивана) больше (мирян): диакон – два дуката, архимандрит – четыре, епископы и архиепископы платят большую и неограниченную сумму, вообще по произволу великого визиря и пашей». 77 Все монастыри обложены были годичной податью, соответственно богатству и благосостоянию каждого из них. Так напр. из афонских монастырей лавра св. Афанасия вносила в казну Дивана 110 талеров, Ватопед и Хиландар платили по 100, Ивер 85, Есфигмен – 25 и проч. 78 Кроме обыкновенных податей, духовенство греческое отягощаемо было чрезмерными налогами, возникавшими особенно в военное время, и иногда совершенно незаконно. Так во 2-й половине 16 столетия Иверская обитель подверглась чрезмерному налогу по одному подозрению турецкого правительства, будто иноки ее доставляли латинянам пищу. 79 Этим налогам подвергались преимущественно монастыри. Чтобы удовлетворить им, монастыри не редко должны были продавать церковную утварь или прибегать к займу, в противном случае подвергались бедственной участи. 80 К роду податей можно отнести и подать девиссирме или десятину детей (decimamio liberorum, la decime, Devissirme). 81 Эта подать при преемниках Магомета 2 сделалась самой тяжкой и невыносимой для греков. Турецкие сотники, являясь в сопровождении отряда янычар в места, населенные христианами, вопреки всем правам справедливости и очереди, отнимали у известного семейства всех детей, если они были все здоровы и красивы, имея при этом в виду и свою пользу; не редко они схватывали детей, попадавшихся им на встречу, и присваивали себе, или же возвращали их родителям за богатый выкуп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колокольное искусство России как оно есть И чего только нет на этой ярмарке: мед и воск, в виде разнообразных свечей, разноцветные ситцы и лен, монастырские поделки и пряники, копченая рыба, разнообразная церковная утварь и литература от многочисленных издательств… Народ, не смотря на будний день, толпится на ней с самого утра, и все это происходит на ВВЦ в павильоне 69, выставка-ярмарка заняла большую часть его площади, и внутри павильона между выставочными стендами просто не протолкнуться. Но я зашел сюда не для того, чтобы купить что-нибудь, а чтобы узнать о том, что нового происходит в области колокольного искусства в современной России, поскольку выставка называется «Церковный звон колоколов». Однако среди многочисленных выставочных стендов (больше 400) колоколам оказались посвящены всего два. Что ты будешь делать? Явно не туда попал, название выставки, как оказалось, не больше чем символ церковного благообразия и никак не связано с ее колокольной специализацией. Немного подумав, подхожу к одному из стендов, на котором выставлен набор из пяти колоколов. За столиком у стенда солидный мужчина средних лет: «Здравствуйте, можно с вами пообщаться для прессы?». При слове пресса на лице мужчины не отражается даже тени улыбки: «А что непосредственно вас интересует?». Разговор не клеится с самого начала, но это недоверие собеседника, как человека дела, ко мне, человеку слова, мне даже чем-то нравится, не любит он, наверное, болтунов; а разговор склеится сейчас, слово за слово, так, как это обычно бывает. Олег Вячеславович Радченко - мастер-литейщик из Воронежа - Расскажите пожалуйста об этих колоколах, которые перед нами висят? - Перед нами минимальный набор необходимый для уставного церковного звона, на котором уже можно сыграть православный трезвон. Это звонница для небольшого сельского храма, но звон этих колоколов уже будет слышен километров за 10-15, в зависимости от погоды, направления ветра и места, в котором храм находится. В дополнение к этому минимальному набору не помешал бы еще благовест – колокол весом больше 500 килограмм , басовый. Вот эти колокола альтовые (показывает), а эти маленькие зазвонки, наподобие первых голосов в хоре. Но если настоящего благовеста нет, то вот этот колокол, самый большой из тех, что перед нами, он 150-килограммовый, может в небольшом храме исполнять роль благовеста.

http://pravoslavie.ru/518.html

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири 12 апреля 2024 г. 14:48 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к главам митрополий, Преосвященным архипастырям епархий, оказавшихся в зоне паводка, духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения. «С большой тревогой наблюдаю за развитием чрезвычайной ситуации, вызванной масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири. В результате разгула стихии в зоне подтопления оказались тысячи жилых домов и хозяйств, православных храмов и объектов социальной инфраструктуры, десятки тысяч людей не только потеряли кров, но и лишились пропитания», — говорится в Патриаршем обращении. «Всем сердцем сочувствую вам, мои дорогие, и молюсь о скорейшем прекращении этого небывалого по размаху природного бедствия, — отметил Святейший Владыка. — Знаю, что духовенство и миряне стремятся всячески поддерживать пострадавших, помогают с эвакуацией жителей, организуют доставку чистой питьевой воды и хлеба тем, кто отрезан от суши большой водой, кто находится в пунктах временного размещения. Известно мне и о случаях, когда, являя мужество и ревность по Богу, священнослужители и миряне предпринимали попытки спасти ценные церковные книги, старинные иконы и священную утварь из подтопленных храмов». «Господь да укрепит телесные силы и благословит добровольцев, являющих истинную христианскую любовь, милосердие и солидарность», — призвал Святейший Патриарх Кирилл и сообщил, что дал указания Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению «оказать всю возможную поддержку пострадавшим». «Надеюсь, что социальные отделы епархий также продолжат свою важную работу по помощи всем нуждающимся», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. «Великодаровитый Владыка Неба и земли, Щедрый Создатель, из Которого всё, Им и к Нему (Рим. 11:36), да укротит водную стихию, да споспешествует трудящимся над преодолением последствий катастрофы и помилует всех нас», — заключил Святейший Владыка. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Киевский князь Владимир Святославич присоединил к Т. часть восточного Крыма, посадил здесь княжить своего сына Мстислава Храброго, который украсил город соборной церковью. С 1117 г. Т., превратившуюся в крупный ярмарочный центр, контролировали половцы. В 1127 г. Русь под их давлением окончательно оставила Тмутаракань. К концу XII в. упоминания о ней навсегда исчезают со страниц русских летописей. Эти земли ненадолго вновь стала контролировать Византия. В 1223 г. город был разрушен монголами, затем заново отстроен и под названием Матрика включен в состав Золотой Орды. Свое значение порт Матрики сохранил и при господстве Генуи, когда он стал называться Матрега. Тамерлан – см.: Тимур. Тамплиеры – «храмовники», военно-монашеский рыцарский орден, получивший свое название от франц. «тампль» – храм. Орден был создан в 1119 г в Палестине для защиты христианских паломников, направлявшихся в Иерусалим. Его резиденция, по преданию, была выстроена в Иерусалиме на месте легендарного храма библейского царя Соломона. После краха движения крестоносцев Т. перенесли свою деятельность на острова Средиземного моря и в западную Европу, где имели массу поместий (комтурий), занимались ростовщическими операциями. Орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в 1307 г., а его сокровища и имущества конфискованы. Танаис – древнее название реки Дон. Таормина – город на острове Сицилия. Тао-Тайк – средневековое армянское княжество на территории южной Грузии (ныне Турция). Тарвада – она же лабида, лжица. См.: церковная утварь, потир, Причащение. Тарихевт – коптильщик рыбы, заготовщик ее впрок. Тарихопол – торговец копченостями. Тарон – средневековое армянское княжество. Одноименная фема была создана Византией в 960-е гг. путем раздробления и завоевания Таронского княжества, вербовкой на службу местных правителей и другими испробованными методами проникновения. Тактикон 970-х гг. называет в составе Т стратигии Хойта, Хавчича, Мелте и др. Как правило, центры стратигий были одновременно центрами армяно-халкидонитских епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Игумен Петр (Еремеев): Фестиваль «Сорок сороков» возвращает Москве традиции церковного городского праздника 7 сентября 2012 г. 16:51 1-2 сентября 2012 года в рамках праздничных мероприятий в честь Дня города в Москве впервые прошел православный фестиваль «Сорок сороков». Перед шестью храмами в разных районах столицы были организованы музыкальные концерты, в некоторых приходах проведены православные ярмарки и мастер-классы. Организаторами «Сорока сороков» выступили Департамент культуры города Москвы, Синодальный информационный отдел и Российский православный университет . О первых впечатлениях от фестиваля в интервью порталу Патриархия.ru рассказывает ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) . — Первый опыт участия московских храмов в программе празднования Дня города — насколько удачным он оказался? — Никто не будет спорить с тем, что история московских храмов и монастырей — это яркая страница истории нашего города. Сокровищница столичной культуры. Дело здесь не только в том, что в храмах находятся знаменитые иконы, утварь и фрески. Речь о той живой традиции религиозной культуры, которая и раньше, и сейчас оказывает огромное влияние на культуру народную. Это богослужебные традиции и связанные с ними семейные обычаи, которые всегда сопровождали бытовую жизнь верующих и которые сегодня повсеместно активно возрождаются. Именно так церковная культура как неотъемлемая часть культуры народной и была в ходе нашего фестиваля показана его гостям. Наша программа очень органично вплелась в полотно всего многообразия праздничных мероприятий Дня города. Фестиваль «Сорок сороков», по оценкам его участников — как тех, кто был приглашен специально, кто пришел благодаря рекламе, так и случайных прохожих, — удался. Судить об этом можно по отзывам тех, кто посетил в эти дни прихрамовые концертные площадки, по впечатлениям приглашенных музыкальных коллективов — участников концертов. — Была ли какая-то специфика у каждого конкретного храма как участника фестиваля? — Да, отличительной чертой праздничных программ «Сорока сороков» стала привязка темы каждого концерта к истории того храма, перед которым он проводился. Концерт во дворе нашего университетского храма под Вязом был молодежным и назывался «Студенческая осень». Район Лефортово известен как место средоточия военных учреждений, поэтому концерт при лефортовском храме назывался «Песни русской славы». Совершенно неожиданная и очень удачная программа получилась у Илиинского храма в Черкизове, объединившего усилия с Домом творчества детей и молодежи «Преображенский». Благодаря такому творческому союзу получился великолепный праздник для детей и взрослых, концерт с участием молодежных групп.

http://patriarchia.ru/db/text/2453332.ht...

«Литургия» – книга , которая объясняет не только то, что происходит на службе. Интересно, ненавязчиво и к месту здесь подается общий контекст истории православной веры, ее догматики и символики. Дети узнают, о чем и зачем мы молимся на ектениях, кто написал великие христианские литургические гимны, какие евангельские события вспоминаются в тот или иной момент службы. Здесь можно найти и то, что ребенок видит непосредственно в храме: символику и расположение икон, значение цвета в облачении духовенства, священные сосуды и утварь, смысл действий священника и диакона. А еще дети получают представление о том, что происходит за закрытыми вратами и почему в это время нужно вести себя благоговейно. / Книгу придумала (и изначально нарисовала для своих детей) Анна Сапрыкина – филолог, кандидат педагогических наук и мама семерых детей. Как теоретик и практик семейного воспитания, она знает, что и какими словами объяснить ребенку, чтобы тронуть его ум и сердце. Благодаря этой книге литургия предстает не отстраненным действием, а живым и понятным, участником которого является и сам ребенок Иллюстрации нарисовала Елизавета Цымбаревич. Они получились теплыми, живыми, близкими одновременно и к иконографической традиции, и к детскому восприятию мира. Небольшие рисунки есть на каждой странице. Они иллюстрируют происходящее на службе, показывают ребенку важные моменты из Священного Писания. Их главное достоинство – наглядность. Ребенок сравнивает изображение Нагорной проповеди и чтения Евангелия священником; рассматривает апостолов, которым омывает ноги Христос; запоминает, как выглядят священные предметы; наглядно видит, что происходит во время Евхаристии в алтаре. Так литургия предстает не отстраненным действием, а живым и понятным, участником которого является и сам ребенок. Ведь само слово «литургия» так и переводится с греческого – «общее дело». Мы с детьми берем эту книгу с собой в храм почти каждое воскресенье. Старшие сын и дочка уже читают, поэтому по очереди или вместе следят по ней за службой. Иногда младшая рассматривает картинки. Это дает возможность родителям какое-то время помолиться, не отвлекаясь. Ну, а для детей литургия становится понятнее и ближе, да и все, что они видят в храме тоже. Мне кажется, это важно: входить в церковную жизнь через понимание. Хорошо, что для этого есть инструменты. Один из них – книга «Литургия. Самая главная служба» .

http://pravoslavie.ru/148346.html

Во время гражданской войны большинство воткинских священников или пропали без вести, или были расстреляны. 13–16 декабря 1918 года председателем Воткинского ЧК Линдеманом и членами революционного совета в городе проводились митинги. Один из них прошел прямо в храме. Именно в эти дни были расстреляны один из самых уважаемых людей Воткинска отец Николай Чернышев и его дочь Варвара. Колчаковцы, занявшие Воткинск 7 апреля 1919 году, разыскали тела расстрелянных и устроили в Благовещенском храме прощание с почитаемым священником и его дочерью. С декабря 1918-го по 1920 год службы в храме не совершались. Церковная утварь, изготовленная из серебра, золота и драгоценных камней, была изъята новой властью. После гражданской войны храм продолжал действовать, хотя было одинаково трудно и священникам, и прихожанам: завод уже пять лет стоял – работать было некому (многие рабочие, не принявшие советскую власть, ушли с войсками Колчака на Дальний Восток и в Китай) и не на чем. В 1919–1928 годы регулярно проводились изъятия церковной утвари, арест священников. Глубокую добрую память у воткинцев старшего поколения оставил церковный хор, пользовавшийся доброй славой далеко за пределами Воткинска – в Вятке, Перми, Уфе. Постоянный штатный состав его певчих был невелик – около 20 человек, но в него входило очень много любителей церковного пения из числа рабочих и служащих завода. Хор в его воскресном или праздничном составе был очень хорош. Послушать его в такие дни приходило много людей, в том числе и атеистов, иноверцев, людей равнодушных к религии. Всем им слушание хора доставляло огромное эстетическое наслаждение. Последним регентом хора был Григорий Дмитриевич Давыдов, хорошо известный и любимый в Воткинске человек. Он долго работал на заводе начальником цехов и лабораторий, преподавателем в маштехникуме, руководителем многих хоровых и музыкальных коллективов. Регентом соборного хора он был с 1923 года до закрытия собора в 1929 году. Как регент он проявил себя незаурядным педагогом и организатором, постоянно искал людей, одаренных хорошими голосами, много занимался с ними сам, приглашал для них учителей пения. И еще много лет спустя, уже после закрытия храма, молодежь первых пятилеток восторженно принимала на своих концертах и вечерах бывших воспитанников соборного хора, учеников Давыдова.

http://pravoslavie.ru/3677.html

Для украшения храмов потребовались мастера, способные их расписать, написать иконы, изготовить иконостасы, церковную утварь и богослужебные одежды. Так возникали иконописные мастерские, мастерские по изготовлению утвари, пошиву и украшению одежд, завес, накидок, закладок, четок, и т.п. Старшие, навыкшие и умелые в своем деле, передавали навыки и знания младшим - так постепенно формировались школы, где обучали всему потребному для богослужебной жизни монастырей. Создание икон, роспись храмов, изготовление церковной утвари и одежды - это сложные технологические процессы, требующие не только мастеров с развитым художественным чутьем и вкусом, но и мастеров, владеющих ремеслом технического свойства. Ведь для того, чтобы, например, расписать стены - требуется их подготовка. Если это фреска по сырой штукатурке, то техническое мастерство является залогом успеха и художественного, ибо грамотное нанесение слоя штукатурки, по которому будет произведена роспись, изготовление трафаретов, специальных инструментов, кистей, красок, грунтов невозможно произвести без знания техники, рецептов, правильного выбора сырья и качественного изготовления инструментов. Иконопись также невозможна без качественного изготовления досок, изготовления грамотно замешенного и нанесенного на доску левкаса, который также еще и специальным образом обрабатывался перед началом иконописи. Иконы вставлялись в иконостасы и киоты. Для их изготовления нужны были первоклассные столяры. Создание утвари технологически еще более сложный процесс, связанный с обработкой металлов ковкой, литьем, чеканкой, плавкой, гравировкой, покрытием их золотом, серебром,. Также это связано и с дорогостоящей, технологически сложной обработкой драгоценных камней, созданием эмалей, драгоценным шитьем, биссероплетением, раскроем тканей, окраской изделий и т.д. и т.п. Для всего этого нужны специалисты - знатоки своего дела, нужно хорошее сырье, мастерские для изготовления, специальные печи и топливо для них, инструменты, станки, склады и еще многое-многое другое, чего невозможно даже перечислить в коротком списке потребного для этого изготовления. Но все это имелось в монастырях - и понятным становится, как трудно было подготовить таких универсальных специалистов, ведь без школы и серьезной технологической базы - такого явления не могло бы вообще существовать.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/17/...

Музыканты ансамбля «Корела» исполнят инструментальную традиционную музыку финно-угорских народов. Организаторы подготовили разнообразную программу. Так, особое место отводится карельским продуктам на площадке Большой монастырской ярмарки, сопровождающей Форум, и в один из дней будет проходить дегустация карельского продукта марки «Сделано в Карелии». Гостям предложат отведать морошковое варенье и соленые грибочки, дабы почувствовать настоящий вкус Карелии. Проект «Здоровье православному человеку» под руководством проф. Вишнева В.Н. в течение многих лет реализует цикл общедоступных лекций православных врачей-специалистов разного профиля, все посетители смогут получить консультации по вопросам здоровья, записаться на прием в медицинские центры города. В выставке-ярмарке, которая традиционно сопровождает Форум, принимают участие около 120 экспонентов, представляющих на своих стендах литературу, церковную утварь, православные ювелирные изделия, народные промыслы, товары для здоровья. Контактная информация: тел. +7-921-993-16-43. Место проведения: Петербургский СКК. Адрес: Пр. Юрия Гагарина, дом 8. Вход 12. Время работы: с 11.00 до 19.00 часов. Первый час - вход свободный. От ст. метро «Парк Победы» каждые полчаса курсирует бесплатный автобус. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/26/pr...

Краткое обозрение истории византийского искусства Лабарта «История промышленных искусств» (Histore des arts inlustriels au moyen age et à de la renaissance par Jules Labarte. Paris. 1864), 4 тома с великолепными альбомами раскрашенных и наведенных серебром и золотом рисунков. Гасса о монастырях Афонской горы. (Zur geschichte der Athos-Klöster von Gass, professor d. Theologie in Giessen. Giessen. 1865) Искусство и ремесло всегда находились во взаимной между собой зависимости, и чем прямее отношение какого ремесла к искусству, тем необходимее и сильнее оказывалась эта взаимность. Так было при первых начатках цивилизации, так и в цветущие периоды искусства. Если назвать промышленным всякое художественное произведение, назначаемое для практического употребления, то к этому разряду нужно будет отнести не только изящную мебель, церковную утварь, изделия золотых дел мастерства, но и все назначаемые для поклонения в храмах, изображения лиц или идей, признаваемых за святыни, будут ли то языческие идолы или христианские иконы. То есть, искусство, посвящая себя служению религии, тем самым определяет себе практическую цель и некоторым образом сближается с ремеслом. Наши иконописцы, и древние и новейшие сельские, не составляют исключения из общего правила; и если их называют ремесленниками, то в этом названии нет ничего обидного; только желательно, чтобы они были ремесленники искусные и с изящным тактом. Есть целая отрасль художества, в которой ремесло с искусством составляют нераздельное единство. Это архитектура. Средневековые каменщики, которые созидали все эти великолепные готические соборы, были столько же простые работники, сколько и вдохновенные художники, украсившие порталы своих храмов величайшими произведениями христианской скульптуры. В цветущую эпоху искусства на западе, в XV и XVI столетиях, художник шел об руку с ремесленником. Многие скульпторы и живописцы вышли из золотых дел мастеров, и художник не боялся унизить свое артистическое достоинство, когда украшал лошадиный чепрак, работал узду, седло и щит. Изящество, если оно живо и сильно ощущается в публике, не сосредоточивается все сполна в статуеили картине, но, как нравственная сила, господствует повсюду, озаряя своим радужным светом всякое ремесленное изделие, с которым только может войти оно хотя бы в дальнее отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010