Утварь церковная Утварь церковная не отличается особенным богатством, но и не бедна и очень достаточна в сравнении с другими переславскими монастырями. В настоящее время считается 12-ть Евангелий; напрестольных серебряных крестов 6; богослужебных сосудов при совершении таинства причащения 6; дарохранительница 1, – кадил серебряных 5; крестов наперсных серебряных 10; блюдо серебряное 1; сосуд для освящения хлебов (серебряный) 1; серебряных сосудов для водоосвящения 2. Нет надобности входить в подробности описания каждой вещи, – для сего существует церковная опись. В настоящем описании мы представим в подробностях те из них, которые более важны других или по своей ценности, или древности, или лицам жертвовавшим. К таковым вещам относятся: 1. Евангелие в лист, на александринской бумаге с золотым обрезом, в окладе чеканном серебряном золочёном. На задней дске написано: сие Евангелие построил Святой Троице и Пресвятой Богородице и Чудотворцу Даниилу вкладчик Князь Иван Петрович Борятинский по своей душе и по сродниках своих в вечное поминовение при настоятеле той же обители Архимандрите Варфоломее в лето ЗСА (1693) Марта в 25 день. Во вкладной монастырской значится, что оно стоило тогда 350 рублей 11 алтын 4 деньги. 2. Евангелие в лист на полу-александринской бумаге, обложено сребром, – в средине Спасов образ, а по углам Евангелисты. Пожертвовано (как видно из вкладной книги) Архимандритом Варфоломеем в 7194 (1686) году. 3. Напрестольный крест с мощами, кругом обложен серебром гладким травчатым, на кресте Распятие Господне, – а над распятием Херувим – серебряные, литые, вызолочены; вокруг креста обнизано крупным жемчугом в 214 зёрен; весу в нём 4 фунта и 5 золотников г]. Надпись на нижнем конце его: «лета 7165 построил сей крест Архимандрит Варфоломей». 4. Напрестольный серебряный вызолоченный крест с финифтяными изображениями, осыпанными стразою с вычеканною на обороте надписью: «усердное приношение граждан города Мценска в 1856 г. лето». 5. Потир серебряный и при нём – дискос, звездица, два блюдца и лжица – серебряные. Весу в них 3 фунта и 33 золотника г]. На потире написано: «3PVS (1688) года сии сосуды дал вкладчик Переславля-Залесского в Данилов монастырь Боярин Князь Иван Петрович Борятинский».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Церковь Всех Святых с колокольней. Карта и ближайшие объекты Четвертая каменная теплая церковь в честь Всех Святых устроена в 1865-66 гг. на средства братьев Петра и Александра Соловьевых, освящена в 1869 г. При церкви тогда устроена 5-ярусная весьма изящной архитектуры колокольня. Среди колоколов здесь сохранился древний колокол с надписью: «лета 7207 сей колокол в Троицкий Благовещенский Киржацкий монастырь дал вкладу окольничий Алексей Иванович Ржевской по дяде своем по боярине Иване Андреевиче Милославском и по иных его родителях, которые с ним погребены в сем монастыре под церковью Всемилостивого Спаса – в нем весу 46 пудов». Всесвятская церковь весьма благолепно украшена строителями храма; она имеет отдельную ризницу, утварь и круг богослужебных книг. Вообще, все соборные украшения, утварь и ризницу нужно считать весьма богатыми. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. В середине XIX века из среды киржачских граждан явились замечательные люди, которые многое сделали для возрождения бывших монастырских храмов. В первую очередь это были представители торгового дома Соловьевых – глава семейства Александр Петрович, его сыновья Александр Александрович и Петр Александрович, внук Петр Петрович. Александр Петрович с 1844 года в течение 17 лет являлся бессменным старостой Благовещенского собора. Много заботы и старания проявил он о благолепии киржачских храмов. Обучившись иконописному делу в Троице-Сергиевой лавре, он вместе со своим сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и храма преподобного Сергия Радонежского, а также написал иконы для иконостаса. «За усердие к церкви» ему, а позже и его сыну Петру, Указом Его Императорского Величества было объявлено благословение Святейшего Синода. В 1862 году, после смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского собора был избран его сын Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды. В 1864-1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей величественны храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. В храм ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 549 пудов (8736 кг).

http://sobory.ru/article/?object=04330

Москва. Моленная Воскресения Христова и Покрова Божией Матери 2-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы - первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского манифеста о веротерпимости 1905 г. Идея постройки храма принадлежала сотрудникам В.Е. Морозова и его сыновей: И.К. Полякову, директору правлений «Товарищества мануфактур В. Морозова с сыновьями», И.И. Ануфриеву, члену правления товарищества. Построена в 1907-1908 гг. в древнепсковском стиле с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось не только в отсутствии алтаря, но также в строгости и скромности архитектурных форм и интерьера. На фронтоне звонницы были помещены фигуры двух ангелов, поддерживающих икону Спасителя (не сохр.). Все внутреннее убранство храма - иконостас, паникадила, светильники, киоты, решетки на окнах, дубовые скамьи - было выполнено по рисункам архитектора, что сообщало храму исключительную гармонию и стилистическое единство. И.Е. Бондаренко использовал основные принципы культовых построек Русского Севера, но в архитектуре храма было много деталей, характерных и для стиля модерн (майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом, наружная отделка гранитом и др.). Деятельное участие Морозовых в сооружении Токмаковского храма не ограничивалось только денежными взносами. Подаренные ими древние иконы, книги и церковная утварь стали основой внутреннего благолепия храма. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Много ценных древних икон украшают иконостас и церковь. В 1930 г. храм закрыли. В нем помещался детский театр, а после - библиотека, завод. С 1960-х гг. церковь занимал цех швейной фабрики «Космос». Ведется реставрация. Это первый храм старообрядцев в Москве, построенный в 1907-1908 гг. архитектором И.Е. Бондаренко в стиле северных церквей, с колокольней под двускатной кровлей. Для наружной отделки применен гранит, облицовочный кирпич, майолика. Особенно красива майолика на фронтоне колокольни. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Цветное стекло окон делает церковь уютной, полной древнерусской мечты. Вместимость ее 500 человек. Стоимость 150 000 р.» ( Путеводитель Машкова. С. 205).

http://sobory.ru/article/?object=03950

О сохранении церковных ценностей Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 За советский период нашей истории погибло много памятников 1 церковной культуры, среди них и храмы, и иконы, и церковная утварь. То, что осталось в наших церквях или вернулось в них разными путями, к несчастью, не всегда воспринимается как достояние Церкви. К сожалению, нужно констатировать факт отсутствия должного учёта церковных памятников, представляющих историко-художественную ценность, в большинстве приходских церквей и монастырей. Кроме этого, как отмечается специалистами, «иконы и церковная утварь часто подвергаются порче или даже уничтожению не по злому умыслу, а от неведения или даже искреннего желания “улучшить”, облагообразить внешний вид иконы, что приводит к самым плачевным результатам» 2 . Многое объясняется отсутствием понимания ценности тех или иных церковных памятников и необходимости их сохранения. Хотелось бы обратить внимание на выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Синодальной библиотеке Московского Патриархата в комплексе бывшего Андреевского монастыря 26 февраля 2009 года, где им было сказано следующее: “Без хранилища исторических ценностей человечество существовать не может. Очень легко потерять историческую память, без которой невозможно идти вперёд. Отношение к прошлому во многом определяет успех общественного развития; неслучайно, что те цивилизации, которые отказывались от прошлого, всегда терпели фиаско” 3 . В дореволюционной России сохранению и изучению памятников старины придавалось большое значение. Церковно-архео­ло­гические структуры, имевшие при себе древлехранилища, существовали почти во всех епархиях и занимались вопросами сбора и сохранения ценностей. Особое внимание этой проблеме уделял святитель Филарет Московский, при котором Московская Синодальная библиотека стала крупнейшим хранилищем рукописей. Наше недолжное отношение к прошлому, к сожалению, сказывается на организации работы по учёту, сохранению и реставрации церковных ценностей, но всё же существует понимание необходимости профессионального подхода к этой проблеме.

http://pravmir.ru/o-sohranenii-tserkovny...

Огородня Гомельская. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1900. Год утраты:1951 (сгорела) Адрес: Беларусь, Гомельская область, Добрушский район, деревня Огородня Гомельская Координаты: 52.323375, 31.547476 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Верстах в 40 от Гомеля, на границе Черниговской губернии, находятся слобода Огородня Гомельская. В сороковых годах 19 ст. в ней было около тысячи старообрядцев. Последние имели здесь свою церковь, очень хорошо украшенную. В 1832 г. церковь эта сгорела, и на месте её явился в 1835 г. молитвенный дом, устроенный внутри по подобию храма: дом разделялся на три части, здесь был иконостас, иконы, церковная утварь и другие церковные принадлежности. В 1839 г. начато было дело о построении старообрядцами молитвенного дома. По Высочайшему повелению от 16-го мая 1842 г., дом этот был запечатан, а иконостас, колокола и вся утварь церковная переданы на хранение (23 июня 1842 г.) в православную Огородницкую церковь (в селе Огородне Кузьминичской, недалеко от слободы Огородни Гомельской). Около 1848 г. житель Огородни Егор Бобров принял единоверие, а за ним и еще семейств до десяти. Сделавшись единоверцем, Бобров возбудил ходатайство о распечатании молитвенного дома и возвращении в него иконостаса, указывая на то, что с распечатанием дома многие тайные " последователи его, Боброва, явно примут единоверие. Преосвященный Анатолий, получив эту просьбу, вошел в сношение с гражданскою властью о передаче Огородницкой часовни в Епархиальное ведомство для открытия в ней Богослужения. Вследствие этого исправляющий должность начальника Могилевской губернии предписал (4 декабря 1848 г.) земскому Белицкому исправнику - узнать из-под руки секретно, не встретится ли в случае передачи запечатанной Слободской часовни каких-либо местных затруднений, т. е. судя по духу тамошних раскольников, не будет ли с их стороны каких либо беспорядков, и если не будет предвидеть никаких к тому затруднений, то немедленно передать означенную часовню со всей принадлежностью назначенному для сего настоятелю Макарьева единоверческого монастыря Гермогену " . 19 января 1849 г. молитвенный дом был принят Гермогеном и иконостас из православной церкви перенесен в этот дом без сопротивления со стороны старообрядцев.

http://sobory.ru/article/?object=61505

Подарок Богородицы В период относительной финансовой стабильности я покупал в антикварных лавках всевозможные иконы и церковную утварь. Не для себя. Постоянно открывались новые храмы, и разоренные, нищие приходы были несказанно рады таким подаркам… 10 января, 2013 В период относительной финансовой стабильности я покупал в антикварных лавках всевозможные иконы и церковную утварь. Не для себя. Постоянно открывались новые храмы, и разоренные, нищие приходы были несказанно рады таким подаркам… Что может подарить человеку Матерь Божия? Внешне Ее дары могут быть очень разными, но у всех них один и тот же внутренний смысл. Своей историей делится обладатель такого дара. Что вы подумаете, если я скажу, что у меня есть подарок от Самой Богородицы? И не просто подарок, а личный, именной. Усомнитесь в моем здравии? Когда я говорю о подарке священникам, которые меня знают мало, они вмиг умолкают и начинают пристально всматриваться в мои глаза: «Что то, видимо, я пропустил, как получилось, что этот человек показался мне вначале вменяемым?» А после моего рассказа они… Впрочем, судите сами. В начале 90-х годов люди начали массово продавать то, что долгие годы хранили в своих домах. Не от хорошей жизни, конечно. У многих пропали сбережения, были трудности с зарплатой, некоторые вынужденно сменили жилье на более дешевое и меньшего размера, а это значит, что пришлось избавляться от хоть и дорогих сердцу, но громоздких предметов. В питерские антикварные салоны и тогдашние комиссионные магазины можно было приходить как в музей. Немыслимой красоты старинные буфеты или резные письменные столы размером с «Волгу» продавались за совсем небольшие деньги. При всем желании их невозможно внести в современные квартиры, а новым хозяевам расселенных питерских коммуналок тогда было практически невозможно осознать, что вся эта рухлядь представляет художественную или историческую ценность. В моду входил евроремонт, евростандарт и прочее евро… Евролюдям хотелось поскорее отряхнуть остатки праха русской старины и побежать в новый, выдуманный кем-то евромир, наполненный евростандартными европредметами. Иконы в этот мир ну никак не вписывались.

http://pravmir.ru/podarok-bogorodicy/

Гора. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичный храм Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и мученика Никиты строился в 1877-1886 гг. на средства фабриканта А.В. Смирнова и прихожан. Иконы и утварь перенесены из сгоревшего храма, построенного в 1865 г. Церковь закрыта в 1930-е гг., ныне действует и ремонтируется. Рядом сохранилась бывшая церковно-приходская школа, здание и сейчас используется под сельскую школу. До 1764 г. деревни, составляющие Горский приход, входили в состав патриаршей Сенежской волости, и до 1862 г. были приписаны к Ореховскому храму. В переписных книгах церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 гг. некоторые деревни показаны уже существующими: в д. Кудыкино было 6 дворов, в Сальково - 2, Ликино - 4, Язвищах - 3. Деревни Гора, Новая и Высокая появляются только в переписных книгах 1705 года. В 1705 г. в д. Гора -7 дворов, 24 души мужского пола; в Новой - 12дворов, 48 душ; в Высокой - 6 дворов, 14 душ. Двором называли не «отдельную избу», а общее хозяйство большой семьи или нескольких, единицу налогообложения. В это время в Кудыкине жили уже 39 мужиков в 9 дворах, а в Ликино - 28, - в 8 дворах, в Сальково - 6 дворов и 22 души, в Язвищах - 13 дворов и 37 душ. В 1764 г. патриаршие деревни перешли в ведение казны. В 1890-х гг. в Горе было 146 душ мужского пола, в Новой - 220, Высокой - 201, Сальково - 135, Кудыкино - 221, Ликино - 173, в Язвищах - 350 душ мужского пола. В 1863-1865 гг. в с. Гора был перевезён из с. Орехово уже ненужный после построения каменного, деревянный храм. Сначала построили и освятили трапезную с престолами во имя святителя Николая и великомученика Никиты. Главный престол Рождества Божией Матери освящён в 1865 г. Деревянный храм стоял южнее ныне существующего каменного. В 1876 г. деревянная церковь сгорела, но почти всю утварь и все иконы удалось спасти. Через два месяца на средства Алексея Васильевича Смирнова была построена временная деревянная церковь (впоследствии перенесена в Дулёво). А.В. Смирнов вместе с братьями Антоновыми, Гавриловым и Яшиным задумали возвести каменный храм. Строительство началось 20 июня 1877 г., из общей стоимости церкви девять десятых (150 тыс. руб.) внёс А.В. Смирнов. В 1886 г. храм был окончательно отстроен, главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой своей смерти. В 1887 г. освящены приделы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. В 1895 г. открыта церковноприходская школа в каменном двухэтажном здании и сделана каменная с воротами и с железными решётками ограда.

http://sobory.ru/article/?object=02461

Каракол. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты В городе Каракол находится уникальный памятник истории и архитектуры, расположенный в центральной исторической части города, он является действующим духовным центром для православных христиан города. Основатель города Каракол, путешественник и военный инженер Александр Каульбарс предусмотрел для храма место несколько в стороне от тогдашнего центра города. Поначалу в 1863 году здесь был установлен временный войлочный храм. Через год с небольшим его сменил деревянный, который сгорел в середине семидесятых годов, 1876 году был заложен каменный храм из жженного кирпича, но и он не сохранился, так как был разрушен землетрясением 30 июня 1889 года. Нынешний деревянный храм, был построен в 1894-1896 годах местными мастерами. Это была красивая пятиглавая церковь с колокольней над папертью, стены были белыми, а резные части голубыми. Богослужения в храме совершались до 1932 года. Тогда он был закрыт в первый раз и варварски изуродован. Уникальный памятник архитектуры был обезглавлен, купола и колокольня разрушены до основания потолков, иконостас все иконы и вся богослужебная утварь были уничтожены. Исчезли навсегда предметы, представляющие историческую и художественную ценность: книги, иконы, церковная утварь, архивные документы. В числе последних было свидетельство об участии в церковных делах в 1885 году великого путешественника Н.М. Пржевальского, имя которого носил город. Храм был обращен в клуб, таким он простоял до начала 1944 года, когда началось массовое открытие храмов. Над храмом бал восстановлен центральный купол, увенчанный крестом. Богослужение в обновленном храме продолжалось до 1961 года, в этот же период были написаны существующие и ныне иконы и киоты к ним.  В 1961 году церковь вновь отобрали. Через некоторое время её превратили в спортивный зал ДЮСШа, а в доме на территории - горком комсомола. Здание храма лучше от этого не стало, и последние после этого десятилетия безжалостного эксплуатирования, сильно обветшало. Вместо этого здания верующим в 1962 году было предложено здание на окраине города. Здесь стояло несколько заброшенных корпусов хлебозавода. Один из них был выкуплен и приспособлен для богослужения.  На этом месте православные молились до октября 1993 года. В 1989 году началась реставрация здания храма с приспособлением его под краеведческий музей. В связи с изменившейся политической обстановкой внутри страны верующие начали требовать возвращения своей святыни и эта борьба не прекращалась несколько лет до победного конца, пока храм не был возвращен верующим.

http://sobory.ru/article/?object=03559

Кличев. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский храм Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты О храме, находящемся в местечке Кличев, упоминается с XVIII века, однако точной даты его основания не сохранилось. Располагался он в центре самого селения. В 1839 году церковь из-за ветхого состояния была отремонтирована на пожертвования прихожан. Здание храма было построено по образу Римского костела, на каменном фундаменте, деревянное, устроено продолговатым прямоугольником, с тремя глухими куполами и гонтовой крышей. Потолок был настлан досками, стены выбелены. К отоплению храм был не приспособлен. Внутри церкви стоял дощатый иконостас, который имел темно-синий цвет и состоял из десяти икон латинской живописи, расположенных в два яруса. Вся необходимая богослужебная утварь, хотя и была в достатке, однако находилась в плохом состоянии. Дом священник имел собственный, деревянный, построенный на церковной земле. Здесь также располагались и дом дьячка вместе с другими служебными постройками. Всей земли, которой обладал причт, было приблизительно 60 десятин. Возле храма находилась колокольня, которая тоже была деревянной, построенной на каменном фундаменте. В ней имелось пять колоколов: в десять, девять, три, два и в один пуд весом. К 1870 году храм столь обветшал, что почти не годен был к исправлению. Колокольня грозила падением. Поэтому в 1873 году причт просил у правительства денег на постройку новой церкви по причине ее обветшалого состояния. В 1874 году были уже составлены сметы на новую церковь, однако дела с пожертвованием затянулись. Правительство не хотело выдавать денег до тех пор, пока прихожане не собрали бы половину нужной суммы на постройку. Спустя почти двадцать лет новая церковь все-таки была построена. В 1894 году состоялось освящение нового храма, который также был выстроен из дерева на каменном фундаменте. Была приобретена новая богослужебная утварь, священническими облачениями ризница прихода стала с каждым годом увеличиваться. На начало XX века за храмом числились приходские школы в деревнях Суша и Бердо (ныне Биордо). В состав прихода входило десять близлежащих деревень с общей численностью жителей по состоянию на 1913 год 4843 человека. В деревне Суша находилась приписная церковь, освященная в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Она была построена, а вернее — переделана из часовни – в 1874 году крестьянами из деревни. Здание было деревянным, не имеющим прочного фундамента и колокольни. В 1882 году храм отремонтировали, поставили здание на каменный фундамент, крыша была перекрыта гонтом, стены покрыли шалевкой. Богослужения совершались здесь только в особые праздники священником приходской Кличевской церкви. После 1913 года о дальнейшей судьбе приписного храма в этой деревне сведений больше не сохранилось. О судьбе приходского храма в честь Святой Троицы местечка Кличева после революции 1917 года остается только гадать. Скорее всего, он был уничтожен в 1938 году.

http://sobory.ru/article/?object=28454

Оренбург. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Утраченная церковь Петра и Павла в Оренбурге Через двадцать лет после основания Оренбурга в городе насчитывалось около десяти церквей благодаря заботам его первого губернатора И. И. Неплюева. К числу первых храмов города относилась и церковь во имя апостолов Петра и Павла, построенная по ходатайству Неплюева для крепостного гарнизона «за переведением сюда из Уфы баталиона Нижегородского полку» по благословению епископа Казанского и Свияжского Луки. Началось строительство церкви в 1757 году, в 1760-м состоялось освящение. Каменный храм со сводами изящной архитектуры считался одним из лучших в городе после Преображенского и Введенского соборов. В большой пожар 1786 года здание церкви сильно обгорело и долгое время стояло в развалинах. Его хотели разобрать полностью, но этому воспрепятствовал военный губернатор Григорий Семёнович Волконский. В 1804 году он сделал представление императору Александру I о необходимости восстановления военной церкви, поскольку в городе постоянно квартировали полки. Просьба Волконского была удовлетворена, из казны была отпущена особая сумма, на которую губернатор не только восстановил церковь, но и пристроил к ней каменный Крестовоздвиженский придел одноимённой сгоревшей деревянной церкви. Сюда перенесли всю церковную утварь Крестовоздвиженской церкви, хранящуюся во Введенском соборе. В 1809 году храм вновь освятили. В следующем году по распоряжению губернатора к приходу церкви приписали весь военный и чиновничий люд города, а 1831 году и Неплюевский кадетский корпус, который до 1852 года не имел собственной учебной церкви. Вновь освящённый храм отличался большим стеклянным входным коридором. Со всех сторон церковь опоясывала ограда, внутри которой находилась могила оренбургского военного губернатора Павла Петровича Сухтелена, внезапно скончавшегося в 1833 году. В 1853 году в церкви обновили иконостас, сделали часть новых росписей, закупили новую утварь. Петропавловский храм был одноштатным, но после перевода его из военного ведомства в епархиальное, он стал двухштатным.

http://sobory.ru/article/?object=37160

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010