Если вы, братия, повнимательнее рассмотрите жизнь, как она обнаруживается у таких людей, то вы убедитесь, что я говорю правду. При таком образе жизни может ли человеческий род, равно как и отдельный человек, найти свое счастье? Но если неверие ведет человека к такому унижению, то расчет его найти в нем свое спасение неверен, и мы поэтому не должны в нем искать его. Вера же доставляет ему счастье и спасение, ибо она возводит человека на высоту его нравственного совершенства и человеческого достоинства. 2 . Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его – так говорит Псалмопевец о достоинстве человека, и мы вполне согласимся с ним, если рассмотрим, как учит нас о достоинстве человека вера, и из этого размышления мы извлечем новое для себя побуждение жить сообразно с этим высоким нашим достоинством. а) Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему ( Быт.1:26 ) – так сказал Бог, когда вознамерился создать человека. И создал Господи Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ) – так учит вера словами Священного Писания о сотворении человека. Итак, он есть творение Всевышнего, вызванное к бытию посредством особенного Божия совета, – творение, одаренное бессмертной душой, созданное по образу Божию и по подобию, имеющее разум познавать истину и свободную волю творить добро. Если мы рассмотрим только это немногое – и тогда уже какое достоинство приобретает в наших глазах человек! Как высоко поставлен он между другими видимыми предметами! И однако одним этим Бог не ограничился. Мало того, что Он сотворил его по образу Своему, но одарил его еще высшими, сверхъестественными дарами. Он создал его совершенно святым и праведным; Он удалил от него всякое преобладание чувственности; Он даровал ему высокое познание естественных, видимых предметов и еще высшее познание Бога и удостоил его непосредственного общения с Собою – явился в отношении его не как только всемогущий Творец, но и как любящий отец. Он ввел его в рай, в котором он мог жить и никогда не умирать. Этого мало: Бог не лишил человека Своей любви и тогда, когда тот согрешил и утратил естественный образ Божий. И тогда, когда грех возобладал над людьми, когда они, изгнанные из рая, блуждали по земле, вдали от Бога и забыв Бога, – они не были забыты Богом. Своего собственного Сына послал Он для того, чтобы спасти их и восстановить в них утраченный образ Божий. И каждый, кто в Него верует и крестится, приобретает этот образ – эго усыновление и право на небо, на общение и внутреннее единение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

" Господи! – взывает Иов, – не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?» ( Иов.13:25 ) Как посланник всего ветхозаветного человечества взывает Иов, как бы говоря: «Господи, не скрывайся, откройся силою Твоею, мудростью Твоею, открой истину Твою в мире!» И такое сыновнее человеческое воззвание должно было вырваться из земли, потому что только оно способно было пройти небеса и достичь престола Божьего и, в ответ себе, низвести на землю Величайшую Благодать Усыновления. Здесь голос всей земли, трепетно приготовляющейся к пришествию Богочеловека! Книга Иова читается в храме во время Страстной Седмицы, когда в сознании верующих проходят страдания Спасителя, и Иов, по мысли Церкви, является прообразом Спасителя, безвинно страдающего праведника, Сына Божия, Бога. В шестнадцатой главе книги Иова мы читаем пророческие слова: «Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам, все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивых бросил меня» ( Иов.16:10 ). Никто Иова не бил по щекам, никто его не бросал в пасть к беззаконникам, однако, он в таком пророческом светлом исступлении чувствует на себе уже дух Богочеловека и говорит те слова, которые потом Апостолы целиком применили к страданиям Богочеловека и которые исторически исполнились в точности и считаются одним из библейских пророчеств о Христе. «Лицо мое побагровело от плача и на веждах моих тень смерти. При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста. Земля! Не закрой моей крови и да не будет места воплю моему. И ныне, вот на небесах Свидетель мой и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим»! ( Иов.16:16–21 ). Опять глубочайшее постижение. Величайшее алкание духовное, стремящее человека к живому соединению с Богом. Этот старик, полумертвый Иов, за 2000 лет до Рождества Христова свидетельствует, что Свидетель и Заступник его в вышних – на небе, и что сын человеческий может обращаться к Богу так, как он, Иов, обращается к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/taina-...

Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как Царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: " осанна Сыну Давидову! " (Мф. 21, 9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ тем же языком кричал: " распни, распни Его! " (Лк. 23, 21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда, по принятии Святых Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви-забываем все: и свое благоговение, и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодия, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть и не кричим другому: " Распни! " , сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи! Епископ Феофан Затворник (107, 92-93). По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас-сосуд Божественного Таинства, каждый из вас-храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его (111, 77). Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения- поддерживай усыновление, поддерживай единение. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 104). ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " (Иак. 5, 14-15). Помазую тебя святым елеем во имя Отца и Сына и Святого Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый... но да обитает сила Христа Бога и Святого Духа, чтобы ты через совершение этого таинства, через помазание святым елеем и нашу молитву, силою Святой Троицы уврачеванный, удостоился получить прежнее и совершенное здравие. Святитель Григорий Двоеслов, из молитвы (113, 622). Когда ты заболеешь и если ты веришь в эти слова: " Господь Сил " и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу как свойственные Его природе, тогда произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (то есть обращающиеся к волхвованию), ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне " . Святитель Кирилл Александрийский (113, 622).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 172–173) 1 . Господь и Спас наш Иисус Христос среди прочих спасительных заповедей дал Своим ученикам, спрашивавшим Его, как им молиться, тот вид молитвы, который и вы также узнали в полноте из нынешнего чтения. Пусть же любовь ваша сейчас послушает, как Он учит Своих учеников молиться Богу, Отцу всемогущему: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему» 652 . Под тем, что Он называет «комнатой», Он имеет в виду не скрытое от посторонних глаз жилище, а то, что внутренние покои нашего сердца нужно открывать только Отцу 653 . Мы должны молиться, затворив двери, то есть, закрыв таинственным ключом грудь нашу для дурного помысла, и с закрытыми устами говорить умом с Богом. Бог же наш слушает нашу веру, а не голос. Так что нашу грудь нужно запереть ключом веры против нападений врага, а открывать одному только Богу, ведь она, как мы знаем, – Его храм, так что в наших мольбах мы будем призывать Того, Кто обитает в наших сердцах 654 . Итак, Слово Божие и Божия Премудрость, Христос Господь наш, научил нас молиться такой молитвой: 2 . «Отче наш, сущий на небесах» 655 . Это – слова свободы и полное доверие. Поэтому вы должны жить в таких нравах, чтобы быть и сыновьями Божиими, и братьями Христовыми. Ведь какую дерзость нужно иметь, чтобы решиться назвать Бога «своим отцом», в то время как бесчестишь Его волю? Так что показывайте себя достойными божественного усыновления, ибо написано: «Тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими» 656 . " Да святится имя Твое» 657 ; мы просим этого не потому, что наши молитвы освящают Бога, Который всегда свят, но для того, чтобы имя Его святилось в нас, чтобы мы, освящающиеся в крещении, усердствовали в том, чем начали быть 658 . «Да приидет Царствие Твое» 659 . Но есть ли такое время, когда не царствуст Бог наш, Чье царство бессмертно? 660 Нет; но, когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», то просим, чтобы пришло наше царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Что значит это двойное утверждение? Прежде всего, здесь нет простого равновесия между богословской мыслью и внутренним движением молитвы, а есть первенство молитвы. «Кто молится, тот богословствует» – сказано с абсолютной достоверностью. Он богословствует в глубочайшем смысле слова. Знаем мы это или нет, полностью осознаём или нет, молитва сама по себе – личное отношение человека не просто с Богом, а именно с Богом-Троицей. Если только молитва есть, то она есть везде – в движении, в порыве, в том, что шепчет Дух Святой человеческому сердцу. Она есть уже в самом желании молиться. Великий мученик начала II в., ученик Иоанна Богослова св. Игнатий Антиохийский говорит в своём Послании к Римлянам: «Есть некая живая вода, которая шепчет во мне: приди к Отцу» (VII 2) 32 . Мы находим это у Отцов Церквй. Св. Серафим Саровский говорит, что мы без конца призываем Святого Духа, а между тем, когда Он пребывает в нас, нам болыпе незачем его звать. В настоящей молитве молюсь уже не я, но Святой Дух молится во мне. В Павловых Посланиях два отрывка, взаимно схожих и дополняющих друг друга, позволяют лучше постигнуть тайну действия Святого Духа в сердце человека: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” ( Рим. 8:15 ). «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва Отче!”». В Послании к Римлянам мы взываем Духом: «Авва Отче!», в Послании к Галатам сам Дух вопиет в нас: «Авва Отче!» Прежде всего, слово «Авва». Оно арамейское, в текстах встречается редко и означает «отец» с оттенком близости и ласки: «батюшка». Евреи не смели так именовать Бога. Нас этому научил Иисус, Который открыл нам и имя «Отец»: «Я открыл Имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне...» ( Ин. 17:6 ). Можно поставить эти два отрывка из посланий апостола Павла в связь с единственным местом в Евангелиях, где появляется это слово: в Евангелии от Марка Иисус восклицает в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего я хочу, а чего Ты» ( Мк. 14:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Если за имя Христово злословят вас, то вы блаженны. Ибо Дух славы и силы, Дух Божий на вас почивает. Теми он хулится, а вами прославляется. Только бы кто из вас не пострадал как убийца, или тать, или злодей, или как мятежник. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией, Ему, как верному Создателю, да предают души свои, делая добро По наставлению апостола Павла, попускаемые Промыслом скорби должно принимать с величайшею покорностию Богу, как и Апостол принимал попущенные ему искушения: благоволю, говорил он, в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе По наставлению святого апостола Петра, при нашествии скорбей должно предаваться всесвятой воле Божией и с особенною трезвенностию, твердо держаться Заповедей Божиих, от которых враг старается во время скорби отторгнуть помыслами печали, безнадежия, ропота, гнева, хулы. Всю печаль нашу возвергнем на Бога, яко Той печется о нас Подобает нам иметь всяку радость, то есть величайшую радость, егда во искушения впадаем различна искушения суть признак призвания нас Богом, признак избрания, признак усыновления. Из среды их будем возносить славословие Богу, как возносил его праведный, многострадальный Иов из среды разнообразных бедствий, отвсюду окруживших его Из среды их будем приносить благодарение Богу, исполняющее сердце благодарящего духовным утешением и силою терпения, благодарение, заповеданное Самим Богом. О всем благодарите, завещает Апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас Говорит святой Петр Дамаскин: «Как чадолюбивые родители, будучи побуждаемы любовию, с угрозами обращают к благоразумному поведению детей своих, позволивших себе поведение безрассудное, так и Бог попускает искушения, как жезл, обращающий достойных от диавольского злосоветия. Иже щадит жезл (свой), ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно Лучше терпением находящих (попускаемых) искушений прибегать к Богу, нежели из страха бедствий подвергаться отпадению, впадать в руки диавола, и навлечь на себя вечные отпадение и муку с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

6 . Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. Мы от Бога, говорит Богослов от лица Апостолов и истинных учителей Христовой Церкви, – мы, водимые Духом Божиим, проповедуем Божию премудрость возвещаем истину, которая открыта Богом и приводит к Богу; говорим о благах небесных, о вечной жизни и блаженстве праведных, и показываем путь к достижению вечного блаженства. Знающий Бога слушает нас. Кто живою верою знает Бога, и, как возрожденный от Бога и усыновленный Богу, любит Бога: тот внимает нашему учению, и последует ему, как учению Божественному. «У пророков написано», сказал Господь, « и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ин.6:45 ). Также: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Ин.8:47 ). И еще: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» ( Ин.10:27 ). Это говорит Господь о верующих в Него, или знающих Его. Знание Бога, по разуму священного Писания, есть истинная вера в Иисуса Христа и Бога Отца, оправдываемая любовью и соблюдением заповедей Божиих. В этом смысле Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Кто не от Бога, тот не слушает нас. Кто не возрожден от Бога, не водится Духом Божиим, не имеет живой веры в Иисуса Христа: тот не внимает нашему учению, и не последует ему Сам Господь Спаситель, сказав: Кто от Бога, тот слушает слова Божии, обращаясь к неверующим иудеям, присовокупил: Вы потому не слушаете, что вы не от Бога ( Ин.8:47 ). По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. Выше Апостол показал особенный признак, служащий к распознанию учителей истинных и ложных, говоря: кто исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, т. е. вочеловечившегося, тот от Бога, тот истинный учитель; а кто не исповедует вочеловечения Иисуса Христа, Сына Божия, тот не от Бога, тот есть антихрист или противник Христов. А теперь раскрывает св. Иоанн общий признак к распознанию истинно верующих в Иисуса Христа и заблуждающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

30. Коих же предопределил, то есть язычников, сих призвал чрез обетование (евангелия), сих и оправдал чрез веру и крещение. Коих же оправдал, их и прославил чрез дары Духа. 31-32. Если, затем, Бог за язычников, то кто станет прекословить из-за нас? И, если собственнаго Сына не пощадил, то как с Ним не дарует нам и всего, что обещал нам? 33-34. Кто будет обвинять за язычников, зачем они избраны Богом? Кого Бог оправдывает чрез очищение, то кто может осуждать их по закону? 35-36. Итак, кто отлучит нас от Христа? Скорбь? или голод? и прочее. 37. Но это все (в этом всем) преодолеваем, поелику пострадали ради Возлюбившаго нас. 38. Ибо уверен я, и содержу твердо, что ни смерть, ни жизнь, ни другая тварь (т.е. порождение) или страданий или Антихриста, не возможет нас отлучить от любви Христовой. Глава IX 1-2. После того как сказал он о вшествии (в церковь Христову) язычников, возвращается назад и начинает печалиться об удалении народа Израильского, говоря так: печаль для меня есть великая. 3. Ибо желал я сам быть отлученным от Христа за братьев моих, - тех самых, кои суть сыны Израиля. Тот, кто прежде говорил: никакое мучение имеющего придти Антихриста не возможет отделить меня от Христа, теперь сам, по своей воле говорит: желал (бы) я умереть для Христа, чтобы братья мои жили во Христе. 4-5. Но дабы показать, что пред Богом они не отвержены и оставлены, говорит: они призваны к усыновлению, как и язычники, поскольку они причастными сделались также обетованиям отцов. Они суть те, от коих Христос был назначен (к пришествию), и происшел от них - Тот, Кто есть Бог над всем. 6-7. Не то, чтобы не сбылось слово Божие, то есть, - хотя не со всеми это было совершено, но все же от них совершилось. Ибо не все, кои от Израиля, те суть Израильтяне, - и не те, кои семя Авраама, все суть чада. Свидетелями служат сыновья Хеттуры и Измаила (Быт.25:1-16). Но в Исааке, сказано, наречется тебе семя (Быт.21:12). 8. Дабы показать и разъяснить, что не чада плоти, сии чада Божии суть, но чада обетования, которые не от чресл его, признаются за семя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/890/...

Почему, чадо мое, ты оставил мир? Разве не для того, чтобы стать святым? Разве не для того, чтобы иметь подлинную любовь по Богу? Когда ты ворчишь и осуждаешь старших тебя, разве исполняешь намерение, ради которого ушел из мира? Доколе будет смеяться диавол, доколе ты не положишь начала покаянию и исправлению? Время проходит и конец приближается. Будем понуждать себя сейчас: сейчас исправляется все. Потом будем локти себе кусать, да бесполезно. 14 Мы находимся в преддверии святого Богоявления. О, какое снисхождение! Он нагим входит в струи Иордана! Кто? Тот, Кто есть Слово Безначального Родителя, Кто древле сказал: «Да будет…» 471 – и все предстало пред Ним! И вот, является нагой, чтобы нам, обнаженным, даровать усыновление. Иордан, зря Невидимого видимым, Бесплотного воплотившимся, возмутился и обратил свое течение вспять! Креститель же Иоанн затрепетал: «Как,– говорит он,– раб будет крестить Владыку, как светильник может просветить свет?». Какой свет? Тот блаженный, Трисолнечный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! 472 А безначальный Отец свидетельствует о Своем собезначальном Сыне. Ут!ешитель же, в виде голубя нисшедший и почивший на главе Иисусовой, подтверждает истинность слова. Трепещет от радости и ликует каждая христианская душа пред великим таинством Богоявления! О, какой у нас Бог Отец! Но не замечают, забыли о сердце Божием, как оно любит человека! Оно вопиет через пророка: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя 473 . Если (раньше), будучи врагами (Богу) 474 , мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его 475 . О, сколько утешения эти слова апостола Павла подают недавно покаявшейся душе! Великое дерзновение перед Богом имеет та душа, которая милует своего ближнего и сострадает ему словом и делом! Когда святой Андрей, юродивый Христа ради, юродствовал в Константинополе, одна богобоязненная женщина, у которой открылись душевные очи, придя в исступление, увидела блаженного Андрея, сияющего паче солнца. И когда люди били его, плевали на него, гнушались им, она видела рядом демонов, которые радовались, что в час смерти осудят тех, кто бил святого Божия и всячески издевался над ним! А святой Андрей, обращаясь к демонам, говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

  И это есть путь Бога Живого. “Один законник… искушая Иисуса, сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же сказал ему: в законе что писано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душой твоею, и всей крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно отвечал ты; так поступай и будешь жить” (вечною жизнью в Боге) (ср.: Лк. 10: 25–37). На вопрос законника: “А кто мой ближний?” — Господь ответил притчею о добром самарянине, существенный смысл которой в то время лежал в плане заповеди: “Любите врагов ваших, и благотворите… не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего” (Лк. 6: 35).   О состоянии нашего духа, когда нам дается свыше благодать любить врагов, старец Силуан говорил как об опыте божественной вечности еще в пределах сей жизни. Он говорил и писал: “Кто не любит врагов, тот еще не познал Бога, как должно Его знать”.   От себя дерзну добавить в пояснение сей благодати: кто чрез озарение нетварным Светом Духа Святого внутри себя живет переход “от смерти в жизнь вечную”, тот естественно сострадает всем тем, кто лишен сего блага. Будучи вне смерти, таковой освобожден от страха бедствий и знает мысль Отца о нем: “Сын Мой! ты всегда со Мною, и все Мое — твое” (ср.: Лк. 15: 31). И если все, что имеет Отец, дается нам, то становится душе единственно свойственным — “радоваться и веселиться”, когда бывший мертвым брат оживает к славе нетленной в Царстве Бога Живого (ср.: Лк. 15: 32).   Быть христианином — значит веровать в воскресение мертвых; надеяться на усыновление нас Отцом Небесным, — получить божественный образ бытия, — стать по дару любви Отчей тем, что Сам Он есть по существу Своему, т. е. богом. Таковы обетования Бога и Отца нам, уверовавшим во Христа Иисуса как Сына Единородного и Единосущного Отцу. Великий грех умалять данное нам в Духе Святом откровение о Человеке, как он, Человек, задуман Богом, прежде чем был сотворен сей видимый мир. Наказание за сей грех — неверия в воскресение — носит особый характер: это есть наше собственное самоосуждение: мы отказываемся от дара нашего Творца. Почему же мы отказываемся? Больше всего и прежде всего потому, что Дар Отчий стяжается с великим трудом, многими страданиями. Тема сия чрезвычайно глубока, и кто в силах представить ясно сие задание людям, стоящим на различных уровнях сознания и разума? И кто сможет изобразить должным образом также совершенно особый восторг нашего духа, когда при Свете Божества нам открываются премудрые пути Бога Живого?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010