1. Раскрытие общего плана домостроительства спасения (Еф.1:3–23) После обычного приветствия Ефесской Церкви ( Еф.1:1–2 ) ап. Павел выражает благодарение Богу Отцу, пославшему в мир Сына Своего спасти верующих, которых Он избрал и предопределил ко спасению прежде создания мира: «Он избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Бог «избрал нас в Нем», т. е. всех христиан всех времен и из всех народов через общение со Христом в таинствах. Ближайшая цель избрания нас состоит в том, «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Святость и непорочность выступают также и как средство к высшей цели – усыновлению ( Еф.1:5 ). Апостол уточняет, что святым и непорочным надо быть «пред Ним», т. е. пред Богом, в очах Божиих, а не во мнении людей, ибо может быть святость показная, внешняя. Высшей целью нашего избрания Богом является усыновление: Бог, предопределил «усыновить нас Себе» ( Еф.1:5 ), сделал нас и наследниками вместе с Сыном Божиим. Побуждением к этому было единственно «благоволение воли» Его, «в похвалу славы благодати Своей» ( Еф.1:6 ). Усыновление, как и избрание к святости, произошло в предвечном акте воли Божией, независимо от желания человека, хотя и в согласии с ним, по вере в Сына Божия. «Никто не придет ко Христу, если Отец не привлечет. Но и Отец влечет подающего Ему руку. Ибо сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может» (еп. Феофан) (Толк. посл. св. ап. Павла к Ефесянам, М., 1893, стр. 62). Апостол показывает, какой ценой достигается нам такое обилие «духовных благословений», а именно: «Искупление Кровию Его» ( Еф.1:7 ). Как раньше выкупали пленных за известную плату, так Христос искупил нас из плена князя мира сего за грех прародительский ценою Своей Крови. Уплачена эта цена вечной правде Божией (эта юридическая терминология используется лишь как доступная нашему пониманию аналогия для выражения непостижимой любви Божией к роду человеческому ( Ин.3:16 ). Поэтому вернее по-славянски: «О Нем же имамы избавление Кровию Его ( Еф.1:7 ). Следствие искупления – «прощение грехов» по благодати через веру во Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Если новозаветное благовестие только усилило требования к человеку, которые предъявлялись ветхозаветным законом, а сам характер взаимоотношений между Богом и человеком остается прежним, то в чем же заключается смысл слов к свободе призваны вы, братия ( Гал.5:13 ). Где же эта свобода, когда по-прежнему надо выполнять закон, да еще значительно более требовательный? Правда, нет обрезания, нет мелочной регламентации, которой в иудаизме подвергается каждый шаг правоверного иудея, зато нравственные требования более суровы и жестоки, да еще подкрепляются страшными в своей конкретности эсхатологическими санкциями, о которых ветхозаветный человек имел лишь гадательные и неопределенные представления. Неудивительно, что богословская мысль отцов Церкви искала и, к счастью, находила в Священном Писании и в собственном богопросвященном сознании иной, более светлый и более возвышенный аспект христианства. Ведь тот же апостол Павел, писавший, как мы видим, о неизбежности ответа на Суде Христовом, восставал против страха, как настроения, по существу не приличествующего христианам, говоря: Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:15–16 ). В этих словах звучит иная концепция взаимоотношений человека с Богом – уже не законническая и не наемническая, а концепция свободной любви на основе усыновления нас Богу. Только тогда, когда исполнение заповедей является результатом свободной любви, оно может быть не тяжким ( 1Ин.5:3 ), а наоборот легким и благим ( Мф.11:30 ). Ведь Христос Спаситель, постоянно повторяя: «Не бойся», явно стремился освободить людей от страха, а подчеркивая заповедь о любви как основу нравственного закона ( Мф.22:35–40 ), перенес праведность из сферы внешних действий в сферу менталитета, внутреннего состояния, для которого определяющим является любовь. Если христианин – новая тварь ( Гал.6:15 ), рожденная от воды и Духа ( Ин.3:5 ), то в нем всегда живет этот зов «Авва, Отче!», обращенный к любимому Богу с уверенность, что Бог раз и навсегда возлюбил его во Христе Иисусе ( 1Ин.4:19 ) и поэтому слышит и откликается на этот зов подобно тому, как в известной притче отец откликнулся на покаянный зов блудного сына ( Лк.15 гл.). Любовь , по словам апостола Иоанна, несовместима со страхом, ибо в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, и обратно: боящийся не совершенен в любви ( 1Ин.4:18 ). Поэтому и эсхатологическая перспектива любящего человека совершенно иная, чем подзаконного: ведь любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (ст. 17). В конечном итоге пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Очевидно, здесь устраняется страх перед законом, поистине та клятва, от которой освободил нас Христос ( Гал.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

264. Как направлять свое духовное усилие, чтобы оказывать мирное воздействие на ближних? Следует в самом себе развивать доброжелательство к каждому человеку. Надо приучиться находить и видеть в душе каждого ту сторону его натуры, которая особенно восприимчива к добру. Необходимо войти в круг интересов ближнего и приспособиться к его понятиям и склонностям. «... для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был, как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона» ( I Kop. IX, 21, 22 ). 265. Что значить усыновление всех людей, искупленных Крестной Жертвой Спасителя? Искупление Христом рода человеческого соделало каждого из нас оживотворенным. Это обозначает, что каждый способен получить обновление не потому, что для этого дан новый закон, а потому, что своею верою в Иисуса каждый может из раба Божия стать сыном Божиим. «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» ( Гaл. III, 21 ). «Ибо все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» ( Гaл. III, 26 ). «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Гaл. IV, 7 ). 266. Чего удостоился человек благодаря усыновлению Отцом Небесным? Человек обрел чрез усыновление неизмеримое блого в любви к нему Отца Небесного и с этим – возможность подлинно стать сыном Божиим. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Uh. III, 1 ). »Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Puм. VIII, 14 ). 267. Тогда, в чем награда, которую Иисус Христос назначил миротворцам? Труженики мира, сберегая в своей душе мир с Богом, принесенный Искупителем, умиротворяя человеков между собою и водворяя мир на земле, – всем этим становятся первыми, которые уподобились Спасителю. Потому что миротворцы этим уподоблением стали подлинно сынами Божиими, – их сердца исполнены духа Сына Божия и подобно Христу они будут взывать к Богу Отцу, в блаженстве, которое полностью всем другим еще не ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В глубине души молящагося вообще всякая молитва содержит долю покаяния, потому что покаяние лежит в основе христианского сознания ( Mф. IV, 17 ). Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется. «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной» ( Nc. L, 4–6 ); «Боже! Ты знаешь безумие мое и грехи мои не сокрыты от Тебя» ( Nc. LXVIII, 6 ). «Согрешил Тебе я один, согрешил больше всех, да не презршни меня» (Вел. Кан. пр. Андр. Кр., песнь 3-я). 44. Что содержит благодарение? При созерцании дел благости, премудрости и силы Божией, в самом себе, в людях, в природе, – в душе человека подымается благодарственное настроение. Тогда молитва преисполнена благодарения. Оно заповедано Самим Богом: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе» ( 1Фec. V, 18 ). «Благодарить Бога надо для нашей же пользы: чтобы нежнее, тоньше было чувство зависимости во всем от Бога» (Св. Иоанн Кроншт. М. Ж. во Христе, т. II, стр. 370). «Молитва – постоянно благодарственное настроение» (там же, стр. 235). 45. На что мы возлагаем упование, когда в своей молитве возсылаем Богу прошения? Став на молитву пред лицем Самого Господа, нам сразу представляется неизмеримое величие Божие; но тотчас дает дерзание мысль: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его». Тогда вспоминается, что каждый из нас удостоен усыновления Богом жертвою Христа: «потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» И льются прошения к Богу, как к Отцу и Всемогущему: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Mф. XXI, 22 ). 46. Что из наших прошений более угодно Богу? «Кто просит меньше того, чего достоин, тот конечно получит больше нежели чего стоит» (Леств. Сл. 25, § 56). Царь Соломон, сын Давидов, не просил в молитве земных благ, а просил нравственных дарований – и получил более просимаго. «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатство, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить – вот Я сделаю по слову твоему: вот Я даю тебе сердце мудрое и разумное и то, чего ты не просил, Я дам тебе, и богатство и славу» ( 3Цap. III, 5–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«явился Сын Божий, да разрушит дела диавола» 909 . Но в слове Господнем «творяй грех», ποιν τν μαρταν, – есть еще более широкое указание. Много грехов прощал и прощает милосердый Господь 910 при покаянии, но под словом «творяй грех» постоянно, настойчиво, с убеждением своей правоты, разумеется нераскаянный грешннк, идущий неуклонно по пути неверия и злобы и самонадеянной кичливости как Иудеи, которых посему (ниже ст. 44) Господь и назвал «сынами диавола», ибо они не хотели спасения, считая себя совершенными и не нуждающимися в покаянии 911 . Рабы греха и сыны диавола по гордости и злобе, они возмутились, слыша, что они станут свободными лишь тогда, когда Истина освободит их (ст. 32). Господь теперь яснее раскрывает им, кто Истина! «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»... Ибо «раб не пребывает в дому во век, Сын пребывает во век». Господь, пришед на землю и родившись от Девы, обрученной мужу из колена Давидова, явился во плоти среди народа обетования. Но народ сей утратил, – по крайней мере среди учителей своих и начальников своих, – высшие духовные начала. Среди него царствовал грех , – не случайный, не частный, а общий, вошедший в строй его умственной и материальной жизни, приявший форму гордости и злобы и неправды во всех ее видах. Освободить от сего рабства сначала народ обетования, а с ним и через него 912 все человечество, – пришел на землю Сын Божий. «Господь пришед к своим и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ), но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (ст. 12). Но кто же были сии приявшие Господа? кто были те, которые удостоились счастия быть восприятыми Богом во усыновление? В той же первой главе Иоанна (ст. 12 и 13) указано что счастие сие предоставлено лишь верующим, что не рождение по плоти может дать сие преимущество, но рождение духовное от Бога. Сие таинственное рождение еще яснее раскрывается в беседе Господа с Никодимом и называется рождением от Духа» и «рождением водою и Духом» 913 . Стадо быть все те, кои не рождены от Бога, не возродились водою и Духом, остались в рабстве греха и не получили свободы чрез усыновление Богом. Сие-то Господь и выясняет Иудеям, предупреждая их, что раб изгоняется из дома, а только Сын и чрез Него усыновленные пребывают в доме Отца, в доме счастия и правды и любви. Они же «делатели неправды... увидят себя изгоняемыми вон» 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Еф. 2:11 ), прежде расположенных один против другого и как бы сражавшихся между собою в том отношении, что один был близок и усваивался Богу посредством устроения общества по закону (см. 2Цар. 7:23 ), а другой был без Христа, отчужденный от общества Израильского, чуждый заветов обетования, не имея надежды и безбожный в мире (см. Еф. 2:12 ). А теперь, – говорит апостол, – во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, то есть примирение Израиля и язычников, соделавший из обоих одно, то есть – обрезания и необрезания, и разрушивший стоявшую посреди преграду, отделявшую друг от друга, упразднив вражду Плотию Своею ( Еф. 2:14–15 ). Это – о примирении двух народов между собою. А о примирении их обоих с Богом, поскольку и это совершил Собою Христос, апостол говорит: Закон заповедей в учениях упразднив. Говорит об учениях или постановлениях законных ( τ νμιμα), как то об обрезании, субботах, жертвах, новомесячиях и прочем подобном, чтобы показать, что не весь закон заповедей упразднен, – ведь не упразднена заповедь: возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего (см. Втор. 10:12 ; Лев. 19:18 ; Мф. 22:37–39 ), или заповеди: не убивай, не прелюбодействуй ( Мф 19:18 ) и подобное, но закон заповедей в тех учениях, которые были полезны лишь на время. Или и иначе, тут разумеются учения ( δγματα) 80 веры; ибо не от дел закона, но от веры во Христа Иисуса достигается право ( δικαωμα) спасения нашего ( Гал. 2:16 ), после упразднения закона заповедей, преступлением которых навлекалось на нас осуждение, через Христа учениями веры, даром ( δωρεν) оправдывающими нас ( Рим. 3:24 , Тит. 3:7 ). Итак, хоть в этом отношении Христос упразднил, по выражению апостола, закон заповедей, бывший стоявшею посреди преградою, отделявшей двух друг от друга, чтобы из этих двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом ( Еф. 2:15–16 ). Теперь, каково же принятие даров между примиряющимися? Что получили от нас израильтяне, или мы от них, когда примирились и сошлись в одно тело ( 1Кор. 12:13 )? Что от нас обоих получил Бог, чтобы воздать нам усыновлением, – Бог, Который не иначе, как по Своей великой благости, непостижимому милосердию и безмерному человеколюбию так возлюбил нас еще прежде жертвы Сыновней крови, что Сам отдал за нас Сына Своего Единородного ( Ин. 3:16 )? Не потому, что прежде Сам принял кровь Сына от нас, от лица человечества, как суесловит сказавший это, чтобы, приняв ее, воздать нам усыновлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Искупление, совершенное Иисусом Христом через Смерть и Воскресение, даёт нам примирение с Богом и вводит в новую жизнь: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» ( Рим.5:10 ). Отныне крещение является для христиан осязаемым и необходимым способом участия в смерти Христа, чтобы умертвить грех и ветхого человека в нашем смертном теле, чтобы освободить нас от греха и сделать участниками жизни для Бога во Христе Иисусе ( Рим.6:11, 23 ). Новая жизнь для Бога во Христе Иисусе – это закон Духа, или, можно сказать, жизнь в Духе. Восьмая глава Послания к Римлянам описывает действие Духа Божия, Который живет в нас. Главный плод Духа есть явленное и даруемое Божественное усыновление: «Все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ) (разительная аналогия с действием Духа, ведущего Иисуса в пустыню после Крещения в Иордане). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:15–16 ). Та же тема противоположения Закона и Благодати развивается в Послании к Галатам. Апостол Павел утверждает в нем непрерывность между обетованием спасения в Ветхом и Новом Завете. После «педагогики» Закона, вера и крещение во Христе даруют нам усыновление. Здесь Дух усыновления является не предварительным условием усыновления ( Рим.8:14 ), но конечным свидетельством этого усыновления: «А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче " » ( Гал.4:4–6 ). Проповедь апостола Павла о Богоотцовстве надо рассматривать в экзистенциальном контексте крещального дара Духа усыновления. Богоотцовство, таким образом, неотделимо от схождения Духа в крещении, когда оглашенные получают право «дерзновенно и неосужденно смети призывати небесного Бога, Отца и глаголати «Отче наш». Вне крещальной тайны, переживаемой в жизни церковной общины. Лик небесного Отца скрывается; Богоотцовство не может быть воспринято и становится предметом теоретического познания, оказывается бесчеловечным, тираничным; отвергая при этом даже человеческое отцовство. В то время как Богоотцовство, являемое действием Святого Духа, напротив, есть первообраз всякого человеческого отцовства (телесного или духовного). Нижеследующий текст из Послания к Ефесянам ярко говорит об этом: «Для сего преклоняю колени мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество, на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф.3:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Из той же книги: Феодор: «Но если, говорится, плоть было то, что пригвождено было ко кресту, то каким образом и солнце скрыло свои лучи, и тьма покрыла всю землю, и земля потряслась, и камни распались, и мертвые воскресли (Мат. 27, 45–53)? Итак, что сказать о тьме, бывшей в Египте во времена Моисее – не в продолжение трех часов, но в течение трех дней ( Исх. 10, 22–23 )? А что сказать о прочих чудесах, совершенных чрез Моисея и Иисуса Навина, остановившего солнце ( Нав. 10, 12–13 ), и о том, как солнце, во времена Езекии, вопреки закону природы, возвратилось вспять ( 4Цар. 20, 9–11 ), и как останки Елисея воскресили мертвого ( 4Цар. 13–21 )? И если события, бывшие во время крестных страданий, указывают на то, что страдал Бог Слово, и если они не могли совершиться ради человека; так и то, что было во времена Моисее, а также во времена Иисуса Навина и во времена царя Езекии, было не для рода Авраамова. Если же те чудеса совершены были ради народа иудейского, то тем более бывшие при кресте – ради храма Бога Слова“ 90 . Кирилл: «Ужасеся небо о сем, и вострепета попремногу зело, глаголет Господь» ( Иер. 2, 12 ). О невыносимое злословие! о язык, говорящий нечестие против Бога, и ум, крайне надмевающийся! Неужели для тебя мало, что пригвожден был ко древу Господь славы? Его ты ни Сыном истинным, ни Богом не называешь; но мы веруем, что Он есть истинный Сын и Бог, творец и создатель всего. Ибо не был Он человек просто, но в образе человеческом был Тот, который есть Бог Слово от Бога Отца, не преложение или изменение претерпевший во плоти, но соединенный с нею, по свидетельству священного Писания. Сей-то, пострадавший во плоти и повешенный на древе, совершил чудеса в Египте, являя во всем славу свою чрез мудрого Моисея“. Из той же книги: Феодор: „Сын по благодати – человек, происшедший от Марии, а по естеству – Бог Слово. Но что по благодати, то не по естеству, и что по естеству, то не по благодати. Не два сына. Для плоти, которая от нас, достаточно усыновления, славы и бессмертия по благодати, потому что она стала храмом Бога Слова. Не следует ставить ее выше ее природы и допускать несправедливость в воздаянии подобающей благодарности Богу Слову. В чем же эта несправедливость? В сопоставлении Его с плотию и в мысли, что Он нуждается в плоти для совершенного усыновления. И сам Бог Слово желает почитаться не сыном, но Господом Давида; тело же называть сыном Давида не только не оскорбительно, но и прилично по этому самому“ 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Это тот самый Дух, который первоначально носился над водами ( Быт. 1, 2 ), которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется – который действовал в пророках ( Деян. 27, 25 ), сходил на Христа ( Мф. 3, 16 ). Это тот Дух, который дарован был апостолам в виде огненных языков ( Деян. 2, 3 ). Это Дух, которого желал Давид, когда говорил: «И Духа Твоего Святаго не отними от меня» ( Пс. 50, 13 ). Об этом Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк. 1, 35 ). Этим Духом святой Петр изрек то блаженное слово: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16, 16 ). Этим Духом утвержден камень Церкви ( Мф. 16, 18 ). Этот Дух-Утешитель ( Ин. 14, 26 ) посылается к тебе с той целью, чтобы показать тебе, что ты чадо Божие. Итак, приступи, человек: возродись, чтобы получить усыновление Богу. Каким образом? – Если не будешь прелюбодействовать, убивать, служить идолам; если не будешь побеждаем удовольствиями, если не будет господствовать над тобою страсть гордости; если истребишь в себе нечистоту и свергнешь с себя бремя греховное; если совлечешься всеоружия диавола и облечешься в броню веры, как говорит Исаия: «Омойтесь... ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» ( Ис. 1, 16, 17–19 ). Видишь, как предсказал пророк очистительную силу Крещения? Ибо тот, кто с верою входит в эту баню возрождения, отрицается сатаны и сочетается со Христом, отвергает врага и исповедует Христа своим Богом, совлекается рабства и облекается в усыновление. Он возвращается от купели крещения светел, как солнце, блистая лучами правды, что же всего важнее возвращается сыном Божиим и сонаследником Христа. Ему слава и держава со Всесвятым, Благим и Животворящим Духом Его, ныне и присно и во все веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Часто говорят о том, как трудно молиться, и это, действительно, так. Мы помним слово преподобного Силуана Афонского: «Молиться — это кровь проливать». Но в самом начале Великого Поста мы хотели бы сказать несколько о другом. Спрашивают, как научиться молиться, как если бы речь шла о решении какой-то задачи, в то время как подлинная молитва — та, которая исходит из глубины сердца христианина, принявшего смиренный дух усыновления. Постоянный вопрос: каково должно быть у нас точное правило. И святые отцы подтверждают это, говоря: «Умеренному правилу цены нет». Но при этом непременно добавляют: «Только не следует становиться рабом правила». Потому что можно набрать множество канонов, акафистов — ежедневно вычитывать их «читательной», как говорит святитель Феофан Затворник, молитвой, быть обвешенным ими с головы до ног, как Давид доспехами Саула. Мы знаем, что они оказались слишком тяжелыми для него, но Господь даровал ему победу над Голиафом иным — самым простым оружием. Самое существенное в молитве — дух покаяния, сердце сокрушенное и смиренное, и рождающаяся из него — чистота и простота любви. Подлинная молитва произносится языком младенцев. Что бы они ни лепетали, их отец с радостью внимает им, потому что этот лепет исходит из сыновнего сердца. Таков Дух Святой, Который воздыхает в нас воздыханиями неизглаголанными во время молитвы. Господь говорит нам ясно и решительно: «Молитесь же так: Отче наш», остальное придет. Христианская молитва определяется не формулой, не местом, не чем-то еще, но прежде всего — личной встречей чада со своим Отцом. Апостол Павел настойчиво напоминает нам об этом: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»» (Рим. 8, 14-15). Этого довольно. Бог слышит нас. Не Он удалился от нас, мы удалились от Него. Если подлинным будет наше покаяние, Дух Святой коснется нас, и от избытка сердца возглаголют наши уста. Молитва — первая потребность души и высшая ее радость. Чтобы войти в молитву, надо освободить наши сердечные глубины от плена, в котором держит их мир, в то время как они должны быть отданы общению с Богом.

http://moral.ru/великий-покаянный-канон/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010