И при этом Бог не попирает свободной воли человека, оставляя ему до самого последнего вздоха возможность свободного произволения. Поклонение Богу не превращает человека в «автомат добра», в человеке всегда при этом остаётся свобода предпочтения одной ценности перед другими, свобода творческого выбора и решения. В этом есть и определённый риск: даже и подвижники, почти достигавшие пределов совершенства, не были застрахованы от соблазнов произвола — от падений, и падений великих. Это с одной стороны. С другой стороны — Христос сказал:  познаете истину, и истина сделает вас свободными  ( Ин.8:32 ). Истина дарует человеку свободу, но не уничтожает её. Свобода в добре не есть самоубийство свободы (Фихте), но её высшее осуществление. Человек становится тем более свободным, чем полнее он пребывает в истине. Ибо,  где Дух Господень, там свобода  ( 2Кор.3:17 ). И Господь сказал Своим ученикам:  Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего  ( Ин.15:15 ). Слышание и следование вечным глаголам освобождает человека, превращает его из раба в друга Христова:  Вы друзья Мои  ( Ин.15:14 ). В конечном счёте Божественная благодать ведёт человека к обожению, в царство свободы из царства необходимости.  Если Сын освободит вас, истинно свободны будете  ( Ин.8:36 ). Свобода, своеволие, произвол. Антихристова свобода В человеке живёт смутное сознание собственной свободы как внутренней иррациональной бездны, творческой устремлённости и беспокойства: это — всё незавершённое, потенциально данное человеку, стремящееся к своему осуществлению, но и несущее неудовлетворённость всем временным и конечным: жажда того, что вечно и что не имеет конца (Егоже Царствию не будет конца). Это — область чистых возможностей человека: он может ставить себе самому задачи, находить цели, избирать ценности, определять по собственному произволу направление своей деятельности, начинать новые причинно-следственные ряды… Это неотъемлемый дар, которым Бог удостоил человека, такое его достояние, от которого он не может отказаться, потому что оно совпадает с самим его существом. Это врождённая потребность к неограниченной внутренней свободе. В конце концов, человек стремится жить так, как он считает нужным, «по своей воле», пусть даже и глупой, осуществляя себя по собственному разумению, пусть даже и неразумному, иррациональному и даже бессмысленному. То так, то этак — «как Бог на душу положит».

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево... и дерево жизни посреди рая... и заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть… ( Быт. 2: 9, 16 ). И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. ( Быт. 3: 22 ). Рассмотрим высказанное в различных работах мнение о том, что в раю прародители поддерживали свою физическую жизнь (жизнь тела), или возможность не умирать (потенциальное бессмертие), путем вкушения плодов с дерева жизни. Такое мнение, в частности, высказано: свт. Григорием Нисским : «Человеколюбивый Господь изгнал наших прародителей из рая, чтобы они, вкушая плоды с дерева жизни, не остались бессмертными в грехах и скорбях» (цит. по 84: 47); блж. Августином: «Эта благодать бессмертия видимым образом сообщалась Адаму и Еве в плодах дерева жизни, от которого прародители вкушали до тех пор, пока не согрешили...» (цит. по 97: 25); «Прибавлю и то еще, что хотя это дерево и представляло телесную пищу, и пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья. Ибо и обыкновенный хлеб заключал в себе нечто большее, когда одним опресноком Бог защищал человека от голода в течение сорока дней ( 3Цар. 19: 8 ). Или, может быть, мы усомнимся поверить, что Бог посредством пищи от некоего дерева, благодаря его особенному значению, давал человеку возможность, чтобы его тело не испытывало как в здоровье, так и в возрасте изменения в худшую сторону, или чтобы даже и не умирало, – Он, который и самой человеческой пище мог даровать такую чудесную устойчивость, что мука и масло, убывавшие в глиняных сосудах, снова восполнялись и не оскудевали ( 3Цар. 17: 16 )?» (117. Кн. 8. Гл. 5, §11); прп. Иоанном Дамаскиным : «Питаясь плодами этого дерева (дерева жизни – П. Д.), человек мог и телом оставаться безболезненным и бессмертным, так как дерево жизни имело силу давать жизнь, и от него могли питаться только достойные жизни и не подверженные смерти» 264 (цит. по 84: 22);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян (Исх 12:35–36). Рука Господа лежит на деяниях Моисея. Хотя и сам он обучался при дворе фараона и наверняка был обучен военному делу, но уникальность подготовки к походу скорее говорит о Божием замысле. То, что Египет “спонсировал” поход Моисея, можно (с сожалением) сравнить в новейшей истории с тем, что русские вооружили чеченских боевиков, против которых потом сами и воевали. Конечно, нельзя сравнивать Божий замысел с халатностью государства, призванного оберегать свой народ. Но в том, что в обоих случаях обеспечение противника проходит за счёт средств своего народа, аналогия налицо. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх 12:37). Численность воинства израильского, а это именно 600 тысяч человек воинского контингента, да ещё и с указанием рода войск — пехоты, говорит о достаточно мощной силе, которая оказывается в руках Моисея. Вопрос полного отсутствия даже элементарной военной выучки сейчас не то что остро стоит перед израильтянами, а он даже и не поднимается вовсе ввиду невозможности его решения на данном этапе похода. Поэтому пока только Божие Провиденье ведёт их и полностью руководит операцией. Только Бог видит в них ополчения, только Он определяет их как 600 тысяч потенциально способных сражаться пехотинцев. Они сами этого ещё не осознают и об этом не думают. Кстати, интересно, но численность современных израильских вооружённых сил при полной мобилизации оценивается экспертами в 631 тыс. человек. В момент выхода евреев из Египта нет и речи о наличии каких-либо военных навыков ни у бойцов, ни у командиров. Отсутствие их и у тех, и у других превратило бы всю эту массу народа в предмет для избиения войском фараона даже при небольшом отряде профессиональных воинов. Примером этого может служить уничтожение отрядом Кортеса (около 50 человек) примерно 5 тысяч индейцев.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

И человеку Он дал свободную волю… в) Бог премудр. И человек наделен разумом… г) Бог создал человека по Своей благости, и никогда не оставлял, и не оставляет его Своей любовью… Стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке» с. 146–147]. Именно поэтому человек, прежде чем принять решение вступить в брак, и должен посмотреть на свои чувства, мысли, желание воли, а также на движение души. В результате, увидев и осознав для самого себя все то, что радует и тревожит человека в его потенциальном спутнике жизни, а также, поняв собственное духовно-нравственное состояние, человеку станет намного легче принять решение о том готов он или не готов стать причастным «тайне великой». И вот здесь человеку необходимо принять для себя еще две истины, касающихся Таинства Брака. Во-первых, необходимо отчетливо понимать сущность и результат человеческого грехопадения в раю. Это позволит человеку в дальнейшем с пониманием относиться ко всем духовным и телесным недугам своей второй половины в браке. Дело в том, что, по учению Христианской Церкви, основанному на Священном Писании и Предании, изначально люди были сотворены Богом полностью благими, направленными на добро и потенциально бессмертными. Священное Писание говорит нам об этом следующее: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1: 26–31). Таким образом, первоначально люди были полностью благими, все их действия были устремлены на добро, а иерархия ценностей строилась по принципу: дух – душа – тело. Соответственно с этим, люди не знали греха в своей сущности (хотя и знали, что есть возможность совершить грех), не были подвержены ни духовному, ни телесному тлению и разложению. Однако, в результате совершившегося грехопадения, все мгновенно изменилось. В человеческую природу вошли смерть, тление, болезни духовные (страсти, расстройства) и телесные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Из унаследованной твердости характера вырастают либо внутренняя стойкость, мужественность и целеустремленность, либо жесткость, неуступчивость и упрямство. Допустим, унаследована обостренная чуткость — тоже качество этически нейтральное. Кто–то на этом врожденном фундаменте воспитает такие черты своей личности, как отзывчивость, милосердие, сердечность, умение понимать людей. А у кого–то, напротив, эта врожденная особенность создаст почву для ранимости, подозрительности, мнительности и недоверия к людям. Старец Паисий Святогорец утверждает: «Впечатлительность, чуткость — это естественные дарования. Однако, к несчастью, дьяволу иногда удается использовать их в своих целях. Дьявол часто внушает чуткому, впечатлительному человеку сгущать краски, чтобы он был не в силах перенести какую–то трудность или же — чуть понеся ее — надорвался, разочаровался, измучился и, в конце концов, покалечился. Если с пользой употребить врожденную впечатлительность, чуткость, то она станет небесной. Если же позволить, чтобы ею воспользовался дьявол, то она выйдет человеку боком… Так человек выбрасывает Божьи дары. Вместо того, чтобы благодарить Бога, он понимает всё Дело не в человеческой натуре, а в том, как мы ею распорядимся. Когда личность сделает свой выбор, потенциальная возможность постепенно реализуется в лучшую или худшую сторону. Нейтральные, а тем более хорошие врожденные склонности подобны евангельским талантам, которые господин раздал своим слугам. «Одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе». Повторим: «Каждому по его силе», — не чрезмерно, дабы полученное не сломало и не раздавило человека. «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета». Кто трудом и молитвой приумножил таланты, вошел «в радость господина» своего. А лукавого и ленивого раба, который не захотел трудиться, выбросили «во тьму внешнюю», где «плач и скрежет зубов» (см.: Мф.25:14–30 ). Порочные врожденные склонности представляют для нас особый интерес. Это — не дарования Господа, а «плевелы лукавого». В какой–то мере они подталкивают человека к совершению небогоугодных, неблаговидных поступков.

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о любви . « Любовь есть исполнение закона », – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ). Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: « возлюби ближнего твоего, как самого себя » ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо « вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.   8. Обретение духовника Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый . Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и видение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник . Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди. Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.

http://azbyka.ru/vosem-shagov-novonachal...

Именно в этом состоит принципиальное отличие закона Моисеева от обычного законодательства. Обычное законодательство служит для взаимного ограничения человеческого эгоизма. Каждое деяние судится с точки зрения причиненного или потенциального ущерба. Здесь дело обстоит по-другому. Моисеев Закон осуждает многие деяния только потому, что это мерзость перед Богом. И как бы люди их ни оправдывали, ни рассуждали об их пользе или безвредности, дело от этого не меняется. Закон содержит прямую отсылку к воле Божией и требует послушания ей. Приведу яркий пример. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» ( Втор. 23:12–14 ). Казалось бы, чисто гигиеническая норма и та имеет высокое обоснование – не должно быть никакой нечистоты, недостойной присутствия Божия. Выше мы упомянули, что Закон должен был руководить человека к нравственной жизни. Основанием (и содержанием тоже) нравственной жизни является союз с Богом, пребывание с Ним. Грех в свою очередь (по смыслу самого термина от греч. αμαρτα – промах, отклонение) есть действие, которое уводит человека от Бога, препятствуют союзу с Ним. Поэтому, обличая те или иные действия, Закон указывает на стоящие за ними те или иные состояния души, разрушительные для нее. Как уже было упомянуто, Синайское законодательство содержит широкий перечень разнообразных законов. Можно подробным образом изучать их различные хозяйственные, социальные и другие аспекты, но нам интересно не это, а то, на что в первую очередь обращает наше внимание Новый Завет . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф. 23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Именно поэтому духовная жизнь Отцов-пустынников так тесно связана с богословием обожения, которое мы находим у греческих Отцов. Учение об обожении: Свят. Григорий Нисский и преп. Максим Григорий Нисский и Максим Исповедник принадлежат к великому течению христианских мистиков, сумевших выразить основные реальности христианской духовной жизни в рамках неоплатоновской философии. Мы говорим здесь об этих двух великих Отцах не потому, что лишь они одни на христианском Востоке говорили об обожении, но потому , что, ставши на стыке духовности и чистого умозрения, их личности оказали решающее влияние на более позднее византийское мышление. Оба они решали в богословии ту же задачу, с которой в плане духовном сталкивались такие люди, как Диадох и Иоанн Лествичник , – задачу выражения на языке неоплатонизма, общепринятого в их время, тайны Боговоплощения и спасения во Христе. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино; Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино " (Ин. 17, 22–23). Для выражения этого новозаветного учения о единении с Богом – том единении, которое одно может освободить людей от смерти и греха и которое есть сама сущность дела Христова – греческие Отцы употребляют понятие «обожение» ( θεωσις). Как и все духовные писатели, Григорий Нисский исследует, процесс этого единения. Благодать обожения, потенциально дарованная в крещении, воспринимается человеком свободно и постепенно, в течение всей жизни, приводя его к видению и соединению с Богом. Уже Филон увидел в Моисее образ мистика; Ориген , а вслед за ним Григорий Нисский использовали удобный – поскольку основанный на Библии – способ описания духовного восхождения христианина как подобного восхождению Моисея на Синайскую Гору. Здесь они находили основные элементы христианского учения о Богопознании. Тайна мрака, в котором обитает Бог и куда был допущен Моисей, дабы увидеть Его, становится образом Непостижимого, Который открывает Себя человеку. «Что же означается тем, что Моисей пребывает во мраке, и в нем только видит Бога?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Интересно, что в версии Вульгаты к обращенному к друзьям призыву Иова выслушать его речь присоединяется и покайтесь ( Иов. 21:2 ; Вульгата). Тем самым Иов здесь умоляет друзей одуматься и признать несправедливость собственных слов, произнесенных ими в отношении праведника. Однако, по замечанию святителя Григория Великого , этот призыв страдальца остается безответным, ибо для всякого «горделивого ума наставление в смирении есть тяжкая обуза» 787 . Кроме того, истолковывая свидетельство Иова Лишь только я вспомню, – содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое ( Иов. 21:6 ), Святые Отцы древности, как правило, видят в них свидетельство того, что многое из произнесенного Иовом в его речах в отношении Бога и сказанного им при этом с излишним дерзновением было изречено как бы «не от себя и не в здравом уме, но от смятения души и помраченного разума» 788 . Тем самым святоотеческая традиция делает попытку отчасти сгладить недоуменную реакцию потенциального читателя библейского текста в отношении многих весьма жестких словесных формулировок Иова при осмыслении им сути Божественного Промысла о человеке. Как видим, Святые Отцы здесь даже ссылаются на временное помрачение ума страдальца. Далее в своей речи ( Иов. 21:7–16 ) Иов переходит собственно к рассуждению о земном счастье беззаконных. Здесь Иов опровергает предшествовавшее утверждение Софара о том, что беззаконники страдают и получают неизбежное воздаяние от Бога за свои грехи уже здесь, в земной жизни. Иов, напротив, приводит многочисленные житейские примеры, свидетельствующие о том, что грешники именно здесь, на земле, благоденствуют и достигают старости, радуются детям и внукам, обладают прекрасными жилищами и стадами, проводят в веселии долгую жизнь и мирно умирают. А ведь они сознательно отрекаются от Бога, не желают Его знать и Его презирают, в то время как все эти блага ниспосылаются им Самим Богом. Иов вопрошает: Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под [голос] тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю ( Иов. 21:7–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Источник слова в мире есть Божественное Слово, которым небеса утвердились, и если Господь изволил воплотиться и стать человеком с индивидуальностью и Именем, то это предполагает человеческую индивидуальность и имя как общую форму жизни: божественное воплощение предполагает человеческое имявоплощение. Господь имеет два естества, две воли, но едину ипостась и, стало быть, единое Имя. Имя не отменяет общего закона имявоплощения, но исполняет его, пользуется им. Человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и именования (как это и повествуется, что Господь в 8-ый день по закону Моисееву обрезан был и получил своё Имя). Вообще образ и подобие Божие в человеке, по силе которого только и возможно стало боговоплощение, предполагает полное человеческое богоподобие, а в частности, и в том, что касается именования как воплощения имени. В порядке софийном всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Слово и Имя. Поэтому понятно, почему и в естественном самосознании имя имеет как бы независимое бытие, есть самое устойчивое в человеке, имеет жизнь, которую надо восстановить (левират), честь которую можно защищать (дуэль), имеет вечную судьбу. Имена человеческие написаны в небесах, т. е. не в здешнем только бытии, но и в умопостигаемом вечном, как об этом прямо и неотразимо свидетельствует Слово Божие: Лк. 10:20 : «однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». – Флп. 4:3 : «с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни». – Откр. 3:5 : «Побеждающий облечется в белые одежды и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его». VI. Имя Божие. Да будет благословенно и препрославлено во веки веков Всякое суждение есть именование, и всякое суждение есть, точнее, потенциально есть, имя, может им стать. Всякий предикат, который мы приписываем Божеству, есть вместе с тем и именование Бога: Промыслитель, Творец, Благой, Вечный, Благословенный, Святый и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010