Широкое сердце Победоносцева Вы были человек сердца доброго и снисходящего... Епископ Антоний (Храповицкий) " Полный 82 Православный богословский энциклопедический словарь», оценивая деятельность Победоносцева как обер-прокурора, пишет, что все сделанное при нем в церковной области «обязано его влиянию, таланту и инициативе». Далее говорится: «Особенное внимание он обратил на образование народа в духе преданности Царю и Церкви. Церковно-приходская школа в полном смысле слова была обязана своим появлением и развитием К.П. По его стараниям в распоряжение духовного ведомства были отпущены большие средства для развития церковно-приходских школ и церковного просвещения народа. Не менее был озабочен К.П. вопросом об улучшении материального быта духовенства. И в этом отношении им было сделано очень много. Благодаря ему из государственного казначейства был значительно увеличен отпуск сумм на жалованье духовенству, а в 1902 г. был издан устав о пенсиях духовенству. Его желанием было, чтобы духовенство, окрепнув материально и освободившись от принижающего гнета нужды, заняло в общественном и государственном строе то место, которое отвечает его действительному значению». Отмечается учреждение новых епархий, приходов и устройство при возникавших женских обителях школ и благотворительных учреждений для окрестного населения. Пересмотрены были уставы и штаты духовно-учебных заведений. Стараниями Победоносцева особенно развилось церковно-книжное издательство. Большую ценность представляет оценка Победоносцева владыкой Антонием (Храповицким) , тогда епископом Волынским, изложенная в письме к нему в начале ноября 1905 г., вскоре после оставления первым своего поста. Владыка подчеркивает при этом свое расхождение с ним по некоторым вопросам и то, что не раз навлекал он на себя неудовольствие обер-прокурора. Приводим выдержки из письма, начинающегося так: «Я откладывал со дня на день сие начертание вам русского слова прощайте и спасибо, сомневаясь в том, доставляю ли Вам удовольствие или, напротив, – неприятное чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

(Речь к воспитанникам семинарии в актовом зале, в 11 часов утра 6 февраля ) Учебная система представляет собой дело величайшей важности, так как она дает учащемуся поколению тон, направление в глубь последующих времен. Потому-то она всегда была предметом высокого общественного интереса и особенной заботливости правительства, и для создания учебной системы, этой крайне великой и ответственной работы, призывались наилучшие просвещенные деятели в государстве. Тем большее значение приобретала духовно-учебная система, в частности в духовных семинариях, где получали образование будущие пастыри Церкви. В первой половине XIX века русская история отмечает два периода в духовно-учебной системе: по реформе 1814 года началось с 1815 года проведение начертаний Комиссии духовных училищ, а в 1840 году учебная часть в духовных семинариях снова подверглась реформе и впредь до устава 1867 года. Не входя ни в оценку принципов учебной реформы духовных семинарий, какие действовали в течение свыше пятидесятилетней их жизни от 1815 до 1867 года, ни в показания практической их пригодности, мы в своем этюде поставляем лишь историческую цель – сообщить сведения о том, чрез изучение каких наук и каким образом в период означенных двух реформ 1 минувшего века внедрялось образование в воспитанниках Костромской духовной семинарии, вследствие чего откроется возможность точно и целостно представить типичную, охватывавшую костромского семинариста, тогдашнюю учебную сферу. Согласно древнему изречению historia vitae magistra , намеченная нами задача, помимо ближайшего интереса, оказывается небесполезной в том отношении, что чрез такой исторический экскурс сами собой выступают пред нашим сознанием или восстановляются затмеваемые временем достоинства и прежнего учебного строя и быта семинарского, несмотря на некоторые его недостатки. I 26 июня 1806 года государем Александром Павловичем утвержден составленный специальным комитетом для преобразования духовных школ «Доклад о усовершении духовных училищ и начертание правил о образовании сих училищ». К началу 1809 года составлен проект и семинарского устава, утверждение же его государем последовало в 1814 году, когда и напечатаны и затем введены все уставы – академический, семинарский и училищ, уездного и приходского – в целях устранить те недостатки школьной жизни, которые ясно наметила прошлая история нашей духовной школы. В Костромской семинарии новый устав получил применение с начала сентября 1815 года, при чем произведен во всех классах экзамен с переводом достойных учеников в следующие классы. По этому уставу учебное дело в Костромской семинарии с 1815–1816 учебного года и до реформы синодального обер-прокурора графа Н. Протасова в 1840 году обстояло так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

ДОКУМЕНТЫ (ПРИЛОЖЕНИЕ К ВЫПУСКУ НОВОСТЕЙ)   Рекомендации О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЮ УЧАЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ( Под обучением Православию в данных рекомендациях подразумевается духовно-нравственное воспитание и преподавание основ религиозного вероучения )   В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” и Информационным письмом Министра образования от 04.06.99 по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет православным религиозным организациям, в том числе приходам, помещения для обучения детей Православию вне рамок образовательной программы. Уставы епархий и приходов Русской Православной Церкви предусматривают в качестве одной из основных целей деятельности обучение всех желающих основам православного вероучения. Учитывая необходимость восстановления прерванной в советский период связи между Церковью и школой, каждый приход обязан вести просветительскую деятельность   с учетом действующего законодательства не только на территории прихода, но также и в помещениях государственных (муниципальных) школ. Обучение детей религии осуществляется на основании следующих документов: -заявления родителей учащихся (лиц, их заменяющих) либо самих учащихся в возрасте свыше 14-ти лет на имя руководителя государственного (муниципального) образовательного учреждения (см. приложение -письма (ходатайства) настоятеля прихода на имя директора государственного (муниципального) образовательного учреждения с приложением копии устава и свидетельства о государственной регистрации прихода (см. приложение Вышеперечисленные документы рассматриваются администрацией образовательного учреждения. В соответствии с Рекомендациями Министерства образования образовательное учреждение может отказать приходу в проведении занятий по основам Православия лишь в том случае, если условия реализации программы обучения Православию не отвечают государственным и местным требованиям в области охраны здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза преподавателей вероучения, требованиям строительных норм и правил, а также санитарных и гигиенических норм.

http://pravoslavie.ru/news/pravobraz.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНАЯ [санскр. vinaya - нравственное воспитание, руководство поведением и само поведение], в буддизме общее название нравственно-этических учений, правил, заповедей, обетов и т. д. всех школ, задача к-рых создать внешние и внутренние условия для духовного совершенствования членов общины и тех мирян, кому дорог Закон (дхарма) Будды . В основе В.- идеи нестяжательства, невмешательства в жизнь общества и его индивидов при готовности оказать духовную помощь просящему, при веротерпимости, при равном отношении к сословиям (в Индии - кастам) и равенстве внутри монастырской общины, а также любовь, милосердие и дружелюбие ко всем существам. На эти идеи опираются монастырские уставы (пратимокша), проповеди и дидактические наставления, к-рыми полны произведения мн. жанров буддийской лит-ры - от канонических сутр до философских трактатов, от посланий царям прошлого до лекций совр. миссионеров. Учения и идеалы В. раскрывают содержание «третьей благородной истины» - «Есть прекращение страдания» из 4, открытых Буддой. Практическое осуществление истины связано с устранением как жажды наслаждений, так и жажды самоистязаний («токмо гордыни ради»), что ведет к отсутствию желаний и привязанностей. Первая попытка реализовать в гражданском обществе социальные идеи В. была предпринята уже в III в. до Р. Х. при инд. царе Ашоке. Наиболее полный свод учений и заповедей В. собран и систематизирован в В.-питаке («корзина текстов по нравственному воспитанию», записана в I в. до Р. Х.) - 1-м сборнике трехчастного буддийского канона (см. Трипитака ). В.-питака сохранилась полностью только на языке пали в версии школы тхеравада ; отдельные ее части, принадлежащие др. ранним школам, дошли до нас на санскрите (напр., «Махавасту» и «Бхикшуни-виная» школы махасангхика ). В кит. каноне руководства по В. собраны в 3 томах и содержат 86 текстов др. школ Хинаяны . В тибет. каноне Ганджур В.-питака составляет 13 томов под общим названием «Дулва».

http://pravenc.ru/text/158684.html

3 июля 2014 г. XVIII век стал временем возникновения целой сети духовных учебных заведений. Отдельные духовные школы существовали в России и до XVIII века, однако именно в результате церковных реформ Петра I духовные учебные заведения стали открываться во многих епархиях Русской Церкви: к концу столетия Церковь располагала четырьмя духовными академиями, 46 семинариями и многочисленными начальными школами. Преподавание велось на латыни, богословие изучалось по католическим учебникам, адаптированным для православного употребления. Католическое влияние по временам сменялось протестантским, как было, например, при епископе Феофане (Прокоповиче), но схоластические схемы и латинский язык оставались незыблемыми . Духовные школы имели сословный характер, в них обучались преимущественно дети духовенства. Упор в обучении делался на тупое зазубривание материала, не на духовное и богословское развитие личности учащегося, а на полное и безоговорочное подчинение его «школьному» начальству. В течение XIX века предпринимались попытки улучшить ситуацию: несколько раз в 1808–1814, 1867–1869 и 1884 годах менялись уставы духовных школ. Период реформ в области духовного образования в царствование Александра I сменился периодом стагнации при Николае I. Серьёзные позитивные сдвиги в области образования, наступившие при Александре II, были сведены на нет в эпоху Александра III. Постепенно из преподавания была изгнана латынь, и во второй половине XIX русский стал основным языком преподавания практически во всех школах. Никакие реформы, однако, не могли устранить те основные недостатки, которые были заложены в русские духовные школы в петровскую эпоху. Они остались не устраненными вплоть до революции 1917 года . Помимо богословского образования, духовные училища и семинарии были должны на льготных условиях дать общее образование детям из духовного сословия. Это способствовало появлению в них многих случайных людей. Многие из их воспитанников, лишь из-за невозможности избрать другой путь и поступавшие в семинарии, становились затем убежденными атеистами.

http://pravoslavie.ru/72029.html

В Санкт-Петербурге состоялись X Линтуловские чтения 12 декабря 2016 г. 12:40 10 декабря 2016 года в Государственной полярной академии Санкт-Петербурга состоялись X Линтуловские чтения. Их организаторами выступили Константино-Еленинский женский монастырь, Санкт-Петербургская духовная академия , Российский государственный гидрометеорологический университет. Во встрече участвовали священники, преподаватели средней и высшей школ, деятели культуры. На подворье Константино-Еленинского монастыря г. Санкт-Петербурга в храме святого Андрея Критского перед началом мероприятия был отслужен молебен. Юбилейные чтения совпали с окончанием празднования 10-летия основания Константино-Еленинской обители, отметила ее настоятельница игумения Илариона (Феоктистова). В ее докладе «Монастырские уставы: история и современность» был дан краткий обзор учения Святых Отцов о монашестве и аскетической жизни, разъяснено чинопоследование пострига в малую схиму, приведены примеры из монастырских уставов разных эпох. Опыт жизни в монастыре важен не только для иноков — каждый христианин призван к подвижничеству в той или иной мере, отметила игумения. Святыми Отцами называются три благодати, данные человеку Богом: закон Моисея, Евангелие и монашество как возможность реализовать в земной жизни то, что находится за ее рамками, подчеркнула игумения. Она также уделила внимание уставам, которые настолько же спасительны, насколько опасны при неразумном исполнении. Подвизаясь в обители, важно следовать установленному в ней порядку в целом. Если принимать одно и отвергать другое, то путь ко спасению будет неверным. Успешное следование уставу возможно лишь тогда, когда насельник уделяет внимание внутренней работе — борьбе со страстями. Руководитель Школы православного экскурсовода Константино-Еленинского монастыря Нина Жервэ выступила с докладом «Соловецкий монастырь в жизни». Кроме того, прозвучали доклады о петербургских подворьях Валаамского монастыря , сакральной связи духовной культуры Афона и Валаама, праведном Артемии Веркольском. На секции «Религиозно-философские вопросы» было рассказано об исследователе богословско-философской мысли в Византии Линосе Бенакисе. Секция «Русская словесность» включила в себя доклады «Рукопись сочинения Симона Симоновича и Христофора Жефаровича о Святой земле из собрания архива Института истории РАН», «К вопросу о невидимом мире в романе Федора Достоевского " Преступление и наказание " ». Также доклады были зачитаны в рамках секций «Христианское искусство» и «Духовно-нравственные аспекты педагогики». В завершение чтений желающие совершили паломничество в Константино-Еленинский монастырь. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Гражданский Устав Русской Православной Церкви В 1998 г. под руководством митрополита Кирилла шла кропотливая работа над новым Гражданским уставом Русской Православной Церкви. 29 декабря 1998 г. Патриарх Алексий II сообщил Священному Синоду о регистрации нового Гражданского устава Русской Православной Церкви Министерством юстиции РФ (зарегистрирован 23 ноября). Перед митрополитом Кириллом как председателем Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви встала задача в кратчайшие сроки подготовить столь существенные поправки в действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви, что по сути речь шла о разработке нового канонического документа. Требовалось дать более четкое определение канонической территории и церковной диаспоры, утвердить новый статус церковных институтов в странах Содружества Независимых Государств и Балтии, очертить компетенцию новых синодальных учреждений, духовных школ, производственных учреждений Русской Православной Церкви, более четко прописать сферу деятельности церковного суда. В течение двух лет в Синод были представлены и получили одобрение типовые уставы епархий, приходов, монастырей, подворий и др. церковных подразделений. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. митрополит Кирилл представил проект нового Устава Русской Православной Церкви, который заменил Устав 1988 г. Новый Устав Русской Православной Церкви и «Основы социальной концепции» дали правовой базис для все более расширявшейся деятельности Церкви, в которой принимали участие уже сотни тысяч мирян из многих стран. Церковно-общественные и церковно-государственные отношения охватывали все новые темы и сферы сотрудничества. На Архиерейском Соборе 2008 г. отмечалось, что «предметом взаимных консультаций и общих усилий все чаще являются не только вопросы, относящиеся к узкоцерковным интересам, но также проблемы общенационального и международного значения, такие как забота о нравственном воспитании юношества, поддержка семьи, противостояние наркомании, алкоголизму и другим общественно опасным порокам». Patriarchia.ru - официальный сайт Московской патриархии © «Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси» © Сделано в ТО Парсуна

http://patriarch.patriarchia.ru/grazhdan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРШАВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ [польск. Prawosawne Seminarium Duchowne], высшее учебное заведение Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). В межвоенный период в Польше существовали 2 ДС - в Кременце (Кшеменце) и Вильно, а также Православный богословский фак-т Варшавского ун-та и Православный богословский лицей в Варшаве. Во время второй мировой войны работали только ДС в Варшаве и Хелме (Холме) (1942-1944). После войны в новой политической ситуации Предстоятель Польской Церкви митр. Дионисий (Валединский) обращался в различные ведомства, вплоть до главы правительства, с просьбой разрешить деятельность богословских школ, но положительных решений не последовало. В этой ситуации митр. Дионисий попытался организовать частный фак-т правосл. богословия при митрополичьем соборе в Варшаве. Однако фак-т не был создан в связи с арестом (25 февр. 1948) и последующим интернированием митрополита. Временно возглавившему Церковь архиеп. Белостокскому и Бельскому Тимофею (Шретеру) удалось добиться открытия 20 марта 1951 г. Православного богословского лицея в Варшаве. 1 сент. 1951 г. новоизбранный митр. Варшавский и всей Польши Макарий (Оксиюк) преобразовал лицей в правосл. ДС, увеличив срок обучения с 3 до 4 лет. В 1954 г. состоялся первый выпуск семинарии, что при острой нехватке духовенства в послевоенные годы было важным событием в жизни ПАПЦ. В кон. 60-х гг. при ДС был образован филиал общеобразовательного лицея, чтобы выпускники семинарии, негосударственного учебного заведения, могли также получить аттестат о среднем образовании; срок обучения был увеличен до 6 лет. Впосл. 5-й и 6-й классы были переведены в Яблочинский муж. мон-рь для создания там в 1975 г. Высшей православной ДС. В связи с политическими переменами в Польше в 1991 г. Мин-во народного образования приняло решение о закрытии филиала лицея при ДС. Это заставило церковные власти преобразовать семинарию из среднего в высшее учебное заведение и с сент. 1992 г. начать прием только абитуриентов, имеющих аттестат зрелости. В том же году ДС в Яблочинском мон-ре была упразднена. В мае 1998 г. Варшавская семинария получила право присваивать звание лиценциата правосл. богословия. В наст. время срок обучения в семинарии составляет 3 года, в программу входят Свящ. Писание, история Церкви, литургика, основное, пастырское, нравственное и сравнительное богословие, церковные уставы, гомилетика, церковная археология, церковное пение. Ректор - прот. Георгий Тофилюк. В здании семинарии находится домашняя ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Лит.: Kalendarz Prawosawny, 2002. Warsz., 2001. Свящ. Петр Никольский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150459.html

Проблемы духовного образования, состояния духовных школ в межсоборный период находились под постоянным пристальным и отеческим вниманием Главы Русской Церкви Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ II и Священного Синода, на заседания которого регулярно выносились вопросы, связанные с системой богословского образования, в связи с чем на синодальные Заседания приглашался Председатель Учебного Комитета, который представлял Св. Синоду доклады, сообщения, заключения. В большинстве случаев при этом решались конкретные организационные вопросы, связанные с открытием или преобразованием духовных школ в различных епархиях, но на некоторых заседаниях Синода обсуждались и принципиальные проблемы, имеющие отношение к постановке духовного образования в целом. Так, 2 октября 1997 года Священный Синод принял постановление об изменениях в порядке назначения и утверждения руководящих должностных лиц духовных школ РПЦ, а также утвердил внутренние Уставы Духовный Академий и Семинарий. 7 марта 2000 года Священный Синод вынес постановление о распределении выпускников духовных учебных заведений. В нем, в частности, подчеркнуто, что Учебный Комитет может направлять выпускников Академии на работу в Синодальные отделы Московского Патриархата или в духовные школы. При этом выпускники Академии, не имеющие священного сана, обязаны в течение 2 лет пройти стажировку в качестве сотрудников Синодальных отделов или преподавателей духовных школ. Согласно постановлению Синода, дипломы об окончании духовных школ выдаются через 2 года после их окончания в том случае, если выпускник положительно зарекомендует себя на церковном послушании. Большинство выпускников Духовных Академий направляются в Синодальные отделы и духовные школы. Так, только Московская духовная Академия после Архиерейского Собора 1997 года направила для служения в ОВЦС 18 своих выпускников. На заседании Священного Синода, состоявшемся 19 июля 2000 г., было принято решение о проведении Учебным Комитетом в предстоящем 2000/2001 учебном году инспекционной проверки всех духовных учебных заведений, по результатам которой будут решаться вопросы о целесообразности изменения статуса каждой конкретной школы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Архиерейский Собор считает неотложной задачей Русской Православной Церкви всестороннюю реализацию Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». С этой целью Архиерейский Собор определяет: - Проведение Преосвященными епархиальных собраний с приглашением для участия в них всех отцов благочинных, отцов настоятелей и председателей приходских советов. На этих собраниях его участники должны получить разъяснение, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 года о введении в действие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 3) всем действующим и ранее зарегистрированным приходам для получения правоспособности юридического лица по новому закону в срок до 1 июля 1991 года, то есть в первом полугодии следующего года, следует представить в исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов по месту нахождения прихода или иным порядком, установленным республиканским законодательством, свой устав для регистрации, которая должна быть произведена в месячный срок. Эти уставы должны соответствовать типовому Уставу православного прихода, принятому настоящим Архиерейским Собором. Приходской устав необходимо предварительно официально принять приходским собранием, что должно получить оформление в соответствующем протоколе. При этом следует иметь в виду, что никаких согласований в этом вопросе с уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР не требуется. До 1 января 1991 года Совет Министров СССР должен принять решение об упразднении института уполномоченных. Подобной регистрации подлежат также ранее зарегистрированные монастыри, духовно-учебные заведения, епархиальные и общецерковные производственные предприятия, а также епархиальные управления, Патриархия и Русская Православная Церковь как единая и целостная религиозная организация. В этой связи поручить Священному Синоду скорейшую разработку и принятие подлежащего регистрации Устава Русской Православной Церкви, устава Патриархии, типовых уставов епархиальных управлений, ставропигиальных и епархиальных монастырей, Духовных школ и общецерковных производственных предприятий.

http://bogoslov.ru/article/373504

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010