В то время как в обществе спорили о коренных преобразованиях, Святейший Синод предпринял кое-какие мелкие усовершенствования учебных программ. В 1858 г. из программы семинарий была изъята геодезия и сокращено преподавание естествознания. В 1865 г. отменили изучение медицины, естествознания и сельского хозяйства, но повысили требования к знанию древних языков и ввели в учебный план педагогику. Важнейшим из мероприятий Святейшего Синода было учреждение в 1860 г. уже упомянутого Комитета по соображениям о преобразовании духовных училищ под председательством Херсонского архиепископа Димитрия Муретова; членом комитета был также профессор А. В. Горский. В начале 1863 г. комитет представил проекты уставов духовных училищ и семинарий, учебных программ семинарий и инструкции для надзирателей в семинарских общежитиях. Эти проекты были разосланы епархиальным архиереям, академиям и семинариям для обсуждения, которое затянулось до 1866 г. В некоторых местах специально для этой цели были организованы комитеты с участием местного Назначенный в 1866 г. обер-прокурором граф Д. А. Толстой распустил комитет архиепископа Димитрия «за неимением денежных средств», а затем испросил и получил от императора дополнительные ассигнования на нужды духовных школ в размере 1 500 000 руб., добившись при этом высочайшего согласия на создание нового комитета, который собрался 19 марта 1866 г.; перед ним стояла задача ускоренного проведения Возглавил комитет Киевский митрополит Арсений Москвин, помощником которого стал Нижегородский епископ Нектарий Надеждин; в остальном комитет состоял из четырех светских и четырех духовных лиц. К последним принадлежал находившийся в дружеских отношениях с обер-прокурором протоиерей И. В. Васильев, выступавший за модернизацию уставов, тогда как Нектарий действовал больше в охранительном духе. Уже к декабрю 1866 г. уставы семинарий и духовных училищ были готовы и отосланы обер-прокурором Д. А. Толстым для просмотра и отзыва митрополиту Филарету. 14 мая 1867 г. представленный Святейшим Синодом проект был утвержден императором. В тот же день император подписал и «Положение об Учебном комитете при Святейшем Синоде», который пришел на смену протасовскому Духовно-учебному

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Общеобразовательные предметы были сокращены, а философия сведена к логике и психологии, зато были включены новые предметы, «полезные для общежития», такие, как основы медицины, крестьянского хозяйства и естествознание; с 1843 г. в некоторых семинариях стали обучать Во всех духовных школах курс обучения был рассчитан на шесть лет. Кроме того, чтобы избежать переполнения низшего класса семинарий (класса «риторов») готовившимися в псаломщики, для последних был организован дополнительный класс. Избыточность учащихся в духовных учебных заведениях заставила Святейший Синод в 1850 г. отменить обязательное обучение сыновей духовенства непременно в духовных школах, открыв им доступ в школы светские. Еще ранее, в 1842 г., император разрешил принимать выпускников семинарий на государственную службу, отменив существовавшее ограничение, в силу которого выпускники, не принадлежавшие к духовному сословию, могли рассчитывать на место только в «ведомстве православного исповедания» (в качестве чиновников консисторий или учителей семинарий). В 1836 г. было решено увеличить чрезвычайно маленькие штаты и оклады, особенно в семинариях и духовных училищах. Государственная казна выделила на эти цели дополнительно 468 225 руб., что дало возможность в последующие годы, при обер-прокуроре Протасове, применяясь к местным условиям, укрепить штатное содержание отдельных г) Целью реформы 1808–1814 гг. являлось повышение общеобразовательного уровня в духовных учебных заведениях и в то же время — развитие собственной русской богословской науки. Граф Протасов был в известном смысле прав, когда в беседе с архимандритом Никодимом утверждал, что учебные планы и уставы Комиссии духовных училищ плохо учитывали то обстоятельство, что большинство выпускников духовных школ призваны были стать приходскими священниками. Оптимистическая вера в ценность абстрактной науки мешала реформаторам-идеалистам вроде Евгения Болховитинова, Сперанского, Феофилакта Русанова или юного ректора пореформенной Петербургской Академии Филарета Дроздова опуститься до столь конкретной практической задачи.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Такие школы существуют, например, в епархиях Веррийской, Самосской, Кесарийской, Халдийской. Но первенствующее место среди духовных школ Константинопольского патриархата принадлежит Богословской школе на острове Халки, которая является главным рассадником высшего и низшего просвещенного клира и обслуживает нужды всех епархий, собирая в своих священных стенах питомцев из разных областей Турции. Эта именно школа ныне и осуществляет предписание о приготовлении для епархий образованных церковных деятелей, – о нем речь идет в Общих Канонисмах. 3. Церковное управление в епископиях В самостоятельных епископиях, существующих ныне в пределах вселенского патриархата, церковное управление организовано на тех же началах и выражается в тех же формах, которые действуют и применяется в церковном управлении митрополий. И в епископиях местному иерарху принадлежат одинаковые с митрополитами полномочия в отношении епархиального управления и суда, здесь существуют те же епархиальные учреждения – как общественные, так и духовные, с аналогичным составом и назначением, здесь епископу помогают в управлении те же должностные лица – протосинкелл, архидьякон, девтеревон, простой дьякон, – которые участвуют в церковном управлении и митрополии. И в других отношениях церковно-административный и судебный строй в самостоятельных епископиях совпадает с митрополиями и находит в описанных уже учреждениях свою полную аналогию. 4. Уставы некоторых епархий Константинопольской Церкви Для более подробного и разностороннего ознакомления с церковным управлением и судом в епархиях вселенского патриархата представляется необходимым обратиться к уставам, действующим ныне в некоторых митрополиях. Как уже отмечалось, церковное управление в епархиях вселенской Церкви не отличается единством и тождественностью, поэтому действующие Канонисмы некоторых епархий дадут возможность лучше ознакомиться с организацией здесь административно-судебного строя во всем его разнообразии, зависящем и от местных в каждой епархии условий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

В начале XX столетия попытки изменить ситуацию в духовных школах приобретают систематический характер. Результатом брожения в семинарской и академической среде, вылившегося в студенческие волнения 1905 года, стало создание специальной комиссии, целью которой было всестороннее обновление жизни духовной школы на разных уровнях: результатом деятельности комиссии стали «временные правила», введенные в начале 1906 года. В том же 1906 году проблемы духовной школы обсуждались V отделом Предсоборного Присутствия. В 1910–х годах созывались новые комиссии по реформе духовных школ, однако изменения, вносимые ими в уставы духовных школ, диктовались не столько нуждами самих школ, сколько сменой политической ситуации в стране. Все это мало отличалось от XIX века: и тогда устав 1869 года отражал либеральный дух эпохи Александра II, ознаменовавшейся для России отменой крепостного права и другими эпохальными преобразованиями, а устав 1884 года соответствовал изменению политического климата и наступлению реакции. Все изменения, вносившиеся в уставы духовных школ вплоть до 1917 года, были преимущественно «косметического» характера и не меняли ничего в жизни семинарий и академий по существу. Лишь в 1917–18 годах, когда в стране происходило стремительное крушение старых устоев и под грохот разрывающихся снарядов в Кремле заседал Поместный Собор, проект реформы духовных школ стал приобретать все более радикальный характер. Но чаяния реформаторов так и не воплотились в жизнь: духовные школы были разгромлены большевиками вскоре после прихода к власти, и все проекты изменений оказались похороненными под обломками старого строя. Русская духовная школа середины XIX века описана Помяловским в знаменитых «Очерках бурсы». Изменилось ли что–нибудь кардинальным образом к концу XIX — началу XX века? Ответом на этот вопрос станут свидетельства людей, чья жизнь оказалась связанной с духовной школой именно в это время. То, что они говорят на основе собственного опыта пребывания там, не потеряло своего значения и сто лет спустя. Хотелось бы, чтобы преподаватели и учащиеся наших духовных семинарий и академий обратили внимание на эти свидетельства, так как их внимательный анализ может помочь в преодолении тех негативных сторон учебного процесса и организации дисциплины, которые оставлены нам в наследство старой дореволюционной школой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1300...

В связи с финансовыми трудностями в этом году сокращен набор в Московскую Духовную Семинарию (вместо 90 человек принято 60 человек). Сократится также набор в Регентскую школу. Основную ответственность за состояние духовного образования в Русской Церкви перед ее Священноначалием несет Учебный Комитет при Священном Синоде. Характеризуя жизнь духовных школ в межсоборный период, мы одновременно говорили по существу дела и о деятельности Учебного Комитета, который имеет непосредственное отношение ко всему, что было сделано на учебном поприще. Представляется только необходимым дополнительно доложить о том, что в связи с принятием в 1997 году нового Закона о свободе совести и религиозных объединениях понадобилось выработать тексты новых типовых гражданских уставов духовных школ разных ступеней. На основании этих уставов проведена была в органах юстиции перерегистрация духовных учебных заведений. А еще ранее, 2 октября 1999 года на заседании Священного Синода были приняты внутренние уставы духовных академий и семинарий. При Учебном Комитете существует библиотечный коллектор, задачей которого является обеспечение духовных школ прежде всего учебной литературой, а также другими изданиями с богословской, церковно-исторической и иной религиозной тематикой. В настоящий момент, когда происходит решительная битва за спасение России от лжедуховного иноземного ее порабощения, от Духовных школ зависит многое. Они, в первую очередь Семинарии, Академии, Богословские институты, могут и должны дать двуедино (духовно и богословски) подготовленные кадры, без которых Церковь будет неуклонно терять свой авторитет, и русский народ окажется во власти подготовленных проповедников инославия, иноверия и безверия. Иноверные идеологи прекрасно понимают, какое важное значение имеет хорошо подготовленный проповедник, миссионер. Они буквально ловят момент. И если православные школы не получат поддержки, то мы окажемся неподготовленными перед серьезнейшим вызовом, брошенным Русской Православной Церкви. Поэтому только целеустремленная, благожелательная и неустанная работа, координируемая высшей церковной властью, способна дать всем нашим образовательным центрам ту силу, которая духовно обогатит и укрепит и саму Церковь, и Отечество. Как сказал Святейший Патриарх Алексий на 2-ом съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, " XXI век мы должны сделать Православным веком, ибо альтернатива этому - подлинная бездуховность, размывание традиционных устоев нравственности, и, как следствие, гибель России, потерявшей свою историческую память и духовную самобытность " . Немалая часть в исполнении этой задачи - дело духовных школ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

В конце 40-х гг. из-за быстрого роста численности учащихся недостаточность средств довела духовные школы до нестерпимой бедности. Как и в 18 в., казеннокоштные бурсаки голодали, здания школ годами стояли без ремонта. Переполнение духовных школ воспитанниками заставило Святейший Синод в 1850 г. отменить обязательное обучение детей клириков в духовных училищах. В царствование Александра II, когда глубоким преобразованиям подверглись все стороны национальной жизни, в церковной печати открыто стал обсуждаться вопрос о новой реформе духовной школы. От архиереев, от ректоров академий и семинарий Синод затребовал их мнения и предложения, а в 1860 г. под председательством архиепископа Херсонского Димитрия (Муретова) был составлен особый комитет, который за четыре года разработал план новых преобразований. Архиепископ Димитрий предложил радикальные меры. Он хотел перестроить существовавшие семинарии в общеобразовательные школы для детей духовенства, а богословские классы семинарий преобразовать в закрытые пастырские школы с полумонастырским уставом и принимать в них сложившихся, зрелых людей, искренне стремившихся послужить Церкви на пастырском поприще, причем не только из духовного чина, но из всех сословий. Комитет, однако, не пошел на столь решительную ломку существовавшей системы. Часть его членов считала более целесообразным попросту вернуться к уставам 1814 г. В итоге решили в общих чертах сохранить сложившиеся типы духовных школ, с той только переменой, чтобы в семинариях богословские предметы были выделены в особый курс и сосредоточены в последних классах. Разработанный прежде проект был передан на рассмотрение епархиальных архиереев, ректоров и академических конференций, и в 1866 г. составился новый комитет во главе с митрополитом Киевским Арсением (Москвиным) . Через год были утверждены разработанные этим комитетом новые уставы семинарий и духовных училищ, в 1869 г. – устав духовных академий. Эти уставы предусматривали новое устройство управления духовными школами. Оно сосредоточивалось в Учебном комитете при Святейшем Синоде, вместо прежнего Духовно-учебного управления, подчиненного непосредственно обер-прокурору. Упразднялись академические учебные округа, и академии в связи с этим освобождались от управления семинариями. Из ведения академий изымалась возложенная на них старым уставом духовная цензура.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Проблемы духовного образования, состояния духовных школ в межсоборный период находились под постоянным пристальным и отеческим вниманием Главы Русской Церкви Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ II и Священного Синода, на заседания которого регулярно выносились вопросы, связанные с системой богословского образования, в связи с чем на синодальные Заседания приглашался Председатель Учебного Комитета, который представлял Св. Синоду доклады, сообщения, заключения. В большинстве случаев при этом решались конкретные организационные вопросы, связанные с открытием или преобразованием духовных школ в различных епархиях, но на некоторых заседаниях Синода обсуждались и принципиальные проблемы, имеющие отношение к постановке духовного образования в целом. Так, 2 октября 1997 года Священный Синод принял постановление об изменениях в порядке назначения и утверждения руководящих должностных лиц духовных школ РПЦ, а также утвердил внутренние Уставы Духовный Академий и Семинарий. 7 марта 2000 года Священный Синод вынес постановление о распределении выпускников духовных учебных заведений. В нем, в частности, подчеркнуто, что Учебный Комитет может направлять выпускников Академии на работу в Синодальные отделы Московского Патриархата или в духовные школы. При этом выпускники Академии, не имеющие священного сана, обязаны в течение 2 лет пройти стажировку в качестве сотрудников Синодальных отделов или преподавателей духовных школ. Согласно постановлению Синода, дипломы об окончании духовных школ выдаются через 2 года после их окончания в том случае, если выпускник положительно зарекомендует себя на церковном послушании. Большинство выпускников Духовных Академий направляются в Синодальные отделы и духовные школы. Так, только Московская духовная Академия после Архиерейского Собора 1997 года направила для служения в ОВЦС 18 своих выпускников. На заседании Священного Синода, состоявшемся 19 июля 2000 г., было принято решение о проведении Учебным Комитетом в предстоящем 2000/2001 учебном году инспекционной проверки всех духовных учебных заведений, по результатам которой будут решаться вопросы о целесообразности изменения статуса каждой конкретной школы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

В шестидесятых годах произведена была новая реформа, вызванная разными недочетами, в особенности же тяжелым материальным положением школ в которых казеннокоштные ученики голодали, здания оставались без ремонта, учителя же уходили в другия ведомства. Новая реформа обсуждалась с 1860 по 1866 гг. Наряду со специальными комиссиями, обсуждали ее епархиальные архиереи, ректоры, академические советы и даже печать. Правительство ассигновало казенное пособие школам в размере полутора миллиона руб. В мае 1867 г. духовно-учебное управление заменено было дух.-учебным комитетом и утверждены новые семинарский и училищный уставы, а в 1869 г. академический устав. Администрация дух.-учебной части получила новый вид. Она была сосредоточена в одном дух.-учебном комитете. Академические округи были упразднены и академии освобождены от несвойственных им административных забот. Во внутреннем управлении дух. школ проведено начало самоуправления и начало выборное, касавшияся всех должностных лиц, кроме ректоров академий. Таким образом во всех делах заинтересованными оказались члены учебного и педагогического составов учебных заведений. В делах семинарий и училищ призвано было к участию и местное духовенство, выбиравшее своих представителей в правления учебных заведений. Учебная часть семинарий и училищ была организована с более стройным распределением предметов общеобразовательного и специального курсов. Для сокращения семинарского курса из него были выпущены даже библейская история, учение о богослужебных книгах и патристика; обширнее было поставлено преподавание философии. Нововведением и в семинариях и в академиях было преподавание педагогики, при котором имелось в виду ближайшее участие духовенства в деле народного образования. Самой благотворной стороной новой учебной реформы было возвышение духовно-училищных окладов, прекратившее прежнее бедственное состояние дух. школ. Свечной сбор в 1870 г. был заменен процентным со всех церковных доходов, по 10–21 процентов с каждой церкви. В царствование имп. Александра III издан в 1884 г. новый устав духовных академий и семинарий. Профессорам и учителям возвышены оклады содержания и пенсий, применительно к положению министерства народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С 1 июля 1860 г. митрополит Киевский и Галицкий, архимандрит Киево-Печерской лавры и член Святейшего Синода. В период реформ в РПЦ в 60-70-х гг. XIX в . развернул в Киевской епархии обширную деятельность по устройству церковноприходских школ. В марте 1866 г. назначен председателем Комиссии по реформе духовных школ, отверг предложенный обер-прокурором гр. Д. А. Толстым вариант устава ДА и ДС (см. Уставы духовных школ ). Особое возражение со стороны А. вызвало предложение сторонников обер-прокурора включить в проект устава принцип всесословности духовной школы при ограничении численности учащихся, поскольку архиерей полагал, что это закроет путь к образованию мн. малоимущим детям духовного сословия. А. также критиковал ориентацию устава на университетские порядки, что, по его мнению, ставило под угрозу существование духовных учебных заведений. Позиция митрополита вызвала недовольство обер-прокурора, А. был вынужден уехать в Киев, и утверждение устава в мае 1869 г. состоялось без него. А. являлся членом большого числа церковных и общественных орг-ций и учреждений: президентом Киевского комитета Православного миссионерского об-ва , почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Киевского, Московского, Петербургского ун-тов, Медико-хирургической академии, Имп. публичной б-ки в С.-Петербурге, Общества любителей духовного просвещения , Об-ва древнерусского искусства при Московском публичном музее, Об-ва попечения о раненых и больных воинах, Киевского об-ва любителей садоводства, Об-ва вспомоществования недостаточным студентам Киевского ун-та, действительным членом Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе и Об-ва подаяния помощи при кораблекрушениях. За церковное и общественное служение А. был награжден орденом св. Анны 2-й (25 апр. 1831) и 1-й степени (25 апр. 1835), орденом св. равноап. кн. Владимира 2-й степени большого креста (14 апр. 1845) и 1-й степени (31 марта 1863), орденом Александра Невского (20 мая 1850), орденом Андрея Первозванного (27 марта 1866) и алмазными знаками Андреевского ордена (16 апр. 1872). В авг. 1873 г., когда праздновалось 50-летие служения А. в священном сане, ему была пожалована панагия с бриллиантами при именном рескрипте императора. А. скончался от инсульта, погребен в Крестовоздвиженской ц. Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/76242.html

Хроники, уставные мат-лы: Проект устава духовных семинарий. СПб., 1810; Проект устава духовных семинарий. СПб., 1814. 2 ч.; Журналы собрания конференции МДА. М., 1831-1832; Списки начальствующих наставников и студентов МДА: (1814-1864). М., 1864; Свод мнений относительно Устава духовных семинарий. СПб., 1866; Устав Правосл. духовных семинарий. СПб., 1867; Устав Правосл. духовных академий, высочайше утвержденный в Царском Селе 30-го мая 1869 г.//Странник, 1869. 8. С. 53-79; Журналы Совета МДА. М., 1871-1916; Годичные акты МДА. М., 1875-1910; Уставы Правосл. духовных семинарий и училищ... с относящимися к ним постановлениями Свят. Синода. СПб., 1888; Списки студентов МДА за 75 лет ее существования: (1814-1889 гг.). М., 1889; Правила об обязанностях учащихся в МДА. Серг. П., 1897, 1913; Отчеты братства прп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам МДА. М., 1881-1916; Устав [и штат] правосл. духовных академий [высочайше утвержденный 20 апр. 1884 г.]//ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 1-37 (4-я паг.); Памятные книжки МДА. Серг. П., 1894-1918; Устав ссудо-сберегательной кассы при МДС. М., 1898; Проект Устава Правосл. духовных академий, выработанный Советом МДА. Серг. П., 1906; Проект Устава Правосл. духовной академии, сост. комиссией профессоров СПбДА, рассмотренный и изм. Советом академии, и объяснительные записки к нему. СПб., 1907; Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий 1808-1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг. СПб., 1908; Уставы Правосл. духовных семинарий и училищ с относящимися к ним Постановлениями Свят. Синода. СПб., 1908; Устав Правосл. духовных академий. СПб., 1910; Устав Правосл. духовных академий. Серг. П., 1912; Списки студентов, окончивших полный курс Имп. МДА за 1-е столетие ее существования (1814-1914 гг.). Серг. П., 1914; Устав Братства во имя св. Ермогена для вспомоществования бывшим питомцам. М., 1915; Список студентов Имп. МДА: 1916-1920 гг. [М., 1920]. Периодические издания: Прибавления к Творениям св. отцов в рус. переводе. М., 1843-1864, 1871, 1872, 1880-1891; Творения св. отцов в рус. переводе. М., 1843-1864, 1871, 1872, 1880-1891, 1893-1917. Т. 1-69; БВ. 1892-1918; Христианин. Серг. П., 1907-1915; Духовный мир: Сб. работ учащихся Моск. духовных школ. Серг. П., 1994-1997. Вып. 1-4; Встреча: Студенческий ж. 1996-2017. 1-28.

http://pravenc.ru/text/Московская ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010