Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим. 3, 7 ), быть не моложе сорока лет. В «Уставе», принятом в 1988 году, содержалось также положение о том, что кандидат в Патриархи должен являться гражданином СССР, которое утратило значение после распада Советского Союза. В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, в соответствии с «Уставом» 1988 года, осуществляет Священный Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами. Он состоит из Председателя – Патриарха или Местоблюстителя, – а также пяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. Постоянными членами Синода являлись митрополиты Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины, Ленинградский и Новгородский, Крутицкий и Коломенский и, по должности, управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела внешних церковных сношений. При этом временные члены вызываются для присутствия в Синоде на одну сессию по старшинству хиротонии, но не ранее двухлетнего срока пребывания на кафедре, которую они занимают на время вызова в Синод. Синодальный год разделён на две сессии: летнюю (с марта по август) и зимнюю (с сентября по февраль). Если Патриарх не может председательствовать на заседании Синода, он замещается старейшим по хиротонии постоянным членом Синода. Секретарём Синода является управляющий делами Московской Патриархии. В обязанности Священного Синода «Устав» 1988 года включил попечение о хранении и истолковании православной веры и норм христианской нравственности и благочестия, поддержание единства с братскими Православными Церквями, организацию внутренней и внешней деятельности Церкви, толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением, рассмотрение богослужебных вопросов, издание дисциплинарных постановлений, поддержание должных отношений между Церковью и государством, поддержание межцерковных связей, выражение озабоченности общественными проблемами, обращение с посланиями к Полноте Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

IV. Тот Факт, что при совершении тайны исповеди от кающегося лица требуется самое деятельное участие посредством слова, невольно вызывал на разрешение того вопроса – как же поступать при исповеди лиц, по каким-либо причинам не могущих ясно выразить свое раскаяние словом, – каковыми являются – немые, глухие и знакомые только с языком, непонятным для духовника? – В практике Греческой церкви мы не видим решения этого вопроса. Что касается до Русской церкви, то в ней на подобный случай составлен особый устав или указ. Происхождение этого последнего относится ко времени второй половины XVI в. По известному нам памятнику данного устава и за указываемое время он надписывался: «Поновление немомоу человеку и глухомоу». Согласно его наставлению, при исповеди указываемых лиц, священник творит обычное начало, читает – « Символ веры », 50-й псалом и покаянные тропари 6-го гласа и затем молитву разрешальную – «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне живаго, пастырю и агнче»... (пространной редакции) и – «Ныне отпущаеши», «Днесь спасению нашему начаток» и «Вечери твоея тайные». По таковом чтении тотчас же положено причащение исповедника, краткая ектенья и отпуст 61 . Таким образом, по настоящему уставу, – и для глухих и для немых, – исповеди в собственном смысле не полагается; достаточным доказательством раскаяния таких лиц считается самое появление их пред духовником для исповеди. В этом случае нельзя не видеть, что на данный случай перенесен старинный взгляд Русской церкви на причащение опасно больных. – Тот же самый устав – с надписанием уже «чин, како исповедати глухого или немого, неумеющим сам о себе отвещати» – мы находим, затем, в рукописях XVII в., только с тою разницею, что теперь требуется, кроме указанной разрешительной молитвы, читать и «молитвы разреша[#а#]ные вся по ряду», по чтении каковых молитв – «[#отпу#][# #][##]. по обычаю» 62 . В настоящем случае, очевидно, занимающий нас устав более приближается к типу чинопоследования исповеди, выделяя из себя упоминание о причашении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

« Об антиминсах православной Русской церкви». Соч. К. Никольского , священника церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной. – СПб. 1872 Неоспоримо важны всякого рода исследования и даже простые подборы данных о церковных древностях не только в чисто научном отношении, но отчасти и в житейском. Тем важнее те и другие, чем строже сами к себе относятся собиратели данных и исследователи при изучении дела в его подробностях труды бесспорно важные делались и делаются не по готовым книгам и книжкам, а по прямым источникам, и не по одним общедоступным источникам, но и по тем памятникам, которые сберегаются или и просто скрываются в хранилищах, куда и проникнуть бывает иногда невозможно и откуда они иногда исчезали и исчезают бесследно. Относительная важность предмета труда, по крайней мере, в смысле научном, не может сама по себе возвысить значение труда, так же как и относительная неважность предмета не может ослабить долга уважения к потрудившемуся над ним, если только сам он не подал повода к этому недостаточным знанием дела и нестарательностью разработки всего, что относится к предмету. С таким убеждением приступил я к рассмотрению книги об антиминсах отца Константина Никольского по поручению Уваровской комиссии, и чем более ознакомлялся с приёмами, употреблёнными исследователем при разработке предвзятой им задачи, тем более удостоверялся в достоинстве его труда. Это и не первый труд отца Константина Никольского : это только один из его шагов впереди, предупреждённый другими, заслуживающими уважение по направлению. В 1858 году им издано «Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу» – в своём роде лучшее из доселе изданных по отчётливости и подробности изложения. С благодарностью вспоминаю об этой книге, как об одном из пособий, к которым обращался я при рассмотрении наших древних рукописей богослужебного содержания. Позволяю себе сказать, что она получила бы и важное научное значение, если бы, при новой её переработке, дано было в ней место решению исторического вопроса о постепенном изменении состава богослужебных книг, переделки перевода и частью новому переводу тех частей их, которые взяты были из книг греческих, и о добавлениях, сделанных в них южными славянами и русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Пн Священний Синод затвердив списки святих 17 травня 2023 р. 09:25 16 мая 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях ( журнал 31 ). Священный Синод в заседании от 24 марта 2022 года ( журнал 16 ) определил: «Включить в повестку дня Архиерейского Собора вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях». В своих заседаниях от 17 апреля ( журнал 29 ) и 25 августа ( журнал 66 ) 2022 года Священный Синод принимал решения о переносе сроков заседания Архиерейского Собора в связи с тем, что международная обстановка затрудняла прибытие в Москву многих членов Архиерейского Собора, а в заседании от 29 декабря 2022 года ( журнал 121 ) по той же причине определил «вернуться к рассмотрению о сроках проведения Архиерейского Собора во благовремении». С учетом этих обстоятельств в Московскую Патриархию неоднократно обращались архиереи разных епархий с просьбой рассмотреть возможность утверждения поименных списков местных соборов святых до созыва Архиерейского Собора. В местные соборы святых включаются уже прославленные общецерковным чином святые, особо почитаемые в данной местности, и местночтимые святые. Согласно Уставу Русской Православной Церкви в обязанности Священного Синода входит: «регулирование богослужебных вопросов» (пункт е статьи 25 главы V) и «канонизация местночтимых святых» (пункт ф статьи 25 главы V). Участники заседания постановили утвердить поименные списки местных соборов святых согласно приложению к журналу 31  данного заседания. Дальнейшее дополнение поименных списков местных соборов святых, а также утверждение новых списков будет обсуждаться по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6028263...

— Немалая часть преподавателей семинарий — священники. А юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) настаивала на том, что с ними вообще не заключаются трудовые договоры. Они могут быть в семинариях преподавателями на «волонтерской» с внешней точки зрения основе? — Насколько я понимаю, это высказывание инокини Ксении относится именно к приходскому статусу священнослужителя. Здесь же мы говорим о статусе преподавателя высшего учебного заведения, каковыми являются наши семинарии. «Волонтерство» здесь неуместно. — Священник — штатный преподаватель — будет заштатным клириком? — На практике это означает, что трудовая книжка у человека будет находиться в духовном учебном заведении. Это не значит, что при этом он будет заштатным клириком — это другой канонический статус. Но это означает, что для епархиального священноначалия его статус преподавателя духовного учебного заведения будет не чем-то дополнительным к другим его нагрузкам, а важнейшей стороной его священнического служения. — Возрастной порог для штатных профессоров и доцентов решением Священного Синода повышен с 65 до 75 лет. — Ранее в «Положении об ученых званиях и штатных должностях» говорилось о 65-летнем пороге для штатных профессоров. Но, как обсуждалось на Высшем Церковном Совете и как закреплено в новом синодальном постановлении, значительная часть наших самых квалифицированных преподавателей перешагнули этот порог или приближаются к этому возрасту. Эта корректива выглядит разумно. В конце концов, по Уставу Русской Православной Церкви архиерей непреткновенно несет свое служение до 75 лет и лишь потом подает прошение Священному Синоду об освобождении его от архипастырских обязанностей. Тогда уже Синод решает, освободить его или благословить на продолжение управления епархией. При всем уважении к профессорской деятельности, понятно, что она в целом никак не сложнее архиерейской. Наши ведущие профессора — я сейчас не буду называть конкретных фамилий — успешно справляются и еще многие годы будут прекрасно справляться со своими обязанностями и после 65 лет. К тому же мы избежим большой проблемы с вынужденным выведением за штат ведущих профессорско-преподавательских кадров и сохраним костяк профессорского корпуса.

http://patriarchia.ru/db/text/3117299.ht...

– Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного» (ср. Ант. 5., Гангр. 6., Карф. 10., Двукр. 13). Объявляя власть епископа простирающейся на все церкви и лица, в его епархии состоящие, каноны повелевают, чтобы «клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических пребывали, по преданию св. отец, под властью епископов каждого града и по дерзости, не исторгались из под управления своего епископа. Дерзнувшие нарушить сие постановление каким бы то ни было образом и не подчиняющиеся своему епископу, если они клирики, подлежат наказаниям по правилам, а если монашествующие или миряне, то подвергаются отлучению от общения церковного» (IV всел. пр. 8). Другие каноны, о том же предмете предписывают, чтобы «по каждой епархии в селах или предградиях сущие приходы неизменно пребывали под властью заведывающих оными епископов» (IV всел. 17, всел. 25). Вообще по каноническим правилам вселенских и поместных соборов, а также и всегдашней практике вселенской церкви, законной и действительной, в пределах каждой епархии, властью должна быть власть епископа, которая, обнимая все церкви и приходы в епархии, в равной мере простирается на клир и народ всякого звания (IV всел. 4, IV всел. 31, Двукр. 12 и др.). Согласно с изъясненными началами, действующими повсюду в православной церкви и в нашей отечественной церкви, епископы также являются правителями, судьями и распорядителями по делам церковным в пределах епархий, совпадающих по общему правилу, не без исключений, с границами губерний. По общепринятой практике русской церкви и по уставу духовных консисторий, епархиальный архиерей ведает, и духовным управлением и духовным судом в епархии, которые и производит при посредстве, состоящей под непосредственным его начальством, духовной консистории, простирая свою иерархическую власть, согласно 35 апостольскому правилу, не далее границ вверенной ему епархии (Уст. Дух. Конс., ст. 1 и 3, изд. 1883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92702.html 21 февраля 2012 Артем Скоропадский Святое предписание. Митрополит Владимир отменил проведение назначенного на сегодня Синода Источник:  http://www.kommersant.ru/Коммерсант Противостояние в Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) перешло в активную стадию. Вчера стало известно, что глава УПЦ МП митрополит Владимир отменил решение митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о проведении сегодня заседания Священного синода. По информации " Ъ " , на заседании группа архиереев планировала принять решения, направленные на усиление влияния Русской православной церкви на УПЦ МП, и создать медицинскую комиссию для обследования митрополита Владимира на предмет его дееспособности. Решение предстоятеля свидетельствует о настоящей борьбе между двумя группами иерархов в УПЦ МП, считают эксперты. Вчера было обнародовано письмо находящегося на лечении митрополита Владимира (Сабодана) членам Священного синода УПЦ МП. В нем первоиерарх церкви сообщил об отмене запланированного на 21 февраля заседания синода. Инициатором его созыва стал старейший по хиротонии (возведению в сан) иерарх церкви митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин). " Созыв Священного синода, согласно уставу об управлении Украинской православной церковью, находится исключительно в компетенции предстоятеля УПЦ МП или ее местоблюстителя " , – говорится в письме митрополита Владимира. Первоиерарх УПЦ МП напомнил, что митрополит Агафангел председательствовал на предыдущих заседаниях синода, руководствуясь положением устава, согласно которому в случае отсутствия по какой-либо причине, например по состоянию здоровья, митрополита Киевского и всея Украины его обязанности исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Священного синода. Из письма следует, что митрополит Владимир сейчас " восстанавливает силы и надеется скоро приступить к полноценному исполнению своих обязанностей " .

http://religare.ru/2_92702_1_21.html

Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Синод (в соответствии с Уставом) утверждает положения об их деятельности; утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты; выносит постановления по наиболее важным аспектам их текущей работы; осуществляет ревизию этих учреждений. Синод одобряет общецерковный план расходов, рассматривает сметы синодальных учреждений, духовных учебных заведений, а также финансовые отчеты. Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; принимает типовые положения о епархиальных учреждениях; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью; учреждает ставропигии 121 ; по представлению Учебного комитета утверждает уставы и учебные планы духовных учебных заведений, программы духовных семинарий и учреждает новые кафедры в духовных академиях; следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях 122 и приходах соответствовали законным постановлениям; в случае необходимости проводит ревизии. «Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава» (V.32). Синодальные учреждения. В отличие от Устава 1988 г. в новом Уставе в главу, посвященную Синодальным учреждениям, включены также положения, касающиеся Московской Патриархии. Она определяется в нем как учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые и управляемые Патриархом Московским и всея Руси. Синодальное учреждение, согласно Уставу, – это учреждение Русской Церкви, ведающее кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию. «Московская Патриархия и Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Московская Патриархия и Синодальные учреждения обладают исключительным правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Подобным отцу Виталию был Дмитрий Петрович Огицкий (недавно скончался). Преподавал Сравнительное богословие и древнегреческий язык. Все лекции по Сравнительному богословию я тщательно записал – они были весьма содержательные, но дал одному преподавателю для использования, а он мне их не возвратил... Так «зачитали» и другие мои записи. – По греческому языку Дмитрий Петрович выжимал из нас всё возможное и даже невозможное. За сорок пять минут урока мы так уставали, что становились малоспособными к слушанию прочих пяти положенных на тот день по расписанию предметов. И вот сегодня я не знаю, как расценить такой метод работы! —35— С искренней и глубокой благодарностью я вспоминаю своих прекрасных учителей. Продолжающих достойно стоять на высоких постах служения Русской Православной Церкви: митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондарь) – ныне старейшего архипастыря нашей Святой Церкви (читал Священное Писание Ветхого Завета), протоиерея Бориса Шишко – ныне преподавателя Одесской Духовной Семинарии (вёл Нравственное богословие). Почивших: протоиерея Феодора Хрущевского (преподавал историю Русской Церкви), Алексея Яковлевича Яблонского (учил нас Церковному уставу), Алексея Петровича Надеждина (давал уроки по Психологии). Некоторые из преподавателей были выпускниками и даже преподавателями (доцент А.П. Надеждин, кажется, из Казанской Духовной Академии) прежних Духовных Академий, прочие – Православного Богословского факультета Варшавского университета. Читались также интересные лекции по бухгалтерскому делу (Свиридов – родной брат архиепископа Питирима), по агрономии (агроном), но как-то они прошли по касательной... 7. Вызов «неизвестно куда» Это скорбное воспоминание. Очень скоро после поступления в Семинарию стали нас одного за другим вызывать. Куда? Зачем? – Никто ничего не говорил, соблюдалось какое-то могильное молчание. Уходили по вызову рано утром, а возвращались поздним вечером. Возвращались в страшном состоянии – уставшие, измученные, как будто за один день постаревшие на несколько лет, с изменившимися лицами (казалось, что появились первые морщинки). Менялось и поведение их – как-то замыкались, уходили в себя; пропадала у них прежняя живость, шутки, даже улыбки. Что происходило – оставалось тайной. Постепенно мы стали догадываться, но от этого становилось ещё страш-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С искренней и глубокой благодарностью я вспоминаю также и своих прекрасных учителей, продолжающих достойно стоять на высоких постах служения Русской Православной Церкви: митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондаря) — ныне старейшего архипастыря нашей Святой Церкви (читал Священное Писание Ветхого Завета). Почивших: протоиерея Бориса Шишко, протоиерея Феодора Хрущевского (преподавал Историю Русской Церкви), Алексея Яковлевича Яблонского (учил нас Церковному уставу), Алексея Петровича Надеждина (давал уроки по Психологии). Некоторые из преподавателей были выпускниками и даже преподавателями (доцент А.П.Надеждин, кажется, из Казанской Духовной Академии) прежних Духовных Академий, прочие — Православного Богословского факультета Варшавского университета. Читались также интересные лекции по бухгалтерскому делу (Свиридов — родной брат архиепископа Питирима), по агрономии, но как-то они прошли по касательной... Вызов «неизвестно куда» Это — скорбное воспоминание. После поступления в Семинарию очень скоро стали нас одного за другим вызывать: куда, зачем? — никто ничего не говорил, соблюдалось какое-то могильное молчание. Уходили по вызову рано утром, а возвращались поздним вечером. Возвращались в страшном состоянии — уставшие, измученные, как будто за один день постаревшие на несколько лет, с изменившимися лицами (казалось, что появились первые морщинки). Менялось и поведение студентов — как-то замыкались, уходили в себя; пропадала у них прежняя живость, шутки, даже улыбки. Что происходило — оставалось тайной. Постепенно мы стали догадываться, но от этого становилось еще страшнее. Тем не менее, я не помню случая, чтобы кто-то, побывав «неизвестно где», бежал из Семинарии... Меня, слава Богу, не вызывали. Вызовами дело не ограничилось. Видимо, решено было провести более тщательный и тотальный допрос — «люди в штатском» прибыли к нам сами. Для них были отведены большие аудитории. Теперь и меня не миновала чаша. Вызвали. Захожу и вижу сидящего, развалившись, за столом, на котором куча бумаг. Взглянув на меня, он саркастически улыбнулся, перелистал дело, снова взглянул. Я продолжал молча стоять. Не помню точно, что он меня спрашивал. Кажется, задал самые трафаретные вопросы: кто направил в Семинарию, верую ли я, есть ли родственники за границей. Атмосфера была настолько тяжелой, что я вышел оттуда побледневший, с дрожащими ногами, хотя за мной была лишь одна так называемая «вина», что я жил с 1941 до 1944 года на оккупированной территории, и родной брат Иван был увезен на работу в Германию. Тогда и это считалось преступлением(!).

http://pravoslavie.ru/29813.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010