В обязанности Священного Синода Устав включил: попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия; служение внутреннему единству Русской Церкви; поддержание единства с другими Православными Церквами; организацию внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; регулирование богослужебных вопросов; издание дисциплинарных постановлений, касающихся клириков, монашествующих и церковных работников; оценку важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; координацию действий полноты Русской Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; обращение с посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви; поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с действующим Уставом и государственным законодательством. На Синод возложено также одобрение уставов Самоуправляемых Церквей и Экзархатов; принятие гражданских уставов Русской Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений; утверждение журналов Синода Экзархата; решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе; установление порядка владения, пользования и распоряжения церковными зданиями и иным церковным имуществом. В судебную компетенцию Синода входит образование общецерковного суда, утверждение его постановлений. Священный Синод, согласно Уставу, избирает, назначает, а в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; вызывает архиереев для присутствия в Синоде; рассматривает отчеты правящих архиереев о состоянии епархии и выносит по ним соответствующие постановления; инспектирует деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным; определяет содержание архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архив Пн Игумен Филипп (Рябых): Европейский суд по правам человека принял решение, игнорирующее канонические нормы Румынской Православной Церкви и противоречащее национальному законодательству Румынии о культах 7 марта 2012 г. 12:17 Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) прокомментировал решение Европейского суда по правам человека от 31 января 2012 года по делу «Профсоюз " Добрый пастырь " против Румынии». 31 января 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пятью голосами против двух вынес решение по делу Sindicatul  Pastorul  cel  bun против Румынии (дело признав, что отказ румынских властей регистрировать профсоюзную организацию священнослужителей Румынской Православной Церкви противоречит свободе собраний и создания ассоциаций, гарантированной статьей 11 Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, румынское государство должно выплатить «профсоюзу» священников 10 тысяч евро. История вопроса 4 апреля 2008 года группа из 35 православных священнослужителей и мирян («группа 35-ти»), работающих в митрополии Олтении (юго-западный регион Румынии), предприняла попытку создать профсоюз «Добрый пастырь». Согласно проекту устава его цель состоит «в представлении и защите профессиональных, экономических, социальных и культурных прав и интересов клириков и мирян, членов профсоюза, в их отношениях с церковной иерархией и Министерством культуры и культов Румынии». 22 мая 2008 суд первой инстанции города Крайова разрешил юридическую регистрацию профсоюза. Суд принял во внимание тот факт, что священнослужители и светский персонал Церкви исполняют свои обязанности в рамках трудового договора, что позволяет им воспользоваться правом на создание профсоюза, в соответствии с трудовым законодательством для всех наемных работников. Архиепископия Крайова обжаловала принятое решение в суде, ссылаясь на то, что создание данного профсоюза не было благословлено епископом, а потому противоречит уставу Румынской Православной Церкви, зарегистрированному в органах власти. Окончательное решение суда департамента Долж ( Dolj) было вынесено 11 июля 2008 в пользу истца — архиепископии, а юридическая регистрация профсоюза была аннулирована. После этого инициативная группа по созданию профсоюза подала жалобу в Европейский суд по правам человека 30 декабря 2008 года, которая была зарегистрирована за

http://patriarchia.ru/db/text/2058669.ht...

поиск:   разделы Главное Материалы Новости Мониторинг СМИ Документы Сюжеты Фотогалереи Персоналии Авторы Книги   рассылка Материал 11 сентября 2009  распечатать Директору ООО " Народное радио " Н.В.Маслову от авторов и слушателей " Радио " Радонеж " Уважаемый Николай Васильевич! С горечью и тревогой мы восприняли известие о том, что ООО " Народное радио " выступило с претензией на часы вещания Православной радиостанции " Радонеж " . Попытки ограничить православное вещание в Москве (и так составляющее всего четыре часа в сутки) не могут быть квалифицированы иначе, как открыто антицерковное действие. В 2006 году ООО " Народное радио " уже совершало недружественные действия по отношению к Радио " Радонеж " , вступив в конкурсную борьбу за радиочастоты, которые при поддержке правящих архиереев, городских администраций и православной общественности разрабатывало Радио " Радонеж " , готовясь вести вещание на города Иркутск, Орел, Новокузнецк, Рыбинск, Тверь. На некоторых из них Радио " Радонеж " уже осуществляло вещание в пробном режиме. Тогда все, что было разработано Радио " Радонеж " за три года работы, практически было присвоено " Народным радио " . Православной общественностью уже тогда была названа лицемерной позиция " Народного радио " , позиционирующего себя как патриотическое и православное, но открыто и дерзко противопоставившее себя в конкурсе радиостанции Русской Православной Церкви. " Союз православных граждан " тогда назвал произошедшее неспровоцированной гражданской войной в области патриотических СМИ и призвал православных бойкотировать " Народное радио " . " Клуб православных журналистов " выразил обеспокоенность противодействию православной проповеди в СМИ и назвал позицию " Народного радио " " небратской, недальновидной и разрушительной " . Попытки захвата частоты, на которой вещает церковная радиостанция в Москве, к сожалению, лишь подтверждают отмеченные ранее характеристики. " Народное радио " в отличие от Радио " Радонеж " является по своему уставу коммерческой организацией, основной задачей которой является извлечение прибыли. В самом этом деле ничего порочного нет. Даже более того, попытки разрабатывать часть радиорынка за счет патриотически настроенной аудитории достойны всяческой поддержки. Но несомненно заслуживающей осуждения является ситуация, когда коммерческие интересы входят в прямое противоречие с заявленной концепцией, когда практика работы менеджмента " Народного радио " противоречат ее " православности и народности " . Православным святой Апостол Павел напоминал об опасности такой практики и отмечал ее несоответствие заповеди Христовой: " весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом " (Гал. 5, 14-15).

http://religare.ru/2_68022.html

В избрании епископов в Древней Руси, помимо митрополита (впоследствии Патриарха) и Освященного (Архиерейского) Собора, участвовали великие и удельные князья, позже цари. В синодальную эпоху кандидаты на архиерейские кафедры избирались Святейшим Синодом и представлялись на утверждение императору, который представлял совокупный голос мирян. По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви избрание епископа является исключительной прерогативой Священного Синода. 20.3. Хиротония. Совершители хиротонии Важнейшим актом поставления на священные степени является хиротония (рукоположение), которая следует за избранием. Для того, чтобы хиротония была действительной и законной требуется соблюдение ряда условий, касающихся как лиц рукопологающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства. Власть совершать рукоположение принадлежит епископам и только им, как преемникам святых Апостолов. Рукополагающий епископ должен быть православным. Если же он получил архиерейскую хиротонию от иерархии, отделившейся от Вселенской Церкви, то для положительного решения вопроса о действительности совершённых им рукоположений, безусловно, требуется, чтобы схизматической иерархией сохранялось апостольское преемство и чтобы отступления отделившейся общины от православного вероучения не касались основных догматов. Право окончательного решения вопроса о возможности присоединения инославных клириков к Православной Церкви принадлежит всегда суду Православной Церкви. Отцы I Вселенского Собора в 8-м правиле признали действительность рукоположения у кафар: «О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно Святому и Великому Собору, да по возложении на них рук, пребывают они в клире». Зонара в толковании на это правило писал: «Если они рукоположены во епископов или пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к Церкви остаются в клире в своих степенях». Иначе судили отцы I Вселенского Собора о еретиках-павлианах. В 19-м правиле говорится: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали, таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по прекращении, да будут рукоположены епископом Кафолическия Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Приходом, согласно Уставу Русской Православной Церкви, называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход находится под наблюдением епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. При приходе могут быть созданы братства и сестричества с целью привлечения прихожан к более активному участию в жизни прихода, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Во главе каждого прихода стоит настоятель, назначаемый епархиальным архиереем. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. В обязанности настоятеля, в частности, входит: руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей; наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений; забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме; забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея; организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода; созыв приходского собрания; представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления. Помимо настоятеля, в приходе могут служить другие священники и диаконы. Чтобы быть рукоположенным в диакона или священника, необходимо быть членом Русской Православной Церкви, обладать соответствующими нравственными качествами, иметь достаточную богословскую подготовку; иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению, не состоять под церковным или гражданским судом; принять церковную присягу. Древние церковные каноны определяли минимальный канонический возраст для поставления в сан диакона – 25 лет, в сан пресвитера – 30 лет. Однако современный Устав Русской Церкви определяет гражданское совершеннолетие (18 лет) в качестве минимального возрастного ценза для рукоположения в сан диакона и пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Учитывая нынешнюю ситуацию, когда большинство издательств старается производить отбор материала по популярности авторов и тем, преследуя цель максимизации дохода от продаж, нельзя не заметить, что в свет выходит огромное количество некачественной литературы. Таким образом, в книгах могут быть не просто опечатки или замена одних слов другими, но и искаженные факты. Вследствие этого у верующих, читающих подобные издания, может возникнуть неверное понимание многих религиозных вопросов, что очень опасно. К примеру, искажение в школьном учебнике повлечет за собой неправильное понимание предмета изучения, что обосновывает необходимость соответствия стандартам образования с присвоением грифа Министерства образования и науки. Подобно этому, все книги православной тематики должны пройти обязательное рецензирование с последующим присвоением грифа Издательского Совета. По благословению Святейшего Патриарха Экспертный комитет Издательского Совета был преобразован в Коллегию по рецензированию и экспертной оценке. Новая структура состоит из приглашенных специалистов. В составе членов коллегии — богословы, историки, кинокритики, специалисты в разных областях, причем среди рецензентов нет сотрудников издательств, лично заинтересованных в принятии решений о представленных книгах, что позволяет получить независимое мнение и максимально выверенную оценку. Однако необходимо заметить, что гриф Издательского Совета распространяется исключительно на церковную сеть. — Должны ли иметь гриф диски, кассеты? Зависит ли это от содержания? — Разумеется, должны. Православная аудио- и видеопродукция пользуется все большей популярностью среди верующих, желающих духовного просвещения, и главным образом, среди молодежи. Содержание такой продукции опять же далеко не всегда в должной мере соответствует критериям истинности и непротиворечивости православного вероучения, что не только не способствует реализации основных целей церковного издательства — духовно-просветительской и миссионерской, но и наносит непоправимый духовный вред. Согласно Уставу Издательский Совет Русской Православной Церкви проводит экспертную оценку представленной на рассмотрение аудио- и видеопродукции с предоставлением грифа «Разрешено к печати (выпуску) Издательским Советом Русской Православной Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/1555101.ht...

— Есть ли какие-то ограничения власти епископа в пределах епархии? — Полнота власти в руках архиерея и ограничена только сверху — епископским Собором, но к участию в этой власти призываются клирики и миряне через включение их в состав епархиального собрания, клирики участвуют в епархиальном совете и судах, и в других коллегиальных органах управления. По Уставу, это не совещательные, а именно властные органы. Однако приоритет принадлежит епископу, в критических ситуациях он вправе принимать решения единолично, и все решения епархиальных собраний и советов, епархиального суда приводятся в исполнение только после его утверждения, а без этого повисают в воздухе. В государственном праве также есть примеры, когда решения парламента утверждаются главой государства. Однако в таких случаях, чтобы соблюсти принцип народовластия более последовательно, в конституции предусматривается механизм преодоления королевского или президентского вето, а в Уставе Русской Православной Церкви преодоление архиерейского вето не предусматривается. Патриарх имеет возможность заблокировать решение Синода, но не решение Архиерейского Собора. Решения Поместного собора могут быть отменены Архиерейским совещанием в составе Поместного собора. Так что, с какой стороны ни посмотри, — полнота власти в руках епископата. — Возможно ли разделение властей в епархии, подобное разделению ветвей власти в государстве? — Ветви законодательной, исполнительной и судебной власти разделены функционально, но ситуация в епархии подобна ситуации в Российской Империи до реформ 1860-х годов. Да, существовали судебные учреждения, отдельно существовали административные учреждения, но и верховная судебная, и верховная административная власть сосредотачивались в руках императора. Проекты законов готовились в канцеляриях, существовали также законосовещательные учреждения, такие как Государственный совет, а ранее Сенат. Все законы издавались властью Императора. В Православной Церкви нет монархического принципа, как в Католической, но власть, повторю, сосредоточена в руках епископата. Только в ХХ веке стали создаваться отдельные судебные учреждения в структуре Русской Православной Церкви — в XIX веке их не было. Однако у них не самостоятельная, но делегированная власть: в епархиях суды подчинены правящему архиерею, а на общецерковном уровне — Архиерейскому Собору. Так что разделение функций есть, а классического разделения властей по Монтескье и независимых друг от друга органов власти — нет.

http://pravoslavie.ru/63951.html

С таким положением вещей нельзя мириться, его совсем нельзя терпеть, не поступаясь должным уважением и благоговением к Уставам и законоположениям Святой Церкви. Вопрос о поминовении усопших, как и вопрос о богослужении, надо так или иначе направлять в законное русло. И кажется ныне время особливо благоприятное для этого. Наше время – время Божия попущения, время грозного Божия суда над Православной Русской Церковью. Вместе с тем – это время очищения Церкви. Взмах за взмахом лопата Небесного Веятеля отделяет от пшеницы Христовой все случайное, постороннее, наносное, чуждое Ей. Отошли от Нее все только приписные христиане, и те, которые числились в ней только потому, что это в тех или иных отношениях было выгодно. Уменьшается количественно стадо Христово, но качественная ценность от этого должна повыситься. Совершается очищение Церкви внешнее, отделение от Нее чуждого Ей по духу. Вместе с тем должно быть внутреннее очищение от всего постороннего Ей, случайного, наносного, несродного, что привзошло в Ее жизнь за время принадлежности к Ней христиан только по имени, что постепенно и незаметно вливаясь, изменило, а в некоторых случаях даже исказило Ее уклад. Раньше приходилось во многом уступать или, по крайней мере, не быть очень настойчивым и требовательным в отношении приписных христиан, – с ними все же приходилось считаться, приходилось считаться с их незнанием и нежеланием знать какие-либо нормы, какие-либо уставы и правила. Теперь, когда никаких выгодных причин и побуждений числиться православными нет, когда, наоборот, звание верующего и христианина влечет за собой ряд неудобств и стеснений, можно полагать, что те, кто несмотря на все продолжает оставаться членами Церкви, те действительно искренно преданы Ей, что ищут спасения вечного, к которому желают идти под руководством Святой Церкви, желают подчиниться Ей, точно исполнять Ее правила и уставы. Ибо, если желания нет, зачем и числиться членом Церкви?.. Теперь, когда весь уклад жизни гражданской ни в какой мере не приноравливается к жизни Церковной, сама собой отпадает необходимость приноравливать церковный уклад к гражданскому, в особенности с искажением первого. Теперь само собою теряет значение многое из того, чем раньше думали объяснить отступление от норм церковных, нарушение Устава Церковного 754 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Последствиями такого сосредоточения внимания на музыкальной стороне регентского образования, при игнорировании литургической и назидательно-дидактической стороны церковного пения, как мы видим то в образе мыслей некоторых регентов, аттестованных Придворной капеллой, была секуляризация церковного пения, часто полный отрыв хорового церковного пения от самого богослужения. Хоровое пение стало пониматься как область, подлежащая исключительно компетенции музыканта-регента. А регенты(как это видно из цитированного нами письма Ф.И. Рудикова) стали относиться часто с нескрываемым презрением к богослужебным требованиям, которые предъявлялись высшей иерархией и священнослужителями по отношению к богослужебному пению. Выразительный пример тому можно видеть в цитированном нами в 4-й главе письма архиепископа Херсонского Никанора к К.П. Победоносцеву и в ответе К.П. Победоносцева архиепископу Никанору. А ведь область богослужебная, в которой пение имеет громадное , но служебное, подчиненное богослужебному уставу и традиции значение, является компетенцией священнослужителей, а не мирянина музыканта, в компетенцию которого входит только, как исполнить требуемое уставом хоровое пение. А что надлежит исполнить и в какой форме – это относится к компетенции духовного руководителя совершителей богослужения и высших архипастырей Русской Церкви. Совершенно законно и естественно, что высшее руководство Русской Православной Церковью, выполняя свой архипастырский долг, зорко следило за тем, чтобы музыкальная стихия в богослужении – церковное пение – не уклонялось бы в светское по форме и по вызываемым им эмоциям хоровое пение. Фуга, искусно написанная и технически прекрасно хором исполняемая, не становится вследствие прекрасного исполнения богослужебным пением! За время конца второго периода и за третий период второй эпохи хоровое церковное пение в Русской Православной Церкви пустило такие глубокие корни, что стало просто необходимым (особенно в городских церквах), и понятие «хор» почти что слилось с представлением о церковном хоре. Чисто светские хоры встречались редко; раз «хор» – то значит церковный хор, а «регент» – дирижер церковного хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пар. 28. Церковно-благотворительная деятельность прихода также должна составлять неотложную заботу священника. Он должен разъяснять прихожанам и церковным деятелям, что благотворительность составляет неотъемлемую принадлежность православного прихода и требуется от Церкви и ее чад с Апостольских времен, как обязательное проявление христианского милосердия. Благотворительность составляет нравственный долг каждого православного христианина. Пар. 29. Просветительная, благотворительная и административно-хозяйственная деятельность всех приходских учреждений должна проходить под непосредственным руководством и за ответственность священника. Пар. 30. Священник должен заботиться об искоренении в пастве суеверий, общественных обычаев, вредящих церковному благочестию, как например, устройство общественных развлечений в кануны воскресных и праздничных дней или в часы богослужений, устройство в дни церковных праздников школьных балетных выступлений или других неподходящих развлечений, расслабляющих нравственность. Он должен предостерегать прихожан от отпадении их в иные исповедания, ереси, секты или расколы, указывая им на очевидный вред этого для души и на необходимость возвращения их в лоно Православной Церкви. Священник должен наблюдать, чтобы прихожане вели трезвенную жизнь, не допускали бы излишеств в употреблении спиртных напитков, особенно в дни церковных праздников и на трапезах, устраиваемых от имени прихода. Пар. 31. Священник должен с особым усердием заботиться о церковном просвещении молодежи. Для этого он должен мужскую половину молодежи привлекать к прислуживанию в алтаре во время богослужений и всю ее к участию в чтении и пении на клиросе. Он должен постараться обучить ее к чтению, пению, церковному уставу, привлечь к благотворительной деятельности в приходе. Он должен учредить в приходе церковную школу и заботиться о надлежащей постановке преподавания Закона Божия, церковного пения, церковно-славянского языка и русских предметов. Он должен привлечь к обучению в школе детей, располагая к этому родителей и разъясняя им их родительский долг в этом отношении. Для более взрослой молодежи священник должен озаботиться учреждением Св. Владимирского Кружка русской молодежи и всесторонне руководить этим Кружком, наблюдая, чтобы деятельность его протекала в полном согласии с задачами Святой Церкви и с жизнью прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010