В преставлéнии Твоéм, Мати Бóжия, пространнейшее тéло Твоé и богоприятное ангельская вóинства свящéнными крилы трéпетом и радостию покрываху. При преставлении Твоем, Матерь Божия, ангельские воинства с трепетом 245 и радостью покрывали 246 священными 247 крыльями пространнейшее 248 , вместившее Бога, тело Твое. Песнь 5-я 1-го канона Успение и просвещение Ирмос Бóжию и неизречéнную добротý добродéтелей Твоих, Христé, исповéм: от Присносýщныя бо Славы, Соприсносýщное и Ипостасное возсиявый Сияние, из дéвственныя утрóбы сýщим во тьме и сéни воплóщься возсиял еси Сóлнце. Божию 249 и неизреченную красоту 250 совершенств 251 Твоих. Христе, поведаю; ибо Ты, воссиявший от Вечной Славы, (как) Совечное и Ипостасное Сияние, воплотившись 252 от девственного чрева, воссиял как солнце находящимся во тьме и тени 253 . Тропари Яко на óблаце, Дéво, апóстольский лик носимь, к Сиóну от конéц служити Тебé, Облаку лéгкому, собирашеся, от Неяже Вышний Бог сýщим во тьме и сéни праведное возсия Сóлнце. Лик апостолов 254 , носимый как бы на облаке, от пределов (земли) собираем был к Сиону послужить Тебе, легкому облаку 255 , Дева, из Которой Всевышний Бог воссиял, (как) Солнце правды, находящимся во тьме и тени. Труб богоприятнии языцы богослóвных мужéй богогласнейше Богорóдице вопияху, исхóдную возглашающе песнь Дýхом: радуйся, нетлéнный Истóчник, Бóжия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощéния. Звучнее 256 труб богообъятые языки богословствующих мужей 257 восклицали Богородице, возглашая надгробную песнь: радуйся, нетленный Источник начальножизненного и спасительного для всех воплощения. Песнь 5-я 2-го канона Преставление Ирмос Ужасóшася всяческая о честнéм успéнии Твоéм, Ты бо, неискусобрачная Дéво, от земли преставилася еси к вéчным обителем и к безконéчней жизни, всем воспевающим Тя спасéние подавающая. Изумилось все при священном успении Твоем; ибо Ты, неиспытавшая брака Дева, преставилась от земли к вечным обителям и к бесконечной 258 жизни, подавая спасение всем воспевающим Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Слово на достопокланяемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы Источник Скачать epub pdf 1. Думаю, всякий знает, что нет ничего значительнее сегодняшнего нашего [словесного] труда, если все в нем совершить, как должно. Я же настолько ниже того, чтобы и пытаться рассмотреть здесь [вспоминаемое событие] подобающим словом, что даже полагаю, что хотя все люди являются должниками Девы за эти [Ее] деяния, но нельзя им и надеяться достичь словами величия предмета. Так что едва ли кто обвинит нас в дерзости. Да и где место для дерзости? Не было бы сообразно со здравым смыслом приступать к речи о великом и готовиться к поражению. Ведь вряд ли кто обвинит отставших там, где [вполне] не преуспел никто. И как можно защищаться в том, в чем никто не обвиняет? Итак, соизмерив [свой] глас с величием события, перейду к гимнам, прибавив [еще] вот что: я поднялся [с речью] не для того, чтобы учить слушателей, как бы кто из них не лишился благодеяний Воспеваемой [ныне] – всякий здесь знает об этом общем благе, – но чтобы через посильное упоминание о причине моего спасения способствовать благу души. По этой же причине, думаю, все возносят песнь Пресвятой [Богородице], и нет никого, кто не взялся [бы] за это делание, кто больше, кто меньше преуспев в предложении [хвалы]. Ведь Ей подобает множество похвал, не только за то, что через Нее начало быть, но и за то, что было даровано людям прежде [воплощения]. 2. И пророки в своих вдохновенных речах воспевали блаженную Деву, и все [от века] святыни: скиния, кивот, палатки Моисея, и остальное, чем гордились иудеи, – предвозвещали чудо Девы. Ведь эти святыни и были, и начали быть только, чтобы Ее описать и заранее указать на Нее людям. Но что я говорю? Все похвалы, которые когда-либо слышали люди и когда-либо возносил наш род, все до одной должны быть отнесены к Деве. Ведь нет, подлинно нет никакого блага, ни большого, ни малого, ничего, что можно было бы назвать благом, которое не было бы принесено [в сей мир] Новой Матерью и Новым [от Нее] Младенцем, не только в рождении Его, но и до того, как Он родился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Умна молитва (умствена молитва) (ноера просенксн) – молитва чрез ума; възниква тогава, когато умът се освободи от контрола на разсъдъка, страстите, обкръжаващия свят и се съсредоточи в сърцето. Умната молитва се създава от ума в сърцето, за разлика от разсъдъчната молитва, сътворена от разума. Униние (акидиа) – отслабване на душевните сили, състояние на пълно безразличие към молитвата, поста и въобще бездействие относно изпълнението на Евангелските заповеди. Тъй като човек е душевно-телесно същество, душевното униние се отразява на тялото и причинява душевно-телесно безсилие. Уния (от латинската дума unio – «единство», «обединение») – изкуствено създавано съединение между Православната църква и други вероизповедания, което задължително изисква да бъдат приети догматически отстъпления от светоотеческата православна вяра. В нашата история властоимеещите са налагали насилствено унии с Римокатолическата църква, най-известни от които са Лионската (1274 г.), Флорентинската (1439) и Брестката (1596). Всички те са били сключвани по политически причини, при трудни за православните страни исторически обстоятелства, при което се налагало православните да признаят главенството на римския папа и да приемат други отстъпления от вярата. С униите Ватикана целял да проведе властолюбивата си политика в стремежа и да покори православния Изток, докато за православните тя винаги е означавала измяна на Православието. Унии с монофизитите не са били скючвани. Извън речника: Св. Марк Ефески, «Един опит за уния в българските земи към средата на XIX в.» , Имало едно време уния... Успение Богородично – един от дванадесетте църковни празници в памет на смъртта на Дева Мария. Празнува се на 15 август (28 август ст.стил). Извън речника: Успение на Пресвета Богородица. Леонид Успенски (1902–1987 г., Париж) – един от най-влиятелните иконографи и иконолози на нашия век, познат най-вече с трудовете си «Значението на иконите» и «Богословието на иконата», в които изследва иконата на богословско, историческо и археологическо равнище. Извън речника: Леонид Успенски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Славному успению Твоему/небеса радуются,/радостны и Ангельские воинства,/а вся земля веселится,/песнь надгробную возглашая Тебе,/Матери над всем Владычествующего,/брака не познавшая Всесвятая Дева,/род человеческий избавившая/от прародительского осуждения! (2) От конец стекошася/апостолов лучшии,/богоначальным мановением, погребсти Тя,/и от земли вземлему Тя к высоте зряще,/глас Гавриилов радостию вопияху Тебе:/радуйся, Носило Божества всего./Радуйся, Едина, земная с Вышними/Рождеством Твоим совокупльшая. От пределов земли собрались/избранные из Апостолов,/по мановению власти Божественной/на погребение Твое,/и Тебя, от земли к высоте поднимающуюся созерцая,/гласом Гавриила в радости взывали Тебе:/«Радуйся, Носительница всего Божества!/Радуйся, Одна, рождением от Тебя Христа/земное с вышним соединившая! Яже Живот рождшая,/к жизни преминула еси,/честным успением Твоим,/безсмертней,/дориносящим Тя Ангелом,/Началом и Силам,/апостолом и пророком/и всей твари,/приемшу же нетленными дланьми Сыну Твоему/непорочную душу Твою,/Дево Мати Богоневесто. Жизнь носившая во чреве,/Ты к жизни перешла бессмертной/в священном успении Твоем,/когда Тебя сопровождали копьеносцы-Ангелы,/Начальства и Силы,/Апостолы, пророки и все творение,/а Сын Твой нетленными руками/принимал непорочную душу Твою,/Дева-Матерь, Божия Невеста. Слава, и ныне, глас 6: На безсмертное Твое успение,/Богородице, Мати Живота,/облацы апостолы по воздуху восхищаху,/и, по миру разсеянныя,/во едином лице предсташа пресвятому Твоему телу,/еже и погребше честно,/глас Тебе Гавриилов, поюще, вопияху:/радуйся, Благодатная, Дево,/Мати Безневестная,/Господь с Тобою./С нимиже, яко Сына Твоего и Бога нашего, моли/спастися душам нашим. Слава, и ныне, глас 6: При бессмертном Твоем успении,/Богородица Матерь Жизни,/облака Апостолов на воздух поднимали/и рассеянных по миру в одном месте поставили/перед пречистым Твоим телом;/и они, погребению предав его благоговейно,/возглас Гавриила воспевая, взывали:/«Радуйся, Благодатная Дева,/Матерь брака не познавшая, Господь с Тобою!»/С ними моли Его, как Сына Твоего и Бога нашего,/о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

—  Мама, сегодня у нас будет заяц! Сама Богородица послала его нам! —  О чём это вы, дети? Неужели вы думаете, что я буду осквернять кастрюли, готовя в них мясо? Ведь теперь мы постимся для Богородицы. Если это от Неё, то Она нам опять пошлёт мясо на разговение. Унесите-ка его отсюда. —  Мама, мы же умираем от голода, у нас нет никакой еды, а ты не хочешь принять этого подарка от Богородицы?! —  Вот что, детки, давайте-ка сначала подарим Богородице пост, а Она воздаст нам за это Своей обильной благодатью. Если Ей не угодно, чтобы мы жили, то мы всё равно умрём, сколько бы мы ни ели. Зайца взял сосед, приготовил его и, запивая сладким вином, устроил себе праздник… Подходил к концу пост, во время которого они питались теми немногими овощами, что давала им иссохшая земля. Наступил канун Успения. Люди пошли в виноградники, чтобы найти там хотя бы немного упавших на землю после сбора сморщенных виноградных ягод, которыми они смогли бы как-то поддержать свои силы. —  Димитра, ты нашла ягоды? —  Нашла, мама. Вот только осы высосали из них весь сок, и они стали совсем сухими. —  Видишь, детка, что из-за наших грехов даже бессловесная природа страдает и мучается. Мария снова раздобыла немного муки. —  Дети, завтра Успение. Давайте растопим печь, чтобы испечь немного хлеба, который один только и нужен для жизни. А на другие дни у нас пока нет ни крошки. Дети с радостью побежали в дровяной сарай, разожгли в печи огонь и стали бросать туда сухие ветки. Огонь разгорелся, и языки пламени начали жадно лизать печь. В углу сарая дрова стали заканчиваться. И вот, они снова на том же месте нашли большого кролика, который укрывался там от голодных людей, а может, и от соседа-гурмана, мечтающего отпраздновать Успение с тушёной крольчатиной, приправленной уксусом и сладким вином. —  Детки, — громко сказала Мария, — вот теперь это точно дар Богородицы, а предыдущий заяц был от диавола. Это было попущено Богом, чтобы испытать нашу верность Богородице, защитнице и помощнице нашего острова. Теперь я охотно приготовлю этого кролика, чтобы порадовать вас и чтобы вы от всей души пропели: «Во успении мира не оставила еси, Богородице» (слова из тропаря Успению Богородицы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Новый дух жизни исполнял входивших в сие обетование верующих. Они переставали жить на земле и для земли, имея жительство на небесах, по указанию Апостола, как наследники Богу и сонаследники Христу. Вот почему всякий словом Апостола мог удостоверять: кто и что ны разлучит от Господа? – Никто и ничто. Чувствовали и они скорбь, когда бывали в скорбных обстоятельствах; но скорби терпели, а упованием радовались. Живя в мире, и сами имели, и видели других, имеющих то, что считают благом в мире; но все вменяли уметы (почитали за сор) за предлежащее упование. Трудно было и им быть твердыми и не поступными в жизни по вере; но они побеждали все трудности, по упованию, что верный в мале над многим поставится, что ради Кого терпят, с Тем и прославятся ( 2Тим.2, 12 , Апок.21, 7 ). Так вот где ключ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем! В живом уповании! Приглашать ли вас, братие, «ятися за предлежащее нам упование» ( Евр.6, 18 ), чтоб иметь его котвою (якорем) души, твердою и известною (надежною). Я желал бы, чтоб на призывание сие вы с укором отозвались: разве мы не христиане? Можно бы порадоваться такому укору. Но что, и на слово об уповании из сердца отзовется недоуменный вопрос: что такое упование и к чему оно в жизни? – Это будет значить, что слово упования – и уму непонятно, сердцу невместимо. По крайней мере ведайте, что если временная греха, или и не греха, сладость властно влечет, если встречающиеся неприятности расслабляют дух и рождают ропот, если труд по исполнению обязанностей, требуемых или освященных верою, – один – убивает ревность к ним, то это явный знак, что упование – сей небесный двигатель – не входило в круг нашей жизни духовной, что сей небесный гость не посещал души нашей. Ибо когда он посетит, все перестроивает по-своему и явным делает свое присутствие. Когда дом освещен, сие ясно видно всем по свету, исходящему из окон. Так, когда дом души нашей освещен бывает упованием, свет сей не может укрыться, а тотчас обнаруживает себя в небрежении о сластях плотских и житейских, в благодушии и мире душевном, несмотря ни на какие внешние противности, в постоянной неугасимой ревности работать Господу, в том кругу, в каком поставлен, несмотря ни на какие труды. В ком есть сие, о том можно сказать, что он порожден во упование Живо; в ком нет, тот вложен в нечаяние и есть как бы безбожен в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010