Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы («Всецарицы») на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й; седален Богородицы («Всецарицы»), глас 8-й: «Днесь празднуем пришествие...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Яже Бога заченши...» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). По 6-й песни – кондак и икос Богородицы («Всецарицы»), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы («Всецарицы»): «Светел есть честный праздник...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Апостоли, от конец...» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени в службе мчч. Флора и Лавра), и Богородицы («Всецарицы»), глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всечестное Твое успение...» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы («Всецарицы»), глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы («Всецарицы»). Кондаки праздника и Богородицы («Всецарицы») читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я – 4 (1-го канона со ирмосом), и Богородицы («Всецарицы»), песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»); кондак храма. «Слава» – кондак Богородицы («Всецарицы»), «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»). «Слава» – кондак Богородицы («Всецарицы»), «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»), тропарь храма; кондак Богородицы («Всецарицы»). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен и причастен – праздника (и Богородицы («Всецарицы»)) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-31/

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы («Всецарицы») на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й; седален Богородицы («Всецарицы»), глас 8-й: «Днесь празднуем пришествие…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Яже Бога заченши…» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). По 6-й песни – кондак и икос Богородицы («Всецарицы»), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы («Всецарицы»): «Светел есть честный праздник…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Апостоли, от конец…» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени в службе мчч. Флора и Лавра), и Богородицы («Всецарицы»), глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всечестное Твое успение…» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы («Всецарицы»), глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы («Всецарицы»). Кондаки праздника и Богородицы («Всецарицы») читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я – 4 (1-го канона со ирмосом), и Богородицы («Всецарицы»), песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»); кондак храма. «Слава» – кондак Богородицы («Всецарицы»), «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»). «Слава» – кондак Богородицы («Всецарицы»), «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»), тропарь храма; кондак Богородицы («Всецарицы»). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен и причастен – праздника (и Богородицы («Всецарицы»)) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

С другой стороны, не мене важно – это присяга духовенства. В первой половине XVIII столетия, если священник и члены его семьи не успели присягнуть публично императору, они оказываются в крайне сложном положении, вплоть до исключения из духовного сословия, отдачи в солдаты, или даже опять же на поселение в Сибирь. В связи с оплошностью в принесении присяги в частности Анне Иоановне в 1730 году, инициированы не только процессы против рядовых священников, но и против пяти архиереев. Все эти моменты – от наступления на часовни и наступления против чтимых икон, до служения в табельные дни, станет одним из важных элементов контроля над верующими и духовенством на протяжении всего синодального периода.   Татьяна Черникова , доктор исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Двумя распространенными типами икон Богородицы также является изображение Богородицы на Престоле, или Всемилостивейшей Богородицы, где Она представлена как Царица Небесная, Которая может миловать обращающихся к Ней христиан, откликаться на их просьбы, давать им духовные силы для совершения каких-то подвигов. Поэтому Богородица на Престоле очень часто встречается как в качестве храмовых икон, так и в домах. Помимо икон, такой тип изображения Богородицы очень часто присутствует на мозаиках, особенно византийских, и фресках. Последний момент в земной жизни Богородицы – Ее успение. Так называется и особый тип икон. Причем стоит обратить внимание на слово «успение». Не смерть, а именно успение. В общем-то, это не столько грустное событие, сколько логичное – за душой Богородицы пришел Сам Иисус, и Ее душа изображается в виде младенца, запеленатого в абсолютно белые пеленки. То есть душа чистая, как у новорожденного младенца. Богородица возносится Своим Сыном в Град Небесный и превращается в ту Самую Царицу Небесную на Престоле, тип иконы которой я описала до этого. Вокруг гроба, где лежит тело Богородицы – потому что на иконах «Успение» одновременно присутствуют и душа Богородицы, и Ее тело, – стоят апостолы. Все, кроме одного. Это апостол Фома, не успевший к этому событию, не простившийся с Богородицей. И чтобы не обижать его, и не повергать его в грусть, именно Фоме Богородица оставила Свой знаменитый пояс, который он потом взял. Кстати, по легенде часть этого пояса находится у нас, в храме, расположенном рядом с Храмом Христа Спасителя. Только почему-то об этом не очень хорошо известно верующим, и гигантские очереди к кусочку этого пояса, все время находящегося в Москве, в храме во 2-м Обыденском переулке, почему-то не стоят.

http://academy.foma.ru/2017/01/30

Что поется в храме на Успение Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. 27 августа, 2009 Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Успение Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии На Велицей вечерни, поем, Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, ставим стихов 8, и поем стихиры, глас 1: О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Трижды.] Дивны Твоя тайны, Богородице, Вышняго престол явилася еси, Владычице, и от земли к небеси преставилася еси днесь. Слава Твоя боголепная, богоподобными сияющи чудесы. Девы с Материю Царевою на высоту вознеситеся. Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Трижды.] Твое славят успение, власти и престоли, начала и господьства, силы и херувими, и страшнии серафими: радуются земнороднии, о божественней Твоей славе красящеся. Припадают царие со архангелы и ангелы, и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Дважды.] Слава, и ныне, глас тойже: Богоначальным мановением, отвсюду богоноснии апостоли облаки высоце взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху. Превышния же небесныя силы, с своим Владыкою пришедше, богоприятное и пречистое тело предсылающе ужасом одержими: прекрасно же предыдяху, и невидимо вопияху превышним чиноначалием: се Всецарица Богоотроковица прииде. Возмите врата и Сию премирно подымите, Присносущаго Матерь Света. Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на Ню же взирати не можем: и Той достойную честь воздати немощно: Тоя бо преизящное преходит всякий ум. Темже, Пречистая Богородице, присно с Живоносным Царем, и Рождеством живущи, молися выну сохранити и спасти, от всякаго прилога противнаго, новыя люди Твоя: Твое бо предстательство стяжахом, во веки светоявленно блажаще.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

Стихиры на хвалитех Скачать (Хор Киево-Печерской Лавры) На безсмертное Твое успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху, и по миру разсеянныя во едином лице предсташа пресвятому Твоему телу, еже и погребше честно, глас Тебе Гавриилов поюще, вопияху: радуйся, Благодатная Дево, Мати Безневестная, Господь с Тобою. С нимиже, яко Сына Твоего и Бога нашего, моли спастися душам нашим. Задостойник Скачать (Хор Киево-Печерской Лавры) Ангели успение Пречистыя видевше удивишася, како Дева восходит от земли на небоПобеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. Читайте также: Что оставила нам Божия Матерь? К Успению успела! Успение в заброшенном храме Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 августа, 2016 28 августа, 2016 13 августа, 2023 28 августа, 2021 22 августа, 2018 28 августа, 2017 28 августа, 2017 28 августа, 2017 27 августа, 2017 28 августа, 2016 28 августа, 2016 13 августа, 2023 28 августа, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/o-divnoe-chudo-pesnope...

О выше ума чудéс Приснодéвы же и Богоматере: во гроб бо всéльшися, показа рай; емýже предстояще днесь, радующеся поéм: Гóспода пóйте, дела, и превозносите Егó во вся вéки. О, превосходящие понимание чудеса Приснодевы и вместе Богоматери! Ибо вселившись во гроб, Она явила его раем, стол перед которым сегодня мы радостно поем: пойте Господа, творения и превозносите Его во все века. Песнь 9-я 1-го канона Песнь 9-я 2-го канона Светилен Как заключительная песнь канона, выражает последнюю волю Умирающей. Подобно пасхальному, говорит лишь о погребении и смерти, контраст к канонной радости. Подобен: Небо звездами 395 Апóстоли от конéц совокýпльшеся зде, в Гефсиманнистей вéси погребите тéло Моé, и Ты, Сыне и Бóже Мой, приими дух Мой. Апостолы! Собравшись 396 с концов (земли) здесь, в Гефсиманском селении, погребите тело Мое, и Ты, Сын и Бог Мой, прими дух Мой. Стихиры на хвалитех Соответственно хвалитным псалмам, призывающим весь мир к прославлению Бога, они рисуют всемирность события; причем 1-я «В славном успении» говорит об этом вообще, 2-я «От конец стекошася» изображает средоточие этой всемирности – апостолов, собравшихся отовсюду на Успение, 3-я «Яже Живот рождшая» – как бы дальнейшую периферию всемирности – мир ангельский и небесный; заключительная же стихира «На безсмертное Твое успение» дает краткую и простую картину события с внешней и внутренней стороны. Глас 4. Подобен: Яко добля В славном успéнии Твоéм небеса радуются, и ангельская возрадовашася вóинства, вся же земля веселится, песнь Тебé исхóдную провозглашающи, Матери всем Владычествующаго, неискусобрачная Пресвятая Дéво, Яже род человéческий избавльшая прародительнаго осуждéния. На славное успение Твое небеса радуются 397 , воинства ангелов обрадовались 398 , но (и) земля веселится, возглашая надгробную песнь Тебе, Матери Владычествующего 399 над всем, безбрачная Пресвятая Дева, избавившая человеческий род от прародительского 400 осуждения. От конéц стекóшася, апóстолов лýчшии, богоначальным мановéнием, погребсти Тя: и от земли взéмлему Тя к высотé зряще, глас Гавриилов радостию вопияху Тебé: радуйся, носило Божества всегó, радуйся, едина земная с вышними рождествóм Твоим совокýпльшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Светилен    Как заключительная песнь канона, выражает последнюю волю Умирающей. Подобно пасхальному, говорит лишь о погребении и смерти, контраст к канонной радости.     Подобен: Небо звездами    Апóстоли от конéц совокýпльшеся зде, в Гефсиманнистей вéси погребите тéло Моé, и Ты, Сыне и Бóже Мой, приими дух Мой.     Апостолы! Собравшись с концов (земли) здесь, в Гефсиманском селении, погребите тело Мое, и Ты, Сын и Бог Мой, прими дух Мой. Стихиры на хвалитех    Соответственно хвалитным псалмам, призывающим весь мир к прославлению Бога, они рисуют всемирность события; причем 1-я «В славном успении» говорит об этом вообще, 2-я «От конец стекошася» изображает средоточие этой всемирности — апостолов, собравшихся отовсюду на Успение, 3-я «Яже Живот рождшая» — как бы дальнейшую периферию всемирности — мир ангельский и небесный; заключительная же стихира «На безсмертное Твое успение» дает краткую и простую картину события с внешней и внутренней стороны.     Глас 4. Подобен: Яко добля    В славном успéнии Твоéм небеса радуются, и ангельская возрадовашася вóинства, вся же земля веселится, песнь Тебé исхóдную провозглашающи, Матери всем Владычествующаго, неискусобрачная Пресвятая Дéво, Яже род человéческий избавльшая прародительнаго осуждéния.     На славное успение Твое небеса радуются, воинства ангелов обрадовались, но (и) земля веселится, возглашая надгробную песнь Тебе, Матери Владычествующего над всем, безбрачная Пресвятая Дева, избавившая человеческий род от прародительского осуждения.    От конéц стекóшася, апóстолов лýчшии, богоначальным мановéнием, погребсти Тя: и от земли взéмлему Тя к высотé зряще, глас Гавриилов радостию вопияху Тебé: радуйся, носило Божества всегó, радуйся, едина земная с вышними рождествóм Твоим совокýпльшая.     От пределов (земли) собрались важнейшие из апостолов, по богоначальному мановению, на погребение Твое, и, видя Тебя поднимающуюся от земли к высоте, радостно восклицали Тебе словами Гавриила: радуйся, носительница всего Божества; радуйся, одна соединившая рождением Твоим земное с вышним!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Встань, Господи, на (место) покоя Твоего, Ты и кивот святыни Твоей (Пс. 131:8).     Стих    Клятся Госпóдь Давиду истиною, и не отвéржется ея.     Клялся Господь Давиду истиною и не отречется от нее (Пс. 131:11). Евангелие    Обычное в Богородичные праздники: Лк. 10:38—42, 11:27—28 — о посещении Христом Марфы и Марии. См. Р.Б. стр. 105—107. Задостойник    Припев «Роди вси блажим Тя, едину Богородицу» или «Ангели успение Пречистыя...» и ирмос «Побеждаются естества уставы...» см. стр. 81 Причастен    Обычный в Богородичные праздники.    Чашу спасéния приимý и имя Госпóдне призовý. Аллилýиа.     Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс. 115:4).    См. Р.Б. стр. 148. Святоотеческие чтения на службе    О чтениях на успенском бдении устав (Типикон и Минея) не дает определенных указаний, замечая на каждом месте службы, где положено чтение (за исключением, конечно, 6-й песни, где пролог), просто и «чтение» (причем и это указание опущено по 3-й песни канона). И рукописи устава дают немногим более ясные указания на этот счет, прибавляя всюду к этому замечанию: «(чтение) похвальное» (γκμια) или «от похвальных». Разумеются святоотеческие слова на Успение, но какие, не видно. Недоумение разрешает «Торжественник», т.е. сборник уставных чтений на великие праздники, сохранившийся в нескольких славянских рукописях, где на Успение дается слово св. Андрея архиепископа Критского. Следовательно, его нужно читать по частям на благословение хлебов, по 1-й и 2-й кафисмах, по полиелее и по 3-й песни канона. Вот оно.    «Нам надлежит прибавить недостающее к тому, о чем мы повествовали по порядку, дабы слово было целостным и свободным от пропусков. В предшествующих словах мы сказали о девственной скинии Богоматери; остается сказать, какова была песнь погребальная, и что воспевалось в ней. И пусть никто не упрекает меня за то, что я беру на себя то, что превышает мои силы (ибо я составил это слово, побуждаемый данным обещанием, нигде не забывая смирения). Пусть также никто не удивляется, если слово будет заключать в себе что-либо известное лишь немногим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об этом нашем призвании напоминают и праздники церковные, каждый по-своему. Ведь и Рождество, и Пасха, и Троица, и Преображение, и т.д. — все это призыв к соединению с Богом, Который ради этого и воплотился, и воскрес, и послал нам Духа Святого. Учение об обожении многогранно, и каждый праздник направляет наше внимание на одну из граней. Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник зовет нас по-христиански взглянуть на древнейший и важнейший вопрос, кратко сформулированный Шекспиром: «Быть или не быть?» Впрочем, в этом знаменитом монологе Гамлета, размышляя о тайне смерти, герой вопрошает: «Умереть, уснуть. — Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность; Какие сны приснятся в смертном сне…» Правильно мыслит Гамлет! Смерть — успение, но это не тот безмятежный сон, когда нет никаких сновидений. «Сновидения» будут! Но совсем иного рода, нежели при обычном сне, когда все происходит не взаправду, иллюзорно. Обычный сон завершается пробуждением, и бывает оно разным. Иногда приснится такое, что проснешься в ужасе или слезах и, начиная приходить в себя, облегченно вздыхаешь: хорошо, что это был только сон. А иногда наоборот: жаль, что это был только сон! Хорошо бы наяву так! В смертном сне все будет по-настоящему, наяву. Смерть — успение только для тела. Для души же это скорее пробуждение. Для нее, наоборот, земная жизнь часто — сон, потому что вся соткана из иллюзий. После смерти иллюзии закончатся, все станет видеться таким, какое оно на самом деле. Бояться смерти надо, но этот страх должен в чем-то походить на состояние человека перед экзаменом, причем важнейшим. Не в институт, не в аспирантуру или еще куда-нибудь поступаем. Поступаем в Вечную Жизнь. И если результат земных экзаменов зависит и от подготовки, и от везения (не случайно их сравнивают с лотереей), то здесь лотереи не будет: как готовился, так и сдашь! Поработав достаточно времени в школе, я знаю, что перед экзаменами волнуются больше те, кто к ним серьезно готовился. Потому что все равно ощущаешь в каких-то вопросах неуверенность. А кто совсем не готовился, те обычно совсем и не волнуются. Но это не смелость, это равнодушие безнадежности.

http://pravmir.ru/uspenie-byit-ili-ne-by...

   Как все двунадесятые праздники (исключая Рождество Христово и Крещение) Успение имеет лишь однодневное предпразднство. Предпраздничные песни начинаются приглашением верных к достойному провожанию на небо разумного ковчега Божия. «В кимвалех возгласим, в песнех воскликнем, праздник исходный предпразднующе... Кивот всезлатый готовится ныне от земли к вышним прейти. Всеми Владычествующая хощет наутрие душу предати в руце Сыну» (1-я и 2-я стихиры на Господи воззвах). «Девы отроковицы, предвоспойте, матери похвалите, и вси воспойте песнь происходную успение Девы и Матери Господни, песньми богокрасными предсовершающе божественне» (седален по 3 песни канона). Вообще же песнопения, как и в самый праздник, посвящны картинному изображению события и выяснению его значения, совпадая при этом не только в мыслях, но иногда и в выражениях с праздничными песнями. Но можно отметить некоторые новые мысли по сравнению с последними. «Не ктому образно в гаданиих священники ковчег завета носимь есть: святыми же апостолы воистинну Божия Мати носима есть» (канон, песнь 4, тропарь 8). «Всего Божества была еси жилище, темже Тя Божество всю, Мати, до конца престави от земли» (п. 5, тр. 2). «Яко (о, как) световидно освященное добротою Божества лице Твое, Всенепорочная» (п. 8, тр. 2). «Божественное и благородное Божие жилище» (п. 3, тр. 8), «почила еси в жизненных сокровищах неминующтх» (п. 4, тр. 4). «Ангели и пастыри пояху рождество Твое первее, и ныне ангельстии чини, и апостольский лик, и всяк язык, Дево, успение Твое поют» (светилен). «Глаголати не могу, изумеваюся и трепещу, и весьма соскутоваюся (теряюсь) Твоя превеликая, но любовь, Дево, зрящи, божественными возмзди даровании непрестанно» (п. 8, тр. 6). «Сионяне елицы, свещи возжите, светом обложенную приидите усрящем в Гефсимании, и Сию песньми проводим» (п. 5, тр. 8). «Приидите, верными сердцы слезы точаще, прикоснемся сея нетленному телеси» (п. 8, тр. 2). «Со безплотными воинствы одр живоносный окружим радующеся, яко престол божественный святый» (п. 8, тр. 1). «Да уклонятся воздушнии дуси, да отпустит же самый миродержец, да падает посрамлен, видя возношаему Божию Матерь» (п. 4, тр. 2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010