Rursum, in convivio, Martham à tergo assistentem Ioanni, alterâ manu injecta humeris: alterâ velut irridente Christum, qui nihil horum sentiat. Item, Petrum jam vino rubicundum, cyathum admovere labris. Et haec cùm blasphema sint et impia, tamen faceta videntur». Стр. 122. 110 Систематическое обозрение иконописных сюжетов, преимущественно западного искусства: Ioan. Molanus et Natalis Paquot, De historia SS. Imaginum et picturarum. Lovanii, 1771. – Bombelli, Raccolta delle immagini della B-ma Vergine. Roma, 1792. – Münter, Sinnbilder u. Kunstvorstellungen d. Alten Christen. Altona, 1825. – Didron, Histoire de Dieu. Paris, 1843. – Wessenberg, Die Christlichen Bilder. St. Gallen, 1845. – Menzel, Christliche Symbolik. Regensburg, 1856. – Hack, Der Christliche Bilderkreis. Schaffhausen, 1856. – Iameson, Legends of the Madonna. Изд. 3-е. London, 1864. – Iameson and Eastlake, The History of Our Lord. London, 1864. – Для восточного искусства: Didron, Manuel d’Iconographie Chrétienne. Paris, 1845. 111 Так напр., в древнем рельефе на амвоне Веронского Собора Богородица, еще без сиания кругом головы, стоит перед благовествующим Ангелом: «è senzanimbo, ed in piedi secondo l’antica verità, non essendo stato uso Ebraico d’inginocchiarsi», – замечает Маффеи, Verona illustrata, кн. III, гл. 3. 115 Iameson, Legends of the Madonna. London, 1864, стр. 170–171. Подобное изображение можно видеть в Христианском Музее Академии Художеств в Петербурге. 131 Относительно хронологического обозначения некоторых из приводимых автором памятников могут быть разногласия, потому что хронология церковного искусства далеко еще не успела определиться в окончательной точности. Мозаики в разные времена возобновлялись и переделывались, и потому представляют смесь древности с обновлениями. Иные миниатюры по времени не соответствуют тексту, как например, в Лобковской Псалтыри. Если памятник не отмечен годом, или если он не содержит каких-либо точных указаний на эпоху своего происхождения, то в хронологическом его определении более или менее оказывается шаткость личного взгляда. Автор относит Туринские миниатюры Пророков к VI в., а сама рукопись в старом каталоге приписывается к IX веку (Codices Manuser. Bibl. Regii Taurinensis, изд. Jos. Pasinus, Ant. Rivautella et Fr. Berta. Taurini, 1749, I, 74–75). Луврский рельеф с Мироносицами у Гроба Господня, по автору этой статьи, IX в., по Лабарту – конца Х-го (Histoire des arts industriels. Paris, 1864. I, 82). Еще менее определена хронология русского церковного искусства. Впрочем, некоторые неточности хронологические, неизбежные по состоянию самой науки, не вредит общей мысли автора, по которой приписывается особенная важность не столько древности того или другого памятника, сколько древнейшим следам иконописного предания, сохранившимся именно в памятниках позднейших. Прим. Редак.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

25 января 2015 г. в Смольном соборе Санкт-Петербурга по традиции пройдет студенческий праздник, посвященный памяти святой Татьяны. Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, благочинного храмов высших учебных заведений протоиерея Петра Мухина и сонма духовенства. Ожидается, что за службой будут молиться и причащаться сотни студентов, которые получат в подарок книги о Православии. Будут награждены почетными грамотами и знаками студенты и преподаватели, преуспевшие в просветительской деятельности. Накануне этого события мы публикуем материал диакона Владимира Василика, посвященный непростой судьбе Смольного собора. Воскресенский девичий Смольный монастырь Санкт-Петербурга      Два собора, создающие образ Санкт-Петербурга, его «небесную линию», посвящены Светлому Воскресению Христову. Это храм Спаса-на-Крови и Смольный Собор. Но если Спас-на-Крови, построенный на месте трагической гибели императора Александра II, говорит о Воскресении в связи с Голгофой и Крестом, то нарядный, праздничный вид белоснежного Смольного собора говорит о Пасхе как о «праздников Празднике» и «Торжестве торжеств». И это не случайно, ибо он отражает дух русского зодчества конца ΧVII — первой половины XVIII в. — русского барокко. Западноевропейское барокко построено на контрасте света и мрака, на воландовском парадоксе: «Что вы будете делать с вашим светом, если не будет тьмы?» Напротив, русское барокко вырастало из единства русской православной жизни, из радостного ощущения богозданного мира: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!» Скептик скажет: какое русское барокко? Итальянский по своему происхождению стиль, к тому же, архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), флорентийский дворянин. Отвечу: в России у нас даже итальянцы становятся русскими. Но Россия — не плавильный котел, а скорее, животворная почва, которая перерабатывает любые элементы и произращает удивительные цветы. Бартоломео Расстрелли, живя в России, сообразовывался с русской природой, русской культурой, русской душой. Приведем один пример: первоначально он замыслил Смольный собор как однокупольный, по подобию собора св. Петра в Риме, но императрица Елизавета Петровна, по заказу которой и строился Смольный монастырь, высочайше повелела в 1749 году строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, то есть пятикупольный. Пять куполов символизируют Христа в окружении четырех евангелистов, символ, прижившийся в России с ХΙ–ΧΙΙ вв.

http://pravoslavie.ru/76751.html

В пожар, разыгравшийся в Воронеже 24 апреля 1703 года, сгорели обе деревянные церкви, Никольская в Стрелецкой слобода и Димитриевская в Напрасной. После этого они как бы объединились в один Никольский храм в Напрасной слободе. В 1712—1720 годах он был возведен вновь, но теперь уже каменным и примерно в 40-саженях от предшествующего строения. Это третья по времени строительства каменная церковь в нашем городе — после двух монастырских, Алексеевско-Владимирской и Успенской, и, следовательно, первая среди приходских. В новой Никольской церкви был устроен придел во имя Димитрия, но не последнего царевича из династии Рюриковичей, а великомученика Солунского. Причину такой перемены Д. И. Самбикин объяснял так: «Смуты прекратились, времена самозванцев прошли, а праздник царевичу Димитрию, несмотря на правительственные распоряжения о торжественном отправлении его, не привился к русскому народу, для которого был более известен св. великомученик Димитрий Солунский». Пожар в мае 1748 года вновь повредил Никольскую церковь: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилажт освятил придельный алтарь св. Димитрия в трапезной. Ремонт всей церкви завершился к 1755 году. Приход ее в это время состоял из 79 дворов, в которых насчитывалось 480 душ обоего пола. Причт тогда был двухштатным: священники Василий Яковлевич Харин и Епифаний Леонтьев (прежде здесь же был дьяконом) и дьякон Антоний Епифанов, сын священника. В 1756 году на место отца Василия Харина определился Василий Епифанович Сахаров, прослуживший здесь полвека до своей смерти в 1804 году. В 1768 году вокруг церкви была устроена каменная ограда, дабы предостеречь двор от добычи песка, во время которой отрывали и растаскивали кости покойников. В 1788 году в главной церкви был обновлен иконостас и расписаны стены, в 1816—1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. На церковном кладбище были похоронены купцы Кривошеины, Федот Савостьянович (1767) и его сын Аврам Федотович (1770), Сахаровы (1766), Агапоновы (1770), Мосалитиновы (1771). Нашел здесь успокоение и представитель древнего дворянского рода Шеншиных: «1768 года генваря 15 дня представися раб Божий Матфей Афанасьевич Шеншин и положен во гроб, алым. сукном и серебром позументы по краям обит и крышка покрыта широким позументом, а на крыше зеленою парчею, погребен у Николы Чудотворца Задонским архимандритом Нифонтом». В XVII и XVIII веках церковь была одной из самых богатых в городе; это видно из сопоставления размеров пошлин и дани, которые взимались с храмов. Постепенно приход беднел, стали раздаваться жалобы на скудость содержания причта.

http://sobory.ru/article/?object=00819

Наследники Благочестивых Государей, строивших соборный храм Воскресенского монастыря, оставаясь верными сему завету предков, продолжали иметь сию обитель в своей отменной от прочих монастырей милости, как сие будет видно из истории сего монастыря в прошлом столетии: в царствование Державной Дщери Петровой, Императрицы Елисаветы Петровны, Соборный храм Воскресения Господня (после падения купола, шатра, ротонды, под коей находится часовня Гроба Господня, в 1728 году, и пожара 1726 года), клонившийся к разрушению, был, по ее воле, в 1749–1759 годах, возобновлен и отделан внутри лепною работою, по проекту и рисункам гениального зодчего того времени, Графа Растрелли, под непосредственным наблюдением, не уступавшего в энергии и деятельности Святейшему Патриарху Никону , Настоятеля сей обители, Архимандрита Амвросия Зертис-Каменского (скончавшегося в 1771 году в сане Архиепископа). Императрица Екатерина II своими щедрыми даяниями окончила начатое ее теткой, благоустройство Воскресенского монастыря, преподав ему средства обновить свои здания после двух губительных пожаров 1762 и 1792 годов. Памятником внимания последующих Государей к Воскресенской обители служит, между прочим, устройство каждым из них приделов в память рождения Наследника Всероссийского престола, почему в соборном храме Воскресенского монастыря и устроены два придела, во имя Александра Невского Императорами Павлом и Николаем, и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в память рождения в сей день в Бозе почивающего Цесаревича Николая Александровича. Но когда минуло уже более ста лет со времени последней (в 1759 г.) реставрации Соборного храма Воскресения Господня (справедливо обращающего, по своим размерам и архитектуре, внимание и удивление, даже и таких посетителей, которые знакомы со всеми главными святынями Востока и Запада), и величественный храм сей требовал во многих новой реставрации, для которой недостаточны средства монастыря, Божественный Промысл Того Кто обещал, что очи Его выну будут обращены на храм Иерусалимский, не оставил в забвении и сего храма, созданного теплым усердием ко славе его Пресвятого Имени, обратив на оный попечительное внимание одного из современных нам любителей благолепия святых Божьих церквей 1 , и начавшееся в текущем 1874 году обновление сего храма внутри и извне напоминает обновление оного в 1750 годах от щедрот Царских.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

— Что это за поп? — говорили они. — Сам причастье работает! Разве это можно? У нас было причастье старое, а это все новая вера! Спустя несколько лет смягчились немного нравы стародубских дикарей, и они мало-помалу слились с зарубежными пришельцами в одни общины. Упорных осталось немного. Но в некоторых слободах все-таки никак не могли решиться на постройку церквей, довольствуясь часовнями, хотя и имели в свое время полную возможность и достаточно средств к устройству церквей. В слободе Зыбкой (ныне уездный город Новозыбков, Черниговской губернии) была в тридцатых и сороковых годах прошлого столетия часовня дьяконовщины, на месте которой, не ранее 1771 года, построена была церковь Рождества Христова. При ней с 1739 года был беглый поп Патрикий, ревностный последователь дьякона Александра, казненного в 1720 году, в Нижнем Новгороде, на Нижнем базаре. Патрикий был человек хитрый, умный, начитанный и честолюбивый. Он приобрел огромное влияние на старообрядцев дьяконовского согласия, как в России, так и за границей. Высокий ростом, с белыми волосами, с бородой едва не до колен, сановитый, с важною поступью, он внушал к себе чрезвычайное уважение. Жизни был строгой, подвижнической и самых честных правил. Его называли даже «патриархом». И во всем «дьяконовом согласии» он действительно был верховным правителем духовных дел: назначал попов, судил их и мирян, рассылал у вещательные и обличительные послания. Словом, Патрикий стоял во главе сильной еще тогда дьяконовщины. Тревожила нередко и Патрикия мысль, не оставлявшая издавна старообрядцев. «Ведь только та церковь свята и истинна, — думал он, — где преемственно сохраняются все три чина духовной иерархии; а где у нас епископы?» В 1749 году явился в Зыбкую молодой монах, по говору великорусс, человек пылкого характера, острого ума, отлично знавший церковные уставы, красноречивый, ученый, знавший даже по-латыни, говоривший по-французски и по-польски. Наружность его была чрезвычайно красива: высокого роста, дородный, с бледным лицом, с блестящими умными глазами, с черными, как смоль, волосами и с такою же широкою, длинною, окладистою бородой.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

3) Вениамин Фальковский, был переведен в наместники из стокгольмской миссии. 4) Симеон (1730–1732). 5) Гервасий (1732–1737). 6) Досифей (1737–1745). 7) Софроний Назаревский, из переяславского архиерейского дома, был сперва казначеем Невской Лавры, а с 1745 г. наместником. В 1753 г. рукоположен, в московском Большом соборе, в епископа иркутского и нерчинского, и, через 17 лет управления, скончался 30 марта 1771 г. 8) Никон Красовский, из иеродиаконов иркутского архиерейского дома, был членом пекинской миссии, а в наместники произведен в 1753 г., потом был администратором во Владимирской епархии, при грузинском архиепископе Антонии, затем – первым присутствующим в бывшей синодальной экономической канцелярии. В 1763 г. сделан архимандритом Боровского Пафнутиева монастыря. Скончался в 1766 г. 9) Сильвестр Юницкий, из польской украйны, учился в киевской академии, с 1749 г. был монахом в Киевопечерской Лавре, потом, в Невской Лавре был казначеем и наместником, скончался архимандритом Высокопетровского монастыря. 10) Иоанникий Броднетский, наместник с 1762 г., а с следующего года архимандрит псковского Спасомирожского монастыря. 11) Климент, из малороссов, с 1742 г. наместник миропольского Белгородского монастыря, курской епархии, с 1763 г. наместник Невской Лавры. 12) Иларион 2, сперва наместник Елецкого монастыря, потом строитель Ладожского монастыря, наконец наместник Лавры. В 1768 году мая 28 сделан архимандритом Антониевского Николаевского монастыря, в Бежецке. 13) Амвросий Гиновский, учитель киевской академии, катехизатор и суперинтендент; с 1774 г. наместник Невской Лавры; говорил по очереди проповеди, скончался 1800 г. мая 21 архимандритом курского Знаменского Богородицкого монастыря. 14) Афанасий Вольховский, сперва протоиерей в Полтаве, с 1769 г. монах черниговского Ильинского монастыря; с 1776 г. игумен Кирилова Белозерского монастыря; с 1781 г. наместник; с 1783 г. архимандрит Вяжицкого монастыря; потом епископ Старой Русы и Могилева; скончался в 1801 году на покое в Полтаве, в Дубенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Преосвященный митрополит Арсений скончался 8 июня 1770 г. в Загородном митрополичьем Шулявском доме, и оттуда перенесен в Софийский Собор в сопровождении Павла митрополита Тобольского, а 21 июля священническим погребением отпет Преосвященным Самуилом, епископом Белоградским, после бывшим митрополитом Киевским. Преосвященный сей по примеру предместников своих прилагал попечение и о Киевской академии, коей библиотеку он умножил великим числом книг; на построение бурсы (вместо построенной в 1719 г. митрополитом Иоасафом Кроковским близ Братского монастыря и обветшавшей) дал собственных 6000 рублей и с 1750 до 1765 гг. устроил оную деревянную на каменном фундаменте на берегу Днепра, где ныне семинария, а также на покрышу школ 3000 рублей. Он уставил проповедников при Софийском Соборе и при знатнейших Киевских церквях. Им освящена 19 августа 1767 г. ружная в Киеве Андреевская церковь , основанная императрицей Елисаветой Петровной в 1744 г., а о зданиях его в Софийском монастыре сказано выше в V главе. 62 . ГАВРИИЛ Кременецкий, родился Киевского полка в местечке Носовке и при крещении наречен Григорием. Отец его, именем Феодор, был в Носовке городовым старшиной и отдал сына своего с детства для обучения в Киевскую академию, из коей перешел он в Харьковскую училищную коллегию, а потом в Московскую академию, где и закончил свои науки. Когда в 1735 г. Александроневского монастыря архимандрит Стефан Калиновский заводил в своей обители семинарию, то вызвал из Москвы в учительскую должность, яко известных ему при нем же в Московской академии обучавшихся студентов Григория Кременецкого и Андрея Зертыс-Каменского. Оба они основали все классы сей новой семинарии и в 1739 г. пострижены там в монашество, первый под именем Гавриила, а другой Амвросия. В следующем году Гавриил определен ректором, а Амвросий префектом той же семинарии. В 1748 г. оба произведены в архимандриты, первый Новоспасского Московского монастыря, а второй Воскресенского, новый Иерусалим именуемого, и пожалованы в члены Св. Синода. Гавриил в 1749 г. сентября 17 произведен в епископа Коломенского; в 1755 г. сентября 19 переведен в Казань со званием епископа же, а в 1762 г. июля 25 в Санкт-Петербург и 29 июля получил сан архиепископа, а 1770 г. сентября 22 определен в Киев митрополитом, с предоставлением ему звания члена Св. Синода и 25 того же месяца пожалован ему белый клобук. Но поскольку с осени того же года открылась в Киеве моровая язва, то Преосвященный сей 8 месяцев пребывал в Санкт-Петербурге; мая 31 1771 г. приехал в Москву и оттуда отправясь в путь, остановился в Иамадеевском монастыре, а в Киев прибыл уже в 1772 г. марта 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По смерти Антония преемником его был пятнадцатый Святитель Сибири митрополит Сильвестр (Гловатский) из префектов Казанской духовной академии, правивший паствой с 16 июля 1749 года по 1755 год (умер 20 мая 1760 года) и отличавшийся особенною ревностью по обращению магометан в Православие. Он настойчиво проводил в жизнь указ 1743 года (ПСЗ, т. XI, 8786) о том, чтобы раскольники, обратившиеся в Православие, и вообще все новокрещенные не оставались бы без пастырского попечения и просвещения. По ходатайству Сильвестра причт Обдорского храма был обеспечен казенным содержанием из неокладных доходов Сибирской губернии (ПСЗ, т. XII, 9529), и последовал указ о беспрепятственном пользовании лесами для постройки храмов и домов для причтов 9917). Владыка Сильвестр был очень уважаем Святейшим Синодом за благочестие и участвовал в 1756 году в канонизации мощей Святителя Дмитрия Ростовского . Преемник Сильвестра шестнадцатый архипастырь Сибири Павел (Конюскевич) из архимандритов Велико-Новгородского Юрьева монастыря управлял сибирскою паствою десять лет с 23 мая 1758 года до 11 января 1768 года. В ту пору русская предприимчивость уже имела широкое развитие. Русские зверопромышленные и ясачные зимовья возникали повсеместно. Даже под 68 1 / 2 ° северной широты был Хатангский погост с храмом, и там жили, по свидетельству Гмелина, 296 452 человека. Само собой разумеется, что с развитием поселений усиливалась и потребность в соответствующем устройстве православной жизни. Поэтому еще за пять лет до митрополита Павла была вновь восстановлена Иркутская кафедра, на которой с 18 апреля 1753 года состоял епископ Софроний (Кристалевский) из наместников Александро-Невской лавры, который до дня своей кончины, последовавшей 30 марта 1771 года, подвизался восемнадцать лет подвигом любящего отца своей паствы. Щедрость Святителя Софрония не знала границ, он отдавал всего себя на дела благотворения, не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь в его время были переполнены призреваемыми больными, бездомными и разными сиротами. «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», – поучал Владыка Софроний. И действительно, так у него и было: не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами люди без различия племен и вер шли к нему тысячами и отдавали ему свои души и сердца, умножая собою церковную семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Верещагин Василий Иванович; 27 янв. 1736, г. Кашин Новгородской (позднее Тверской) губ.- 23 дек. 1799, С.-Петербург), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника. С 1749 г. обучался в Тверской ДС, в 1756 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, по окончании к-рой в 1761 г. назначен учителем риторики в Тверскую ДС, затем префектом семинарии и учителем философии. 18 февр. 1767 г. в Жёлтикове в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре принял постриг, 20 февр. рукоположен во иеродиакона, 21 апр.- во иеромонаха, назначен настоятелем Малицкого Николаевского мон-ря Тверской губ. В 1768 г. назначен ректором Тверской ДС с возведением в сан архимандрита Отроча тверского мон-ря . В 1771 г. перемещен в Макариевский калязинский муж. мон-рь с оставлением должности ректора. В 1773 г. назначен епископом Архангелогородским и Холмогорским. Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1785 г. (ГМЗРК) Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1785 г. (ГМЗРК) 22 дек. 1773 г. в придворной церкви Зимнего дворца в С.-Петербурге в присутствии имп. Екатерины II состоялась епископская хиротония А., к-рую возглавил архиеп. С.-Петербургский Гавриил (Петров) . При отъезде А. в Архангельск императрица подарила ему архиерейское облачение и 2000 р. на путевые расходы. 1 апр. 1775 г. А. был переведен в Тверскую епархию. Пользовался благоволением императрицы, к-рая часто посещала Тверь, находящуюся между двумя столицами. При приезде и отъезде государыни архиерей произносил приветственные речи. А. значительно благоустроил Тверскую ДС, использовав для этого и личные средства, был любим преподавателями и студентами. 22 сент. 1783 г. А. был переведен в Ростовскую епархию, 27 марта 1785 г. возведен в сан архиепископа. В 1789 г. указом Синода кафедра из Ростова была перенесена в губернский г. Ярославль, епископы впредь должны были именоваться «Ярославскими и Ростовскими». Местом проживания А. был назначен ярославский в честь Преображения Господня мон-рь . Однако, не найдя удобных для себя келий в Преображенском мон-ре, А. занялся обустройством архиерейского дома и др. помещений для размещения структур епархиального управления. При Преображенском мон-ре А. основал ДС, обучение в к-рой велось на лат. (грамматика, пиитика, риторика, философия и богословие) и рус. (арифметика, история, география) языках; преподавались также греч., евр., франц. и нем. языки. Заботами А. в 1789-1791 гг. в Ярославле был построен каменный храм свт. Леонтия Ростовского, установлен ежегодный крестный ход к храму из центра города. В ростовском Успенском соборе над гробом свт. Леонтия была поставлена серебряная рака, на к-рой вычеканено стихотворное посвящение святителю, сочиненное А.

http://pravenc.ru/text/76222.html

Афанасий I, епископ Ростовский и Ярославский (Вольховский) Уроженец Полтавской губернии. Обучался в Харьковском коллегиуме и Киевской духовной академии, по окончании курса которой поступил преподавателем в Харьковский коллегиум, затем был вызван в Московскую духовную академию в качестве проповедника. В мае 1745 года пострижен в монашество и назначен префектом лаврской семинарии. С 1748 года – ректор той же семинарии. В декабре 1749 года избран келарем Троице-Сергиевой лавры с оставлением в должности ректора и профессора богословия. 23 февраля 1753 года возведен в сан архимандрита. В 1754 году назначен членом Святейшего Синода. 23 апреля 1758 года хиротонисан во епископа Тверского. С 26 мая 1763 года – епископ Ростовский. Скончался 15 февраля 1776 года в Ростове. Погребен в Ростовском Успенском соборе. Епископа Афанасия называли «благочестивый Тверской». Отличительной чертой преосвященного Афанасия была любовь к храмозданию. Еще будучи архимандритом, в 1756 году он начал строительство храма во имя Святой Троицы в Троице-Сергиевской Приморской пустыни. В 1771 году им был построен на собственные средства холодный храм в Варницком монастыре. Храм был освящен им же во имя Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия. Много потрудился преосвященный Афанасий в деле борьбы с расколом. Из жизни преосвященного Афанасия известен один знаменательный случай. Однажды, совершая пасхальную литургию в Тверском соборе, он вынимал частицы о здравии, стоя у жертвенника во время пения Херувимской песни. В числе прочих сослужащих к нему подошел архимандрит Тихон (Соколов) с обычным обращением: «Помяни мя, Владыко святый!» «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», – ответил преосвященный Афанасий и, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом». Обмолвка епископа Афанасия оказалась пророческим предчувствием. Архимандрит Тихон действительно стал епископом, отличавшимся святостью жизни и впоследствии причисленным к лику святых. Память его совершается 13/26 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010