Новое гос-во прежде всего озаботилось институциональным оформлением контроля над своим единственным богатством - нефтью, в 1972 г. установив для зарубежных компаний, занимавшихся разведкой и разработкой нефтяных месторождений, концессионные платежи за эксплуатацию своей территории и обязательство передавать в казну 55% доходов от реализации нефти. В бюджет полунищих княжеств начали поступать колоссальные средства. В 1974 г. к Абу-Даби и Дубаю перешло 25% акций иностранных компаний, а к 1982 г. эта доля возросла до 51%. Два крупнейших эмирата сохранили свое лидерство по нефтедобыче. Представители рода Аль Нахайян (в Абу-Даби), ратовавшие за повышение статуса федеральной власти, соперничали за лидерство с домом Аль Мактум (в Дубае), отстаивавшим сохранение значительных полномочий за отдельными эмиратами. Несмотря на то что внутренняя рыхлость федерации вплоть до 80-х гг. XX в. неоднократно проявлялась в различных сферах, ОАЭ, умело вкладывая сверхдоходы в промышленность и сельское хозяйство, в кратчайшие сроки совершили прорыв в социально-экономической сфере и обеспечили высокую степень внутриполитической стабильности. С 1963 по 1983 г. коренные жители ОАЭ оказались обеспечены на поколения вперед и, несмотря на свое меньшинство, их, как и всю хозяйственную, коммуникационную, туристическую инфраструктуру, обслуживали сотни тысяч иммигрантов, сформировавшие здесь многолюдные диаспоры. За 1968-2003 гг. численность населения ОАЭ увеличилась в 20 раз, а средняя продолжительность жизни выросла за 1960-2003 гг. с 53 до 75 лет. Демографические пертурбации породили резкую диспропорцию в половом распределении населения (женщин - немногим более 1/3, мужчин - немногим менее 2/3). Массированные миграции способствовали и стремительной урбанизации: удельный вес горожан за 1973-1976 гг. увеличился с 44 до 84%. Уже в 1979 г. экономически активное население на 90% составляли иностранцы. К 2003 г. доля индийцев и пакистанцев среди жителей ОАЭ составляла соответственно ок. 30% и ок. 20%. В кон. 70-х - нач. 90-х гг. XX в. в ОАЭ были основаны первые высшие учебные заведения - Ун-т ОАЭ в Эль-Айне (1977), Ун-т науки и технологий в Аджмане (1988) и авиационный колледж в Дубае (1991-1992), а также высшие технологические колледжи в Абу-Даби, Эль-Айне и Дубае (1988-1989). К 1993 г. доля неграмотных сократилась до 24% среди мужчин и до 19% среди женщин.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

2 февр. 1784 г. образована Таврическая обл., в 1796 г. она вошла в состав новообразованной Новороссийской губ., в 1802 г. в результате разделения Новороссийской губ. на 3 части возникла Таврическая губ., в составе к-рой было 7 уездов. Из них 4 (Симферопольский, Феодосийский (до 1787 Левкопольский), Евпаторийский и Перекопский) располагались на территории полуострова, а 3 - на материке. В 1820 г. Тмутараканский у. отошел Черноморскому казачьему войску, в 1837 г. из Симферопольского у. выделился Ялтинский, в 1842 г. был образован Бердянский у., и такое адм. устройство сохранялось до 1917 г. практически неизменным. Сразу после присоединения К. к России несколько тысяч татар переселились в Румелию и Анатолию, куда отправились также члены правящей семьи Гиреев и мн. представители крымско-татарской знати. В 90-х гг. XVIII в. отток в Османскую империю татар. населения продолжился, в т. ч. в связи с введением в К. в 1796 г. крепостной зависимости. Согласно рескрипту от 18 сент. 1796 г., татары освобождались от рекрутских повинностей и военных постоев, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов, а на татар. помещиков (мурзаков) власти распространили права российского дворянства. После Бахчисарайского восстания 1808 г. и еще ряда случаев массовых волнений татар. населения ок. 300 тыс. чел. в адм. порядке были выселены преимущественно в Анатолийскую и Румелийскую провинции Османской империи. В это же время начинается заселение К. рус. колонистами; первую волну в 80-90-х гг. XVIII в. составили военные и казаки. В Симферопольском у. возникли рус. села Подгородняя, Петровская, Мазанка, Курцы, Мангуш, Зуя, Бия-Сала, В. Саблы и Владимировка; в Феодосийском - Изюмовка, Елизаветовка; в районе Евпатории - Трех-Абламы и Степановка, в районе Керчи - Петровка и Катерлез. В 10-х гг. XIX в. в К. поселяются немцы-меннониты, а также греки, албанцы, румыны и болгары, бежавшие из Османской империи. Рус. колонизация, активно проходившая в 10-20-х гг. XIX в., несколько ослабла в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Община московских сикхов «Московский храмовый комитет» была зарегистрирована в мае 1997 г. Новые религиозные движения На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. в М. начали проявлять активность новые религ. движения. Наиболее многочисленными среди них были об-во «Сознания Кришны», «Объединение Муна» (см. Муниты ), последователи Бахаи религии и др. Религ. орг-ции, к-рые не могли быть зарегистрированы, старались легализоваться под видом культурных центров, общественных или просветительских орг-ций, благотворительных фондов и оздоровительных учреждений. Бахаиты были зарегистрированы в М. в 1923 г., в нач. 30-х гг. их община была закрыта. В 80-х гг. началось возрождение московской общины, т. к. в М. стали приезжать на постоянное место жительства верующие из разных стран. В 1990 г. после долгого перерыва было избрано «Местное духовное собрание г. Москвы». 12 мая 1991 г. была вновь зарегистрирована «Община последователей веры бахаи в Москве», в мае 1991 г. образовано «Духовное собрание веры бахаи в СССР», в 1999 г. основана «Община последователей веры бахаи в России». В 2003-2010 гг. в М. действовали 8 местных духовных собраний (по адм. округам). Данная структура была признана неэффективной, и с 2010 г. в М. вновь избирается единое местное духовное собрание. В 1988 г. кришнаиты создали «Московское общество сознания Кришны», главой которого был избран А. А. Михеев, его заместителем стал С. В. Зуев († 2016), один из идеологов российского движения. В следующем году была зарегистрирована 2-я в СССР община кришнаитов - в Зеленограде. В 1992 г. получил регистрацию «Центр обществ сознания Кришны в России». От «михеевско-зуевской» ветви отделились независимые направления кришнаитов: Московский центр вайшнавов «Шри Гопинатх Гаудия Матх» (1995, на окраине М. организация создала поселение - ашрам), миссия «Общество Рамакришны - центр Веданты» (2000), об-во «Шри Бхактиведанта Гаудия Матх» (2000, с 2004 «Международное общество бхакти-йоги в России») и др. В кон. 90-х гг. был зарегистрирован кришнаитский благотворительный фонд «Пища жизни».

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Архитекторы и строители Исторического музея. В центре — В. О. Шервуд, Р. И. Клейн, А. А. Семенов. Фотография 1875–1879 гг В 1881-1883 гг. наметился еще один путь пополнения фондов музея - передача коллекций др. учреждений. По ходатайству Уварова в окт. 1881 г. Московское археологическое об-во принесло в дар музею лучшие собрания; в апр. 1883 г. постановлением совета Московского ун-та в И. м. были переданы антропологические и археологические коллекции. Однако по настоянию Забелина И. м. отказался от этого легкого способа пополнения фондов и, начав комплектование фондов собственными усилиями, сохранил для будущих поколений многие памятники материальной и духовной культуры. Музей собрал свою уникальную коллекцию. Забелин сформулировал принципы, которые отличают собрание И. м. от др. музеев России. «Исторический музей не есть музей (редкостей), невиданных вещей. Он есть собрание памятников, т. е. разных вещей, систематически вводящих зрителя в бытовой порядок миновавшей жизни, почему для него дороги не редкости, а всякие рядовые предметы быта, лишь бы они пополняли общий круг бытовых нужд и потребностей» ( Забелин. 2001. С. 130). В беседе с вел. кн. Николаем Николаевичем старшим, посетившим музей 29 нояб. 1887 г., Забелин высказался кратко: «С Эрмитажем мы не можем равняться, да и цели наши иные, не искусство, не драгоценности, но собственно культурные предметы» (Там же. С. 135). Так, с сер. 80-х гг. XIX в. музей проводил целенаправленную политику комплектования фондов памятниками, отражающими жизнь разных социальных слоев, их быт и культуру. Византийский зал. Фотография. 90-е гг. XIX в. Византийский зал. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1887 г. Забелину удалось добиться ежегодных ассигнований из казны в размере 10 тыс. р. на закупку коллекционного материала. Приобретались вещи как у продавцов, так и непосредственно «на торгу», т. е. у старинщиков и старьевщиков (в Москве - у Сухаревой башни, Никольских и Ильинских ворот). В течение десятков лет каждое воскресенье Забелин ходил на Сухаревку в поисках экспонатов для музея.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Среди нем. населения К. значительную часть составляли меннониты . Наиболее известные колонии меннонитов - Карасан (основана в 1862, ныне с. Ровное Красногвардейского р-на) и Спат (основана в 1882, ныне пос. Гвардейское Симферопольского р-на). Среди крымских меннонитов возникло неск. толков, из них наиболее значительными были вюстизм и гюпферство. Основателем 1-го толка был бывш. лютеран. пастор Э. Вюст, создавший в 40-50-х гг. XIX в. среди нем. колонистов в Таврической губ. неск. сепаратистских общин. В 1855 г. из группы вюстовцев, живших на р. Молочной, выделилась секта гюпферов (прыгуны, танцующие меннониты), заканчивавших моления радениями с плясками. Гюпферы положили начало сформировавшейся в 1860 г. меннонитской братской общине (новоменнониты). В 1874-1875 гг., после утверждения нового устава о воинской повинности, мн. крымские меннониты эмигрировали в США. В 1882 г. от меннонитов отделились «последователи истинной христианской веры», или «апостольские христиане», которых среди крымских немцев было немного. В 1894 г. их центром было с. Темир-Булат Перекопского у. В Спате часть меннонитов в 90-х гг. XIX в. перешла к баптистам. В нач. XX в. в К. насчитывалось 29 меннонитских и 10 т. н. сепаратистских общин общей численностью ок. 4 тыс. чел. В авг. 1911 г. состоялся съезд меннонитов Таврической губ., в работе к-рого участвовало 147 делегатов. На съезде были рассмотрены вопросы о меннонитских общинах, о нем. уч-щах, о препятствиях к вступлению в брак, о направлении меннонитов за границу для получения церковного образования, о содействии брит. об-ву меннонитов. К 1924 г. в К. насчитывалось 5500 меннонитов. Они жили в Джанкойском, Симферопольском, Феодосийском и Евпаторийском уездах. Значительная часть меннонитов покинула СССР в 20-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в. общины меннонитов появились в Запорожской обл. Украины, откуда их активность распространилась и на К. В кон. XIX - нач. ХХ в. в Таврической губ. получил распространение штундизм , вскоре трансформировавшийся в баптизм (см.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В 66-67 гг. по Р. X. город посетил имп. Нерон , к-рый даровал К. самоуправление и освобождение от податей ( Pausan. Descript. VII 17. 3-4), а также инициировал строительство канала через Истм, к-рое было прервано в связи с землетрясением 77 г., разрушившим большую часть города. Восстановленный впосл. К. в источниках и на монетах, относящихся к периоду правления императоров династии Флавиев, иногда называется Коринфская Колония Юлия Флавия Августа (Colonia Iulia Flavia Augusta Corinthiensis). Как можно судить по замечанию Апулея, значение адм. центра провинции К. сохранял и во II в. по Р. X. ( Apul. Metamorph. 10. 18). А. В. Пономарёв Организация и этапы археологических исследований Роль археологии К. в изучении истории классического и христ. Средиземноморья очень существенна: на ее основе в науке сложилась особая, «коринфская школа». После периода неограниченного грабежа памятников Эллады (70-е гг. XIX в. и ранее) с 1886 г. раскопки начали проводить системно, с 1896 г.- под эгидой единого центра - «Американской школы классических исследований в Афинах» (ASCSA), для к-рой К. является научным полигоном. В 1931 г. в К. был организован музей-памятник с открытым хранением находок, в б-ке музея собраны археологические отчеты; издается специальный журнал для публикации материалов (Hesperia; многое печатается в American Journal of Archaeology), особая серия монографий (Corinth: Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens), проводятся регулярные научные дискуссии. Вместе с ASCSA работают экспедиции мн. ун-тов и музеев США и Европы. Особенно активными были раскопки в К. начиная с сер. ХХ в., когда совр. методики полевых исследований достигли значительного развития. Был раскрыт и подробно опубликован ряд памятников, ключевых как для изучения языческих культов (сев. кладбище, открытое в 1915 и раскопанное в 1928-1930, на котором исследованы 530 могил и 54 комплекса вещей среднеэлладского, геометрического, протокоринфского и коринфского периодов (до V-IV вв. до Р. Х.)), так и раннего христианства: кладбище и христ. базилика у Кенхрейских ворот (раскопки 1928 г.); святилище Асклепия с источником Лерна на севере К. (раскопки 1929-1934 гг., продолжение работ и реинтерпретация в 40-50-х гг. XX в., публикация материала Д. Палласом в 1951) и соседний «источник светильников» (работы в 1965-1970); храмы Посейдона близ святилища Истма (раскопки с 1952, публикация в 1971), Деметры и Коры (раскопки 1961-1975 гг., публикация в 90-х гг. XX в.); зона гимнасия (работы в 1965-1970, отчеты в 1967-1972); окрестности театра (1982-1989) и др.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Ст. Тишанка Таловского р-на, куда в 50-х гг. фёдоровцы были определены властями на поселение. Летом 2002 г. в селах Нов. Лиман и Монастырщина на юге В. о. последователи этого течения воздвигли небольшие каменные архитектурные сооружения, увенчанные крестами, напоминающие о проповеди в этих местах своего учителя. Лит.: Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ. Воронеж, 1914. С. 6-12; Черничество и сектантство в Воронежской губ. в 1850-е гг./Публ. С. А. Иниковой//Православная вера и традиция благочестия у русских XVIII-XIX вв. М., 2002; Львов А. Л. Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»//Материалы 9-й Ежегодной Международной конференции по иудаике. М., 2002. Ч. 1. С. 305-310, 380-394. Ислам В. о. находилась на территории Золотой Орды, население к-рой в XIII-XIV вв. подверглось исламизации, но после включения этой территории в состав Российского гос-ва оставшиеся на ней мусульмане были христианизированы. В сер. XIX в. на территории совр. В. о. появились мусульмане, в основном это были татары, в 1906-1913 гг.- ссыльные азербайджанцы, в 1989 г., после событий в Фергане, переселились турки-месхетинцы. Воронежская местная религ. орг-ция мусульман находится в юрисдикции Духовного управления мусульман европ. части России, действует с сер. 90-х гг., зарегистрирована в 2000 г. Действующих мечетей нет. Иудаизм По установленной в 1769 г. «черте оседлости» Воронежская губ. и область Войска Донского относились к числу запретных мест для проживания иудеев. По первым статистическим данным 1860 г., в губернии, в основном в Воронеже и в торгово-ремесленных слободах Бирюченского, Богучарского, Бобровского и Павловского уездов, проживали 280 мужчин и 57 женщин, исповедовавших иудаизм. С нач. 60-х гг. в Воронеже упоминается евр. молитвенный дом (местонахождение неизвестно), офиц. разрешение на его открытие в арендуемом здании было получено в 1874 г.; в 1895 г. иудейская община арендовала для богослужебных целей дом купца М. У. Сычёва на Староконной пл. (ныне пл. Ленина, не сохр.). По переписи 1897 г., численность иудеев в Воронеже достигла 1788 чел. (население Воронежа 80 тыс. чел.). Разрешение Мин-ва внутренних дел на строительство синагоги было получено в нач. апр. 1901 г., первое богослужение было совершено в 1903 г. С 1909 г. при евр. общине действовало благотворительное об-во. В нач. 20-х гг. из синагоги были изъяты богослужебные предметы из драгоценных металлов. В нояб. 1939 г. синагога была закрыта, впосл. здание передали тресту «Облтекстиль». Иудейские общины, действовавшие на территории В. о. после 1945 г., не имели регистрации.

http://pravenc.ru/text/155256.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010