Де Гаспери принимал участие в формулировании принципов европ. интеграции, став одним из «отцов-основателей» Европейского союза. В 1949 г. И. вошла в число стран-учредителей Совета Европы, в 1951 г. стала одним из инициаторов соглашения о создании Европейского объединения угля и стали. В 1949 г. И. участвовала в создании Организации Североатлантического договора (НАТО), с 1950 г. на итал. территории размещены военные штабы и контингенты НАТО. В 1954 г. И. вошла в Западноевропейский союз, в дек. 1955 г. была принята в ООН. В 1957 г. совместно с Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом И. подписала Римские соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евроатома (вступили в силу в 1958; И. стала депозитарием этих соглашений). Итал. дипломаты участвовали в оформлении структур и программ ЕЭС. И. была инициатором создания Европарламента. В 1950 г. в И. началась аграрная реформа, направленная на уничтожение латифундий. К кон. 50-х гг. гос-во выкупило у крупных землевладельцев излишки земли (ок. 1,5 млн га), к-рые на льготных условиях были переданы безземельным крестьянам. В рамках реформы создан гос. орган «Касса Юга» (Cassa del Mezzogiorno), финансировавший развитие промышленности и инфраструктуры на юге И. с целью преодоления экономической отсталости юж. регионов. Активно использовались механизмы гос. заказов и гос. кредитования, гос-во при помощи Ин-та промышленной реконструкции вмешивалось в экономические процессы, расширяло гос. сектор, создавало крупные гос. корпорации (нефтегазовая «ENI», строительная «INA Casa» и др.). Недовольство нек-рыми аспектами проводимых реформ (особенно уничтожением латифундий на юге И.) в условиях экономической и политической стабилизации сказалось на уменьшении популярности ИХДП. Чтобы обеспечить победу партии на выборах 1953 г., Де Гаспери добился принятия нового избирательного закона, по к-рому партия, получившая на выборах более 50% голосов, получала 2/3 мест в парламенте. Закон вызвал резкую критику, его сравнивали с фашистским «законом Ачербо» (1923). На выборах 7 июня 1953 г. ИХДП получила 40% голосов, ИКП - ок. 23 ИСП - ок. 13%. Де Гаспери не получил поддержки парламента и ушел в отставку. ИХДП удалось образовать новое правительство под рук. Дж. Пеллы, но в 50-х гг. XX в. противостояние парламентской оппозиции курсу ИХДП стало причиной частых правительственных кризисов. С уходом Де Гаспери закончился период «центризма» ИХДП, к-рая, не получая впосл. абсолютного парламентского большинства, должна была заключать альянсы с правыми или левыми партиями. Президентские выборы 1955 г. показали отсутствие единства внутри ИХДП. Правоцентристская коалиция партии добилась избрания новым президентом христ. демократа Дж. Гронки, против к-рого выступали левоцентристы ИХДП и либералы. Члены ИХДП до нач. 90-х гг. XX в. возглавляли более 50 правительств: А. Фанфани, А. Сеньи в 50-60-х гг., Дж. Андреотти, Ф. Коссига, А. Моро, А. Форлани и др. в 70-90-х гг.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

К сожалению, борьба почвенничества и западничества породила такую характерную особенность российских реформ, как их обратимость. Реформы в России часто оказывались непоследовательными и незавершенными, противоречивыми и поверхностными именно в силу исторического противостояния почвенничества и западничества, в силу этой исторической болезни нашего самосознания. А отсюда четвертый фактор, оказывавший влияние на поступательный характер реформ - ошибки самих реформаторов, их просчеты в осуществлении реформ. Как говорил не так давно В.С.Черномырдин, автор известной аферы с ГКО, перед которой меркнут любые пирамиды типа МММ или Селенга, " хотели как лучше, а получилось как всегда " . Высшая российская бюрократия хорошо умела и постоянно выхолащивала даже правильные замыслы многих российских реформаторов, чего же говорить о замыслах ошибочных! Если кто-то из реформаторов продолжал отстаивать свои идеалы, российская бюрократия с ним быстро расправлялась. И это было не только в дореволюционный период нашей истории, но и в после 1917 г. Вспомним о расстрелянных в конце 30-х годов крупнейших экономистах: о Николае Дмитриевиче Кондратьеве, основоположнике генетического подхода в планировании; об авторе теории трудовых семейных крестьянских хозяйств Александре Васильевиче Чаянове. Вспомним о Нобелевском лауреате по экономике Василии Леонтьеве и одном из создателей социологии и культурологии Питириме Сорокине - русских ученых. Не по своей вине они оказались за пределами своей Родины. Вспомним о Н.А.Вознесенском, крупном экономисте и руководителе правительства в годы Великой Отечественной войны, расстрелянном вскоре после ее окончания. Вспомним о Н.Худенко, разработчике идеи бригадного подряда, которого советская бюрократия уже в 60-е гг. ХХ в. сгноила в тюрьме. О какой успешной модернизации российской экономики можно говорить при таком отношении власти к ученым-экономистам! И вот результат. Как свидетельствует современный крупный американский экономист, Нобелевский лауреат по экономике Д.Стиглиц, опустошение, вызванное либеральными реформаторами в экономике России в 90-е гг. ХХ в. было большим, чем даже в годы Великой отечественной войны. В период 1940-1946 гг. промышленное производство в СССР сократилась на 24%, тогда как за период 1990-1999 гг. оно упало на 60%. В своей книге " Глобализация: тревожные тренды " Д.Стиглиц прямо утверждает, что реализация так называемого " либерального " проекта реформирования российской экономики явилась причиной ее деградации. Россия из индустриальной державы превратилась в преимущественно сырьевую. За период с 1990 по 1999г. из России было вывезено более 500 млрд. долл. капиталов. Утечка мозгов из страны наносит ежегодно от 50 до 60 млрд. долл. ущерба. Такова цена прозападных псевдо-либеральных реформ, осуществленных в нашей стране в 90-е гг. истекшего столетия.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

и медный ковш) и Александровским садом (где открыли следы царской аптеки XVII в. с многочисленными склянками для лекарств) в ХХ в., после сноса зданий Охотного ряда, заняла огромная Манежная пл. со зданием Манежа XIX в. Вся эта площадь была вскрыта при строительстве торгового центра в 90-х гг. XX в. и во время перестройки сгоревшего Манежа в 2000-х гг. При этом изучались развалины усадеб XVII-XVIII вв., известных по документам, части Воскресенского моста через р. Неглинную (остатки устоев 30-х гг. XVIII в. (кирпично-каменные) и 1603 г. (белокаменные)), деревянные мостовые и бутовые конструкции плотины XVI-XVII вв., следы Моисеевского мон-ря, существовавшего с рубежа XVI и XVII вв. до кон. XVIII в. Подстилающие его городские слои датированы периодом до нач. XVII в., а время постройки мон-ря датировано по остаткам кладки храма XVII в. и более чем 600 погребениям с нательными крестами (медный сплав, резное дерево, янтарь, кость), облачениями с вышивкой и кожаной обувью, а также сосудами для елеопомазания. Заселение склона за р. Неглинной началось не ранее рубежа XV и XVI вв. (слои с красной и белой грубой керамикой), но узкая полоса вдоль реки и в районе моста, перекрытая илом прудов кон. XV - нач. XVI в., дала много находок XII-XIV вв.: керамику курганного типа, стеклянные браслеты, книжную застежку с изображением дракона - свидетельств раннего освоения начального участка дороги в Тверь. Археологические раскопки на Манежной пл. Пролет Воскресенского моста. Фотография. 1995 г. Археологические раскопки на Манежной пл. Пролет Воскресенского моста. Фотография. 1995 г. Манежная пл. и прилегающие участки охранных исследований 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. образуют в Занеглименье обширную зону, куда входит и трасса древней Волоцкой дороги (ныне Б. Никитская ул.). Вдоль нее на протяжении 500 м изучены (1990-1993) жилые, хозяйственные и производственные сооружения, среди находок - парадный топорик XV в. (инкрустация золотой нитью), перстень с печатью (изображение барса), металлический подсвечник (фигура льва) европейского производства (XIV-XV вв.).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Кирпичное здание бурсы, возведенное в стиле барокко в 1657-1667 гг., представляет собой редкий образец учебного здания 2-й пол. XVII в. Со стороны главного северо-зап. фасада в 2 яруса расположены открытые галереи-аркады. Простенки между арками 1-го этажа декорированы полуколонками, бочковидными балясинами и профилированными поясками с гирьками. В парапетах ограждения арок 2-го этажа - квадратные ниши-ширинки. Между этажами проходит тяга, над к-рой в пределах простенков расположен поребрик. Декор фасадов дополнен нишами различной формы с профилированным обрамлением. В 1954-1958 гг. под здание бурсы подведен бутовый фундамент, реставрирован декор фасадов, сделаны сводчатые перекрытия, выстланы полы, здание покрыто черепичной кровлей. Барочные каменные кельи, возведенные в период настоятельства Михаила (Лежайского), в посл. трети XVII в., первоначально были одноэтажными. В результате работ 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. у них появился мансардный этаж. Кирпичная монастырская стена с башнями возведена в посл. трети XVII в. (общая протяженность - ок. 800 м). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с утратой Н.-С. м. оборонных функций верхняя часть стен с бойницами и деревянной боевой галереей разобрана и на ее месте возведен сохранившийся декоративный аттик. В 1830-1832 гг. шатровые, покрытые тесом крыши на башнях и обходные боевые галереи разобраны и заменены шлемовидными куполами. Во время Великой Отечественной войны была утрачена значительная часть сев.-зап. прясла с круглой полубашней. Четыре угловые башни - прямоугольные в плане, двухъярусные, в 1-м ярусе - бойницы, во 2-м - окна (выходили первоначально на обходную боевую галерею). Башни завершаются шлемовидными куполами с глухими 8-гранными барабанами с главкой и шпилем. Привратные башни круглые в плане, богатой пластикой отличаются их фасады, плоскость к-рых расчленена лопатками, над ними расположен глухой аркатурный пояс, между лопатками - прямоугольные ниши с профилированными наличниками и сандриками треугольной и сегментной форм. В 1-м ярусе - 5 радиально расположенных бойниц с плоскими дубовыми перемычками. В 1984 г. завершена реставрация привратных башен и стен курдонера. К 2004 г. стены Н.-С. м. были полностью восстановлены, воссозданы утраченные в 1941-1943 гг. элементы. 1923-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

В 1983 г. правительство Л. А. Монхе Альвареса провозгласило принцип постоянного невооруженного нейтралитета К.-Р. Однако, добиваясь экономической помощи от амер. правительства, Монхе Альварес был вынужден взять на себя обязательство оказывать содействие США в борьбе с партизанским движением в Центр. Америке, прежде всего в Сальвадоре. Принцип невооруженного нейтралитета стал строго соблюдаться в период президентства О. Ариаса Санчеса (1986-1990), к-рый закрыл размещенные в К.-Р. близ никарагуанской границы лагеря «контрас» - военизированных группировок, боровшихся при поддержке США против правительства Д. Ортеги Сааведры. С 90-х гг. XX в. большую роль в политической жизни К.-Р. играла партия Социал-христ. единство (образована в 1984). Ее представители в 90-х гг. ХХ в.- 2006 г. занимали пост президента страны. Пытаясь побороть инфляцию и повысить темпы экономического развития, правительство сократило социальные программы, провело частичную приватизацию предприятий госсектора, а также отменило мн. ограничения в финансовой и банковской сферах для национального и иностранного капитала. В 2006-2010 гг. президентом Ариасом Санчесом проводилась политика, направленная на модернизацию производственной базы основных отраслей хозяйства, развитие инфраструктуры, использование наукоемких технологий, снижение уровня бедности, укрепление системы здравоохранения и социального обеспечения, борьбу с коррупцией и преступностью. В 2010 г. впервые в истории страны президентом стала женщина - Л. Чинчилья Миранда. С мая 2014 г. Президентом К.-Р. является Л. Г. Солис Ривера. В нач. XXI в. наблюдалось снижение числа католиков, что связано как с общей секуляризацией общества, так и с деятельностью протестантской и др. церквей, занимающих более либеральную позицию. Согласно переписи 2011 г., из 69% католиков 23% являются непрактикующими. Возросло число сторонников нетрадиционных религий, а также тех, кто не исповедуют никакой религии (с 3,5% в 90-х гг. XX в. до 11% в 2011). Лит.: Fern á ndez Guardia R.

http://pravenc.ru/text/2458859.html

В нач. 50-х гг. общины федосеевцев действовали также в деревнях Жужелка, Ларионово, Осинки, Трегубово Семёновского р-на, а также в с. Б. Устинское Шарангского р-на Кировской обл. (ныне Н. о.). После 1953 г. отдельные общины федосеевцев благодаря невмешательству местных властей заняли пустовавшие дореволюционные моленные, после чего стали ходатайствовать о регистрации. Однако в 1960 г. местные власти по требованию уполномоченного по делам религ. культов пресекли богослужения во всех поморских селах. В частности, Тонкинский райисполком 11 дек. 1960 г. докладывал уполномоченному, что в течение 1960 г. изъято культовое имущество и закрыты молитвенные дома федосеевцев в селах Тонкино, Бердники, Б. Сидорово, Вязовка, деревнях Б. Аверино, Б. Зелёные Луга, Захарово, Ключи, Кузьминка, Мартяхино. С тех пор общины федосеевцев перестали добиваться регистрации, не проявляя активной деятельности. В нач. 60-х гг. почти во всех общинах были избраны новые духовные наставники. В кон. 80-х гг. XX в. крупнейшие общины федосеевцев действовали в г. Урень, рабочем пос. Тонкино, селах Бердники и Вязовка Тонкинского р-на. У московских федосеевцев Н. о. с нач. 90-х гг. существовали открыто действующие моленные с наставниками в рабочем пос. Тонкино и в Тонкинском р-не в с. Бердники, деревнях Б. Вая (Вая), Б. Зелёные Луга, Б. Аверино, М. Ларионово, Мартяхино и Худобабково. Общины с моленными действовали в г. Шахунья, пос. Ст. Сейма и дер. Ильина Гора Володарского р-на. Небольшие группы казанских федосеевцев Н. о., по численности значительно уступавшие московским, в кон. 90-х гг. XX в. существовали в рабочем пос. Тонкино, с. Бердники, деревнях Б. Аверино, Двоеглазово, Кузьминка, единственная моленная действует в Тонкине. 31 янв. 2006 г. в Кузьминке была зарегистрирована «Община христиан Древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского (федосеевского) согласия» во главе с местным предпринимателем А. И. Якимовым (снята с регистрации в 2013). Эта община вместе с 2 общинами федосеевцев Кировской обл. выступила учредителем на проведенном 25 апр. 2006 г. соборе по созданию Российской Древлеправославной кафолической Церкви (старопоморцев-федосеевцев), зарегистрированной 6 июля 2006 г. с центром в Москве (из-за ряда нарушений законодательства снята с регистрации в 2013).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Приток иностранной рабочей силы, в т. ч. европейцев, способствовал проникновению на территорию К. католиков, представителей протестантских церквей и др. В 1953 г. учреждена Апостольская префектура (с 1954 викариатство) К. (с 2011 - Сев. Аравии). С 50-60-х гг. стали активно развиваться правосл. общины К. С 1962 г. правосл. общины окормляются местными священниками. В 1958 г. построен 1-й храм Армянской Апостольской Церкви. Несмотря на то что первые протестант. службы были проведены на территории К. еще в 20-х гг. XX в., первые церкви были построены намного позже: евангелическая - в 1931 г., англиканская - в 1956 г. Христианские церкви К. сотрудничают в рамках созданного в 1960 г. Совета церквей К. В авг. 1976 г. в стране разразился политический кризис. Эмир Сабах III аль-Салем ас-Сабах распустил Национальное собрание. Это вызвало массовые протесты населения, привело к активизации деятельности экстремистских исламистских организаций. Кувейтские власти, обеспокоенные размахом антиправительственных выступлений, приняли решение восстановить деятельность парламента. В февр. 1981 г. проведены выборы в Национальное собрание. Победу на них одержали консервативные силы, поддерживавшие курс правительства. Однако стабилизировать ситуацию в стране не удалось. В нач. 80-х гг. экономическое положение К. ухудшилось в результате резкого падения цен на нефть. Ирано-иракская война 1980-1988 гг., теракты 1983 и 1985 гг. и покушение на эмира в 1985 г. усилили внутриполитическую напряженность. Из К. стали в массовом порядке высылать иностранцев, деятельность Национального собрания в 1986 г. была вновь приостановлена. В годы ирано-ирак. войны К. оказывал финансовую помощь Ираку и предоставил свою территорию для экспорта ирак. нефти. В 1981 г. К. выступил одним из учредителей Совета сотрудничества араб. гос-в Персидского зал. В нач. 90-х гг. вновь обострились отношения с Ираком. 2 авг. 1990 г. ирак. войска оккупировали К., эмир бежал в Саудовскую Аравию. К. был объявлен 19-й провинцией Ирака. В результате операции «Буря в пустыне» (янв.-февр. 1991), проведенной международной коалицией во главе с США, ударами с воздуха была уничтожена значительная часть военного потенциала и экономической инфраструктуры Ирака. В последних числах февр. армия коалиции провела наземное наступление, завершившееся окружением и разгромом ирак. группировки в К.

http://pravenc.ru/text/2462175.html

В 1958 г. органами КГБ «был разоблачен» большеначальный спасовец старец Егор Полуянов, который с 1941 г. имел келью и моленную в подвале своего частного дома в дер. М. Ключево Сергачского р-на (ЦАНО. Ф. 5899. Оп. 3. Д. 25. Л. 1). В нач. 60-х гг. уполномоченный Совета по делам религ. культов впервые внес в отчеты одну из крупнейших в Горьковской обл. незарегистрированную общину спасова согласия (ок. 100 чел.), возглавлявшуюся Анной Угарковой и имевшую молитвенное помещение в частном доме на окраине г. Горького, в бывш. пос. Гвоздильщик (ныне микрорайон Красная Этна Ленинского р-на Н. Новгорода). Также крупная группа спасовцев была отмечена в г. Балахне. В нач. 80-х гг. XX в. сложилась община спасовцев-лупановцев, названных так по имени настоятеля - Лупана Антоновича Антонова (1901-1989). В 30-х гг. Антонов стал ездить в Деворрино, где скрывались монахини закрытой Чернухинской обители, к-рые обучили его основам богослужения. После Великой Отечественной войны вернувшийся в с. Пустынь Антонов возглавил общину некрещеных спасовцев. В 70-80-х гг. Антонов пришел к мнению о необходимости св. крещения и в нач. 80-х гг. окрестил свою общину в 3 погружения в одном из озер близ с. Пустынь, тем самым превратив членов своей общины в самокрестов. В наст. время эту общину возглавляет его дочь - наставница Ирина Кабанова. Группа последователей Антонова также существует в с. Фокине Воротынского р-на. Свои особенности имели группы спасовцев, названные по именам членов общины: «стешенькина вера» в Арзамасском р-не (с. Ковакса), «лукоянова вера» в Кстовском р-не (с. Безводное), «кузминишна вера» в Сергачском р-не (дер. М. Ключево) и др. Наиболее многочисленная община спасовцев к сер. 90-х гг. действовала в с. Безводном, второй по численности оставалась община в с. Ковакса. Также существует многочисленная группа спасовцев в Н. Новгороде, к-рые до 2016 г. собирались в Сормовской моленной (в связи с истечением срока аренды община утратила это здание), где 17 июля 2007 г. состоялся съезд большеначальных спасовцев 4 приходов; наиболее многочисленный из них располагался в с. Б. Туманово Арзамасского р-на. Помимо указанных общины спасовцев известны также в др. частях Н. о.: в Балахнинском, Богородском, Городецком, Ковернинском и Уренском районах, городских округах г. Бор и Семёновский. Подавляющее большинство общин спасова согласия Н. о. ныне относится к большеначальным спасовцам. Малоначальных спасовцев немного.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

В 1858 г. латыши основали собственную колонию Н. Буланка в Минусинском окр. В 1861 г. в 200 верстах от Минусинска и в 7 верстах от Н. Буланки возникло поселение ссыльных эстонцев В. Буланка. В 1881 г. из новых колоний был создан самостоятельный приход под названием В. и Н. Буланка. В 1869 г. основан евангелическо-лютеранский приход Тобольск-Рыжково, к-рый по состоянию на 1904-1905 гг. насчитывал 4,6 тыс. прихожан. В 1884 г. для проживающих в Сибири финнов была учреждена должность разъездного пастора, и первым таким проповедником стал Г. И. Гране. В 1888 г. в В. Суэтуке на деньги прихожан и средства фин. консульства была построена каменная кирха. В 1893 г. в Н. Буланке было основано библиотечное товарищество. В его фондах содержалось ок. 300 наименований книг и 12 периодических изданий на латыш. языке, гл. обр. религиозного содержания. Новая волна поселенцев стала пополнять колонии после открытия Транссибирской железной дороги, а затем - после подавления революции 1905-1907 гг. Самая большая миграция пришлась на годы столыпинских реформ, когда в К. к. прибыло неск. тысяч крестьян. В условиях репрессий 30-х гг. XX в. лютеран. общины распались. При этом в 40-х гг. число лютеран в Сибири росло за счет массовых депортаций. В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылали латышей и эстонцев, в авг. 1941 г. насильственному переселению подверглись российские немцы. Возрождение лютеран. общин на территории К. к. пришлось на нач. 90-х гг. На нач. 2015 г. лютеранство в регионе представлено пробством Центр. Сибири Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока, входящей в состав Союза Евангелическо-лютеранских церквей (11 общин на территории К. к., из них 1 - в Красноярске), Сибирским пробством Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (приходы в Красноярске, Минусинске, В. Суэтуке, В. и Н. Буланке), Сибирской Евангелическо-лютеранской церковью (с 2003 автокефальная, ранее являлась частью Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви (ЭЕЛЦ), на территории К. к. имеется 2 прихода), Красноярским пробством Евангелической лютеранской церкви европ. части России (ЕЛЦЕР) и Евангелическо-лютеранской церковью Аугсбургского исповедания (1 приход в Красноярске).

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Во 2-й пол. XI - 1-й трети XII в. Смоленск, как и Волынь, считался принадлежавшей Киеву волостью. С 1078 г., начала киевского княжения Всеволода Ярославича, Смоленск закрепился (исключая короткий перерыв в 90-х гг. XI в.) за Владимиром Мономахом, в 1125 г. достался внуку последнего св. кн. Ростиславу Мстиславичу, с княжением к-рого в 1125-1159 гг. связаны политическое обособление Смоленска от Киева, возникновение в его владениях Смоленской епархии (см. Смоленская и Калининградская епархия ) и окончательное территориальное оформление Смоленской земли, простиравшейся от верховьев Сожа и Днепра на юге до междуречья Зап. Двины и Ловати (Торопецкой волости) на севере, захватывая на востоке «вятичский клин» между верховьями Москвы-реки и Окой. Т. о., ядром Смоленской земли являлась область волоков между Ловатью, Зап. Двиной и Днепром - ключевой участок на «пути из варяг в греки». О территории и податных центрах Смоленской земли в 1-й пол. XII в. наглядное представление дает уникальный документ - Устав кн. Ростислава Смоленской епископии 1136 г. Ростислав не принимал активного участия в борьбе за Киев, развернувшейся между его старшим братом Изяславом и Юрием Долгоруким в 1149-1154 гг., но через 2 года по смерти Юрия, в 1159 г., став генеалогически старейшим среди Мономашичей, ушел в Киев, оставив в Смоленске старшего сына Романа. Др. Ростиславичи (Рюрик, Давид, Мстислав; Святослав Ростиславич в это время держал Новгород) в киевское княжение их отца получили столы в Киевской земле, к-рые удержали и после смерти Ростислава в 1167 г. Сложился устойчивый и монолитный комплекс владений князей смоленского дома к западу и северо-западу от Киева со столами в Белгороде, Вышгороде, Торческе и Овруче. Его стабильность объяснялась, очевидно, тем, что старшие Ростиславичи, а позже и их потомство, если не занимали киевский стол, то всегда были одними из главных претендентов на него. Склонность Ростиславичей к занятию столов вне Смоленской земли, столь отличавшая их от представителей др. ветвей древнерус. княжеского рода, проявилась и во временном владении во 2-й пол. XII в. пограничными со Смоленском полоцкими волостями - Друцком и Витебском. Спустя короткое время после смерти ок. 1210 г. киевского кн. Рюрика Ростиславича смоленские князья снова и надолго завладели киевским столом, на к-ром в 1214-1223 гг. сидел внук Ростислава кн. Мстислав (Борис) Романович Старый, а в 1223-1235 гг.- двоюродный брат последнего кн. Владимир (Димитрий) Рюрикович. Это был период наивысшего могущества Смоленска. Не позднее 20-х гг. XIII в. под его сюзеренитетом оказался стольный Полоцк, а в киевское княжение Мстислава Романовича еще и Новгород.

http://pravenc.ru/text/180439.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010