620 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матф., § 4. 621 Он же. Беседа в храме Св. Ирины. 622 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 1. С. 4. 623 Преп. Василий Великий. Творения. T. II. Подвижнические уставы. Гл. 2. С. 490—491. 624 Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. 2-е. М., 1892. С. 240. 625 Он же. Путь ко спасению. С. 233—234. 626 «Слово Божие, — говорит свт. Тихон Задонский, — нужно с молитвою начинать, с молитвою читать или слушать, с молитвою и благодарением кончать» (Творения. Изд. 5-е. Том II. С. 8) «Когда садишься читать или слушать читающего (слово Божие), — говорит преп. Ефрем Сирин, — помолись прежде Богу, говоря: “Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне слова Твои и исполнить волю Твою. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение» (Добротолюбие. М., 1895. Т. II. Изд. 1-е. С. 468 (ср. С. 465—468). 627 Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. С. 240. 628 См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 61. См. также Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань (Ч. 1, гл. 16 и 19). 629 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блажен. отец. Изреч. Аввы Пимена, § 59, еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е. СПб., 1891. § 61. С. 309. Общие причины или поводы ко грехам, по мнению преп. Исаака Сирина, суть: женщины, вино, имущество, власть, телесное здоровье и т. п. Это, говорит св. Исаак, не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам по нашей удобопреклонности к греховным страстям (Добротолюбие. Т. II, § 176. С. 706—707). 630 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 57. С. 292. 631 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 74. С. 385. 632 Преп. авва Исаия. Слово 7, § 7//Добротолюбие. T. I. С. 318.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

И есть сия ересь и доныне, человекообразна глаголющим Бога, иже никако же описуется, ни меры качеству имать. 2) Μаргарит 620 Ной жертвы принесе Богу, от овец, и телец, и птиц. И глаголет писание, обоня Господь воню благоухания, сиречь прият принесенное. Небо ноздре суть у Бога, но бестелесно есть Божественное. 621 Внемли убо, сотвори Бог небо, и землю, и создание все. На концы же создания, человека содела, по образу своему и по подобию. Образ тому дарова, не начертание телесно, но властный сан. Рассудительную силу еже добродетелями уподобиться сотворшему. 622 Возникнет и иная ересь, глаголющая тело Бога. Мнозиже будут прелести учители. 3) Макарьевская Минея 623 От видимого и невидимого естества створи человека, своими руками по своему образу и подобию от земли плоть проплескав, душу же словесну и разумну своим вдомом дав ему. И еже Божественный образ рехом, еже бо по образу, то разумное и самовластное являет, а еже по подобию, то изволению добру противу мощи подобитися. То же в книгах того же Дамаскина : Небеса , кн. 2, глава 14, лист 15 оборот, столб. 2, и Богословие , кн. 2, глава 13, число 2. 4) Катехизис Великий 624 Внегда глагола Бог Отец к Сыну своему и к Духу Святому: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Се же есть по образу, за сие двое. Первое, зане якоже пресвятая Троица, Отец, и сын и Дух Святой, един есть Бог. Сице сия три, ум, слово и дух, едина есть душа. Другое же, се есть по образу, зане якоже Бог есть самовластный, сице и душа самовластна есть. А еже по подобию се знаменует, зане яков же Бог по естеству, сице подобна себе человека по благодати своей созда сице же и изволением своим добрым человек поскольку возможно Богу бывает подобный, сиречь праведный святый, благий и неповинный. 5) Книга Кириллова 625 Глаголет бо в Бытии Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Не о внешнем видении человека глаголет, но о невидимом. Ибо внешнее человека сложно есть. Бог же прост есть и несложен. То же и в Листах того же М е летия, печатано в Остроге 7106 (1598) г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Чет. Минея заимствует из жития, писанного учеником преподобного Анастасием апокрисарием (ум. 666 г. 15 окт.). (Opera S. Maximi ed. а Comb. t. I. р. 1–28. Act. SS. aug. III. р. 93. Fabr. IX, 635). Перенесение мощей преподобного 13 авг. В службе канон Иоанна монаха. Св. муч. Неофита. Из Никеи Вифинской. На 15 году, в царствование Диоклетиана и Максимиана (303–305 г.), вызвался добровольно на мученические подвиги при игемоне Декии. Чет. Минея (Act SS. iann. II. р. 297). Март. Р. 20 янв. Мес. В. Служба с каноном Иосифа. Свв. мучч. Валериана, Кандида, Акилы п Евгения, в Трапезунте мученных. В царствование Диоклетиана и Максимиана, при Лисии, после истязаний усекнуты. Чет. Минея, (Act. SS. iann. II. p. 349.) Пролог и Мес. В. 20 янв. Имеет канон на повечерии. Св. муч. Агнии девицы. Тринадцатилетняя девица римская, скончавшаяся в муках за Христа ок. 304 г. Чет. Минея (Act. SS. iann. II. p. 350. Mazochii Kalend. neap. III. 909. Act S. Agnetis virginis chald. et lat. ed. ab Ev. Assemano Romae, 1748. II. p. 159). Мес. B. 5 июля. Март. Р. 22 Св. ап. Тимофея, из 70. Ученик ап. Павла, еп. Ефесский. Скончался мученически раньше 95 года. Мощи его принесены в Константинополь в 357 г., при Констанции. Чет. Минея от Свящ. Писания и от Метафраста. (Act SS. iann. II. р. 563. Assem, Kal. un. eccl. VI. 10l. Могс. Kal. CP. V. II. p. 33). Март. Р. 24 янв. и 9 мая. Мес. В. 24 янв. В службе канон Феофана. Св. преподобномуч. Анастасия Персянина. Познал христианскую веру во время войны Хозроя с Ираклием; принял крещение в Иерусалиме и сделался иноком в 620 г. Спустя семь лет, во время путешествия по окрестным городам, остановлен был в Кесарии Персами, истязан, представлен Хозрою, и, по его повелению, обезглавлен. Чет. Минея от Метафраста. (Latine apud Surium 22 iann. Act SS. iann. II. р. 422 sqq. Morcelli Kal. CP. I. с.) Март. P. Мес. В. О перенесении мощей его Пролог говорит 24 янв. Есть служба. Св. муч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода, и прочих, числом трехсот и семидесяти семи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Виталий Александрийский. Икона Виталий Александрийский (+ ок. 609 - 620 ), монах , преподобный . Память 22 апреля , 11 января (Греч. ) После многих лет монашеской жизни в монастыре преподобного аввы Серида , достигнув 60-летнего возраста, святой пришёл в Александрию при святителе Иоанне Милостивом , патриархе Александрийском (609-620). Преподобный дерзнул взять на себя необычайный подвиг: записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Святой трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: " Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем " . Затем преподобный запирался с блудницей в её комнате, и пока та спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других. Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись: их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила её и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного. Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением святого Виталия, донесли на него патриарху Иоанну Милостивому (609-620). Но тот не поверил доносчикам и сказал: " Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе ? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому . Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжёг их и сказал: " Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха " . Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

http://drevo-info.ru/articles/10336.html

Сцены из жизни прор. Моисея. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Ок. 580–620 г. (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 76r) Сцены из жизни прор. Моисея. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Ок. 580–620 г. (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 76r) Согласно Исх 4. 27-31, М., вернувшись в Египет, встречается со старейшинами Израиля и рассказывает, что Господь послал его увести израильтян из Египта. Народ поверил и тем самым признал своим вождем М., к-рый оставался им до смерти. Вместе с М. почти всегда находится его старший брат Аарон (Исх 7. 7), 1-й израильский священник и основатель священнической династии. Но власть священника в свою очередь подчинена высшей власти - власти закона (Торы), которую Бог дает М. Тем самым отношения М. и Аарона до нек-рой степени символизируют соотношение Торы и священства. Аарон полностью подчинен М. и слушается его во всем. Некоторые поручения Бога они выполняли вместе, какие-то чудеса совершает М., какие-то - Аарон по указанию М. Иерархия отношений М. и Аарона задана словами Господа, обращенными к М.: «...ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх 4. 15-16). Пророки Моисей и Аарон. Створки алтарных врат. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Пророки Моисей и Аарон. Створки алтарных врат. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) М. и Аарон, придя к фараону, возвещают ему божественное повеление: отпустить евреев в пустыню, чтобы они совершили там для Господа праздник (Исх 5. 1). Фараон отказывается, несмотря на чудеса, которые совершали перед ним М. и Аарон. Господь наслал на фараона и на Египет кары («казни») (Исх 7. 8 - 11. 10), но фараон упорствовал до последнего. Чудесам М. и Аарона противостоят чудеса егип. магов, что придает происходившему оттенок состязания, к-рое закончилось полной победой М. и Аарона (Исх 8. 18; 9. 11). Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 419v)

http://pravenc.ru/text/2563952.html

161 . Князи погнаша мя туне. С Евр.: «Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего». Под князьями бл. Феод. разумеет Саула и Авессалома, а св. Афан. – врагов истины. Т.е. не убоялся я врагов, но убоялся слова Твоего. 162 . Яко приобретаяй корысть многу. С Евр.: «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль». 163 . С Евр.: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. 164 . Седмерицею днем хвалих Тя, т.е. многократно я прославлял Тебя. Под. Притч. 24:16 ; Лев. 28:28 ; 1Цар. 2:28 . 165 . Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. С Евр.: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения», т.е. когда любят и хранят закон Божий, тогда наслаждаются великим миром и не претыкаются, не падают. 171 . С Евр.: «Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим». 172 . С Евр.: «Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны». 176 . С Евр.: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». «Сие прилично было сказать, – говорит бл. Феод., – и пророку после греха, прилично всему естеству человеческому». Взыщи раба Твоего – т.е. взыщи Своею милостию меня, как овцу потерянную, спаси. Заблудшая, потерянная овца есть род человеческий; Спаситель – Господь Иисус Христос». 613 Поглумлюся αδολεσχησω – αδολεσχεω – говорю о чем вдоволь, с тонкостию и напряжением исследую. Под. ст. 23. 614 Воздрема ενυσταξεν – νυσταζω – поникаю головой, дремлю, сплю, но в др. изд. LXX: εσταξε ( σταζω – каплю, изливаю – stillo) лила, т. е. слезы. 616 Непщевах υπωπτευσα – подозревал, предполагал. Vulg: suspicamus sum. Посему, Иларий и Амвросий разумеют грехи сокровенные, рессата latentia ет ignota, quae cogimamione patrantur. У Тир. 618 Усырися ετυρωθη (от τυροω – обращаюсь в сыр). Vulg: coagulamum – створожившееся. Иероним: incrassatum – утолщенное. Акила: соделалось как жир. У Калм. и Тир. 619 Мех αδολεσχιας: – кожа и кожанный мех; на слане εν παχνη – η – иней, гололедица, изморозь. 620 Глумления αδολεσχισς – собственно: болтания, вздорные рассказы, басни, ложные рассуждения и т. п. Vulg: fabulationes.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

16 И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою. 17 Соседки нарекли ему имя и говорили: «у Ноемини родился сын», и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова. 18 И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; 19 Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; 20 Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 21 Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; 22 Овид родил Иессея; Иессей родил Давида. Пророк Иона 103 (евр. йона, что значит «голубь»), именем которого названа книга, есть, вероятно, одно лицо с Ионой, сыном Амафииным из Гафхефера (в Галилее). Согласно 4Цар 14.25 , он предсказал победу царю Иеровоаму II (786–746), когда тот выступил в поход в южные области. Таким образом, Иона был современником Амоса и Осии, но в отличие от них принадлежал к числу «царских пророков» (ср. 3Цар 22.6 ; Иер 28 ). Впрочем, существует и другое мнение, согласно которому исторический Иона проповедовал в Ассирии накануне ее падения (ок. 620–614). Книга Ионы по своему жанру и стилю не принадлежит к пророческим писаниям. Она является назидательным сказанием, сходным со сказаниями об Илии и Елисее. Однако если последние записаны вскоре после времени жизни пророков, то рассказ об Ионе носит явные черты позднего происхождения. Язык его изобилует арамеизмами и выражениями, свойственными послепленной эпохе. Книга, несомненно, написана спустя века после падения Ниневии (612). Столица ассирийцев представлена там как город «на три дня пути» (3.3), т. е. ок. 90 км в диаметре. Историческая Ниневия была намного меньше (периметр ее стен составлял 12 км), да и вообще древность не знала столь обширных городов. Никаких признаков покаяния в VIII в. Ассирия не обнаруживает. VIII и VII вв. были временем самых жестоких грабительских войн ассирийцев 104 . Книга написана прозой. Псалом в гл. 2 был вставлен позднее другим библейским автором 105 . Современные толкователи видят в Книге Ионы мид-раш, написанный вскоре после Плена (ок. V в. ). Он был направлен против узкого религиозного национализма и призывал проповедовать имя Божие среди народов. Иона, зная милосердие Господа, уверен в том, что язычники будут помилованы, если покаются. Между тем сам он не желает им блага. Иона пытается скрыться от лица Божия, но это ему не удается: Господь заставляет его идти в Ниневию. Когда же ниневитяне покаялись, Ягве простил их, и Иона был этим огорчен. Автор яркими штрихами рисует характер пророка, порывистого, страстного и упорного. Урок, преподанный ему Богом, содержится в заключительных словах книги: Господь любит все народы и даже врагам Израиля, ниневитянам, желает спасения. Эта великая проповедь универсализма и призыв к миссионерству прозвучали в Израиле, когда евреи начали рассеиваться между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

(17, 14–15) И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Ведь хотя он поверил, что Христос – это некто великий и могущественный, но еще не уверовал, что Он – Бог по природе. (17, 16) И пал ниц к ногам Его, благодаря Его. Ведь поскольку он очистился, то уже и приблизился. (17, 16–18) И это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Эти Он показал, что язычники признательнее иудеев. Ведь те тотчас предали забвению благодеяние, явившись неблагодарными и к Отцу, и к Сыну. (17, 19) И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Ведь и тех спасла вера их, но хотя десять были верующими, только он был признателен. (17, 20) Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие. Ввиду того, что Он часто учил, что приблизилось Царствие Божие, говоря это о Себе Самом, они теперь спрашивают, когда Он воцарится, насмехаясь над Ним, поскольку Он представлялся им незначительным и они еще не собирались Его убить. (17, 20) Отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом. Явно для людских глаз. (17, 21) И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Как это делают в отношении земных царей. (17, 21) Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Царством Божиим Он называет Самого Себя, как Царя и Бога. Внутри же их Он был, поскольку обращался между ними. О Нем и Предтеча сказал им: «Стоит среди вас (Некто), Которого вы не знаете» 619 . [Успех Царства Божия полагается в нас, в нашем произволении, или путь Царства Божия, ведущий к нему, или труды, способствующие ему, или радость, которой будут иметь удостоившиеся его. Ведь и они и это все дается достойным в качестве залога того, что будет] 620 . (17, 22) Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите. Хотя фарисеи спросили Его насмешливо, однако Он ответил им с кротостью и с обычным беззлобием. Ученикам же Он, наконец, предсказывает, что хотя Его еще не убили, Он впредь не будет жительствовать с ними. Ведь именно это выражает то, что они пожелают видеть хотя бы один день Его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

1 . Ныне же выслушай, раб Мой Иаков, и Израиль, которого Я избрал. 2 . Так говорит Господь Бог, сотворивший тебя и создавший тебя от чрева (и еще поможет тебе) 617 : не бойся, раб Мой Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал. 3 . Ибо Я дам воду для (утоления) жажды ходящим в безводной, ниспошлю Дух Мой на племя твое и благословение Мое на чад твоих. 4 . И прорастут, как трава среди воды и как ива при текучей воде. 5 . Один скажет: я – Божий, и другой назовется по имени 618 Иакова, а иной напишет рукою своею: я – Божий, и назовется именем Израиля. 6 . Так говорит Бог, Царь Израиля, и избавивший его Бог Саваоф: Я – первый и Я – последний, и кроме Меня нет Бога. 7 . Кто, как Я? Пусть станет, и призовет, и возвестит, и представит Мне (в порядке) с тех пор, как Я сотворил человека в древности, и будущее, прежде чем оно исполнится, пусть возвестит вам. 8 . Не укрывайтесь и не заблуждайтесь: не изначала ли вы внимали и Я возвестил вам? Вы – свидетели: есть ли Бог кроме Меня? 9 . И не послушали 619 тогда изготовители и ваятели 620 : все суетны, исполняющие желания свои, которые не приносят пользы им. 10 . Но посрамятся все, кто делают бога, и все 621 ваятели не приносящего пользы. 11 . И все, кто бы они ни были, высохли. И глухие из людей пусть соберутся все и станут вместе, и посрамятся, и устыдятся вместе. 12 . Ибо кузнец 622 , отточив железо, делает из него острую секиру, буравом просверливает его, (долотом выдалбливает его) 623 , и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден, и изнемогает, и не пьет воды. 13 . Плотник же, выбрав дерево, поставляет его по мерке 624 , клеем соединяет его (части) и, сделав из него как бы мужской образ с человеческой красотой, ставит его в дому. 14 . Срубил он дерево в лесу – сосну, которую насадил Господь, а дождь вырастил, 15 . Чтобы служило людям для топлива; часть его употребляет на то, чтобы согреться, и разводит огонь и печет на нем хлебы, а из остатка делают богов и покланяются им: сделал из него изваяние и повергается пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

26 . И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 . И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей; и распадется ярмо от тука. Пророчествуя о скором падении Ассура, Исаия вспоминает о поражении Мадианитян Гедеоном 620 , потому что нигде так ясно не обозначился закон, что победу дарует Господь, а не человеческая сила. Унижение Ассура началось с гибели армии Сеннахерима. Ассирия оставалась однако и сильна и страшна почти до самой минуты своей гибели. Но опять первыми толчком, нанесенным Ассирии было нашествие (около 625 г. до Р. Хр.) не одного из соседних грозных царств, а нашествие нестройной толпы Скифов, вполне подобных нынешним кочевым племенам великой Азии. Ими была потрясена до основания Ассирийская монархие, и когда Скифы, пораженные прежде всего Мидийцами, были прогнаны, тогда настали последние дни Ассирии, которую после полного разрушения Ниневии делят между собою Сиаксар Мидийский и бывший вассал Ассирии Набополассар Вавилонский. С этой минуты единственной грозой Иудеи становится уже Вавилон. Заметим, что, хотя Манассия был заключен в оковы по приказанию царя Ассирии и отведен в Вавилон 621 , как о том повествуется во 2Пар. 33:11 , но Иудея не была занята Ассирийскими войсками, и в сущности с „рамен ее было снято ярмо“. За вассальным же Манассией царь Ассирии послал небольшой отряд взять его. Действия всемогущества Божия в отношении к Ассуру уподобляются и владычеству Его над морем и приравниваются к наказанию, постигшему Египет. На какое именно событие указывает пророк, мы не знаем; нам известно, что позже этого пророчества город Фивы (Но-Аммон) был разграблен Ассурбанипалом. Последнее выражение стиха 27, „распадается ярмо от тука“, напоминает похвальбу Ассура в стихе 14 этой главы, что он ограбил и ограбит все народы. Утучнел Ассур, и этот тук, грабежем и насилием нажитый, и будет причиною распадения ярма, которое он возложил на выю многих народов. Оно фактически и спадает с Иудеи со времен благочестивого Езекии; и замечательно, что, когда позже Сеннахерима Ассурбанипал идет на Египет, он вовсе не трогает Иудею 622 , которая живет спокойно, платя лишь дань Ассирии. Но Исаия говорит о ближайшем будущем, о походе Сеннахерима еще грозящего Сиону, но с гибелью армии которого кончается тот гнет, под которым находилась вся Палестина от войск Ассирии, наполнявших ее со времен Феглаффелассара, призванного Ахазом. Следующие стихи указывают на некоторые местности, которые были заняты и разграблены войсками Сеннахерима во времена Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010