619 ...рязанские земли воевода Назарья Глебов... – В Разрядной книге Н. С. Глебов – воевода в «передовом полку». 620 ...въехав в столный град Казань в час 3 дня... По современному времяисчислению около 9 часов утра. 621 ...предидущу пред ним хоругви его – образу Спасову... – Хоругвь – войсковое знамя; образ Спасов – так называемый «Нерукотворный Спас» – особо почитаемый тип иконы Христа на убрусе (плате): согласно преданию, Христос сам «запечатлел» свой образ, прижав полотно к лицу. Хоругвь с изображенным на ней Спасом была главным боевым знаменем русского войска. 622 ...нового архиепископа граду Казанскому первого, Гуриа... – Гурий Руготин (ум. в 1536 г.), известный церковный деятель. Был игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря (1544–1551), до 1555 г. – игуменом Троице-Селижаровского монастыря. В феврале 1555 г. стал архиепископом казанским. В «Казанскую историю» включен подлинный текст наказа Гурию Ивана IV. 623 ...тимпаны звяцаху, и арганы восклицаху, и рожны вопияху... – Тимпаны – древний музыкальный инструмент, род небольших литавр; арган – в древности – духовой музыкальный инструмент с резким звуком; рожны (рожки) – древний музыкальный мундштучный инструмент с сильным звуком. 624 Прилучиша же ся тогда и послы некие... от далних стран... – В данном фрагменте автор сводит вместе иностранных дипломатов, в действительности побывавших в Москве в разное время. 625 ...вавилонского царя посол... – По-видимому, имеется в виду персидский посол, находившийся в Москве до 1557 г. 627 ...послы польского короля... – В 1552 г. в Москве дважды были польские посланники, но первый из них уехал 10 марта, а второй прибыл в Москву лишь 24 ноября. 629 ...послы свицкого короля... – Шведские послы были в Москве уже после 1552 г.: в 1557 г. Иван IV заключил мир в Москве с послами шведского короля Густава Вазы. 630 ...посол волоский... – Послы волошского воеводы Александра прибыли в Москву, согласно летописи, в 1555 г. 631 ...купцы Англиские земли. – Впервые английские купцы появились в Москве только в 1553 г. (Кунцевич Г. 3. История о Казанском царстве..., с. 495–497).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если бы теперь, обозрев целожизненный пастырский подвиг св. Григория, мы задали себе вопрос: чем же руководился он в своей пастырской деятельности, какая черта была главной и существенной, то должно ответить, что это была любовь, чистейшая любовь к людям и ревность об их совершенствовании, ярко светившаяся во всех его делах и поучениях, питаемые и поддерживаемые аскетическими подвигами, удалявшими из его души всякое страстное омрачение. Он был всегдашним слугой для всех, в нём нуждавшихся; он самоотверженно шёл туда, где нужна была его помощь; он смиренно терпел бесчестие за имя Христово, подражая тем, к сословию коих принадлежал уже при жизни. Св. Церковь причислила Григория Назианза к лику святых, празднуя его память 25 и 30 января. Святой Григорий оставил нам значительное количество своих сочинений, состоящих из слов, писем и стихотворений. Несомненно, принадлежат ему 45 слов, 4 послания, 158 стихотворений и 238 писем. Трагедия «Страждущий Христос», долгое время приписываемая св. Григорию, принадлежит другому автору 619 . Сочинения его пользовались самым высоким уважением в Церкви, и ещё при его жизни их стали переводить на другие языки. Они были предметом самого внимательного изучения. Ни на чьи сочинения не написано так много толкований как на творения св. Григория. Церковь наименовала св. Григория именем «Богослова», тем высоким именем, которым она почтила одного только Иоанна между апостолами и евангелистами. Этим она оценила характер его учения. После первого Богослова, св. Григорий столь глубоко и высоко постиг тайны Божества, сколько возможно постичь их человеку при свете откровения. Его мысль, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову. Древние говорили: «Григорий – ум νος: он зрит беспредельного». Его возвышенность помыслов, восходящая во внутреннее святилище Божьего естества (насколько это доступно человеку), – такая собственность св. Григория, которой в одинаковой мере с ним никто не обладал. Если он обращается к рассудку, чтобы с его помощью разрушить неправильным построения рассудка, то идея ума о Беспредельном всегда с ним, и от того все рассуждения его, как бы зрение ума. Св. Григорий употреблял рассудок на то, чтобы как можно точнее выражать мысли, откровения о такой тайне, как тайна св. Троицы 620 . При всей образности выражений и игре словоопределений, слова его с изумительной точностью выражают боговдохновенные мысли о Триипостасном. Поэтому-то и самые разномыслящие не смели спорить о веровании св. Григория. Богослов имел полное право говорить новокрещённому: «если ты написал исповедание веры в Триединого несогласно с моим учением, поди сюда и дай мне переписать: я искусно напишу» 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

1952. Σ. 95). Митр. Каллист (Уэр) усматривает в «Сотнице» Д. гармоничное сочетание 2 типов монашеской духовности: с одной стороны, систематического, платонизирующего и «интеллектуального» типа Евагрия, а с другой - библейского, эмпирического аскетического типа прп. Макария. Д. оказывается предшественником позднейшего «византийского синтеза», к-рый был осуществлен прп. Максимом Исповедником и исихастскими писателями XIV в. ( Kallistos (Ware). 1981. S. 620). Основные аскетико-богословские темы В учении Д. трудно отделить богословие от аскетики, теорию от практики. По характеристике свт. Фотия, у Д. «опытное знание легко превосходит словесное учение» ( Phot. Bibl. 201). Тем не менее в сочинениях Д. можно выделить ряд тем, важных как в богословском, так и в аскетическом отношении. 1. Богопознание, богословие. Восприятие божественных истин происходит посредством духовного «чувства» (ср.: Cap. 89. 20 и далее), но необходимым условием правильного усвоения их является чтение Свящ. Писания. Эти истины просвещают духовное чувство, к-рое должно также озариться непосредственным божественным просвещением. Ничто мирское не может привести к подлинной мудрости, поэтому эллинские философы ни усердием в учении, ни воздержанием не могли достичь постоянно пребывающего духовного плода. Их ум не был движим «вечной и всеистинной мудростью». То, чего они достигли, не является целостным духовным плодом, а лишь отрывочным и разрозненным мудрованием, скудным, несмотря на свои запросы, ибо «нет ничего скуднее ума, мудрствующего вне Бога о том, что принадлежит Богу» (Cap. 7). Подлинное «богословие» означает познание и видение Бога, основывающиеся на чтении Писания, отказе от любви к миру и освещении ума огнем «изменения» в любви к Богу. Иные термины употребляет Д. для выражения духовного, или богословского, учения устами «богослова» - это «созерцания», «божественные/духовные видения», «богословские движения» (θεωραι, θεα/πνευματικ θεωρματα, θεολοϒικ κινματα), к-рыми будет руководиться душа, восходящая к «богословию» (Cap. 7, 8, 68, 69, 71, 78).

http://pravenc.ru/text/171909.html

617 Иов в ироническом тоне называет речь Валдада превосходною и поучительною. Бессильный и слабый, которого должна укрепить и утешить в бедствии эта речь, есть сам Иов. 618 Какой совет и какое правило мудрости должен почерпнуть из твоей речи я, на которого ты смотришь, как на глупого! 619 Неужели ты хочешь учить меня, как неведущего, и указывать мне пути Божественного провидения, которые, как ты мечтаешь, будто известны тебе. Какой это высший дух вдохнул тебе с неба истины и мысли, которые ты, в тоне вдохновенного, сообщил мне? 620 Пред Богом, как своим Судиею, трепещут в преисподней отпадшие духи и души древних исполинов, не знавших на земле Бога. 621 Бог видит и знает всё, что происходит в самых сокровенных местах, хотя бы они были темнее царства мёртвых. 622 Северное небо, которое Бог раскинул, как шатёр, покоится со Своими звёздами на пустом пространстве, и земля всемогуществом Божиим носится в эфире, не будучи поддерживаема ничем. Итак, праведные мужи, научаемые Откровением Божиим, ещё за полторы тысячи лет до Рождества Христова имели уже чистые астрономические понятия о небе и земле, поняли, до которых ум человеческий путём естественным дошёл только после продолжительных и трудных усилий. 623 Вода, содержащаяся в облаках, не смотря на свою естественную тяжесть, не падает вдруг, но мало по малу в нужном количестве стекает в долины и источники. Вот искусство Божественной премудрости и благости! 624 Бог скрывает от очей наших место откровения Своей славы. Хотя Он живёт во свете; но сей свет так тонок и духовен, что чувственное око не может видеть Его; мы видим над своими головами в самой отдалённой высоте небес мрак; полосы белого облака скрывают от нас беспредельность вселенной и Творца её. 625 Бог указал путь звёздам превыше морей; при правильном течении их свет и мрак, день и ночь сменяют друг друга по очереди. 627 Всемогущество Божие возбуждает и поднимает бурю на море. Когда бушующее море грозит всё поглотить, тогда премудрость Вечного снова восставляет тишину и покой. Ср. Пс. 106:25,29 , где представляется та же картина. Можно в словах Иова видеть и другое чудо силы, премудрости и благости Божией, т. е. прилив и отлив моря. Ежедневно два раза море движется от юга к северу, шесть часов. Оно восходит до нарочитой высоты и шумящий прилив кажется хочет затопить берег. Но после двенадцатиминутного стояния оно возвращается от севера к югу; в продолжении шести часов вода умаляется, наступает отлив и проходит опасность потопления. Это правильное движение, которым вода сохраняется от гниения и облегчается кораблеплавание, стоит того, чтобы Иов и воспел его, как доказательство всемогущества и премудрости Божией. Впрочем первое объяснение сообразнее со связью речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Иоанном и другими святыми. К примеру, H. A. Рубакин сравнивал изгнание бесов, совершаемое о. Иоанном над «истеричными» женщинами, с более ранними практиками св. Бернара 619 . Помимо создания духовной генеалогии о. Иоанна его современники следовали и такой агиографической традиции, как стремление обнаружить в детстве святого предзнаменования событий, которые произойдут затем в его жизни (что характерно и для книг серии «Жизнь замечательных людей», в которых будущие достижения «замечательного человека» предопределяются первыми двенадцатью годами жизни). Наиболее часто повторяющийся пример «данного в детстве обещания», описанный самим о. Иоанном, возможно, заимствован из классического жития св. Сергия Радонежского. Иоанн Сергиев плохо учился в школе. Как он пишет: «Содержание отец получал, конечно, самое ничтожное, жить было страшно трудно. Я понимал уже тягостное положение своих родителей, и поэтому темнота моя в учении явилась для меня особенно тяжким бременем. О значении учения для моего будущего я мало думал и скорбел только о том, что отец напрасно платил свои последние крохи» 620 . Однако затем случилось первое в его жизни чудо: «Все были умнее; я был последним учеником… Но ночью я любил вставать на молитву. Все спят – тихо… молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал свет разума на утешение родителям 621 … Однажды был уже вечер… я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала; я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего… У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе. Никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. Чуть засветлело, я вскочил с постели, схватил книги и – о счастье! – читаю гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все понял, но хоть сейчас и рассказать могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мы считаем излишним излагать подробно обстоятельства дела. См. об этом Деяния всел. собор. в рус. пер. т. 4, изд. 2, в прошениях к императору (стр. 207–212) и к Анатолию (стр. 213–217). Evagrii Hist. eccl. lib. 2, cap. 8. Theophanis Chron. p. 110–111. Hefele. B. 2, S. 565; Курганов ук. соч. стр. 182–183. 846 Там же стр. 222; cnf. S. Leonis Magni ер. 145 ad Leonem Augustum. Migne. ser. lat. t. 54, col. 1113. Ep. 146 ad Anatolium 1. c. col. 1115. Ep. 147 ad Julianuin Coensem I. c. col. 1116. 854 Ut Attioum presbjtei-uin.... secreta disquisitone discutias, ac si quid in corde ipsius de heretici veneni permixtione reperitis. ibid. 855 Об этом известно только из письма папы. Ер. 158 ad Anatolium. Migne 1. с. col. 1146. Lectis dilectionis litteris       intellexi tibi studio meae sollicitudinis displicere 858 Gustav Kruger. Monophysitischu Slreitigkeiten im Zusammenhange mit der Kaiserspolit.ik. Jena. 1884, S. 57. 862 О литературной деятельности Анатолия говорить не возможно. От него ничего не сохранилось, кроме нескольких писем к папе Льву и одного послания к императору Льву. Приписываемые ему стихиры на воскресные дни, на некоторые Господские праздники, на дни мучеников и других святых (Арх. Филарета Истор. учение об отцах церкви т. 3, § 227) едва ли принадлежат ему, по крайней мере, многие из них: именем его в минеях надписываются стихиры Авксентию, а Авксентий ум, 470 г., – так же – Иоанну милостивому, умершему 620 г. «Во всяком случае, если бы твердо известно было, что патриарх Анатолий писал стихиры, ибо над некоторыми встречается имя патриарха Анатолия, то неизвестно, какие ему приписать в виду других писателей с этим именем» (Арх. Сергий. Полный месяцеслов Востока, т. 1, стр. 142–143). С большею вероятностью стихиры, приписываемые Анатолию патриарху, считают произведением Анатолия Студита, автора 9 века (там же т. 2, стр. 189). 863 Facundi, ер. Hermianensis Pro defensione triuin c-apitulorum lib. 2, cap. 4. Migne ser. gr. t. 85. Gennadii Fragmenta dogmatica. Col. 1621–1622. Этот же отрывок с замечаниями самого Факунда помещен Пинием (Pinius) в Gylloge historica A. SS. Augusti t. 5, p. 149, n. 5–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Enn. V 1; Porphyr. Sent. 30). Вдохновленное Н. представление о взаимоотношении Лиц Св. Троицы разрабатывалось представителями Каппадокийской школы, сформулировавшими каноническую версию правосл. тринитарного учения (см.: Zachhuber. 2001. P. 66-68). Не исключено, что в целом концепция Бога как троичной Единицы или единой Троицы осмыслялась в каппадокийском богословии под влиянием учения об умопостигаемой триаде, к-рое было разработано Порфирием и Ямвлихом с опорой на «Халдейские оракулы» (см.: Lilla. 2005; Морескини. 2011. С. 620-624). Триадологические схемы Мария Викторина, блж. Августина и свт. Григория Богослова, выражающие отношения Отца, Сына и Св. Духа посредством триад «бытие - жизнь - ум» или «пребывание - исхождение - возвращение», свидетельствуют о прямой рецепции ими неоплатонического учения об умопостигаемой триаде (см.: Mar. Vict. Adv. Ar. I 49-50, 52, 63; Aug. De ver. rel. 31. 57; Idem. Confess. XIII 11. 12; Idem. De civ. Dei. XI 26-28; Greg. Nazianz. Or. 23. 7; 29. 2; подробнее см.: Фокин. 2007. С. 72-76, 95-103). Описание Св. Духа у свт. Василия Великого во многом совпадает с описанием Души у Плотина, влияние которого в данной области подтверждается наличием цитат из «Эннеад» в трактате «О Святом Духе» (сопоставление и анализ см.: Henry. 1938; Dehnhard. 1964). Важные параллели с неоплатонической онтологией обнаруживаются в христ. концепции тварного бытия; частично они объясняются общей ориентацией на платоническое противопоставление вечного идеального бытия, к-рое в христианстве отождествляется с Богом, и тварного мира. Согласно христ. теологам, творение, созданное Богом из ничего (μ ν), неизбежно является изменчивым и тленным; оно сохраняет существование лишь до тех пор, пока его поддерживает воля Творца (см.: Orig. De princip. II 9. 2; Iren. Adv. haer. II 34. 2-3; Athanas. Alex. Or. contr. gent. 41; Idem. Or. contr. arian. I 58; Ioan. Damasc. De fide orth. I 3). Это представление совпадает с базовой для платонизма и Н. дихотомией подлинного бытия и становления, в соответствии с к-рой бытие чувственно воспринимаемого космоса расценивается как несамостоятельное, полностью зависящее от присутствия в нем умопостигаемых форм и постоянно обращенное к вышестоящим причинам.

http://pravenc.ru/text/2564948.html

В чем же заключалось это изменение? До получения благодати Апостолы нередко обнаруживали маловерие и непонимание учения Христова. Они завидовали друг другу, спорили между собою из-за старшинства. На Тайной Вечере уверяли Христа в своей верности Ему до смерти, а когда враги с Иудой-предателем окружили Господа в саду Гефсиманском и возложили на Него свои руки, то ученики оставили Христа и разбежались, а Ап. Петр даже трижды отрекся от Спасителя; и все они пребывали затем в страхе и печали. Но когда Апостолы, по обетованию Христа, были крещены Духом Святым 608 , то тотчас же сделались совсем другими. Благодать Св. Духа их совершенно переродила. Они исполнились величайшего мужества и не побоялись выступить тогда же, в пятидесятый день, с публичной проповедью о Христе и открыто обличать иудеев как Его убийц. От их непонимания Божественного учения не осталось никакого следа. Согласно обетования Христова 609 , благодать в высочайшей степени озарила их даром Божественного ведения и настолько, что впоследствии Ап. Павел от лица всех Апостолов говорил: «Мы же ум Христов имамы» 610 . Они исполнились дара величайшей веры и светом ее просветили все концы вселенной, как повелел им Господь 611 . Вместе с благодатью Св. Духа в их сердца излилась величайшая любовь к Богу 612 , от которой не могли их отторгнуть никакие мучения, ни самая даже смерть 613 . Эта любовь давала им силу переносить с радостью побои и бесчестье за имя Христово 614 и возбуждала в них даже желание разрешиться от уз плоти, чтобы навеки соединиться со Христом 615 . Благодать Св. Духа Божественным огнем своим опалила все их страстные приражения и грехи, и они, как учит св. Макарий Великий , стали святыми и непогрешимыми, подобно Ангелам 616 . Одновременно с благодатью в их души перелилась, по обещанию Христа, вся Божественная радость 617 , которая от страданий за Христа Спасителя не только не исчезала и не ослабевала, но еще более возрастала 618 . Эта благодать Св. Духа так возродила Апостолов, что они сделались новым совершенным Божественным творением. Вот почему Ап. Павел во втором своем послании к Коринфянам говорит: «Темже аще кто во Христе, нова тварь, древняя мимоидоша, се быша вся нова» 619 . Так над Апостолами во всей полноте осуществились слова Божественного Псалмопевца: сия измена десницы Вышняго 620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

395 Самсон – сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физической силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Когда волосы у взятого в плен Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне ( Суд. 13–16 ). 396 По библейскому преданию, Иосиф – любимый сын патриарха Иакова от его жены Рахили. Был продан братьями купцам, направлявшимся с торговым караваном в Египет. Здесь он стал рабом начальника стражи фараона Потифара, жена которого сначала пыталась соблазнить Иосифа, а затем оклеветала его перед мужем. Иосиф был заточен в темницу, но за проявленную мудрость в истолковании снов освобожден и приближен к фараону. За красоту, телесную и духовную, Иосиф прозван «Прекрасным». См. Быт. 30:37–50 . 397 Паисий Ярославов (ум. 1501) – один из основателей течения нестяжателей, учитель Нила Сорского ; был постриженником Спасо-Каменного монастыря под Вологдой и создателем Сказания об этом монастыре (конец XV в.). С 1479 г. был игуменом Троице-Сергиева монастыря; вместе с Вассианом Рыло крестил сына Ивана III – будущего великого князя Василия III. В начале 80-х годов Паисий покинул Троицкий монастырь из-за «самовластья князей-иноков», какое-то время жил в Москве, где великий князь уговаривал его стать митрополитом вместо Геронтия. В 1490 г. вместе с Нилом Сорским Паисий Ярославов участвовал в церковном соборе и, возможно, содействовал тому, что еретики были приговорены к торговой казни, а не к сожжению, на чем настаивал новгородский архиепископ Геннадий. Паисий был близок к брату московского князя Андрею Меньшому, который выстроил каменную церковь в Спасо-Каменном монастыре, сделал ряд богатых пожертвований в Троице-Сергиев монастырь. 398 Авва Дорофей – святой, умер в 620 г. Был монахом монастыря Сериды в Сирии, потом настоятелем собственного монастыря близ Газы. Автор аскетических Наставлений и тридцати Слов о подвижничестве. В его записи известны поучения других отцов церкви, учеником которых он был, – Зосимы, Варсонофия и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На своем заседании 13 мая 1667 года собор предписал ввести новые,»якоже за повелением... великого государя царя... и благословением, и советом святейших вселенских патриархов исправишася, и переведешася, и напечаташася... книги служебники и потребники, и прочая приимати " 620 . Подтверждая грамоту патриарха Паисия Константинопольского, посланную им в ответ на запрос Никона о значении и исправлении обрядов, отцы собора этим указали еще раз, что, если в обрядах нет элементов неправославного учения, и если они не нарушают веры, то они могут разниться в разных отдельных поместных церквах и могут быть заменяемы другими. Но из этого либерального толкования обряда, вместо того, чтобы позволить русскому духовенству пользоваться старыми богослужебными книгами и церковными обычаями, собор сделал несколько неожиданные и казуистические выводы. Поскольку обряды могут быть различны и заменяемы, то собор признал возможность и законность унификационной реформы Никона, но одновременно запретил пользоваться старым обрядом под угрозой анафемы и проклятия, так как, по мнению греков, те, кто им пользовались и не хотели принимать новый обряд, те вносили раскол и ересь в церковь 621 . В отношении старого русского обряда греческие организаторы и участники собора проявили какую-то злобную непримиримость. Они не только настояли на наложении клятв и анафемы на всех тех, кто пользовался двуперстием и старым уставом, но решили поставить под запрещение все элементы старой русской церковной традиции и снять с России тот ореол незыблемой верности православию, которым она гордилась после Флорентийского собора и зарождения теории о Третьем Риме. Инициатива развенчания старинной русской церковной славы, видимо, принадлежала архимандриту Дионисию, а, может быть, частично, и Лигариду. Русским иерархам такая мысль, конечно, не могла прийти на ум, а греческие патриархи слишком мало знали русскую церковную историю, чтобы осуждать древние русские предания и соборные постановления. Лигарид вел почти что все переговоры с патриархами, а грек Дионисий еще во время русского собора 1666 года сочинил трактат для осуждения русского крестного знамения и старых книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010