Земля приносит плоды, но, если нет дождя с неба, ничего не может произвести сама от себя. День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом. Солнце имеет в себе свет, но для собственного его упокоения нужно ему небо, подобно и благочестивые для восстановления своего имеют нужду в Боге (Облич. самому себе и исповедь ч. I). h11 О том же у преподобного Дорофея Палестинского: Так же мыслят и другие отцы Церкви. Приведем высказывание преподобного Дорофея Палестинского (ум. 620 г): Сколько бы ни трудился земледелец над очищением и обрабатыванием земли и, потом над сеянием, но, если Бог не одождит его семени, то весь труд его будет напрасен. Но, хотя семя и будет уже напоено и взойдет, однако же, если дождь не будет орошать его по временам, то растение иссохнет и погибнет, ибо, как семя требует влаги, так, равным образом, и растение, пока оно совершенно не укрепится. Так и мы, когда делаем что-либо доброе, должны прикрывать оное смирением и на Бога возлагать немощь нашу с молитвою, чтобы Он призрел на труды наши, ибо иначе они останутся тщетными (Слово об ужасе будущих мучений; Ср. Макарий Беседа 26 п. 10 и 19). Макарий Великий продолжает: И, как невозможно рыбе жить без воды, или человеку ходить без ног, или видеть свет без глаз, или говорить без языка, или слышать без ушей, так без Господа Иисуса и без действия Божией силы невозможно познать тайны и премудрость Божию, или стать человеку христианином. Ибо те истинные мудрецы, воители, доблестные мужи и Божии любомудры, которые, по внутреннему человеку, водятся и управляются Божией силою (Беседа 17 п. 10). Так, если человек ограничится только собственным своим деланием и не будет надеяться принять нечто иное, и не повеют на душу его ветры Духа Святого, не явится небесное облако, не спадет с неба дождь и не оросит души, то человек не может принести достойных плодов Господу. Ибо, собственно, твое, что делаешь ты сам, хотя и хорошо, и Богу приятно, однако же, нечисто. Например, любишь Бога, но несовершенно; приходит же Господь, дает тебе любовь неизменную, небесную. Молитва твоя, естественно, бывает соединена с парением ума и с разными помыслами, а Бог дает тебе молитву чистую, совершаемую духом и истиной. Так, Сам Дух Святой вспомоществует человеческой немощи, и Господь в землю сердца твоего влагает небесное семя и возделывает ее... И вот, Бог, видя доброе твое произволение, потому что и свое, естественными силами сделанное, приписываешь Богу, и Сам дарует уже тебе собственное Свое, духовное, Божественное, небесное. Что же именно? – Плоды Духа – радость и веселие (так называемые, естественные, или душевные, и, собственно, христианские, или духовные, добродетели) (Беседа 26 п. 19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

– На самом деле это происходит, Владыко, потому что после воскресной Утрени я не читаю «Благословенно Царство…», не начинаю Божественной литургии, если не увижу Святого Духа, нисходящего на пресвятой жертвенник. Подивился епископ добродетели старца и сообщил жителям, что священник их был святым служителем Божиим 614 . «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ». Какова воля Божия? Это спасение человека, потому что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» 615 . Согласно святому Григорию Нисскому , следует сначала излечить больной ум, который затемнен грехом, укрепить волю и очиститься «по образу» 616 . Итак, Божия воля стремится к здравию души, которое является нашим спасением. Преподобный Нил Аскет говорит нам, что Божия воля полезна для души: «Не молись о том, чтобы исполнились твои желания, так как не всегда они согласны с волей Божией. Но как тебя учили скажи в молитве своей: «Да будет воля Твоя и во мне грешнем " ». «Лично я, – говорит святой о себе самом, – молясь, просил часто себе того, что мне казалось хорошим, и упорствовал в прошении, неразумно принуждая Божию волю и не предоставляя Богу устроить лучше, что Сам Он признает полезным, но, получив просимое, впоследствии крайне скорбел, потому что передо мной возникали большие искушения» 617 . Святой Амвросий Медиоланский говорит, что Божия воля – это мир, воцарившийся на земле: «С кровью Христовой все умиротворилось на небе и на земле. «Да будет воля Твоя» означает, что мир придет на землю, как он есть на небесах» 618 . Святой Макарий Египетский говорит: «Тогда будет Божия воля на земле, как на небесах, когда мы не будем гордиться один перед другим и когда, не только без зависти, но с простотой, мы объединимся с любовью, миром и радостью и посмотрим на процветание ближнего, как на наше собственное, на потери его как на наш собственный убыток, на нужды его как на наши собственные» 619 . Святой Киприан утверждает, что, так как нам мешает дьявол в исполнении Божией воли, мы просим, чтобы воля Его была как на небе, так и на земле, то есть, не чтобы Бог делал, что хочет, но чтобы мы делали то, что хочет Бог. Ибо, какой разумный и рассудительный человека станет противиться воле Божией? Но так как нам, людям, мешает дьявол подчинить Богу нашу душу и дела, то мы просим и молим, да будет в нас воля Божия. К тому же мы нуждаемся в изволении Бога, то есть Его помощи и защите, потому что никто не крепок собственными силами, а всякий находит безопасность только в Божием снисхождении и милосердии 620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (2-я пол. VI в.- 1-я пол. VII в.), еп. г. Парал (копт. Пархалос; араб. Эль-Бурлус), св. Коптской Церкви (пам. копт. 19 хойака (15 дек.)). И. был помощником и советником при Александрийском патриархе Дамиане (578-607), с правлением к-рого связан один из важнейших периодов истории Коптской Церкви. И. упоминается в «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы, еп. Ашмунейна (X в.), но главным источником сведений об И. служат его сочинения, а также копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версия. Традиционно жизнь И. датируется приблизительно 540-620 гг. Однако в одной из рукописей соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (составлено в нач. XIII в.), к-рая была положена в основу его егип. издания ( Abu   al-Maka   rim. Ta " rkh al-kana   " is wa-l-adyirah/Ed. Samu   " l al-Surya  n [Cairo, 1984]. T. 1. P. 68), говорится, что И. получил договор от халифа Умара (ум. 644). Если эти сведения исторически достоверны и И. был свидетелем араб. завоевания Египта, то даты его рождения и смерти следует сместить приблизительно на 20 лет вперед. И. род. в Н. Египте в состоятельной священнической семье. Как и его родители, был известен благотворительностью. После их смерти он истратил оставленное ему наследство на постройку странноприимного дома, сам ухаживал за больными и прислуживал странникам. Монах, с которым И. разговорился в богадельне, убедил его оставить мир. И. отправился в монастырь св. Макария в Скиту , где принял постриг при игум. Данииле ( после 576). Сначала И. подвизался в монастыре, затем был отшельником. По одним сведениям, он стал епископом при патриархе Дамиане, по другим - при его предшественнике Петре. И. провел 4 месяца в Сирии, принимал активное участие в тринитарных спорах между патриархами-монофизитами Дамианом Александрийским и Петром Антиохийским. Кроме копт. и греч. языков И., вероятно, знал также сирийский. Не исключено, что он был одним из выразителей и идеологов копт. доктрины в переписке с Антиохийским престолом. Его действия вызвали недовольство в сир. диаспоре, которая в то время была очень сильной в Н. Египте.

http://pravenc.ru/text/469418.html

Иоанн Лествичник – см.: Иоанн Климак. Иоанн Лид – родился в 490 г., чиновник префектуры претории Византийской империи, автор сочинений о древнем римском календаре, о небесных знаках и позднеримских магистратурах. Иоанн Мавропод – известный теолог, поэт и педагог родом из города Клавдиополя в Пафлагонии, родился на рубеже X-XI вв., открыл в своем доме в Константинополе частную школу, где, благодаря своим энциклопедическим знаниям, стал лучшим преподавателем, ритором. Его учениками были известнейшие интеллектуалы XI в. Михаил Пселл , Константин Лихуд, Иоанн Ксифилин. Приближенный ко двору благодаря Пселлу, И. М. отказывался от всех постов и титулов, которые ему предлагали, предпочитал далекую от суеты жизнь ученого, тем не менее оказался в роли одного из организаторов Константинополской высшей школы, ипатом философов которой стал Михаил Пселл (между 1044–1047 гг.). Многочисленные письма, эпиграммы и другие поэтические и прозаические произведения И. М. рисуют его человеком благородным и бескомпромиссным. В конце 40-х – начале 50-х гг. XI в. был вынужден принять назначение на кафедру митрополита в пафлагонскую Евхаиту. Это назначение он расценивал как изгнание. Умер после 1075 г. Сохранилось много писем и большой энкомий Пселла Мавроподу. Иоанн Малала (491–574 гг.) – сирийский ритор («малала») и хронист, на народном языке, безискуссно описавший в 568–571 гг. в своей Хронографии события от сотворения мира до 563 г., начала эпохи Юстина II (565–578 гг.). См.: историки Византии. Иоанн Милостивый – родом из Амафунта на Кипре, Александрийский патриарх в 611–618 гг., ум. на Кипре в 619 г. Его Житие написано Леонтием Неапольским во второй четверти VII в. на основе личных воспоминаний об И. М. в форме рассказа патриаршего эконома Мины. Иоанн Мосх (538–619/620 или 634 гг.) – много путешествовавший палестинский монах, наблюдательный рассказчик, агиограф конца VI – первой четверти VII вв., автор известного сборника рассказов о жизни святых отцов «Луг духовный» (Лимонарь). Умер в Константинополе или в Риме, куда уехал после взятия персами Иерусалима в 614 г. См.: агиография.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судиенко, Михаил Осипович (1802–1874) — богатый помещик, игрок. 294, 299, 474. Сухоруков, Василий Дмитриевич (1795–1841) — историк, декабрист, формально не принадлежавший к тайным обществам. 690. Съезжий дом Литейной части — Деловые бумаги 15. Тардиф де Мелло, Ахилл — переводчик, поклонник Пушкина, пропагандист русской литературы во Франции. 766. Тизенгаузен, Екатерина Федоровна, графиня (1803–1888) — дочь Е. М. Хитрово. 288. Толстой («Американец»), Федор Иванович (1782-1846) — офицер, путешественник и писатель; был злейшим врагом Пушкина; впоследствии с ним примирился. 281. Толстой, Яков Николаевич (1791–1867) — офицер, приятель Пушкина. Был членом общества «Зеленая Лампа». 35, Толь, Карл Федорович, граф (1777–1842) — генерал-адъютант, член Государственного совета, участник наполеоновских войн. 782. Туманский, Василий Иванович (1800–1860) — поэт, одесский приятель Пушкина, служил в канцелярии М. С. Воронцова. 155, 220. Тургенев, Александр Иванович (1784–1845) — писатель и критик. 7, 19, 62, 81, 613, 614, 624, 775, 781. Тургенев, Сергей Иванович (1790–1827) — младший брат А. И. Тургенева, служил по дипломатической части. 22. Уваров, Сергей Семенович (1786–1855) — с 1818 г. президент Академии Наук, с 1834 г. — министр народного просвещения, враг Пушкина. В молодости был членом «Арзамаса». 455. Ушаков, Николай Иванович (1802–1861) — генерал, военный писатель и историк. 721. Фикельмон, Дарья Федоровна (1804–1863) — дочь Е. М. Хитрово. 313. Фон-Фок, Максим Яковлевич (1777–1831) — управляющий III отделением. 347. Фролов, Степан Степанович — до 1817 г. был инспектором Царскосельского лицея. 5. Фукс, Александра Андреевна (ум. в 1853 г.) — поэтесса, жена казанского профессора-медика К. Ф. Фукса. 530, 620, 659, 685. Хвостов, Дмитрий Иванович, граф (1757–1835) — бездарный поэт-графоман; был членом «Беседы». 494. Хитрово, Елизавета Михайловна (1783–1839) — приятельница Пушкина, дочь М. И. Голенищева-Кутузова. 233, 248, 249, 264, 265, 292, 311, 321, 323, 350, 375, 376, 390, 392, 398, 405, 407, 408, 411, 415, 416, 448, 451, 463, 502.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Но далее у Ломбарда выступает объективная точка зрения на искупление. Страдания и крестная смерть Христа суть жертва, которою Он уплатил лежавший на людях долг и тем освободил их от вечного наказания за грех и от власти диавола, причем Ломбард образно представляет диавола в виде мыши, для которой крест Христов стал ловушкой, а кровь – приманкой. Точно так же Христос освободил нас и от временного наказания, которое оставляется в крещении и уменьшается в покаянии. Наказание, которое возлагает Церковь на кающихся, было бы недостаточно для их спасения, если бы их покаянию не содействовало наказание, понесенное Христом, Который этим уплатил Богу за нас греховный долг 619 . Последующие схоластики так же, как и Ломбард, продолжают комбинировать объективную точку зрения Анзельма с субъективным способом рассуждения Абеляра, причем легко заметить, что у них объективная точка зрения на искупление становится все более и более решительно преобладающей. К числу схоластиков этого рода относятся: Альберт Великий, Александр фон-Галес, Бонавентура и Фома Аквинат 620 . Александр фон-Галес (ум. в 1245 г.) в своей Summa, pars III, согласно с Анзельмом признает безусловную необходимость удовлетворения. Dei justitia est, ut nunquam peccatum dimittatur sine poena. Раскрывая сущность искупления, он различает meritum и satisfactiö passio Christifuit nobis meritoria et satisfactoria, meritoria vitae aeternae, satisfactoria quoad remissionem poenae. И, по-видимому, различие между meritum и satisfactio у Галеса состоит в том, что meritum есть всеобщее основание приобретения нами спасения, а satisfactio есть только частный вид искупительного дела Христова, имеющий своим следствием оставление вины и наказания. Sibi meruit glorificationem, nobis universaliter delectionem culpae; remissionem poenae aeternae; remissionem poenae temporalis; in peccato sund duö maculo et reatus. Passio est causa meritoria deletionis maculae, quia meruit nobis gratiam et omne illud, quod delet peccatum; reatum ad poenam delet (passio) ut causa satisfactoria 621 . Однако же, и фон-Галесу не совсем чужда субъективная точка зрения Абеляра, так как он иногда на любовь ко Христу и подражание Ему смотрит как на средство искупления от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

620 бесным помощникам и сподвижникам Христовым (поскольку земная сторона этого дела для них закрыта), то они и повинуются здесь Христу, как власти — не ради себя, а ради тех, кому служат. На земле же хотя Богочеловек и открылся как истина, но пока эта истина не стала всею жизнею во всех спасаемых, пока мы все не возросли до полноты возраста Христова, пока Богочеловек не соединился с нами в постоянном и очевидном общении, до тех пор мы должны подчиняться Ему не только по созерцанию истины (ибо наше созерцание весьма несовершенно), но сначала еще потому, что мы верим в Его верховную власть. На небесах Христос есть прежде истина, а потом уже — власть, в земном же нашем мире Христос является сперва как власть, а затем уже понимается как истина (так было даже в обращении ап. Павла). Тот, в кого мы верим, прежде всего есть для нас высший авторитет: послушание прежде понимания. Чтобы достигнуть вершин свободного соверщенства, необходимо пройти долину смирения. И сам Христос только снизойдя послушанием до земного рождения и смерти и спустившись до самого ада, потом уже вознесся на небо, и получил всякую власть на небеси и на земли. Итак не унизительно для нас, а только необходимо идти к свободе подчинением, к совершенству послушанием и прежде принять Божество волею как авторитет, чтобы затем понять Его умом как истину. До Христа ум человеческий имел первенствующее и деятельное значение: он должен был от себя стремиться к божественной истине и искать ее. Но теперь после реального явления истины главная задача уже не в том, чтобы размышлять об искомом, а в том, чтобы действовать чрез данное; не в том, чтобы искать, а в том, чтобы творить истину; не в том, чтобы от себя идти к небесной цели земными блуждающими путями, а в том, чтобы, приняв земное откровение небесной истины в его живой очевидности, исходя из этого откровения и путями в нем указанными идти к полному осуществлению открытой истины в нас самих и во всем мире. Живое единство божества и человечества явилось как факт и этим дана безусловная точка опоры для нашего ума; это богочеловеческое единство в лице Христа получило всякую власть на небе и на земле и этим дано безусловное основание для нашей практической деятельности.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Имя Феодора Фаранского связано с начальной фазой монофелитских споров, когда на первый план выдвигалось не учение о единой воле, а учение о едином действии (или «энергии») Христа (так называемый «монэнергизм»). Главным действующим лицом в подготовке и осуществлении унии между православными и монофиситами посредством «монэнергизма» был константинопольский патриарх Сергий. Родом он был из Сирии, причем родители его принадлежали к яковитской церкви. Сергий пользовался большим влиянием при дворе императора Ираклия, был личным другом и советчиком его и оказывал царю финансовую помощь. Будучи, вне сомнения, политиком не без таланта, Сергий отнюдь не представляется человеком, озабоченным чистотой ортодоксального вероучения. Не является он и сильным богословом; видимо, последним обстоятельством объясняется тот факт, что Сергий примерно в конце 616 г. обращается к александрийскому монофиситу Георгию Арсу с просьбой собрать цитаты из трудов отцов церкви в пользу формулы «единой энергии». Послание Сергия перехватил александрийский православный патриарх Иоанн Милостивый, и лишь нашествие персов, захвативших Александрию, и смерть Иоанна помешали ему принять меры против своего константинопольского коллеги. Затем Сергий обратился с посланием через Сергия Арсинойского уже к Феодору Фаранскому (ок. 619– 620 гг.). Все эти сведения сообщает Максим Исповедник в «Диспуте с Пирром» (PG 91.332–333). К своему посланию Сергий Константинопольский присовокупил послание, якобы принадлежащее константинопольскому патриарху Мине (ум. 552 г.), содержащее высказывания о единой «энергии» и воле Христа. Феодор ответил: положительно на запрос Сергия, и тот, заручившись его поддержкой, написал послание к монофиситу Павлу Одноглазому, а затем следующее послание – уже к православному епископу Киру Фасидскому. Датировка двух последних посланий не ясна, но Элерт предполагает, что их можно датировать соответственно 622 и 626 гг. Следует упомянуть еще встречу Ираклия с Павлом Одноглазым в Армении (ок. 623 г.), где император пытался найти компромисс с ним на основе монэнергистской формулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

93 Михаил Федченков – родной брат Ивана Федченкова, будущего митрополита Вениамина. Иван был младше Михаила на два года. Впоследствии Михаил стал фельдшером. Умер от тифа в русско-японскую войну на Дальнем Востоке. (См.: Вениамин (Федченков) , митр. Письма о монашестве. М., 2003. С. 14; Вениамин (Федченков), митр. Записки архиерея. М., 2002. С. 652.) 96 Надежда Афанасьевна Федченкова (ум. после 1955 г.) – родная сестра митрополита Вениамина. Вышла замуж за священника Федора Михайловича Шебалина, настоятеля московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Другая сестра – Елизавета – закончила Тамбовскую женскую гимназию, затем петроградские Высшие бестужевские курсы и преподавала в Кирсановской женской гимназии (с 1918 г. – школа 2, затем 1) русский язык и литературу. Была замужем за Аркадием Онисимовичем Белоусовым, председателем педагогического совета в Кирсановской гимназии, преподавателем физики. Умерла в 1953 г. 101 Великорусское слово; значит: бросается (ввергается) в глаза, представляется; обычно – ложно, мечтательно. – Авт. 104 См. далее о том же случае рассказ «Непонятное» (часть 2 «Из другого мира», глава «Из моей жизни – чудеса»). 109 Иеромонах Исидор Грузинский (в миру – Иоанн Андреевич Козин; ок. 1833–1908) родился в семье крепостных крестьян князей Грузинских в Нижегородской губернии. Духовный сын будущего старца Павел Флоренский писал о нем: «Иоанн родился в тот самый год, когда преставился преподобный Серафим, Саровский Чудотворец... Так или иначе, но в жизнь Иоанна вошел луч от сияния преподобного Серафима. Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его ходила в Саров к старцу Серафиму; святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор...» (Флоренский П.А. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Сочинения: В 4 т. М, 1994. Т. 1. С. 620). Насельником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Иоанн стал в 1852 г. Был келейником у наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева; † 1877; память – 6/19 июля (в Соборе Радонежских святых). В 1860 г. принял монашеский постриг. Перешел на жительство в пустынь Параклит. В 1863 г. рукоположен во иеродиакона, в 1865 г. – во иеромонаха. Побывал на Афоне. Вновь переселился в Гефсиманский скит, где прожил до своей смерти. С 1906 г. был духовником братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

—619— много показа дерзновение к государю и моления о людех, такоже и боляром и наместником псковским и обличи их о многой неправде и насиловании, не убояся смерти. Великий же князь и вельможи его, ведуще его дерзость и беспопечение о сем веце, не смеша ничтоже ему зла сотворити» 1653 . Отсюда мы видим, что не все послания Филофея дошли до нас, по крайней мере, – известны теперь: его обличительных посланий боярам и наместникам псковским мы не знаем пока. Далее отсюда видно, к какому типу принадлежал наш писатель-старец: это выдающийся подвижник и в тоже время мыслящий и отзывчивый человек, которого ум и сердце одинаково открыты для молитвы и высоких религиозных помыслов, как и для созерцания судьбы родины, для понимания невзгод родного быть может города, для оценки и посильного решения вопросов, тревожных для его современников 1654 . Чтобы выяснить этот тип древнерусского инока, – это превращение «безысходного» инока уединенной кельи в мощную общественную силу, автор выясняет исторические условия, породившие такое явление и останавливается на примерах великих русских подвижников: преподобных Феодосия Печерского , Авраамия Смоленского, Сергия Радонежского, Кирилла Белоозерского, Савватия и Зосимы Соловецких, Пафнутия Боровского, Иосифа Волоколамского и Нила Сорского , потом приводит примеры из жизни Елеазарова монастыря, которые оправдывали бы и поощряли писательскую деятельность Филофея – это: преп. Евфросина с его спором об аллилуия и игумена Памфила с его посланием во Псков по поводу обычаев купальской ночи. Характеризуя литературную деятельность Филофея (отдел IV), проф. Малинин отмечает, что он не был писателем по личному почину и призванию и только при наличности благоприятных обстоятельств нашли себе выражение в его произведениях особый склад его мысли, его способность и готовность отзываться на запросы времени. Но это явление, оказывается, обычное в древней Руси. Такова же литературная история более крупных дарований —620— того времени. И объяснение этого исследователь видит в характере древнерусской письменности и особенностях времени. Поэтому он подвергает подробному анализу нашу древнюю книжность или начетчество. Филофей был также книжник или начетчик и совершенно некритично относился к своим источникам. Его «мировоззрение не отличается разносторонностью, но в нем нельзя отрицать глубины и тем более определенности. Это своего рода религиозно-философская система» 1655 , в основу которой положена идея провиденциализма. По этому случаю исследователь воспроизводит библейское учение о промысле Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010