Григорий одолжил денег, арендовал возле селения булагатских бурят несколько слабо унавоженных, но огороженных утугов, большой хотон — стайку-загон из тонких брёвен, взял у бурят и русских на откорм стадо коров и бычков, на оставшиеся деньги купил коня, телегу, которую обустроил под жилище. Днём и ночью унавоживал утуги, выпасал скот на пойменных лугах; в июле скосил траву, — на всю зиму хватило превосходного сена. Скот нагулял бока, потучнел. Одна старая бурятка помогала Григорию перегонять молоко; сыр, масло и творог он продавал в Иркутске. Спал то в кибитке, то рядом со скотом в хотоне. Весной вывез на утуги около четырёхсот подвод навоза. Летом общество выделило Григорию землю под избу, он нанял двоих мужиков, а сам управлялся со скотом вдалеке от Погожего. В октябре с товарищами угнал стадо на прииск, выручил столько денег, что смог сполна рассчитаться с кредитором, достроить дом, купить семь десятин пашни. В новых яловых сапогах, плисовых шароварах, белой атласной косоворотке и мерлушковой душегрейке явился со сватами к Одинцовым. В этот раз возле ворот не держали, сразу впустили в избу. Обвенчались, через год Любовь разрешилась сыном, потом дочерью, а через десять лет детей уже было восьмеро. Однако двое умерли ещё во младенчестве, один утонул в Ангаре, подросток Кузьма сорвался с крутояра, чах и всё же умер. Выросли, встали на ноги четверо — старший Михаил, средний Иван, младший Фёдор с погодкой сестрой Феодорой. Пока подрастали сыновья и оправлялась после тяжёлых родов некрепкая здоровьем Любовь, Григорию приходилось тяжело. Лодку тестя опрокинуло волной на Байкале, старик страшно простудился, тяжко хворал, и потому был ненадёжным помощником. Григорий занимался утугами, раз в три-четыре года ему удавалось продать небольшое стадо крупного рогатого скота на приисках. Разрослась пашня, однако пшеницы сеял мало — увидел большие выгоды в картошке, которая оказалась надёжным кормом для скота, в особенности для свиней, и на рынке бойко расходилась. Исподволь Григорий Васильевич сделался самым крепким в Погожем хозяином.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог Жизнь и открытия автора знаменитой периодической системы химических элементов. 21 марта, 2012 Жизнь и открытия автора знаменитой периодической системы химических элементов. Кем был Дмитрий Иванович Менделеев? Содержание статьи Менделеев. Детство Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) называют человеком-энциклопедией. Настолько разносторонними были его интересы и обширными познания. Химик, физик, геолог, метеоролог, экономист, технолог, приборостроитель и педагог: все это о Менделееве. Дмитрий Менделеев, внук священника, родился в Тобольске, в семье директора местной гимназии. Он был семнадцатым младшим ребенком. В те трудные времена не каждый ребенок доживал до зрелого возраста, восемь его братьев и сестер умерли в младенчестве, еще до того, как им успели дать имена, а одна из сестер скончалась в 15 лет. Мать Менделеева была выдающейся женщиной, из старого купеческого рода просветителей и меценатов, владельцы Сибирских стекольных заводов (что сыграло важную роль в биографии Дмитрия Менделеева). Будучи поздним ребенком, он недолго жил с отцом. Иван Менделеев потерял зрение из-за катаракты, операция не принесла значимого облечение, а впоследствии он скончался, когда младшему сыну исполнилось всего 13 лет. Мария Менделеева, мать ученого, проявила решительность и стала управляющей стекольной фабрики, чтобы прокормить семью. Это был смелый шаг для матери и вдовы. Она задалась целью дать детям достойное образование и особенно ее заботил одаренный младший ребенок. Мария Менделеева хотела, чтобы Дмитрий учился в Московском университете, но он мог поступить лишь в Казанский, так как абитуриенты были «привязаны» к определенному региону. Тогда его решили отправить в Санкт-Петербург, где он стал студентом Главного педагогического университета. Юность Менделеева Словно выполнив свою миссию, в том же году Мария Менделеева скончалась. Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование. Он окончил физико-математический факультет. Учеба давалась Менделееву не без трудностей: местный климат подорвал его здоровье. Однако он любил науку, его первые научные труды посвящены силикатам. Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений.

http://pravmir.ru/mendeleev-dmitrij-ivan...

Нужно сказать, что как вообще невозможно явления духовной жизни укладывать в треугольники (или иные геометрические фигуры) и требовать, чтобы их можно было решать чуть ли не младенцам, да еще с помощью четырех правил арифметики, так, в частности, нет никакой возможности провести точную границу, демаркационную линию, выражаясь военным языком, между вышеуказанными состояниями внутренней жизни. Но если незаметен переход из одного состояния в другое, то нельзя того же сказать об общей картине в целом. И мы всегда легко можем по признакам, которые будут указаны ниже, определить, в каком мы, так сказать, классе находимся или в какой школе: низшей, средней или высшей. Такой экзамен время от времени необходимо себе устраивать, ибо может случиться, что хотя мы уже долгое время ходим в училище спасения и как будто нам пора уже быть чуть ли не в духовном университете, на деле выйдет, что мы сидим еще на азах и не затвердили даже спасительного алфавита 4 . Дальше. Как мы видели и еще не раз увидим, каждая страсть имеет свои степени развития, равным образом и соответствующая ей добродетель. Иными словами, в одном возрасте духовной жизни страсть и добродетель одним образом действует в человеке, в другом — по-другому, так что новоначальному не перенести искушений зрелого возраста, не вместить и дарований его. Но кроме этих частных признаков, посредством которых очерчиваются возрасты духовной жизни, есть еще и общие, с помощью коих мы легко можем определить, кому работаем, Богу или диаволу. Они заключаются, главным образом, в обладании теми или иными дарованиями Божиими и требуют большой осторожности при своем применении. При пользовании ими надо остерегаться увидеть в себе нечто, тогда как на самом деле мы — ничто, ибо многие принимали свет бесовский за свет Божественный и уклонение от страданий за настоящее бесстрастие. Однако приведу выписку из св. Иоанна Лест-вичника 5 , показывающую, как нам должно поступать и в данном случае. «Во всех твоих начинаниях и во всяком образе жизни, в подчинении ли ты находишься или неподчинении, видимое ли твое делание или духовное, — говорит преподобный отец, — да будет сие тебе законом и правилом: испытывай, истинно ли они Бога ради совершаются! Например, если мы, будучи новоначальными, делаем что-нибудь с прилежанием, но от сего делания не умножается в душе нашей прежде снисканное смирение, то не думаю, чтобы труд наш был по Богу, мал ли он или велик. Ибо в нас, младенчест-венных, признак того, что делание наше согласно с волею Бо-жиею, есть успеяние в смирении; в средних — прекращение внутренних браней; а в совершенных — умножение и изобилие божественного света».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Все роли Ерёменко-младший играл так, как учил мастер. Ничего не делал в проброс. Каждая роль была ступенью – чтобы подняться ещё выше и стать ещё лучше в профессии. Николай Ерёменко-младший: «Мне рассказали, что Герасимов пообещал “из этого мальчика” артиста сделать. Обещание выполнил, не зря же он из почти двухсот своих учеников аж в шести картинах меня снял: “У озера”, “Любить человека”, “Красное и чёрное”, “Юность Петра”, “В начале славных дел”, “Лев Толстой”. Больше у него только Тамара Фёдоровна снималась». В 1973 году Светланой Дружининой снят фильм – драма «Исполнение желаний». В основе сюжета – одноименный роман Вениамина Каверина. Молодому учёному Николаю Трубаческому, работающему с уникальными пушкинскими рукописями, удаётся расшифровать автограф, относящийся к десятой главе «Евгения Онегина». Однако его учитель, профессор Бауэр замечает, что из архива исчезло несколько документов. Подозрение падает на воспитанника. В ролях: Николай Ерёменко-младший, Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Бондарчук, Лариса Лужина. Всесоюзная популярность в 1979 году обрушилась на Николая Ерёменко-младшего после выхода первого советского боевика «Пираты ХХ века». Он исполнил роль бесстрашного стармеха Сергея. Отважный и решительный супер-герой советского времени сделал всё, чтобы спасти экипаж судна, которое захватили морские бандиты. На съёмках Ерёменко-младший отказался от дублёра – он стал первым советским актёром, кто выполнял трюки самостоятельно: покорял океан и вершины скал, ездил верхом, осваивал дзюдо и каратэ. Николай Ерёменко-младший: «Сейчас многие молодые актёры имеют хорошую спортивную подготовку, а в то время нам запрещали выполнять рискованные трюки. У меня же просто не было другого выхода, моя роль на 2/3 состояла из этих самых трюков, и если бы за меня это делал бы кто-то другой, тогда какой смысл мне было бы браться за роль. Съёмки были на самом деле очень трудные: мне надо было нырять по семь часов в день, меня били, роняли. Один из трюков чуть не закончился для меня гибелью.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/15/on_ost...

Но уже за внуком Даниила, Иваном Ивановичем Чихачевым, в 1621 г. записано было по Государевой ввозной грамоте поместье в Пусторжевском уезде Дубецкой волости… Младший внук Ивана Ивановича, Ларион Чихачев, в 1683 г. был владельцем в Псковском уезде пустоши Дроздово и деревни Фаустово, которыми он владел вместе с троюродным братом Иваном Федоровичем Чихачевым. А 20 апреля того же года за службу в войне с турками он получил «с поместного его окладу 450 90 четвертей в вотчину в Пусторжевском уезде в Ошенском стану сельцо Красное на речке Лещанке, во Изборском уезде в Павловской губе деревню Фаустову». Внук Лариона, Яков Алферьевич Чихачев, в 1749 г. капитан, имел трех сыновей, младший из которых Василий Яковлевич (р. 1760) — гвардии прапорщик, помещик Псковской губернии владел в Порховском уезде сельцом Токаревка и селеньями в Новоржевском уезде; у него было наследственных 110 душ, да благоприобретенных 97 душ, да за женой 85 душ. Женат он был на Екатерине Михайловне Семенской. Михаил Васильевич — младший сын Василия Яковлевича и Екатерины Михайловны Чихачевых, родился он 8 апреля 1806 г.; у него было два брата: Дмитрий (р. 1794) и Александр (р. 1801), и две сестры: Екатерина (р. 1789) и Ольга (р. 1797), в замужестве Кутузова. Все три сына Чихачевы были определены в военную службу. Младший, Михаил Васильевич, был привезен отцом в Петербург, как и Дмитрий Александрович Брянчанинов, в 1822 г. Он хорошо сдал приемный экзамен в Главное Инженерное училище и тоже был зачислен пансионером Великого Князя Николая Павловича. Впервые встретившись в Инженерном училище, молодые люди вскоре подружились. Несходство их характеров: Дмитрий Александрович был серьезен, задумчив, сосредоточен в самом себе, а Михаил Васильевич несколько рассеян, говорун, весельчак, привыкший дома «к баловству и болтовне», — не мешало их искренней дружбе, но с самого начала определило их отношения. Михаил Васильевич предался Дмитрию Александровичу, как сын отцу, как младший старшему. А Дмитрий Александрович привязался к нему, как к младшему любимому брату, который на протяжении всей его жизни оставался, может быть, самым близким ему человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Вне реальности – только ложь, как бы «высоко» или «низко» она ни выглядела. Когда Господь спросил учеников: «за кого почитает Меня народ»? – в ответ посыпалось множество самых удивительных, но далеких от истины мнений: одни почитали Его «за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорили, что один из древних пророков воскрес». Но некоторые о Нем говорили и то, что Он просто-напросто обманщик, и «обольщает народ» ( Ин.7:12 ). Вне истины самые «возвышенные» варианты лжи смыкаются с самыми простыми и низменными. А мы должны пребывать в реальности – и душой, и плотью и кровью. Мы должны держаться «Главы, от Которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». А говорить правильные слова, не живя ими, иметь вид благочестия, не имея его силы ( 2Тим.3:6 ), – значит подавать повод к глумлению над Христом и христианством. Поэтому когда Петр на вопрос Спасителя: а сами они за Кого Его почитают? – от лица всех учеников Духом Святым ответил: «За Христа Божия», – Господь все же «строго приказал никому не говорить о сем». Еще земной путь Христов не стал реальностью; еще не пригвоздил Он ко кресту бывшее против нас рукописание; еще не посрамил враждующие против нас начала и власти; и еще не оживил нас вместе с Собою, простив нам все грехи. Вторник. О противоестественном Лк.9:23–27 Кол.2:20–3:3 В послании к Колоссянам Апостол пишет: «Итак, если вы со Христом умерли»… А через несколько строк читаем: «Итак, если вы воскресли со Христом»… И тут же снова: «Ибо вы умерли»… Итак, живы мы или мертвы? Умерли или воскресли? И вообще: что для нас жизнь и что смерть? В мирском сознании они не терпят друг друга рядом. Или одно, или другое. Пусть еле теплится, но это – жизнь. Пусть героическая, достойная удивления, но это – смерть. Но для христианина, по слову Апостола, «жизнь, или смерть… – все ваше» ( 1Кор.3:22 ). Апостол и укоряет тех, кто как бы не до конца умер: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире», делаете нечто, не свойственное этому состоянию? И тех же людей он укоряет как бы в неполном воскресении: «если вы воскресли со Христом», то и делайте то, что безусловно доказывает подлинность вашего воскресения. Заметим, что не говорит Апостол: «если вы хотите умереть», или «если вы хотите воскреснуть», но в обоих случаях утверждает: «вы воскресли», или: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вне реальности – только ложь, как бы «высоко» или «низко» она не выглядела. И когда Господь спросил учеников: «за кого почитает Меня народ?» – в ответ посыпалось множество самых удивительных, но далёких от истины мнений: одни почитали Его «за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорили, что один из древних пророков воскрес». Но некоторые о Нём говорили и то, что Он просто-напросто обманщик и «обольщает народ» ( Ин.7:12 ). Так что вне истины самые «возвышенные» варианты лжи смыкаются с самыми простыми и низменными. Но реальность – только тогда реальность, когда мы в ней всецело с душой, плотью и кровью, когда мы держимся «Главы, от Которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим». А говорить правильные слова, не живя ими, иметь вид благочестия, не имея его силы ( 2Тим.3:6 ), – значит подавать повод к глумлению над Христом и христианством. Поэтому, когда Пётр на вопрос Спасителя: а сами они за Кого Его почитают? – от лица всех учеников ответил: «За Христа Божия», – Господь всё же «строго приказал никому не говорить о сём»: ещё земной путь Христов не стал реальностью; ещё не пригвоздил Он ко кресту бывшее против нас рукописание; ещё не посрамил враждующие против нас начала и власти; и ещё не оживил нас вместе с Собою, простив нам все грехи. О противоестественном Вторник Лк. 9:23–27 Кол. 2:20–3:3 В послании к Колоссянам Апостол пишет: «Итак, если вы со Христом умерли…» А через несколько строк читаем: «Итак, если вы воскресли со Христом…» И тут же снова: «Ибо вы умерли…» Итак, живы мы или мертвы? Умерли или воскресли? И вообще: что для нас жизнь и что смерть? В обычном мирском сознании они терпят друг друга рядом. Или одно, или другое. Пусть еле теплится, но это – жизнь. Пусть героическая, достойная удивления, но это – смерть. Но для христианина, по слову Апостола, «жизнь, или смерть… –всё ваше» ( 1Кор.3:22 ). Апостол и укоряет тех, кто как бы не до конца умер: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире», делаете нечто, не свойственное этому состоянию? И тех же людей он укоряет как бы в неполном воскресении: «если вы воскресли со Христом», то и делаете то, что безусловно доказывает подлинность вашего воскресения. Заметим, что не говорит Апостол: «если вы хотите умереть», или «если вы хотите воскреснуть», но в обоих случаях утверждает: «вы воскресли», или: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Виктор решил помочь ему открыть частную клинику. Не желая иметь дел с бандитами, он наживает себе врагов, которые решают присвоить его бизнес. Однако сын с отцом становятся вместе на пути криминала. Николай Ерёменко-младший: «Кинодраматург Валентин Черных принёс сценарий с ролями для меня и для “старшего”... Отцу вот-вот должно было исполниться семьдесят, хотя у меня всегда было ощущение, что по сравнению со мной он мальчишка, в тот момент отец показался каким-то... потухшим. Мне захотелось его встряхнуть. И я рискнул на режиссёрский дебют. Сам факт моей режиссуры я сегодня расцениваю как испуг: я не привык сидеть без дела, а как раз на эти годы пришёлся и мой “кризис среднего возраста”, и начало падения кинематографа. А поскольку я считаю, что единственное, в чём человечество достигло совершенства, так это в искусстве самооправдания, то я придумал себе тьму самооправданий. Но главное, мне надо было вытащить отца из ощущения старости. Всё, что не реализовано в жизни – реализовано в этом фильме. И народ выходил после него с хорошим настроением, как в советские времена. Это ностальгия по старому кино, старому времени и одновременно прощание с ним». В 2001 году Еременко-младший снялся в тандеме с Натальей Андрейченко в фильме «Подари мне лунный свет» Наталья Андрейченко: «Для меня “Лунный свет” – это, прежде всего, открытие личности Николая. Я знала Ерёменко всю свою жизнь, но как звезду, легенду, супергероя. И никогда не думала, что Коля – ТАКОЙ человек! То ли высокомерный образ, который он нёс с экрана в фильме “Красное и черное”, был в этом виноват, то ли разговоры о нём в прессе. Но, когда мы познакомились, я была приятно удивлена. Когда мы были на съёмках, то каждый день вместе устраивали спортивные пробежки. Он был очень спортивным». Незадолго до своей кончины Ерёменко-младший признался в одном из своих интервью, что у него начинается новая жизнь. Он мечтал играть тонкие психологические образы и готовился к съёмкам в телесериале, где для него была написана роль почти чеховского героя – врача. Нереализованным остался и другой кинопроект «Пираты – XXI века», где по сюжету артист Николай Ерёменко-младший попадал в ситуацию своего героя из ставшего культовым боевика про флибустьеров XX века.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/15/on_ost...

5. Притча о блудном сыне (Лук. 15:11–32) Человек некий име два сына ( Лк.15:11 ). «У некоторого человека было два сына», так начал Господь Иисус Христос, непосредственно после притчей о заблудшей овце и потерянной драхме, притчу о блудном сыне. Под образом некоторого человека Спаситель не раз один изображал Бога Отца. И на сей раз не погрешим, если будем разуметь вообще Бога, Троичного в Лицах. Дело спасения грешного рода человеческого есть дело всех Трех Лиц. Отец послал в мир Сына. Сын, Господь наш Иисус Христос, Своим учением, страданиями, смертью и воскресением совершил спасение. Третье Лицо Пресвятой Троицы, Дух Святой животворит людей, усвояя верующим во Христа плоды искупления и освящая их. Из двух сынов, по порядку рождения, старший изображает народ избранный и особенно вождей этого народа, книжников, законников, фарисеев. Под образом младшего сына разумеются вообще грешники, оставившие Бога, забывшие Его святые заповеди, и частнее мытари и язычники. И рече юнейший его отцу: отче, даждь ми достойную часть имения ( Лк.15:12 ). «И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения». Младший сын, а не старший является сыном блудным. Это, конечно, означает то, что молодым вообще свойственнее необдуманность, неразумие, легкомыслие и тщеславие. Но, видно, и этот младший имеет возраст совершенный. Он как бы на законном основании просит выделить следующую ему часть имения. До сей просьбы жил он в довольстве, в любви у отца и в послушании. Но родительская опека начала стеснять его. В душе юноши зарождается греховный помысел обособиться от отца. Он возрос, может сам себе быть господином. Внутреннее обособление от родительской опеки уже совершилось. За ним последовало скоро и внешнее отпадение. И раздал има имение. «И отец разделил им имение». По закону Моисееву младший брат получал половину доли старшего ( Втор.21:17 ). Конечно, отец имел право и не отпустить сына от себя, или не дать ему ничего. Но какая польза была бы для него удержать сына, который уже в душе отделился, а теперь, пожалуй, стал бы оказывать непослушание, а быть может и оскорбления? Пусть неразумный сын горьким опытом дознает, как безрассудно поступил он, и научится ценить любовь отца и счастье быть с ним и в послушании у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Здесь я впервые вкусил сладость молитвы, чувство легкости после Исповеди и силу слова Божия После службы в армии по ее совету поступил в семинарию. В стенах лавры провел 8 лет: 4 года в семинарии, потом в академии, и помню каждый день, проведенный под покровом преподобного Сергия . Никогда, ни в годы учебы, ни потом, не была для меня лавра бурсой. Я любил ее, колыбель моих самых счастливых лет жизни. Здесь я впервые вкусил сладость молитвы, чувство легкости после подробной Исповеди и пронзительную силу слова Божия, сообщенного на учебной проповеди устами моего же сокурсника. Мне дороги стены Троицкого храма, иконы и фрески, конечно, рака Преподобного с его святыми мощами. Люблю и Трапезный, его простор, вид с галереи. Незабываемо чувство устремленности вверх в Успенском и ощущение пудовых гирь на ногах, когда поднимаешься на Исповедь в надвратную Предтеченскую церковь. До сих пор помню запах старых книг в библиотеке и звон лаврского колокола. Помню даже то, чему учили замечательные наши профессора и преподаватели. «Иных уж нет, а те далече»... Братья из Крюкова и мы Гражданская история в духовных школах преподавалась вполне лояльно к советской власти, даже теми же словами, что и за монастырскими стенами. В 1960-е годы в Советском Союзе иначе и быть не могло. Но участие в богослужениях, лекции по основам общего богословия, гомилетике, истории Церкви, вера, наконец, заставляли иначе смотреть на многое. В свете веры и знаний, полученных помимо учебников, объяснение революции противоборством одних только «классовых сил» походило на рисованные картинки в каком-нибудь журнале. Будто и не было в то время живых людей. А ведь именно они совершали поступки, они были участниками событий, составляли ее плоть. Я часто думал о роли крестьянства, простого народа в революции, и всегда останавливался перед мыслью о безотчетном его стремлении к самоуничтожению. Словно не свою волю исполняли наши предки, убивая отцов и братьев, наказывая самих себя. О борьбе «красных» и «белых» на занятиях всегда говорили только с позиции победителей, а я в глубине души сочувствовал побежденным. Мне было жалко их, защищавших дом, веру, но отступивших перед большей силой. Как-то мама рассказала мне историю наших соседей, двух братьев, оказавшихся по разные стороны в Гражданской войне. Младший был большевиком, да так радел о благе «мирового пролетариата», что не пожалел и единокровного своего брата. Тот, раненный, скрывался в родном доме, а младший донес на него своим командирам, и чуть ли не сам его расстреливал. Боясь осудить человека, мама даже имен их не называла, так и говорила: «младший» и «старший». Впоследствии младший дослужился до председателя сельсовета, но долго на высоком посту не усидел. Сгорела ферма, пострадало колхозное стадо, а виновным признали его и тоже расстреляли.

http://pravoslavie.ru/133148.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010