—     Скажите, а у мамы в молодости не было ропота, что вот она молилась-молилась, а папа так и не вернулся? —    Это мы сейчас, наше поколение, если пять минут попросим о чем-то, тут же и обижаемся, что Господь нас не слышит. «Как же так? Наша молитва ни к чему!» А вспомните Авраама — сколько лет он молился о чадах? —     Ну, на это можно сказать: «Авраам — это так далеко. Я — не Авраам». А вот когда близкие к нам по времени люди... —    Просто главное, что эти люди умели,—предавать себя в волю Бога. А мы все творим свою волю. «Господи, да будет по воле Твоей, но чтоб она совпадала с моей». —А откуда они это умели? —    Впитывали с молоком матери. А сейчас — кто-то из батюшек сказал: «Сейчас есть две категории: православные и „православнутые“». И вот мы часто бываем именно «православнуты-ми». Православными по форме. А там все это шло из сердца. —А об отце Владимире много лет было ничего неизвестно? —    Да, но мы с детства каждый день всей семьей молились: «Господи, дай нам узнать, как умер дедушка Володя». Сейчас мы знаем — отец Владимир был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне, он прославлен как священномученик. Конечно, это представить очень сложно: твой близкий человек — святой... —     А как так получилось, что в конце жизни мама приняла монашество? —    Мама скончалась в восемьдесят девять лет. За несколько лет до этого она уже чувствовала всякую немощь и одна оставаться не могла. Поэтому она жила под крылышком у детей — или в Бутове, где настоятель — мой младший брат, отец Кирилл, или в Зачатьевском монастыре, где матушка Иулиания — игумения. Потом мама окончательно перебралась в Зачатьевский монастырь. Когда она стала жить в монастыре, то ей неоднократно говорили: «Вам надо принять монашество». На что она всегда отнекивалась: «Зачем всем обязательно принимать монашество?» Никакого такого намерения у нее не было. И вот осенью 2008 года обитель посетил старец отец Илий 25 . К этому времени мама уже самостоятельно не передвигалась, ее возили в кресле-каталке. Вывезли ее под благословение к старцу — а он возьми и скажи: «А вам надо принимать постриг. И не откладывать. Не позднее Великого поста». Мама просто была в шоке. Но потом она сказала: «Я всю жизнь привыкла быть в послушании. И как я теперь не послушаюсь?» А через некоторое время монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. И матушка Иулиания сказала ему о благословении старца по поводу мамы. И Патриарх тоже маму благословил и сказал, что надо Рождественским постом постриг и совершить. И назначил день — 5 декабря... Это, кстати, день, в который в 1925 году мама приняла Святое Крещение. Они, как баптисты, в младенчестве не были крещены, а в 1925 году, когда дедушка Володя тяготел уже к Православию, он детей крестил в православной вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В 1935 году он был почислен за штат, но есть сведения, что до 1937 года он еще изредка служил в Палкино. Во время войны его приехали арестовывать. На двух машинах вывезли иконы, книги и все вещи. От потрясения отца Константина парализовало. Его не тронули, оставили дома, и почти всю войну он был прикован к постели. Трагически сложилась и его семейная жизнь. Он рано овдовел, его супруга скончалась от туберкулеза, оставив на его попечении детей, которых отец Константин воспитывал один. Две войны забрали у него почти всех сыновей: старший, Димитрий, был расстрелян в гражданскую; еще трое – Василий, Сергий и Иоанн – погибли во время Великой Отечественной. А младший сын, Константин, умер в младенчестве. В живых остались только две дочери. В монашество отец Константин был пострижен, возможно, архиепископом Ювеналием (Килиным) 76 , с которым они в одно время подвизались на Белой горе. Постриг в схиму был тайным, кем он был совершен – неизвестно. Свое старческое служение отец Константин нес не в тиши монастыря, а посреди мира. Жил в Свердловске, в семье дочери, помогал внукам, занимался с правнуками и безотказно принимал посетителей. Его сердечного тепла хватало на всех. У его старшей дочери Раисы был очень тяжелый характер, так что скорби старец терпел и от своих близких, но нес свой крест с истинным смирением. Рассказывают такой случай. Семья отца Константина жила очень бедно, а во время войны – особенно. Один раз, когда в доме совсем не осталось еды, отец Константин вместе с внуком Василием пошел на рынок, чтобы продать кое-что из домашней утвари и купить хоть немного продуктов. Простояли целый день, замерзли, но вернулись ни с чем. А дома оказалось, что Раиса выкупила хлеб по всем трем карточкам и по вражьему наущению весь его съела, не оставив им ни крошки... Василий в гневе хотел запустить в нее табуреткой, но отец Константин остановил: «Оставь. Молитвами сыты будем». Помолились и легли спать, так и не поев. Иногда Раиса с веником выходила на улицу навстречу посетителям старца, вставала на тропинке, ведущей к дому, и начинала ее мести: не пускала их, а могла и накричать, и отругать.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

436 Пселл имеет в виду представления Платона, изложенные в диалоге «Тимей», согласно которым земле как одному из четырех элементов («родов») бытия приписывается вид куба (см. Платон. Сочинения, т. 3, ч. 1. М., 1971, с. 498 и прим. 85). 437 Время Михаила VII было периодом тяжелейшего внешнеполитического кризиса империи. Поражение при Манцикерте в 1071 г. практически открыло сельджукам беспрепятственный путь в Малую Азию. В этом же году норманны взяли Бари – последний оплот византийского господства в Италии – и начали наступление на Балканы. Одновременно усилился нажим на Византию со стороны кочевых народов – печенегов и угров. 439 Жена Михаила VII – Мария или Марфа (по византийским источникам Аланская) – дочь грузинского царя Баграта IV, в будущем супруга императора Никифора Вотаниата, сменившего на престоле Михаила VII. О ее красоте с восхищением пишут и другие византийские историки. 440 Сын Михаила VII Дуки Константин родился в 1074 г. В младенчестве он был обручен с дочерью предводителя сицилийских норманнов Роберта Гвискара Еленой. Однако этот брачный контракт был расторгнут с приходом к власти Никифора III Вотаниата. В дальнейшем его обручили с Анной, дочерью царя Алексея I Комнина, будущей знаменитой писательницей Анной Комниной. Константин, однако, умер, не дожив до совершеннолетия. Анна Комнина дважды восторженно воспевала красоту юного Константина (Анна Комнина. Алексиада. М., 1965, 78, 117). 441 Аякс Теламонид – один из самых сильных и мужественных героев греческой мифологии, сражавшихся под Троей. 442 Нестор – «мудрый старец» гомеровского эпоса, Неоптолем – юный сын Ахилла. Рассказ о наставлениях, которые Нестор давал Неоптолему, содержится в «Гиппии Большем» Платона. 445 Константин, младший брат Михаила VII (родился в 1060 г.), уже в ранней юности проявил себя отважным воином. Он погиб в 1081 г. в битве с норманнами при Диррахии. 446 Элиан (конец I –начало II в.) – известный в античности и в средние века автор трактатов и руководств по военному делу. Аполлодор из Дамаска – знаменитый римский архитектор и инженер начала II в., автор «Полиоркетики» – руководства по осаде городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Свадьба состоялась в Успенском соборе всего несколько дней спустя после венчания Ивана Грозного на царство. Венчал их святитель митрополит Макарий, напутствовавший молодых хранить верность Православной Церкви, быть милостивыми, не слушать клеветников. Анастасия была любимой женой Ивана Грозного, и, если бы ее не отравили приближенные, русская история, возможно, пошла бы по другому пути. Она имела на царя влияние и наставляла его «на всякие добродетели». Она одна своим умом, тактом и кротостью умела успокоить его гнев, смягчить его суровое сердце, при этом нисколько не стремясь к власти и не вмешиваясь в государственные дела. Анастасия подарила мужу шестерых детей, из которых три сына поочередно были наследниками престола. Первый, Дмитрий, которому в 1553 году опасно заболевший царь велел присягать своим боярам (когда и выявилась первая измена) в младенчестве утонул по оплошности няньки, уронившей его в воду. Второго наследника, царевича Ивана, убил сам отец много лет спустя после смерти жены. Лишь третий сын, Федор, вступил на престол. В честь его рождения царица Анастасия обустроила московский Рождественский монастырь. Царица вообще благодетельствовала храмам. Она же основала в Замоскворечье деревянную церковь во имя святой Екатерины при белильной слободе, устроила в Москве первую златошвейную мастерскую, где рукодельничали знатные женщины, а изделия свои – вышитые пелены и покровы – они преподносили в дар храмам. Царица не забыла о пророчестве и много помогала монастырю святого Геннадия в костромской земле. Но более всего пеклась она о московском Георгиевском монастыре, который уже прочно вступил в права владения на бывшем романовском дворе, ибо в 1552 году младший брат царицы Никита Романович купил себе двор на Варварке. Анастасия очень любила Георгиевский монастырь, часто посещала его с венценосным мужем, много жертвовала на его устроение в память тетки-воспитательницы и отчего дома. Она построила рядом с ним церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы, разобранную только в 1793 году: из ее камня построили знаменитую церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду.

http://pravoslavie.ru/3821.html

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА Положение царского дома. – Будущие династии. – Смуты при утверждении Феодора на престоле. – Царское венчание Феодора. – Смерть боярина Никиты Романовича; Годунов и его борьба с Шуйскими. – Образ царя и правителя. Иоанн Грозный, собственно говоря, был последний московский государь из Рюриковской династии. Собирание земли, уничтожение прежних родовых отношений между князьями и коренившегося на этих отношениях положения дружины не обошлись без насильственных, кровавых явлений, которые, усиливаясь все более и более, под конец достигли страшных размеров и принесли свои плоды: боковые линии в потомстве Василия Темного пресеклись: князья этих линий перемерли беспотомственно в темницах или погибли насильственною смертию; наконец, вследствие страшной привычки давать волю гневу и рукам, Грозный поразил смертельно старшего сына, поразивши, как говорят, и внука в утробе материнской. Отчаяние сыноубийцы должно было увеличиваться сознанием того положения, в каком он оставлял свое потомство: младший сын Феодор был не способен к правлению; потом родился у Иоанна от пятой жены еще сын, Димитрий; но этот при смерти отца был еще в пеленках. Таким образом, и по смерти Грозного государство находилось в таком же положении, как и по смерти отца его: хотя сын Грозного, Феодор, вступил на престол и возрастным, но был младенец по способностям, следовательно, нужна была опека, регентство и открывалось поприще для борьбы за это регентство. Но так как младенчество Феодора было постоянно и он умер, не оставя кровных наследников, то борьба бояр за регентство в его царствование получает уже новое значение: здесь должны были выставиться не могущественнейшие только роды боярские, но будущие династии: две из них погибли в борьбе, в бурях Смутного времени, третья утвердилась на престоле Рюриковичей. Из князей Гедиминовичей большим почетом пользовалась фамилия князей Мстиславских; при смерти Иоанна князь Иван Федорович Мстиславский занимал первое место между боярами, но члены этой фамилии не отличались никогда значительными способностями, энергиею; гораздо виднее в этом отношении была младшая линия знаменитого Патрикеевского рода, линия князей Голицыных, и представитель ее, князь Василий Васильевич, является искателем престола в Смутное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

     В марте этого года схиархимандриту Илию (Ноздрину) исполнилось 85 лет. Как Бог действует через преданные Ему души, спасая Россию, – этот рассказ. Родился будущий схимник в 1932 г. на Орловской земле в деревне Редькино, в 1969 г. вошедшей в состав села Становой Колодезь. Храм в центре села уже был закрыт: в начале 1930-х гг. службы проводились уже либо тайно, либо где-то по домам. Афанасий Иванович и Клавдия Васильевна Ноздрины новорожденного сына крестили в храме Казанской иконы Божией Матери в соседнем селении Яковлево, где уже в наши дни по благословению схиархимандрита Илия воссоздан храм. В православной традиции имянаречение происходит на 8-й день после рождения, а у будущего схимника он выпадал на празднующуюся уже тогда Державную икону Божией Матери. Крестили младенца с именем Алексий, в память празднуемого преподобного Алексия, человека Божия. Разве это не было уже тайным благословением на отречение от мира? Всего в семье было четверо детей: старший брат Иван, сестра Анна, младший брат Сергей. Еще один братик умер в младенчестве, – тогда через похороны детей проходила буквально каждая семья. Русские дети в оккупированной деревне      В самом Становом Колодезе, что в нескольких километрах от Редькина, в закрытом Покровском храме, где некогда был старостой дед нынешнего схимника Иван, советская власть устроила школу. Да так, что вход намеренно был сделан через алтарь, а ступенями служили надгробия разоренного кладбища, что было вокруг действующей уже более века церкви. Детвора, конечно, об этом ничего не знала. А взрослые, насильственно сгоняемые в колхозы, где даже зарплату не платили, а лишь ставили галочки-трудодни, все больше молчали. Год, когда Алеша пошел в школу, выдался на самые лютые репрессии. Учителя, разумеется, преподносили все в той обстановке именно так, как предписывала советская пропаганда. Царскую семью охаивали, гимн Советского Союза, как он только был написан, заставляли учить наизусть. Раньше русские дети наизусть сызмальства учили Псалтирь, по ней и осваивали грамоту. Но тогда уже наступили совсем иные времена… Благо Алеше повезло: у него верующей была тетя, она приезжала из Москвы, и они вместе исходили все открытые еще храмы в округе да ездили на службы в действующие церкви Орла. Она наставляла племянника церковнославянской грамоте, а как подрос, стала привозить редкую духовную литературу.

http://pravoslavie.ru/103303.html

его близкие и друзья, гл. обр. младший брат свт. Григорий Нисский и свт. Григорий Богослов, старались вообще не упоминать о Евстафии Севастийском и его влиянии на жизнь свт. Василия, приписывая святителю и его семье инициативу создания и организации аскетического движения в Каппадокии и Понте. Как и общины Евстафия, монахи свт. Василия составляли братство, т. е. новую семью, живущую по заповедям Евангелия (Ibid. 10. 2; Greg. Nyss. De vita Macr. 16. 2), состоявшую из раздельно живших мужчин и женщин ( Basil. Magn. Asc. fus. 33), к-рые составляли вместе «двойной» мон-рь. Каждая из 2 частей мон-ря находилась под руководством настоятеля-пресвитера (προεστς, πρεσβτερος) или настоятельницы-пресвитериссы (προεστσα, πρεσβυτρα), которые являлись духовным отцом и матерью соответственно муж. и жен. половины общины. Управление всем мон-рем могло быть возложено как на мужчину, так и на женщину ( Idem. Ep. 173). Члены братства были обязаны оказывать настоятелю и настоятельнице полное послушание, отрекаясь от собственной воли ( Idem. Asc. fus. 24; 28; 41), открывали им помыслы (Ibid. 26). Начальственные лица опирались в управлении мон-рем на заместителя (τερος, Ibid. 45), а также на советы «мудрых», т. е. старших и более опытных братьев (Ibid. 48). Между различными братствами не существовало иерархии. Они составляли скорее федерацию общин, т. к. все общие вопросы решались собранием настоятелей, к-рое могло в т. ч. избирать новых глав общин (Ibid. 43; Idem. Asc. br. 303). Тем не менее некоторые мон-ри (мон-рь прп. Макрины в Понте и «дом бедных» в Кесарии), видимо, пользовались особым влиянием и авторитетом. Членами общины могли быть как взрослые, так и дети, в т. ч. из состоятельных семей ( Idem. Asc. fus. 10; Idem. Ep. 277. 8-10). В евстафианской традиции было принято посвящать детей Богу с самого рождения (PG. 31. Col. 625A), и сам свт. Василий отцом был посвящен Богу с младенчества ( Greg. Nyss. In Basil. fratr. 19. 1-5). Новоначальные проводили свою жизнь отдельно от общины, проходя подготовительный период послушничества, занимаясь изучением Свящ. Писания ( Basil. Magn. Asc. fus. 45) и привыкая к правилам, подобно тому как Евстафий и Аэрий в свое время учились в школе с аскетическим уставом. Принятие в общину сопровождалось принесением в присутствии епископа обетов безбрачия (Ibid. 15), бедности и уходом из семьи (Ibid. 14). Содержание монашеской жизни в общинах свт. Василия состояло в 3 видах деятельности: изучении Свящ. Писания, которое для свт. Василия и Евстафия Севастийского являлось единственным истинным правилом и нормой аскета (Ibid. 5. 3), физическом труде и молитве, гармонично сочетавшихся.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

13 Данная часть статьи в сокращенном виде вошла в состав публикации “Православное слово в Японии” (Церковь и время. 2006. 1). — Ред. 24 Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев. В 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением Замечаний его о Японском Государстве и народе. Ч. 1–3. СПб., 1816. 25 Иеромонах Алексий Виноградов. История Библии на Востоке: с обзором метода и условий благоприятных и неблагоприятных ее переводам и распространению с христианскою церковью у разных народов. Т. 1: Китайское государство, Корея, Япония, Бурма, Аннам, Сиам и др. СПб., 1889–1895. С. XXVII. 27 Это издание Азиатского департамента МИД России получило Демидовскую премию Петербургской академии наук в 1858 году. 28 Николай Благоразумов — однокашник будущего владыки Николая — стал священником. Находясь в Москве, он был здесь сотрудником Японской миссии и оказывал помощь святителю Николаю и юной Японской Церкви в течение всего времени служения Владыки. 29 Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Кн. I. Миссионерский год в Японии. Тверь, 2004. С. 199. 31 Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии в семье диакона Дмитрия. У отца будущего Святителя Дмитрия Ивановича Касаткина было четверо детей: первенец Гавриил, умерший во младенчестве, старшая дочь Ольга, второй сын Иван и младший сын Василий. Когда Ване было пять лет, семья потеряла мать и за детьми стала ухаживать старшая сестра Ольга, муж которой служил диаконом в сельской церкви. Будущий Святитель учился в Бельском духовном училище, затем — в Смоленской Духовной семинарии, а по ее окончании первым учеником в 1856 году поступил на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию. 32 Архимандрит Сергий. На Дальнем Востоке (Письма японского миссионера). Сергиев Посад, 1897. С. 92–93. 33 И в Японии жатва многа… Письмо русского из Хакодатэ. Приложение к Дневникам св. Николая Японского/Сост. К. Накамура и др. Хоккайдо, 1994. С. 709–710.

http://pravmir.ru/hristianstvo-i-perevod...

«В моем родном селе Березе»: О родине святителя Николая Японского Крест в деревне Береза «Праздник в моем родном селе Березе, – этими словами начинается страничка в дневниках святителя Николая Японского. – Родные, должно быть, и обо мне вспоминают». Вспоминают о равноапостольном Николае и в Москве. С 24 октября по 31 декабря 2006 года в домовом Татианинском храме МГУ (ул. Б. Никитская, 1) проходит выставка, посвященная 170-летию со дня рождения великого русского миссионера. Иван Дмитриевич Касаткин родился 1/13 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии. У отца будущего миссионера, диакона Димитрия, было четверо детей: первенец Гавриил, умерший во младенчестве, дочь Ольга, второй сын Иван и младший сын Василий (он стал священником и служил в г. Сызрани). Когда Ване было пять лет, семья потеряла мать и за детьми стала ухаживать старшая сестра, муж которой служил диаконом в сельской церкви. Будущий святитель учился в Бельском духовном училище, затем – в Смоленской духовной семинарии, а по ее окончании первым учеником в 1856 году поступил на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. 21 июня 1860 года Иван Касаткин принял монашеский постриг с именем Николай, 29 июня был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха. Затем последовала долгая дорога в Японию. Зиму с 1860 на 1861 год иеромонах Николай провел в городе Николаевске, где епископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов), будущий святитель Московский, наставлял молодого пастыря. Святитель Николай лишь дважды ненадолго возвращался на родину: в 1869–1870 годах для ходатайства об учреждении Русской духовной миссии в Японии и в 1879–1880 годах в связи с епископской хиротонией и сбором средств для нужд миссии. В дневниках святителя сохранились его воспоминания о встрече с родными, единственной за время его полувекового служения в Японии. «Вид Березы – зеленая крыша Церкви… Отправился тотчас же на реку Березу смыть грязь дороги, – пишет епископ Николай 26 июня 1880 года. – Одна природа искупала тоску и утешала».

http://pravoslavie.ru/606.html

Ко времени, когда Лука взялся за составление своей книги, Евангелия от Матфея и от Марка уже были написаны, и Лука был уже с ними знаком. Кроме этих рукописей у него, видимо, были и другие. Лука пользовался также и устными преданиями. Среди них – рассказы о рождении и детстве Иоанна Крестителя, которые Лука включил в свое повествование о жизни Спасителя. 1-я и 2-я главы посвящены младенчеству Иисуса. Так как сам Лука родился не в Палестине и обращался к христианам из язычников, большинство из которых там не было, то в его рассказе меньше бытовых подробностей, он хуже знает обстановку, в которой происходили евангельские события. Как историк, Лука старается тщательно уточнить время происходящих событий, упоминает царей и правителей, при которых они происходили. Лука дает тексты молитв, которые употребляли первые христиане: молитва Захарии, песнь Богородицы, песнь ангелов. Лука старается показать человеческую сторону Божественной Личности Господа, чтобы подчеркнуть Его единство со всем родом человеческим и благовествовать о том, что Спаситель пришел ко всем народам. Даже родословие Христа он ведет не от Авраама, родоначальника богоизбранного народа, а от праотца всего человечества Адама. План Евангелия от Луки. 1. Вступление (первые 4 стиха). Рождение Иоанна Крестителя, Рождество и детство Христа (1–2 гл.). 2. Подготовка Христа к служению (3–4 гл.). Служение в Галилее (4–9 гл.). 3. Путь в Иерусалим (9–19 гл.). 4. Проповедь в Иерусалиме (19–21 гл.). 5. Страсти Христовы. Воскресение (22–24 гл.). ЕВАНГЕЛИЕ от ИОАННА. Святая Церковь называет Иоанна, написавшего четвертое Евангелие, Богословом. Он младший брат апостола Иакова, сын рыбака Заведея и Саломеи. Мать его сопровождала Спасителя и вместе с другими женщинами служила Ему. За порывистый характер братьев Иакова и Иоанна прозвали Воанергес, то есть “сыны грома”. В юности Иоанн был учеником Иоанна Крестителя. Когда к тому пришел Спаситель, Иоанн Креститель, указав на Господа, сказал Андрею и Иоанну, что это и есть Агнец Божий. То есть в соответствии с пророчествами назвал Его Мессией и Спасителем. Тогда оба апостола пошли за Христом. Иоанн вместе с Петром и Иаковом был со Спасителем на горе во время Преображения. Был он и свидетелем Гефсиманского моления о чаше. Во время тайной вечери он как любимый ученик возлежал на груди у Господа. Умирая на Кресте, Христос поручил ему заботиться о Своей Пречистой Матери. Иоанн одним из первых услышал о Воскресении Христовом, а после Его Вознесения проповедовал Евангелие в Иудее и Самарии. По преданию, последние годы жизни он провел в Ефесе и умер там после 100 года по Рождестве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010