32Когда они выходили, им встретился человек из Кирены, по имени Симон, которого они понудили нести Его крест. 33И когда пришли они на место, именуемое Голгофа, что означает Лобное Место, 34давали они Ему пить вино, смешанное с желчью; и Он, отведав, не захотел пить. 35А распяв Его, стали делить между собой одежды Его, бросая жребий; 36и сев, стали Его там сторожить. 37И поместили над головой Его надпись с указанием вины: «Это Иисус, Царь Иудейский». 38Тогда распяли вместе с Ним двоих разбойников, одного по правую руку, другого по левую. 39А кто проходил мимо, хулили Его, качая головами 40и приговаривая: «Ты, что можешь разрушить Храм и в три дня восстановить его! Спаси Самого Себя, если Ты – Сын Божий, и сойди со креста!» 41Подобным же образом глумились и первосвященники вместе с книжниками и старейшинами, говоря: 42«Других спасал, а Самого Себя спасти не может! Это – Царь Израиля, пусть сойдет сейчас со креста, и мы уверуем в Него!». 43«Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он Ему угоден!» «Он же сказал, что Он – Божий Сын». 44Также и разбойники, распятые вместе с Ним, поносили Его. 45А от шестого часа до часа девятого сделалась тьма по всей земле. 46Но около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» Это означает: «Боже мой, Боже мой! Зачем Ты оставил Меня?» 47А некоторые из тех, что стояли там, услышав это, говорили: «Он Илию зовет!» 48И один из них тотчас побежал, взял губку и, окунув ее в уксус и водрузив на трость, дал ему испить. 49А другие говорили: Оставь! Посмотрим, придет ли Илия спасать Его». 50Но Иисус, еще раз возопив громким голосом, испустил дух. 51И вот, завеса во Храме разодралась надвое; и сотряслась земля, и расселись скалы 52и отверзлись гробницы, и восстали многие тела усопших святых, 53и вышли по восстании Его из гробниц, и вошли в Святой Город, и многим являлись. 54А центурион и его воины, которые стерегли Иисуса, увидев землетрясение и все, что происходило, устрашились, говоря: «Этот человек был воистину Сын Божий!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

33Никто не зажигает светильник, чтобы поставить его в укрытое место или под сосуд; его ставят на подсвечник, чтобы те, кто войдут, видели свет. 34Светильник тела есть глаз твой. Когда глаз твой здрав, то и все тело твое исполнено света; но если он мутен, то и все тело твое исполнено мрака. 35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? 36Но если все тело твое исполнено света, и нет в нем ничего темного, то будет оно все светиться, словно бы светильник молнией облистал тебя». 37И когда Он сказал это, приглашает Его один фарисей отобедать; и Он, войдя, возлег за столом. 38А фарисей был удивлен, увидев, что Он не совершил сперва омовения перед обедом. 39Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, очищаете извне чашу и блюдо, а внутри все у вас исполнено стяжательности и недоброты. 40Нет в вас разума! Разве не Тот, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? 41Стоило бы вам раздать бедным то, что внутри, и все у вас сделалось бы чисто. 42Горе вам, фарисеи, что вы вносите десятину с мяты, и руты, и всякого овоща, а к делам правды и любви Божией нерадивы! А надо было бы и одно исполнить, и другого не забывать. 43Горе вам, фарисеи, что вы так любите сидеть на первых местах в синагогах и быть чествуемы на площадях! 44Горе вам, что вы подобны тайным погребениям, над которыми люди проходят и ничего не ведают». 45А один из числа законоучителей говорит Ему на это: Учитель, такими словами Ты и нам причиняешь обиду». 46Но Он сказал: «И вам, законоучители, горе! На людей вы возлагаете тяжесть непосильную, а сами ни единым пальцем не двинете, чтобы им помочь! 47Горе, вам, что вы воздвигаете надгробия пророкам, которых убили ваши отцы; 48этим вы свидетельствуете, что одобряете дела отцов ваших – они убивали, а вы строите! 49Потому и Премудрость Божия сказала: «Я пошлю к ним пророков и апостолов, и одних они убьют, а на других воздвигнут гонение, 50чтобы с этого поколения взыскана была кровь всех пророков, пролитая от сотворения мира: 51от крови Авеля до крови Захарии, которого умертвили между жертвенником и святилищем!» Да, говорю вам, все взыщется с этого поколения! 52Горе вам, законоучители, что вы взяли себе ключ знания: и сами не вошли, и тем, кто хотел войти, не дали!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

35И ранним утром, встав затемно, вышел Он и удалился в пустынное место, и там молился. 36И поспешили вслед за Ним Симон с товарищами, 37и отыскали Его, и говорят Ему: «Все Тебя ищут!» 38Он говорит им: «Пойдем отсюда в соседние селения, чтобы Мне и там проповедовать! Ибо на это дело Я вышел». 39И пошел Он по всей Галилее, проповедуя в их синагогах и изгоняя бесов. 40И подходит к Нему прокаженный, умоляя Его, и падая на колени, и говоря, что, мол, если Ты хочешь, Ты можешь меня очистить. 41И Он, сжалившись, простирает руку Свою, дотрагивается и говорит: «Хочу, очистись!» 42И с того тотчас сошла проказа, и он стал чист. 43И строго взглянув на него, Иисус оттолкнул его 44и говорит ему: «Смотри, никому ничего не рассказывай! Напротив, ступай, покажись священнику и пожертвуй за свое очищение, что велел Моисей; это и будет им свидетельством». 45А тот, чуть вышел, принялся громко возвещать и разглашать дело, так что Иисусу уж и нельзя стало открыто входить в город, но пребывал он за городом, в местах безлюдных; и к Нему отовсюду приходили. 2 И когда через некоторое время Он снова вошел в Капернаум, прослышали, что Он дома. 2И собралось много народа, так что не было места даже возле самой двери; и Он говорил им слово. 3И пришли к Нему с параличным, которого вчетвером несли на руках; 4и не смогши из-за многолюдства пробиться к Нему, разобрали они кровлю над тем местом, где Он находился, и, сделав дыру, спускают в нее постель, на которой лежал параличный. 5Увидев их веру, Иисус говорит параличному: «Чадо, прощены грехи твои!» 6А были там кое-кто из книжников, и они сидели и думали про себя: 7«Что такое Он говорит? Это же кощунство! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» 8И тотчас познав духом Своим, что они думают про себя, Иисус говорит им: «К чему вы такое думаете про себя? 9Что легче: сказать параличному: «прощены грехи твои», – или сказать: «вставай, бери твою постель и ходи»? 10Но чтобы вы знали, что есть у Сына Человеческого власть прощать на земле грехи», – тут Он говорит параличному:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Печ. по изд.: Муравьев А. Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М., 2007. С. 144–146. 83. Из записки «О поклонниках, отправляющихся к святым местам» С.-Петербург 1832 г. Копия Слушана в Совете министерства иностранных дел 22 сентября 1832 г. Ныне д.с.с. Бутенев представил министерству замечание вице-консула нашего в Яффе титулярного советника Мостраса о способах предупредить неудобства, встречаемые в Сирии к содержанию поклонников. В записке г. Мостраса заключаются следующие предположения: 1) Поставить правилом о выдавании паспортов на путешествие к святым местам только тем лицам, кои имеют достаточные к тому средства или, по крайней мере, не менее пятисот рублей. 2) Предоставить вице-консулу в Яффе взыскивать с каждого прибывшего туда поклонника сто пиастров, которые, будучи сохранены при вице-консульстве до возвращения богомольцев, могут быть употреблены на наем судов для перевоза их обратно в Константинополь. 3) Постановить правилом, чтобы все поклонники по окончании богомолья немедленно возвращались обратно в свое отечество, по примеру поклонников прочих наций. 4) ... 5) В заключение титулярный советник Мострас представляет о необходимости иметь в Иерусалиме агента для защиты от притеснения турков наших поклонников, пребывающих там около полугода. АВП РИ, ф. СПб ГА П-9, оп. 46, д. 3 (ч. 2), л. 45а-54об. 84. Проект журнала совета Министерства Иностранных Дел С.-Петербург 22 сентября 1832 г. Подлинник Сверху резолюция: Согласен. Гр Н 1832-го года сентября 22 дня. В Совете Министерства иностранных дел слушана внесенная по приказанию г-на вице-канцлера прилагаемая у сего записка о разных предположениях касательно российских подданных, отправляющихся к святым местам на поклонение. По внимательном рассмотрении представлений, поступивших по сему предмету от бывшего чрезвычайным посланником и полномочным министром нашим при Порте Оттоманской г-на действительного тайного советника графа Строганова и вице-канцлера нашего в Яффе титулярного советника Мостраса, и по соображению обстоятельств, послуживших поводом к таковым представлениям и в помянутой записке изложенных, Совет признал необходимым принять в отношении к поклонникам следующие меры:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

405 По раввину Ази существовало троякое разграничение. Если вино было посвящено идолу, то несение его даже на палке и весом не более одной маслины оскверняло человека. Далее, вино, приготовленное язычником, было воспрещено, как для личного употребления, так и для продажи. Наконец, вино, приготовленное иудеем, но положенное на сохран у язычника, было воспрещено для личного употребления, но дозволено для продажи. 412 Ber. 45b, a не 45а, как y Derenbourg-a. Подобно сему мне кажется неверным его перевод «limmeralemenm» «citerne vide». Ab. II, 5; Remid. R. 3. 421 Nedar. IV, 3 и даже Ber. 11b. В Ned. IV, 3 разделение это признается единственно действительным. Конечно, в другом смысле Midrash может считаться источником обоих: и Halakhah и Haggadah. 423 Относительно данного предмета было выставлено несколько странных и неосновательных догадок, которые не могут иметь здесь места. Сравн., наприм., две статьи Grätz-a в Monatsschrift Frankel-я за 1857 год стр. 31 и дал., 61 и дал., главные половения которых, однакож, были приняты некоторыми английскими писателями. 424 Талмудические известия зачастую несостоятельны. Сообщаемое ими число членов равняется приблизительно 120. Но новейшие сомнения (Киепеп-а и других) относительно самого учреждения не могут быть названы состоятельными. 427 Ab. I, 4. Zunz основательно укааывает, что если в Ab. I, 4, говорится, что «пара» первая «получила от них», а между тем в повествовании Мишны упоминается только один Антигон, то здесь следует подразумевать Антигона и его учеников и последователей. Пользуемся случаем сказать, что мы будем ссылаться на прежних писателей по данному предмету только в исключительных случаях, потому что здесь потребовалось бы чересчур много ссылок,–но еще более потому, что принятый нами путь доказательств отличается совершенно от пути наших предшественников. 430 Смотр. Приложение IV: «Политическая история иудеев от правления Александра до встуаления на престол Ирода». 431 Γερουσα, 1Мак.12:6; 13:36; 14:28 ; Іos. Ant. ХШ. 4. 9; 5. 8. В то же время некоторый вид правящих γερουσα существовал еще до этого периода, если судить на основании Іos. Ant. XII. 3. 3. Но он употребляет этот термин несколько неопределенно, прилагая его даже ко времени Jaddua (Ant. XІ. 8. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

ко же бо плоти око, тако и мъ въ души, мъ же на мъногы части и различьє Владыкы Бога въсваєтьс, ко же и великыи Павелъ (л.45а) рече: «ином дастьс слово прємдрости, иному же разумъ, другом же сказаниє зыкъ, иному разъсмотрениє, другому же роди зыкъ – все же сдловаєть єдинъ и тъ же Духъ, раздл особь, єм же ко же хощеть». Посмотрим же и подивимся премудрости Господней и этому чудному соединению и изумительному сочетанию! Кто может выразить силы Господни: душа, бесплотная и невидимая, неизреченная и невыразимая, божественным повелением сочетается с телом, оживляет плоть и невидимо даёт ему силу и, наоборот, будучи бесплотной, принимает от тела болезни: когда тело получает раны, душа кричит; когда же душа здорова, плоть радуется. Отличаясь по природе от тела, душа соединена с ним в [одном] существе, общается с ним и восприимчива к плотским страданиям и болезням; тело же страдает от душевных мук и скорбей 361 . Ибо Господь сказал: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле [просить о всяком деле], то, чего бы ни попросили, будет им» ( Мф. 18:19 ). То есть если тело и душа боголюбивы, они вместе хотят вознестись к горнему житию; если, наоборот, [хотят] предаться страсти сластолюбия со смертными, они тем [самым] причастятся геенне, сказал Господь. Как говорит святой апостол, «кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему» ( Рим. 11:34 ), когда Он сочетал душу и тело? Она есть субстанция нетленная, тело же тленно и всему подвластно; она бесстрастна, тело же подвержено всяким болезням, страстям и тлению; душа непостижима и неосязаема, оно же осязаемо и преходяще; она бесплотна и невещественна и устремляется в горние выси; тело, тяжёлое и низменное, клонится вниз к земле, душа же растёт, не умирая, не ослабевая и не исчезая; потому-то тело тянется к земле, состоит из земных стихий 362 и опутано земными несчастьями. Господь сказал: «Из сердца исходят злые помыслы» ( Мф. 15:18 ). Видишь, как нас побеждает помысел сердца, мы же противимся [ему] посредством ума. Как закон, введённый царём, вскоре настигает преступников, так и мы, направив разум на безумие, вскоре низлагаем его, и [тогда] гордость, своеволие и распаление помысла утихают [в] окаянном возбужденном теле. Безумие есть удаление ума, когда душа отвергает его разумное управление в своих делах [и] отступает от своего наставника. Помышление же – это пришествие, наставление и поучение ума. Мы не должны прилагать помыслы к действию ума и тем более использовать ум для обострения помыслов, ибо душа, а не ум будет судима. Что око для тела, то и ум для души 363 , ум же вкладывается от Господа Бога в каждого [человека] особым образом, как сказал великий Павел: «Одному даётся слово премудрости, другому знание, одному истолкование языков, другому различение [духов], иному разные языки, – все это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1 Кор. 12:8–11 ) 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

ч. древнейшим болгарским 3-й четв. XIV в. (РНБ. F. I. 461), положенным в основу издания (Книга на пророк Иезекиил с тълкования/Изд. подгот. от Л. Тасева, М. Йовчева. София, 2003. (=Старобългарският превод на Стария Завет; Т. 2)). В кон. XV в. этот перевод был включен в состав Геннадиевской Библии и в дальнейшем послужил основой всех печатных изданий Библии, начиная с Острожского 1581 г. А. А. Турилов Каноничность книги Кумран. находки свидетельствуют о почитании И. п. к.: среди рукописей Мёртвого м. имеются фрагменты 7 свитков этой книги (для сравнения: из Книги прор. Иеремии - 6 фрагментов, Книги прор. Даниила - 8 фрагментов); кроме того, мн. исследователи отмечают, что И. п. к. имела очень большое значение для экзегезы, часто цитировалась и комментировалась в кумран. документах. Ряд раввинистических текстов свидетельствует о том, что канонический статус И. п. к. подвергался сомнению. Основание для таких сомнений давали главы 1 и 8, содержавшие видение божественного трона (вместе с Быт 1 эти тексты считались мистическими, знакомство с ними для обычного человека могло стать губительным); гл. 16, в составе к-рой оскорбления Иерусалима как блудницы; текст глав 40-48 о храме и богослужении, противоречащий предписаниям законов Пятикнижия. Согласно Вавилонскому Талмуду (Хагига 13а), раввины стремились запретить И. п. к. на том основании, что чтение Иез 1 опасно, однако Ханания бен Хезекия отверг этот запрет. В Талмуде названа еще одна причина, по которой предлагалось исключить И. п. к. из канона: она противоречит законам Пятикнижия (Менах 45а). В Мишне (Мегилла 4. 10) запрещено включать Иез 1 и 16 в традиц. гафтарот - отрывки из пророков, читаемые в субботу после отрывка из Пятикнижия. Синагогальная практика показывает, что по крайней мере в обозримое историческое время этот запрет не соблюдался. Положение И. п. к. после Книги прор. Иеремии в каноне не во всех средневек. евр. кодексах Писания одинаково; существовала др. традиция, помещавшая И. п. к. после Книги прор. Иеремии и перед Книгой прор.

http://pravenc.ru/text/293579.html

К сожалению, и к этой части исследования (к 3-ей главе) полностью относятся замечания, сделанные выше по поводу первой главы. Большое количество ошибок и неточностей свидетельствует о недостаточной документальной базе, с которой мог работать автор. Более того, наличие большой правки в этой главе позволяет думать, что перед нами неокончательный текст, что автор намеревался еще работать над ним. Насколько можно судить по содержащимся в рукописи указаниям, В.Н. Хитрово предполагал со временем написать и вторую главу исследования, посвященную епископу Кириллу (Наумову) , и четвертую – об Антонине (Капустине) , т. е. создать своеобразную тетралогию, доведя повествование о деятельности РДМ до времени возникновения Палестинского Общества. Почему он потом отказался от своего замысла и более к рукописи не возвращался, можно только гадать. Тем не менее, считаем публикацию данного источника чрезвычайно важной, поскольку имеем дело с первым в исторической литературе опытом цельного, с единой точки зрения освещения истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Следующий шаг будет сделан лишь три четверти века спустя, в 1959 г., архимандритом Никодимом (Ротовым). Н. Лисовой 1173 Необходимость создания русского консульства в Иерусалиме сознавалась церковными и светскими дипломатами еще в 1830-е гг. (см., например, предложение вице-консула в Яффе Г. Мостраса, обсуждавшееся в Совете Министерства иностранных дел 22 сентября 1832 г. (АВП РИ, ф. СПб ГА II-9, оп. 46, д. 3 (ч. 2). Л. 45а-54 об.). 1174 Неклюдов Василий Сергеевич (1818–1880) – российский дипломат и публицист. Советник посольства в Афинах в 1850-х гг. (отозван в 1858 г.). В 1860-х – 1870-х гг. сотрудничал как специалист по Восточному вопросу в изданиях М.Н. Каткова: газете «Московские ведомости» и журнале «Русский вестник». Оставшаяся неопубликованной записка Неклюдова читалась и обсуждалась как в МИДовских, так и в церковных кругах. Митрополит Филарет (Дроздов) в письме от 13 ноября 1858 г. писал своему духовнику архимандриту Антонию (Медведеву): «Главная мысль статьи справедлива, и жаль, что наше правительство не размышляло так ранее» (Святитель Филарет, митрополит Московский. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 3. СТСЛ. 2007. С. 79–80). Но правительство ни в конце 1858 г., ни позже так не думало: так думали лишь некоторые грекофильски настроенные чиновники и писатели ( К.Н. Леонтьев , Т.И. Филиппов, Н.Н. Дурново, А.И. Нелидов и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Тогда начал он усиленно клясться: я не знаю Этого Человека. И тотчас пропел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. А когда наступило утро, все первосвященники и старейшины народные, собравшись, постановили предать Иисуса смерти. И связав Его, отвели и передали Понтию Пилату, правителю. Мф 26:2–20 . Ин 13:3–17 . Мф 26:21–39 . Лк 22:43–45А. Мф 26:40–27:2 . Великий четверг, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 108 В то время, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, подошла к Нему женщина с алебастровым сосудом мира драгоценного и стала возливать Ему на голову в то время, как Он возлежал. Увидев, ученики вознегодовали и говорили: к чему эта расточительность? Ведь можно было бы это продать за большую цену и дать нищим. Но Иисус, узнав, сказал им: что смущаете женщину? Доброе дело сделала она для Меня; ибо нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете; возлив это миро на тело Мое, она сделала это для Моего погребения. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано это Евангелие, во всем мире, будут говорить и о том, что сделала она, в воспоминание о ней. Тогда один из Двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал им: что хотите дать мне, и я вам предам Его? Они же отсчитали ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его. Мф 26:6–16 . Великая среда, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 109 В то время воины, взявшие Иисуса, отвели Его к Каиафе первосвященнику, где собраны были книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященника; и войдя внутрь, сидел вместе со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники же и синедрион в полном составе искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти. И не нашли, хотя и много явилось лжесвидетелей. Наконец подошли двое и сказали: Он говорил: «Я могу разрушить храм Божий и в три дня воздвигнуть его». И встав, первосвященник сказал Ему: Ты ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? Иисус же молчал.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Разумеется, само по себе личное местоимение 1-го лица единственного числа (в сопровождении — по-гречески глагола «быть», по-еврейски местоимения 3-го лица) неизбежно употреблялось в самых повседневных контекстах; и все же вчитывание в текст Библии создавал к нему особую впечатлительность, которая ощутима в таинственном обращении с местоимением [ани] «я» в сообщаемых Мишной загадочных изречениях Гиллеля (Suk. 53а) и упомянутом в Вавилонском Талмуде не менее загадочном ритуальном употреблении при чтении на Празднике Кущей Пс 117/118:25 формулы [ани ве-ну] (букв. «я и он») как субститута обращения «Господи» (Suk 45а), ср. к этим текстам проницательные замечания Н. Loeve в кн.: A Rabbinic Anthology, selected with an Introduction by С G. Montefiore & H. Loeve, Meridian Books, 1963, p. 13. Можно упомянуть также позднейший еврейский сюжет из хасидских легенд: постучавший хозяина поздний гость на вопрос хозяина говорит: «Это я!»; набожный хозяин возражает: «Кто смеет говорить " я " , кроме Бога?». Что касается непосредственно Евангелий, необходимо вспомнить, как описывается взятие Христа под стражу в Ио 18:4–6: «И когда Он сказал им: " Аз есмь " , — они отступили назад и пали на землю». Едва ли случайно, что и здесь эти слова вводят торжественное исповедание Христом Своего мессианского достоинства.   Воссевшего по правую руку Силы. Слово «сила» (арам. [хейла]) — один из принятых в благочестивой речи субститутов избегаемого слова «Бог» (ср. выше в Словаре общих понятий, в статье «Царство Божие» о словосочетании «Царство Небесное»).   Шествующего с облаками небесными. Ср. Дан 7:13: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий…». См. «Сын Человеческий» в Словаре общих понятий.   14:63  Разорвав на себе одежды. Ритуальное действие в ответ на услышанное богохульство, в ситуации суда — знак обвинения подсудимого в богохульстве.   15:1  Едва рассвело. Чрезвычайная поспешность действий связана с необходимостью довести все до конца прежде начала Пасхи.   Пилат (Pontius Pilatus) — римский префект Иудеи в 18–37 гг.; поскольку позднее, с 44 г., лица, возглавлявшие оккупационную власть Рима в Иудее, носили титул прокураторов, этот титул часто прилагается к Пилату.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003