К сожалению, и к этой части исследования (к 3-ей главе) полностью относятся замечания, сделанные выше по поводу первой главы. Большое количество ошибок и неточностей свидетельствует о недостаточной документальной базе, с которой мог работать автор. Более того, наличие большой правки в этой главе позволяет думать, что перед нами неокончательный текст, что автор намеревался еще работать над ним. Насколько можно судить по содержащимся в рукописи указаниям, В.Н. Хитрово предполагал со временем написать и вторую главу исследования, посвященную епископу Кириллу (Наумову) , и четвертую – об Антонине (Капустине) , т. е. создать своеобразную тетралогию, доведя повествование о деятельности РДМ до времени возникновения Палестинского Общества. Почему он потом отказался от своего замысла и более к рукописи не возвращался, можно только гадать. Тем не менее, считаем публикацию данного источника чрезвычайно важной, поскольку имеем дело с первым в исторической литературе опытом цельного, с единой точки зрения освещения истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Следующий шаг будет сделан лишь три четверти века спустя, в 1959 г., архимандритом Никодимом (Ротовым). Н. Лисовой 1173 Необходимость создания русского консульства в Иерусалиме сознавалась церковными и светскими дипломатами еще в 1830-е гг. (см., например, предложение вице-консула в Яффе Г. Мостраса, обсуждавшееся в Совете Министерства иностранных дел 22 сентября 1832 г. (АВП РИ, ф. СПб ГА II-9, оп. 46, д. 3 (ч. 2). Л. 45а-54 об.). 1174 Неклюдов Василий Сергеевич (1818–1880) – российский дипломат и публицист. Советник посольства в Афинах в 1850-х гг. (отозван в 1858 г.). В 1860-х – 1870-х гг. сотрудничал как специалист по Восточному вопросу в изданиях М.Н. Каткова: газете «Московские ведомости» и журнале «Русский вестник». Оставшаяся неопубликованной записка Неклюдова читалась и обсуждалась как в МИДовских, так и в церковных кругах. Митрополит Филарет (Дроздов) в письме от 13 ноября 1858 г. писал своему духовнику архимандриту Антонию (Медведеву): «Главная мысль статьи справедлива, и жаль, что наше правительство не размышляло так ранее» (Святитель Филарет, митрополит Московский. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 3. СТСЛ. 2007. С. 79–80). Но правительство ни в конце 1858 г., ни позже так не думало: так думали лишь некоторые грекофильски настроенные чиновники и писатели ( К.Н. Леонтьев , Т.И. Филиппов, Н.Н. Дурново, А.И. Нелидов и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

33Никто не зажигает светильник, чтобы поставить его в укрытое место или под сосуд; его ставят на подсвечник, чтобы те, кто войдут, видели свет. 34Светильник тела есть глаз твой. Когда глаз твой здрав, то и все тело твое исполнено света; но если он мутен, то и все тело твое исполнено мрака. 35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? 36Но если все тело твое исполнено света, и нет в нем ничего темного, то будет оно все светиться, словно бы светильник молнией облистал тебя». 37И когда Он сказал это, приглашает Его один фарисей отобедать; и Он, войдя, возлег за столом. 38А фарисей был удивлен, увидев, что Он не совершил сперва омовения перед обедом. 39Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, очищаете извне чашу и блюдо, а внутри все у вас исполнено стяжательности и недоброты. 40Нет в вас разума! Разве не Тот, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? 41Стоило бы вам раздать бедным то, что внутри, и все у вас сделалось бы чисто. 42Горе вам, фарисеи, что вы вносите десятину с мяты, и руты, и всякого овоща, а к делам правды и любви Божией нерадивы! А надо было бы и одно исполнить, и другого не забывать. 43Горе вам, фарисеи, что вы так любите сидеть на первых местах в синагогах и быть чествуемы на площадях! 44Горе вам, что вы подобны тайным погребениям, над которыми люди проходят и ничего не ведают». 45А один из числа законоучителей говорит Ему на это: Учитель, такими словами Ты и нам причиняешь обиду». 46Но Он сказал: «И вам, законоучители, горе! На людей вы возлагаете тяжесть непосильную, а сами ни единым пальцем не двинете, чтобы им помочь! 47Горе, вам, что вы воздвигаете надгробия пророкам, которых убили ваши отцы; 48этим вы свидетельствуете, что одобряете дела отцов ваших – они убивали, а вы строите! 49Потому и Премудрость Божия сказала: «Я пошлю к ним пророков и апостолов, и одних они убьют, а на других воздвигнут гонение, 50чтобы с этого поколения взыскана была кровь всех пророков, пролитая от сотворения мира: 51от крови Авеля до крови Захарии, которого умертвили между жертвенником и святилищем!» Да, говорю вам, все взыщется с этого поколения! 52Горе вам, законоучители, что вы взяли себе ключ знания: и сами не вошли, и тем, кто хотел войти, не дали!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

41Для благодарственной жертвы привел он двух быков, пять баранов, пять козлов и пять ягнят годовалых. Таков был дар Шелумиэля, сына Цуришаддая. 42В шестой день пришел вождь потомков Гадовых Эльясаф, сын Деуэля. 43 Его дар – это и серебряное блюдо весом в сто тридцать шекелей, и серебряная чаша–кропильница весом в семьдесят шекелей (имеющих хождение в Святилище). Блюдо и чаша были наполнены лучшей пшеничной мукой, политой оливковым маслом, как то полагалось для хлебного дара. 44 Он же подарил и большую (в десять шекелей) чашу из золота, полную благовонных курений, 45а для того, чтобы совершить всесожжение – молодого быка, барана и годовалого ягненка, 46и как жертву за грех – козла. 47Для благодарственной жертвы привел он двух быков, пять баранов, пять козлов и пять ягнят годовалых. Таков был дар Эльясафа, сына Деуэля. 48В седьмой день пришел вождь потомков Ефрема Элишама, сын Аммихуда. 49Его дар – это и серебряное блюдо весом в сто тридцать шекелей, и серебряная чаша–кропильница весом в семьдесят шекелей (имеющих хождение в Святилище). Блюдо и чаша были наполнены лучшей пшеничной мукой, политой оливковым маслом, как то полагалось для хлебного дара. 50 Он же подарил и большую (в десять шекелей) чашу из золота, полную благовонных курений, 51а для того, чтобы совершить всесожжение – молодого быка, барана и годовалого ягненка, 52и как жертву за грех – козла. 53Для благодарственной жертвы привел он двух быков, пять баранов, пять козлов и пять ягнят годовалых. Таков был дар Элишама, сына Аммихуда. 54В восьмой день пришел вождь потомков Манассии Гамлиэль, сын Педацура. 55Его дар – это и серебряное блюдо весом в сто тридцать шекелей, и серебряная чаша–кропильница весом в семьдесят шекелей (имеющих хождение в Святилище). Блюдо и чаша были наполнены лучшей пшеничной мукой, политой оливковым маслом, как то полагалось для хлебного дара. 56 Он же подарил и большую (в десять шекелей) чашу из золота, полную благовонных курений, 57а для того, чтобы совершить всесожжение – молодого быка, барана и годовалого ягненка, 58и как жертву за грех – козла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

О каковых и писано, что «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча» ( Ис. 2:4 ), и прочее. -А Федорит говорит о них так: Ф- эллины внимательно прочитали эллинскую историю, они, , узнали бы, что и своей науке, и многим искусствам эллины научились от евреев. Б74 говорят, что землемерие [первыми] изобрели египтяне, звездословие и наука о рождении считаются халдейским изобретением, а арабы и фригийцы первыми придумали гадание по птицам. -Ф /44г Н- А приносить богам жертвы халдеи или киприане, – они отличаются, будучи племенем персидским. говорят, первыми изобрели вавилоняне, благодаря Зороастру, от которых переняли [египтяне]. А землемерию египтяне научились в древности от неизмеримости земли и разделения земель, и, записав, передали другим. Волхвование же, колдовство и (науку о) снадобьях изобрели мидяне и персы, а (эти) одно от другого. Волхвование – вызывание бесов, якобы творящих добро ради какого-то благого дела, как, например, предсказания Аполлония делавшиеся для блага. . Потому и колдовство называется, из-за сотворения и рыданий, которые бывают у могил. И70 А (наука о) снадобьях – когда дают какую-нибудь смертоносную смесь кому-нибудь выпить для любви. Также и гадание бывает/45а по птицам, Б75 по [по жилищу, по дороге,] по руке. Птицегадание – это у египтян когда птицы направляются вперед или назад, вправо или влево, то говорят: сбудется. По движению – когда дергается правый или [левый] глаз, или плечо, или бедро, или свербит на ноге, или в ухе звенит, то говорят: то-то тебе сбудется. По дому же гадание – когда по случающемуся в доме скажет кто-либо: то-то сбудется, например, если на кровле появится ласка, или змея, или или прольется масло растительное, или мед, или вино, или зола, или треск будет в дереве, или иное что, то говорят: то-то предсказывает. Дорожное же – когда кто-то истолкует то, что у всех на пути, говоря: если тебе встретится такой-то человек или несущий , то тебе случится то-то. А гадание по руке – когда, изучением рук изучив руку, говорят: ему будет/45б вот это.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

405 По раввину Ази существовало троякое разграничение. Если вино было посвящено идолу, то несение его даже на палке и весом не более одной маслины оскверняло человека. Далее, вино, приготовленное язычником, было воспрещено, как для личного употребления, так и для продажи. Наконец, вино, приготовленное иудеем, но положенное на сохран у язычника, было воспрещено для личного употребления, но дозволено для продажи. 412 Ber. 45b, a не 45а, как y Derenbourg-a. Подобно сему мне кажется неверным его перевод «limmeralemenm» «citerne vide». Ab. II, 5; Remid. R. 3. 421 Nedar. IV, 3 и даже Ber. 11b. В Ned. IV, 3 разделение это признается единственно действительным. Конечно, в другом смысле Midrash может считаться источником обоих: и Halakhah и Haggadah. 423 Относительно данного предмета было выставлено несколько странных и неосновательных догадок, которые не могут иметь здесь места. Сравн., наприм., две статьи Grätz-a в Monatsschrift Frankel-я за 1857 год стр. 31 и дал., 61 и дал., главные половения которых, однакож, были приняты некоторыми английскими писателями. 424 Талмудические известия зачастую несостоятельны. Сообщаемое ими число членов равняется приблизительно 120. Но новейшие сомнения (Киепеп-а и других) относительно самого учреждения не могут быть названы состоятельными. 427 Ab. I, 4. Zunz основательно укааывает, что если в Ab. I, 4, говорится, что «пара» первая «получила от них», а между тем в повествовании Мишны упоминается только один Антигон, то здесь следует подразумевать Антигона и его учеников и последователей. Пользуемся случаем сказать, что мы будем ссылаться на прежних писателей по данному предмету только в исключительных случаях, потому что здесь потребовалось бы чересчур много ссылок,–но еще более потому, что принятый нами путь доказательств отличается совершенно от пути наших предшественников. 430 Смотр. Приложение IV: «Политическая история иудеев от правления Александра до встуаления на престол Ирода». 431 Γερουσα, 1Мак.12:6; 13:36; 14:28 ; Ant. ХШ. 4. 9; 5. 8. В то же время некоторый вид правящих γερουσα существовал еще до этого периода, если судить на основании Ant. XII. 3. 3. Но он употребляет этот термин несколько неопределенно, прилагая его даже ко времени Jaddua (Ant. 8. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

Иобар – см. Иоман. Иогана (или Йогана?) – 23. VII, 4, 3 (ωγνα) – город на о-ве Тапробана (нын. Шри-Ланка), на северо-западном побережье; идентифицируется как нынешний Kalaar (сейчас, как кажется, нет такого названия; может быть, оно связано с названием реки Кала, Калл Ару, устье которой находится на северо-западном побережье – 08°18», 79°50»; на острове очень много подобных названий). Может быть, название связано с санскрит, словом Yojana (йоджана) – индийская мера длины (ок. 15 или 16 км)? Иоман – 11. VI, 63; 69; 73. 17б. 8, 5 (lomanes; ωμνης – здесь у Арриана конъектура, вместо рукописного βρης (sic) – Иобар) – отождествляется с рекой Диамун (см.), т. е.=нын. Джамна. Иомуса – 23. VII, 1, 46 (μουσα) – город в области пандоуев вдоль реки Бидасп (нын. Джелам), в северо-западной Индии (в Пенджабе); предположительно локализуется около нын. Nurjamal (Нурджамал; здесь у реки Джелам сейчас есть два одноименных населенных пункта: 32°33», 73°43» и 32°41», 73°42», Пакистан). ион – 11. XXXVII, 170 (ion=греч. ον – фиалка) – гемма у индийцев фиалкового цвета; не идентифицируется. ионийское наречие – 26. р. 45а – диалект ионийцев, одного из трех основных племен Древней Греции (другие два – эолийцы и дорийцы). Здесь имеется в виду диалект греческих жителей Ионии на западном побережье Малой Азии. Иринон – см. Эйринон. Исагур – 23. VII, 1, 45 (Р: σγουρος; Η: θγουρος – Итагур) – город в области Уарса, между Индом и Бидаспом (нын. река Джелам), у Инда; в этой области указаны два города: Таксила (нын. Таксила, 33°45», 72°50», сейчас в Пакистане, к востоку от Инда) и чуть к северо-западу от нее (по градусам у Птолемея) – Исагур. Исагур идентифицируется как нын. город Gurys (это старые данные, XIX в., и Gurys определяется как «главный город», Hauptstadt [нем.]. Может быть, сейчас другое название? Также по старым данным XIX в., есть Gurys, очень далеко к северо-западу от Таксилы, на самом севере нын. штата Джамму и Кашмир, и определяется он как возвышенная долина, где протекает верхнее течение реки Кишанганга, впадающей в Джелам, 34°21», 73°31», там, где течет эта река в штате Джамму и Кашмир, сейчас есть населенный пункт Gurais, 34°38», 74°54», но едва ли это тот Gurys, который указан выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Печ. по изд.: Муравьев А. Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М., 2007. С. 144–146. 83. Из записки «О поклонниках, отправляющихся к святым местам» С.-Петербург 1832 г. Копия Слушана в Совете министерства иностранных дел 22 сентября 1832 г. Ныне д.с.с. Бутенев представил министерству замечание вице-консула нашего в Яффе титулярного советника Мостраса о способах предупредить неудобства, встречаемые в Сирии к содержанию поклонников. В записке г. Мостраса заключаются следующие предположения: 1) Поставить правилом о выдавании паспортов на путешествие к святым местам только тем лицам, кои имеют достаточные к тому средства или, по крайней мере, не менее пятисот рублей. 2) Предоставить вице-консулу в Яффе взыскивать с каждого прибывшего туда поклонника сто пиастров, которые, будучи сохранены при вице-консульстве до возвращения богомольцев, могут быть употреблены на наем судов для перевоза их обратно в Константинополь. 3) Постановить правилом, чтобы все поклонники по окончании богомолья немедленно возвращались обратно в свое отечество, по примеру поклонников прочих наций. 4) ... 5) В заключение титулярный советник Мострас представляет о необходимости иметь в Иерусалиме агента для защиты от притеснения турков наших поклонников, пребывающих там около полугода. АВП РИ, ф. СПб ГА П-9, оп. 46, д. 3 (ч. 2), л. 45а-54об. 84. Проект журнала совета Министерства Иностранных Дел С.-Петербург 22 сентября 1832 г. Подлинник Сверху резолюция: Согласен. Гр Н 1832-го года сентября 22 дня. В Совете Министерства иностранных дел слушана внесенная по приказанию г-на вице-канцлера прилагаемая у сего записка о разных предположениях касательно российских подданных, отправляющихся к святым местам на поклонение. По внимательном рассмотрении представлений, поступивших по сему предмету от бывшего чрезвычайным посланником и полномочным министром нашим при Порте Оттоманской г-на действительного тайного советника графа Строганова и вице-канцлера нашего в Яффе титулярного советника Мостраса, и по соображению обстоятельств, послуживших поводом к таковым представлениям и в помянутой записке изложенных, Совет признал необходимым принять в отношении к поклонникам следующие меры:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Краткие итоги исследования и компьютерная портретная реконструкция облика Андрея Боголюбского с согласия автора опубликованы А.С. Семеновым и М.А. Фурманом в феврале 2008 года и вызвали оживленную дискуссию Соответствие реконструкций черепной основе. Документальность реконструкций лица человека по черепу, созданных с целью опознания скелетированных останков, до сих пор не проверяется и следователями принимается на веру. Между тем, в судебной медицине разработан ряд компьютерных программ, которые применяются при количественной черепно-лицевой идентификации личности. Имеется также опыт их использования и при метрической оценке соответствия портретных реконструкций черепной основе В процессе исследования черепно-лицевые характеристики реконструкций определяли с помощью компьютерной методики «Количественного словесного портрета (VERBAL 2.0)» 26], разработанной в отделе судебно-медицинской идентификации личности РЦСМЭ. Количественная оценка идентичности проведена по 4 объектам: – объекту 1: цифровому фотоснимку черепа Андрея Боголюбского (анфас) с восполненной нижней челюстью с. 133, рис. 45а]; – объекту 2: диаптрографической прорисовке черепа Андрея Боголюбского, выполненная М.М. Герасимовым с. 145, рис. 85]; – объекту 3: пластической реконструкции головы Андрея Боголюбского работы М.М. Герасимова (положение анфас); – объекту 4: компьютерной графической реконструкции Андрея Боголюбского работы В.Н. Звягина (положение анфас). На каждом графическом объекте были размечены 24 краниометрические (физиономические) точки, после чего в автоматизированном режиме определялись величины 18 абсолютных и 16 относительных (указатели) размеров и категории их величины. При сопоставлении объектов 1–2 различий в признаках не выявлено. Аналогичную близость показало раздельное сопоставление объектов 1 и 2 с объектом 4. Наибольшие отличия пластической реконструкции Андрея Боголюбского (объект 3) от черепной основы (объекты 1 и 2) и компьютерной реконструкции (объект 4) выявлены по следующим признакам: DY4 – высота брови; DX2 – расстояние между внутренними углами глаз; RY4 – относительная высота брови к высоте верхней губы; RY5 – относительная высота верхней губы к подбородку. Именно эти признаки, с точки зрения М.М. Герасимова, и придавали монголоидный характер всему лицу князя. Величины всех четырёх признаков у М.М. Герасимова завышены. Что касается межбровного расстояния, то оно наоборот излишне сближено и не соответствует ширине носового отростка лобной кости. По остальным 29 проанализированным признакам программы “Verbal” несоответствия сравниваемых изображений (объекты 1, 2, 3) не зафиксированы.

http://fond.ru/index.php?menu_id=394&men...

723 Prof. Dr. Ad. Hilgenfeld, Historisch – kritische Einleitung in das Neue Testament (Lpzg 1875), S. 223, а подробнее см. в «Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie» XIV (1871), 2, S. 190 ff. (Bemerkungen uber den paulinischen Christus); ibid. XVI (1873), S. 165 – 166 (Paulinische Forschungen); ibid. XVII (1874), 2, S. 169 (Der Paulinismus und seine neuste Bearbeitung, т.е. к Otto Pfleiderer, Der Paulinis mus, Lpzg 1873). Anaton Aall усвояет Апостолу подобное учение на основании 1Кор. Х, 4 . Филипп. II, 5 сл. (Der Logos II, S. 13 – 14). 726 С этой точки зрения довольно безразлично для наших целей даже то мнение, защищаемое и ныне Professor’oм D. Paul Feine, будто у Апостола разумеется период райской жизни и грехопадения Адама (Das gesetzesfreie Evangelium des Paulus nach seinem Werdegang dargestellt, Lpzg 1899, S. 141 ff.). Во всяком случае учение о предсуществовании душ остается недоказуемым у св. Павла, как свидетельствует (против Ad. Hilgenfeld’a) и Prof. Eduard Grafe, Das Verhaltniss der paulinischen Schriftenzur Sapientia Salomonis в Theologische Abhandlungen Carl von Weizsacker gewidmet (Freiburg i. B. 1892), S. 262 – 263. См. также Prof. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie II (Freiburg i. B. und Lpzg 1897), S. 15. 728 Так Prof. Paul Wilhelm Schmiedel в «Hand – Commentar zum Neuen Testament» II (Freiburg i. B. 1892), 1 (Briefe an die Thessalonicher und an die Korinther), S. 202. 729 Поэтому ныне и Prof. C. F. G. Heitici принимает библейское обоснование в 1Kop. XV, 45 лишь для первой половины (Der erste Brief an die Korinther y Meyer V, S. 495) – вопреки своему прежнему мнение «giebt Paulus nicht sowohl ein Citat als vielmehr ein von ihm frei erklartes Schriftwort». 730 Считает все за цитату – даже до стиха 50а – и Lic. theol. Karl Bornhauser, Das Recht des Bekenntnisses zur Auferstehung des Fleisches в «Beltrage zur Forderung christlichen Theologie» III, 2 (Gutersloh 1899), S. 68 – 69, и отдельно (ibid. 1899), S. 28 – 29; но если тут не опечатка (вм. 45а), то непонятное недоразумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Обычно Перталис отождествляют со столицей Ганга (см.) у Птолемея, но некоторые отождествляют со столицей Тосала (см.) у Птолемея. Пес – 8. XV, 1, 17. 11. VI, 104 – здесь созвездие Большого Пса (альфа его – Сириус), начало восхода, которого бывает 18 июля (когда отплывают из Береники в Египте в Индию во время этесий). песок – 11. XXXVI, 51–52 – из Индии для распиливания мрамора; предположительно индийская разновидность наждачного порошка, содержавшего, возможно, обычный корунд (эфиопский песок – предположительно мелкий кварцевый песок). пестротканые изделия – 13. 39; 49; 56 – πολμιτος, греческое прилагательное; в § 39 и 56 – πολμιτα, ср. р. мн. ч. с подразумеваемым существительным (пестротканые изделия, ткани), в § 49 согласовано с ζναι – «пояса» шириной в локоть. Оно состоит из слов «много» и «нить» (πολς и μτος). Это различные ткани из более чем двух нитей разных цветов, введение техники которых приписывается Александрии (в Египте), откуда они и привозились в Индию. Они употреблялись и для предметов одежды и как драпировка, ковры и т. п. Петиргала – 23. VII, 1, 83 (Πετιργλα) – местность, названная в числе внутренних городов области Ариака, между реками Бенд и Псевдостом; идентифицируется как нын.: 1) Бидар (17°54», 77°34», на севере штата Карнатака); 2) Биджапур (16°49», 75°48», на северо-западе штата Карнатака); 3) локализуется около нынешнего Банаваси (14°32», 75°01», в западной части штата Карнатака). Окончание -gala связывают с часто встречающимся в местных топонимах окончанием -gal(u) (ср. Корункала, Тангала и др.). Петр – 44. I, 15 – апостол. См. Нерон. петухи – 2б. р. 45а. 23. VII, 2, 23. – В 2б огромнейшие петухи – это, вероятно, индейки (индюки); в 23 «бородатые» петухи в Триглифе, в Индии по ту сторону Ганга, здесь предположительно в нын. Бирме; отмечают, что в области Аракан (сейчас Ракхайн, на юго-западе Бирмы) есть вид Bucconidae, которых за их бороду англичане назвали barbet (barbet – семейство яркоцветных птиц в теплых странах, с коротким коническим клювом, с пучками перьев у его основания), – этот факт используется для подтверждения локализации Триглифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004