Вторая часть рукописи имеет следующие особенности: 344 × 270 (240 × 80 + 20 + 80), разлиновка типа II, 19а, тетради – кватернионы, три системы сигнатур (см. выше), количество строк 32. На л. 388 – грузинская помета XI b. 8. 1020 г. Parisinus gr. 529. Гомилии Григория Назианзина . л. 360 об. – запись скриптора: τελειϑη παροσα ββλος μην πριλλ νδικτινος γ τους ςφκ, γραφεσα χειρ Θεοφνους ταπεινο μοναχο κα ετελος γροντος. 315 × 245 (210 × 155), разлиновка типа I, 45а, тетради – кватернионы, греческие сигнатуры, сопровождаемые стоящими справа от них грузинскими, расположены в середине нижнего поля первого и оборота последнего листа тетради. Количество строк 21–25. 9. 1021–1022 г. ГИМ 380. Жития святых. На л. 370 – трудно читаемая запись копииста, из которой узнаем дату (τους ςφλ´) и имя писца (ταπεινο Θεοφνους). 357 × 285 (275 × 80 + 20 + 80), разлиновка типа II, 20а, 24а без вертикальной полосы на внешнем поле и II, 430, тетради – кватернионы, греческие сигнатуры – в середине нижнего поля первого и оборота последнего листа тетради. Количество строк 30–38. На л. 369 об. – не поддающаяся прочтению грузинская помета XI b. 10. 1023 г. ГИМ 381. Жития святых, л. 366 об. – запись: τελειϑη γραφ τς παροσης ββλου μην ουν ϑ νδικτινος ς τους ςφλ, χαραχϑεσα χειρ Θεοφνους ταπεινο κα μαρτωλο, εχεσϑε πρ ατο ο νταϑα ναγινσκοντες. 340 × 265 (255 × 74 + 23 + 74), тип разлиновки – II, 43b, тетради – кватернионы, греческие сигнатуры расположены в центре нижнего поля первого и оборота последнего листа тетради, количество строк 30–39. На л. 367 – грузинская помета иверского библиотекаря XI в.: «362 листа написано, а два листа чистые». 11. (после 1020 г.) ГИМ 388, лл. 1–230. Описание см. под 12. Taurinensis gr. 25. Сочинения Максима Исповедника . Рукопись погибла в пожаре 1904 г. 13. ГИМ 362. Для рукописи XI b., заключающей в себе жития святых, использованы в качестве защитных четыре листа (два в начале и два в конце), писанные, как нам кажется на основании тождества почерка, каллиграфом Феофаном. Особенности этих четырёх листов следующие; 273 × 225 (190 × 142), тип разлиновки – I, 26с без нижней горизонтальной полосы, сигнатур нет, количество строк 24. На л. 3 (первый лист основного кодекса) – грузинская помета.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Каменная Башня – 23. I, 11, 3; 5; 12, 1; 2; 3; 8; 9; 17, 4 (Λθινος πργος) – пункт почти на середине торгового пути (Великий шелковый путь) от Гиераполя у Евфрата до Серы (нын. Ланьчжоу в Китае (?)), главного города страны серов. Поскольку предшествующие пункты (подъем в горную страну комедов и ущелье перед Каменной Башней) точно не идентифицированы, не идентифицируется точно и Каменная Башня. Предположительно ее: 1) локализуют где-то около нын. города Кашгар (сейчас Каши, 39°29», 76°03», у самой западной части района Синьцзян на северо-западе Китая); 2) идентифицируют как нын. город Ташкурган (кит. P’u-Li; 37°44», 75°23», там же, около границы с Таджикистаном); 3) локализуют у Кинджабайского перевала или несколько в стороне, в верхнем конце долины нын. реки Кзыл-Суу, на Алайском плато (центр – 39°30», 73°00»); около местности Дарауткурган (=Дараут-Коргон; 39°35», 72‘08»), на юге Киргизии. Существуют и другие предположения. Сейчас сами исследователи, предположительно локализующие Каменную Башню, заявляют, что она не может быть идентифицирована. Каменную Башню (Lithinon pyrgon) упоминает еще (на этом пути) Аммиан Марцеллин (XXIII, 6, 60), называя ее «деревней» (vicus). каменья, самоцветы, геммы – 2б. 45а. 7. II, 16, 4. 8. XV, 1, 54; 67. 10. VIII, 9, 19; 21. 11. XXXIII, 5; XXXIV, 163; XXXVII, 23–200. 13. 56;61. 39. 6. Конкретно названные расписаны в указателе по отдельности. Камигара – 23. VII, 1,61 (Καμιγρα) – город Индоскифии, на востоке от Инда, у самой реки (у среднего течения Инда); не идентифицируется. Каммони – 13. 43 (Καμμων) – деревня на побережье у самого входа справа в самую северную часть Баригазского залива (нын. Камбейский залив, центр – 21°00», 72°30» у северо-западного побережья Индии); отождествляется с местностью Камани (см.) у Птолемея. Считают, что она находилась на конце мыса, лежащего к северо-западу от устья нын. реки Тапти (=Тапи; 21°13», 72°58») у нын. города Сурат и что сейчас, ее нет. Некоторые локализуют ее к югу от устья нын. реки Нарбада (=Нармада: 21°43», 73°06»;=Номад античных авторов), к северу от реки Тапти; предположительно идентифицируют как нын.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

понтийский – 2б. р. 47b – орехи в области Понт; предположительно фундук. попугаи – 2б. р. 45а. 10. VIII, 9, 16 (sc.). 11. X, 117. 17б. 15, 8–9. 21a. 12. 23. VII, 2, 23. 29б. XIII, 18. 45. III, 11 – в Индии; впервые встречается у Ктесия 2б) в форме βτταος (по рукописному чтению в изложении Фотия). У остальных авторов формы: греч. σιττας 17б); σιτη 45); ψιττας 23; 29б) и др.; лат. psittacus 11; 21a). Плиний 11) говорит, что попугая (psittacus) в Индии называют siptaces (полагают, что это ошибка, вместо psittacus). Санскритское название попугая – шука (uka), хинди – tta, персидское – tt. В 29б сообщается, что брахманы считали попугаев священными птицами. Индийские легенды приписывают попугаям способность разговаривать. Известен знаменитый сборник «Шукасаптати» («Семьдесят рассказов попугая») на санскрите (ср.: «Тути-наме» – «Книга попугая» Зийа ад-Дин Нахшаби, XIV в.). По поводу «белых попугаев» в 23 см. вороны. Некоторые в отряде белых попугаев, который называется Kktv, видят подтверждение локализации города Триглиф (см.) в области Аракан (сейчас Ракхайн, на юго-западе Бирмы), тогда как другие считают, что их там нет. Считают, что имеются в виду попугаи и майны (Graculus religiosa; инд. main, скворец). Пор, 1, – 7. XVII, 87, 1–3; 88, 4–5; 89, 6; 91, 2; 93, 2; 3; 95, 5. 8. XV, 1, 3; 17; 29. 10. VIII, 14 (в лемме); IX, 2, 5–6. 17а. V, 15, 5; 7; 16, 1; 18, 2; 4–7; 19, 1–3; 20, 2; 4; 5; 21, 3; 5; 22, 2; 29, 2; VI, 2, 1 (греч. Προς; лат. Porus) – индийский царь (ок. 370–317 гг. до н. э.) в северном Пенджабе, царство которого находилось между реками Гидасп (нын. Джелам) и Акесин (нын. Чинаб). Этот Пор был одним из могущественных индийских царей, над которым Александр Македонский в 326 г. до н. э. одержал решительную победу, взял в плен, но оставил царем своего царства, присоединив к нему другие завоеванные им области до нын. реки Биас. После смерти Александра Пор был предательски убит сатрапом Эвдемом в 317 г. до н. э. Имя «Пор» соответствует санскритскому «Пуру» (Рги), «Паурава» (Paurava). В индийской мифологии Пуруравас (Purravas), внук бога Луны Сомы, или Чандры, был родоначальником Лунной династии (один из двух главных царских родов; другая династия – Солнечная), потомки которого царствовали во многих областях северной Индии (от западных до восточных пределов) и были родоначальниками многих народов. Наиболее могущественными из них были потомки Пуру, которые, как и народ, назывались Пауравы. Одним из этих потомков и был Пор (=Пуру), носивший, по-видимому, как обычно, титульное имя по названию своего народа пауравов (а также Пор, 2, Пор, 3 (?), Пор, 4; см. также поруары).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пер. Г.А. Тароняна 2. Ктесий (V–IV вв. до н. э.) см. указатель: Ктесий а) О Персии (Фотий. Библиотека, рукопись 72, р. 36b, 36–37а, 2) «Библиотека» константинопольского патриарха Фотия (ок. 820–891 гг.) состоит из изложений (кратких или пространных) прочитанных им произведений античных и христианских авторов (очень многие из которых не сохранились); каждое сочинение обозначается порядковым номером прочитанной рукописи, «кодекса»; страницы (здесь обозначены «р.» – pagina) указываются по изданию Беккера. Переводы из Фотия сделаны по изданию: Photius. Bibliothèque/Texte établi et traduit par René Henry. Tomes I–IX. Paris, «Les belles lettres». 1959–1991. (...) Кир отправляется в поход на дербиков, царем которых был Аморей. Дербики поднимают из засады слонов и обращают в бегство конницу Кира, даже сам Кир падает с коня, и один инд (ведь вместе с дербиками сражались инды, от которых они и получили слонов), (37а) так вот, этот инд поражает упавшего Кира копьем в бедро под седалище – это и было причиной его кончины. (...) б) Об Индии (Фотий. Библиотека, рукопись 72, р. 45а, 20 сл.) Прочитано и его 48 сочинение «Об Индии», в одной книге, где он усиливает ионическое наречие. Он говорит о реке Инд, что ширина ее в узкой части составляет сорок стадиев, а в самой широкой части – даже двести 49 . О самих индах он говорит, что их чуть ли не больше, чем всех остальных людей вместе взятых. О черве в этой реке, единственном из всех животных, которое водится в ней 50 . О том, что по ту сторону от них люди не живут. Что дождей не бывает, а рекой поится Индийская земля. О самоцвете пантарбе и о том, как он вытянул скопом 477 самоцветов и драгоценных камней, брошенных в реку, которые принадлежали бактрийскому торговцу. О стеноразрушителях слонах. О маленьких обезьянах с хвостом в четыре локтя, об огромнейших петухах, о птице попугае, что у нее человечий язык и голос, величиной она с ястреба, головка у нее пурпурная, с черной бородкой, до шейки она темная, как киннабар, говорит она, как человек по-индийски, а если научится по-эллински, то и по-эллински.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. древнейшим болгарским 3-й четв. XIV в. (РНБ. F. I. 461), положенным в основу издания (Книга на пророк Иезекиил с тълкования/Изд. подгот. от Л. Тасева, М. Йовчева. София, 2003. (=Старобългарският превод на Стария Завет; Т. 2)). В кон. XV в. этот перевод был включен в состав Геннадиевской Библии и в дальнейшем послужил основой всех печатных изданий Библии, начиная с Острожского 1581 г. А. А. Турилов Каноничность книги Кумран. находки свидетельствуют о почитании И. п. к.: среди рукописей Мёртвого м. имеются фрагменты 7 свитков этой книги (для сравнения: из Книги прор. Иеремии - 6 фрагментов, Книги прор. Даниила - 8 фрагментов); кроме того, мн. исследователи отмечают, что И. п. к. имела очень большое значение для экзегезы, часто цитировалась и комментировалась в кумран. документах. Ряд раввинистических текстов свидетельствует о том, что канонический статус И. п. к. подвергался сомнению. Основание для таких сомнений давали главы 1 и 8, содержавшие видение божественного трона (вместе с Быт 1 эти тексты считались мистическими, знакомство с ними для обычного человека могло стать губительным); гл. 16, в составе к-рой оскорбления Иерусалима как блудницы; текст глав 40-48 о храме и богослужении, противоречащий предписаниям законов Пятикнижия. Согласно Вавилонскому Талмуду (Хагига 13а), раввины стремились запретить И. п. к. на том основании, что чтение Иез 1 опасно, однако Ханания бен Хезекия отверг этот запрет. В Талмуде названа еще одна причина, по которой предлагалось исключить И. п. к. из канона: она противоречит законам Пятикнижия (Менах 45а). В Мишне (Мегилла 4. 10) запрещено включать Иез 1 и 16 в традиц. гафтарот - отрывки из пророков, читаемые в субботу после отрывка из Пятикнижия. Синагогальная практика показывает, что по крайней мере в обозримое историческое время этот запрет не соблюдался. Положение И. п. к. после Книги прор. Иеремии в каноне не во всех средневек. евр. кодексах Писания одинаково; существовала др. традиция, помещавшая И. п. к. после Книги прор. Иеремии и перед Книгой прор.

http://pravenc.ru/text/293579.html

Иными словами, величина греха и будет определять степень наказания, и, наоборот, по степени наказания можно будет судить и о величине греха. Поэтому особая тяжесть первородного греха и является причиной особой тяжести его последствий (см. прим. 45а), охвативших весь человеческий род. С другой стороны, судя по последствиям первородного греха, особая тяжесть грехопадения также не вызывает сомнений. Приведем пример, который дополнительно, косвенным образом может указывать на степень падения прародителей. Как известно из Быт.4:1-8, Каин, первый из рожденных на земле людей, убил своего родного брата Авеля, второго рожденного на земле человека. Таким образом, жизнь первых рожденных на земле людей связана с убийством, являющимся, по православным понятиям, одним из самых тяжких грехов, смертным грехом. Поскольку " способность же к рождению - это - рождать из самого себя, то есть, из собственной сущности, подобного по природе рождение состоит в том, что из существа рождающего выводится рождаемое, подобное по существу " (38:88), причем подобное не только по роду и виду, но и по индивидуальным (личностным) свойствам (именно на этом принципе и построен так называемый естественный отбор и селекция, представляющая собой искусственный отбор), то можно предположить сколь большим было падение прародителей, созданных с возможностью святости и бессмертия, если их первый ребенок и первый рожденный человек стал первым убийцей. Таким образом, из-за тяжести греха Адама и Евы весь род человеческий отпал от Бога. При этом применение особой меры наказания в отношении их потомков является закономерным следствием прародительского греха, не требующим каких-либо дополнительных объяснений и мотиваций Заметим, что такое мнение не противоречит Исх.20:5; 34:6-7; Втор.5:9; Чис.14:18, где говорится о наказании детей за вину отцов только до третьего и четвертого рода. Это обусловлено тем, что о данном наказании говорится, как о наказании людей уже рожденных и живущих на земле, возможный грех которых вряд ли когда-либо сравнится по своей тяжести и последствиям с первородным грехом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Нусарипа – 23. VII, 1, 5 (Νουσαρπα) – местность у побережья Баригазского залива (нын. Камбейский залив, на западе Индии, между п-вом Катхиявар и материком), к югу от устья реки Намад (нын. Нарбада=Нармада; устье – 21°43», 73°06»), т. е. на материке; локализуется около нын. города Хансот (21°35», 72°48»), у юго-восточного берега эстуария Нармады, на берегу Камбейского залива, на юго-востоке штата Гуджарат. Другие идентифицируют как нын. город Навсари (20°56», 73°01», еще южнее, в том же штате) к югу от города Сурат, к югу от реки Тапти (21°13», 72°58»), поскольку идентифицируют реку Намад как нын. Тапти (а реку Гоарий – как северный рукав этой реки). Навсари (Navsri) засвидетельствован в VII в. н. э. под названием Navasrik (поэтому другие считают, что это название еще менее созвучно с Нусарипой). Ср. Пулипула. нут – 4. IV, 4, 4; 9 (ρβινθος=Cicer arietinum L., бараний горох) – однолетнее культурное растение семейства бобовых. Здесь Теофраст говорит, что нута в Индии нет. В действительности нут (грэм) в Индии возделывается. обезьяны – 2б. р. 45а. 8. XV, 1, 29; 37; 56. 11. VII, 24; VIII, 76. 17б. 15, 9. 45. III, 11. обсиан – 11. XXXVII, 177 (lapis obsianus) – гемма, встречающаяся и в Индии. Плиний здесь отмечает, что о камне обсиане (lapis obsianus) он уже говорил выше (XXXVI, 196–197; этот камень идентифицируется как обсидиан, природное вулканическое стекло), а здесь это – гемма с таким же названием и цветом, т. е., по всей видимости, Плиний хочет сказать, что это не обсидиан, а гемма, которой дали это название. Эта гемма не идентифицируется. овцы – 2б. р. 46b (bis); р. 48а; р. 48b. 17а. V, 3, 5. 21а. 6. 29б. XVI, 16; 37. 44. I, 6 (bis; там же – овечьи шкуры). См. также бараны, ягнята. Огиг – 29б. XVI, 5 (’γυγος) – мифический древнейший царь Беотии по его имени называли древнейшие, первоначальные времена (как «при царе Горохе»). Одока – 23. VII, 4, 4 (δα) – город на западном или юго-западном побережье о-ва Тапробана (нын. Шри-Ланка) к югу от устья реки Азан. Идентифицирующие реку Азан как нын. реку Келани (=Калани; впадает в море на западном побережье, 06°58», 79°52», у города Коломбо) локализуют Одоку у нын. города Калутара (06°35», 79°55»; у устья нын. реки Калу – 06°35», 79°57», на юго-западном побережье); идентифицирующие Азан как нын. реку Калу идентифицируют Одоку как нын. город и порт Галле (06°04», 80°09», на юго-западной оконечности острова). Некоторые идентифицируют Одоку как нын. город Хиккадува (06°08», 80°06», в 12 милях к северу от Галле).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть в индийских горах, там где произрастает их тростник, люди, численностью до тридцати тысяч. Женщины у них рождают раз в жизни, и у рождаемых уже есть зубы, и верхние и нижние, очень красивые. И волосы у них, и на голове и брови, у всех седые от рождения, и у женского пола, и у мужского. И вот до тридцати лет у каждого из тех людей волосы на всем теле белые, а затем они начинают чернеть. Когда же они достигнут 60 лет, то можно увидеть, что все волосы у них черные. У этих людей по восьми пальцев на каждой руке, точно так же по восьми пальцев и на ногах, как у мужчин, так и у женщин. Они очень воинственны, и царя индов сопровождают пять тысяч лучников и копейщиков от них. А уши у них, говорит он, такие огромные, что покрывают руки до локтей и сзади закрывают спину, а одно ухо касается другого 194 . При этих своих баснословных писаниях Ктесий говорит, что он пишет ис- тиннейшую (50а) правду, добавляя, что пишет то-то видев сам, то-то узнав от самих видевших, а многое из этого и другое почудеснее он опустил, чтобы не видевшим не показалось, будто он сочиняет невероятные вещи. На этом и всё. 185 Арриан в «Анабасисе» (V, 4:2), ссылаясь на Ктесия, указывает (соответственно) «сорок» и «сто». 186 червь – 26. р. 45а=(?) р. 49а (σκληξ). 11. IX, 46 (vermis). – По Ктесию 26), этот червь – диковинное огромное земноводное животное в Инде. По Плинию (=Статию Себосу), это черви, подобного же рода диковинные водные существа в Ганге. Т. е. у Ктесия и у Плиния это разные «черви». См. также одонтотиран. О версиях по Ктесию см.: Элиан. О животных. V, 3; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Ш, 1. См. также: Мела, III, 62; Солин, 52, 41. Обычно этих червей пытаются идентифицировать как реальных животных (крокодил, угорь, мурена, водяная змея, осьминог, спрут и т. д.). Некоторые пытаются найти источники этих легенд в индийской мифологии в связи с тем, что из червя в Инде добывали горючее, зажигательное масло. Шеша – космический змей, опора земли, на котором возлежит Вишну. Его обиталище – мифическая Патала (а именно, «Нагалока» – «мир нагов», т. е. змей), а эту Паталу связывали с географической Паталой (в дельте Инда). В конце каждой кальпы (циклы существования космоса) Шеша извергает ядовитый огонь, уничтожающий Вселенную. Баларама (Баладева), старший брат Кришны, считается аватарой (воплощением) Шеши (а частично и бога Вишну); после смерти Баларамы белый змей Шеша покинул его тело и ушел под землю. По легенде, Шеша, совершая Шеша покинул его тело и ушел под землю. По легенде, Шеша, совершая аскетический подвиг, висит с дерева 1000 лет, выделяя изо рта яд и так сжигая мир. И таким образом, предполагают, что червь представляет собой Балараму, Шешу, который был интерпретирован (Ктесием и другими) как жестокое водяное животное, и какую-то роль в этом сыграл крокодил (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. Церковь была выстроена по ходатайству и на средства Устюженской купеческой вдовы Елизаветы Яковлевны Белоусовой (урожд. Поздеевой) над могилой ее мужа Николая Павловича Белоусова (скончался 16 марта 1915 г.). Храм-памятник был приписан к Преполовенской кладбищенской церкви, в которой Н.П.Белоусов на протяжении 19 лет был помощником старосты (старостой был отец Е.Я. - Яков Михайлович Поздеев). Обращение Е.Я.Белоусовой в Новгродскую духовную консисторию с описанием обстоятельств стротельства и выбора места для церкви (ГАНО Ф.480, Оп.1, Д.4211) В документах советского периода церковь фигурирует под названием Никольская (что логично, если ее освящали в честь святого-покровителя Н.П. Белоусова). В 1930 г. община верующих сумела добиться постановления ВЦИК (Протокол 14 от 06.10.1930 г.: ГА РФ. Ф. Оп. 44. Д. 55. Л. 43.) об оставлении Никольской церкви в пользовании прихода. Преполовенская церковь к тому моменту уже была закрыта. Однако это решение было опротестовано Ленинградским облисполкомом, и 30 сентября 1931 г. ВЦИК вынес новое постановление (Протокол 9 от 16.09.1931 г.: ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 45а. Д. 22. Л. 181.) : приход ликвидировать, а церковь – снести. Это постановление было доведено до сведения устюжан 25 октября 1931 г. (ЦГА СПБ Ф.1000, Оп.49, Д.86, Л.9-10). Приход был ликвидирован, здание церкви изъято, и 15 мая 1932 г. Устюженский райисполком докладывал, что «к сносу данной церкви приступлено, частично уже снесено»  (ЦГА СПБ Ф.1000, Оп.49, Д.86, Л.7).  Однако стены храма оказались крепче, чем этого ожидали. И 26 июля 1932 г. райисполком сообщил: «Никольская церковь, по размерам являющаяся часовней, ликвидирована, имущество реализовано. Здание церкви частично снесено (верх часовни), а дальше стены не представляется возможным снести, т.к. они сделаны на цементном растворе». К донесению было приложено заключение техника от 20 июня 1932 г., в котором говорилось: «Строение бывшей Никольской церкви расположено в пределах Васильевского кладбища. Стены сложены из кирпича на цементном растворе. При осмотре на месте на предмет разборки строения на материал - кирпич оказалось, что благодаря крепости раствора выборка кирпича является невозможной. И строение возможно снести путем закладки взрывчатых веществ, что, считаю со своей стороны, будет не рационально и потребует больших затрат впоследствии на уборку-вывозку с участка кладбища дробленого кирпича, какового уже имеется в излишке на том же кладбище от ранее разобранной Васильевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11002

был низкого роста, лыс и с редкой бородой). Перевод Стишного Синаксаря на славянский язык был осуществлен в XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. T. 7. С. 20). Стишной Синаксарь также лег в основу «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 35-36). В комментариях к нему высказано мнение, что Житие прп. Марка Аскета и Чудотворца было посвящено прп. Марку Пустыннику, но по ошибке к тексту добавлен ряд посторонних сюжетов (Ibid. Σ. 36). Эту т. зр. разделял и бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 303). В совр. «Новом Синаксаристе» иером. Макарий Симонопетрит поместил под 5 марта под заглавием «Память преподобного и богоносного отца нашего Марка Аскета» составленное им по разным источникам Житие прп. Марка Пустынника ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57-59). Отдельно он под 5 марта приводит Житие Марка Афинского (Ibid. Σ. 60-62). В Житии прп. Марка Аскета автор оговаривает условный характер идентификации и перечисляет других подвижников, с которыми можно отождествить М.: Марка Нитрийского, отшельника Марка, жившего близ монастыря Пентукла в Палестине ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 13//PG. 87. Col. 2861), Марка Арефусийского (см. в ст. Марк и Кирилл , священномученики), Марка, бывшего в V в. игуменом одного из мон-рей в М. Азии (возможно, близ Тарса), и прп. Марка Афинского ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57). В ВМЧ включены проложные жития из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Л. 45а-в, 46d - 47a). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского под 5 марта приведена краткая запись о том, что в этот день преставился прп. Марк Постник, о к-ром говорится в Житии прп. Макария Александрийского, и дана ссылка на 19 янв. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 42), т. е. речь идет о Марке Нитрийском. Однако в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память прп. Марка Постника сопровождается проложным Житием, а в комментариях М. отождествлен с прп. Марком Пустынником (ЖСв. Март. С. 131-132). Лит.: ActaSS. 1668. Mart. T. 1. P. 367-368; Sauget J.-M. Marco, monaco in Egitto, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 708-710; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7: Μρτιος. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562168.html

   001    002   003     004