Территория И. П. м. была окружена оградой и корпусами (общая протяженность 235 саж.). Под горой, с зап. стороны, находилась деревянная монастырская часовня над св. источником. И. П. м. владел деревянным 2-этажным домом (ул. Красноармейская, 63) с квартирами, в т. ч. архит. Курицына, и с конторой по постройке собора. В 1840 г. в обители проживали 12 монашествующих и 28 монастырских служителей. К 1877 г. И. П. м. владел 115 дес. 839 саж. земли на 8 участках, включая отведенную в 1840 г. лесную дачу, и 2 водяными мельницами. С 1805 по 1849 г. в монастыре служил свящ. Прокопий Васильевич Отроков. 22 июня 1870 г. И. П. м. наряду с великоустюжским во имя арх. Михаила мон-рем посетил вел. кн. Алексей Александрович, игум. Назарета вручила ему образ св. Иоанна Предтечи, 9 июня 1885 г.- вел. кн. Владимир Александрович, 31 мая 1898 г.- вел. кн. Сергей Александрович . В 1877 г. в «Вологодских ЕВ» было опубликовано единственное историческое описание обители прот. Арсения Попова (1816-1882), настоятеля великоустюжской Спасо-Всеградской ц. Последними игумениями И. П. м. были Виталия (Воронина), Флорентия, Паисия (Романова; 1829-1913) и Аркадия. В 1913 г., почти одновременно с игум. Паисией, умерла в возрасте 86 лет чтимая старица Нафанаила, которая прожила в обители 80 лет. В 1885 г. в И. П. м. насчитывалось 180, в 1918 г.- 660 сестер. Ежегодно совершалось 3 крестных хода: 24 июня, в храмовый праздник, из городского Успенского собора (учрежден не позднее рубежа XVII и XVIII вв.), 25 мая внутри монастыря (учрежден в 1802, после чудесного избавления горожан и сестер от лихорадки), вокруг горы (с 1848). Обычно их возглавлял благочинный обители - архимандрит Михаило-Архангельского мон-ря. 1917-2010 гг. После 1917 г. в корпусе мастерских И. П. м. размещались ремесленная школа с общежитием для мальчиков и квартирой заведующего, с дек. 1918 по май 1919 г.- штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем - казарма 55-го стрелкового полка. В 2 деревянных 2-этажных домах за оградой монастыря располагалась воинская часть. |
В условиях конкурса высказывалось пожелание, чтобы храм-памятник имел «характер и стиль древневизантийский» в соответствии с исторической эпохой жизни просветителя Руси и вмещал 2 тыс. чел. 10 сент. 1890 г. проект, составленный К. и гражданским инженером Н. Э. Икавитцем, был удостоен 1-й премии. Строительство велось с изменениями, которые внес астраханский городской архит. П. И. Коржинский (в частности, он спроектировал боковые алтари). 15 июля 1902 г. чин освящения храма совершил еп. Астраханский Георгий (Орлов) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского. Прав. Иоанн сослужил еп. Георгию и 29 сент. 1903 г. при освящении правого придела во имя свт. Николая Чудотворца. 28 нояб. 1904 г. еп. Георгий освятил левый придел во имя свт. Алексия Московского. Астраханский собор стал первым в Н. Поволжье храмом в визант. стиле. Проектируя его, К. воспроизвел ту же композицию тетраконха, что и при строительстве ц. в честь иконы Божией Матери «Милующая», но увеличил высоту сооружения, что придало зданию столпообразный ступенчатый силуэт. Доминирование массивного барабана и купола подчеркнуто отсутствием боковых глав, малыми размерами уплощенных боковых конх и апсиды, скромным масштабом колокольни над притвором. Здание отличается сильно раскрепованными порталами с тяжелыми архивольтами, обильными горизонтальными членениями, пластичной аркатурой барабанов. Комиссию привлекла «изящная внешность» храма, хотя она и отметила, что внутри вид на иконостас из боковых приделов загорожен пилонами. Основной объем храма 4-столпный, квадратный в плане. Одноярусные резные иконостасы были изготовлены в рус. стиле. В 1924 г. храм получил статус собора; был закрыт в 1939 г., восстановлен в 1999-2001 гг., освящен в окт. 2002 г. Первой монументальной постройкой К. в рус. стиле стала ц. Богоявления на Гутуевском о-ве в С.-Петербурге, возведенная для портовых служащих в память «чуда в Борках» и события 29 апр. 1891 г. (спасение наследника цесаревича Николая при нападении на него в г. Оцу, Япония) (Двинская ул., 2; 1892-1899). |
Эта характеристика, где отмечается слабость характера о. Кирилла, помогает понять поведение священника на следствии. Он был задержан первым из тех, кто проходил по этому делу, т.е. 17 августа 1944 года, в литовском городе Шауляй, где жил на ул. Рижская, в доме 2, и доставлен в г. Вильнюс. При обыске, помимо документов, у него было изъято 14 384 немецкие марки. По окончании следствия изъятые документы были уничтожены, о чем составлен соответствующий акт, что тоже является показателем делопроизводства того времени в отличие от 1930-х годов. Протопресвитер Кирилл Зайц Отец Кирилл Зайц стал третьим начальником Миссии. Сначала на эту должность митрополит Сергий назначил протоиерея С. Ефимова, который по требованию СД был отправлен обратно в Латвию, хотя официально было объявлено о его отставке за старостью лет. Затем на его место назначается прот. Н. Колиберский, который вскоре заболел и умер. 1 декабря 1941 года о. Кирилл приехал в Псков, получив благословение митрополита Сергия возглавить Псковскую Миссию. Из собственноручных показаний протопресвитера Кирилла Зайца складывается подробный рассказ о структуре Миссии, ее деятельности и членах. В анкете арестованного о. Кирилла Зайца – биографические сведения о нем: он – латыш, из крестьянской семьи, по убеждениям – сторонник буржуазно-демократического строя. Отец Кирилл родился в 1869 году в Латвии. В 1891 году он окончил два класса Рижской Духовной семинарии. В сане иерея с ноября 1896 года, служил в Двинске, в храмах Полоцка, Витебска; член Поместного Собора 1917-1918 годов. В 1930-е – руководитель миссионерского синодального отдела и редактор журнала «Вера и жизнь». Его антисоветские проповеди были хорошо известны митрополиту Сергию и секретарю митрополита И. Гримму, сыгравшему огромную роль в организации Миссии. Будучи настоятелем Рижского кафедрального собора, отец Кирилл Зайц в 1933 году был привлечен к церковному суду в связи с растратой церковных средств. Инициатором этого процесса был архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), после убийства которого дело было прекращено. |
чел.: латгалы, русские, белорусы, поляки и немцы; господствующим исповеданием был католицизм, действовало ок. 20 правосл. храмов. В 1833-1916 гг. усилиями Полоцких епископов в Латгалии было построено более 30 правосл. церквей. Для утверждения Православия в Латвии многое сделал еп. Александр (Заккис), первый правосл. епископ-латыш, занимавший Полоцко-Витебскую кафедру в 1893-1899 гг. Помимо учреждения правосл. храмов еп. Александр вводил в богослужение и в проповедь латыш. язык. В нач. XX в. в Двинске действовали Борисоглебский собор (воздвигнут в 1904-1905), Александро-Невский собор (построен в 1856-1864 на частные пожертвования), единоверческая Успенская ц. на Нов. Строении (1877), деревянный храм во имя свт. Николая на Гриве (построен в 1882, в 1919 сгорел, в 1924 восстановлен), гарнизонный храм во имя блгв. кн. Александра Невского близ Двинской крепости (1897), Никольский храм на городском кладбище (1894). В 1923 г. была построена Петропавловская ц. на Ст. Форштадте на Златогорской ул. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии, был хиротонисан настоятель Маркова витебского во имя Св. Троицы мон-ря , благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии архим. Пантелеимон (Рожновский) . Местом пребывания викарного епископа был определен полоцкий братский в честь Богоявления мон-рь . В 1913 г. еп. Пантелеимон побывал в Двинске 5 раз. С нач. 1915 г. Латгалия была прифронтовой зоной, в сер. 1915 г. в Двинске было объявлено об эвакуации. С 15 авг. 1917 по 20 апр. 1918 г. в связи с отъездом в авг. 1917 г. Полоцкого еп. Кириона III (Садзаглишвили) в Грузию еп. Пантелеимон принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. В нояб. 1917 г. в Полоцке и Витебске установилась советская власть. В 1918 г. еп. Пантелеимон был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре Ковельского у., на территории, к-рую контролировали поляки. |
3–8 мая – участие в Чрезвычайном собрании Училищного Совета при Святейшем Синоде, посвященном совершенствованию церковно-школьной деятельности. 20 мая – первый крестный ход трезвенников во главе с епископом Вениамином от Воскресенской церкви у Варшавского вокзала в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь. 29 июня – закладка больницы Петра Великого. 23–28 августа – первое архипастырское посещение епископом Вениамином Гдовского уезда. 19 сентября – освящение церковно-приходской школы Малоохтинского прихода. 1911, 30 января – открытие воскресных духовных бесед в доме Епархиального братства на Боровой ул. 6 мая – награждение орденом св. Владимира III ст. 22 мая – первый крестный ход во главе с епископом Вениамином от церкви села Смоленского в Колпино. 26 октября – участие в освящении моста Императора Петра Великого (Большеохтинский мост). с 22 ноября – третий викарий С.-Петербургской епархии. 1912, 19 февраля – погребение священника Сергия Слепяна, одного из пионеров пастырско-миссионерской деятельности в рабочих районах Петербурга. 11 марта – возрождение Вонифатьевского общества трезвости при Покровской церкви на Боровой ул. 3 мая – празднование Епархиальным братством 25-летия архиерейского служения митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) . 6 мая – освящение Георгиевской церкви в селе Ложголове (ныне Сланцевского р-на). 7–8 мая – первый крестный ход во главе с епископом Вениамином из Луги в Череменецкий монастырь. 12–18 июня – 168-верстный крестный ход во главе с епископом Вениамином из Петрозаводска в карельское село Порос-озеро. 5 ноября – участие в отпевании митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония. 1913, 17 марта – рукоположение епископом Вениамином во священника своего младшего брата, Григория Казанского. 28 апреля – участие в хиротонии архимандрита Алексия (Симанского; впоследствии – Святейший Патриарх Московский и всея Руси), во епископа Тихвинского в Новгороде. с 30 мая – второй викарий С.-Петербургской епархии. 2 июня – участие в хиротонии архимандрита Пантелеимона (Рожновского) во епископа Двинского в Витебске. Избрание почетным членом православного Карельского братства. |
В преддверии Великого поста темой богословской рубрики («Lingua Sacra») является покаяние. Как отмечено в Слове главного редактора, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, тема эта «насколько «постно-печальная», настолько же и радостно-весенняя», «насколько церковная, настолько же и общечеловеческая». Раздел предваряет статья декана Греческой Православной Богословской школы Святого Креста протоиерея Иоанна Хрисавгиса «Покаяние: Встреча Бога и человека». Кандидат богословия иерей Димитрий Юревич рассказывает о теме покаяния в Библии, а преподаватель Института иностранных языков Надежда Пшенко – о том, как евангельские слова о покаянии и прощении прочитываются в знаменитом «Возвращении блудного сына» Рембрандта. Журнал «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» можно приобрести в: - Санкт-Петербургском епархиальном управлении (Александро-Невская Лавра, наб. р. Монастырки, д.1); - магазине издательства «Ладан» (ул. Решетникова, д.13); - Князь-Владимирском соборе (ул. Блохина, 26); - храме Феодоровской иконы Божией Матери (ул. Миргородская д.1); - соборе Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский пр., д.20); - храме Коневской иконы Божией Матери подврья Рождество-Богородичного Коневского мужского монастыря (Загородный пр., д.7); - домовом храме св. вмц. Анастасии Узорешительницы (наб. Лейтенанта Шмидта, д.39); - храме св. вмц. Екатерины (В.О., Съездовская линия, д.27а); - магазине «Слово» (ул. М. Конюшенная, д.9); - домовом храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе «АТИ» (Цветочная ул., д.16); - храме св.вмч. Георгия Победоносца (пр. Славы, д.45); - храме прп. Серафима Вырицкого (пересечение Загребского бульвара и ул. Ярослава Гашека); -храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище; - храме свв. апп. Петра и Павла при АППО (ул. Ломоносова, д.11); - храме Богоявления на Гутуевском острове (ул. Двинская, д.2); - на подворье Тихвинского монастыря (Дегтярная ул., д.18); - на подворье Введенского мужского монастыря (наб. Лейтенанта Шмидта, д.27). |
Фасады храма украшены богатым декором в русском стиле. Интересны кронштейны вблизи входов на западном фасаде для размещения воинских знамен во время богослужений. Невысокий дубовый резной иконостас в русском стиле с золочеными деталями украшает интерьер церкви. Иконы в нем выполнены в стиле Васнецовского письма. В храме много икон, часть из них была перемещена сюда из закрытого собора св.Александра Невского, некоторые подарены военнослужащими во время Первой мировой войны. Над притвором расположены небольшие хоры, открытые в интерьер церкви. Русский приход при храме был открыт в 1922 году, латышский – в 1925 году. Храм неоднократно ремонтировался, но сохранился без перестроек. В 1938 году изменился статус храма – он стал собором вновь образованной кафедры Ерсикского епископа. Даугавпилсская кафедра была возобновлена в 1987 году. После уничтожения городского собора св. Александра Невского в 1969 году Борисо-Глебский собор стал главным православным храмом Даугавпилса. Источник информации : 1) Kaminska R., Bistere A. «Sakrls arhitektras un mkslas mantojums Daugavpils rajon», R.2006. 2) Буклет «Борисо-Глебский собор.100 лет» БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР Примером взаимного проникновения соседствующих строительных традиций является Борисоглебский собор (ул. Таутас, 2), построенный неизвестным архитектором в 1905 году для нужд, расквартированных в Двинске воинских частей. Обозревая его снаружи, замечаешь в восточной части четверик с кокошниками, увенчанный пятью декоративными главками. От четверика к притвору со стилизованным шатром тянется необычно длинная трапезная, больше напоминающая гражданские постройки «неорусского» стиля 80—90-х годов XIX века. С запада и востока во всю длину расположены более низкие пристройки, подобные боковым нефам барочных костелов. Стоит зайти в церковь, чтобы обнаружить, что перед нами действительно трехнефная в плане базилика. Четверик на восточном конце не что иное, как алтарная часть. В глубине зала — темной полировки дубовый резной иконостас, декорированный в русском стиле. Иконы его — копии творений В. М. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Краевед начала века С. П. Сахаров пишет также о фресках — «копиях васнецовского однако, их судьба неизвестна — стены покрыты краской. |
Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в.//ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ сер. XII в.; с его помощью связана защита Вел. Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, к-рый, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины. Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды ( Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери. Сер. XII в. (собор Св. Софии в Вел. Новгороде) |
Покрова Пресв. Богородицы мон-ря св. Иоанна Предтечи 1902–1905 гг. Архитекторы Н. А. Лебединский, В. Н. Курицын В 1868 г. игум. Назарета (Курош) организовала учебно-воспитательный приют-уч-ще, разместившийся в настоятельском корпусе, в сев.-зап. части мон-ря. В 1884 г. в И. П. м. была открыта школа, 1 окт. 1888 г. в особо устроенном деревянном корпусе - епархиальное жен. училище. 1 мая 1894 - 1 окт. 1896 г. на Красной горе, за стенами мон-ря (совр. адрес: ул. Кузнецова, 2), был построен 2-этажный училищный корпус с Покровской ц., который сгорел в дек. 1901 г. В 1902-1905 гг. выстроили новое здание с домовой Покровской ц., освященное 29 сент. 1905 г. Его проект был составлен в 1902 г. архит. Н. А. Лебединским и переработан архит. Курицыным. Трехэтажная Г-образная в плане постройка в 18 осей по главному фасаду была типичным учебным зданием духовного ведомства нач. ХХ в. Для него характерны сочетание открытой кладки красного кирпича с оштукатуренными декоративными деталями, богатый декор, особенно 2-го этажа, с элементами неоклассицизма, неоренессанса, рус. стиля и модерна. В юго-вост. части находилась домовая церковь с полуциркульной в плане алтарной апсидой, завершенная небольшим четвериком с шатровым верхом. В 1896 г. уч-ще было преобразовано в 6-классное. При нем открылась 3-летняя начальная образцовая школа для девочек с 3 отделениями. К 1915 г. в уч-ще обучались 342 воспитанницы. Руководил училищем Совет, к 1917 г. его председателем был свящ. Воскресенской ц. Александр Пономарёв. Начальницей уч-ща была В. П. Шляпина, выпускница с.-петербургского Александровского Смольного ин-та. Попечительницами являлись настоятельницы монастыря. После октябрьского переворота 1917 г. епархиальное уч-ще было закрыто. В сент. 1918 г. в здании уч-ща проходил I съезд Северо-Двинской губ. орг-ции РСДРП, затем в нем разместились Северо-Двинский техникум и радиотелеграфная станция, некоторое время находились технологический фак-т Северо-Двинского ун-та, школа судоводителей, с 1923 г.- сельскохозяйственный техникум (с перерывом в 1941-1945, когда в здании располагалось пехотное уч-ще), в 1969 г.- совхоз-техникум. |
Во 2-й пол. XVII в. Новгородские владыки боролись за приписку к архиерейскому дому новых мон-рей. В этом особенно преуспел митр. Корнилий, к концу архиерейства к-рого к Новгородскому дому было приписано 34 мон-ря: в Деревской пятине - 4, в Водской пятине - 5, в Шелонской пятине - 5, в Обонежской пятине - 10, в г. Торжке - 3, в Старорусском у.- 3, в Луцком (Великолукском) у.- 2, в Пусторжевском у.- 1; в Новгородском у.- 1 ( Греков. 1960. С. 202-204, 236). Новгородские владыки имели подворья в Москве на ул. Ильинка, в Архангельске и Кореле. После пожара 1676 г. митр. Корнилий заново отстроил московское подворье, увеличив его территорию. В XVII в. упоминается о подворье в дер. Устье близ Новгорода (ныне в черте микрорайона Волховский г. Вел. Новгород) с домовой церковью и садом, где владыки жили летом ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 63). Новгородский архиерейский дом и крупнейшие мон-ри епархии в XVII в. оставались центрами развития книжного и летописного дела. Крупнейшим памятником 1-й пол. XVII в. является Новгородская Уваровская летопись (доведена до 1646). Подъем летописания в епархии пришелся на 70-90-е гг. XVII в., когда были созданы летописи: Новгородская III (до 1674 или 1676 в разных редакциях; составлена, вероятно, в Троицком Зеленецком монастыре новгородскими книжниками Н. В. и М. Н. Клеткиными), Новгородская Погодинская (до кон. XVII в.), Новгородская Забелинская (до 1679), летописец Двинский (1-я Краткая редакция до 1677, велась в Холмогорах), Новгородская Молотковская (Михалицкая; возможно, создана монахиней Михалицкого жен. монастыря, что на Молоткове). По мнению С. Н. Азбелева, работа над основными сводами велась под рук. митр. Корнилия. В 1678-1679 гг. летописная традиция была возобновлена в Лисицком мон-ре; вдохновителем этого, вероятно, стал игумен мон-ря, бывш. Суздальский архиеп. Стефан . Важным центром книжности являлся Антониев Сийский мон-рь, что во многом было связано с деятельностью его игуменов - Ионы (1597-1634) и прп. Феодосия (1642-1652, 1662-1687). Прп. Феодосий устроил монастырскую б-ку, создал новую редакцию Жития св. Антония Сийского, составил Сказание о чудесном спасении иконы «Одигитрия» во время пожара 1658 г. ( Рыжова. 2001. С. 232; Сказание не опубл.: РГБ ОР. Пискар. 109. 1658 г. Автограф Феодосия), также был и иконописцем (в его Житии названы 2 созданные им иконы - «София Премудрость» и «Антоний Сийский»). В 50-60-х гг. XVII в. в Иверском мон-ре действовала типография, переведенная туда патриархом Никоном из упраздненного оршанского Кутеинского в честь Богоявления мужского монастыря . В Иверском мон-ре были напечатаны Часослов (1658), «Рай мысленный» (1658-1659; в книге помещено сочинение патриарха «Слово благополезное о создании монастыря пресвятыя Богородицы Иверския») и «Брашно духовное» (1661) ( Бубнов. 1993. С. 402). |
| |