Территория И. П. м. была окружена оградой и корпусами (общая протяженность 235 саж.). Под горой, с зап. стороны, находилась деревянная монастырская часовня над св. источником. И. П. м. владел деревянным 2-этажным домом (ул. Красноармейская, 63) с квартирами, в т. ч. архит. Курицына, и с конторой по постройке собора. В 1840 г. в обители проживали 12 монашествующих и 28 монастырских служителей. К 1877 г. И. П. м. владел 115 дес. 839 саж. земли на 8 участках, включая отведенную в 1840 г. лесную дачу, и 2 водяными мельницами. С 1805 по 1849 г. в монастыре служил свящ. Прокопий Васильевич Отроков. 22 июня 1870 г. И. П. м. наряду с великоустюжским во имя арх. Михаила мон-рем посетил вел. кн. Алексей Александрович, игум. Назарета вручила ему образ св. Иоанна Предтечи, 9 июня 1885 г.- вел. кн. Владимир Александрович, 31 мая 1898 г.- вел. кн. Сергей Александрович . В 1877 г. в «Вологодских ЕВ» было опубликовано единственное историческое описание обители прот. Арсения Попова (1816-1882), настоятеля великоустюжской Спасо-Всеградской ц. Последними игумениями И. П. м. были Виталия (Воронина), Флорентия, Паисия (Романова; 1829-1913) и Аркадия. В 1913 г., почти одновременно с игум. Паисией, умерла в возрасте 86 лет чтимая старица Нафанаила, которая прожила в обители 80 лет. В 1885 г. в И. П. м. насчитывалось 180, в 1918 г.- 660 сестер. Ежегодно совершалось 3 крестных хода: 24 июня, в храмовый праздник, из городского Успенского собора (учрежден не позднее рубежа XVII и XVIII вв.), 25 мая внутри монастыря (учрежден в 1802, после чудесного избавления горожан и сестер от лихорадки), вокруг горы (с 1848). Обычно их возглавлял благочинный обители - архимандрит Михаило-Архангельского мон-ря. 1917-2010 гг. После 1917 г. в корпусе мастерских И. П. м. размещались ремесленная школа с общежитием для мальчиков и квартирой заведующего, с дек. 1918 по май 1919 г.- штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем - казарма 55-го стрелкового полка. В 2 деревянных 2-этажных домах за оградой монастыря располагалась воинская часть.

http://pravenc.ru/text/577912.html

В условиях конкурса высказывалось пожелание, чтобы храм-памятник имел «характер и стиль древневизантийский» в соответствии с исторической эпохой жизни просветителя Руси и вмещал 2 тыс. чел. 10 сент. 1890 г. проект, составленный К. и гражданским инженером Н. Э. Икавитцем, был удостоен 1-й премии. Строительство велось с изменениями, которые внес астраханский городской архит. П. И. Коржинский (в частности, он спроектировал боковые алтари). 15 июля 1902 г. чин освящения храма совершил еп. Астраханский Георгий (Орлов) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского. Прав. Иоанн сослужил еп. Георгию и 29 сент. 1903 г. при освящении правого придела во имя свт. Николая Чудотворца. 28 нояб. 1904 г. еп. Георгий освятил левый придел во имя свт. Алексия Московского. Астраханский собор стал первым в Н. Поволжье храмом в визант. стиле. Проектируя его, К. воспроизвел ту же композицию тетраконха, что и при строительстве ц. в честь иконы Божией Матери «Милующая», но увеличил высоту сооружения, что придало зданию столпообразный ступенчатый силуэт. Доминирование массивного барабана и купола подчеркнуто отсутствием боковых глав, малыми размерами уплощенных боковых конх и апсиды, скромным масштабом колокольни над притвором. Здание отличается сильно раскрепованными порталами с тяжелыми архивольтами, обильными горизонтальными членениями, пластичной аркатурой барабанов. Комиссию привлекла «изящная внешность» храма, хотя она и отметила, что внутри вид на иконостас из боковых приделов загорожен пилонами. Основной объем храма 4-столпный, квадратный в плане. Одноярусные резные иконостасы были изготовлены в рус. стиле. В 1924 г. храм получил статус собора; был закрыт в 1939 г., восстановлен в 1999-2001 гг., освящен в окт. 2002 г. Первой монументальной постройкой К. в рус. стиле стала ц. Богоявления на Гутуевском о-ве в С.-Петербурге, возведенная для портовых служащих в память «чуда в Борках» и события 29 апр. 1891 г. (спасение наследника цесаревича Николая при нападении на него в г. Оцу, Япония) (Двинская ул., 2; 1892-1899).

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Эта характеристика, где отмечается слабость характера о. Кирилла, помогает понять поведение священника на следствии. Он был задержан первым из тех, кто проходил по этому делу, т.е. 17 августа 1944 года, в литовском городе Шауляй, где жил на ул. Рижская, в доме 2, и доставлен в г. Вильнюс. При обыске, помимо документов, у него было изъято 14 384 немецкие марки. По окончании следствия изъятые документы были уничтожены, о чем составлен соответствующий акт, что тоже является показателем делопроизводства того времени в отличие от 1930-х годов. Протопресвитер Кирилл Зайц Отец Кирилл Зайц стал третьим начальником Миссии. Сначала на эту должность митрополит Сергий назначил протоиерея С. Ефимова, который по требованию СД был отправлен обратно в Латвию, хотя официально было объявлено о его отставке за старостью лет. Затем на его место назначается прот. Н. Колиберский, который вскоре заболел и умер. 1 декабря 1941 года о. Кирилл приехал в Псков, получив благословение митрополита Сергия возглавить Псковскую Миссию. Из собственноручных показаний протопресвитера Кирилла Зайца складывается подробный рассказ о структуре Миссии, ее деятельности и членах. В анкете арестованного о. Кирилла Зайца – биографические сведения о нем: он – латыш, из крестьянской семьи, по убеждениям – сторонник буржуазно-демократического строя. Отец Кирилл родился в 1869 году в Латвии. В 1891 году он окончил два класса Рижской Духовной семинарии. В сане иерея с ноября 1896 года, служил в Двинске, в храмах Полоцка, Витебска; член Поместного Собора 1917-1918 годов. В 1930-е – руководитель миссионерского синодального отдела и редактор журнала «Вера и жизнь». Его антисоветские проповеди были хорошо известны митрополиту Сергию и секретарю митрополита И. Гримму, сыгравшему огромную роль в организации Миссии. Будучи настоятелем Рижского кафедрального собора, отец Кирилл Зайц в 1933 году был привлечен к церковному суду в связи с растратой церковных средств. Инициатором этого процесса был архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), после убийства которого дело было прекращено.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

чел.: латгалы, русские, белорусы, поляки и немцы; господствующим исповеданием был католицизм, действовало ок. 20 правосл. храмов. В 1833-1916 гг. усилиями Полоцких епископов в Латгалии было построено более 30 правосл. церквей. Для утверждения Православия в Латвии многое сделал еп. Александр (Заккис), первый правосл. епископ-латыш, занимавший Полоцко-Витебскую кафедру в 1893-1899 гг. Помимо учреждения правосл. храмов еп. Александр вводил в богослужение и в проповедь латыш. язык. В нач. XX в. в Двинске действовали Борисоглебский собор (воздвигнут в 1904-1905), Александро-Невский собор (построен в 1856-1864 на частные пожертвования), единоверческая Успенская ц. на Нов. Строении (1877), деревянный храм во имя свт. Николая на Гриве (построен в 1882, в 1919 сгорел, в 1924 восстановлен), гарнизонный храм во имя блгв. кн. Александра Невского близ Двинской крепости (1897), Никольский храм на городском кладбище (1894). В 1923 г. была построена Петропавловская ц. на Ст. Форштадте на Златогорской ул. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии, был хиротонисан настоятель Маркова витебского во имя Св. Троицы мон-ря , благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии архим. Пантелеимон (Рожновский) . Местом пребывания викарного епископа был определен полоцкий братский в честь Богоявления мон-рь . В 1913 г. еп. Пантелеимон побывал в Двинске 5 раз. С нач. 1915 г. Латгалия была прифронтовой зоной, в сер. 1915 г. в Двинске было объявлено об эвакуации. С 15 авг. 1917 по 20 апр. 1918 г. в связи с отъездом в авг. 1917 г. Полоцкого еп. Кириона III (Садзаглишвили) в Грузию еп. Пантелеимон принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. В нояб. 1917 г. в Полоцке и Витебске установилась советская власть. В 1918 г. еп. Пантелеимон был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре Ковельского у., на территории, к-рую контролировали поляки.

http://pravenc.ru/text/171494.html

3–8 мая – участие в Чрезвычайном собрании Училищного Совета при Святейшем Синоде, посвященном совершенствованию церковно-школьной деятельности. 20 мая – первый крестный ход трезвенников во главе с епископом Вениамином от Воскресенской церкви у Варшавского вокзала в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь. 29 июня – закладка больницы Петра Великого. 23–28 августа – первое архипастырское посещение епископом Вениамином Гдовского уезда. 19 сентября – освящение церковно-приходской школы Малоохтинского прихода. 1911, 30 января – открытие воскресных духовных бесед в доме Епархиального братства на Боровой ул. 6 мая – награждение орденом св. Владимира III ст. 22 мая – первый крестный ход во главе с епископом Вениамином от церкви села Смоленского в Колпино. 26 октября – участие в освящении моста Императора Петра Великого (Большеохтинский мост). с 22 ноября – третий викарий С.-Петербургской епархии. 1912, 19 февраля – погребение священника Сергия Слепяна, одного из пионеров пастырско-миссионерской деятельности в рабочих районах Петербурга. 11 марта – возрождение Вонифатьевского общества трезвости при Покровской церкви на Боровой ул. 3 мая – празднование Епархиальным братством 25-летия архиерейского служения митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) . 6 мая – освящение Георгиевской церкви в селе Ложголове (ныне Сланцевского р-на). 7–8 мая – первый крестный ход во главе с епископом Вениамином из Луги в Череменецкий монастырь. 12–18 июня – 168-верстный крестный ход во главе с епископом Вениамином из Петрозаводска в карельское село Порос-озеро. 5 ноября – участие в отпевании митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония. 1913, 17 марта – рукоположение епископом Вениамином во священника своего младшего брата, Григория Казанского. 28 апреля – участие в хиротонии архимандрита Алексия (Симанского; впоследствии – Святейший Патриарх Московский и всея Руси), во епископа Тихвинского в Новгороде. с 30 мая – второй викарий С.-Петербургской епархии. 2 июня – участие в хиротонии архимандрита Пантелеимона (Рожновского) во епископа Двинского в Витебске. Избрание почетным членом православного Карельского братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В преддверии Великого поста темой богословской рубрики («Lingua Sacra») является покаяние. Как отмечено в Слове главного редактора, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, тема эта «насколько «постно-печальная», настолько же и радостно-весенняя», «насколько церковная, настолько же и общечеловеческая».  Раздел предваряет статья декана Греческой Православной Богословской школы Святого Креста протоиерея Иоанна Хрисавгиса «Покаяние: Встреча Бога и человека». Кандидат богословия иерей Димитрий Юревич рассказывает о теме покаяния в Библии, а преподаватель Института иностранных языков Надежда Пшенко – о том, как евангельские слова о покаянии и прощении прочитываются в знаменитом «Возвращении блудного сына» Рембрандта. Журнал «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» можно приобрести в: - Санкт-Петербургском епархиальном управлении (Александро-Невская Лавра, наб. р. Монастырки, д.1); - магазине издательства «Ладан» (ул. Решетникова, д.13); - Князь-Владимирском соборе (ул. Блохина, 26); - храме Феодоровской иконы Божией Матери (ул. Миргородская д.1); - соборе Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский пр., д.20); - храме Коневской иконы Божией Матери подврья Рождество-Богородичного Коневского мужского монастыря (Загородный пр., д.7); - домовом храме св. вмц. Анастасии Узорешительницы (наб. Лейтенанта Шмидта, д.39); - храме св. вмц. Екатерины (В.О., Съездовская линия, д.27а); - магазине «Слово» (ул. М. Конюшенная, д.9); - домовом храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе «АТИ» (Цветочная ул., д.16); - храме св.вмч. Георгия Победоносца (пр. Славы, д.45); - храме прп. Серафима Вырицкого (пересечение Загребского бульвара и ул. Ярослава Гашека); -храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище; - храме свв. апп. Петра и Павла при АППО (ул. Ломоносова, д.11); - храме Богоявления на Гутуевском острове (ул. Двинская, д.2); - на подворье Тихвинского монастыря (Дегтярная ул., д.18); - на подворье Введенского мужского монастыря (наб. Лейтенанта Шмидта, д.27).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-02/4...

Фасады храма украшены богатым декором в русском стиле. Интересны кронштейны вблизи входов на западном фасаде для размещения воинских знамен во время богослужений. Невысокий дубовый резной иконостас в русском стиле с золочеными деталями украшает интерьер церкви. Иконы в нем выполнены в стиле Васнецовского письма. В храме много икон, часть из них была перемещена сюда из закрытого собора св.Александра Невского, некоторые подарены военнослужащими во время Первой мировой войны. Над притвором расположены небольшие хоры, открытые в интерьер церкви. Русский приход при храме был открыт в 1922 году, латышский – в 1925 году. Храм неоднократно ремонтировался, но сохранился без перестроек. В 1938 году изменился статус храма – он стал собором вновь образованной кафедры Ерсикского епископа. Даугавпилсская кафедра была возобновлена в 1987 году. После уничтожения городского собора св. Александра Невского в 1969 году Борисо-Глебский собор стал главным православным храмом Даугавпилса. Источник информации : 1) Kaminska R., Bistere A. «Sakrls arhitektras un mkslas mantojums Daugavpils rajon», R.2006. 2) Буклет «Борисо-Глебский собор.100 лет» БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР Примером взаимного проникновения соседствующих строительных традиций является Борисоглебский собор (ул. Таутас, 2), построенный неизвестным архитектором в 1905 году для нужд, расквартированных в Двинске воинских частей. Обозревая его снаружи, замечаешь в восточной части четверик с кокошниками, увенчанный пятью декоративными главками. От четверика к притвору со стилизованным шатром тянется необычно длинная трапезная, больше напоминающая гражданские постройки «неорусского» стиля 80—90-х годов XIX века. С запада и востока во всю длину расположены более низкие пристройки, подобные боковым нефам барочных костелов. Стоит зайти в церковь, чтобы обнаружить, что перед нами действительно трехнефная в плане базилика. Четверик на восточном конце не что иное, как алтарная часть. В глубине зала — темной полировки дубовый резной иконостас, декорированный в русском стиле. Иконы его — копии творений В. М. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Краевед начала века С. П. Сахаров пишет также о фресках — «копиях васнецовского однако, их судьба неизвестна — стены покрыты краской.

http://sobory.ru/article/?object=10050

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в.//ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ сер. XII в.; с его помощью связана защита Вел. Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, к-рый, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины. Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды ( Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери. Сер. XII в. (собор Св. Софии в Вел. Новгороде)

http://pravenc.ru/text/199925.html

Покрова Пресв. Богородицы мон-ря св. Иоанна Предтечи 1902–1905 гг. Архитекторы Н. А. Лебединский, В. Н. Курицын В 1868 г. игум. Назарета (Курош) организовала учебно-воспитательный приют-уч-ще, разместившийся в настоятельском корпусе, в сев.-зап. части мон-ря. В 1884 г. в И. П. м. была открыта школа, 1 окт. 1888 г. в особо устроенном деревянном корпусе - епархиальное жен. училище. 1 мая 1894 - 1 окт. 1896 г. на Красной горе, за стенами мон-ря (совр. адрес: ул. Кузнецова, 2), был построен 2-этажный училищный корпус с Покровской ц., который сгорел в дек. 1901 г. В 1902-1905 гг. выстроили новое здание с домовой Покровской ц., освященное 29 сент. 1905 г. Его проект был составлен в 1902 г. архит. Н. А. Лебединским и переработан архит. Курицыным. Трехэтажная Г-образная в плане постройка в 18 осей по главному фасаду была типичным учебным зданием духовного ведомства нач. ХХ в. Для него характерны сочетание открытой кладки красного кирпича с оштукатуренными декоративными деталями, богатый декор, особенно 2-го этажа, с элементами неоклассицизма, неоренессанса, рус. стиля и модерна. В юго-вост. части находилась домовая церковь с полуциркульной в плане алтарной апсидой, завершенная небольшим четвериком с шатровым верхом. В 1896 г. уч-ще было преобразовано в 6-классное. При нем открылась 3-летняя начальная образцовая школа для девочек с 3 отделениями. К 1915 г. в уч-ще обучались 342 воспитанницы. Руководил училищем Совет, к 1917 г. его председателем был свящ. Воскресенской ц. Александр Пономарёв. Начальницей уч-ща была В. П. Шляпина, выпускница с.-петербургского Александровского Смольного ин-та. Попечительницами являлись настоятельницы монастыря. После октябрьского переворота 1917 г. епархиальное уч-ще было закрыто. В сент. 1918 г. в здании уч-ща проходил I съезд Северо-Двинской губ. орг-ции РСДРП, затем в нем разместились Северо-Двинский техникум и радиотелеграфная станция, некоторое время находились технологический фак-т Северо-Двинского ун-та, школа судоводителей, с 1923 г.- сельскохозяйственный техникум (с перерывом в 1941-1945, когда в здании располагалось пехотное уч-ще), в 1969 г.- совхоз-техникум.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Во 2-й пол. XVII в. Новгородские владыки боролись за приписку к архиерейскому дому новых мон-рей. В этом особенно преуспел митр. Корнилий, к концу архиерейства к-рого к Новгородскому дому было приписано 34 мон-ря: в Деревской пятине - 4, в Водской пятине - 5, в Шелонской пятине - 5, в Обонежской пятине - 10, в г. Торжке - 3, в Старорусском у.- 3, в Луцком (Великолукском) у.- 2, в Пусторжевском у.- 1; в Новгородском у.- 1 ( Греков. 1960. С. 202-204, 236). Новгородские владыки имели подворья в Москве на ул. Ильинка, в Архангельске и Кореле. После пожара 1676 г. митр. Корнилий заново отстроил московское подворье, увеличив его территорию. В XVII в. упоминается о подворье в дер. Устье близ Новгорода (ныне в черте микрорайона Волховский г. Вел. Новгород) с домовой церковью и садом, где владыки жили летом ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 63). Новгородский архиерейский дом и крупнейшие мон-ри епархии в XVII в. оставались центрами развития книжного и летописного дела. Крупнейшим памятником 1-й пол. XVII в. является Новгородская Уваровская летопись (доведена до 1646). Подъем летописания в епархии пришелся на 70-90-е гг. XVII в., когда были созданы летописи: Новгородская III (до 1674 или 1676 в разных редакциях; составлена, вероятно, в Троицком Зеленецком монастыре новгородскими книжниками Н. В. и М. Н. Клеткиными), Новгородская Погодинская (до кон. XVII в.), Новгородская Забелинская (до 1679), летописец Двинский (1-я Краткая редакция до 1677, велась в Холмогорах), Новгородская Молотковская (Михалицкая; возможно, создана монахиней Михалицкого жен. монастыря, что на Молоткове). По мнению С. Н. Азбелева, работа над основными сводами велась под рук. митр. Корнилия. В 1678-1679 гг. летописная традиция была возобновлена в Лисицком мон-ре; вдохновителем этого, вероятно, стал игумен мон-ря, бывш. Суздальский архиеп. Стефан . Важным центром книжности являлся Антониев Сийский мон-рь, что во многом было связано с деятельностью его игуменов - Ионы (1597-1634) и прп. Феодосия (1642-1652, 1662-1687). Прп. Феодосий устроил монастырскую б-ку, создал новую редакцию Жития св. Антония Сийского, составил Сказание о чудесном спасении иконы «Одигитрия» во время пожара 1658 г. ( Рыжова. 2001. С. 232; Сказание не опубл.: РГБ ОР. Пискар. 109. 1658 г. Автограф Феодосия), также был и иконописцем (в его Житии названы 2 созданные им иконы - «София Премудрость» и «Антоний Сийский»). В 50-60-х гг. XVII в. в Иверском мон-ре действовала типография, переведенная туда патриархом Никоном из упраздненного оршанского Кутеинского в честь Богоявления мужского монастыря . В Иверском мон-ре были напечатаны Часослов (1658), «Рай мысленный» (1658-1659; в книге помещено сочинение патриарха «Слово благополезное о создании монастыря пресвятыя Богородицы Иверския») и «Брашно духовное» (1661) ( Бубнов. 1993. С. 402).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010