Скоро, пожалуй, и мой черед. Испрашивая благословения Вашего, остаюсь Ваш послушник прот[оиерей] В. Елховский. 28.IV.59. Д. 40. Л.10а. Подлинник. Машинопись. 9. 14 мая [?] г. 435 ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, Дорогой Владыка. Простите неключимого раба за его прегрешения: не поздравил Вас ни с Рождеством Христовым, ни с Светлым Его Воскресением. Не хотелось ограничиться общим официальным поздравлением, хотелось написать побольше, поделиться своими заботами и тревогами. Но недаром говорится, что и ад вымощен благими намерениями. Буквально заедают и дела и здоровье сдает: всю осень и зиму болел и в то же время и осень и зиму работал. Неожиданно помогли гомеопаты, к которым я всегда относился недоверчиво. Но этим улучшением воспользовалась Патриархия, и вот я уже снова получил указ о назначении туда на работу, вместо отпуска, о котором мечтал, так как не пользовался им уже несколько лет. Вот сегодня третий день как я опять на Чистом. Дела здесь, на мой взгляд, еще хуже, чем были раньше. Но все, кому надо говорить, молчат. Вчера навестил Колчицкого, лежит с парализованной рукой, но командования оставлять не хочет, а голова не позволяет. Склероз или сахарная болезнь сильно сказывается. Многого не помнит, и поэтому с ним трудно. К патриарху попасть трудно, через посредников делать не хочется, а это все сказывается на работе. Кажется, в этом году я поздравляю Вас с днем Ангела с опозданием лишь на один-два дня. Сейчас печатал расписание богослужений на неделю и обнаружил в календаре память св. Афанасия Лубенского. Примите, дорогой Владыка, от меня самые лучшие и сердечные пожелания здоровья и всякого благополучия. Сейчас еду служить к Илии Обыденному, там сегодня праздник «Нечаянной радости», а уже оттуда в патриархию, но это будет не ранее 2 часов дня. Что будет с моим здоровьем после таких нагрузок, боюсь и думать. Дома даже еще не сказал, что вновь работаю в патриархии и притом в самом для меня нежелательном отделе: в Хозяйственном управлении. Вряд ли долго протяну. Недавно трое суток заседал в Бюро международной федерации участников Сопротивления, были представители 18 государств. Единственный плюс от этого в том, что долго беседовал с одним нашим генералом и обрисовал ему фактическое положение церкви, чему он был буквально изумлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

12–15 Голос грешника – молитва . Здесь перед нами человек, который находится под воздействием слова Божьего. Он охраняется Его установлениями и обогащается (великая награда) ими через послушание (12); он готов признать свои грехи и испрашивать прощения (13), он просит Божьей помощи в своем стремлении к очищению от грехов (14: буду непорочен), к совершенству во всех отношениях, как предписывает это сам совершенный закон Божий (8), и в частности к обретению «благоугодных» перед Богом «слов» и «помышлений». Если мы познаем Господа через Его слово (7–11), то это урок для нас; разве нам не следует поступать так же? Творение безмолвно, но мы не должны молчать. Как мы можем проводить свою жизнь в послушании? Только прибегая к помощи Самого Господа, к Нему как нашей твердыне и скале, надежному убежищу, к Нему как Искупителю, ближайшему родственнику, Который воспринимает все наши нужды как Свои собственные ( Руф. 3:13 ). Примечание. 4 Слово где в еврейском тексте отсутствует. Сотворенный порядок вещей не обладает способностью произносить слова, облекать мысли в словесную форму (язык, наречие) или общаться (слышался). В нем передается представление о Творце, но нет вербального откровения, которое нам нужно. Ст. 12 должен начинаться со слов «и действительно, итак», в качестве вводного слова перед рассказом о конкретном случае. 13, 14 Грех есть 1) промахи, огрехи – и погрешности; 2) до сих пор неосознаваемые грехи (тайные); и 3) умышленные, то есть преднамеренное нарушение слова Божьего. Развращение – осознанный мятеж против Всевышнего. 15 Слова уст… сердца, то есть внешнее проявление и внутренняя суть. Псалом 19. Перед сражением: победа молитвы и веры Этот псалом отражает известный ритуал: перед тем как отправиться на войну, совершались специальная молитва и жертвоприношения (ср.: 1Цар. 7:7–9; 13:8, 9 ). Слышны разные голоса: одни молятся Господу о царе (10а), который в ст. 2–6 обозначается личным местоимением второго лица единственного числа: ты; затем другой подхватывает молитву, это уже я и мы (7–9). Можно услышать также и другие голоса: это священник и народ, попеременно участвующие в молитве и ответе (2–5, 10). В то время как царь молится молча, священник и народ обращаются к Господу с просьбой, чтобы молитва царя была услышана (2, 3). После принесения жертвы они молятся о ее принятии (4), а затем об исполнении всех намерений царя (5). Уверенность в благоприятном исходе сражения передана здесь голосами священника и народа (6), испрашивающих исполнения «прошений» царя. Затем царь подтверждает свою уверенность в исполнении молитвенной просьбы (7) и высказывает убежденность (8, 9) в окончательной победе. Священник и народ завершают службу благодарениями Господу за успех дела царя и за услышанную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Продолжается прием научных работ на Макарьевский конкурс — 2006/2007 18 февраля 2006 г. 15:18 С 1 февраля 2006 г. по 1 января 2007 г. Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выдающегося иерарха, историка, богослова, автора многотомной «Истории Русской Церкви» (учредители Фонда: Московский Патриархат, Правительство Москвы, Российская академия наук) принимает научные работы на конкурс 2006/2007 гг. К Макариевскому конкурсу допускаются научные труды или публикации новооткрытых исторических источников, изданные в течение 2004-2006 годов или выполненные в машинописном виде (в том числе компьютерный набор) по четырем номинациям: 1.История Православной Церкви — собственно история Церкви; деятели Церкви; агиография; церковная археология; история церковного искусства, письменности, пения, литургики, церковного права; история межцерковных связей; 2.История России — история Древней Руси и русских княжеств ХП- вв.; история российской государственности; военная и дипломатическая история России; история русско-славянских связей; история духовной культуры славянских народов России; государственные деятели России. З.История Москвы — ее история в связи с историей России; история города; история московских улиц, зданий, памятников; биографии деятелей Москвы в связи с историей города: история изучения Москвы; 4.История православных стран и народов — история страны, духовно-культурные традиции, опыт исследования памятников христианской агиологии и эсхатологии; связи с другими Православными Церквами; деятели Церкви. В одной из существующих номинаций допускается участие в конкурсе и награждение выдающегося учебного пособия. Представляемые на соискание труды должны быть на русском языке, в двух идентичных экземплярах, в переплетенном виде. К соисканию не допускаются коллективные труды. Соискателем может стать только ныне здравствующий российский или зарубежный автор. Лучшие сочинения по решению Комитета по премиям будут награждены в октябре 2007 года дипломами, медалями и денежными премиями трех степеней. Сочинения принимаются по средам и четвергам с 10 до 17 часов (кроме дней церковных и светских праздников) по адресу: 105120, Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр. 1 (станции метро «Курская» - кольцевая, «Чкаловская», одна остановка на трамвае 24). Телефон: 916-81-85, 980-03-65 доб. 115, факс 916-81-72. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/83745.html

В контексте следующих слов ( , сокровища нечестия) можно предположить, что общий смысл Мих.6 :10а таков: в доме нечестивца – сокровища нечестия. Из содержания Мих.6 :10b–11 ясно, почему эти сокровища нечестивы. …сокровища нечестия и уменьшенная мера, отвратительная! Нечестивец скопил свои сокровища, сколотил себе состояние путём обмана, используя во время торговых операций уменьшенную меру ( ). (эйфа) – мера объёма сыпучих тел – использовалась, в частности, при купле-продаже зерна и муки. Нечестные торговцы уменьшали эту меру, эту измерительную ёмкость, чтобы продать за бóльшую цену меньшее количество продукта 315 . Тем самым они обманывали, обжуливали покупателей, и с помощью этого мошенничества богатели. Для YHWH уменьшенная мера – отвратительна (), как отвратителен всякий обман. До Михи нечестную торговлю сурово обличал Амос, ср. Ам.8:4–8 316 . Его инвектива в адрес коммерсантов содержит, в частности, упрёк в том, что они стремятся уменьшить меру ( , Ам.8:5 ), чтобы обмануть и обобрать и без того бедных покупателей. Буду ли я чист с неверными весами, с фальшивыми гирями в суме? Другой инструмент обмана покупателей – весы (). С помощью неверных, фальшивых гирь ( ), которые весят меньше, чем заявлено, и меньше, чем думает покупатель, продавцы обвешивали своих клиентов 317 . Весы, для которых используются такие неточные гири, пророк называет , весами нечестия (переводим через неверные весы). Весы неверны, гири фальшивы, потому и сокровища, накопленные с их помощью – сокровища нечестия ( , Мих.6:10 ). Нечестиво у торгашей всё – меры, весы и гири, орудия их труда, и богатства, нажитые обманным путём, и дома, в которых они хранят добро, накопленное с помощью мошенничества. Глагол означает «быть чистым». YHWH задаёт риторический вопрос: буду ли Я чист () с такими нечестивцами, какими являются торговцы, обманывающие своих покупателей? Я вижу, как вы обвешиваете и обсчитываете своих клиентов, богатеете за их счёт. Я не могу быть на вашей стороне и благотворить вам. Буду чистым можно здесь понять как оправдаю (Вульгата: iustificabo) 318 . Праведный Господь не может оправдать неверные весы и фальшивые гири: «Неверные весы – мерзость пред YHWH, а точная гиря угодна Ему» ( Притч.11:1 ; ср. Притч.16:11, 20:10, 23 ). «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, бóльшие и меньшие; в доме твоём не должна быть двоякая мера, бóльшая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и мера у тебя должна быть точная и правильная» ( Втор.25:13–15 . Ср. Лев.19:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

4 Hommel, Die altisraelitische Überlieferung in inschriftlichen Beleuchtung. München 1897. S. 6–8. 6 Marti, Geschichte der israelitischen Religion. 1897. S. 77–79. – Robertson Smith. Das Alte Testament. Seine Entstehung und Überlieferung. 1884. S. 249–253. 7 Следует заметить, что представители новейшей критики, подвергая анализу «книгу завета» (это название взято из библейского текста Исх. 24,7 ), началом ее, в большинстве случаев, считают Исх. 20,24 ; это потому, что вопрос о времени происхождения десятословия, помещенного в Исх. 20,1–24 , считается со стороны критиков вопросом спорным и не настолько выясненным, чтобы можно было с решительностью относить десятословие к «книге завета». Kautzsch. S. 6.7–9.25. Wellhausen, Die Composition des Hexateuchs. 1899. S. 329–335. Kuenen, Historisch-kritische Einleitung in die Bücher А. T. 1885. 1 Th., S. 48–49. 15 Второзаконие в первоначальном своем виде обнимало, по мнению критиков, теперешние 12–26 главы. 20 Достоверными в кн. Судей признаются следующие отделы: 3:15б-26 (15б, т.е. со второй половины стиха), 27, 28; 4:4–22; 5:1–31а; 6:2б, 3, 4–6, 11–32, 33, 36–40; 7, 1, 2–11, 13–22 8:1–10а, 11–27а; 9, 10, 8а; 11:1–11, 30–40; 12:6; 13, 2, 3, 5б- 7а, 7в-13а, 14б-25; 14:4а, 5–18, 19в-20; 15:19; 16:1–31аб. т.е. достоверны первая и вторая части 31 стиха, третья же часть – позднейшая вставка]. Древние достоверные сказания о Судиях записаны были, по мнению критиков, в Израильском царстве, при первом царе Израильском Иеровоаме. Kautzsch, Abriss der Geschichte des Alttestamentlichen Shrifttums. S. 209–211. 17–21. Позднейшие вставки в это древнее повествование сделаны рукою последнего редактора книги Судей. Знак при стихе указывает на переработку подлинного стиха тем же редактором. 31 О том, что Самуил был левитом, так же как и отец его, свидетельствует 1 кн. Парал. Из родословной, помещенной в 6 гл. названной книги, видно, что Елкана и Самуил были прямыми потомками Левия ( 1Пар. 6 , 20:27–28). Правда, критики приписывают составление книг Паралипоменон Ездре и отказывают им в достоверности, но иногда они ссылаются на некоторые места в этих книгах, как заслуживающие доверия, в подтверждение своих воззрений и предположений. Так, напр., Кауч, относя составление «книги завета» ко времени Иосафата, ссылается при этом на 2 Парал. 17:9, где говорится, что Иосафат послал по стране князей и левитов учить народ и что эти лица имели при себе книгу закона (Kautzsch, Aubris… S. 27). Туже ссылку делает и Рейсс (Reuss), при чем замечает, что хотя критики не придают цены свидетельству книги Паралипоменон, но в приведенной цитате ( 2Пар. 17:9 ) она заслуживает полного доверия (Reuss, Geschichte der heiligen Schriften A. T., S. 200). Почему же, после этого, и нам не сослаться на 1 кн. Пар., как на достоверную по отношению к родословию Самуила?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Групповая супервизия состоится 6 июня. Подробнее Запись по телефону. Где:  Рябиновая ул., 18 Контакт: 8 (812) 304-2317, 8 (911) 766-4009,  ikc.program@gmail.com ,  группа в ВК Источник:  ИКЦ по проблемам насилия и зависимого поведения Июньские события Социальной школы Каритас - 4-5 июня с 10:00 до 17:00 - семинар экспертов из Израиля в области альтернативной и дополнительной коммуникации " Вместе мы победим тишину " ; - 7 июня с 9:30 до 16.45 - семинар " Сексуальность людей с нарушениями интеллектуального развития: вопросы полового воспитания и социального развития " ; - 18 июня с 15:00 до 18:00 - мастер-класс " Эмоциональное выгорание родителей детей с ТМНР. Способы поддержки " и др. Подробнее Где:  9-я Красноармейская ул., 10А Контакт: 8 (812) 575-1771,  mail@caritas-edu.ru Источник:  ЧОУ ДПО " Социальная школа Каритас " XI Выставка творческих работ и личных побед людей " Звезда на ладони " ЧОУ дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения и коррекции " Странник " приглашает на 11-ю Выставку " Звезда на ладони " - комплекс выставочных мероприятий. Среди задач: представить зрителям галерею личных побед; закрепить " чувство успеха " у всех авторов для развития мотивации к дальнейшему личностному росту; формировать уважительное отношение посетителей к содержанию творческой деятельности и жизни людей, в том числе детей с ограниченными возможностям и др. Подробнее Программа выставки Вход свободный. Когда: 16-29 мая Где: несколько площадок Контакт: 8 (931) 967-6012,  nou_strannik@rambler.ru Источник:  ЧОУ " Странник "   Встреча с автором романа " Авиатор: история России с высоты птичьего полета " Евгением Водолазкиным Благотворительный фонд " Предание " приглашает на встречу с Евгением Водолазкиным - известным писателем-прозаиком, филологом, специалистом по древнерусской литературе. В своих романах автор выводит на первый план человека, через ощущения которого проходит история. Авиатор в одноименном романе - это не профессия, это символ. Это образ человека, который смотрит на происходящее с высоты птичьего полета, видит все иначе и делает совершенно неожиданные выводы.

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

двери и ночной поиск как «предмет»желания и плач у дверей. восхищения женщины Заключение: ее призыв к нему прийти к ней. 3:1–5 Ночная сцена в городе (поиск и обретение) 3:5 «Заклинаю вас, Женщина в «понижающем дочери Иерусалима, 6:3 Формула взаимного травести» сернами и степными обладания 1:5–6 Самоописание со ланями: не буди те и не сравнением/ тревожьте любви, доколе самоописание с ей самой угодно!» обоснованием 1:7–8 Шуточный диалог: Хоровой элемент: Элемент рецитации вопросы/ответы праздничное шествие (мужчина): красота и и единственность любимой (→ 4:1–7) Взаимное восхищение Песни мужчины Большая заключительная (попеременно мужчина 4:1–7 Восторженное композиция: женщина, и женщина) описание мужчина, хор: любовь 4:8–5:1а Расширенная на лоне природы и песня желания любовь в городе Заключение: она зовет 8:4 «Я заклинаю вас, его прийти к ней дочери Иерусалима: зачем вы будите, зачем же вы будите любовь, пока она сама не пожелает?!» Сбывшаяся встреча Призыв наслаждаться 8:6 «Любовь сильная как мужчины и женщины жизнью и любовью смерть» «Заклинаю вас дочери Иерусалима, сернами и степными ланями: не будите и не тревожьте любви, доколе ей самой угодно!» Недавно и О. Кель (Keel) признал определенное единство композиции Песн, хотя он предостерегает от того, чтобы придавать этому слишком большое значение (O. Keel, Art. Hoheslied 187): «Песн – не программное и не полемическое произведение» (там же 190). По Х.-Й. Хайнефеттеру, Песн представляет собой редакционную композицию, имеющую целью программное высказывание. С помощью литературно- и редакционно-критического анализа этот исследователь пытается отделить друг от друга традицию и редакцию. Крупными редакционными фрагментами Хайнефеттер считает 1:7 слл.; 2:4–7; 3:1–5; 4:4–7; 4:10, 14bd, 15c, 16–5:1; 5:5–9; 6:1–3; 8:1–5, 6с-£ меньшими редакционными дополнениями – 1:3с, («Соломон»), 6аве, 11 слл. («даже»); 2, 3; 2:9, 10а,12в,14с– f.17; 3:9 слл.; 4:1d, 2cd; 5:10b, 12, 13abd, 15cd, 16abd; 6:4c, 5ab, 9b-e, 10b-11; 7:1, 4–5ad–7, 9–11, 13bd. К дополнительной обработке, где делается попытка сгладить «критический потенциал» Песн, он относит 1:1; 3:11 и 8:7–14. Впрочем, 8:11–12 содержит критику в адрес царя. Поэтому данная единица текста очень хорошо вписывается в тенденцию критики царя, наличие которой констатирует Хайнефеттер, а значит, не может быть отнесена к дополнительной редакции. Далее, 8:14 корреспондирует с 2:17b, так что предположение о позднейшем добавлении фрагмента 8:7–14 не имеет под собой достаточных оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

речь, в которой предсказан суд и находит соответствие в 37:24а, 24b, 28. описывается будущее благополучие (ст. 1–10, 11–15, 16); за ней следуют сообщение о справедливом пастырстве Яхве в ст. 17–22, сообщение о возобновлении царствования дома Давидова (ст. 23–24) и предсказание мирного завета (ст. 25–30, 31) 35–36:15 Сообщение о суде над горами Сеир/ Осуждение Эдома за то, что он способствовал Эдом как фон для пророчества падению Иерусалима и за его притязание на благополучия для гор Израилевых в землю; сохранение земли для Израиля 36:1–15; преобладание двухчастных повествований о суде (так как... потому...); переработка главы 6 36:16–38 Краткий исторический обзор с Краткий рассказ об изгнании с указанием его обоснованием перемены к лучшему причин, забота об имени Яхве как мотив для (ст. 16–23), за которым следует перемены к лучшему для народа, восстановление повествование о благополучии (ст. 23– Израиля (новый Исход из Голы, внутреннее 32, 33–36, 37 слл.); связь с 11:14 обновление через новое сердце и новый дух), слл.; 20 восстановление земли, восстановление численности народа 37:1–14 Сообщение о видении (ст. 1–11а), Оживление мертвых костей Израилевых при включающее вставку Маккавейского участии пророка связано с сообщением о внешнем времени в ст. 7–10а, а также слова и внутреннем восстановлении Израиля из Голы опровержения относительно Голы (стихи 11в–13а) с дополнительной вставкой в ст. 13b–14 37:15–28 Трехчастное символическое Объединение двух жезлов с надписями «Иуда» действие (ст. 15–19) с продолжением и «Иосиф» как символ объединения Северного в ст. 20–23, 24а, 24b–28 (точки и Южного Царств с сообщениями о соприкосновения с гл. 34) восстановлении, Исходе и очищении Израиля, установлении царства дома Давидова и вечного завета мира Собрание текстов, в которых Особенности: говорится о нападении в конце времен Гог из Магога как историко-мифическая величина; тесная связь судеб других народов с судьбой Гога из Магога, и ее окончательном Израиля; уничтожении на горах Израилевых

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Дополнительная информация    Дата: 24 ноября с 10.00 до 16.00 Где: Средний пр. ВО д.36/40 БЦ Остров Контакт: Елизавета Егорова - alice_y@mail.ru Источник: Благотворительная организация " Перспективы "         Праздник трезвости в " Доме надежды на Горе " Реабилитационный центр " Дом надежды на Горе " приглашает 19 ноября на " Праздник трезвости " . Подробнее   Когда: 19 ноября с 12.00 Где: Луга, пр. Кирова, 75, Дом культуры Контакт: 8 (812) 337-67-17 - с понедельника по пятницу, с 11.00 до 13.00 и c 14.00 до 16.00, help@houseofhope.ru Источник: МФ ЦР " Дом надежды на Горе " http://houseofhope.ru/   Семинар " Зависимость - созависимость: принципы оказания помощи людям с проблемой зависимости и их близким " Информационно-консультативный центр по проблемам зависимого поведения приглашает в декабре на семинар для специалистов " Зависимость - созависимость: принципы оказания помощи людям с проблемой зависимости и их близким " Подробнее   Чтобы зарегистрироваться необходимо заполнить анкету Контакт: 8 (812) 304-23-17, 8-911-766-40-09 (пн -пт с 10 до 18),   ikc.program@gmail.com , страница Вконтакте http://vk.com/club21901660 Адрес: ул. Рябиновая, д. 18 Источник:  Информационно-консультативный центр по проблемам зависимого поведения       Мероприятия " Социальной школы Каритас " в декабре Расписание на первую половину декабря  Расписание на вторую половину декабря  Где: ул. 9-я Красноармейская, д. 10а, литер А Контакт: 8 (812) 575-17-71, mail@caritas-edu.ru Источник: ЧОУ ДПО " Социальная школа Каритас "       Всероссийский конкурс " Золотой фонд прессы-2017 " Средства массовой информации приглашаются к участию во Всероссийском конкурсе " Золотой фонд прессы-2017 " . Подробнее Заявки на соискание знака отличия " Золотой фонд прессы-2017 " принимаются до 10 декабря Контакт: 8 (499) 152 34 73, zolfondpress@mail.ru Источник: Информационный интернет-канал NT-Inform        Конференция " Журналистика расследования. Теория и практика " Институт региональной прессы (Петербург) и International Media Support (Копенгаген) приглашают журналистов Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России  принять участие в конференции " Журналистика расследования. Теория и практика " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

Аваддон), «низший мир», «источник истребления», «врата смерти» ( Пс 22.4, 106.18 и др.). Ранние библейские тексты рассматривают Шеол как место обитания всех умерших ( Быт 37.35 и Быт 44.31 ). Лишь наиболее страшные грешники, такие, как Корей, дерзнувший восстать против самого Моисея, проваливаются сквозь землю и нисходят в Шеол живыми ( Чис 16.30–33 ; ср. Пс 54.16 ; Притч 1.12 ). Позже, однако, распространяются представления о Шеоле как месте заключения и наказания грешных душ, которые при жизни «уподобились животным» ( Пс 48.15 ). Заключённые в Шеол души нечестивых испытывают мучения: они «окованы скорбью и железом», пребывают в непроницаемой тьме, в хаотическом «неустройстве» ( Пс 17.6, 106.10 ; Иов 10.21–22 ). Согласно пророческим книгам, преступных царей-тиранов в Шеоле заживо поедают черви ( Ис 14.5–20 ; Иез 32.21–27 ). Богопротивниками тёмные силы Шеола овладевают ещё при жизни, на них набрасывается «первенец смерти» и низводит их к демоническому «царю ужасов» ( Иов 18.13–14 ). Человеконенавистники предаются в Шеоле огню ярости Бога ( Втор 32.22 ; Ис 66.24 ), обычных же грешников Бог «низводит в Шеол и возводит» ( 1Цар 2.6 ), наказанием очистив их от грехов. Кроме умерших грешников, в Шеоле обитают рефаимы, злые духи «шедим», а также «ангелы-мучители». В ветхозаветных апокрифах Шеол часто отождествляется с геенной, он предстаёт «огненной бездной», где текут пламенеющие реки для «исцеления духа» грешников («Книга Еноха» 10и 61:8; 3-я книга Ездры 7). В «Уставе» кумранской общины упоминается «позор гибели в огне мрачных областей», который противоположен «жизни в вечном свете». Согласно талмудическим сказаниям, Шеол находится не под землёй, а как бы в ином пространстве, за «горами тьмы», так что из Шеола виден рай, и наоборот («Эрубин» 32). Шеол уподоблен «огненному мечу», охраняющему путь к древу жизни (ср. Быт 3.24 ), дабы злые не приобщились к вечности и этим не увековечили зло. В Шеол ведут трое врат: одни близ Иерусалима, вторые – в пустыне, а третьи – на дне морском; в то же время у Шеола 40 тысяч входов и он в 60 раз больше рая и в 3600 раз больше земного шара («Таанит» 10а).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010