Ответ 1. Лукавая и долговременная привычка. Ибо когда человек продолжительное время обвык в осквернении, тогда он невольно и не желая этого влечется к [таковому] греху, насильно побуждаемый к тому длительной привычкой. 2. Именно поэтому блаженные мужи задумали и избрали удаление [от мира] и великий исход из суетных смятений [его] в пустыню; некоторые [из них], находясь еще в миру посреди этой суеты, часто пытались пресечь [какую-нибудь свою] дурную привычку, однако были не в силах сделать это, хотя в ряде случаев они могли на краткое время понудить себя и заставить воздерживаться; однако затем они, словно псы, возвращались «к блевотине своей» ( Притч. 26:11 ), вновь разрушая то, что [с трудом] воздвигли. 3. Ведь только одному Богу свойственно сохранить невредимым шествующего [босыми ногами] по раскаленным углям, Ему одному возможно сберечь неуязвимым продирающегося через тернии и колючки, а также соблюсти незапятнанным приблизившегося к извалявшимся в грязи свиньям, – таким же образом только десница Божия может сберечь непреткнувшимся, непорочным и невредимым того, кто обитает посреди лжи, славы и неги житейской суеты, [постоянно] зрит развратные картины, слышит бесстыдные речи, возжигается [видом] пагубных нравов и [часто] привязывается к распущенности. [И это относится] не только к немощным, но и к тем, которые кажутся праведными, воздержанными и целомудренными. Вопрос 10а. Как следует правильно приобщаться [Святых Таин]: каждый ли день, или через некоторый промежуток времени, или только каждое воскресенье? 296 Ответ 1. [Прежде всего следует помнить, что] нам нельзя приступать к Божественным и Пречистым Тайнам без подготовки и недостойно, как то увещевает блаженный Павел, говоря: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор. 11:28 ). 297 2. Если мы претыкаемся в малом, человеческом и легкопрощаемом, уловленные [врагом] посредством языка, слуха и очей или преткнувшиеся вследствие [собственного] тщеславия, удручения и раздражения, то [затем], подвергнув себя порицанию и исповедавшись перед Богом, мы можем, тем не менее, причащаться Святых Таин, веруя, что это причастие происходит во очищение такого рода прегрешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Он молит Бога погубить его врагов, разрознить их (ст.10а); такое вмешательство Божие необходимо, потому что (яко) в городе царствует беззаконие (восстание против поставленного Богом царя) и возмущение (пререкание) против установленного порядка (ст.106); снаружи и внутри, днем и ночью, он исполнен всякого рода беззаконий (ст.11–12) 365 . В подтверждение того, как велико господствующее развращение и для обоснования (яко ст.13) начертанного в ст.10–12 изображения, псалмопевец представляет то, что даже самый близкий друг, с которым он находился в самой искренней дружбе, теперь находится в числе самых злобных врагов его (ст.13–15) 366 . – Начатая уже в ст.10 молитва в ст.16 возобновляется с усиленною энергией; он молит, чтобы Бог истребил всех неправедных врагов его (ст.16) 367 , а его услышал (ст.17); он неустанно (вечером, утром, в полдень: три молитвенные часа ( Дан.6:11 ; Деян.10:8 ) вопиет к Богу о своей нужде, и поэтому должен быть услышан (ст.18). Несомненно Бог снова дарует псалмопевцу мир (избавит миром), спасет его от опасности смерти, угрожающей ему со стороны многочисленных (яко во мнозе) 368 врагов (ст.19). Вечный Бог, уже в первобытные времена (прежде век) являвший Себя Судиею, смирит врагов; а они ожесточены и не имеют в себе страха Божия (ст.20) 369 . Наказующая десница Божия уже простерта против них, так как они нарушили завет Его (ст.20 и 21); пылающий от лица судии гнев рассеет их (разделишася) 370 , за их коварство против него (ст.22а). Такое наказание тем справедливее, так как враг (словеса его, коллективно, или же Ахитофела, как представителя прочих) показывал Давиду такую любовь и привязанность, но в действительности исполнен был злобы (22б) 371 . В заключение псалмопевец убеждает сам себя к мужеству и надежде на Бога (ст.23) 372 , и снова высказывает свою уверенность в истреблении врагов и в собственном спасении (ст.24). Многие толковники весьма справедливо изъясняют этот псалом в мессианском значении. Как во всех своих страданиях, так и в изображенных здесь, Давид был прообразом Иисуса Христа; что Ахитофель сделал Давиду, то впоследствии Иуда причинил Иисусу Христу, против Которого, как некогда против Давида, восстал весь Иерусалим; чувства, подобные волновавшим псалмопевца, могли происходить в душе Божественного Искупителя, когда он с Масличной горы смотрел на вероломный город; тогда буквально исполнились на Нем слова: сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

255 Критикуя то решение проблемы зла, согласно которому вселенная, содержащая некоторое зло, лучше той, в которой зла не было бы вовсе, Маки недвусмысленно дает понять, что в его собственном сознании удовольствие, счастье и благо тесно между собой связаны: «Назовем боль и страдание «злом первого порядка», или просто «злом» (1). Противоположное им, а именно удовольствие и счастье, назовем «благом первого порядка», или просто «благом» (1)» (Mackie 1990, р. 31). 256 См. Платон (1994, с. 305; 10а), где Сократ спрашивает Евтифрона: «Благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?» 257 Строго говоря, для моего доказательства достаточно существования одной такой личности, но ради простоты изложения я предположу, что ни одна личность не испытывает полного счастья. 258 Я говорю здесь «включает», а не «представляет собой», поскольку мой аргумент оставляет пока открытой возможность существования и других оснований, по которым Бог попускает, что сотворенные личности страдают от морального зла. Далее в настоящем разделе я представлю довод в пользу того, что намерение даровать личностям по справедливости заслуженное ими полное счастье является единственным оправданием для Бога, сделавшего для них возможным столкновение с моральным злом. 259 По-видимому, Уоллсу близка идея о том, что намерение даровать личностям по справедливости заслуженный ими опыт полного счастья оправдывает Бога, попускающего моральное зло, от которого страдают эти личности. Рассуждая об аде, Уоллс пишет: «Именно потому, что это благо [необыкновенная возможность жить перед лицом Бога, в сознательной связи с Ним] столь удивительно, и становится возможной такая объективно ужасная вещь, как ад» (Walls 1992а, р. 137). А поскольку проблема ада есть лишь логическое продолжение проблемы зла, то, если благо возможной осознаваемой близости к Богу (т. е. полного счастья) оправдывает допущение Богом ада, то она оправдывает Его и в том, что Он сделал для людей возможным опыт морального зла в земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Солдаты из сибирских регионов СССР в товарном вагоне («теплушке») едут на защиту Москвы. Источник: http://waralbum.ru Часто о контрнаступлении говорят: «Сибиряки идут!» На самом деле, под Москвой участвовало меньше всего дальневосточных и сибирских формирований — основную часть составили дивизии с Урала и средней полосы России. Например, 10-я армия Голикова, отбросившая немцев от Тулы, была сформирована в Московском военном округе. Немцев не удалось полностью разбить из-за мощной артиллерии Советский солдат у брошенной немецкой 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Зима 1941 — 1942 гг. Источник: http://waralbum.ru Под Москвой немецкие танковые дивизии и группы массово бросали технику. При всей видимости хаоса и беспорядка, даже отступавшую немецкую армию разбить было крайне тяжело — большую часть вражеских войск под Москвой составляла пехота, которой удалось сохранить практически всю артиллерию. С опорой на артиллерию и пехоту немцы выстраивали новую линию фронта. Кризис производства не дал советской армии развить декабрьские успехи Советские бронеавтомобили БА-10А (первый бронеавтомобиль в колонне) и БА-6 выдвигаются на боевые позиции. Западный фронт, 18-я танковая бригада. Источник фото: http://waralbum.ru В декабре 1941 и январе 1942 наступил кризис: эвакуированная промышленность только налаживала производство, советская артиллерия сидела на голодном пайке, производство самолетов и танков достигло своего минимума за всю историю войны. Боеприпасов хватило только на удар свежих сил в декабре, затем орудия стреляли все реже. Эти факторы помогли немцам стабилизировать фронт и не дали советским войскам полностью разбить противника. Техника ленд-лиза не играла важную роль в контрнаступлении советских войск Советский танк английского производства «Валентайн II» на оборонительных рубежах во время битвы за Москву. Западный фронт. Фото http://waralbum.ru Ленд-лиз — государственная программа, по которой союзные войска оказывали друг другу помощь в виде поставок военной техники, медицинского оборудования, стратегического сырья и продовольствия.

http://foma.ru/7-faktov-o-kontrnastuplen...

Но если первая половина ст. 10 выставляет вопросы, которые могли бы повести к заключению, что женитьба на язычницах ничего дурного в себе не заключает, потому что язычники, подобно евреям, произошли от того же Адама и сотворены тем же Богом, то как же все-таки мы должны смотреть на происхождение этих вопросов? Выставляет ли их пророк от себя, чтобы контрастом с подсказываемым этими вопросами выводом лучше оттенить собственную точку зрения (как в 1:2), или он воспроизводит здесь чью-либо софистическую аргументацию, которой потом и противопоставляет свое здравое слово? Между Мал.1 :2бα и 2:10а, при всем сходстве их логического отношения к последующему, есть и различие. Там вывод, подсказывавшийся вступительным вопросом, был тяжел и неприятен для Израиля, и контраст предмета речи с этим выводом замечательно соответствовал чувствам и настроению народа, привыкшего ненавидеть Исава: речь овладевала психологическим средством убедительности (по принципу «quae volumus, еа libenter credimus»), а контраст только усиливал эту убедительность: мог бы Я одинаково любить и Исава, – говорит Иегова, к ужасу своих слушателей. – но Я люблю только Иакова, цените же это! Здесь (во 2:10) положение дела иное. Вывод, заключающийся во вступительных вопросах, был весьма заманчив для иудеев, уже успевших практически осуществить этот вывод, провести его в жизнь, т. е. пожениться на язычницах; а противопоставляемое этому выводу требование пророка было им весьма не по душе; при таком условии вступительные вопросы могли только ослабить впечатление речи, потому что вся речь тогда получала бы характер уступительного периода: хотя от одного и того же Адама происходим и мы и язычники, хотя один и тот же Бог создал нас, так что женщины языческие в этом отношении не хуже евреек, но все-таки жениться на них не следует, дабы не нарушить завет отцов наших. Человек, увлеченный каким-либо грехом, охотно хватается за всякое, хотя бы и призрачное, основание для оправдания своего поведения; а тут вдруг ему подсказывают такой блестящий аргумент... Совсем другое дело, если пророк приводил только софистическое возражение самих грешников, – возражение, ими самими придуманное для своего оправдания: тогда уж этого возражения замолчать было нельзя; с ним надо было считаться, как с фактом наличной действительности. И зная, что в других речах ему приходилось считаться с софизмами и кощунственными возражениями современников (ср. особ. 2:17; 3:13), мы нисколько не удивимся, что и в данном случае грешники и нарушители завета отцов придумывали в свое оправдание софистические доводы. Эти доводы пророк и помещает в начале своей настоящей речи, как делает и в других речах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Другой выступающий Язек Хео (Йельская высшая теологическая школа) в своём докладе проанализировал выражение weshinnantam lebaneyka (др.-евр. – «научи им детей своих»), которое употребляется в связи с ранее особо выделенной в тексте заповедью написать слова Торы в своём сердце. Тем самым, по мнению автора доклада, выражается духовная природа воспитания и преемственности между поколениями в рамках древнееврейской религиозности. Такая новая контекстуализация понятия weshinnantam может указывать на намерение автора Второзакония выявить внутреннее измерение обучения Торе. Докторант Университета Брауна Роберт К. Кашоу (Факультет религиоведения) представил доклад на тему «От помазанника к помазаннику: Иисус и Зоровавель, и значение Зах 4:6в-10ав видениях пророка Захарии». Докладчик предложил новое решение для определения литературной функции фрагмента Зах 4: 6в-10а, который считается большинством исследователей пророческим речением позже вставленным в текст Книги Захарии. По мнению Кашоу, этот отрывок был добавлен с целью нивелировать претензии Зоровавеля на царский престол в Иудее в качестве представителя династии давидидов. Также в сообщение делается попытка идентифицировать «Цемах» (др.-евр. – Отрасль) в Зах 3:8 и 6:12 и даётся новая интерпретация «сынов помазания» в Зах 4:14. Кроме того, по ветхозаветной тематике прозвучали следующие доклады: – Долгая жизнь нечестивца: смерть как усилитель эквалайзер оптимизма в книге Экклезиаста (Спэрроу Гейтс, Йельская высшая теологическая школа); – «Плач Иеремии» как эффективная речь (Натан Мастняк, Гарвардский университет); – Исаия 1–12 в синхронистической и диахронической перспективе (Этан Шварц, Гарвардский университет); - География и парономазия в Ис 15-16 как признаки гегемонии Яхве над Моавом (Луис Густаво Ассис, Бостонский колледж Ордена Иисуса); и др. На тематической секции «Древнееврейская история» обратило на себя внимание и стало предметом активного обсуждения сообщение аспиранта кафедры ближневосточной археологии Университета в Торонто Жан-Филиппа Делорме на тему «“Дом Давида” в тексте Стелы Меша: защита трактовки Андре Лемэра и связанные с этим исторические импликации». Автор доклада старается на основании результатов собственного обследования стелы моавитского царя, хранящейся в Лувре, обосновать прочтение 31 строки эпиграфического памятника. Он анализирует и опровергает ставшее почти общим среди учёных мнение об ошибочности расшифровки Лемэра.

http://drevo-info.ru/news/24834.html

7. Итак, возьми свое уклонение от всех тех вещей, что не в нашей власти, и перенеси на противоестественные из тех, что в нашей власти. Стремление же на данное время совершенно убери. Ибо если и стремишься к чемунибудь из того, что не в нашей власти, необходимо потерпишь неудачу; а из тех вещей, сколько их ни есть, к которым стремиться прекрасно, ни одна еще тебе не доступна. Пользуйся же только способностью порываться и отталкиваться — легко, не откладывая, и с оговоркой, и без стеснения. 8. По поводу каждого из пленяющих, или доставляющих пользу, или лелеемых предметов не забывай приговаривать, каков он, начав с самых ничтожных. Лелеешь ли глиняный горшок — что «лелею глиняный горшок»; да не придешь в смятение, если разобьется. Ребенка ли своего нежно целуешь или жену — что человека целуешь; да не придешь в смятение, если умрет. Как ни соберешься взяться за какое дело, напоминай себе, какого рода это дело. Если отправляешься мыться, представляй себе, происходящее в бане — брызжущих, толкающихся, бранящихся, ворующих — и тем безопаснее возьмешься за дело, если тут же договоришь: «Желаю помыться и удержать свой выбор в согласии с природой; но не удержу, если буду раздражен происходящим». 10а. В смятение людей приводят не вещи, а представления о вещах. Смерть не ужасна, ибо иначе и Сократу бы так казалась; но наше представление о смерти, потому, что оно ужасно — в нем заключается весь ужас. Когда запинаемся, приходим в смятение или огорчаемся, ни в коем случае не кого иного будем винить, как самих себя, то есть наши собственные представления. 10b. Дело невоспитанного — требовать к ответу за последствия своего дурного поведения другого; начавшего воспитываться — себя; воспитанного — ни другого, ни себя. 11. Не гордись посторонним преимуществом. Если бы конь мог сказать, превозносясь: «Прекрасен я», было бы еще куда ни шло; ты же, когда говоришь, превозносясь: «Имею прекрасного коня», знай, что превозносишься, будучи зависим от хорошего коня. Итак, что твое? Обращение с впечатлениями. Когда, значит, в обращении с впечатлениями держишься согласно природе, тогдато и будешь заслуженно превознесен; ведь тогда будешь превознесен в зависимости от своего хорошего чегото.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Пс 7:7Б–8А, 2А Рцыте во языцех, яко Господь воцарися,/ибо исправи вселенную, яже не подвижится. Скажите среди народов, что Господь воцарился,/ибо исправил Он вселенную, и она не поколеблется. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. Стих: Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля. Пс 95:10А, 1 Воскресни, Господи, помози нам/и избави нас имене Твоего ради. Восстань, Господи, помоги нам,/и избавь нас ради имени Твоего. Стих: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/яко Ты царствуеши во веки. Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/ибо Ты царствуешь вовеки. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Ср. Пс 9:33А, 37, 2 Господи, воздвигни силу Твою,/и прииди во еже спасти нас. Господи, воздвигни силу Твою/и приди, чтобы спасти нас. Стих: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа. Стих: Пастырь Израиля, внемли, ведущий, как овец Иосифа. Пс 79: 3Б, 2А Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Воцарится Господь во век,/Бог твой Сионе, в род и род. Будет царствовать Господь вовек,/Бог Твой, Сион, – в род и род. Стих: Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник возглашает: Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Священник возглашает: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Диакон возглашает второй прокимен Всякое дыхание/да хвалит Господа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

– Глухой ты, что ли? Когда я это говорил? – Значит, их веры тоже ведут к спасению? – И этого я не сказал. Путь – один (…) – Значит, спасает только христианство? – Христос спасает, Путь, Истина и Жизнь. – Значит, нехристиане ошибаются? – Когда противоречат Церкви, конечно! Беседа с пророком, с которым Сам Христос беседовал на Фаворе, длиннее и глубже первых трех, и кончается она согласием. Книгу же завершает небольшое послесловие, сжатое повторение, которое мы приводить не будем. Надеюсь, читатель и сам сможет обобщить и разделить на «пункты» все, что тут сказано. Если же не сможет, то скорее всего из-за возмущения. И это побуждает подумать еще об одном. Те, о ком сокрушался Крифт, больны равнодушием. Я упростила, конечно – все мы знаем, как нетерпимы люди контркультуры. В конце концов, принцип готтентота как был, так и остался главным мирским принципом, и прекрасно применяется к мысли (моя – свободна, твоя – нет). Однако, что ни говори, «у них» больше склонность к всеядности, «у нас» к нетерпимости в самом злом, личном, грубом, совсем не рыцарском смысле. Нельзя семьдесят лет безнаказанно вдалбливать полное нежелание и неумение понять другого. Поэтому как-то страшно – только дай людям еще одну борьбу! На собраниях прорабатывать не станут (хотя кто их знает), зато в каждосекундном общении, определяющем связи с ближним, может начаться Бог знает что. Да оно и так есть, никуда не делось, но стоит ли подпитывать? Все эти вопросы довольно глупы. Конечно, как всегда в христианстве, Крифт обращается к имеющим уши, не зная, сколько семян куда упадет, и все-таки рискуя. Н. Трауберг Примечания: 1 И. Кант. Критика чистого разума : «Все интересы моего разума — и отвлеченного, и практического — сводятся к трем вопросам: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я вправе надеяться?». 2 1Кор.13:13 . 3 Платон. Апология Сократа, 24В. 4 Платон. Апология Сократа, 10А. 5 Высшее благо (лат). 6 К.С. Льюис. Человек отменяется, гл. 3. 7 Ф. Бэкон. Новый органон, предисловие, 2, 20.

http://azbyka.ru/nebesa-po-kotorym-my-ta...

10–23. Но и с удалением в Филистимскую землю, доставившим Давиду относительную безопасность от преследований гонителя, все еще не кончились бедствия его изгнаннической жизни; понтону он продолжает молить Господа о помиловании (ст. 10а), об избавлении от врагов и об усмирении и посрамлении их (ст. 16–19), мотивируя свою молитву с одной стороны изображением тяжести и продолжительности своих страданий (ст. 10–14), а с другой – указанием на свое крепкое, неизменное упование (ст. 15–16а) и хвалебным созерцанием величия Его Божеств. благости к боящимся Его (ст. 20–21), дивно явленной и ему самому в даровании настоящего его убежища (ст. 22–23). Помилй м, гди, к скорблю: смтес ко мо, дша мо и утроба мо. 10. Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. к исчез въ болзни животъ мой, и лта мо въ изнеможе нищетою крпость мо, и ксти мо смтошас. 11. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. 10–11. Псалмопевец взывает к Господу о помиловании, потому что положение гонимого заставляет его испытывать жестокие душевные и телесные страдания, истощающие все его жизненные силы. Тяжкая скорбь теснит его грудь (евр.-греч.-русск.: тесно мне; сирск.-слав. скорблю=русск. в Пс.68:18 ); потускнел и помутился (= смтес, Симм., блаж. Феодор. и Зигабен) от горя (слав.-гр. – правильнее ярости, как в древних Псалтирях, Севастьяновского Собрания XIII–XIV в., Сербской и Скорины, – т. е. от печали или от представления гнева Божия, см. выше Пс.6:8 ) и «частых слез» (Зигабен) взор ( око) его; изныли от тоски и душа и тело (букв. утроба, как орган питания всего тела); вся жизнь протекла в печали (грек.-слав. въ болзни, т. е. души, или «в болезновании» – Порфирий Успенский) , и лучшие годы молодости, которым свойственны радости и удовольствия ( Еккл.11:9 ) прошли в горестных стонах и вздохах; преждевременно ослабели от страданий жизненные силы его и самые кости как бы высохли и одряхлели (ср. Пс.31:3 и 101:4), так что не в состоянии поддерживать тело. В этом изображении душевного тесного состояния гонимого псалмопевца, так же, как и в подобном месте Пс.21 (ст. 15–16), можно видеть предызображение скорбной жизни Христа Спасителя среди неверовавших и преследовавших Его иудеев, и особенно последних Его страданий (Евсевий на ст. 12–14) и вместе с тем предвозвещение судьбы Его первых последователей и всех подвижников царствия Божия ( Деян.14:22 ; 2Тим. 3:12 ), обыкновенно проводивших жизнь свою в печали по Бозе ( 2Кор.7:10 ), в скорбях, в бедах, в теснотах ( – 6:4), от которых, при всем мужестве терпения, естественно изнемогали человеческие силы ( – 4:16), и иногда невольно, по приведенному апостолом ( Евр. 12:12 ) пророческому выражению, опускались руки и ослабевали колена (ср. бл. Август. Епагг. II, и comment).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010