Толкования Зонара . И 58е правило святых Апостолов отлучает епископа, нерадящего о своем клире и народе и не учащего их благочестию, а продолжающего пребывать в сем нерадении и извергает. И великий Павел , в послании к Тимофею определяя, каков должен быть епископ, заповедует быть ему и учительным ( 2Тим.2:24 ). А в послании к Титу говорит, что епископ должен держаться верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящиеся обличати (1, 9). Следуя сим заповедям Апостола и отцы сего собора изложили настоящее правило, говоря, что епископы всегда должны учить людей словам благочестия и в особенности в воскресные дни. Ибо в эти дни люди, оставляя дела рук своих, собираются в церкви и слушают божественные Писания. Итак, если в сии дни более учат, больше будет и пользы для народа. Притом святые отцы хотят, чтобы они учили не от себя, а от божественного Писания и толковали его по изъяснению божественных отцев, а не по собственному разумению и соображениям; ибо, говорят, если они руководствуются собственными соображениями, то может случиться, что иногда не будут в состоянии говорить и уклоняться от надлежащего. А из учения божественных отцев люди должны узнавать, что должно принимать и от чего должно отвращаться, и направлять жизнь свою к добродетели, избегая уклонения к грехам вследствие неведения божественных заповедей, и удерживаясь от зла страхом будущих наказаний. Аристен . Предстоятель церкви, по преимуществу в воскресные дни, должен учить догматам , и истолковывать их не от себя, но как понимали божественные отцы. Епископы обязаны учить клир и народ догматам благочестия во все дни, а в особенности в воскресные; и если кто предложит им вопрос о смысле Писания, то не должны толковать его от себя: ибо то почитается добрым об них свидетельством, если они знают предания богоносных отцев и решают вопросы согласно с ними, а не то, если сочиняют собственные слова, дабы, в случае возможной несостоятельности решить их от себя, не уклониться далеко от истинного толкования. А кто небрежет о клире и людях и не учит их благочестию, того пятьдесят осьмое правило святых Апостолов прежде отлучает, а за тем, если остается в этом небрежении, и извергает.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Георгий, Задонский затворник (Память 25 мая) Георгий, затворник Задонского Богородицкого монастыря, родился в 1789 году в Вологде, в дворянской семье Машуриных. у вдовы, только что перед тем потерявшей супруга; он был убит возвращаясь вечером домой злодеями, которые поджидали другого, а по ошибке ранили его. Почти бездыханного Машурина принесли домой, и он скончался на руках супруги, напутствованный в жизнь вечную. Чрез год по его смерти родные стали склонять вдову к новому супружеству, но она отвечала им: «Вы видите, что Промыслу Божию угодно было взять у меня мужа, и дать сына. Все мои заботы должны быть обращены на него». Купив близ кладбища домик, вдова занялась воспитанием сына и дочери, которая была на 2 года старше его. Она водила их в церковь , приучала к молитве. Когда 12-ти лет девочка умерла, мать еще чаще стала ходить с Георгием в церковь . Она приучала его стоять благоговейно, и, вернувшись домой, спрашивала, что было на литургии читано из Евангелия и Апостола. Если из его ответа выходило, что он был невнимателен, она в наказание заставляла класть его земные поклоны. Вот как вспоминает он о поре своего детства в одном из своих писем: «Любил я и тогда уклоняться от шума людской молвы. Меня увлекала и пленяла глубокая тишина. Приятно занимали меня виды татарских гор и долин (в Вологде) и по ним быстро струящиеся ручьи. Сладко беседовала со мной природа и питала все мои чувства. И что только я видел пленяющего меня, то всегда снимал на бумагу карандашом. Когда пришло время учиться, и к мальчику приглашены были наставники, мать неотступно наблюдала за учением, сознавая перед Богом, как велика ответственность за него. Учился он хорошо. Ум его зрел, качества души развивались. Как и мать его, он не любил шумного общества, предпочитал уединение; избегая игр и забав с товарищами, он читал священные и духовные книги. Вернувшись из храма, он любил размышлять о Боге. 18 лет от роду Георгий поступил юнкером в полк. В первый раз его отпускала от себя мать и точно чувствовала, что на земле его больше не увидит: действительно, она вскоре затем умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последние два года жизни во внутреннем духовном мире Болотова происходит серьезный перелом (отразившийся и на внешних привычках), который тонко уловил кравотынский священник. Как вспоминает этот батюшка, раньше Болотов в гости ни к кому не ходил, всех приглашая к себе. А летом 1898 г. он стал «часто и без всякого зова» заходить к священнику и просиживать там достаточно долго. «Нам кажется, что причина сего заключалась в том, что Василий Васильевич с этого года и даже ранее на все земное уже смотрел не земными глазами: раньше его склонность к уединению и избегание женского общества еще могли заставить его уклоняться от появления в обществе малознакомых лиц, а тем более шумном, теперь же болезнь матери, уже почтенной старушки, 73 лет, и свое сломленное трудами здоровье не могли не навести его на мысль о близости как для его матери, так и для него самого того рокового момента, пред которым бледнеют всякие земные симпатии и антипатии. Предвидя близкую смерть матери и предчувствуя свою собственную, взгляд его на мирские дела и людей расширился, одухотворился и невольно преобразился». Предчувствие В.В. Болотова не обмануло его: 27 мая 1899 г. скончалась его «маменька», а спустя всего 10 с половиной месяцев почил в Бозе и он сам. Если судить с точки зрения земных реалий, то смерть Василия Васильевича производит несколько странное впечатление. Безусловно, непомерные труды подорвали его от природы сильный организм, и он нажил разные телесные недуги: болезнь ноги (от привычки, работая, класть ногу на ногу и держать на левой ноге множество книг, весом до 6 кг), хронический нефрит и пр. Однако примечательно, что обследование, проведенное видным петербургским врачом профессором Сиротининым меньше чем за год до смерти В. В. Болотова , дало утешительные результаты (по словам самого Болотова, профессор «моей болезни очень серьезною не считает»). Поэтому возникает мысль, что причины отшествия в иной мир Василия Васильевича лежат в сфере духовной. Можно даже предположить, что со смертью матери прервалась та основная нить, которая привязывала Болотова к бренному бытию сему. Словно любимая «маменька» позвала к себе «сынушку», чтобы вместе с ним вкусить блаженное упокоение в «месте злачне», в лоне Авраамовом... Умер Василий Васильевич Великим Постом, пятого апреля 1900 г., перед смертью несколько раз причастившись Святых Таин. За три часа до кончины произнес: «Как прекрасны предсмертные минуты!», а затем: «Умираю!». Последними словами, которые еще разобрали окружающие, были: «Иду ко кресту», «Христос идет», «Бог идет». С земными тяготами и заботами великий ученый и подвижник расстался навсегда... 2. Василий Васильевич Болотов – православный ученый

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Не позволим однако ж себе вдаваться в чрезмерности относительно тела и уклоняться от заведенных порядков, шествуя царским путем, и в принятии пищи и пития, в бдении, в уединении, в спании на голой земле и в прочем. Поревнуем же паче о том, чтоб смиряться смирением божественным, и для того нелицемерно слушаться и отсекать волю свою лукавую с корнем, как вы и отсекаете. Действуя так, вы в тихости и любви и во исполнении Духом Святым внидете в светлые дни Святого воскресения Христова. Сие вам, как должник, напомнил я и буду напоминать. Исполните же сию заповедь и смиренное слово мое; – и да запечатлеет вас печатию Своею Дух Святый! 59. 1) побыв среди суеты мирской, возблагодарил я бога, что мы с вами убежали оттуда. – 2) нет ничего блаженнее нашего состояния и по тому, что имеется в цели, и по тому, что дается тотчас. – 3) Возлюбим Бога: ибо кто достойнее любви? и что блаженнее сей любви? Вы приступили к сему и начали, но конец далеко. – 4) плоть надо умертвить, особенно похоть ее, избеганием всего, что может возбуждать ее. 67] 1) Завчера, по повелению владыки нашего, вышел я из монастыря, взошел в патриархию, а оттуда к царской Литургии. Весь день провел я там, и видя видел виды и лица, кружение мирских дел и хлопотливость, туда и сюда гоняющую людей, их многоглаголание, многозаботливость и мирские сговоры: и это во дни честной и святой Четыредесятницы. Отстранило это меня от обычного настроения, уши мои оглашались странными глаголаниями и очи мои развлекались многими и разнообразными фантазиями. И теперь еще чувствуется это во мне; и я пользуюсь настоящим благовремением, чтоб высказать это вам. Как из облака сгустившегося ниспадают капли дождевные; так при стесненном сердце капали слезы из очей моих, и я, испустив вздох из глубины сердца моего и утишив волнение помыслов моих, молитвенным горе восхождением возблагодарил Господа и ублажил вас, что вышли вы из среды таковых, и отлучились от них, и отреклись от самого даже прикосновения к нечистоте мирской, пребывая на поприще подчинения, каждодневно борясь с искушениями терпения и в духе восходя на высоту добродетелей богоугодным благонастроением и благоповедением. 2) Что блаженнее, что вожделеннее, что благолепнее вашего положения и состояния? Вы воистину чада Христа, слуги Бога и Отца, отрекшиеся от плоти и крови. Цели людей житейских – в земном, цели ваши – в небесном; для них главное – мир, для вас – небо. Им свойственно здешнему радоваться без радости, здешним богатиться без чувства богатства, здешним наслаждаться без утоления глада наслаждения. Иначе не могу говорить о них. А у вас – веселие, источаемое надеждою, – радование о том, что обещается в будущем веке, – при бедности во временном, обогащение в вечном, – при скорбном воздержании вкушение недомыслимо сладких благ духовных. – Не будем же ничего другого ублажать, ни на что другое обращать взоры и внимание, ничего другого вожделевать, кроме того, что даровано нам по вышнему жребию и чем облагодатил нас Дух Святый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Не позволим однакож себе вдаваться в чрезмерности относительно тела и уклоняться от заведенных порядков, шествуя царским путем и в принятии пищи и пития, в бдении, в уединении, в спании на голой земле и в прочем. Поревнуем же паче о том, чтоб смиряться смирением божественным, и для того нелицемерно слушаться и отсекать волю свою лукавую с корнем, как вы и отсекаете. Действуя так, вы в тихости и любви, и во исполнении Духом Святым внидете в светлые дни Святаго воскресения Христова. Сие вам, как должник, напомнил я и буду напоминать. Исполните же сию заповедь и смиренное слово мое;— и да запечатлеет вас печатию Своею Дух Святый! 1) Побыв среди суеты мирской, возблагодарил я Бога, что мы с вами убежали оттуда. — 2) Нет ничего блаженнее нашего состояния, и потому, что имеется в цели, и потому, что дается тотчас. — 3) Возлюбим Бога: ибо кто достойнее любви? И что блаженнее сей любви? Вы приступили к сему и начали, но конец далеко. — 4) Плоть надо умертвить, особенно похоть ея, избеганием всего, что может возбуждать ее. 67]. 1) Завчера, по повелению владыки нашего, вышел я из монастыря, взошел в патриархию, а оттуда к царской литургии. Весь день провел я там, и видя видел виды и лица, кружение мирских дел и хлопотливость, туда и сюда гоняющую людей, их многоглаголание, многозаботливость и мирские сговоры: и это во дни честныя и св. четыредесятницы. Отстранило это меня от обычнаго настроения, уши мои оглашались странными глаголаниями и очи мои развлекались многими и разнообразными фантазиями. И теперь еще чувствуется это во мне; и я пользуюсь настоящим благовремением, чтоб высказать это вам. Как из облака сгустившагося низпадают капли дождевныя; так при стесненном сердце капали слезы из очей моих, и я, испустив вздох из глубины сердца моего и утишив волнение помыслов моих, молитвенным горе восхождением возблагодарил Господа и ублажил вас, что вышли вы из среды таковых и отлучились от них, и отреклись от самаго даже прикосновения к нечистоте мирской, пребывая на поприще подчинения, каждодневно борясь с искушениями терпения, и в духе восходя на высоту добродетелей Богоугодным благонастроением и благоповедением. 2) Что блаженнее, что вождленнее, что благолепнее вашего положения и состояния? — Вы воистину чада Христа, слуги Бога и Отца, отрекшиеся от плоти и крови. Цели людей житейских — в земном, цели ваши — в небесном; для них главное — мир, для вас — небо. Им свойственно здешнему радоваться без радости, здешним богатиться без чувства богатства, здешним наслаждаться, без утоления глада наслаждения. Иначе не могу говорить о них. — А у вас — веселие, источаемое надеждою, — радование о том, что обещается в будущем веке, — при бедности во веременном, обогащение в вечном, — при скорбном воздержании, вкушение недомыслимо сладких благ духовных. — Не будем же ничего другаго ублажать, ни на что другое обращать взоры и внимание, ничего другаго вожделевать, кроме того, что даровано нам по вышнему жребию и чем облагодатил нас Дух Святый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Шестопсалмие: ...Наутренних поучахся в Тя (Псб2,7)... Как ясно эти слова псалма говорят нам, что с утра надо поучаться в законе Господнем, что утро надо посвящать на молитву, на размышления о Боге и законе Его. На утренних поучахся в Тя... Посвящайте же, вернии, утренние часы молитве. Богородичен: «Оружие, еже прежде древа животна- го нас отлучившее, ныне, обращаемо, приемлет знаменовавшийся Кровию, из ребр Сына Твоего изшедшею, Пренепорочная» (27 июля; служба святому великомученику и целителю Пантелеймону,– канон,песнь 7-я).,. Какое великое значение, что мы назнаменованы Кровию Сына Божия. Принятие Святых Животворящих Христовых Таин тоже есть назнаменование Кровию Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, сколь блаженно священство, так часто приемлющее Святые Христовы Тайны, так часто назнаменующееся Кровию Христовою. А мы еще назнаменованы Таинством святого крещения. Сколь великое назнаменование лежит на христианине! Помышляй об этом, христианин! Без смирения невозможно спасение. Записи, сделанные в России (1956–1968) 1956 ГОД» Господи, благослови! Кажется, кто-то сказал: «Молитва есть пища Ангелов». Что может быть лучше молитвы?! Что значит – спасаться? Убегать всяческих страстей, всего греховного, уклоняться от греха, избегать... По поводу проповеди Одесса. Сегодня мне довелось слушать Синаксарь на Вознесение в Успенском монастыре г. Одессы. Монах читал его неспешно, раздельно, внятно и громко. Мне показалось, что, собственно говоря, так должна говориться и хорошая проповедь. Думаю, что для проповеди нужно: 1 . Рассказать об излагаемом событии, представив его и по внешности, и в его сущности. 2 . Вывести из излагаемого события поучение. 3 . Пояснить и оживить это поучение соответствующими примерами. На мой маленький взгляд, при выполнении всего этого и должна получиться хорошая проповедь. А то мы, проповедники, бывает, выйдем – про себя скажу – и «промямлим» что-то скомкано или же набор каких-либо красивых слов произнесем, в которых мало содержания и духовного смысла. Результатом же этого может быть только то, что порадуются внешнему: «Ах, как хорошо проповедник сказал!» А цена-то этому какая? Только себя проповедник и ублажил, себе и послужил. А была ли какая действительная духовная польза слушателям – об этом и помину нет. Но ведь в этой-то пользе для слушателей и заключается самый смысл и цель проповеди. Значит, цель и не была достигнута. А если цель не была достигнута, значит, и проповедь такая плоха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Император Василиск издал окружное послание, в котором халкидонский собор прямо осуждался, а признавался только никейский символ, определения 2-го и 3-го вселенских соборов и 12 анафематизмов Кирилла. Под этим посланием подписались до 500 епископов. Император Зенон издал Енотикон (482), в котором никейский символ подтверждался; Несторий и Евтихий предавались анафеме; анафематизмы Кирилла принимались, утверждалось, что Сын Божий, воплотившийся от Святого Духа и Святой Девы Марии, есть един, а не два, – един в чудесах и страданиях, и изрекалась анафема на тех, кто будет думать иначе. На этом енотиконе подписались: Петр Гнафевс, п. антиохийский, Петр Монг, п. александрийский , Акакий, п. константинопольский, и многие епископы. Ненависть к грекам удерживала армян от ближайшего и спокойного обсуждения решений халкидонского собора; она же помешала армянам вникнуть, почему собственно императоры отвергали этот собор, действительно ли по убеждению в неправильности его учения, или же потому, что хотели погасить споры, производящие опасное разделение в империи; и почему с другой стороны патриархи и епископы подписывались под уничтожающими халкидонский собор указами, по убеждению ли, или по принуждению. Те из армян, которые не питали ненависти к грекам и которые, напротив, ждали от них помощи, как напр. кат. Гют, избегали затрагивать щекотливый вопрос о халкидонском соборе, чтобы не раздражать партий. Когда Гют был лишен Берозом кафедры, и католикосом, по распоряжению царя, сделался Христофор I, то в первый раз из Армении раздался голос по поводу халкидонского собора, да и то не прямо. Христофор разослал грамоты к христианам и епископам Сирии, Хужастана (Сузиана) и Колхиды, убеждая в этих грамотах уклоняться «от ереси Нестория». Преемник Христофора Иоанн Мантакуни, так же, как и Гют, ожидавший помощи от греков, ничего не предпринимал по поводу халкидонского собора. Но и он, когда увидел, что греки не оказали помощи армянам, отвернулся от греков и постарался еще больше отделить от них армян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Всеволоду (Поничу), епископу Славгородскому и Каменскому 9 июля 2015 г. 19:19 9 июля 2015 года, за Божественной литургией в Тихвинском монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Всеволода (Понича) во епископа Славгородского и Каменского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Всеволода на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Всеволод! Впервые прозвучало при обращении к тебе это высокое именование, впервые стоишь ты перед народом Божиим и сонмом архиереев в сем облачении и уже вскоре впервые ощутишь в своей руке епископский жезл. И день твоей хиротонии, когда через возложение рук преемников апостольских почила на тебе благодать Святого Духа, — это положенное «при Господнем содействии» (Мк. 16:20) начало ответственного пути и твоя личная Пятидесятница. Сие есть воля Вседержителя, явленная в определении Священноначалия, «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Стремись же во всякой мысли, всяком решении и всяком деле следовать ей, ногой своей твердо держаться стези Господа, пути Его хранить и не уклоняться (Иов. 23:11). Дабы по стезе этой ступать решительно и твердо, послушай слово Патриарха, и да укажет оно тебе на важнейшие ориентиры епископского делания и не даст сбиться с дороги, как помогает путнику избрать верный курс стрелка компаса. Прежде всего хочу предостеречь тебя от опасных настроений, которые нередко посещают людей, облеченных властью. В именовании «архиерей» содержится древнегреческий корень «архэ». И этот корень несет в себе как смысл власти, превосходства, так и смысл начала и основания. И в устроении церковной жизни во вверенной тебе епархии ты будешь не столько обладателем власти и первенства, сколько тем, кто полагает начало и основание. Посему в своем епископском делании избегай гордых и честолюбивых помыслов, но помни о том, что оно отныне есть начало и основание жизни и деятельности епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4148626.ht...

Почему у него такие уста, он объяснил так: И живу посреди народа также с нечистыми устами. Пророк страдал от нечистоты своих уст и сказал, откуда она у него – он живет среди народа с нечистыми устами. Ум не может не оскверниться от общения с мирянами. Соглашаясь встречаться с ними, мы незаметно привыкаем к ним, а это нам не полезно. Потому что, в конце концов, мы с удовольствием продолжаем и не собираемся избегать этого, превращаясь в рабов привычки. Так от празднословия мы переходим к душевредному, от легкомыслия – к греху. А потом уже и Бог не слышит просьб, исходящих из наших уст, по мере того как они оскверняются празднословием. Ибо написано: не будут услышаны молитвы того, кто отклоняет ухо свое от слушания закона ( Притч 28:9 ). И что же тут удивительного, что Господь не скоро слышит наши просьбы? Мы сами или слишко поздно, или совсем не слушаемся Его повелений. А Флорентий быстро исполнял заповеди Господа, и не удивительно, что его молитва была сразу услышана. В. Из жития святого Антония Святой Антоний больше всего любил находиться на своей горе. Все же однажды ему пришлось спуститься вниз ради тех, кому это было необходимо, и ради военачальника, который много раз просил его об этом. Антоний спустился, дал небольшое наставление о спасении и о том, что военачальнику нужно было услышать и собрался было пойти обратно, как тот попросил его задержаться. Святой сказал, что не может дольше оставаться с ними. – Как задыхаются рыбы, оказавшись на суше, – пошутил он, – так задыхаются и монахи, которые задерживаются и пребывают среди вас. Вот почему рыбе нужно море, а нам – высокие горы, иначе мы потеряем самих себя. Г. Из Патерика Брат попросил старца помолиться за него, потому что спешил в город. Старец сказал ему: – Не спеши в город, но спеши бежать из города и спасешься. 2. Авва Иоанн Колов однажды услышал во время жатвы, как один брат с гневом сказал своему ближнему: – Да ты такой-сякой... Оставив жатву, авва покинул поле. 3. Ученики аввы Евлогия рассказывали, что когда старец посылал их в Александрию продавать рукоделье, то давал заповедь – не оставаться в городе больше трех дней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

– без сельскохозяйственных машин (вряд ли об этом зайдет речь, пока мы не вырастем). Очень важно ни в чем не уклоняться в крайности. Если что-то причиняет особенное неудобство или трудность, надо разобраться и найти лучшее решение... Господь даст нам знать, увлеклись ли мы фантазиями или идем по верному пути. Как сказал владыка Иоанн (Максимович) , благословляя наше братство, «если дело пойдет, значит, Бог его благословляет». 20 августа (2 сентября) 1966 г. Хозяйственные вопросы, связанные с созданием скита, решить сравнительно несложно: вдвоем-втроем, с терпением и молитвой, все может быть сделано. Но вот в чем настоящая трудность – это в духовном руководстве, в направлении духовной жизни. Время старцев прошло, да и подходящего игумена найти будет непросто. Но владыка Иоанн знал, что мы делаем, он благословил наше братство, и если бы была на то Божья воля, он бы назначил для нас игумена и вопрос был бы решен. Если же мы не найдем игумена, дело наше сильно осложнится. 3(16) ноября 1966 г. С Божией помощью, через полгода у нас будет земля. Идея создания скита близка к реализации, и на первый план выходят практические вопросы. Из них самый, наверное, важный – это дисциплина и организация повседневной жизни (то есть устав). Один из братьев, с согласия остальных, должен будет назначать им послушания, чтобы необходимая работа выполнялась вовремя и нагрузка распределялась поровну. Самое главное: каждый час в течение дня должен иметь свое назначение. Подъем, службы, еда, работа в типографии, работа по хозяйству, дорога, отдых, сон – всему свое время... Прежде чем все у нас наладится, неизбежны сложности. Не надо этого бояться; наша решительность, самоотверженность и доверие друг к другу будут залогом успеха. Сегодня у нас в типографии господствует безделье, празднословие и разгильдяйство. Это неизбежно: таков уж наш мир. Но, уходя прочь из этого мира, в пустыню – пускай покамест лишь на выходные дни, – надо уже следовать новым правилам. Например, слушать душеполезное чтение во время еды и по возможности избегать разговоров (кроме как, быть может, получаса в вечернее время). И вставать с восходом или затемно. Живая связь со святыми отцами

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010