Георгий, Задонский затворник (Память 25 мая) Георгий, затворник Задонского Богородицкого монастыря, родился в 1789 году в Вологде, в дворянской семье Машуриных. у вдовы, только что перед тем потерявшей супруга; он был убит возвращаясь вечером домой злодеями, которые поджидали другого, а по ошибке ранили его. Почти бездыханного Машурина принесли домой, и он скончался на руках супруги, напутствованный в жизнь вечную. Чрез год по его смерти родные стали склонять вдову к новому супружеству, но она отвечала им: «Вы видите, что Промыслу Божию угодно было взять у меня мужа, и дать сына. Все мои заботы должны быть обращены на него». Купив близ кладбища домик, вдова занялась воспитанием сына и дочери, которая была на 2 года старше его. Она водила их в церковь , приучала к молитве. Когда 12-ти лет девочка умерла, мать еще чаще стала ходить с Георгием в церковь . Она приучала его стоять благоговейно, и, вернувшись домой, спрашивала, что было на литургии читано из Евангелия и Апостола. Если из его ответа выходило, что он был невнимателен, она в наказание заставляла класть его земные поклоны. Вот как вспоминает он о поре своего детства в одном из своих писем: «Любил я и тогда уклоняться от шума людской молвы. Меня увлекала и пленяла глубокая тишина. Приятно занимали меня виды татарских гор и долин (в Вологде) и по ним быстро струящиеся ручьи. Сладко беседовала со мной природа и питала все мои чувства. И что только я видел пленяющего меня, то всегда снимал на бумагу карандашом. Когда пришло время учиться, и к мальчику приглашены были наставники, мать неотступно наблюдала за учением, сознавая перед Богом, как велика ответственность за него. Учился он хорошо. Ум его зрел, качества души развивались. Как и мать его, он не любил шумного общества, предпочитал уединение; избегая игр и забав с товарищами, он читал священные и духовные книги. Вернувшись из храма, он любил размышлять о Боге. 18 лет от роду Георгий поступил юнкером в полк. В первый раз его отпускала от себя мать и точно чувствовала, что на земле его больше не увидит: действительно, она вскоре затем умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 79. О ЧАСТЯХ ПРАВОСУДНОСТИ [(ПРОДОЛЖЕНИЕ), А ИМЕННО] О КАК БЫ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ЧАСТЯХ ПРАВОСУДНОСТИ Теперь мы исследуем как бы неотъемлемые части правосудности, каковые суть «делать добро» и «уклоняться от зла», а также противоположные [им] пороки. Под этим заглавием наличествует четыре пункта: 1) являются ли эти две [части] частями правосудности; 2) является ли преступление особым грехом; 3) является ли упущение особым грехом; 4) сопоставление упущения и преступления. Раздел 1. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ УКЛОНЕНИЕ ОТ ЗЛА И ДЕЛАНИЕ ДОБРА ЧАСТЯМИ ПРАВОСУДНОСТИ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что уклонение от зла и делание добра не являются частями правосудности. Действительно, уклоняться от зла и делать добро присуще любой добродетели. Но части не могут быть больше целого. Следовательно, уклонение от зла и делание добра не могут считаться частями особого вида добродетели, каковым является правосудность. Возражение 2 . Далее, глосса на слова [Писания]: «Уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 33, 15 ) говорит: «первое», то есть уклонение от зла, «есть избегание греха, а последнее», то есть делание добра, «есть то, что заслуживает жизнь и награду». Но любая часть добродетели заслуживает жизнь и награду. Следовательно, уклонение от зла не является частью правосудности. Возражение 3 . Далее, когда вещи настолько взаимосвязаны, что одна всегда подразумевает другую, их нельзя рассматривать как отдельные части целого. Но делание добра подразумевает уклонение от зла, поскольку никто одновременно не может творить доброе и злое. Следовательно, уклонение от зла и делание добра не являются частями правосудности. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «уклонение от зла и делание добра» являются частями законной правосудности 408 . Отвечаю: если говорить о добре и зле в целом, то уклоняться от зла и делать добро присуще любой добродетели,! и в этом смысле о них можно говорить как о частях правосудности только в том смысле, в каком правосудность «есть полная добродетель» 409 . Однако даже если понимать правосудность в указанном смысле, то она все равно имеет дело с некоторым особым аспектом добра, а именно добра как долженствования с точки зрения божественного или человеческого закона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 34. О добродетельности и порядочности удовольствий Теперь на очереди рассмотрение добродетельности и порочности удовольствий, под каковым заглавием будет исследовано четыре пункта: 1) всели удовольствия злы; 2) если нет, то все ли они благи; 3) является ли какое-либо из удовольствий наибольшим благом; 4) является ли удовольствие мерой или критерием суждения относительно морального добра и зла. Раздел 1. Все ли удовольствия злы? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что любое удовольствие является злом. В самом деле, то, что вредит рассудительности и препятствует пользованию разумом, похоже, само по себе зло, поскольку, как сказал Дионисий, благом человека является «способность быть разумным» 598 . Но удовольствие вредит рассудительности и препятствует пользованию разумом, притом тем больше, чем больше само удовольствие; поэтому, как сказано в седьмой [книге] «Этики», «в удовольствиях от любовных утех», которые являются наибольшими, «никто не способен что-нибудь понять умом» 599 . Более того, Иероним в своем комментарии к [евангелию от] Матфея говорит, что «во время супружеского общения никто не удостаивается присутствия Святого Духа, даже если супружескую обязанность исполняет какой-нибудь пророк». Следовательно, удовольствие само по себе зло и, таким образом, любое удовольствие является злом. Возражение 2 . Далее, то, чего избегает добродетельный и ищет порочный, похоже, и есть само по себе зло, от которого следует уклоняться, поскольку, как сказано в десятой [книге] «Этики», «добродетельный человек является своего рода мерой и критерием человеческих действий» 600 ; а апостол [со своей стороны] говорит, что «духовный судит о всем» ( 1Кор. 2, 15 ). Но дети и бессловесные твари, в которых нет никакой добродетели, ищут удовольствий, тогда как владеющий собой человек – нет. Следовательно, удовольствия сами по себе злы и их надлежит избегать. Возражение 3 . Далее, «искусство и добродетель всегда появляются там, где добро и где труднее» 601 . Но ни одно из искусств не определено к удовольствию. Следовательно, удовольствие не может быть чем-то благим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

ΧΧVI. Чего нужно избегать. а) Шатких доказательств. При беседе с сектантами весьма часто приходится ссылаться на Св. Писание, приводить оттуда цитаты, пользоваться его примерами, его доказательствами, его вразумительными наставлениями. Конечно, если разумно, честно, добросовестно пользоваться новозаветными и ветхозаветными данными, то, кроме хорошего, ничего дурного не получается. Напротив, если, при пользовании Библией , мы допускаем натяжки, ссылаемся на библейские данные, где это нужно и где не нужно, где можно и где совершенно нельзя, то в результате такого обращения со словом Божьим оказывается громаднейший вред. Поясним свою мысль примерами: На заре нашей миссии 292 имел громкую и широкую известность, как миссионер, иеромонах Арсений, впоследствии архимандрит и синодальный миссионер, а ныне совершенно сошедший с миссионерского поприща. Но в ту пору слава о нём, как о миссионере, гремела. Его вызывали иерархи в свои епархии, и всюду его выступления сопровождались большим успехом, может быть, потому, что тогда сектанты были гораздо невежественнее нынешних. Искусство иеромонаха Арсения заключалось, главным образом, в широком пользовании текстами по созвучью. Например: нужно доказать сектантам на основании, конечно, Св. Писания истинность христианского учения об иконопочитании. Иеромонах Арсений ссылается на шестой стих 2 главы послания ап. Павла к Филиппийцам: „Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу”, делая сильное ударение и несколько раз повторяя слова: „Он, будучи образом Божиим”... о. Арсений делал вывод: „вот видите, Сам Христос образ принял, а вы, сектанты, не хотите признавать образов”. В беседе о кресте о. Арсений непременно приводил 1 стих 3 главы послания к Галатам: „о несмысленные Галаты, кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами начертан был Иисус Христос как бы у вас распятый”, и затем так пояснял эти слова: „Вы видите, даже у Галатов, только что обратившихся в христианство , было распятие, был крест, а у вас, сектантов, его нет. Вы, стало быть, хуже бессмысленных Галатов”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Не с мифами и обольстительным для слуха благозвучием слова выступаю я, как будто бы хотел очаровать кого-то пением сирен 1 , не волшебный напиток удовольствия подношу я любителям его в золотой чаше, украшенной прекрасными цветами и надписями, но, повинуясь мудрецам, советую избегать больших дорог, и уклоняться от них. Убеждаю не тесниться в толпе черни. Я начинаю перед вами новую песнь в похвалу василевсу. Тысячи людей поспешно идут по одному со мной поприщу, но чуждаюсь пути, протоптанного человеками, я пойду по дороге непроторенной, на которую не омытыми ногами вступать не позволяется. Писатели гражданские, жадно наполняющие свои речи детскими игрушками искусства, писатели, любящие музу приятную и всенародную, пусть очаровывают смертное ухо смертными разглагольствованиями, и свои мнения приносят в дар удовольствию, а хранители 2 мудрости всеобщей, достигли знаний о вещах божественных и человеческих, признавая за благо избирать наилучшее, предпочитают всему человеческому боголюбивые добродетели и богоугодные деяния своего василевса, второстепенные же совершенства предоставляют воспевать людям второстепенным. Ибо, так как в деянии василевса есть мудрость касательно вещей и божественных и человеческих, и божественные относятся к Богу, а человеческие к людям, состоящим вне священной ограды 3 пусть, тот, кто способен, описывает мудрость его в отношении к людям, весьма уважаема, конечно, удивительна, житейски полезна и она, потому что в василевсе все прекрасно, хотя и ниже мудрости в отношении к вещам божественным, а вступившим внутрь священного храма, в неприкосновенные и недоступные его недра, затворив двери для слуха нечистого, да поведают тайное помазание василевса одним мистикам помазания 4 ; омоем же свой слух в потоках благочестия, и на легких крыльях духа взлетающие в мир мыслимый да парят вокруг Всецаря и молча да посвящаются в божественные тайны. Между тем, вещания писаные, произносимые не прорицанием или исступлением, под вдохновением божественного света, да будут для нас учителями посвящения, да поведают они нам и о самом царствии, и о верховном Царе, и о божественной страже, которая окружает Всецаря, и о царственном нашем образе и о растлителе образа, и о последователях воинства того и другого. С помощью сих вещаний, совершая боголепные таинства, мы приступим к божественному торжеству, следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Одним из самых главных качеств Священника при посещении больных должно быть участие, искреннее сострадание и сердечное сочувствие к больному. Тот, кто при виде крайней, горькой нужды, жестоких страданий, тяжкой тоски и страха, предсмертной борьбы, слез семейства может оставаться без участия, сохранять суровый и важный вид, говорить при этом холодно и сухо, или впадать в тон учительства, – тот не призван приносить утешение к одру болящего. В некоторых случаях сильнее всякого слова действует на страждущих пожатие руки или слеза участия. Апостол Павел увещевает: плачьте с плачущими ( Римл.12:15 ). Как сильно должно действовать на нас то, что говорил Ап.Павел о Спасителе: Он должен был уподобиться во всем братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником к Богу, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Он Сам претерпел искушения: то может помогать и искушаемым ( Евр.2:17–18 )! Эти слова пусть предносятся духу Священника, когда он должен посещать больных и печальных, и утешать их. Самое прибытие Священника в дом больного уже показывает его участие. Но Священнику нужно остерегаться слишком мягкого сентиментального обхождения; оно вредит важности, которую нужно сохранять, не смотря на все сочувствие. Молодому Священнику, равно как и молодому врачу, всегда трудно первое посещение больных. Только привычка и Христианское участие могут примирять с видом тех страданий, какие приходится видеть при одре больных и умирающих. Молодому Священнику, который вырос среди изобилия, в юношеские лета не видал забот и огорчений, смотрел на жизнь только с ее светлой стороны, конечно весьма трудно войти в положение страждущего и особенно больного бедняка; он подвергается опасности или слишком разжалобиться при виде такого бедствия, или с отвращением отвернуться от больного. Но кто удаляет из своей души мысль о страданиях и смерти, желает охотно уклоняться от зрелища оных, тот не создан быть Священником. Потому приготовляющиеся к Священству должны избегать изнеженной и роскошной жизни, охотнее ходить в дом плача, нежели ходить в дом пира (Эккл.7:3–5). Вместо того, чтобы мечтать о постоянных радостях, они должны приучать дух свой к мысли о всех нуждах, бедствиях и страданиях, какие всего чаще придется им встречать и облегчать словом утешения. Воспитанник духовных училищ преимущественно должен воспитывать в своей душе благородные чувства человеколюбия, и заботливо стараться о том, что бы ни грубая рассеянность, ни дикая радость, ни неумеренность в чувственных наслаждениях не могли изгладить их в его душе, и довести его до какого-то отупения. Ибо опасно в таком состоянии принимать на себя Священный сан, в который облекшись каждый должен быть самым сострадательным другом и утешителем для несчастных страдальцев и больных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Скачать epub pdf Глава VII Ин.7:1 .  После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху Его Иудее убити. Не имел возможности (вместо θελεν – хотяше, по чтению Златоуста стоит – εχον ξουσαν), т.е. не мог безопасно ходить в Иудее. Евангелист сказал это об Иисусе Христе, как о человеке. Как человек, Он уклонялся теперь не потому, что избегал смерти, но потому, что щадил убийц, и потому, что не настало еще время страданий Его. Иногда Ему, как Богу, следовало оставаться неуловимым, а иногда, как Человеку, уклоняться, по планам Божественного Домостроительства. Ин.7:2 .  Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени. Он праздновался в воспоминание того дня, в который прежде всего Моисей поставил устроенную Веселеилом Божественную скинию. Ин.7:3 .  Тогда братья Его сказали Ему:... Реша убо к Нему братия Его:... – сыновья Иосифа, который был отцом Его по усыновлению. Ин.7:3 .  ...выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. ...прейди отсюду и иди во Иудею, да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши. Показывают вид, что советуют Ему хорошо, как близкие и родственники, но цель у них была лукавая, порожденная завистью. Стараясь направить Его в Иудею, чтобы Он был схвачен ищущими убить Его, они выставляют ту причину, что необходимо видеть совершаемые Им чудеса и тем ученикам, которые были там, т.е. народу, который последовал за Ним в Иудее. Ин.7:4 .  Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Никтоже бо в тайне творит что, и ищет сам яве быти. При поверхностном понимании кажется, что они побуждают Иисуса Христа перейти в Иудею, но при более глубоком – оказывается, что они осмеивают Его, как робкого и честолюбивого: делать что-либо втайне свойственно робкому, и искать самому быть явным, т.е. известным, свойственно честолюбивому. Ин.7:4 .  Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf 1 . Подвижническая жизнь есть не что иное, как воздержание от страстей, господство над помыслами, непрерывная борьба против невидимых врагов, сохранение души чистою от дурных помыслов, которые возбуждают нас, ибо во время помыслов страсть возгарается, как огонь, между тем как мы, удаляя страсти, отражаем искусителя при самом его нападении. 2 . Мы имеем большую нужду в бодрствовании и внимании, в готовности сердца к обузданию ума нашего, дабы он не склонялся к тому, что не должно (делать), не впадал в неуместное, не начертывал дурных образов, не создавал греховных пожеланий, от которых нам нет никакой пользы, а напротив и чаще всего – мы скорбим и сокрушаемся, не постигая ничего полезнаго. Посему единственное спокойствие и единственное удовольствие состоят в том, чтобы очищать душу и заботиться о безстрастии. 3 . Итак, станем пребывать в непрерывном свидетельстве нашей совести, не преклоним, братия, колена пред Ваалом, не допустим того, чтобы помыслы одержали над нами победу, а еще лучше – будем погашать разженныя стрелы лукаваго слезами, вниманием, молитвою, сокрушением и остальными изнурениями плоти. Ибо «супостат» наш, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Петр. 5, 8 ), кого уловить в добычу или отчасти, или всецело, – ибо, уловив отчасти, он не довольствуется, но всегда стремится вперед – к худшему, пока не предаст греховной смерти. Так, он прежде всего старается, чтобы мы приняли приражение (прилог), потом внушает в сердце что-либо дурное, а после, обольстив таким способом и отравив душу, он выводит ее из естественнаго состояния и делает ее безумною, несмысленною и слепою, стремящеюся к тому, что не должно (совершать). Посему мы всяким хранением должны блюсти свое сердце, не давая места диаволу, но тотчас отражая нападение (прилог). Если же мы при этом потерпим поражение, то, по крайней мере, не должны оскверняться (его внушениями); если же мы и в этом будем побеждены, то не станем долго пребывать в таком состоянии и не допустим увлечь себя до пределов греха. И нам случается испытывать такое (бедственное) состояние от предразсудков и воспоминаний о прошлом. Станем же избегать предубеждений, будем уклоняться от юношеских воспоминаний. Ведь быть посредством воспоминания в прошлом что другое означает, как не то, что мы обратились сердцем в Египет? Это нам следует соблюдать по внутреннему человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Всеволоду (Поничу), епископу Славгородскому и Каменскому 9 июля 2015 г. 19:19 9 июля 2015 года, за Божественной литургией в Тихвинском монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Всеволода (Понича) во епископа Славгородского и Каменского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Всеволода на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Всеволод! Впервые прозвучало при обращении к тебе это высокое именование, впервые стоишь ты перед народом Божиим и сонмом архиереев в сем облачении и уже вскоре впервые ощутишь в своей руке епископский жезл. И день твоей хиротонии, когда через возложение рук преемников апостольских почила на тебе благодать Святого Духа, — это положенное «при Господнем содействии» (Мк. 16:20) начало ответственного пути и твоя личная Пятидесятница. Сие есть воля Вседержителя, явленная в определении Священноначалия, «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Стремись же во всякой мысли, всяком решении и всяком деле следовать ей, ногой своей твердо держаться стези Господа, пути Его хранить и не уклоняться (Иов. 23:11). Дабы по стезе этой ступать решительно и твердо, послушай слово Патриарха, и да укажет оно тебе на важнейшие ориентиры епископского делания и не даст сбиться с дороги, как помогает путнику избрать верный курс стрелка компаса. Прежде всего хочу предостеречь тебя от опасных настроений, которые нередко посещают людей, облеченных властью. В именовании «архиерей» содержится древнегреческий корень «архэ». И этот корень несет в себе как смысл власти, превосходства, так и смысл начала и основания. И в устроении церковной жизни во вверенной тебе епархии ты будешь не столько обладателем власти и первенства, сколько тем, кто полагает начало и основание. Посему в своем епископском делании избегай гордых и честолюбивых помыслов, но помни о том, что оно отныне есть начало и основание жизни и деятельности епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4148626.ht...

Мисаил, митрополит Белгородский и Обоянский С 1666 года – архимандрит Симонова монастыря в Москве. 9 июля 1667 года патриархом Иосифом хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. 14 сентября 1671 года переведен митрополитом Белгородским и Обоянским. Из документов белгородского периода жизни митрополита сохранилось одно Окружное послание его к архимандритам, игуменам, протопопам, поповским старостам и попам. Из послания видно, что это был пастырь строгий, стремившийся воспитать в своей пастве дух благочестия. Он обличал все те привычки и обычаи, которые были недостойны истинных христиан. Обличая недостатки, он стремился к исправлению жизни своей паствы. Поэтому в своем послании архипастырь призывал духовенство епархии внушать пасомым посещать церкви в воскресные и праздничные дни, соблюдать посты, не уклоняться от исповеди и святого причащения, избегать безмерного пьянства и веселья на свадьбах и различных сходках, не обращаться за помощью к чародеям и волхвам, нигде не сквернословить и не бесчинствовать и давал им другие поучительные наставления. Служение митрополита Мисаила на Белгородской кафедре продолжалось более 12 лет. Он скончался 23 февраля 1684 года. Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда архипастырской деятельности. – Харьков, 1902. – С. 5–6. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 151, 633, 1031. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 46, 57. Марков Н. Коломенская епархия//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М., 1886, июль-август. – С. 225. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, – Т. 2. – С. 1242; т. 12. – С. 359. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1411. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010