Исидор Севильский называл важнейшими сочинениями Л. полемический трактат против ариан в 2 книгах, составленный за пределами Испании (вероятно, в К-поле), и другой антиарианский труд в форме вопросов и ответов. Эти сочинения не сохранились. Исидор упоминал также «Книжицу о наставлении посвященных дев и презрении к миру» (CPL, N 1183), написанную Л. для своей сестры Флорентины, собиравшейся стать монахиней. Краткая и пространная (содержит главы с 3. 7 по 12. 5 и 14) версии этого сочинения, известного как устав Л., сохранились в неск. испан. рукописях. Самые ранние рукописи, в которых содержится текст «Книжицы...», представляют собой сборники уставов и др. сочинений, предназначенных для монахов (Scorial. a.I.13. Fol. 98v-108v; Lond. Brit. Lib. Add. 30055. Fol 109v-110r; обе - 1-я пол. X в.). «Книжица...» открывается пространным прологом, в к-ром Л. восхваляет девство как наивысшее состояние человека. Основная тема пролога - брак посвященной девы с Богом. Отказываясь от мирских забот и удовольствий, дева принимает Христа как Жениха, Брата и Друга, получая от Него свадебный дар - Его кровь, пролитую ради спасения людей. Из любви к Жениху дева должна воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. Этой теме посвящена 2-я ч. трактата, состоящая из 31 главы. Здесь Л. дает Флорентине советы, касающиеся жизни в монашеской общине, отношений с людьми и частных вопросов. По его мнению, монахиня должна осознавать важность общежития, при котором отсутствуют частная собственность, социальные и имущественные различия. Л. советовал сестре избегать конфликтов с другими монахинями, служить им, словно Самому Христу, сохранять доброжелательное отношение к окружающим, уклоняться от сплетен и клеветы, воспитывать в себе смирение и сохранять душевную чистоту. В одежде и пище необходимо сохранять умеренность (использование дорогой одежды, украшений и косметики - признак неверности невесты Жениху). Все свободное время следовало посвящать молитве и чтению; при этом Л. предостерегал сестру от букв. понимания нек-рых книг ВЗ. Автор подчеркивает, что монахиня должна не только следить за своим поведением, но и резко ограничить круг общения. Девам следовало избегать контактов с мужчинами, особенно молодыми, и с мирскими женщинами, а также разговоров наедине (по мнению Л., так поступал Христос). В заключительной главе «Да не пожелает дева вернуться в мир» Л. утверждает, что Флорентина, вступив в мон-рь, освободилась от всех мирских уз и начала новую жизнь. Возвращение к прежней жизни стало бы огромной ошибкой, подобной греху жены Лота (Быт 19. 26). Напоминая о том, как их мать, тосковавшая по родным местам, смирилась с тем, что ей суждено умереть на чужбине, Л. от своего имени и от имени брата Исидора желал сестре «претерпеть до конца и спастись».

http://pravenc.ru/text/2463203.html

6. В изъяснении шестой заповеди св. Палама увещевает избегать всего, что может причинить обиду ближнему словом или делом и привести к убийству. Напротив, истинный Христианин требующему ризы не возбраняет и срачицы, по слову Христову, и обидящего взаимно не обижает. Сколько возможно нужно удерживаться от гнева, и каяться и помнить свой гнев, если иногда случится впасть в эту слабость. 7. Словами седьмой заповеди, св. Палама учит: не прелюбы сотвори (Кор.21:3. Исх.20:14 . Втор.5:18 . Мф.5:30; 15:19; 19:9 ), дабы вместо члена Христова не сделаться удом блудницы, и не быть отсеченным от тела Христова, и не отпасть Божия наследия и не впасть в геенну. Но если можешь вместить, то и девство сохрани, чтобы весь ты мог сделаться Божиим и прилепиться к Нему (Богу) всей любовью, последуя Ему в жизни, непрерывно и всегда заботясь о Господнем, предвоспринимая будущую жизнь, и как Ангел подвизаясь на земле ( Мф.22:29 ). Если кто не изберет девства и не обещает его Богу, то может о Господе избрать себе одну жену ( Быт.2:24 . Мф.19:5 . Еф.5:32, 33 ) и с ней одной жить, удаляясь всей силой чужих жен. «А можешь их совершенно удалиться, говорит св. отец, если будешь избегать всяких безвременных сношений с ними, и не будешь увеселять их не чистыми словами и рассказами и, сколько возможно, уклонять от них самый свой взор, как телесный, так и душевный, и стараться не наблюдать заботливо красоту лиц.» 8. Не укради ( Исх.20:14 . Втор.5:19 . Мф.19:18 ), чтобы Бог, знающий тайное, не воздал тебе многократным наказанием, как Своему презрителю. И так, лучше и от своего имения тайно давай нуждающимся, чтобы сторицей получить от Бога, видящего в тайне, а в будущем веке – живот вечный. 9. Девятой заповедью запрещается лжесвидетельство на ближнего (Исх.20:16. Мф.19:18 ), и св. Палама учит, что, если не будет со вредом для многих, лучше покрыть и падение ближнего, чтобы наследовать благословение Симово и Иафетово ( Быт.9:22–26 ). 10. Десятой заповедью повелевается не пожелать чего-нибудь, принадлежащего ближнему нашему ни имения, ни вещи, ни славы, вообще ничего, что принадлежит ближнему ( Исх.20:17 ; Мф.5:28 ); лучше и от своего имения давать просящему. Если кто найдет потерянное, должен возвратить хозяину его, даже в таком случае, если бы находился с ним во вражде. Ибо таким добрым поступком он примирится с ним и победит зло добром. Все десятословие св. Палама заключает следующими словами: «все это всей твоей силой храня и поэтому живя, ты обогатишь свою душу сокровищем благочестия, и благоугодишь Богу, и будешь ущедрен Богом и Его угодниками, и сделаешься наследником вечных благ».

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Его божественная природа 9, 5, –13, 33. а, –14, 25–26, –14, 27, –16, 4–6 ср. 17, 12–13. 70–71, –17, 13. 77–78. Первый Христос обновил нам вход на небо, бывшее до Него совсем недоступным для людей и никакая плоть прежде Него не попирала чистую и пресвятую страну ангелов, – первый Он даровал плоти место восшествия на небо, впервые принесши Себя Богу Отцу, как бы некий начаток почивших и в земле лежащих и первым человеком явившись небожителям 14, 2–3. После второго пришествия Христа уже бесполезно будет для людей искание блага и несвоевременно будет желание следовать за Ним, когда уже встретят в Нём не снисходительного и кроткого, но обличающего и наказующего судью 6, 26. И в будущей жизни подателем божественных даров и всяких благ будет Христос 21, 7–14. Христос есть божественный и сверхъестественный образец, с коим каждый человек должен сообразоваться 17, 16–17. 90, – хотя для нас и недоступен тот образ жизни, коего пример являет нам Собою Христос 15, 9–10, – являет пример благоусмотрительности и осторожности, удаляясь от свирепых иудеев 5, 12–14, – удаляется из Иерусалима и избегает преждевременных преследований, чтобы дать нам добрый пример, отнюдь конечно не трусости, но осторожности и предусмотрительности и любви к ближнему – именно: при преследовании нас врагами должно удаляться, чтобы дать возможность ослабнуть их гневу, чем окажем им добро, – дает нам образец непротивления нашим зложелателям и благоразумного укрощения их гнева удалением от них 6, 1. 415–416, – избегает врагов, чтобы не раздражать их, чем и нас научает уступать разгневанным врагам и не бросаться в опасности, хотя бы даже и за истину, но, будучи уже схвачены, мы должны тогда стоять, а до этого – уклоняться, ради неизвестности исхода дела 11, 54, –12, 27–28, – до времени страданий домостроительно скрывает Свое божество от князя века сего 6, 11, – дает нам пример помогать братьям нашим и словами и молитвами 17, 1, – являет для нас пример почитания святых, остановившись там, где хранилась память об Иакове 4, 6. а, – благоговения и благодарности к Богу 6, 11, – служил для нас примером неславолюбия и пренебрежения мирскими почестями, хотя бы они давались сами собою, без искания их, – и как уничижение Христа кончилось Его прославлением, так и мы чрез смирение достигнем славы 6, 15, – образец кротости и смирения 13, 2–5, 6–8, –13, 12–15, –18,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Авторы трактатов уделили внимание и вопросам женского воспитания и обучения. Отношение большинства авторитетов средневековой педагогики к женскому образованию выражено мнением Филиппа Поварского, который считал, что девочке не требуется учиться так много, как мальчику. Женщине достаточно быть целомудренной, а мужчине надо много больше. Ее не следует обучать чтению и письму, «если только не для того, чтобы она стало монахиней... ибо из-за чтения и письма приключаются с женщинами неприятности» т. 2, с. 147]. Винсент из Бове не исключал из программы женского образования чтение, но для того, чтобы с помощью литературы наставлять девочек в нравах. Обучать их четырем добродетелям: нравственной чистоте, смирению, молчаливости, а также зрелости нравов и поступков. По его мнению, они должны избегать вредных мыслей, уклоняться от телесных наслаждений и пустословия т. 2, с. 134]. Единодушны авторы были в том, чтобы девочек, и из бедных семей, и обеспеченных, обучали ремеслу. В отличие от них французский публицист и законовед Пьер Дюбуа в трактате «Об отвоевании Святой Земли», написанном между 13061307 гг., считал необходимым давать женщинам такое же образование, как и мужчинам, только несколько облегченное, Таким образом, педагогика классического средневековья сохраняла религиозную основу, по-прежнему делала акцент на развитии души и на воспитании нравственных добродетелей по образу Божию. Светские дисциплины были тесно связаны с религиозным мировоззрением, как по содержанию, так и по методам преподавания. Вместе с тем в эту эпоху проявилась и другая тенденция. С появлением городских школ и университетов доля светского элемента увеличилась. Стали возникать различные проекты изменения системы обучения. Воспитательно-образовательный процесс стал более индивидуализированным. В нем все большее значение приобретали прагматические задачи приобщения человека к общественным нормам и правилам поведения, интеграции его в различные социальные общности. 2.2. Западноевропейское общество к XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 34. О добродетельности и порядочности удовольствий Теперь на очереди рассмотрение добродетельности и порочности удовольствий, под каковым заглавием будет исследовано четыре пункта: 1) всели удовольствия злы; 2) если нет, то все ли они благи; 3) является ли какое-либо из удовольствий наибольшим благом; 4) является ли удовольствие мерой или критерием суждения относительно морального добра и зла. Раздел 1. Все ли удовольствия злы? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что любое удовольствие является злом. В самом деле, то, что вредит рассудительности и препятствует пользованию разумом, похоже, само по себе зло, поскольку, как сказал Дионисий, благом человека является «способность быть разумным» 598 . Но удовольствие вредит рассудительности и препятствует пользованию разумом, притом тем больше, чем больше само удовольствие; поэтому, как сказано в седьмой [книге] «Этики», «в удовольствиях от любовных утех», которые являются наибольшими, «никто не способен что-нибудь понять умом» 599 . Более того, Иероним в своем комментарии к [евангелию от] Матфея говорит, что «во время супружеского общения никто не удостаивается присутствия Святого Духа, даже если супружескую обязанность исполняет какой-нибудь пророк». Следовательно, удовольствие само по себе зло и, таким образом, любое удовольствие является злом. Возражение 2 . Далее, то, чего избегает добродетельный и ищет порочный, похоже, и есть само по себе зло, от которого следует уклоняться, поскольку, как сказано в десятой [книге] «Этики», «добродетельный человек является своего рода мерой и критерием человеческих действий» 600 ; а апостол [со своей стороны] говорит, что «духовный судит о всем» ( 1Кор. 2, 15 ). Но дети и бессловесные твари, в которых нет никакой добродетели, ищут удовольствий, тогда как владеющий собой человек – нет. Следовательно, удовольствия сами по себе злы и их надлежит избегать. Возражение 3 . Далее, «искусство и добродетель всегда появляются там, где добро и где труднее» 601 . Но ни одно из искусств не определено к удовольствию. Следовательно, удовольствие не может быть чем-то благим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

2. Такова добродетель — рожен и меч изощренный; а все злые люди хуже и безумнее диких зверей. Когда они нападают на добрых, то гораздо больше причиняют зла себе; добрым они причиняют убыток в деньгах, или здоровье, а сами наносят существенный вред душе своей. Если бы потеря имущества причиняла вред нашей собственной добродетели, то Павел не заповедал бы терпеть обиды, а не обижать (1 Кор. 6:7). Если бы терпение обид было злом, то Законоположник добра не заповедал бы зла. Впрочем, хотя это действительно так, не следует предавать себя людям злым и иметь общение с ними, но убегать и уклоняться от их общества; а когда они нападают, то мужественно встречать их. Потому нам и заповедано молиться, чтобы не впасть в искушение. Потому и пророк, сказав: « удали меня, Господи, от человека лукавого », прибавляет: « от мужа неправедного избавь меня », разумея опять порок вообще, потому что он говорит здесь о неправде не только в отношении к имуществу, но ко всему. Пророк просит избавить его, чтобы не пасть, или чтобы самому не сделаться таким же. Притом просит не просто, но сделав должное и с своей стороны. Вот почему в конце предыдущего псалма он сказал, что избегаем, их и общества их, а здесь просит помощи Божией; там он оказал должное с своей стороны, сказав: « мужи кровожадные, удалитесь от меня! Ибо вы дерзки в замыслах », а здесь просит Бога избавить его от их нечестия. Действительно, удаляться от подобных обществ и как можно дальше держать себя от сношения с злыми — это не только способствует благоденствию, безопасности, свободе и всякому удовольствию, но и есть величайшее счастье. Поэтому, описывая злобу их, пророк продолжает: « помыслили они неправду в сердце, всякий день готовились к брани » (ст. 2). Видишь ли, как трудно остеречься от этих зверей, в мыслях своих скрывающих зло и в тайне строящих козни? Они « помыслили », говорит, « в сердце », т. е. пока не обнаруживали злобы, но скрывали и питали ее внутри, и, что всего хуже, не по увлечению, не с поспешностью, но тщательно делали свое дело; это именно и значит: « помыслили », т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Печаль не пребывает ли до смерти, приятель и друг претворяяйся во врага», говорит сын Сирахов (37, 2). Тем-то более должны мы блюсти мир и единомыслие с ближайшими к нам, чем нужнее согласие с ними для взаимнаго блага жизни. Если мы будем уметь мирно жить в домах наших с ближайшими к нам: то будем уметь мирно жить с соседями нашими и со всеми ближними и дальними. Как же нам блюсти ненарушимо мир сперва с ближайшими сообщниками жизни и дел наших? Кроме обыкновеннаго христианскаго средства и непобедимаго оружия к миру – в молчании принимать, терпеть, сносить встречающиеся неудовольствия и уклоняться от всякаго неполезнаго разногласия и прекословия, дабы лучше нам успеть соблюдать мир, надлежит тщательно приспособляться к нравам живущих с нами. Для сего надобно знать свойства их, расположения, склонности, знать даже слабую, раздражительную сторону, или то, что особенно составляет и может составлять для них оскорбление, дабы избегать случаев к оскорблениям. Посему вовсе должны быть удалены от нас и от взаимнаго между нами обращения не только всякая досада, ярость, гнев, крик, злоречие и всякая злоба, но должны быть устранены и всякие неприличные слова, неосторожные поступки, дабы и ненамеренно не оскорбить нашего ближнего, так как часто и ненамеренное оскорбление сопровождается весьма неприятными последствиями. Так, Христиане, нам повелено со всяким смиренномудрием, кротостию, великодушием снисходить друг другу из любви; повелено не себе угождать, но угождать ближнему во благое к созиданию; ибо и Христос не себе угоди, но, как сказал Сам Он о Своих поношениях, претерпенных Им для славы Небеснаго Своего Отца: «злословия злословящих Тебя пали на меня» ( Рим. 15:2,3 ). Почему на всех нас лежит непременная обязанность приспособляться взаимно друг к другу: высшие должны приспособляться христианским благоснисхождением к низшим, сильнейшие к немощным, старшие к младшим, а низшие с своей стороны должны приспособляться чувствованиями почтения и покорности к высшим, подчиненные к начальствующим, младшие к старшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

—274— а ныне вдруг восчувствовал под усладительным влиянием святой и сострадательной любви, которая сияла в очах и речах, напр. Серафима Саровского , тем сильнее, чем более тяжкий грешник к нему приходил. Конечно, этот духовный подъем, который обнаружился в грешнике или в отрицателе, еще не есть его полное обращение, но он возвратил ему теперь полную возможность последний. О, конечно он теперь найдет возможность и греховную свою жизненную обстановку переменить на другую, более сообразованную с подвигом исправления, – и свои сомнения привести на суд здравой мысли и науки, поискав соответственных книг или живых учителей истины, которых прежде он предубежденно избегал. Но вы требуете полной святости для успешного пастырского делания? спросит меня читатель. Для полного успеха, конечно святости, почему во всех неуспехах пастырь должен не уклоняться от самоукорения своей духовной неполноты, но скажем, что и на пути постепенного усвоения святости, который конечно должен быть общим уделом и главнейшею целью всех христиан – на самом пути к святости, для пастырей следовательно несовершенных, возможно отчасти подобное «усвоение» себе душ своих чад духовных, «усвоение», в котором и заключается сущность православного пастырского применения, чуждого всякого иезуитства и лжи. Мы видим, что действенность наших лучших пастырей обусловливается тремя началами и направляет мысль на четвертое. Начала эти – 1) знание Божественного учения и постановлений церковных не в сухо догматическом изложении, но со стороны духовного врачевства, в них содержащегося, 2) знание человека в его борьбе между добром и злом, 3) способность к сострадательной любви. Если к этому присоединились 4) знание человеческих заблуждений общественных и ложно-научных, т. е. знание жизни и науки опять же не со стороны фактической только, поименно со стороны их заманчивости для современных характеров, а равно и их влияния на нравственную жизнь человека, то мы получим образ совершенного пастыря. Из этих четырех начал, необходимых для пастырского совершенства, ближайшее

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому, заботясь о приобретении познаний, будем заботиться и о нашем правильном развитии нравственном и религиозном, будем при свете нашей веры уяснять себе, что такое добро и что такое зло, и в добре укрепляться, а от зла уклоняться. Добро – это верить в Бога, чувствовать себя пред Ним ответственным и располагать каждый свой жизненный шаг так, чтобы он не был противен заповедям Божьим. Зло – не думать о Боге и не бояться ответственности пред Ним, а слепо отдаваться своим влечениям, не разбирая, каковы они. Помните, однако, что как укрепиться в добре, так и избегать зло мы не можем без соответствующей практики, а практика эта должна начинаться с малых опытов и потом постепенно расширяться. Только трудом, только жизненной, практической борьбой мы можем совершенствоваться. Вот у тебя явилось желание полениться, не выучить урок – преодолей это желание, одержи в этом малом деле победу над собой, и ты сделаешь шаг вперед на пути твоего нравственного развития. Или – тебе захотелось сказать дурное, злое слово – удержись, победи себя – и опять ты сделал шаг вперед. Так постепенно, медленно, упорно, шаг за шагом, изучая себя, искореняй в себе зло и приучай себя к добру – и в этом и будет твое жизненное дело, при котором и приобретенные тобой познания послужат на пользу и себе, и другим. Итак, дети, вот предстоящая нам в этом году работа: 1) приобретать познания, 2) укрепляться в различении добра от зла на основе веры и 3) упражняться в добре, начиная с маленьких опытов. Но чтобы иметь успех в этой работе, мы не должны забывать главного условия успеха – молитвы. Мы сами слишком бессильны. Будем просить помощи, просветления ума нашего, укрепления воли нашей у Бога и у Божьей Матери, Которой Чудотворный Горбаневский образ мы ныне видим пред собой, и у нашего Ангела хранителя и у всех святых! По вере нашей и усердию в молитве мы несомненно и будем получать от них помощь. Аминь! Печ. по: Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1907 г. по 1-е октября 1908 г. Год пятый. – Полтава. Электрическая типография Г. И. Маркевича. Панский ряд. 1908. С. 64–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   Возлюбленные христиане! Познаем грех, чтобы от греха уклониться, ибо каждый от познанного зла уклоняется. Знают люди, что яд вредит, и его уклоняются. Знают, что змей жалом своим умерщвляет, и берегутся его. Знают, что разбойники грабят и убивают, и избегают их. Познаем и мы, возлюбленные, грех и происходящее от греха зло, и непре­менно будем от него уклоняться. Ибо грех вредит больше всякого яда, грех ядовитее всякого змея, грех обнажает нас хуже любого разбойника, лишает временных и вечных благ, и убивает тело и душу. Вот плоды горь­кого семени греха.    Грех — гнев, ярость и злоба.    Грех — гордость, высокомерие, надмен­ность, кичливость и презрение ближнего.    Грех — клевета и осуждение.    Грех — срамословие, сквернословие, глу­пые речи, кощунство и всякое гнилое слово.    Грех — ложь, хитрость, лукавство и лице­мерие.    Грех — пьянство, обжорство и всякое не­воздержание.    Грех — воровство, хищение, ограбление, насилие и всякое неправедное присвоение чужого добра.    Грех — прелюбодеяние, любодеяние и всякая нечистота.    Словом, всякое законопреступление есть грех и зло, которое намного вреднее любого зла, причиняющего какой-нибудь вред наше­му телу. Потому что такое зло только тело на­ше повреждает, а грех и тело и душу повреж­дает и умерщвляет.    Грех злее и самого демона, потому что и демона демоном грех сделал грех; он сначала был добрым и светлым ангелом, но грехом повредился и потемнел. Кто греха, как вели­кого зла ныне не познает, и кто его не бере­жется, тот в будущем веке самим опытом и на практике узнает, сколь лютое зло — грех, но это будет уже поздно и бесполезно. Поэтому в нынешнем веке надо это зло познавать и бе­речься от него.    Христе, Свете истинный, просветивый слепыя, просвети и наша сердечная очи, да познаем грех и уклонимся от греха! Начало спасения — познать свое бедствие. Аминь. Слово двадцатое. О подвиге против греха    Всем христианам, которые хотят быть ис­тинными христианами и вечное спасение о Христе Иисусе получить, непременно нужен подвиг против всякого греха, чтобы не позво­лять ему собой обладать. «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повино­ваться ему в похотях его», — говорит апостол христианам (Рим 6:12). Требует этого от хрис­тиан вера их, по слову апостола: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак 2:18). Они долж­ны Бога слушать, в Которого веруют, а не грех, и для Бога жить, а не для греха. Требует того святое Крещение, которым обновились для святой христианской жизни. Требуют обеты, данные при Крещении, которыми обе­щали верой и правдой служить Господу. Тре­бует дело спасения, так как нарушающим за­кон и не хранящим своих обетов, данных при Крещении, святое Крещение бесполезно, как лживым, Богу солгавшим. Рассуждайте об этом, христиане.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010