Так, монг. сýргууль «школа» или дэлгуур »магазин», имеющие в монгольском языке ударение на начальном слоге, произносятся русскими сургýль, дэльгýр. Монгольские слова, содержащие два кратких слога, произносятся русскими с ударением на последнем слоге: монг. дáрга «начальник» → даргá, монг. óрос »русский» → орóс, монг. нхр «товарищ» → нохóр, монг. мóнгол → монгóл и т. п. О том, что перед нами – явление, характерное не только для современного монгольского и русского языков, свидетельствуют, например, такие древние заимствования, как улýс (др.-монг. úlus, совр. монг. улс), тамгá (др.-монг. támaga, совр. монг. тáмга), ясáк (др.-монг. jásag, совр. монг. зáсаг) и др. Правда, далеко не всегда можно определить, проникло ли то или иное слово в русский язык непосредственно из монгольских языков или через какой-нибудь тюркский язык. Однако в любом случае мы наблюдаем, что слова, содержащие два кратких слога, проникают в русский язык с ударением на последнем слоге. Таким образом, следует признать, что установленная еще в древности связь топонима Тюмень с др.-монг. tümen является безукоризненной в фонетическом отношении. В современном монгольском языке до сих пор сохранилось слово тумэн »десять тысяч, тьма, бесчисленное множество»; в современном ойратском языке тмен означает «несметное количество, тьма, множество»; в калмыцком имеется слово tümn »десять тысяч» (Ramstedt 415). В то же время калмыцк. tümnk означает «тюменский» (Ibid.). Поскольку тюркские языки сохранили за корнем tümän иное основное значение (об этом см. ниже), мы вправе считать, что топоним Тюмень проник в русский язык непосредственно из монгольского. В Монгольской империи при Чингис-хане и его преемниках слово tümen означало не только войско в 10 тысяч человек, но и большую племенную группу – туман или тумен (обычный термин в русской исторической литературе). Первоначально это была племенная группа, обязанная доставлять хану войско в 10 тысяч воинов. Позднее это количественное соотношение перестало быть обязательным и термин tümen стал примерно равнозначным термину ulus (Владимирцов 1934: 132, 135–136) (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В распределении сильных и слабых времён и в их выражении греческий распев имеет некоторое сходство с распевом киевским, особенно же в напевах простейших и ускоренных и в обычной певческой практике, когда он принимает характер малых распевов схематического устройства. Поэтому к нему приложимы все те сведения, которые изложены в 1-м выпуске этой книги о киевском распеве (стр. 60–67). В частности, в составе строк греческого распева различаются: 1) один или два главные члена строки с сильным ударением, 2) второстепенная речитативная часть на слабом времени, и 3) части добавочные в строке и вводные. Таким образом, каждая мелодическая строка греческого распева состоит по крайней мере из двух членов: речитатива и последующего за ним оборота с сильным ударением. Во многих же строках бывает два оборота с сильным ударением, разделяемые третьей речитативной частью на слабом времени. В некоторых же строках, сверх того, по требованию количества слогов текста, вставляются и другие малые добавочные или вводные части. Сильное ударение в строках греческого распева выражается или повышением ноты с её растяжением, или одним повышением без растяжения, или наконец, растяжением без повышения. Оно обыкновенно совпадает с господствующим звуком гласа и обозначается особым мелодическим оборотом. Звук сильного ударения, особенно в первом члене строки, иногда усиливается добавочной белой нотой на соседней высшей или низшей его ступени, а в последней члене синкопом, который своей серединой также представляет собой усиление звука на одну ступень выше. Сильное ударение, последующее за речитативом, как и в киевском распеве, также требует перед собой ноты на высшей или низшей, а не на одной с ним ступени. За каждым сильным временем (если оно не совпадает с окончанием строки) следует слабое время для слогов, не имеющих ударение, или же имеющих слабое ударение. Оно ясно обозначается в строке речитативом, состоящим из кратких звуков, по одному на каждый слоге текста. Таким образом, при двух сильных временах в строке возможны в ней и два последующие за ними речитатива, обозначающие времена слабые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Мой пост в фейсбуке с просьбой составить нате-лист правильных ударений собрал полторы сотни комментариев. Подключились, в том числе и лингвисты. Все, что накопилось, выплеснулось на страницы соцсети. Оказалось, что раздражает многое. Список выглядит так: фОльга (устаревший вариант, когда-то был единственным нормативным) дОгмат (этот вариант тоже признан устарелым, современный — «догмАт») коклЮш (литературный вариант, но допустимо и «кОклюш») апострОф (в Большом орфоэпическом словаре есть помета: «апОстроф» не рекомендуется!) по средАм (допустим и вариант «по срЕдам») жалюзИ обеспЕчение (вариант «обеспечЕние» не рекомендуется) кулинАрия (допустимо также «кулинарИя») костюмирОванный (именно этот вариант считается литературным, «костюмИрованный» не рекомендуется) щавЕль предвосхИтить (вариант «предвосхитИть» отмечен в Большом орфоэпическом словаре как неправильный) платО («плАто» неправильно) фетИш (Большой орфоэпический словарь признает этот вариант неправильным и рекомендует делать ударение на первом слоге, тогда как словарь «Русское словесное ударение» М.В.Зарвы дает противоположную рекомендацию: «фетИш» верно, «фЕтиш» — неверно). ломОть (возможен и вариант «лОмоть») тОрты (только так!) граффИти (Большой орфоэпический словарь отмечает вариант «грАффити» как неправильный) вЕчеря («вечЕря» — неверно) мастерскИ (возможен и вариант «мАстерски») мизЕрный (этот вариант уже перешел из разряда основных в разряд допустимых, а основным, на радость многим, стал «мИзерный») рожЕница (допустим и вариант «роженИца») одноврЕменно («одновремЕнно» — равноправный вариант, но в аудиовизуальных СМИ принято говорить именно «одноврЕменно») завИдно (допустим в разговорной речи и вариант «зАвидно») фенОмен (вариант «феномЕн» употреблять не рекомендуется) баловАть Чемпионами стали слова «обеспечение«, «феномен» и «граффити«. А один из пользователей сделал шокирующее общественность признание: «Бесит, что кофе пока еще мужского рода». Все эти откровения обнажают то самое раздвоение, распутье, о котором шла речь в самом начале. С одной стороны, человек изо всех сил хочет соблюсти норму, с другой, на самом-то деле чувствует себя в ней некомфортно. Именно поэтому, кстати, так возмутило участников «Тотального диктанта» ударение в прилагательном «строчнАя», которое, объясняя правила, произносили диктаторы.

http://pravmir.ru/kak-kupit-na-ryinke-sh...

Соловьев Вл. Письма. Т. III. С. 224. 34 Ср.: Введенский Александр. Научная деятельность М. И. Владиславлева. СПб., 1890. 35 Журнал Министерства народного просвещения. 1875, январь. С. 247–271. 36 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 185—186. 37 Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. Т. III (I). Пг., 1921. С. 45. 38 Кавелин К Д. Априорная философия или положительная наука? По поводу диссертации г. В. Соловьева. СПб., 1875. 39 Козлов А. А. Г. Влад. Соловьев как философ//Знание. 1875, январь. С. 1—18; февраль. С. 1—29. 40 См.: Козлов А. А. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного Э. фон Гартмана. Вып. 1—2. М., 1873—1875. 41 Страхов Н. Н. История и критика философии//Журнал Министерства народного просвещения. 1881, январь. 42 Величко В. Л. Указ. соч. С. 25–26. 43 Там же. С. 27—28. 44 С этими материалами можно познакомиться у С. М. Лукьянова. Указ. соч. Т. I. 1916. С. 424, 433. 45 Лукьянов С. М. Указ. соч. Т. III. С. 64. 46 Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 119–121. 47 Для тех, кто не знаком с греческим языком, заметим, что в древнегреческом языке слово «софия» («мудрость», «премудрость») произносилось с ударением на предпоследнем слоге, в то время как современное женское имя Софья произносится с ударением на первом слоге. В современных философских рассуждениях ударение в этом слове необходимо ставить на предпоследнем слоге, по древнегреческому образцу. 48 Лукьянов С. М. Указ. соч. Т. III. С. 136. 49 Лукьянов С. М. Указ. соч. Т. III. С. 136—138. 50 Соловьев Вл. Письма. Т. И. С. 229. 51 Там же. Т. III. С. 5. 52 Там же. Т. I. С. 31. 53 Lirondelle André. Le poète Alexis Tolstoi. L " Homme et l " oeuvre. Paris, 1912. 54 Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1951. С. 78. 55 Выписки С. М. Лукьянова впервые публикуются полностью в настоящем издании. См. Приложение II. 56 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 205. 57 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 98. 58 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 99–100. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

В России завершили работу над словарем ударений, изменения могут встретиться на ЕГЭ 22 февраля, 2024. Новостная служба Издание выйдет в конце 2024 года 22 февраля. ПРАВМИР. Российские лингвисты из Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН завершили работу над созданием Большого словаря ударений, он выйдет в конце 2024 года, пишет «Парламентская газета». В нем зафиксированы самые современные нормы произношения привычных слов, включая вошедшие в обиход недавно («ковид», «веган», «миллениал» и другие). Причем в издании будут отражены не только орфоэпические нормы, закрепленные исключительно в словарях, но и те, которые используют в разговорной речи образованные люди в России. В качестве примера приводится слово «баловать», в котором сейчас будут допустимы два равноценных варианта постановки ударения – как на последнем, так и на первом слоге. Одна из авторов словаря, лингвист Мария Каленчук отметила, что знание норм постановки ударений проверяют в том числе на ЕГЭ. По словам ученого, перед началом работы над словарем они с коллегами-лингвистами в течение нескольких лет проводили массовое обследование звучащей речи «методами социолингвистики с привлечением разных методик». «Поэтому предложенные нами варианты основаны не на принципах «мне так кажется» или «так написано в других словарях» — это для нас не аргумент», — говорит лингвист. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 апреля, 2024 22 апреля, 2024 28 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 25 апреля, 2024 23 апреля, 2024 23 апреля, 2024 22 апреля, 2024 22 апреля, 2024 28 апреля, 2024 27 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-rossii-zavershili-ra...

1455 В IV, 129 Исидор, объясняя монаху Стратигию слова апостола: «всяк грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть, а блудяй, в свое тело согрешает» ( 1Кор.6:18 ), порицает тех, которые считают что слова: «в свое тело» (ες τ σμα) равносильно: «телом» (δι το σματος). Для доказательства своей мысли он предлагает десять способов толкования выражения «ες τ σμα». Слова ап. Павла о Сыне Божием: «перворожден всея твари» ( Кол.1:15 ) преп. Исидор толкует исключительно грамматически. Он говорит: «слово πρωττοκος, если ударение на втором слоге, означает перворожденного, а если на предпоследнем, то первородившего. И это в точности знаете наипаче вы, чтители Омира (письмо адресовано грамматику Офелию), потому что у него первородившая названа «πρωτοτκος». Посему есть основание, лучше сказать, необходимо должно, разуметь, что и здесь богомудрый Павел в таком смысле употребил слово: и не тому, что создан Он первым в твари (да не будет сего!), учит тот, кто называет Его «сиянием славы» и «образом ипостаси» Отчей ( Евр.1:3 ); а напротив того, что Он первородил, то есть, создал тварь, так что, если удержать ударение на третьем слоге, будет он «πρωτογνος» (первородивший), а не «πρωτογενς», (перворожденный), «προτωκτστης» (первоздатель), а не «πρωτκτιστος» (первозданный). Если же слово «рождение» взято здесь вместо слова «тварь», то никто да не дивится сему, потому что и в другом месте говорится: «Бога рождшаго тя оставил еси» —817— ( Втор.32:18 ) и: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго еси» ( Пс.81:6 ). 1456 В 111, 243 преп. Исидор пытается объяснить значение названия жена – «γυν» ( Быт.2:23 ). «Жена, объясняет он, названа так от плодоношения. «Сия наречется жена, то есть плодоносящая, яко от мужа своего взята», который делает ее плодоносящею. Ибо муж, сочетаваясь с девою, делает ее женою, то есть, плодоносящею. Почему и родители называются плодоносящими. А утверждающие, что наименование жены ( γυν) взято от слова τ γυα, т. е. члены, не заслуживают и внимания; потому что, как члену и части противополагается целое и все, так жене муж, то есть земледелателю, сеющему и возделывающему женственную ниву (отчего, думаю, и мужем называется, потому что человек есть имя общее мужу и жене) противополагается земля, засеваемая и делающаяся через то плодоносною».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Больной С. боялся начальников, старался избавить себя от страха таким способом: набирал номера их телефонов до рабочего дня или поздно вечером. Представлял, как в кабинете на просторе стола звонит один из телефонов. Говорил в трубку громко и уверенно. Однажды один начальник, в свою очередь боясь своего начальника, пришел пораньше и ответил С. Что-то сдвинулось в его сознании. Вскоре он потерял свою записную книжку, в которой были номера телефонов многих начальников. С. вообразил, что книжка попала к чекистам, что за ним ведется слежка. Этого хватило для следующей ступени болезни. В отделении он всегда сидит возле столика дежурного медбрата. Смотрит на телефон. Когда телефон звонит, С. вздрагивает и счастливо улыбается. Больные — изобретатели. Это целая когорта, мы легко могли бы сделать первичную организацию БРИЗа. Их идеи заскакивают в дали, которых человечество, по своему безумному устремлению к самоуничтожению, может и не достигнуть. Например: изобретение тепла без дров. К. пишет: «Не надо угля, торфа, нефти, расщепления атома, нужна скорость молекул в воздухе. Доказательство: два вентилятора, дующие один на другой, в середине пластина съема энергии». Идея М. «Перевод часов совершать не дважды в год, а дважды в сутки, то есть утром на час раньше, а вечером на час позже. В сутках становится двадцать шесть часов, увеличивается световой день, продолжительность работы, ее результаты также увеличиваются»… Отложив записки, я вспомнил еще случай, забавный, если б не искалеченная от этого судьба. Один работник планирующих органов в прямом смысле рехнулся от того, что ему открылся настоящий смысл слова «планировать». Произнесение этого слова с ударением на втором слоге, как все произносят, означает планИрование, летание, парение в воздухе без мотора с помощью воздушных потоков. По-настоящему, в применении к хозяйствованию, надо произносить с ударением на последнем слоге — планировАть. Открытие было не из слабых, оказывается, наши планирующие органы десятками лет парили в пустоте.

http://azbyka.ru/fiction/nezakatnyj-svet...

Один напишет с прописных каждое слово, подчеркивая тем самым, что это независимое государство. Другой заключит в кавычки. И никакие прописные буквы употреблять не будет, и тем самым тоже выразит свое отношение. — Что же вы отвечали на этот вопрос? — Мы рекомендовали, в соответствии с общим правилом, первое слово названия писать с большой буквы. Остальные — с маленькой. — Вы упомянули сакраментальный вопрос “на Украине или в Украине”. Я заметила, что, сколько на него ни отвечай, все равно все продолжают ругаться и спорить. Можно как-то так ответить, чтобы этим спорам пришел конец? — Я думаю, это невозможно. Мы отвечаем постоянно, на протяжении всех 15 лет существования портала, на этот вопрос . И его все равно продолжают задавать! Мы отвечаем, что правильно «на Украине», это соответствует нормам русского языка. При этом мы прекрасно знаем, что на территории самой Украины используется вариант «в Украине» для того, чтобы никого не обидеть. — Одно время мне казалось, что и в России вариант “в Украине” победит… — Был такой период, но сейчас я заметил обратное. В СМИ стали подчеркнуто употреблять предлог “на”. Он обрел популярность даже среди тех, кто раньше говорил «в». — А о чем еще актуальном спрашивали? Эболой интересовались? — Да, конечно. И про «Эболу-эбОлу» тоже было очень много вопросов, спрашивали как ее произносить. В нормативных словарях этого названия нет (есть фиксация только в Большом Энциклопедическом словаре медицинских терминов), так что мы можем дать только рекомендацию. Мы советуем выбирать ударение на втором слоге — ЭбОла. Еще в начале года были вопросы, связанные со спортивной тематикой, с названиями олимпийских дисциплин, ударением в фамилиях спортсменов. Какие-то вопросы мы сами старались предупреждать, старались рассказывать о видах спорта, сделали такой небольшой проект «Олимпийский словарь», в котором рассказывали о том, как они называются, откуда происходят названия, как называть спортсмена, как образовать прилагательное. И вот там очень интересные вещи вскрывались. Мы увидели, как изменилось ударение в словах “бобслей” и “скелетон”, например. Эти слова были заимствованы с ударением на первом слоге. А потом оно перешло на последний.

http://pravmir.ru/grammar-natsi-zhivut-p...

Домашнее задание на 12.11.2015 1. Знать, что такое - метафора, фольклор, потешка, пестушка, загадка.  2. Сочинить загадку.  3. Привести пример пестушки и потешки, которую слышали дома. Домашнее задание на 11.11.2015 Написать на отдельном листочке 5 загадок без ответов. Домашнее задание на 09.11.2015 1. Дополнить таблицу " Лицейские годы Пушкина " . Быть готовым к проверочной работе.  2. Учить наизусть отрывок из поэмы " Евгений Онегин " 8 rлaba.I. В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни, в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться Муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: Муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. II. И свет ее с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил.     Домашнее задание на 04.11.2015 Выписать в тетрадь из стихотворения " 19 октября 1825 года " А.С.Пушкина имена лицейских друзей.  Домашнее задание на 03.11.2015 1.  Выписать в тетрадь три примера стихотворений, написанных ямбом и  три примера стихотворений, написанных хореем. Ямб - стихотворный размер с ударением на втором слоге. Хорей -  стихотворный  размер с ударением на первом слоге в стопе.  2.  Выписать в тетрадь по одному примеру парной, перекрестной и опоясывающей рифмы. 3. Учить наизусть два отрывка из стихотворения А.С. Пушкина " 19 октября 1825 " Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Но так как остров показался необычным, он также основал деревню вблизи подходящий бухты и населил бедняками с противоположного берега. Отсюда берет начало заселения и других необитаемых островов. Своими подвигами он приобрел репутацию в глазах людей настолько великую, что все мы, даже в наше время, называем море в тех местах, которое является безграничным, Эритрейским. Итак, в этом состоит различие в объяснениях происхождения названия так называемого «Эритрейского моря» (ρυθρα θαλατταν) от весьма отличного, которое называет море «Красным» (Θαλατταν ερυθραν): на самом деле, первое название выделяет человека, который подчинил это море, другое подчеркивает красный цвет природы, о чем мы говорили. Но автор уточняет, что объяснение названия моря от цвета является ложным (потому что море не красное), тогда как другое, которое обращается к тому, кто господствовал, истинное, насколько персидский вариант надежен. (6) Автор также не считает достойным доверия объяснения, все же сообщаемого многими, в котором персы получили свое название от одного из потомков Персея: в самом деле, они не называют себя Περσα, с ударением на предпоследнем слоге, но Περσαι, с диакритическим ударением на последнем слоге. (7) Рассматривая кратко лживую природу рассказов о Персее среди множества других рассуждений, прибавим кроме того это. В ролях, что исполняются на трагических представлениях, Персей совершает свои действия с маской на лице и с серпом в руке, и даже вдобавок он может давать актеру и хору задание решать в мифе элементы противоречия, что более соответствует роли богов. Мы кратко рассмотрим основные принципы этих элементов. Были кентавры, Герион, циклопы, Хрис, Цирцея, Калипсо, Минотавр, Сцилла, Химера, Пегас, лестригоны, Цербер, морской Главк, Атлант, Протей, Нерей, нереиды, дети Алоя, которые выросли в девять саженей в высоту и девять локтей в ширину. По Гесиоду они сперва увидели рождение Золотого Века, затем Серебряного, и, наконец, Бронзового. Тогда же появились лошади, которые беседовали с Ахилом о будущих событиях; Сфинкс, предлагающая загадки сынам Фив; сирены, чья песнь губила тех, кто их слушал; Ниоба и Полидект, которые из страха обратились в камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010