496 Заметим, что это-то нарочитое приготовление мира для Спасителя, без сомнения, придавало особенную ценность приношению сей жены и в глазах учеников, так как о Марии, сестре Лазаря, они слышали от самого Спасителя, что она сберегла миро ( Ин. 12:7 ), быть может от погребения брата – «с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи“ (19:40)! 497 Можно еще находить разность и в самом образе помазания: одна жена, по свидетельству евангелистов Матфея (26:6) и Марка (14:3), помазала только главу Спасителя, а другая, по свидетельству евангелиста Иоанна (12:3), – только ноги Его. Но ни в том, ни в другом свидетельстве не выражается, чтобы помазание главы не допускало помазания ног, и наоборот. В этом мы совершенно согласны и с западными толкователями св. Писания (S.Script. curs. compl. in Matth. 26, 6., t. XXI, pag. 1100), хотя и не можем согласиться, чтобы по этому самому нужно было думать, что и у первых двух евангелистов, и у последнего – говорится об одном и том же помазании. Скажем только, что жене, помазавшей миром главу Спасителя, естественно было, в избытке усердия, помазать и ноги Его, тем более, если и прежде она это делала (Лука 7:38). Так и представляют нам ее помазание и св. Златоуст, – который говорит (бес. на еванг. Матф. 80, 1 ., ч. III, стр. 375), что она «принесла к ногам Христовым главу свою , и т.п., – и церковные песнопения в св. и Великую Среду, где постоянно указывается на то, что она помазала ноги Христовы, а иногда упоминается о помазании вместе и главы и ног: «изливающи жена миро чистое, Владычню и божественному и страшному верху, Христе, – следов Твоих пречистых коснуся, оскверненыма дланьма. (В. ср. на утр., трипесн. п, 8, тр. 1). А что и Мария помазала не только ноги, но и главу Христову, это можно видеть из того, что помазание головы гостю было в обычае ( Лк. 7:46 ), и в настоящем случае само собой предполагается. 498 «Как же, – замечает св. Златоуст, – другой Евангелист говорит, что так сказали все ученики ( Мф. 26:8 )? Правда, – ответствует на этот вопрос святитель: – и все (говорили это), и он; но другие (говорили) не по тому же побуждению . (Св. Злат., бес. на еванг. Иоанна 65, 2 ., ч. II, стр. 410). Тоже сравнение делает и блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в толковании на еванг. Марка гл. 14, ст. 4: «Бяху же неции негодующе, замечает Евангелист. А Иоанн говорит, что негодовал Иуда ( Ин. 12:4,5 ). Можно думать, что и другие Апостолы упрекали жену, так как постоянно слышали от Христа о милостыне. Но Иуда негодовал на жену не с той мыслью, как прочие, а по сребролюбию, ради гнусной корысти. По этой причине Иоанн и упоминает о нем одном, как о поносившем с лукавым намерением . (бл. Феофил., арх. Болг., Благовестн., ч. 2, стр. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ектении и пр. Многолетие. После отпуста утрени и многолетия, по Типикону, полагаются: пение Слава, и ныне, и стихиры по выбору предстоятеля, а когда пред славословием великим не пета стихира евангельская (так, напр., в предпразднство Рождества Христова, Типик, л. 131), то – Слава, и ныне и стихиры евангельской; при пении же стихиры выход в притвор, произношение Оглашения Студитова, пение тропаря Феодора: Православия наставниче, и, наконец, чтение 1-го часа, оканчивающегося малым отпустом 188 . О тропарях и кондаках на часах чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 40). Тропарь воскресный. На 1 и 6. Тропарь воскресный. Слава – Образа. Слава – Обновления. По Отче наш – По Отче наш – кондак Воскресный. Кондак воскресный и Обновления попеременно. На 3 и 9. Тропарь – воскресный. Слава – праздника. Кондак Образа. Литургия Златоустого Об изменяемых частях литургии чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 41, 42, 44 и 45). Блаженна воскресна гласа на 6 и из канона Обновления песнь 3 на 4. Блаженна гласа на 4, из канона праздника песнь 1 на 4 и Образа песнь 6 на 4. Во дни попразднства двунадесятых праздников, на основании указаний Типик., 8 сент., л. 49, вместо Достойно – ирмос 9 песни канона. По входе – По входе – Тропарь воскресный. Тропарь воскресный. » Обновления. » Образа. » Креста: » праздника. Кондак воскресный. Кондак воскресный. Слава, и ныне – Обновления. Слава – Образа. И ныне – праздника Прокимен и аллилуиарий с начала недели пред Воздвижением, потом Обновления; апостол и евангелие прежде недели пред Воздвижением, потом рядовые под зачало и, наконец, Обновления. Прокимен, апостол, аллилуиарий, евангелие и причастен сначала воскресные, потом Образа. Причастен: Хвалите Господа с не бес... и Обновления. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Иногда вместе со службою воскресного дня и отдания праздника совмещаётся служба святого; так, 25 ноября, в отдание Входа во храм пр. Богородицы, в воскресный день поется служба Клименту, папе римскому; но большею частью совместно отправляются службы только воскресная и отдания (чит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Наконец, постясь телесно, христиане первенствующей церкви постились, вместе с тем, и духовно, т. е. воздерживались от страстей и совершали дела любви и милосердия. Помощь бедным и несчастным, посещение больных и заключенных в темницах, примирение враждующих, чтение слова Божия, рассматривание своей жизни, неусыпная молитва и всенощные бдения, – вот те дела, которыми они обыкновенно упражняли свою душу во все время великого поста. (Сост. по «Воскресн. чт.» 1886 г, 10). г) Свидетельства св. отцов и учителей церкви о св. четыредесятнице. I. Св. Кирилл в огласятельном слове своем говорит: «столько лет провел ты в напрасных трудах для мира и сорок ли дней не посвятишь молитве на пользу души своей? Тебе довольно на это времени: сорок дней имеешь для покаяния». (Предогласит. слово). II. «Для чего мы постимся 40 дней?» спрашивает св. Златоуст и отвечает: «многие прежде приступали к тайнам просто и как случилось. Отцы, видя вред, происходящий от такой небрежности, собравшись назначили 40 дней для поста, чтобы все мы, тщательно очистившись в сии дни молитвами, милостынею, постом, бдением, слезами, исповеданием грехов и другими добрыми делами могли по силе своей с чистою совестию приступить в причащению». (26 беседа. 820). III. Блаж. Иероним говорит: «мы готовимся к таинству Господню сорокодневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постялся за наши беззакония». (Бес. о четыредес.). IV. Св. Амвросий медиоланский говорит: «желая быть христианином, поступай также, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди яе после сего: какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился»? (Sermo XXV). 3 . Петров пост Петров пост установлен в честь и память святых верховных апостолов Петра и Павла, пред их праздником 29 июня, и всего собора 12 апостолов, пред их праздником 30 июня. Св. апостолы преводали нам учение Христово и ввели нас в церковь Христову; терпели, проповедуя евангелие, безчисленные беды и труды и почти все за проповедь свою вкусили смерть: кто был усечен из них мечем, кто распят на кресте, кто сожжен огнем. Благодарно ли будет, если мы ни чем не почтим память таких великих наших благодетелей? А чем не почтить их поты, кровь, слезы и скорби всего приличнее, как не св. постом? Во время этого поста устав церкви предписывает еженедельно по понедельникам, средан и пяткам воздерживаться от рыбы, вина и елея; и ясти в 9-й (12) час после вечерни сухоядение; в прочие же дни только от рыбы; во дни же памяти какого-либо великого святого или храмового праздника, совершаемых в Петров пост, равно и в субботы и воскресенья сего поста, разрешается и на рыбу. (Церковный устав, гл. 51). 4. Успенский пост

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Те же, которые не имеют отношения к детям, должны обратить внимание на самих себя, и если они сознают, что в их собственном воспитании была сделана та роко­вая ошибка, что они возросли не согретые теплотою веры и любви к Богу, то им следует напрячь все силы, употребить все средства, чтобы пополнить свой недостаток. Иначе они явятся пред очами Господа в самом жалком виде, и Он может сказать им те же безотрадные слова, которые изрек подобным людям в Своем Божественном Откровении: ты говоришь, я ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок.3:17). Библиографический указатель к Обрезанию и Сретению Господню (Лк.2:21—38)     Толкования святоотеческие    1. Мысли отцов и учителей Церкви об обрезании. «Воскресное чтение», 1824.    2. Св.Афанасий Александр, из толкования на Ев. от Луки (2:22—24:29). Тв.св.Аф.Алекс. ч.4.498—501. «Творения свв.отцов», 1822.    3. Прп.Исидор Пелусиот на слова: Всяк младенец мужеского пола, разверзая ложесна (Лк.2:23), против феопасхитов и утверждающих, что во Христе одно естество. Ч.1. 16—17. «Творения свв.отцов», т.34.     Новейшие толкования в духовных журналах    4. Изъяснение ст.21:2 гл. Лк. «Воскресное чтение», 1818.    5. Величие святейшего имени Иисус (Лк.2:21) (с английского). «Воскресное чте­ние», 1874.    6. Обрезание Господне, принесение во храм и пророчества Симеона и Анны. «Вос­кресное чтение», 1831.    7. Орловский. Евангельское чтение в день Сретения Господня. «Воскресное чте­ние», 1831.    8. Сретение Господне. «Воскресное чтение», 1879.    9. Мысли при чтении повествования о принесении Иисуса Христа во храм и о сретении Его Симеоном Богоприимцем и Анною пророчицей (Лк.2:22—40). «Хрис­тианское чтение», 1846.    10.      День Сретения Господня (размышл.). Стран., 1878.    11. О свв.Симеоне и Анне (Лк.2:25—38). «Воскресное чтение», 1809.    12.      Св. и праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица. «Воскресное чте­ние», 1880.    13.      Симеон Богоприимец — совершенный израильтянин (Лк.2:25—35). «Воскрес­ное чтение», 1808.    14.      Ф.Смирнов. Симеон Богоприимец и Анна пророчица. «Воскресное чтение», 1882.    15.      Изъяснение (Лк.2:29—32) в беседе на Сретение. «Христианское чтение», 1849.    16.      Изъяснение на то же место. «Воскресное чтение», 1802, 1807, 1812.    17.      Христос — свет для сокровенных душ человеческих (Лк.2:34—35). «Православ­ный собеседник», 1861.18) Изъяснение на то же место. «Воскресное чтение», 1807.    18.      Иисус Христос — знамение пререкаемое (Лк.2:34). Протоиерей Зефиров. «До­машняя беседа», 1874.    19.      Анна (Лк.2:36—38). Б.п.сл. «Воскресное чтение», 1874.    20.     Благодать (Лк.2:40). Б.п.сл. Там же.     В Словах и Беседах    21.      Ст.21. Иннокентий, архиеп.Херсонский, Бес. об обрезании Господнем. 1:199—204.    22.     Илиодор, архиеп.Курский. Об обрезании духовном — христианском. 50—54.    23.     Ст.22—23 и дал. Иннокентий, архиеп.Херсонский. Беседа на сретение Господне. 1:279—286.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3648...

Чем же сие доказывается? Тем, что умерли все жившие до закона» (И. Златоуст, Беседы на посл. к Римлянам. Бес. X, стр. 206. Москва. 1855. Сходно – бл. Феофилакт. – Еп. Феофан, Толк. первых 8 гл. посл. к Римл., стр. 312). Из толкования Иоанна Златоуста ясно видно, что смерть предполагает юридически подобное прародительскому, личное преступление положительного закона или заповеди; если же его не могло быть во весь дозаконный период, – а смерть всё же господствовала, – то ясно, что в основе такого всеобщего господства смерти лежало личное преступление одного, вменяемое всем. «И до закона на смерть некоторые осуждались, как допотопные, содомляне, египтяне; но это было не первоначальное, не неточное присуждение смерти, а только ускорение срока смерти, уже присуждённой всем» (Еп. Феофан, стр. 313). 148 «Многие» (о πολλο) то же, что «все» (πντες). Все потомки Адама составляють из себя множество, в противоположении их Одному (ες), ибо «possunt aliqua esse omnia, quae non sunt multa» (бл. Августин). Эти все – очень многи по числу (против пелагиан, защищающих ограниченный смысл слова «все»). 150 Чрез одного человека, Адама появился, начался в человеческом мире грех, вызвавши духовную смерть. Смерть перешла во всех, потому что (что то же – поскольку) все лично согрешили, т. е. перешла во всех грешников. «Все», т. е. большинство, масса, многие или множество грешников, в противоположность немногим праведникам, которые из понятия «все» (согрешили) исключаются, как и младенцы, те, которые грешат по примеру Адама или подобно ему (лично), все духовно умирают, Адам – первый грешник, а не причина греховности других. 151 Гольстен, Zum Evangelium des Paulus und des Petrus. 1868, 403 ff. Баур, Vorlesungen über Neutest. Theologie. 1864, 138; Людеман, Die Antropologie des Apost. Paulus. 1872, 80 ff; Сабатье, L’apotre Paul. 1881, 264; Rüetschi, Op. cit. 23 ff; Брюстон, Le parallele entre Adam et Iesus Christus. «Revue de Theologie et de Philosophie». 1894, 40 f; Гольцман, Neutest. Theologie. 1897, 38 ff. 152 Сабатье, L’origine du pêché dans le systeme theologique de Paul. «Revue de l’histoire des religions». 1887, p. 6–9. 159 «Как Адам для своих потомков, хотя они и не ели древесного плода, соделался причиною смерти, введённой в мир Адамовым ядением, так и Христос для верующих в Него, хотя они и не имели праведных дел, соделался виновником праведности, которую даровал нам всем чрез крест» (И. Златоуст, Беседы на посл. к Римл. Москва. 1839, стр. 207). 160 Ср. Глубоковский, Учение св. ап. Павла о грехе, искуплении и оправдании («Христ. Чтение». 1898, кн. 4, стр. 478). 162 Клемен, Op. cit., I, 39. 56; ср. толкования Де-Ветте, Эвальда, Фриче, Баура, приведённые у Мейера, – Krit. – exeg. Handbuch über den Brief an die Römer, 212. 163 Брюстон, La parallele entre Adam et Iesus Christus. «Revue de Theologie et de Philosophie». 1894, 26. 37–40.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

38. См. выше, стр. 100 и д. 39. В зависимости должно быть от того, сидели ли священнослужители на горнем месте или в средней части храма. Дмитриевский А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X b. Каз. 1894, стро. 319. Мансветов И. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в гречи рус. церкви. М. 1885, стр. 154. 40. Ср. Апостольские Постановления VIII, 6 о литургии: «на каждое из возглашений диакона народ пусть говорит: «Господи помилуй» и прежде всех отроки (παιδα)». 41. Если можно перевести (с Красносельцевым) «встав», то это более отвечало бы древнему обычаю при всех молитвах священнослужителей стоять на коленях, откуда обычный возглас диакона на ектении: «возставше», «возстави Господи»: Апостольские Постановления VIII, 6. 8. 10. 36. 37; ср. Завещ. 1, 35. См. выше, стр. 90. 42. Паломн. §24. 43. Рукопись Моск. Синод. библ. ЧШМ в.л. 47 об. и мн. др. 44. Паломн. § 24. 45. Паломн. § 25. 46. Паломн. § 24: на воскресную утреню, «до пения петухов собирается все множество народа, какое может быть в этом месте, как бы в Пасху». «Когда начинается чтение Евангелия все поднимают такой крик и стон, проливается столько слез, что даже самый бесчувственный человек не может не быть тронут до слез, припоминая, что Господь претерпел за нас столько страданий». 47. Злат. На пс. 140. 48. Злат. На 1 Тим. бес. 6. 49. Подобное постановление делают испанские Соборы в Tarragona 516 г. Пр. 7 и в Barcelona 540 г. Пр. 2. 50. Пс. 5, 3. 4. 51. Пс. 50, 12–14. 52. Пс. 54, 18. 53. Деян. 3, 1. 54. Пс. 4, 5. 55. Деян. 16, 25. 56. Пс. 118, 62. 57. Пс. 118, 148. Васил. В. Правила пространные, вопр. 37. 58. Кассиан. Об уст кинов. III, 4. 6. 59. Кассиан. Об установлении киновий. III, 6. 60. Кассиан. Об установлении киновий. III, 4. 61. Васил. В. Пис. к неокес. клир. 63, по друг. 207. 62. Типик., понед. 1 седм. Великого поста. 63. Кассиан, Об установлении киновий. III, 8. 64. Кассиан, Об установлении киновий. III, 9. 65. По переводу еп. Феофана: «один за другим попеременно отвечают на достающийся стих» (Древние иноческое уставы, М. 1892, стр. 532).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

38. См. выше, стр. 100 и д. 39. В зависимости должно быть от того, сидели ли священнослужители на горнем месте или в средней части храма. Дмитриевский А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X b. Каз. 1894, стро. 319. Мансветов И. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в гречи рус. церкви. М. 1885, стр. 154. 40. Ср. Апостольские Постановления VIII, 6 о литургии: «на каждое из возглашений диакона народ пусть говорит: «Господи помилуй» и прежде всех отроки (παιδα)». 41. Если можно перевести (с Красносельцевым) «встав», то это более отвечало бы древнему обычаю при всех молитвах священнослужителей стоять на коленях, откуда обычный возглас диакона на ектении: «возставше», «возстави Господи»: Апостольские Постановления VIII, 6. 8. 10. 36. 37; ср. Завещ. 1, 35. См. выше, стр. 90. 42. Паломн. §24. 43. Рукопись Моск. Синод. библ. ЧШМ в.л. 47 об. и мн. др. 44. Паломн. § 24. 45. Паломн. § 25. 46. Паломн. § 24: на воскресную утреню, «до пения петухов собирается все множество народа, какое может быть в этом месте, как бы в Пасху». «Когда начинается чтение Евангелия все поднимают такой крик и стон, проливается столько слез, что даже самый бесчувственный человек не может не быть тронут до слез, припоминая, что Господь претерпел за нас столько страданий». 47.  Злат. На пс. 140. 48.  Злат. На 1 Тим. бес. 6. 49. Подобное постановление делают испанские Соборы в Tarragona 516 г. Пр. 7 и в Barcelona 540 г. Пр. 2. 50. Пс. 5, 3. 4. 51. Пс. 50, 12–14. 52. Пс. 54, 18. 53. Деян. 3, 1. 54. Пс. 4, 5. 55. Деян. 16, 25. 56. Пс. 118, 62. 57. Пс. 118, 148. Васил. В. Правила пространные, вопр. 37. 58.  Кассиан. Об уст кинов. III, 4. 6. 59.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 6. 60.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 4. 61.  Васил. В. Пис. к неокес. клир. 63, по друг. 207. 62. Типик., понед. 1 седм. Великого поста. 63.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 8. 64.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 9. 65. По переводу еп. Феофана: «один за другим попеременно отвечают на достающийся стих» (Древние иноческое уставы, М. 1892, стр. 532).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

е. ни дня, ни ночи; и начал даже говорить об этом, но в это самое мгновение оторвался кусок утеса сверху над дорогой, низвергаясь с большим грохотом, пронесся между святым и Феофаном и покатился под дорогу. Святой же сказал ему: «Сие есть во исполнение желания твоего (т. е. в ответ на вопрос твой, где найти место, не видящее света солнечного). Пойди, посмотри, где остановился камень; там одна ветвь малины; подними ветвь, взойди внутрь пещеры, рассмотри и узришь искомое место. 168 Посем же да примешь, как тебе было наказано; (в предыдущем явлении Феофану было повелено святым в Вербную неделю, первого апреля принять схиму). Однако, по вступлении в отеческие объятия, т. е. по принятии схимы, до 40 дней и трех недель пребудешь (досл.: установишь) в мирном состоянии; после же праздника Святыя Троицы, в среду, ночью во время сна, в четвертом часу с половиной схватит тебя возобновление страдания твоего, страшно и жалостно будешь ты преследуем им до 40 дня безпрерывно, согласно апостолу: “Предадим его сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господень” ( 1Кор.4:5 ). Это за то, что ты сделался преступником обета, данного тобою пред преподобным отцом нашим Нилом. Держи это знамение: если по 41 дне нос твой будет исполнен кровью, воздай Богу славу и прославь Его, что принял Он ходатайственную нашу просьбу. Выслушай и сие: да не погребется по смерти твоей тело твое в усыпальнице, чтобы не осквернилась могила отцов, говорим, отеческая усыпальница». Феофан же сказал святому: «Что ты говоришь такое? Святой сказал мне, что никогда больше бес не будет тебя мучить (досл.: искушать)». Святой же отвечал: «Сие возобновление беснования не есть подобно прежнему, но это чуждо — посетительное битье (т.е. беснованье) — за преступление заповедей. Старое было прерывающимся днем и ночью, это же беспрерывно тебя будет преследовать, поражая страшно, неистово и ужасно. Старое весило — жизнь (т. е. вес прежнего страдания не превышал сил человеческих), было терпимо, и ты жил с ним; сие же весит смертоносное смерти, т.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

684 Так, в описании мученической кончины св. Игнатия сообщается, что «оставшиеся от его тела только твердейшие части были отвезены в Антиохию и положены в полотно, как неоцененное сокровище, по благодати, обитающей в мученике, оставленное святой церкви”. Жители на пути лежащих городов, «начиная от Рима, преемственно принимали тогда и несли на раменах своих до здешнего города (т. е. Антиохии) его останки, восхваляя увенчанного победителя” (Злат. Похв сл. св Игнатию, 5). Ныне св. мощи Игнатия находятся в Климентовской церкви в Риме. Христиане смирнские, извещая о кончине священномученика Поликарпа, говорили о себе: «мы собрали кости его – сокровище драгоценнейшее дорогих камней и золота, и положили их там, где следовало. Туда, как только будет можно, мы будем собираться и с радостью провождать день его мученического рождения” (Евсев. Ц. ист. V, 15). В актах о мученической кончине св. Киприана карфагенского рассказывается, что когда палач готовился отсечь голову святителя, многие из христиан постилали платки и полотенца, чтобы сберечь для себя кровь священномученика. Мощи его ныне почивают в монастыре св. Корнелия, в Компьене, во Франции. См. «Жизнеописание” св. Киприана при изд. его твор. в руск. пер. I ч. 75 стр. Изд. 1891 г. 688 Art. Smalc. р. II, II, 15 et 22; Catech. Major, p. I, praec. III, 91. Подлинными останками святых, рассуждают протестанты, не должно пренебрегать, не должно и осмеивать их, как позволяют себе делать это разные сектанты, а надобно сохранять их, как потому, что они суть останки людей, так особенно потому, что они суть останки христиан, и притом совершеннейших, память которых заслуживает благоговения, но не должно лишь воздавать им религиозного почитания. См. у Иннокентия архим. Облич. Бог. IV т. 4 стр. 690 Известны открытые уже во времена христианские мощи пророков: Исаии, Иеремии, Елисея, Авдия, Захарии. См. Полный Месяцеслов Востока, арх. Сергия,. II т. Заметки февр. 8, мая 1 и 9 и июня 14. 691 «Какая тому причина», спрашивает св. Златоуст, «что Моисею после бесчисленных трудов и бедствий, после 40-летних попечений о народе, возбранен был вход в обетованную землю? Та, что допущение Моисея в эту землю не только не принесло бы пользы, но произвело бы большой вред, и для многих иудеев послужило бы соблазном. Если они за одно избавление из Египта, оставивши Бога, стали искать всего в Моисее и ему все приписывать, то до какого бы нечестия не дошли они, когда бы увидели, что он ввел их в землю обетованную? (На Мф. Бес V. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

18 Т. е. различие между первыми Евангелиями и Евангелием Иоанна представляется такое же, какое находится между Св. Историей и христианскою 19 догматикою. Общего между ними то, что как Св. История представляет догматы веры в событиях, так наоборот христианская догматика события царства Христова заключает в положения или члены веры. Напр. родословие И. Христа, историю его младенчества, молитву Гефсиманскую. 21 Напр.: 1, 16–18; 2, 9. 17. 21. 22; 3, 16 –21. 24. 35. 36; 4, 45; 6, 71; 7, 39; 12, 32–34; 18, 15; 21, 18 след. 22. 23. 22 Что первое соборное послание Иоанна собственно не есть послание, назначенное для каких-либо частных лиц и церквей, но есть нарочитое правило деятельности христианской, составленное, подобно Евангелию, в руководство для вселенской церкви, об этом можно с вероятностью заключать из того, что оно не имеет при себе написания, какое свойственно посланиям, и какого не забывал употреблять и Иоанн. См. 2Ин.1:1–3 ; 3Ин.1:1,2 . Апок.1:4–6 . 27 Гл. 3, 15; 6, 29. 35. 40. 47; 7, 37. 38; 8, 24. 46; 9. 35; 10, 38, 11, 25, 26. 42; 12, 36. 46; 14, 1. 6. 11; 16, 9; 17, 21; 20, 29. 58 Златоуст во 2 Бес. на Иоанна: «Желая научить, что Тот, о Ком он беседует, есть Единородный Сын Божий, (Евангелист), дабы не проложить пути мнению о страстном рождении, предупреждает сие самым наименованием Слова, показывая, что и рождается от Отца Сын, и бесстрастно. «Это и вообще нужно для простого народа, который часто самые священные вещи – представляет под грубыми символами, но тем более необходимо было в те времена, когда языческая плотская феогония была предметом веры почти во всем мире. 59 Спрашивают: откуда Иоанн заимствовал наименование Слова? из древних ли св. книг Иудейских (напр. Пс. 32, 6 . Прем. Сол. 9, 1. 2 Сирах. гл. 24 сн. Притч. гл. 8), или занял его y последователей Платона? Кажется, не заимствовал ни от тех, ни от других. Он прочел это, дотоле никому неизвестное имя на Верном и Истинном, когда на Патмосе принимал откровение о будущей судьбе церкви. См. Апок.19:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010