Pro defensione trium, capitum, X, 2: Migne, PL., t. 67, col. 771; H . Kihn, Theodor von Mopsuestia und Junilius Africanus, als Exegeten. Freiburg im Br. 1880, S. 40. 776 К. Burger в Herzog – Hauck Realencyklopädie 3, Bd. XII, S. 319. Wetzer und Welte’s Kirchenlexicon, Bd. VIII, S. 822 777 К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des ostr ö mischen Reiches. 2 Aufl. München 1897, S. 162; Ed. Norden, Die antike Kunstprosa vom VI Jahrhundert v. Chr. bis in die Zeit der Renaissance. 2-er Band. Leipzig 1898, S. 544 ff. 780 Ср. бес. 1 , гл. 9: Migne , PGr., t. 65, col. 688; бес. 5, гл. 2: Migne, PGr, t. 65, col. 712; бес. 6, гл. 8: Migne, PGr., t. 65, col. 665 sq. (беседа между Иосифом и Девой Марией). 781 Vine. Riccardus в Procli homiliae XX, Romae 1630: observ. in hom. VI. Cp. Gallandi, Biblioth. vel. patrum, III, p. 28 782 Leo Allatius, Diatriba de Theodoris et eorum scriptis, у Migne, PGr. , t. 10, col. 1202 sq. V. Rysseel, Gregorius Thaumaturgus , S. 37. Ad. Harnack, Gesch. d. altchr. Litteratur, I, 430–431. Разбор этого рода попыток, не чуждый пристрастия в пользу собственной теории, см. у J. Draeseke в статье: Über die dem Gregorios Thaumaturgos zugeschriebenen vier Homilien und den Χριστς πσχων, напечатанной в Jahrbücher für protestantische Theologie, X (1884), S. 669–670. 783 В статье, названной в предыдущем примечании. Разбор этой теории И. Дрэзеке см. у проф. А.А. Спасского, Историч. судьба сочин. Аполлинария Лаод, стр. 170–180. 786 Беседа на Богоявление, приписываемая св. Григорию Чудотворцу , в общем построении имеет сходство с беседой на Богоявление св. Ипполита Римского (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Hippolytus. I, 2, S. 257–263); но подлинность последней справедливо оспаривается. Н. Achelis, Hippolytstudien (в Texte und Untersuchungen, 16, 4), Leipzig 1897, S. 198, Ad. Harnack, Gesch. d. altchristl. Litterat. B. I, S. 621. P. Batiffol, Hippolytea в «Revue Biblique» VII (1898), p. 119–121, и Sermons de Nestorius в том же журнале , IX (1900), 341–344. Но ср. «Творения св. Ипполита, епископа Римского» в русском переводе, вып. 2, Казань 1899, стр. 120–122, а также F. Höfler, ππολτου ες για θεοφνεια. M ü nchen 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

е) Милостыня покрывает множество грехов и приобретает нам Царство Небесное. «Бедные, – говорит св. Иоанн Златоуст , – врачи наших душ, благодетели и заступники, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь; даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Господом» (3 бес. на сл.: «имуще той же дух»). «Ты даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; ты избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божия. Это некоторая мена и торговля, приносящая прибыток гораздо больше расхода и значительную выгоду. Расход состоит в деньгах, а прибыток не в деньгах только, но и в отпущении грехов, в дерзновении пред Богом, в Царстве Небесном и в наслаждении благами, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор.2:9 ). (1 б. на сл.: «имуще той же дух»). «Нет греха, которого бы не могла истребить милостыня; все грехи ниже ее; она есть врачевство, пригодное ко всякой ране. Что хуже мытаря! Он способен на всякое нечестие, но и это нечестие Закхей очистил милостыней» (25 бес. на Деян.). «Не так врач, простирая руку и прилагая железо, очищает гнилые раны, как нищий, протягивая руку и получая милостыню, взглаждает греховные струпы язв; и что особенно удивительно, он без боли и страдания совершает свое превосходное врачевание» (30 бес. на 1 посл. к кор.). «Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы Ангелов, и лики Архангелов, и все вышние силы и предстает самому Престолу Царскому. Научись этому из самого Писания, которое говорит: «Корнилие... молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша пред Бога» ( Деян.10:4 ). А слова «пред Бога» – значат вот что: хотя у тебя много грехов, но как милостыня – защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее; она требует долга, держит у себя в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа: «кто сотворил, – говорит Он, – единому сих меньших, тот Мне сотворил» ( Мф.25:40 ). Таким образом, сколько бы ни было у тебя грехов, твоя милостыня превышает все» (3 бесед. о покаянии).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»:    Тканями. См., например: «Преславный же Девгений ...взя с собою драгоценныя порты и коня своего с звончатыми гусли и сяде на борзой свой фарь, и поеде с войском своим ко Стратигу царю» и др. (Девгениево деяние/Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981; Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: В 6 вып. Сост. В.Л. Виноградова. М.-Л., 1965—1984. Вып. 1. А-Г. М.-Л., 1965. С. 60—61).    Великий канон, на 9-й песни тропарь 4-й.    В Последовании погребения мирских человек стихира самогласна, глас 4.    Великий канон, на 4-й песни тропарь 2-й.    В четверток первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами.    Макарий Египетский, 2, 3, 7; Антоний Великий, 22; 52/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 15, 20.    «Страсти не наши, но чужие» (Макарий Египетский, 40, 1, 5).    «Благочестивые — над всем владыки... слабые и грешники — всего рабы» (Макарий Египетский, 45, 1, 4).    Макарий Египетский, 63, 3, 5.    В Последовании ко Святому Причащению молитва «Вечери Твоея тайныя».    Молитва перед Святым Причащением «Да не в суд или во осуждение».    Последование погребения мирских человек, на стихирах подобных Слава, глас б.    Бесами названы в церковнославянском переводе греческие δαιμονια, латинские daemonia. Зигабен (на данное место Псалтири) указывает: «Еллины называли их демонами, как сведущих, по их мнению, в добре, производя их имя от δαιω, знаю. А мы, христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, бога язычников: а истинный Бог есть Тот, Который сотворил небеса, и не только небеса, но и все прочие твари». Русский перевод о бесах не упоминает, трактуя их в данном месте как «идолов». Но классические словари (см.: Вейсман Л.Д. Греческо-русский словарь, s.v. δαιμον, Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, s.v. daemon) согласно и совершенно недвусмысленно переводят и с греческого — «а) божество (доброе и злое), бог; b) вообще судьба (добрая и злая), особенно несчастье, гибель; с) низшее божество, нечто среднее между θεος и ηρως; d) в Новом Завете злой дух, бес, диавол», и с латыни — «1) демон, дух, гений (с иллюстрацией из Апулея: daemones sunt genere animalia, corpore aëria, tempore aeterna); 2) демон, злой дух, бес». Как же можно полагать «идолом» то, что имеет, по Апулею, «род животный, тело воздушное, а время [существования] вечное»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

41. Как воду жизни, усердно пей поругание от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачеством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем (4, 85). 42. Не преставай воображать и воспоминать: бездну темного огня, немилостивых служителей, Судию немилосердого и неумолимого, бесконечную глубину преисподнего пламени, тесные сходы в подземные места, ужасные пропасти и другое, сему подобное, чтобы страхом, рождающимся от сих воспоминаний, ты мог удалить от себя ощущение блуда, соединиться с нетленною чистотою и принять в душе своей сияние невещественного света, который блистательнее всех огней (7, 10). 43. Есть бес, который, как только мы возляжем на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями (26, 103). 44. Чего глаза не видели, того и гортань по одному слуху не сильно желает вкушать; так и чистые телом получают от своего неведения (сласти блудной) большое облегчение в брани против блуда (26, 31). 45. Как сражающийся со львом, если отвратит от него глаза, тотчас погибает, так и борющийся с плотию своею, если ее упокоит (26, 40). 46. Тем, которые борются с телесною похотию, в свое время прилично бывает безмолвие, но с разрешения хорошо знающего их наставника (27,14). 47. Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь, чтобы крепко расслабив и погрузив в сон тело, дать возможность бесу блуда производить в спящем осквернения, как наяву (27, 49). 48. Как земному царю мерзок предстоящий ему и в то же время отвращающий от него лицо свое и с врагами его беседующий, так и Господу мерзок бывает предстоящий на молитве и принимающий нечистые помыслы (28, 54). 49. Пса сего (блудного беса), когда он приходит к тебе, прогоняй духовным орудием молитвы и, сколько бы он ни продолжал бесстыдствовать, не уступай ему (28, 55). 50. (Исповедь блудной страсти). Душа спрашивает: " Скажи мне, супруга моя, естество мое (ибо я не хочу никакого другого, кроме тебя, спрашивать о том, что тебя касается), скажи мне, как могу я пребывать не уязвляема тобою? Как могу победить твое мучительство? " Она, отвечая душе своей, говорит: " Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь, но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего - самолюбие (самоугодие и саможаление). Издали подготовляет мое разжжение всякое мне угождение и упокоение, от этого меня упокоения и соответственных ему дел загорается потом внутри жжение похотное. И тогда, зачавши, я рождаю грехопадения; они же, народившись, в свою очередь рождают смерть души чрез отчаяние. Если сознаешь мою и свою немощь, явную и глубокую, то свяжешь мне руки. Если умучишь голодом гортань, то свяжешь мне ноги, чтоб я не шла далее. Если сочетаешься с послушанием, то расторгнешь союз со мною. А если стяжешь смирение, то отсечешь мне голову " (15, 86).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1996...

ХРИСТИАНСТВО. Что есть христианин. 1: 4. ХУЛА. В гордых сердцах рождаются хульные глаголы. 23: 34. От гордости рождаются такие хульные помыслы, что мы без затруднения не можем их исповедать и духовному отцу. 23: 39, 41, 43. Хульные помыслы происходят не от нас, но от бесовского внушения, даже и в самый час совершения Святых Тайн. 23: 40, 42, 48. Бесов же укрепляет на нас то, что мы таим злые помыслы и не исповедуем. 23: 41. Бесы борют нас хульными помыслами более во время молитвы, и почему? 23: 45. Нечистый дух хулы многих изнурял душевными томлениями. 23: 46, 47. Средство избавляться от хульных помыслов. 23: 14, 15, 47, 48, 51, 52. Простых и незлобивых бес хулы борет от зависти. 23: 49. Если перестанем судить и осуждать ближнего, то не убоимся и хульных помыслов. 23: 50. Каким образом один монах, боримый долгое время хульными помыслами, избавился от них. 23: 53. От чего хула происходит. 26: 45. Как бесы, внушая нам толкование Божественного Писания, стараются ввергнуть в хулу и ереси. 26: 151. Ц ЦЕЛОМУДРИЕ И ЧИСТОТА. Укрощай осязание уздой целомудрия. 4: 36. Утеснение чрева – источник чистоты. 14: 5. Соблюдающие (первую) заповедь о воздержании не впадают в преступление второй (нарушения целомудрия) и не знают, что был Адам по падении. 15: 1. Что есть чистота и целомудрие. 15: 1–5. Кто может называться чистым и целомудренным. 15: 3, 6, 7, 11, 12. Собственно, целомудрие обнимает все добродетели. 15: 4. В чем состоит предел совершенной чистоты и крайний предел блудной страсти. 15: 8, 13; 29: 10. Не должно вменять себе приобретения чистоты, а приписывать Божией помощи. 15: 9. Признаки начала, середины и конца чистоты. 15: 10. Различные степени чистоты. 15: 13. Средства, коими подвижники ведут брань против плотской страсти и чему оные уподобляются. 15: 14, 15. Как под видом целомудрия бес старается погубить душу. 15: 16. Не верь сему бренному телу и не думай, что, охраняясь воздержанием, не падешь. 15: 17, 18. Чтобы получить целомудрие, надо познать свое бессилие и представить Господу свою немощь. 15: 26.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

40. Часто во время Божественной литургии, и в самый страшный час совершения Таин, сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь? Как могу благословлять, и в то же время злословить? 41. Часто сей обольститель и душегубец многих приводил в исступление ума. Никакой помысл не бывает так трудно исповедать, как сей; посему он во многих пребывал до самой старости, ибо ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедаем, но таим и питаем их в сердце. 42. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших. 43. Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость - причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан. 44. Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются. 45. Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние. 46. Сей лукавый и бесчестный мучитель многих отвлек от молитвы; многих отлучил от Св. Таин; некоторых тела изнурил печалию; иных истомил постом, не давая им ни малейшей ослабы. 47. Он делает это не только с мирянами, но и проходящими монашескую жизнь, внушая им, что для них нет никакой надежды ко спасению, и что они окаяннее всех неверных и язычников. 48. Кого дух хулы беспокоит, и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес, сказавший некогда Самому Господу: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишимися (Матф. 4, 9). Посему и мы, презирая его, и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу; болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в будущем (Пс. 7, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

    4:33,34. Обычно одержимость бесами объяснялась колдовством, и заклинатели пытались подчинить потусторонние силы, обращаясь к ним по именам. Если, как полагают некоторые исследователи, в этом эпизоде бес пытается подчинить Иисуса, называя Его по имени (формула «знаю тебя» использовалась для подчинения духов в магических текстах), то эта уловка не возымела действия.     4:35—37. Экзорцисты применяли два основных способа изгнания бесов: 1) запугивание или создание невыносимых условий для дальнейшего пребывания беса в человеке, например, преподнесение корня пахучего растения к носу одержимого в надежде, что злой дух не вынесет запаха; 2) обращение к духу более высокого ранга, с помощью которого можно было бы подчинить низшего духа. Люди были изумлены тем, что Иисус изгоняет бесов, просто приказывая им выйти.     4:38—44 Популярность Иисуса растет    Дополнительную информацию см. в коммент, к Мк. 1:29—39.     4:38. Тесть Симона, вероятно, умер, и Симон взял овдовевшую мать жены в свой дом. Забота о ближайших родственниках в те времена была делом чести — в отличие от наших дней.     4:39. Прислуживание гостям было неотъемлемым элементом гостеприимства, и эта обязанность обычно возлагалась на хозяйку дома или другую родственницу (многие семьи не могли позволить себе иметь слуг).     4:40,41. Суббота (4:31) заканчивалась с заходом солнца. Выражение «при захождении солнца» указывает на завершение субботы; таким образом, люди могли приносить больных к Иисусу для исцеления (перенесениетяжестей считалось работой, и потому запрещалось в субботу). Греки чаще, чем евреи, использовали возложение рук при исцелении, но в иудаистской традиции этот жест также имел глубокий символическийсмысл (см. коммент. к Деян. 6:6). Иисус мог исцелять и без всяких жестов, если бы люди имели веру (Лк. 7:6—9).     4:42—44. В древних городах с их узкими улочками и домами, состоявшими всего из одной комнаты, где иногда ютилось по двадцать человек, практически невозможно было найти уединение. Большинство кварталов Капернаума состояло из четырех домов с общим двором. Деревни также располагались недалеко одна от другой, но там все же можно было, если встать раньше других, найти уединенное место (большинство людей вставали с рассветом).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Крестное знамение–над оглашенными. Скриж. ч. 4. стр. 4, 14; Над водою в крещении, 28–9. Действие крестного знамения св. Епифаний в Панарии. О крестном знамении и силе его. Воскр. Чт. 1842. 52. О необходимости крестного знамения. 1848 43. Нила подвижника о силе креста и крестного знамения, тоже. 1843. 28. Кирилла Иерусалимского о кресте и о крестном знамении, тоже 1851 52. Для чего при молитве мы осеняем себя крестным знамением, тоже. 1858. 50. Главоприклонение. Дмитрев. стр. 179. Скриж. ч. 2, стр. 30, 172, 3; оглашенные с приклоненною главою получали благословение. Пост. Апост. VIII. 6, 7, 8. Поклоны и метания. Скриж. ч. 2. стр. 85–6. Значение поклонов и разные их виды. Уст. Церк. послед. 1-й седм. В. Поста. Коленопреклонение в праздники не бывает. Дни Бог. 1, 9. Коленопреклонение в пост. Дни Богосл. ч. 2. стр. 21–2. Св. Кесария о преклонении колен во время молитвы. Воскр. Чт. 1851. 48. Кассиана Римлянина о том, почему в Египте в пятидесятницу не преклоняют колен. Тоже. 1845. 47. Св. Василия Великого о том, почему в пятидесятницу и во все Воскресные дни молитвы совершаются без коленопреклонений. Тоже. 1851 5. Целование взаимное и священных вещей: Евангелия на утрени. Скр. ч. 2. стр. 51; Евангелия пред началом литургии, стр. 105; – Икон на царских дверях по малом входе 116; Потира по причащении 183; рук и колен Архиерея при посвящении ч. 3, стр. 15. Архиерея в плечо, 30–1. Умершего, ч. 4, стр. 106. Целование мира. Дмитр. 143–5. В первенствующей церкви на литургии, стр. 26; пред Символом Веры . Сим. Солун. (у Дмитр.) гл. 50. В Пасху. Дни Богосл. ч. 2. стр. 143. Воскр. Чт. 1854. 2. Круговое хождение в крещении. Скр. ч. 4. стр. 40. в браке. Скр. ч. 4. стр. 59; при поставлении на священную степень. Скр. ч. 3. стр. 13, 14 и пр. Крестные ходы. Скриж. ч. 4, стр. 44 – 6. Воскр. Чт. 1839 г. 20. Прочие молитвенные действия, относящиеся к тому или другому священнослужению, должны быть объясняемы при объяснении этих тайнодействий; указание на них подразумевается там, где указано вообще то, что нужно при совершении известных служб. Не упомянуто в указателе об обрядах при совершении погребения. Чтобы не пропустить ничего, в заключение укажем место, где можно найти объяснение обрядов погребения. Скриж. ч. 4. гл. 20–23. О священных обрядах, относящихся к усопшим. Дух. Бес. 1859. 43, последование погребения священников. Воскр. Чт. 1842. 14. Исходное последование мирских людей, там же 41. Чин погребения младенческого. Тоже. 1846 45. Об обрядах, совершаемых при погребении православных христиан. Христ. Чт. 1845. Сентябрь. Погребение усопших у древних евреев. Воскр. Чт. 1858. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

32 Lactantius, Inst-itut. divin. lib. VI. c. 23. Cyrillus Hierosol. Cateches. IV. § 23—26. 33 Origenes hom. XI. cap. 5. in Ierem. Gregorius Nissen. de virginitate cap. 4. Ambrosius de virginitate ad Marcell., de virginitate perpetua Mariae. Hieronymus adv. Iovinianum, Origenes в 17 бес " еде на евангелие Луки говорит: secundae nuptiae nos de regno Dei ejiciunt». Об Оригене, который сам себя оскопил и резко осуждал вообще брак, смотри Eusebü hist. eccl. lib. У I, cap. 8. 34 Рим. 7:3. 1 Кор. 7:8. 39—40. 35 1 Тим. 5:14. 36 Epiphanü haer. 39 (s. 49). Augustini ge haeresibus, cap. 38. 37 О Монтанистах смотри. Epiphanii, haer. 38 (s. 48). 38 Clemeus Alexandr. Stromata Ш, 12; „Si cui Apostolus propter intempe- rantiam et ustionem, veniam secundi concedit matrimonii, nam hie quoque non peccat quidem ex testamento, non est enim a lege prohibitum, non implet autem surnmam illam vitae perfectionem, quae agitur ex evangelio». Как Ориген судил о втором браке, смотри его слова в 33 примечании. 39 Cyril. Hierosol. Cateches. IV. с. 26. 40 Смотри 4, 12 и 87 правила св. Василия и толкование этих правил в книге: „Правила с тумаченима еписк. Никодима (Нови Сад. 1895. 1896) II. 354, 367, 425. Ср. ап. правило 17 и неокес. правило 7. 41 Одна имеет заглавие: „Молодой вдове» , другая: „О монандрии» (единомужии). Обе книги написаны около 380 года. 42 Смотри толкование этого канона в книге “Правила» II, 70—71. 43 Апост. канон 17: «Кто после святого Крещения двумя браками обязан был, или имел наложницу, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного чина.» Смотри толкование этого канона в книге „Правила» I. 74—46; а сравни и постановление константинопольского собора при патриархе Алексие (1025—1043) в греч. канонической Синтагме (изданной в Афинах 1852—1859 в 6 томах) V, 28. 44 Origen. horn. Х40;П in Lucam: „Ab ecclesiasticis dignitatibus non solum fornicatio sed et nuptiae repellunt: neque enirn episcopus, nec presbyter, пес diaconus possunt esso digami.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3711...

308 Это, например, охотно делал патриарх Мефодий: Darrouzès, Le patriarche Méthode, p. 37, 116–120; p. 55,4–6. 309 См. Treadgold, Revival, p. 221–222 и 257; Ševenko, Was There Totalitarianism in Byzantium? p. 91–105. Cp. Theodori Epistulae, ep. 149, 41, ep. 445. 310 Известен только один мученик при Льве V – св. Фаддей Студит, однако он умер от побоев и в Синаксаре помещен как исповедник. См. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae, p. 353,51–355,54. 312 Sabae Vita Macarii Pelecetes, p. 155, 12–16: Κα γρ οτως (читай οτος) τν εσεβν κα ρθοδξων κα τας σεπτας εκσι τ οβας πονεμντων καθστηκεν, κα ε βολοιτο σφαλς πιγνναι, κ τν παρ’μο κειμνων εκνων τοτο διδχθητι, ς νδον κατχων μοως κρατοντι τν πρς ατς τιμν ποδδωμι. 313 Cp. в Житии Никиты об упомянутых игуменах: «если можно называть их отцами ради их новой борьбы, которую они явили позже». О массовом обращении при Михаиле II см. Theodori epistulae, ep. 477,86–89. 314 Vita Theodori per Michaelem, 317AB; Vita Nicolai Studitae, PG 105, 892A; Theodori Epistulae, ep. 429, 3 sq. 315 Ibid., ep. 418, 40 sq., где говорится, что настало время воссоединиться с четырьмя другими патриархатами. В послании сакелларию Льву (ер. 478,80 sq.) Феодор поясняет, что восстановление Никифора в сане есть необходимое условие для этого. 316 Ševcenko, The Anti-Iconoclast Poem in the Pantocrator Psalter, p. 55 и n. 40. Этο еще один пример того, насколько неоправданно применение эпитетов вроде «непримиримость», «экстремизм» или «ригоризм» к таким людям, как Никифор или Феодор Студит , которые очень хорошо доказали способность менять свою позицию [там, где это не касалось основных принципов) в зависимости от обстановки. Использование таких ярлыков есть путь наименьшего сопротивления, от которого давно пора отказаться. 318 Theodori Epistulae, ep. 545, 16–20. Замечательный эпизод содержится в Житии Макария Пелекитского: священник, бывший в общении с еретиками, не получив обратно сана после покаяния, самовольно служит литургию, в результате чего в приобщившихся от него вселяется бес (Sabae Vita Pelecetes, р. 156,27–157,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010