Беседа 9. Толкование на Песн. 4, 10–15 Песн.4:10 .  Что удобреста сосца твоя, сестро Моя невесто? Что удобреста сосца твоя паче вина, и воня риз твоих паче всех аромат? Песн.4:11 .  Сот искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих, яко благоухание ливана. Песн.4:12 .  Вертоград заключен сестра Моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Песн.4:13 .  Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами: Песн.4:14 .  нард и шафран, трость и киннамон, со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми мирами. Песн.4:15 .  Источник вертограда и кладязь воды живы и истекающие от Ливана. «Аще воскреснусте со Христом: горняя мудрствуйте, не земная». Вот что сказует нам Глаголющий в Павле! «Умросте бо, – продолжает, – и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда же Христос явится, Живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся во славе» ( Кол. 3, 1–4 ). Посему, если дольним естеством стали мы мертвы, упование жизни преселив с земли на небо, и жизнь плотская сокрыта в нас, по приточному слову, в котором сказано: «премудрии скрыют чувство» ( Прит. 10, 14 ), ожидаем же, что явится в нас жизнь истинная, которая есть Христос, так что и мы явимся во славе, претворившись в Божественное, то и предлагаемое теперь выслушаем, как умершие телом, а не увлекаемые сказанным к плотскому смыслу, потому что омертвевший для страстей и похотей значения речений будет относить к тому, что чисто и не растленно, мудрствуя горняя, «идеже есть Христос одесную Бога седя» ( Кол. 3, 1 ), в Котором нет страсти, понятия же низкие и по земле пресмыкающиеся предавая забвению. Посему выслушаем Божественные речения, которыми Слово изображает красоту непорочной невесты, выслушаем же, как бы став вне плоти и крови, претворившись в естество духовное. «Что удобреста сосца твоя, сестро Моя невесто? Что удобреста сосца твоя паче вина, и воня риз твоих паче всех аромат?» ( Песн. 4, 10 ) Что всякий, кто творит волю Божию, «брат» Господу, «и сестра, и мати есть» ( Матф. 12, 49 ), и что невинная дева, сочетавшаяся с Ним, чтобы иметь часть в нескверном брачном чертоге, в собственном смысле называется невестою, явно это всякому, не незнающему богодухновенных словес.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского 112 Радуйся зело, дщи Сионя! проповедуй радость, дщи Иерусалимля ( Захар. 9:9 )! Ликуй, народ града Божия ( Пс. 47:2 )! Взыграйте, врата и стены Сиона и вся земля! Возопийте, горы ( Ис. 44:23 ) и взыграйте в восторгах, холмы ( Пс. 113:6 )! Реки, восплещите руками ( Псал. 97:8 ), и, людие, обымите Сион ( Псал. 47:13 ), – видя присущего в нем Бога. Да совокупят ныне свой глас небесные жители с земными, да прославит песнями горний Иерусалим вместе с дольним: ибо здесь – Христос небесный и земной. Окрест Небесного да возликуют умные Силы; окрест земного да воспоют земнородные с Ангелами. Ныне явися Бог богов в Сионе ( Псал. 83:8 ). Ныне преселавная глаголашася о тебе, граде Божий ( Псал. 86:3 ). Иерусалим, град Царя великаго ( Псал. 47:3 ). Отверзи врата " Гому, Кто всем отверз врата небесные и отворил всем райские двери, – Тому, Кто отверз всем врата гробов ( Матф. 27:52 ), Кто сокрушил вечные врата ада ( Псал. 23:7; 106:16 ), Кто чудесно заключил врата девства. Тот, Кто древле на горе Синайской, как Бог, беседовал с Моисеем ( Исх. 20:1 ), – ныне, как раб, исполняет закон, подчинившись закону ( Галат. 4:4 ). Ныне Бог от Фемана пришел в Сион ( Авв. 3:3 ). Ныне Небесный Жених с Богоматерью, брачным Своим чертогом, приходит во храм. Дщери Иерусалимские! изыдите во сретение Ему! Возжем светло светильники истинным светом! Приготовим хитоны душ для Жениха Христа ( Матф. 25:6 )! Народы из языков, вместе с Сионом! сретим Его со светильниками! Соберемся во храм вместе с Храмом, Богом и Христом! Воскликнем Ему песнь Ангельскую с Ангелами: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); полны пределы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его; исполнено все человечество снисхождения Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердия Его, – полны Его милости, Его щедрот, Его даров, Его благодеяний. Итак, все народы восплещите руками ( Пс. 46:2 ); все пределы земли, приидите и видите дела Божии ( Пс. 45:9 ); всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс. 150:6 ); вся земля да поклонится ( Пс. 65:4 ); всякий язык да поет, да славит, да прославляет Бога, Младенца четыредесятидневного и предвечного, Младенца малого и ветхого деньми ( Дан. 7:9 ), Младенца млеко ссущего и веки сотворившего ( Евр. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа 40 «И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку». ( Мф. 12:9–10 ) Изъяснение 12:9–24. Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев. – Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев. – Зависть – худшее из зол. – Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть. 1. Опять Христос в субботу исцеляет, и тем оправдывает поступки учеников Своих. Другие евангелисты говорят, что Он вызвал человека на средину и вопрошал иудеев, можно ли в субботу делать добро ( Мк. 3:4 ; Лк. 6:9 )? Заметь милосердие Господа. Он вызвал человека на средину, чтобы смягчить их видом его; чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою и, устыдившись человека, перестали свирепствовать. Но неукротимые и бесчеловечные лучше хотят помрачить славу Христову, нежели видеть больного исцеленным, сугубо показывают злобу свою, т. е. враждою и сопротивлением Христу и таким упорством против Него, что хулили даже Его благодеяния, оказываемые другим. Другие евангелисты говорят, что Христос сам вопросил; а Матфей, говорит, что Его вопрошали. «И спросили Иисуса, – говорит он,– чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?». Вероятно, и то и другое было. Иудеи, будучи нечестивы, и зная, что Он непременно приступит к исцелению, спешили предупредить Его вопросом, надеясь тем воспрепятствовать Ему. Потому и вопрошали: «Можно ли исцелять в субботы?», с намерением не научиться от Него, но обвинить Его. Хотя довольно было самого дела для обвинения, но они старались уловить Его и в словах, чтобы иметь больше предлогов к обвинению. Но Человеколюбец и исцеление совершает, и ответствует, научая нас скромности и кротости, и обращает все против них, показывая их бесчеловечие. Он вызывает человека на средину не потому, чтобы их боялся, но желая принести пользу и расположить к состраданию. А когда и этим не мог смягчить их, тогда опечалился, говорит евангелист ( Мк. 3:5 ), и разгневался на них за ожесточение сердца их, и сказал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» ( Мф. 12:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 9. Нерасторжимость брака и безбрачие Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы: Нерасторжимость брака и безбрачие. Мы будем читать 19-ю главу Евангелия от Матфея с 1-го по 12-й стих. Читаем 1-й стих 19-й главы: Мф.19:1 . «Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною». Слова « в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною » означают область, называемую Переей, через нее обычно паломники, не желая проходить через Самарию, шли в Иерусалим. Истолковывая этот стих, блаженный Феофилакт пишет: «Господь снова приходит в Иудею, чтобы неверующие из жителей Иудеи не имели предлога оправдывать себя тем, что Он чаще посещал галилеян, чем их» 94 . Итак, Христос считал Себя должным и жителям Галилеи, и жителям Иудеи. Сам о Себе Сын Божий учил, говоря, что «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). Так же и апостолы понимали свою миссию: что не люди должны приходить к ним, а они должны выходить на встречу ко многим. Так, например, апостол язычников Павел свидетельствует о себе, говоря: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» ( Рим.1:14 ). «Должен» – то есть осознаю свою ответственность за каждого человека, встречающегося на моем пути. К сожалению, современные христиане не считают себя ничем и никому обязанными. И если мы и общаемся с людьми, то только в виду некоторой выгоды для себя. Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши» ( 2Кор.12:14–15 ). То есть он был человеком для других людей и лишь потом – для себя. Иногда характер его жертвенного служения доходил и до крайних пределов любви, когда он сам был готов был находиться в аду, только бы видеть сродников своих иудеев обретшими дар спасения. Однажды он и воскликнул: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» ( Рим.9:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А.А. Мельников (Предисловие и перевод) Аннотация: В публикации приводится краткая информация об обнаруженных в конце XIX века и потому не вошедших в дореволюционное русскоязычное издание творений блж. Иеронима произведениях, в число которых входят «Беседы на Евангелие Марка». Читателю предлагается перевод двух небольших гомилий из этого цикла, которые в достаточной степени демонстрируют характер бесед и экзегетический метод автора. Об авторе: Алексей Анатольевич Мельников Бакалавр теологии, старший преподаватель кафедры древних языков Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: alexei.melnikov@yandex.ru Содержание Предисловие Беседа по Евангелию Марка 5:30–43 3 по изданиям Морена и SC) Беседа по Евангелию Марка 8:1–9 4 по изданиям Морена и SC) Источники и литература     Предисловие Блаженный Иероним Стридонский , один из наиболее значительных латиноязычных Отцов Древней Церкви, оставил после себя большое и разнообразное наследие, но знаменит, в первую очередь, как библеист, переводчик Священного Писания и экзегет. Большинство библейских толкований блж. Иеронима были переведены на русский язык в изданиях Киевской Духовной академии, осуществлявшихся на протяжении всей второй половины XIX века вплоть до 1903 г. 1 Тем не менее, некоторые интересные библейские толкования блж. Иеронима в виде бесед на псалмы и фрагменты Евангелия Марка были опубликованы бенедектинцем Ж. Мореном в самые последние годы XIX в. 2 и не вошли в упомянутое собрание творений на русском языке. Впоследствии изданный Мореном текст с обширной вступительной статьей и переводом на французский был переиздан в серии Sources Chrétiennes 3 . В 80-х годах XX века принадлежность Иерониму сочинений, изданных Мореном, была подвергнута сомнению, и было выдвинуто предположение, что «Беседы на псалмы» являются лишь обработанным переводом соответствующих гомилий Оригена . Однако в ходе последующей дискуссии авторство Иеронима было основательно обосновано, во-первых, тем, что беседы Иеронима на псалмы и Евангелие Марка упоминаются в произведениях блж. Августина и Кассиодора, а также существует собственное свидетельство Иеронима о своем авторстве (о чем упоминал в своем издании еще Морен) 4 , во-вторых, стилистическими отличиями этих бесед от известных в переводе Иеронима произведений Оригена и, в-третьих, что весьма существенно, характером цитирования Священного Писания . Цитаты в данных беседах представляются не переводом на латинский греческого текста Септуагинты, а явно отражают приводимый Иеронимом (в большинстве случаев по памяти) древнелатинский библейский текст 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Беседа 2 на псалом 4 Пс.4:2 .  Когда я призывал, услышал меня Бог правды моей 3 Чью молитву слышит Бог ? – Под правдою разумеется вся добродетель всецело; от не­правды – и надменность. – И при праведности нужна мо­литва, как приносящая великие блага. – Мы не столько умоляем Бога чрез других, сколько чрез самих себя. – С каким расположением души нужно присту­пать к молитве? Распространение в скорби и слова апостола о плодах перенесения скорбей. Не смотря на свою правду, Давид молит о помиловании. – Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит. – Кто разумеется под сынами человеческими тяжкосердыми и отчего происходит жестокосердие? – Зачем любите суету и ищете лжи. – Как события из жизни праведников ведут к Богопознанию? – Уверенность Псалмо­певца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? – Вредное дей­ствие несправедливого гнева и польза – справедливого. – Благотворность каждодневного суда совести. – Что на­зывается жертвой правды? – Безрассудство сомнений в Божественном промысле и сердечная уверенность Псал­мопевца в получении духовных, а также и земных благ. – Не Зевс и другие боги язычников посылают дождь и другие земные блага, и что такое Зевс. – Сви­детельство богодухновенных пророков о Боге откро­вения. – Мудрое распределение благ земных в мире; внутренний мир у людей, преданных Богу, и тяжкие бедствия внутренней борьбы, испытываемые теми, кто предан страстям. – Что значат слова: в мире вкупе усну и: единого на уповании вселил мя еси? – Увещание избегать общества порочных людей. 1. Пророк говорит это не для того, чтобы только мы знали, что он был услышан, но чтобы мы научились, как и мы, призывая Бога, можем быть скоро услышаны, и еще прежде окончания молитвы получить просимое. Пророк не сказал: после того, как я призвал, Он услышал меня; но: «Когда я взываю». Так и сам Бог обещал, сказав некогда призывающему Его: «тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» ( Ис.58:9 ). Под­линно, не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являю­щая добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа с «адвентистами седьмого субботнего дня» о субботе и воскресном дне На 4 всероссийском миссионерском съезде в Киеве в июле м. 1908 года выяснилось, что в пропаганде сектантства в России одно из первых мест занимают «адвентисты седьмого субботнего дня». Пропаганда адвентизма ведется теперь повсюду и особенно на юге и на юго-западе России. С пропагандою выступают не только русские сектанты (Юркины и др.), но и немцы (проф. Бехтер, Лепскарь и др.). Наиболее же усердно пропагандируют адвентистские миссионеры из-за границы – это: «кольпоргеры» или книгоноши (И. Перк и др.), «библеисты», которые читают и изъясняют Библию на «библейских собраниях» (К. Шамков и др.), и «проповедники», которые устраивают «призывные собрания» для проповеди и молений, крестят, совершают вечери, рукополагают в «проповедники», заведывают местными миссионерскими учреждениями и разъезжают с миссионерскими целями по обширной территории (О. Вильдгрубе и др.). Две главные миссионерские организации заграничных адвентистов – «Международное Трактатное Общество» и «Международный союз субботних школ», управление которыми сосредоточено в Баттле-Крееке, в Северной Аме- рике, и которые имеют свои отделения: в Нью-Йорке, Вашингтоне, Капштадте, Калькутте, Варбургтоне, Коллеч-Вью, Монтен-Вью, Лондоне, Стокгольме, Гельсингфорсе, Ватфорде, Мельборне, Базеле и Гамбурге – руководят пропагандой адвентизма и в России, действуя в ней, главным образом, через свои отделения в Гамбурге, где для той же цели имеются еще «Международное Издательское Общество» и миссионерская школа. Сильная пропаганда адвентизма в России побуждает деятелей православной миссии к энергичной борьбе с адвентистскими заблуждениями. И здесь, прежде всего, возникает потребность в миссионерских беседах с адвентистами по тем пунктам их учения, в которых они расходятся с исповеданием Православной Церкви. Одним из главных заблуждений адвентистов, которое они, однако, усиленно пропагандируют, является празднование ими субботы вместо воскресного дня. Этому вопросу мы и посвящаем свою беседу. В ней мы постарались исчерпать не только то, что говорили нам на беседах адвентисты юга России и г. Москвы, но и все то, что приводится в защиту празднования субботы в адвентистской литературе. Так, нами рассмотрены с этой целью следующие произведения адвентистской литературы: 1) «Маслина» (журнал), 2) «Суббота нравственного закона, её сущность и обязанность в отношении к ней», 3) «Субботу или воскресение должны мы праздновать»? 4) «Воскресение не суббота», 5) «Какой день празднуешь ты и почему»? 6) «Рассмотрение семи оснований празднования воскресения», 7) «Суббота и Воскресение», 8) «Кто отменил субботу», 9) «Почему это было открыто раньше»? 10) «Суббота Нового Завета», 11) «Библейские чтения о настоящей истине» и 12) «Библейский указатель важнейших учений о вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский . Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.

http://pravenc.ru/text/178795.html

Беседа 55 на псалом 145 121 Пс.145:1–2 .  Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую. Что значит: «в коих нет спасения» ( Пс.145:3 )? – Нельзя полагаться на людей, особенно на началь­ников. – Совет псалмопевца потомкам Иакова – искать помощи у Бога отцов, избавляющего от таких бед­ствий, которые выше сил человека. – «И путь грешных погубит» ( Пс.145:9 ). 1. Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, – хвалою и славословием. Это не мало способствует очищению души. «Хвалою» же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ); также и Павел: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). И как в предыду­щем псалме пророк говорил: «всякий день буду благословлять Тебя» ( Пс.144:2 ), так и здесь: «буду петь Богу моему, пока существую». По­том, опять желая сделать других людей участниками в сла­вословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» ( Пс.145:3 ). Другой пе­реводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «на того, кто не может спасти» ( τω μ χοντι σωσαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что зна­чит: «в коих нет спасения»? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней. Это означают последующие слова: «выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все за мыслы его» ( Пс.145:4 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «предположения его» ( προθσις). Смысл этих слов следующий: кто не может защитить самого себя, тот, как может спасать других? Нет ничего слабее и не­надежнее такой надежды. Это показывают сами дела. Павел, беседуя о надежде на Бога, сказал: «а надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 9. О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры. И о благой ревности души. И о том, что, если естественным образом направляет душа ревность свою, не остается в человеке никакого телесного побуждения. 450 1 . Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И все, кто жаждут дарования, не боятся искушений. 451 И тот, кто твердо верует, 452 что перст 453 управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен. 2 . Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека в радости и уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны и просвещают очи. 454 3 . Оно 455 советует человеку, говоря: «Не беспокойся, ибо не оставлено творение на произвол 456 и не по своей воле движется оно; есть у него Путеводитель, Который не дремлет и не спит; 457 и не забывает Он ни о какой твари». 458 4 . Суетные помыслы 459 и неведение подобным животному делают человека, лишая его веры, 460 беспокоя ум его и наполняя его призраками рассеянных помыслов. Ибо отсутствие веры лишает человека 461 истинного знания о Боге 462 и того доверия к Нему, которое должен он иметь на всякое мгновение. 5 . Во времена этих искушений, когда так помрачен человек, он должен пасть на лицо свое в молитве и не вставать до тех пор, пока не придут к нему с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной вере. У Того, Кто дал жизни движение и душе дыхание, сила не столь мала, чтобы человек не мог ощутить ее и насладиться ею. Да будет поклоняем Тот, Кто переменами в Своем действовании возбуждает нас к познанию Его, так чтобы мы умудрились относительно Его и в благополучных обстоятельствах и в испытаниях. 463 6 . Когда сокровенный и всесильный перст возбудит в человеке то святое побуждение к вере, которое внезапно воссиявает изнутри его в то время, когда человек находится в опасности, тотчас кажется ему, если можно так выразиться, будто тысяча вооруженных людей окружает его и охраняет его; ибо немедленно множество 464 свидетельств возбуждается внутри него, которые суть дивные и благие помыслы: они свидетельствуют о помощи Бога человеку , сколь близок и сколь прилеплен он к Нему ночью и днем, так что нет уже для него нужды бояться ни человека, ни демонов, ни дикого зверя, ни пресмыкающегося. Ибо когда прилепляемся мы к Богу крепкой любовью, 465 все они служат к нашей пользе и ни в чём не вредят нам; напротив, пребывают они в полном умиротворении в нашем присутствии, как служители воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010