9 Приведем здесь святоотеческие изречения о вечных муках грешников. 1. «Нестерпима геенна и мучение в ней, – говорит св. Иоанн Златоуст , – впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не вем вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали! Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» (Бес. на Ев. Матф. 23 , Т. 1, стр. 495). 2. «Глазам их, – говорит св. Василий Великий , – будут предстоять страшные и угрюмые Ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобные ночи, по унылости и человеконенавидению» (Бес. на Пс.33:12 , ч. 1, стр. 302). 3. «О, сколько времени погубили мы, прожив в нерадении, скажут они тогда словами св. Ефрема Сирина ! Как насмеялся над нами суетный мир! Какую пользу доставили нам мирские приятности? Где богатство? Где народная молва и ужины? Где многолюдные, безвременные стечения? Где родные и знакомые? Где цари и властелины? Где мудрецы и витии? Почему от всего этого нет никакой пользы нам несчастным?» (Твор. его ч. III, стр. 52). – «О, почему не подвизались мы, бедные, но погубили время в нерадении, забавляясь и служа другим забавой! Почему не были бдительными! Для чего не постились? Для чего не имели жалости к бедным? Для чего завидовали мы, несчастные, и поступали худо? Для чего не покаялись, когда было время покаяния, но провели жизнь, смеясь, роскошествуя, предаваясь рассеянности? И теперь нет уже времени к покаянию» (Ефр. Сир. Твор. р. пер. ч. III? стр. 15). 4. К этому прибавятся еще для грешников особые муки угрызения совести – вечный стыд за содеянные, явные и тайные преступления. «Может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, – говорит Василий Великий , – с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их» (Бес.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5 . Когда некий Онисифор, приставленный к мощам святого великомученика Димитрия, соблазнившись, стал красть свечи, которые возжигали пред мощами, и продавать их, то святой великомученик в сонном видении обличил его в этом. Когда же, не внявши этому, Онисифор однажды снова протянул руку, чтоб похитить свечу, то голос из раки великомученика грозно спросил его: «Снова ты крадешь?» («Четьи-Минеи», октября 26-го). 6 . Честное тело священномученика Василия, поверженное на съедение птицам и зверям, по распоряжению Божию, хранил ночью волк, а днем парил над св. мощами орел; тот и другой отгоняли от них плотоядных зверей и птиц до тех пор, пока христиане не погребли их («Четьи-Минеи», марта 7-го дня). 7 . Над св. телами мучеников Павла и Иулиании летали птицы и не давали сесть на них мухам («Четьи-Минеи», марта 4-го дня). Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых 1 . О перенесении мощей св. мученика Вавилы рассказывается следующее: «Сошлись от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы и старцы, и с торжеством, пением и ликованием понесли мощи св. мученика Вавилы от места, называемого Дафны, и внесли в Антиохию. В Антиохии же был идол бога Аполлона, в котором жил бес и давал спрашивавшим его людям различные ответы. Когда же внесли мощи святого, бес и идол сейчас умолкли, и ложь обличена была истиной» (Четьи-Минеи», 4 сентября). 2 . «Близ Александры было место, называемое Мануфины, на котором было древнее капище и жилище бесовское. Место это было страшно, потому что там много жило нечистых духов. Когда же св. Кирилл, патриарх александрийский, принес на то место св. мощи мучеников Кира и Иоанна, то тотчас же ушла оттуда вся бесовская сила» («Четьи-Минеи», июня 28-го). 3 . При обретении св. мощей Феодосия Печерского , в полночь, видна была заря над пещерою и множество горящих свечей («Четьи-Минеи», 12 февраля, «Патерик Печерский»). 4. Св. мученица Агафья после истязаний и претерпенных мучений за имя Христова была отведена в темницу в городе Катании, где и скончалась (III в.). Граждане катанские предали погребению тело ее и бедную одежду, которую она обыкновенно носила, положили на ее гробе в память об ее смирении. В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ города Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафьи с гроба ее и держали ее против огненного потока… и бедстве миновало город (из кн. «Жития святых» архиепископа Филарета Гумилевского , февраля 5-го дня, стр. 42–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2 . Постясь, мы меньше можем грешить. Известно, что у нас больше грехов от неги, в которой любим содержать нашу плоть; кто обыкновенно в своей плоти имеет меньше влечений ко грехам, особенно грубым чувственным, и кто посему меньше грешит, – кто, как не тот, который воздерживается от излшних и горячащих пищи и пития, кто изнуряет тело свое постом, воздержанием и так укрощает в себе страсти и не дает им возобладать над духовными потребностями? (Бес. В, на кн. Быт. Злат.). Это каждый может видеть и верно не раз видел на себе. «Пост, говорит св. Исаак Сирин , источник целомудрия» (Твор. св. От. XII год, стран. 110), Авва Иоанн Колов говорит: «Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего задерживает воду и съестные припасы, и таким образом неприятель, погибая от голода, покоряется. Так бывает и с плотскими страстями: если человек будет жить в посте и голоде, то враги, будучи обессилены, оставят душу его» (Душеп. Чт. 1861 г., окт. Патер. § 15). «Пресыщение – начало всякого зла; ибо вместе с роскошью и лакомствами возникают все виды скотской невоздержности», говорит Василий Великий (Бес. о посте 1-я). «Не упивайтесь вином, в немже есть блуд» – апостол сказал прямо ( Еф.5:18 ). Исидор пресвитер говорил: «Кто предается винопитию, тот не избежит навета помыслов. Лот, принужденный дочерями, упился вином, и диавол чрез опьянение легко вовлек его в беззаконное дело» (Патер. §§ 23). Вообще пост служит средством отогнания от нас диавола с его искушениями ко греху ( Мф.17:21 ), по словам Самого Господа и по Его примеру, так как Сам Он после поста или лучше самым постом в пустыне отразил от себя сатану, Его искушавшего ( Мф.4 ; Лк.4 ). 3 . Постом и воздержанием мы делаем некоторого рода вознаграждение за грехи: лишением себя вкусных и приятных яств, каковы мясные, и пития, каковы вина, воздержанием и от простой пищи и пития, мы как-бы платим за те греховные удовольствия, которые часто позволяем себе во всем, наказываем себя тем за них (Аскет, оп. Еп. Игн. т. 1 стр. 355), как наказывают духовники известною епитимией в исправление. Так о преподоб. Макарии известно, что он за стакан вина, который приходилось ему иногда выпить, по целым дням не позволял себе пить воды, Мариа Египетская за 17 лет, проведенным, во грехах блудодеяния, 47 строго постилась и подвизалась. Подобное значение имели подвиги преп. Арсения Великого , хотя и не относившиеся к посту. Так, когда он был при дворе, то никто не носил лучшей его одежды, за то в скиту никто из иноков не носил худшего его рубища. Также за то, что при дворе наслаждался благовонными курениями и мастями, он производит у себя в келии смрад, никогда не переменяя воды, где мокли прутья для плетения корзин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

– Не к тому обращаешься, не к тому. Тут бес крутится, а ты – к Богу! Ха-ха-ххх! И зашелся кудахчущим смехом. Нино вспомнилось лермонтовское: «И глаза его не смеялись, когда он смеялся». Потом внутри обожгло: как же этот противный Фишка ее мысли прочел? «Не к тому обращаешься. Тут бес крутится, а ты – к Богу!» – проговорил Фишка, сгребая выигрыш Ас выигрышей как-то особенно глянул на нее и открыл свои карты с полным набором тузов. Крупье молча подвинул ему весь выигрыш. Фишка сгреб всю кучу купюр и вышел, не оборачиваясь. Нино посидела минут пять, приходя в себя. Потом тоже поднялась и пошла к выходу, не отвечая на окрики друзей, требующих разъяснений. Больше она в казино не была. Как отрезало. Через год Нино вернулась в Церковь, где и пребывает по сей день. Воскресных служб не пропускает. На вопросы прежних друзей-скептиков, чем именно вызван ее демарш «в это средневековое мракобесие», отвечает лениво и неохотно: – Вам не понять. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2172 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татиана 14 сентября 2020, 10:38 Прошу молитв за Вячеслава, одержимого страстью игромании и о созависимым Елене и Ольге, его семье. Сергей 20 июня 2020, 12:38 У меня была примерно похожая вещь. Но не в казино, а за компьютером.Почувствовал что компьютерная игрушка жить мешает и перестал с Божией помощью играть. etery kostava 16 января 2020, 18:20 Неисповедимы пути Господни. Очень часто бесы, наводя страх, сами того не желая, наставляют людей на путь истинный. игорь ковалев 7 ноября 2019, 11:40 Антоний,,выглядело как тщеславие.Но в действительности в моей жизни его нет, " " ,,Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата:но сей,ослепленный,сказал ему:«Прости меня,отче,я не горд».Мудрый же старец возразил:«Чем же ты,сын мой,яснее можешь доказать,что ты горд,как не тем,что говоришь:я не горд».(Иоанн Лествичник)Ну не может человек в миру не иметь какой нибудь из страстей!И заявляя,что у вас нет тщеславия,вы опять трубите о своих подвигах(греховные помыслы(ныне исключительно редкие),на сон остаётся 4-5 часов)Это и есть тщеславие!Нельзя о себе ВООБЩЕ ничего хорошего говорить!Подвизаясь,а потом рассказывая об этом,вы ничего не приобретаете,кроме тщеславия.А гордым Бог противится

http://pravoslavie.ru/125091.html

4) В беседе на новый год, с ревностью христианского пастыря обличая языческое празднование новаго года, говорит: «Что это за праздник? К чему эти издержки? Я не знаю. Скажите вы, которые празднуете. Дайте причину, как мы представляем причины истинных праздников, праздников Божиих. Вот мы празднуем Рождество (Христово), потому что в сие время Бог явился во плоти. Празднуем праздник светов (φωτων πανηγυρισιν – Крещение Христово), потому что прощением грехов возведены из мрачной темницы прежней жизни к свету и славе. Еще украшаемся и светло радуемся в день Воскресения; ибо он показывает нам, что мы будем бессмертны и нам надобно преобразоваться для лучшей жизни. Как празднуем мы эти праздники, так и прочие праздники». И за тем показывает, что языческие обряды новаго года бессмысленны. 1261 Слова Собора Никейского 2. Act. 4 . с. 14. Act. 6 et 8. Ар. Binium. T. 3, 544. 659. 570. Один из Собора Феодор, епископ Команский, называет его «учителем блаженным и богоносным». Св. П. Никифор говорит о нем в Антирретике ар Combefis. in Auctar. p. 267. П. Фотий in Amphilochia quest. 125. ар. Montfauc. Bibl. Coisliana p. 346. 1262 14 Бесед Астерия изданы Комбефизом in Τ. 1. auctarii novissimi Paris. 1648. 1672. я Дуцеем: Avetarium, Paris. 1624. Тем же Комбефизом напечатаны извлечения Фотия из бесед Астерия. В числе этих бесед, которые оставляет за Астерием частью Фотий, частью и другие древние, (cod. 271), находятся: изданная в числе бесед св. Прокла Бес. на первом. Стефана, Combefisi Avct. nov. T. 1. p. 283); б) увещание к покаянию, которое следуя некоторым рукописям издали между сочинениями Григория Нисск. Т. 2. ed. 1638. р. 165; в) Слово о посте, которое издавали также в числе сочинений св. Григория, Т. 2. р. 247. Котельер издал еще (Т. 3. monum Graec. Eccl.) 4 беседы Астерия на псалмы 4. 5. 6. и 7. Слог не препятствует признать их сочинением Астерия Амасийского ; они говорены на известные дни, а это опять показывает, что они скорее могут быть признаны произведением Амасийского проповедника, чем Астерия Скифопольского толкователя X псалмов (см. зам. 1). Гекшением издано Астериево похвальное слово Василию Амасийскому, Acta Sanct. ad 86 April). Несколько отрывков ив Астерия приводится in Catena Patrum in Lucam ed. a Corderio, Antwerpiae 1628. У Миня Patrol Т. 40. изд. 21. Беседа Астерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8) Симеон Солунсний τ. 1, стр. 13–14: «Рукоположение сообщает людям силу и власть Создателя. Без Него не могло существовать ничто существующее; Сам Он приходил, чтобы возвести и нас к блаженной жизни, и сию то силу Свою, возносясь от нас, даровал нам чрез установленное Им священство. Чрез него-то теперь совершаются у нас все священнодействия и без священника не может быть святыни. С другой стороны, в начале поставив нас владыками всех тварей, Он теперь вновь делает нас распорядителями высших благ чрез священство, о чем и Давид говорить: поставиша я князи по всей земли ( Пс.44:17 ): ибо Он вручил нам ключи неба». 9) Его же, т. 3, стр. 159: «Священство, без сомнения, по чину выше монашества: потому что дела первого – дела Божии, и без священства никто не может ни соделаться христианином, ни иметь освящения, ни сподобиться общения с Богом». 10) Апостол Толковый, зач. 150, л. 545 об.: «Того ради аще тамо бысть жертва вседневная, тогда в новом далече лучшая есть и честнейшая, ибо Павел святый глаголет, яко древнего закону преложися священство и закон. И аще иерейство, то и жертва, ибо сие вкупе бывает, единому без другого быти невозможно. Имеет убо новый завет иное иерейство ново по чину мелхиседекову, еже на Господе нашем Иисусе Христе начася». 11) Иоанн Златоуст , т. 2, стр. 500. бес. 1 на пятидес.: «Если бы не было Духа, то в церкви не было бы слова премудрости и ведения: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума ( 1Кор.12:8 ). Если бы не было Святаго духа, τо не было бы в церкви пастырей и учителей, потому что и они поставляются Духом, как и Павел говорит: в нем же вас Дух Святый постави пастыри и епископы ( Деян.20:28 ). Видишь ли, что и это от Духа?» Ясно, что беспоповцы, не имея пастырей, не имеют Св. Духа. О необходимости и важности священства см. некоторые доказательства:в статьях «Покаяние» и «Недостойные священники». В. Священство вечно 1) Еф.4:11–13 и Толк. Феодорита 7, 436–437 (см. А, § 2–3, ст. 441). 2) Кириллова, л. 77: «Аарон во своем иерействе поставлен на время, и не возмогоша иереи его во веки пребывати, смерть Ааронова им прекратила, того ради Христос не по Ааронову временного, по по мелхиседекову вечного чина, прииде архиерей вечных благ, и я коже сам никогда не умирает, такоже и иерейство его по чину мелхиседекову не престает. Якоже пишет: ты оси иерей во веки по чину мелхиседекову. Престало тогда архиерейство аароново, яко временное, востало же Христово вечное. Иже из мертвых востав апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А апостоли паки епископов освятиша... а епископи паки попов... се имаши иерейство Христово».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

О высоком достоинстве девственников можно понимать из слов тайнозрителя: и видех, – говорит Иоанн Богослов, – сто и четыредесять и четыре тысящи, поющих песнь нову пред престолом Божиим, никто же можаше навыкнути песни, токмо сии, – иже с женами не осквернишася: зане девственницы суть ( Откр.14:4 ). Значит, нет выше того состояния, которого никто не удостаивается, кроме одних девственников, о которых потому и сказано: сии суть первенцы Богу и Агнцу; сии последуют Ему, а може аще пойдет ( Откр.14:4 ). Девство и в сей жизни отличает своих любителей от всех прочих и телом и душой: чистота девственная обнаруживается у них и тихостью взоров, и скромностью слов; и во всем внешнем поведении выказывается чувство девственной стыдливости. Кто хранит девство свое нерастленным, у того и лицо делается благовиднее, и голос приятнее. Кто не хочет разлучиться с девством, тот пусть послушает, как жили на земле мудрые его сопутники: «брак – начало многих отягощений в жизни, – говорил Григорий Богослов , – не связал меня своими оковами. Пренебрегал я многоценною одеждою и изысканною трапезою, огонь вожделений питающею; не любил и обширных, красивых палат; убегал песен и стихов сластолюбивых. Вони благоуханий не распространялась вокруг меня; серебро и золото я предоставил тем, кто любит заботиться о сокровищах, – труды их велики, а удовольствие ничтожно. Любимая моя пища – хлеб да соль, а питие – простая вода. Христос же, горе возносящий дух мой, – все мое сокровище». Хранение девства Всяцем хранением блюди твое сердце. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем: они не делают беззакония ( Пс.118:1, 3 ). Нет никакого осуждения тем, которые... живут не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 ), – похоти плотской не исполняют, но в сердце хранят слова Господни, кои суть дух и живот ( Ин.6:63 ). Живущие по духу помышляют о духовном и тем самым умерщвляют желания плотские, – становятся бодры духом, безбоязнены, вполне уповающи на Господа. И Писание говорит: блажен муж, иже не уязвися печалью греха; блажен, ему же не зазре душа его и иже не спаде от надежды своея ( Сир.14:1, 2 ). Но горе, – сказано, – сердцам страшливым и грешнику, ходящу на две стези; горе сердцу ослаблену ( Сир.2:12, 13 ). «Если кто и хранит свое тело от блуда, – говорит Макарий Великий , – но блудодействует мысленно (желанием сердца), тот не получает (от внешнего своего девства) никакой пользы». И Евфимий Великий, указывая на такого, говорит: «тот есть блудник и бес им обладает». По словам же Златоуста, – «делает девственником не одна безбрачная жизнь, но непорочность сердца, удаление от жен и пребывание в богомыслии».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мы должны дать своей жизни такую обстановку, которая бы располагала нас к прославлению имени Божия. А для этого мы должны: 1) Чаще заниматься размышлением о делах и свойствах Божиих, – глубже всматриваться в красоту и величие видимого мира. «Чем более мы станем рассматривать величие и красоту тварей, – говорит св. И. Златоуст, – тем более будем приближаться к Творцу». (Бес. к ант. народ. в русск. пер., стр. 378). Благоговение тут несомненно. Рассказывают об одном великом ученом мыслителе (Ньютоне), который всю жизнь свою положил на изучение законов и устройства вселенной, что он при взгляде на небо всегда снимал шляпу, а при произношении имени Божия всегда делал поклон. 2) Заниматься чтением или слушанием слова Божия, а также чтением или слушанием жития святых. Это чтение или слушание может обогатить нас разными уроками и примерами благочестия. А пример – самый лучший учитель. О Священном Писании ап. Павел говорит, что оно «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). Из жизнеописания св. преподобномуч. Евдокии видно, что она решилась оставить свой прежний порочный образ жизни потому, что слышала за стеной своей комнаты чтение иноком Германом душеполезной книги. Вместе с тем на эту решимость ее имело влияние и благочестие Германа. 3) удаляться от сообщества с людьми безнравственными. Худой пример соблазнителен. Слово Божие уверяет нас, что «худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ); «и блажен тот муж, который не бывает в собраниях нечестивых» ( Пс.1:1 ). Когда евреи, переселившись в землю ханаанскую, жили одиночно и чуждались язычников, то были верным и благочестивым народом Божиим; но потом, когда некоторые из них вздумали породниться с язычниками через супружество, то тогда нравы их изменились, и они часто впадали в идолопоклонство и разные гнусные языческие пороки ( Суд.3:5–8 ). 4) Чаще ходить в храмы Божии, где обитает особенно благодать Божия, просвещающая и освещающая всякого человека, и участвовать в богослужении и св. Таинствах Церкви. Рассказывают об одном комедианте Вавиле, который вел жизнь нечестивую. Раз пришел он в церковь , где в это время читали Евангелие и в нем следующие слова: «покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ). Эти слова произвели на комедианта потрясающее впечатление. Он начал плакать и, вышедши из храма, тотчас же решился оставить прежний порочный образ жизни – и заключился в одну градскую башню для подвигов покаяния. («Луг дух.» Иоанна Мосха , гл. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И вот, когда нужно обозначить совокупность миров небесного и земного, всемир, как одно целое, то, среди ряда других речений, которые будут приведены ниже, употребляется выражение σμπας или πας κσμος, которому соответствует прилагательное παγκσμιος: «Всемирную славу (παγκσμιον δξαν) от человек прозябшую… бесплотных песнь и верных удобрение». Почему же в третьем прошении говорится о мире всемира, а не просто о мире на земле, иными словами «о временех мирных», которые упоминаются, заметим, в особом прошении той же ектении? Да потому, что для нас самым важным и драгоценным являются не «времена мирные», а именно – мир во всемире, т. е. сохранение восстановленного Христом мира между небом и землёй, плода всего искупительного подвига. 2) Второй недоуменный вопрос, – к каким церквам приложимо название «святые Божии», разрешается г. Пальмовым с исчерпывающею полнотою и совершенною ясностью. Рядом ссылок на тексты посланий св. апостола Павла ( Рим.1:7 ; Фил.4:22 ; Кол.1:2 ), древнейшей литургии, записанной в книге «Апостольских постановлений» и евангелиста Иоанна Златоуста (Бес. на Посл. св. ап. Павла к Ефес.) автор исследования убедительно доказывает, что возглашением: «о благостоянии святых Божиих церквей» мы приглашаемся к молитве о благостоянии не каких иных, но только православных церквей. 3) He так, по нашему разумению, благополучно справился г. Пальмов с изъяснением третьего предмета моления: «о соединении всех». Начал он отлично, сказав, что «соединение», – νωσις обозначает по-гречески внутреннее единение. Но этого, единственно здесь верного и точного, значения он при дальнейших рассуждениях не удержал и, следуя почившему Московскому святителю, митрополиту Филарету, продолжал говорить уже о «соединении». В этом мы видим коренную ошибку. Господь наш Иисус Христос , «еже о нас исполнив смотрение, яже на земли соедини (νωσε) небесным». Следствием этого соединения явилось νωσις, единство, или единение, которое и надлежит различать от соединения. Последнее означает действие, восстанавливающее нарушенное единство, что и было предметом Христова подвига, или впервые его устанавливающее; первое означает состояние, первичное или вторичное, в последнем случае – следствие восстановления нарушенного единства. В данном случае νωσις и есть именно единение, единство, а не соединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Материалы для истор. раскола т. 5. стр. 103: в доме у Аввакума была молодая вдова Офимья: «Как станем в вечер начинать правило, так ее бес ударит о землю... И я по руке поглажу крестом; так и рука свободнее станет; я по другой: и другая так же освободится; я – по животу: так баба и сядет. Ноги еще камены. Не смею туда крестом гладить, – думаю, думаю, – и ноги поглажу баба и вся свободна станет». Там же т. 1, стр. 360–361: «В расспросе же сказал брат его родной Прокофейке (сыновья Аввакума) теж речи, а иρο старицу татарку сказал, что де она живет на Москве, а в монастыре или у кого во дворе, того де я не ведаю, только де прихаживала к батюшку на Москве во двор по-редку». «Документы о старообрядцах нашего времени» стр. 14: «Владыко Антоний! Оставь лучше свое епископство и отправься в монастырь, к матери своей, Евпраксии» (послание архиеп. Антония 1-го к Антонию 2-му). 2) Обвиняют патр. Никона и за то, что он называл себя «великим государем». Разбор: Но он не сам присвоил себе этот титул, а получил его от царя Алексея Михайловича за попечение о царской семье и за помощь по управлению государством. «Алексей Михайлович, желая выразить Никону благодарность за попечения его о царском семействе, наградил его титулом «великого государя» (Гиббенет I, 22). «Великим государем» называл себя и патр. Филарет: «Значение Московского патриарха в лице Филарета Никитича достигло такой степени, какой оно не достигало никогда, ни прежде, ни после. Он был не только патриархом, но и «великим государем» не по одному имени, а в действительности. Он соцарствовал своему сыну и вместе с ним правил Московским государством» (История русск. ц. м. Макария т. 11, стр. 67). 3) Ссылаются на 12 т. Истории Макария, где п. Никон наз. хуже сатаны (стр. 736), а собор, его судивший, сонмищем бесовским (стр. 397). Разбор: Надобно заметить, что 12 том истории Макария составлен на основании писем Паисия Лигарида, злейшего врага п. Никона , который мог наговорить на него и того, в чем тот не был и виноват (см. ниже, в разборе 4 возражения).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010