Продолжим рассказ о гадаринском бесноватом. Христос сжалился над ним и изгнал из несчастного легион бесов, которые просили у Спасителя дозволения войти в стадо свиное. Христос дозволил, и бесы тут же проявили свое губящее начало, сбросив стадо свиней с крутизны в море ( Мф.8:28–32 ; ср. Мк.5:1–13 ). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, не болезнь беснования вошла в свиней. Очевидно, что это дело легиона бесов, которые были изгнаны. После столь ясного учения Христа, кажется, нет места никаким сомнениям касательно достоверности бытия злых духов. Однако, не все видят в словах Христа учение о действительном существовании злых духов, многие думают, что словам Христа нельзя придавать буквального смысла, потому что Он мог приспособляться к понятиям Своих современников. Такое мнение решительно не имеет никакой цены на следующих основаниях: 1) Христос никогда не лгал, и не мог лгать, и постоянно боролся с предрассудками. По Своей любви к истине и людям, Господь не мог бы предостерегать последних и вносить в их души страх пред злобными и могущественными врагами рода человеческого, если бы этих врагов на самом деле не было; 2) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на жилище демонов, а потому, когда беседовал с бесноватыми, то обращался с речью не к больному, а прямо к демонам, называя их духами нечистыми и повелевая им выйти из человека больного ( Мк.1:25,5 и 8–9). Говорил Христос и о том, что делает изгнанный из человека бес: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным (то есть свободным от добродетелей). Если найдет таким, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого ( Мф.12:43–45 ; Лк.11:24–26 ); 3) злые духи, находившиеся в людях, как существа отдельные от тех лиц, в которых обитали, устами бесноватых исповедовали Иисуса Христа Сыном Божиим, трепеща Его могущества и власти над ними, и этим невольно свидетельствуя, что они Им побеждены ( Мф.8:29 Лк.4:33 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня — Иисус не имеет Своих, отдельных от воли Отца, целей пришествия в мир; Его речи — это откровение об Отце, а не попытка защитить Себя. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего — слово означает звучащую речь, а lTgoj ‘слово’ — смысл, послание, заключённое в ней; ‘слышать’ также означает ‘исполнять’. Ваш отец диавол — ср. 1 Ин 3:8 кто делает грех, тот от диавола. Никто не может быть дальше от Отца, чем диавол, который уничтожает жизнь, созидаемую Богом (человекоубийца) и отрицает истину откровения, исходящего от Отца (лжец). Человекоубийца от начала — диавол лишил Адама бессмертия (Быт 3; ср. ещё Прем 2:23–24 (Бог создал человека для нетления но завистью диавола вошла в мир смерть); Сир 25:27 (От жены начало греха и чрез нее все мы умираем); Рим 5:12 (Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть). Как Божественное Слово неизменно от начала (1:1), так и Его противник остается верен себе: в нем нет истины. Кто из вас обличит Меня в неправде? — в этой главе, как и в других частях Евангелия противники выдвигают обвинения против Иисуса, но ни одно из них не может быть доказано. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога — для того, чтобы услышать слово Божие, надо принадлежать Богу, а не диаволу: Слово, таким образом, обнаруживает скрытый выбор человека. Ты Самарянин — об отношении Иисуса к самарянам см. в гл. 4. Самаряне считались людьми смешанного (еврейско-языческого) происхождения и еретиками. Нет никаких оснований думать, что учение Иисуса могло обнаружить сходство с самарянским (см. священномученик Иустин, Разговор с Трифоном 69; Ориген, Против Цельса 6:11; 7:8). Бес в Тебе — в отличие от Мк 3:22 (и параллели у других синоптиков), здесь, как и в Ин 7:20 и 8:52, не обвинение в одержимости в буквальном смысле, а желание оскорбить и выразить презрение к тому, что непонятно и неприемлемо (“бред сумасшедшего”). Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня — смысл служения Иисуса не в том, чтобы возвысить Себя среди людей, а только во всецелом послушании Отцу; поэтому те, кто бесчестит Его, отказывают в почитании Самому Отцу. Я не Ищу Моей славы; есть Ищущий и Судящий — Отец ищет славы Иисуса, как Иисус ищет Его славы; Отец судит мир, оправдывая истину и осуждая её противников.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

230. К прихожанам, живущим среди раскольников-беспоповцев, об антихристе (Из жизни св. священномученика Артемона. Чет. Мин. апр. 13) Однажды, как пишется в житии св. священномученика Артемона, епископ Сисиний говорил лаодикийским христианам: «Чада моя, слышим грядущего антихриста во град, хотящего убивать христиан; да ничтоже убо отлучит вас от любви Христовы, ни огнь, ни меч, ни звери, ни какие-либо лютейшие смерти». О каком же антихристе говорил так Сисиний? О настоящем, о котором говорит слово Божие и учат святые отцы, или о каком-нибудь другом? Нет, он говорил не о настоящем, а просто назвал антихристом некоего мучителя Патрикия, который шел в Лаодикию гнать христиан. Но тут вот и является вопрос: кто же будет настоящий антихрист и когда придет? Что на это ответить? Вот живущие между вами беспоповцы учат, что под антихристом должно разуметь не человека, а антихриста мысленного, т. е. отступление от веры, и что этот мысленный антихрист уже воцарился в мире со времен патриарха Никона . Как же тут быть? Согласиться ли с беспоповцами, как они говорят об антихристе, или смотреть на него по-другому? Погодим соглашаться; а сначала вникнем в то, как учат об антихристе слово Божие и святые отцы. Как же они учат? 1) Св. апостол Павел во втором послании к Солунянам, во 2-й главе, в 3-м и 4-м стихах говорит так: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог , выдавая себя за Бога». Здесь апостол Павел под человеком беззакония разумеет антихриста. Это подтверждает и св. Златоуст, когда, в объяснение слов Павловых, говорит: «Что есть отступление? Того самого антихриста нарицает отступление, яко многих имущего погубити и отставити». Далее св. Златоуст говорит, что апостол называет антихриста человеком греха, и опять показывает причину, ради чего так называет: «Яко бесчисленная соделает лютая и приготовит иных да делают лютая». Называет и сыном погибели, зане и той погибнет. Наконец, св. Златоуст вопрошает: «Кто убо сей, сатана ли? – и отвечает, – никакоже: но человек некий всяко его [сатаны] приемляй действо». (Злат. 3-я бес. на 2-е посл. к Солунянам древн. изд. См. о сем инока Павла об антихристе. Душ. Чт. стр. 125 и 126, 1871 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Глава 35 По повелению Божию Иаков переходит в Вефиль, где окончательно утверждается за ним имя Израиль Быт.35:1 . Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. Кровавое дело Симеона и Левия в Сихеме делало небезопасным дальнейшее пребывание семьи Иакова в окрестностях Сихема (ст. 3). Притом целью путешествия Иакова из Харрана был Вефиль ( Быт. 28:19, 31:13 ), которого Иаков все еще не достиг, несмотря на десятилетнее уже пребывание его в Палестине. Посему Бог дает ему повеление идти в Вефиль, которое одновременно было и одобрением и напоминанием. Быт.35:2–3 . И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. Под влиянием этого откровения, а равно и в ожидании движения в священный для Иакова Вефиль ( Быт. 28:19 ), он (как после Моисей от народа – перед Синайским законодательством, Исх. 19:10–14 ), требует от всех членов семьи своей полного очищения – отвержения всех языческих примесей идолослужения (терафимам и, вероятно, другим идолам, служение которым могло быть занесено в семью Иакова месопотамскими рабами его, а также под влиянием сношений с сихемлянами) и, как внешнего знака сего, омовения и перемены одежды, оскверненных идолослужением. Это был как бы акт приготовления к высшему освящению (ср. Исх. 19:10, 15 ; 2Цар. 12:20 ). Мотивом к этому Иаков выставляет свое чувство благодарности Господу за помощь в бедствиях пути. Быт.35:4 . И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] Слово патриарха производит немедленное действие: домочадцы его отдают ему не только идолов, но и серьги (ср. Исх. 32:2 ): «может быть, и это были какие-нибудь знаки (символы) идольские, а потому и их вместе с идолами принесли Иакову» ( Иоанн Златоуст , Бес. 59, с. 642). Блаженный Августин (Quaestitiones ad h. l.) видит в этого рода серьгах волшебные талисманы и называет их «idolorum phylacteria» (хранилища идолов). Равным образом р. Маймонид в тр. «akum imazzeloth» (идолопоклонники) признает их кумирами. Иаков закапывает эти предметы в землю (по иуд. преданию – тайно, чтобы никто не извлек их обратно), под дубом близ Сихема, пользовавшегося, по-видимому, известностью ( Быт. 12:6 ; Нав. 24:26 ; Суд. 9:6 ). Прибавка LXX (также слав. и русск. перев.), что Иаков сделал идолы безвестными до сего дня, хотя и имеет характер глоссы, текстуальной традицией не подтверждаемой, но имеет, однако, внутреннюю достоверность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Часть 2 В Ефесе же нельзя найти даже пепла от знаменитого храма Дианы Ефесской. А храм этот был целым и крепким в то время, когда Павел проповедовал Радостную Весть о Царстве Небесном и о Христе Спасителе. И целым, и крепким, и самым знаменитым в Азии, знаменитее даже самого города Ефеса [ 1 ]. Но поднялось негодование против Павла и его друзей. Кто же его поднял? Жрецы и художники. Негодующих вдохновлял художник Димитрий, серебряник, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль [ 2 ]. Он собрал своих мастеров и сказал им: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. Но этот Павел, говорит, совратил весь народ в Асии, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги [ 3 ]. " Несчастье! - говорит Димитрий.- Несчастье еще большее, что народ перестанет чтить храм великой богини Артемиды, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная " [ 4 ]. Это якобы самое большое несчастье. Тогда закричали разъяренные художники и мастера: велика Артемида Ефесская! (ср.: Деян. 19 , 28). Так кричали те, которым не было никакого дела до истины: им нужен был прибыток. Как было в Ефесе, так было и в Сирии, в Бальбеке [ 5 ]. Гигантские столбы, величественный храм, резьба, позолота - все дивно для глаз. Но все так же дивно снаружи, как дивна пестрая змея, исполненная яда. А внутри? Внутри стоял огромный вол из меди, который время от времени сильно растапливали, пока он не раскалится, и тогда в него бросали детей в жертву Молоху. Ах, Феодул, представь себе малых невинных детей, чьи Ангелы смотрят на лице Отца Небесного и чьи плотские родители предают их ненасытному огню! Разве ты не видишь, почему благий Иисус заповедал: и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23 , 9)? Как было в Сирии, так было и в Халдее, в Ассирии, и в земле Ханаанской. Всюду искусные храмы с не-обыкновенными фасадами, разукрашенными дверями, с изваянным бычьим телом и с человеческими головами - с бородатыми головами царей Саргона [ 6 ], Ксеркса, Артаксеркса, Навуходоносора, Сарданапала [ 7 ], Дария и других. Все украшено и разубрано в одной последовательности, в одном разработанном стиле. Огромный труд, огромные расходы. Но так бес захотел, жрец задумал, художник исполнил, а польщенный царь оплатил. Так снаружи. А внутри - пустота, тщета и отчаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Антоний говорит: «Как зовут тебя?» Он говорит: «Бог откроет тебе». И Антоний встал на молитву, честно исполняя обещанное, стал молиться: «Прости, Господи, грехи тому человеку, который приходил ко мне недавно». И он услышал голос Божий: «Знаешь, кто это?» – «Нет». – «Это диавол, принявший обличие человеческое. Он придет к тебе через неделю – скажи ему, что Я прощу его, если он покается». И вот этот странный человек, этот странный гражданин, как сказано в притче о Блудном сыне о хозяине свиней, которых пас блудный сын… так вот, этот странный гражданин, бес, шел издалече, и Антоний увидал его и сказал ему издалека: «Я знаю, кто ты. Бог простит тебя, если ты покаешься». Тогда лукавый изменил свой вид в нечто безобразное, свойственное ему более, чем человеческое обличие, захохотал и сказал святому: «Глупый старик! Весь мир меня слушается, и я буду каяться?!» И с хохотом ушел в пустыню. И Евангелие говорит нам о лукавом. Например, в притче о Милосердном самарянине человек, попавший к разбойникам, – это же Адам, попавший в руки демонов, это избитый и изъязвленный Адам, к которому пришел милосердный самарянин – Христос – и промыл ему раны, посадил его на осла – то есть на плоть Свою, плотью Своей приняв грехи наши; привез в гостиницу, которая есть Церковь, и дал гостиннику, чтобы тот дальше ухаживал за ним, заплатив ему двумя монетами, то есть Ветхим и Новым Заветом – «Из этого пользуйся для лечения, а если что больше истратишь, Я приду и тебе возмещу». И странный гражданин, хозяин свиней в притче о Блудном сыне… – и там много о диаволе. Очень радостно для человека, что ад создан не для человека: Господь в словах о Страшном Суде говорит, что Он скажет некоторым: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», – для человека ад не уготован. Для человека уготовано небесное жилище. Для этого создан человек. Он настолько сложен, настолько ценен, настолько теоретически и потенциально красив, в каждой ресничке человека столько мудрости Бог заложил, что Богу не хочется никого в огонь бросать, Ему не хочется, чтобы это любимое создание было дровами для адского костра. Огонь вечный – для диавола и для ангелов его. А для нас – светлый рай. Сюда мы с вами и стремимся. На прощание я желаю, чтобы вы были избавлены от всякой демонской козни и чтобы ангелы светлые и друзья наши невидимые, сильные и красивые, не отлучались от вас. До свидания. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1852 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Viktorija Burova 27 февраля 2018, 03:52 Ангела Хранителя всем! Алексей Каржавин 23 июля 2016, 12:51 Спасибо, Отец Андрей. Ириней 1 июля 2016, 02:22 Все достаточно понятно: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» - означает, что изначально ад не был предназначен для человека. И каждый, кто покается и примет Бога в сердце своем, тот будет спасен. А кто Бога отвергает, как его может спасти Бог?

http://pravoslavie.ru/92358.html

Ис.49:3 . и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я про­славлюсь. «Ты раб Мой Израиль, – в Тебе я прославлюсь». Несомненно, что этого места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии, потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и действительному характеру его служения. Остается, таким образом, единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии, Отроку Господню. «Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.). «В Тебе Я прославлюсь». Лучшим комментарием этих слов является известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со своими учениками: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» ( Ин.13:31 ). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований прекрасно поясняет, что «Бог почитает наше спасение Своею славою» (Том 10. Бес. 7, на 1Кор.2:6–7 ). Ис.49:4 . А Я сказал: напрасно Я трудил­ся, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Го­с­по­да, и награда Моя у Бога Моего. «А Я сказал: напрасно Я трудился». Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии – даже больше того – сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии – собрание заблужденных овец дома Израилева ( Мф.15:24 ; Мф.23:37 ) – по жестокосердию последнего не осуществилась ( Ин.1:11 ). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ( Мф.26:37–38 и Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 3. Рацион Чем питались Иисус и Его ученики? Рацион их чаще всего был самым простым; основу его составляли обычные, наиболее употребительные продукты: хлеб, рыба, вода, вино. Хлеб и рыба неоднократно упоминаются в Евангелиях в качестве основной пищи учеников Иисуса: сама их профессия предполагала, что питались они в основном рыбой. На Тайной Вечере Иисус преподает ученикам хлеб и вино, и даже после Своего воскресения преломляет с ними хлеб ( Лк. 24:30 ) и разделяет трапезу, состоящую из хлеба и рыбы ( Ин. 21:13 ). Однако рацион Иисуса и Его учеников, по-видимому, не всегда ограничивался самыми простыми продуктами. Иисус принимал приглашения на обед от людей разного социального положения: об этом не однажды упоминается в Евангелиях. Мы видим Его возлежащим в доме мытаря Матфея ( Мк. 2:15 ), в доме Симона прокаженного ( Мф. 26:6–7 : Мк. 14:3 ), в доме Симона фарисея ( Лк. 7:36–40 ), в доме одного из начальников фарисейских ( Лк. 14:1 ), в доме Лазаря ( Ин. 12:1–2 ). Эти званые обеды предполагали наличие разнообразных блюд и большого количества гостей. Относительно трапезы в доме Матфея-Левия евангелист Лука прямо говорит, что хозяин сделал для Иисуса большое угощение, отмечая, что там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними ( Лк. 5:29 ). Глагол «возлежать», употребляемый в Евангелиях неоднократно в описании этих трапез, указывает на обычай, широко распространенный в греко-римском мире, принимать пищу, полулежа на специальных диванах (или подстилках), расположенных вокруг низкого обеденного стола. По Своему образу жизни Иисус сильно отличался от Иоанна Крестителя. Если тот жил в пустыне и народ приходил к нему, то Иисус Сам ходил по городам и селениям, проповедуя на улицах, в синагогах и частных домах. Если Иоанн отличался особым аскетизмом, на что евангелисты обращают специальное внимание ( Мф. 3:4 ; Мк. 1:6 ), то об Иисусе ничего подобного в Евангелиях не говорится. Сам Иисус противопоставлял Свой образ жизни образу жизни Крестителя: Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам ( Лк. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2. А отечеством Его, я думаю, здесь называется Капернаум. Что действительно там не было Ему чести, послушай, как Он сам говорит: " и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься " (Лук.10:15). Отечеством же Своим называет Он Капернаум или по отношению к Своему воплощению, или потому, что большею частью там пребывал. Что же? – скажешь ты, – не видим ли мы, что многие и у своих пользуются честью? Видим, конечно; но по редким случаям не должно судить. Если некоторые люди были почитаемы в своем отечестве, то в чужом гораздо более, – потому что привычка заставляет относиться пренебрежительно. " Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник " (ст.45). Видишь ли, что люди, наиболее охуждаемые, оказываются тем более усердными к Нему? Один говорил: " из Назарета может ли быть что доброе " (Иоан.1:46)? Другой: " рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк " (Иоан.7:52). И это говорили в упрек Ему, потому что многие думали, что Он из Назарета; поносили Его также именем самарянина, – говорили: " Ты Самарянин и бес в Тебе " (Иоан.8:48). Но вот, к стыду иудеев, и самаряне и галилеяне веруют в Него. Самаряне однако оказываются еще лучше галилеян. Самаряне приняли Его по одному свидетельству жены, а галилеяне тогда уже, когда увидели совершенные Им чудеса. " Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино " (Иоан.4:46). Евангелист приводит здесь слушателю на память чудо, возвышая этим славу самарян. Галилеяне приняли Его после чудес, совершенных Им у них и в Иерусалиме, а самаряне – только за учение. Итак, евангелист сказал только, что Иисус пришел в Кану, но не присовокупил причины, по которой пришел. В Галилею Он удалялся по причине ненависти иудеев; но почему в Кану? В первый раз Он был зван туда на брак; но почему и для чего пришел теперь? Мне кажется, для того, чтобы веру, произведенную чудом, еще более укрепить Своим пребыванием и еще более привлечь тем, что Сам добровольно пришел к ним, оставил Свое отечество и предпочел их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1. чревообъядение, 2. любодеяние, 3. сребролюбие, 4. гнев, 5. печаль, 6. уныние, 7. тщеславие, 8. гордость. Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже. Иногда восемь страстей называют смертными грехами . Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26). Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение. Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости. Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед. Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают.

http://pravoslavie.ru/29226.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010