Отвечая на вопрос о том, кто был выведен из ада воскресшим Христом, Григорий следует Августину: он тоже считает, что выведены были только «избранные». Это ведет Григория к утверждению, что Христос не умертвил ад, но лишь «уязвил» (букв. «укусил») его, т. е. одержал некую частичную, неполную победу над ним. Здесь уже налицо существенное расхождение между Григорием Двоесловом и традиционным раннехристианским пониманием: Избранные [воскресшим Христом], которые, хотя и пребывали в покое, однакоже содержались в заклепах адовых, ныне приведены к наслаждениям рая... Он «всех привлек» [к Себе] 371 , ибо никого из избранных (electes) Своих не оставил в аду 372 . Всех вывел [из ада], особенно избранных (omnia abstulit, utique electa). Ибо даже некоторых неверующих и за свои преступления преданных вечным наказаниям, Господь, воскресая, предуготовал к помилованию, но исхитил из заклепов адовых тех, которых за веру и дела признал Своими. Поэтому Он справедливо говорит через Осию: «Я буду смертью твоею, смерть; Я буду уязвлением (morsus 373 ) твоим, ад»... Итак, поскольку Он в избранных Своих окончательно убил смерть 374 , то и сделался смертью смерти. Поскольку же из ада часть вывел, а часть оставил (partem abstulit, et partem reliquit), то не убил окончательно, но уязвил ад 375 . Насколько мы можем судить, Григорий Двоеслов был первым западным автором, который говорил о том, что Христос, сойдя во ад, «часть вывел, а часть оставил». Такой идеи мы не находим ни у Августина, ни у восточно-христианских авторов (за исключением одного псевдоэпиграфа). Как в греческой, так и в латинской патристике говорилось либо о том, что Христос вывел из ада всех, либо что Он вывел некоторых (праведников, святых, патриархов и пророков, «избранных», Адама и Еву и т. д.), но при этом не уточнялось, кого Он не вывел из ада. Григорий Двоеслов довел августинианское учение об изведении Христом «избранных» до его логического завершения. Все утверждения богослужебных текстов (в том числе и латинских) о том, что Христос уничтожил ад 376 , в таком случае должны восприниматься как риторика: в действительности Христос только уязвил ад, но не уничтожил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

— Геронда, что значит: «Лукавии человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» — Гляди: есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но какое это процветание? Это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну. Боже сохрани!.. Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не смог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы, борьбы. Какое же у Бога благородство! Иного человека взять: сколько народу перерезал на [гражданской] войне, а до сих пор жив! В иной жизни Бог скажет ему: «Я дал тебе жить больше, чем добрым». Смягчающих вину обстоятельств у такого человека не будет. — Геронда, а почему иногда такие люди, будучи тяжело больны, не умирают? — Видимо, у них есть тяжкие грехи, потому и не умирают. Бог ждет, может быть, они покаются. — А как же люди, которых они мучают? Геронда, в одной стихире поется: «Яростию подвигшеся праведнейшею». Какая ярость или гнев являются праведнейшими? — Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, — это «праведнейший гнев». Гневаться, когда обижают тебя самого, — это гнев нечистый. Если видишь, что кто-то страдает за святыню, то это значит, что у него есть ревность по Богу. И Христа ради юродивого можно так распознать. Если взять, например, икону и поставить ее перед ним вверх ногами, то Христа ради юродивый сразу подскочит! Такой «тест» на юродивых. Итак, есть и праведное, по Богу, негодование, и только такое негодование оправдано в человеке. Когда Моисей увидел, как народ приносит жертву златому тельцу, он, вознегодовав, поверг на землю скрижали с заповедями, которые дал ему Бог, и они разбились. Финеес, внук первосвященника Аарона, совершил два убийства, а Бог заповедал, чтобы из рода его происходили священники Израилевы! Когда Финеес увидел, как израильтянин Замврий грешит с мадианитянкой Хазви перед Моисеем и всеми израильтянами, то он не удержал себя. Поднявшись от сонмища, он убил их, и гнев Божий остановился. А если бы он не убил их обоих, то гнев Божий пал бы на весь народ израильский. Как это страшно! Я, когда читаю в Псалтири стих «И ста Финеес и умилостиви и преста сечь», много раз лобызаю его имя. И Христос, когда увидел, как в ограде Храма продают волов, овец, голубей, увидел менял, меняющих деньги, взял бич и изгнал их.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-samo-prisut...

Приехавши на двор, королевич сказал мне, что мысль не удалась, комнатного его дворянина стрельцы ухватили, но он не хочет его выдать. Сказавши это, королевич взял шпагу да скороходов человек с десять, выбежал из двора и, увидав, что стрельцы ведут дворянина, бросился на них, убил того стрельца, который вел дворянина, и, выручив последнего, возвратился домой». Марселис, выслушавши чашника, пошел опять к королевичу и начал ему говорить, что он это сделал не гораздо; если б ему удалось уйти из Москвы, то он, Марселис, погиб бы от царской опалы, стали бы подозревать, что он знал о побеге. Королевич отвечал: «Большой был бы я дурак, если б об этом деле сказал тебе или другому кому, кроме тех, кого с собой взял». Марселис: «Что-то подумает царское величество, когда узнает, что вы такое дело дерзостно учинили?» Королевич: «Я царскому величеству приказывал, что хочу это сделать и, кто меня станет держать и не пропускать, того убью. И вперед буду о том думать, как бы из Москвы уйти, а если мне это не удастся, то есть у меня иная статья». Из последних слов Марселис заключил, что не хочет ли королевич над собою чего-нибудь сделать, не опился бы смертоносным зельем, и, слыша про такое дело, Марселис не смел царскому величеству не известить, чтоб вперед от него в гневе не быть. 12 числа сам королевич объявил боярину князю Сицкому, что он хотел уехать за Тверские ворота и убил стрельца. Царь, услыхавши об этом признании, послал сказать послам королевским, что и простым людям такого дела делать не годится и слышать про него непригоже, а ему, царю, слышать про это стыдно, и королю Христиану такое дело не честно. Послы отвечали, что у них с королевичем было улажено ехать из Москвы явно, днем, всем вместе, и если бы что случилось, то не от них, а от напрасного задержанья. Если же королевич поехал один, ночью, тайком, то им до него дела нет. 13 мая королевич прислал царю новую просьбу об отпуске, клянясь, что никогда не переменит веры и, следовательно, жить ему больше незачем. Царь отвечал ему выговором, что он, Вальдемар, за такую его любовь и ласку отплатил таким непригожим делом, о котором скоро будет толк у бояр с послами королевскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

— Может, я с ума сошел, — произнес Кент. — Бывает. человек сойдет с ума и сам не догадывается. Странная такая особенность у сумасшествия. Но если я не сумасшедший, то Баркли убил я. Конечно, если я его не убивал, тогда я определенно сумасшедший, потому что ято наверняка знаю, что убил. Или вы сумасшедшая. Подозреваю, что так оно и есть. Разве станет нормальный человек ходить здесь в обуви на таких каблучищах? — Он укоризненно кивнул на ее туфли. Впервые за все это время девушка улыбнулась — искренне, открыто, радостно. В какой-то момент казалось, что сердце ее рвется из груди навстречу ему. Мгновение, и улыбка исчезла — как будто туча набежала на солнце. — Вы смелый человек, — произнесла девушка. — Я восхищаюсь вами. Ненавижу мужчин, но, случись вам выжить, я бы наверное полюбила вас. Я поверю, что это вы убили Баркли. Вы заставили меня поверить. Вы сделали это признание, когда узнали, что умираете. Вы хотели спасти невинного. Так? Кент слабо кивнул. — Именно. Противно это сознавать, но, видимо, так и было. Я признался, потому что знал, что умираю. В противном случае я бы, конечно, предпочел, чтобы другой выпил эту микстуру вместо меня. По-вашему, я грубое животное? — — Все мужчины — грубые животные, — быстро согласилась девушка. — Но вы… Вы — животное немножко иной породы. Вы мне нравитесь. Если бы можно было, я бы стала сражаться за вас. Я это умею. Она протянула к нему свои маленькие ладошки и слегка улыбнулась. — Не этим! — воскликнул Кент. — Я думаю, ваше оружие — глаза. О’Коннор рассказал мне, как они чуть не укокошили Кедсти, когда вы с ним встретились вчера под тополями. Кент надеялся, что упоминание о Кедсти приведет девушку в замешательство. Ничуть не бывало. Во всяком случае, внешне. — О’Коннор — это тот большой человек с красным лицом, что был с мистером Кедсти? — Да, он мой напарник. Он вчера приходил сюда, распинался насчет ваших глаз. Они и правда красивые. Я никогда таких красивых глаз не видел прежде. Но не это поразило Баки, а то, какое впечатление они произвели на Кедсти. О’Коннор сказал, что у Кедсти все поджилки затряслись, а Кедсти не из тех, кого легко напугать. И самое странное: как только вы ушли, он тут же велел О’Коннору выпустить Мак-Триггера, а сам повернулся и пошел за вами. Весь тот день О’Коннор пытался что-нибудь разузнать о вас в поселке. Ни черта… То есть, простите, ничего ему никто не сказал. Мы прикинули и решили, что — неясно Почему — прячетесь вы в хижине у Кедсти. Вы не сердитесь, что я все это болтаю, — простите умирающего.

http://azbyka.ru/fiction/bystraya-molniy...

И восстал вероотступник, и привлек сердца окружающих к себе, прельстил души неразумных, а благочестивых страхом смирил. Так среди многих бедствий неукротимый зверь инок Григорий царское имя присвоил себе и незаконными мучительными приказами всех смутил; и в замешательство пришли все перед войском его, так что он к самому царствующему городу подошел. Все навстречу вышли к нему и великими дарами радостно встретили. А на семью Бориса и сына его царя Федора, еще не венчанного на царство, но которого они клялись смертью избавителя Христа, Бога нашего, святым крестом его, возвести на престол, – на него разгневались все в царствующем городе Москве, как волки и хищники на овцу Божию, на сына царского и на его мать и сестру; и незаконного царя захотели сделать властителем. А на тех камнями и кольями вооружились, как настоящие враги святого креста Божиего, и в храмы царские пришли, крики громкие издавая, а также многими бранными словами осыпали их, которые сатана в их уме породил. И взяли их, отвели на прежний двор их, где они до восшествия на престол жили, с великим бесчестием, как будто со злодеями расправлялись. И ворвались во дворы ближайших друзей их – так свершилось возмездие – и все расхитили и живших при них слуг грабили. А незаконного царя посланники, радуясь исполнению своих надежд и властвуя над всеми, получили указание от преступника погубить прежнего Федора царя и мать его и размышляли, как это сделать. И тут один злой советник явился – как он сам рассказывал мне об этом – и дал посланникам совет злой, чтобы они послали туда воинов с веревками и удавили их, и так удастся избежать волнений среди людей. Так они и сделали, как незаконный царь решил по совету нечестивому. Тело же прежденазванного царя Бориса он повелел из храма выкинуть. И было поучительное зрелище: в гробе с бесчестием лежало тело мертвеца того – кто убил сына господина своего, кто недоброе наговаривал на того, кого сделал блаженным Христос Бог, и кто также напраслину на друзей своих возвел, и льстивыми словами прельстил, и кто убил невинных много. И вот показал Создатель тело его, после смерти выброшенное для надругательства в назидание всем неправедно мыслящим и говорящим лживые слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стихи: «Изменились города и те, кто в них, и лице всей земли омрачилось. «Изменилось все, имеющее цвет и вкус, и всякая радость исчезла с лица: «Каин убил брата своего Авеля... О, исчезло лице его красивое! «Изменила земля корни и запах дерев и покой райских рек. «Продолжится ли жизнь с рыданиями?... Но мне уже тяжела жизнь. «О, исчез Авель, сын мой! Его убитого уже поглотила могила».... Отвечает Иблис проклятый: «Удались ты из городов и от жителей их! Тебе стало тесно и в раю, «Где ты и супруга твоя были в милости и где сердце твое было чуждо печалей мира!.. «Кого я гублю обманом и хитростью своею, тот уже теряет свое счастие; «Если бы не милость Всевышнего, постиг бы тебя позор вместо садов вечности». Отвечает Ева – да будет милостив к ней Бог: «Удались от меня! Подлинно, шайтан – проклятый, ненавистный и лицем, проклятый, отвратительный. Всю жизнь ты был врагом нашим проклятым; ты не умрешь – и мы не найдем покоя». В предании рассказывается так: когда Каин убил Авеля, пришел Иблис и сказал Каину: «Бог всевышний и превознесенный потому не принял твоей жертвы, что ты не покланяешься огню и не возвышаешь (при этом) голоса, между тем как Авель исполняет это». Каин после этого напился вина и поклонился идолу и огню. Когда узнал об этом Адам, то послал человека, чтобы он вразумил Каина, но он не принял наставления. Потом (Адам) послал 4000 человек, с тем, чтобы они схватили (Каина) и привели. Когда отправившиеся люди увидели пьяное гульбище, то все вошли к Каину. Рассказывают, что непокорство ведет свое начало от Каина. Когда будет день воскресения, (люди) скажут Богу всевышнему, как говорится в Коране: «Господи наш! Мы видели тех двоих из джиннов и людей, которые заблудили нас. Мы положили обоих под стопы наши, чтобы оба они были низшими» 324 . Под этими двумя подразумеваются Иблис и Каин. Тогда Бог скажет: «Иблис! Тебя ищут находящиеся в аду». Иблис скажет: «И я ищу их». Господь всевышний и превознесенный поставит минбар 325 из огня. Иблис взойдет на этот минбар и скажет: «Подлинно, я не верю в то, соучастником чего вы считали меня прежде». Находящиеся в аду не будут в состоянии дать ответ на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

и тех людей посылать в вотчины и в поместья и велети править на людех их и на крестьянех " (АИ. Т. III. С. 101). Или, когда господин убьет чужого крестьянина или крестьянин одного владельца убьет крестьянина другого владельца, неумышленно, во время драки или в пьяном состоянии, то господин за убитого крестьянина отдавал своего крестьянина; в указе 1615 года 17 января сказано: «А убьет сын боярский или сын его, его племянник, а с пытки тот убойца в том убивстве учнет говорити, что он убил в драке, а не умышленьем, или пьяным делом; и из его поместья взять лучшего крестьянина с женой и с детьми, которые дети живут с ним вместе, а не в разделе, и со всеми животы, и отдать тому помещику, у кого крестьянина убили, во крестьяне. А убьет чей крестьянин крестьянина до смерти, а с пытки тот убойца учнет говорити, что его убил пьяным делом, а не умышленьем; и в того убитого крестьянина место того убойца, бив кнутом и дав на чистую поруку, выдать тому помещику, у кого крестьянина убили, с женою и с детьми и с животы» (АИ. Т. III. С. 303). Таким образом, крестьяне чрез прикрепление к земле становились в такое зависимое положение от землевладельцев, даже по закону, что в иных случаях по суду отвечали за землевладельца, как имуществом своим, так и личностью, только с непременным условием охранения крестьянских прав, т.е. крестьянин поступал на место убитого крестьянина в крестьяне же, а не в холопы; и при платеже исков, значащихся на господине, крестьяне не выдавались истцам головою в заработку исков, а только платили истцам вотчинничьи или помещичьи доходы, вместо того чтобы платить их своему владельцу. Вообще закон, прикрепивши крестьян к земле по видам государственным, финансовым, постоянно и преследовал сии виды. Крестьянин, на чьей бы земле он ни жил, имел постоянно определенные отношения к государству по правам и обязанностям своего сословия; и государство получало свои выгоды именно от того, что крестьянин был крестьянином; по сему оно и заботилось о том только, чтобы крестьянин не выходил из крестьянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Почти все великие люди вышли из атмосферы равенства. Великий может породить деспотию, но самого его производит на свет демократия. Кроме революции, героев рождает вера. Для веры — такова ее природа — все люди одинаково ценны, все равны перед вечной гибелью… Все равны, как одинаковые монеты, — каждый ценен лишь потому, что на нем запечатлен образ великого царя. Это редко замечают те, кто пишет о религиозных героях. Вера приводит к величию духа именно потому, что не ищет величия. Сила Кромвеля в том, что он высоко ценил веру; сила веры — в том, что она ценит Кромвеля не больше, чем кого–нибудь другого. И он, и его слуга могли одинаково рассчитывать на теплое местечко в гостеприимной геенне. Часто, и не без оснований, говорят, что вера помогает обычным людям чувствовать себя необычными; однако правильно и другое: вера помогает незаурядным чувствовать себя обыкновенными. Карлейль убил героев  , их нет с его времени. Он убил героику (хотя искренне ее почитал), заставив каждого спросить себя: «Силен я или слаб?» Любой честный человек — в том числе и Цезарь, и Бисмарк — должен ответить, что слаб. Карлейль искал людей, способных образовать некую аристократию, — людей, способных сознательно стать выше своих ближних. Он обольщал их, обещал им славу, обещал могущество. Они не откликнулись. Они и не откликнутся. Ведь истинных героев, которых он живописал и славил, породил экстаз обыкновенности. Я уже говорил о Кромвеле и не буду говорить обо всех любимцах Карлейля. Он сам нисколько их не ниже, и если было на свете истинное дитя Французской революции — это он. Он начал с безумных надежд на билль о реформе, и, хотя потом остыл, именно такие надежды вскормили его. Он разочаровался в равенстве, но не равенство — в нем. Равенство оправдано чадами его. Мы же, кому выпало жить позже, не слишком верим в великих. Каждый проверяет себя, каждый проверяет других — близка ли та черта, за которой наступает величие, — и, конечно, отвечает «нет». Многие из тех, кто стал бы тогда великим пророком, довольствуются ролью мелких поэтов. Мы привередливы и недоверчивы. Нам нелегко поверить, что в мире вообще есть великие. Раньше сомневались, что есть хоть одно ничтожество. Мы молимся о том, чтобы лицезреть величие, а не о том, чтобы исполнить им наши сердца. Так, либералы (к которым принадлежу и я) говорили, оставшись не у дел: «Ах, где наш Гладстон!»  Мы просили подкрепления сверху, когда нужно было укрепить дело снизу собственной надеждой, молодостью и яростью. Каждый из нас ждал вождя. Каждый должен был ждать случая, чтобы стать вождем самому. Если бог когда–нибудь сойдет на землю, он явится, узрев смелых. Наши молитвы тщетны, новомесячия наши и праздники ненавистны богу. Великий придет, когда все мы будем чувствовать себя великими, а не малыми. Он явится в тот славный час, когда все мы почувствуем, что можем обойтись без него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

все будем болеть венерическими болезнями, все будем курить, причем с таким видом, будто делаешь что-то важное. Прыгают с крыш не только от обиды, но и «ради прикола». А какая мотивация у прикола? - Гордость Но при этом есть еще и стремление выделиться из этого «как все». Ты - крутой, да? И ты начинаешь ездить на крыше вагона. А еще круче - прыгнуть вниз с Останкинской башни. Ведь прыгают с крыш не только от обиды, но и «ради прикола». А какая мотивация у прикола? - Гордость. Это есть, кстати, и в коммунистическом призыве: «Кто был никем, тот станет всем». «Я убил Джона Леннона!» А ты хотя бы одну песню сочинил, спел и сыграл? - Нет! «Зато я убил Джона Леннона - я вошел в историю! Обо мне сейчас все напишут!» И чем больше высота, тем эффектней, тем больше внимания к моей персоне. Ребенок настроен не на изучение алгебры, не на то, чтобы подготовиться стать отцом, не на то, чтобы научиться, как заворачивать шурупы, не испортив себе ладонь. Он не об этом думает, хотя это то, чего будет ждать от него его семья, да и общество. У него в голове ерунда: вместе собраться и «гы-гы-гы». Посмеялись, выпили, чего-то накурились - вот это и есть жизнь. И это начинают изучать: «субкультура!» Не «субкультура», а сугубое бескультурье, утрата всякой национальной культуры. Культура сжата до пределов микроскопических, и навязывается иное - такая стадность. Потому что покажут по телевизору, вот и я так хочу, и я хочу поучаствовать. Это, между прочим, и политиками используется, а через социальные сети распространяется. - Вы упомянули Джона Леннона. А в пабликах и сообществах вовсю цитируются не только его строчки, но и других наших кумиров - песни тех, кого мы слушали, когда были молодыми. Вот у группы «Сплин» есть песня со словами: «Мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить...», и сейчас я понимаю, что эти слова, вырванные из контекста, удачно подходят к соответствующей обработке сознания подростка, хотя - и я уверен в этом - музыкант Александр Васильев вовсе не вкладывал в эти слова никакого суицидального смысла.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Отвечая на вопрос о том, кто был выведен из ада воскресшим Христом, Григорий следует Августину: он тоже считает, что выведены были только «избранные». Это ведет Григория к утверждению, что Христос не умертвил ад, но лишь «уязвил» (букв. «укусил») его, т. е. одержал некую частичную, неполную победу над ним. Здесь уже налицо существенное расхождение между Григорием Двоесловом и традиционным раннехристианским пониманием: Избранные [воскресшим Христом], которые, хотя и пребывали в покое, однакоже содержались в заклепах адовых, ныне приведены к наслаждениям рая… Он «всех привлек» [к Себе]  , ибо никого из избранных (electes) Своих не оставил в аду  . Всех вывел [из ада], особенно избранных (omnia abstulit, utique electa). Ибо даже некоторых неверующих и за свои преступления преданных вечным наказаниям, Господь, воскресая, предуготовал к помилованию, но исхитил из заклепов адовых тех, которых за веру и дела признал Своими. Поэтому Он справедливо говорит через Осию: «Я буду смертью твоею, смерть; Я буду уязвлением (morsus  ) твоим, ад»… Итак, поскольку Он в избранных Своих окончательно убил смерть  , то и сделался смертью смерти. Поскольку же из ада часть вывел, а часть оставил (partem abstulit, et partem reliquit), то не убил окончательно, но уязвил ад  . Насколько мы можем судить, Григорий Двоеслов был первым западным автором, который говорил о том, что Христос, сойдя во ад, «часть вывел, а часть оставил». Такой идеи мы не находим ни у Августина, ни у восточно–христианских авторов (за исключением одного псевдоэпиграфа). Как в греческой, так и в латинской патристике говорилось либо о том, что Христос вывел из ада всех, либо что Он вывел некоторых (праведников, святых, патриархов и пророков, «избранных», Адама и Еву и т. д.), но при этом не уточнялось, кого Он не вывел из ада. Григорий Двоеслов довел августинианское учение об изведении Христом «избранных» до его логического завершения. Все утверждения богослужебных текстов (в том числе и латинских) о том, что Христос уничтожил ад  , в таком случае должны восприниматься как риторика: в действительности Христос только уязвил ад, но не уничтожил его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010