Государство стремилось помогать неимущим стратиотам-ополченцам в обеспечении доспехами и оружием. Однако большая их часть вооружалась за свой счет, что ограничивало и боевые возможности и сковывало экономический потенциал их земельных хозяйств. Совсем в ином положении оказывался служащий в регулярных частях. Вопреки сравнительно распространенному мнению, лишь меньшая их часть использовалась только как церемониальная и не покидала столицу, а большая часть все-таки принимали участие в военных действиях. Такие подразделения как scholae palatinae, помимо охраны дворца, могли исполнять разнообразные поручения на местах, будучи личными посланцами императора. Близость к василевсу и отдаленность от реальной военной угрозы делала эти подразделения идеальным местом для амбициозных честолюбцев. В предшествующий период существовала крайне скандальная практика зачисления в ряды дворцовых схол за деньги, причем иногда на службу записывали даже несовершеннолетних. Поэтому неудивительно, что во время набегов на город эти подразделения действовали неудачно: «На самом деле, однако, они были небоеспособны и не были даже достаточно обучены военному делу, а были из тех воинских частей, которые назначались держать караулы днем и ночью, которых называют схолариями. Они назывались воинами, были записаны в военные списки, но большой частью были горожанами, блестяще одетыми, но подбиравшимися только для увеличения достоинства и великолепия императора» 476 . Кроме того, эти части отличались еще одной крайне печальной практикой – организацией дворцовых переворотов и участием в них. Ведь именно им, а не полевой армии, стало принадлежать почетное право поднимать на щите нового василевса. Учитывая все это, дворцовые подразделения в VII веке частично расформировываются, частично же уменьшаются в численности. Императоры уже не могли себе позволить содержать дорогостоящие, но не приносящие прямую пользу на поле боя части. Однако после некоторой стабилизации финансового и военного положения Византии вновь возникла возможность усилить фемное ополчение какими-либо регулярными частями полевой армии, появившимися в ходе реформ Константина V. Обычно выделяют четыре «царских» тагмы: тагма схол (τγμα τν σχολν), тагма экскувитов (τγμα τν ξκουβτων), сформированная Ириной тагма арифмов (τγμα τν ριθμν) или вигла (βγλα), а также тагма иканатов (τγμα τν καντων), основанная Никифором I Геником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на ее тихий звонок появилась женщина с унылой бледной физиономией, со склоненной набок головой и с поднятыми бровями. Увидев Хэриет, она присела и повела ее через сад к дому. — Ну, как себя чувствует сегодня ваша больная? — спросила Хэриет. — Боюсь, что плохо, мисс. О, как она мне напоминает иной раз дочь моего дяди, Бетси Джейн! — с каким-то горестным восторгом воскликнула женщина с бледным лицом. — В каком отношении? — спросила Хэриет. — Во всех отношениях, мисс, — ответила та. — Разница только в том, что это взрослая женщина, а Бетси Джейн была ребенком, когда стояла на краю могилы. — Но вы мне говорили, что она выздоровела, — кротко возразила Хэриет. — Тем больше, стало быть, оснований надеяться, миссис Уикем. — Ах, мисс, надежда прекрасная вещь для тех, у кого хватает жизнерадостности питать ее! — сказала миссис Уикем, покачивая головой. — Моей жизнерадостности не хватает, но я на это не ропщу. Завидую тем, кому доступно такое счастье! — Вы бы постарались быть бодрее, — заметила Хэриет. — Очень вам признательна, мисс, — мрачно сказала миссис Уикем. — Будь я предрасположена к бодрости, одиночество, неизбежное в моем положении — простите, что говорю так откровенно, — лишило бы меня этого качества ровно через сутки. Но я к ней отнюдь не предрасположена. И не сокрушаюсь об этом. Ту жизнерадостность, какая была у меня, я потеряла несколько лет назад в Брайтоне, и, кажется, от этого мне стало только лучше. В самом деле, это была та самая миссис Уикем, которая, заменив миссис Ричардс, стала няней маленького Поля и почитала себя в выигрыше от упомянутой потери, происшедшей под кровом любезной Пипчин. Благодаря превосходной и глубоко продуманной старинной системе, освященной давним обычаем, по которому на должность наставников юношества, проповедников морали, надзирательниц, менторов, больничных сиделок назначают людей самых скучных и неприятных, каких только можно отыскать, — миссис Уикем получила прекрасное место сиделки, и ее солидные добродетели были горячо рекомендованы восхищенной и многочисленной клиентурой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Притом чрез них напоминаемо было евреям освобождение из Египта. 12) И всяк мед да не принесете от него. Поскольку мед употребляли в своих жертвоприношениях язычники, то Богу не угодно было, чтобы иудей подражали их обычаям. Глава IV. О книге Числ I. Название книги Числ. Книгу Числ иные из евреев называют начальным ее словом вапдабери, а другие вамидбяр, потому что в ней описываются происшествия пустыни. Семдесять а с ними греческие и латинские отцы и раввины называют оную: числами, потому что она повествует не только о количестве евреев исшедших из Египта, первенцев их и левитов, но исчисляет даже станы их, бывшие в пустыне, описывает день освящения скинии и образ приношений. II. Писатель. Все сие описал по повелению Божию Моисей: и написа Моисей воздвижения их и станы их по словеси Господню. Подтверждает наше уверение апостол Павел, Евр.3:2–5 , сн. Числ.12:7 . III. Место происхождения. Местом происхождения ее. были поля моавитские: сия заповеди и оправдания и суды, яже заповеда Господь рукою Моисеевого на запад в Моавли, при Иордане, прямо Иерихону. Числ.26:13 . Содержание. Она повествует о путешествии израильтян от Хоривского стана, до ополчения бывшего в полях моавирских. Продолжая происшествия второго года, второго месяца исшествия евреев из Египта описывает, что в сие время случилось с ними в пустыню, сколь не дремленное промысл имел о них попечение, какая дерзость оказана была Богу неблагодарным и возмутительным народом, какими наказаниями она укрощена была, какие употреблены были опыты к занятию земли обетованной, и все, что было достойно замечания в течении почти 39 лет. IV. Намерение. Двоякая цель сей Богодухновенной книги: 1) нравственная. Дабы из истории ее можно было увидеть правду Божию постоянную и согласную с собою в благо деяниях своих и судах, Числ. 13 , знать, что если у Бога находились под числом плотские, израильтяне, кольми паче Он имеет в виду избранных духовных израильтян: ибо твердое основание Божие стоит, им ццес печать сию: позна Господь сущия своя, да отступит убо от неправды всяк именуяй имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Проблемы, к-рые был вынужден решать К., взойдя на Патриарший престол, заключались, во-первых, в чрезмерной концентрации в К-поле архиереев, не желавших подолгу находиться в своих митрополиях, а во-вторых, в нестабильности финансового положения Патриархата. К. принял меры для решения этих вопросов. Январем 1751 и 1755 гг. датированы распоряжения об удалении архиереев из столицы. В сент. 1755 г. К. создал комиссию для исправления тяжелого экономического положения Патриархата, в к-рую вошли митрополиты Ираклийский, Никомидийский и Критский, служащие ведомства Великой ц. и представители ремесленных объединений К-поля ( Mansi. T. 38. Col. 633-640). По инициативе К. в 1752 г. была основана больница в Адрианополе, в 1753 г.- в К-поле. Особое внимание К. уделял вопросам просвещения: маем 1750 г. датирован патриарший сигиллий об управлении и о финансировании Афонской академии (Афониады) (Ibid. Col. 547-548). 7 июля 1753 г. К. подписал сигиллий о назначении преподавателем в Афониаду богослова Евгения (Булгариса) . О просветительских трудах К. писал в 1768 г. его близкий друг поэт Кесарий Дапонте в сб. «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ). К. уделял много внимания отношениям с католиками. Он активно поддерживал патриарха Антиохийского Сильвестра в его борьбе с католич. прозелитизмом, а также занял жесткую позицию в вопросе о повторном крещении католиков и армян, переходящих в Православие. Необходимость повторного крещения отстаивал добившийся большой популярности в народе проповедник Авксентий Диакон , против его учения выступали мн. иерархи, в т. ч. патриарх Паисий II и преемник К. патриарх Каллиник IV. Вопрос о принятии инославных в Православие впервые встал перед К. уже в 1748 г., однако особую остроту он приобрел во время его 2-го Патриаршества. 28 апр. 1755 г. втайне от патриарха 18 архиереев во главе с митр. Кизическим Ананией составили синодальный декрет против повторного крещения (Ibid. Col. 609-618). В ответ К. в июне опубликовал послание, в к-ром предал анафеме всех принимавших этот декрет. Архиереи, подписавшие декрет, были удалены из столицы, а послание К. прочитано с амвона во всех церквах. В июле 1755 г. К. издал орос о крещении приходящих в Православие, согласно к-рому «крещения еретиков» назывались «бесполезными водами», а приходящие в истинную веру еретики считались некрещеными (Ibid. Col. 617-622). Единственным истинным крещением признавалось совершаемое согласно правилам II Вселенского и Трулльского Соборов, т. е. нагим, с троекратным погружением в купель с освященной водой и елеем, с провозглашением имени одной из Божественных Ипостасей при каждом погружении. Не имея возможности опереться на прокатолически настроенных архиереев К-польской Церкви, К. обратился за поддержкой к вост. патриархам. Орос был подписан патриархом Александрийским Матфеем Псалтом (1746-1766) и патриархом Иерусалимским Парфением (1737-1766).

http://pravenc.ru/text/1840371.html

2-9); ритуальное убийство молодой коровы в случае, когда найден убитый, а убийца неизвестен (Втор 21. 1-9). Гиттин (   ед. ч.   - Письменный документ, или Свидетельство), Разводные письма (Втор 24. 1-4). Пересылка документа; его заверение. Отмена разводного письма. Принятие отпущенной жены. Развод в случае болезни; развод при определенных условиях. Законная сила устных указаний по поводу разводного письма. Основания для развода. Киддушин (   - Освящение). В трактате говорится об обручении, о бракосочетании в отличие от происходящего позднее введения невесты в дом, т. е. свадьбы в собственном смысле. Как приобретается жена (посредством денег, письменного акта, совокупления)? Приобретение добра. Какие заповеди должны выполнять только мужчины, и какие действительны только для Израиля. Брак допускается только между равными по положению людьми. Обручение через посредника, обручение при определенном условии. «Седер Незикин» (Причинение ущерба). Трактат состоит из 10 разделов. Бава Камма (       - Первые ворота). Первая часть первоначально единого трактата «Причинение ущерба», включавшего 3 начальных трактата. Здесь речь идет об ущербе в узком смысле слова: воровстве, грабеже, нанесении телесных травм; о причинении вреда бодливым быком, о попадании в яму, оставленную незакрытой; о потраве чужого поля и об огне, перекинувшемся на чужую территорию (Исх 21. 18-37; 22. 1-6; Лев 5. 20-26; 24. 18-20). Бава Мециа (       - Средние ворота). В тексте трактата дано пояснение, как нужно поступить, когда 2 человека претендуют на найденную вещь; на какие находки можно претендовать, а на какие нельзя. Вещи, отданные на сохранение. Продавцы и покупатели, срок возврата товара, неразрешенная прибыль, обязанность возмещения убытков. Проценты и спекуляция. Наем рабочих и наем скота. Аренда; взятие залога; оплата труда работника (Исх 22. 7-13; 25; Лев 25. 35-37; Втор 22. 1-4; 23. 19-20). Бава Батра (       - Последние ворота). Этот трактат содержит разъяснения относительно разделения совместного владения землей.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

Но Он, милосердовав о них, всемогуществом и любовью Своею сотворил чудо умножения хлеба в пустыне: И повелев народам возлещи на траве, и прият пять хлебов и обе рыбы, воззрев на небо, благослови: и преломив, даде учеником хлебы, ученицы же народом. И ядоша ecu, и насытишася, и было собрано остатков от сей трапезы двенадцать полных корзин ( Мф.14:14–21 ). И поныне на этой достопамятной равнине, как бы в напоминание будущим векам о сотворенном здесь чуде безконечного милосердия Божия к людям, каждый год неизменно растет роскошная и глубокая трава, как ни в одном месте, и сами собой, без посева, вырастают хлебные колосья. Поклонники, в память чудесного умножения здесь хлебов Господом, на возвышении, означенном камнями, сотворив молитву, вкушают по укруху (куску) хлеба, прося себе насыщения духовного – глаголом уст Божиих, ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих ( Мф.4:4 ). Во время путешествия в Назарет и Тивериаду большого паломнического каравана здесь бывает обряд благословения хлебов и пшеницы. Для этого сюда приходит из Каны священник. Освященную здесь пшеницу наши паломники берут с собою и ею первою засевают поля для освящения, земли. Тивериадское море и его окрестности Тивериада и Тивериадское море в прошлом и настоящем . Тивериада, или Тиверия, находится на юго-западном берегу Галилейского моря. Город этот построен в 17 г. по Р. Хр. Иродом Антиппою, на узкой прибрежной равнине, в лучшей и красивейшей части Галилеи, и назван Тивериадой в честь императора Тиверия Кесаря. Для украшения своей столицы Ирод не щадил никаких средств: наделял жителей разными льготами, построил себе пышный дворец и кругом разные здания – амфитеатр, темницы и пр. Благодаря этим заботам, торговым оборотам, разным промыслам и своему положению близ Дамасской дороги, город этот скоро достиг цветущего положения. Он простирался на берегу на целых семь верст. Население в нем возросло до 50 тыс., среди коих было множество язычников, ибо в глазах строгих иудеев этот город считался нечистым, как основанный на месте бывшего здесь прежде кладбища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из крупнейших храмов И. ранневизант. эпохи и наиболее важной постройкой имп. Евдокии была базилика св. Стефана к северу от Дамасских ворот Старого города (совр. территория доминиканского мон-ря). Уже в кон. IV в. в этом районе появилась жилая и монастырская застройка. Базилика была заложена во время 1-го приезда Евдокии в И. (438-439) и строилась почти до самой ее смерти; храм был освящен 15 июня 460 г. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 35; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 22; Georg. Mon. Chron. P. 609-610). Впрочем, из источников ( Gerontius. Vita Melaniae Junioris//Vie de Ste. Mélanie/Ed. D. Gorce. P., 1962. P. 57-58; Johannes Rufus. Vita Petri Iberi// Raabe R. Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh. Lpz., 1895. S. 33) можно сделать вывод, что в 438-439 гг. строительство храма было окончено, а в 460 г. была завершена следующая постройка на том же месте. Раскопки базилики проведены доминиканцами в 1885-1893 гг. Нефы (33×20 м) были разделены рядами по 6 колонн, 2 из к-рых найдены in situ. Вост. апсида граненая, ее основание вырублено в скале; эта форма уникальна для И. и, подобно синтрону Силоамской базилики (см. ниже), свидетельствует о связях с традицией К-поля. Сохранились развалины атриума, в к-ром использованы детали рим. построек предположительно небольшого форума эпохи Адриана. Храм был разрушен в 614 г. Согласно источникам, рядом со Старым городом Евдокия основала приют для престарелых (gerontocomium) с небольшой часовней св. Георгия. Вероятно, с этими зданиями можно отождествить группу построек с базиликальным храмом (17,5×14 м), посвященным св. Георгию (сохр. мозаичная надпись), открытую в 1949 г. раскопками М. Ави-Йоны в р-не Гиват-Рам к западу от Старого города. Базилика стандартна: 3-нефная, с 4 колоннами в каждом ряду, поднятыми на небольшой стилобат. Особенностью можно назвать прямоугольную апсиду, к-рая в следующий строительный период была обрамлена 2 пастофориями. Силоамская базилика (см. Силоам ), по-видимому, также относится к строительству имп. Евдокии ( Ovadiah. 1970. P. 91). Она построена над одноименной купелью у подножия горы Офел в районе города Давида, внутри стены Евдокии. Впервые упомянута в итинерарии анонимного паломника из Пьяченцы (ок. 570). Это наиболее сложная по композиции из всех построек ранневизант. И. Трехнефная 6-колонная базилика была построена к северу от купели; в ее юж. стену была встроена древняя колоннада купели, сквозь к-рую из храма открывался вид на воды Силоама. Вход в здание вел с севера, через небольшие атриум и нартекс. Во 2-ю строительную фазу (ее время не определено) 3-нефная базилика с 2-скатным перекрытием превратилась в 4-колонную купольную. В Палестине это единственный пример купольной базилики, хотя сходную конструкцию могли иметь синагоги (напр., в Бет-Альфа, нач. VI в.?); вне Палестины базилики с куполом на 4 опорах появляются к кон. V в. (Мериамлык, 471-494, и Алахан-манастыр , кон. V в., оба у юж. побережья М. Азии).

http://pravenc.ru/text/293782.html

XIV Анархический союз может быть поистине таковым только как община, проникнутая одним высшим сознанием, одною верховною идеей, и притом идеей в существе своем религиозной. Такова идеальная община идеальных пушкинских Цыган, и только потому осуществляется в ней истинная вольность. Этот глубочайший анализ анархического идеала определенно намечен в проникновенном творении нашего великого поэта. Что пушкинский табор – община анархическая, не подлежит сомнению: поистине, у кочевников поэмы нет «законов и казней». Единственным ограждением общины от «убийц» и единственною карою за содеянное преступление служит исключение из ее членов того, кто не так же «робок и добр», как все. Мы дики; нет у нас законов; Мы не терзаем, не казним; Не нужно крови нам и стонов, – Но жить с убийцей не хотим… Мы робки и добры душою; Ты – зол и смел: оставь же нас. Прочнейшим основанием свободы, в смысле социологическом, является, по смыслу поэмы, бедность: Но не всегда мила свобода Тому, кто к негам приучен . Нет у цыган ни поля, ни крова, ни обязательного труда, ни властного вмешательства в частную жизнь, ни нравственного воздействия на чужую волю. К чему? Вольнее птицы младость… Он знает истинную свободу – этот беспечный бродячий мирок, где – Все скудно, дико, все нестройно, Но все так живо, беспокойно , Так чуждо мертвых наших нег, Так чуждо этой жизни праздной, Как песнь рабов однообразной. И все это скудное, дикое и нестройное, но дышащее полною грудью, живет и движется в глубоком и мудром согласии воли с волей, вольности с вольностью – и общей воли, и вольности с волею Бога, благословляющего вольность. Птичка гласу Бога внемлет… Гляди, под отдаленным сводом Гуляет вольная луна… Все это, дикое и нестройное, содержится и строится религиозным освящением вольности, из которого расцветают благоухающие цветы благодарности и всепрощения. Два трупа перед ним лежали, Убийца страшен был лицом. Цыганы робко окружали Его встревоженной толпой; Могилу в стороне копали; Шли жены скорбной чередой И в очи мертвых целовали…

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

Так, именно к этой, освященной Сократом теме заботы о себе вернулась впоследствии философия, в конце концов поместив ее в самом сердце " искусства существования " , которым она стремилась быть. Именно эта тема, покинув изначальные рамки и отделившись от первичного философского смысла, постепенно обрела измерения и формы подлинной " культуры себя " . Термин этот показывает, что принцип заботы о себе получил достаточно общее значение: во всяком случае, призыв " заботься о себе " стал императивом многих отличных друг от друга доктрин, он стал образом действия, манерой поведения, пропитал различные стили жизни, оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания, которые осмысляли, развивали, совершенствовали и преподавали. Таким образом, он конституировал социальную практику, предоставив основание для межличностных связей, обменов и коммуникаций, а порой и для институтов, наконец, он породил определенный способ познания и обработки знаний. ________________ 1 Плутарх. Изречения спартанцев , 10, 3, 217а. В действительности у Плутарха на вопрос, почему спартанцы передают свои поля илотам, а не заботятся о них сами, Анаксандрид отвечает: " Ведь мы приобретали наши земли, тоже заботясь не о земледелии, а о самих себе " .-Прим. ред. 2 Платон. Алкивиад I, 127d-e. 3 Платон. Апология Сократа , 29d--30a-c. В медленном развитии искусства жить под знаком заботы о себе два первых века императорской эпохи можно считать переломным моментом, чем-то в роде золотого века культуры себя, при этом, разумеется, необходимо учитывать, что это явление затронуло лишь очень немногие, численно ограниченные социальные группы носителей культуры,-- единственные, для которых techne tou biou только и могла иметь определенный смысл и сохранять актуальность. 1. Epimeleia heautou, сига sui -- этот призыв прекрасно знаком многим философским учениям. Он встречается, например, у платоников: так, по мнению Альбина, занятия философией следует начинать с Алкивиада, " чтобы обратиться и вернуться к себе " , познав, таким образом, все то, " что надлежит сделать предметом забот " 1 . Апулей в заключении трактата О божестве Сократа удивляется, до какой степени его современники не брегут собою: " Все люди хотят вести наилучшую жизнь, все знают, что нет иного органа жизни, кроме души, однако же никто ее не возделывает [animum suum поп colunt]. Но ведь если кто надеется иметь острое зрение, тот должен заботиться о глазах, с помощью которых видит, или если кто хочет быстро бегать, тот должен заботиться о ногах, предназначенных для бега. И так -- со всеми членами тела, о которых каждый заботится, исходя из своих предпочтений. Все видят это ясно и без труда, поэтому-то я не устаю вопрошать себя с законным удивлением: отчего ж они подобным образом не совершенствуют свою душу при помощи разума [curnon etiam animum suum ratione excolant]? " 2

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Эти праздники также общи были у евреев со многими из древних народов, праздновавших возврат луны. Предполагают, что и у евреев они были от древности. Из Библии не видно, были ли до Моисея празднуемы новолунья, как вообще не видно и того, были ли до него и другие праздники. Но если и были, то они имели значение освящения новых периодов времени, и без сомнения соединялись с молитвами о ниспослании благословения на предстоящее новое будущее, но не могли иметь и, конечно не имели значения, какое приписывалось фазисам луны в планетном культе. На этом основании они оставлены в культе или вновь введены в него Моисеем. Но у евреев празднование новолуний получало еще особый смысл от того, что было поставлено в связь с основным праздником субботы. Новолунье седьмого месяца должно было праздноваться особенно торжественным образом. Как и в субботу, в первый день седьмого месяца запрещалась всякая работа, усугублялись жертвы, устроялось священное собрание ( Лев.23:23–25 ; Чис.29:1–6 ). Значит и празднование новомесячий в законе Моисея подчинено той же идее, какая лежит в основании празднования субботы. Первый день седьмого месяца потому же священ, почему и седьмой день недели: это – месячная суббота или субботний месяц 295 . Но не к месяцам только, а и к годам приложена Моисеем идея субботы. Седьмой год также был год священный; земля праздновала в этот год свой покой перед лицем Иеговы, поля не обрабатывались, плоды не собирались. Все, что вырастало на незасеянных полях, было общим достоянием людей не только свободных, но и рабов и пришельцев. В этот священный год в земле израильской не взыскивались и долги, и делалась отсрочка в их уплате. В этот же священный год весь народ, в праздник кущей, с женами, детьми и пришельцами собирался пред святилище и поучался в законе Божием ( Лев. 25:1–7 ; Исх. 23:10,11 ; Втор. 15:1,2; 31:10–13 ). Особенный отдел празднеств составляли праздники Пасхи и Пятидесятницы, имевшие основанием исторические воспоминания о благодеяниях Божьих. Первый совершался в четырнадцатый день первого (весеннего) месяца Авива или Нисана, последний – в пятидесятый день от начала первого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010