2) И да возложит жрец память ее, евр. да вожжет; дабы она была памятником, напоминающим Богу о принесшем и его прошении. 11) Всяку жертву не сотворите квасну: ибо опресноки гораздо чище квасного хлеба. Притом чрез них напоминаемо было евреям освобождение из Египта. 12) И всяк мед да не принесете от него. Поскольку мед употребляли в своих жертвоприношениях язычники, то Богу не угодно было, чтобы иудей подражали их обычаям. Глава IV. О книге Числ I. Название книги Числ. Книгу Числ иные из евреев называют начальным ее словом вапдабери, а другие вамидбяр, потому что в ней описываются происшествия пустыни. Семдесять а с ними греческие и латинские отцы и раввины называют оную: числами, потому что она повествует не только о количестве евреев исшедших из Египта, первенцев их и левитов, но исчисляет даже станы их, бывшие в пустыне, описывает день освящения скинии и образ приношений. II. Писатель. Все сие описал по повелению Божию Моисей: и написа Моисей воздвижения их и станы их по словеси Господню. Подтверждает наше уверение апостол Павел, Евр.3:2–5 , сн. Числ.12:7 . III. Место происхождения. Местом происхождения ее. были поля моавитские: сия заповеди и оправдания и суды, яже заповеда Господь рукою Моисеевого на запад в Моавли, при Иордане, прямо Иерихону. Числ.26:13 . Содержание. Она повествует о путешествии израильтян от Хоривского стана, до ополчения бывшего в полях моавирских. Продолжая происшествия второго года, второго месяца исшествия евреев из Египта описывает, что в сие время случилось с ними в пустыню, сколь не дремленное промысл имел о них попечение, какая дерзость оказана была Богу неблагодарным и возмутительным народом, какими наказаниями она укрощена была, какие употреблены были опыты к занятию земли обетованной, и все, что было достойно замечания в течении почти 39 лет. IV. Намерение. Двоякая цель сей Богодухновенной книги: 1) нравственная. Дабы из истории ее можно было увидеть правду Божию постоянную и согласную с собою в благо деяниях своих и судах, , знать, что если у Бога находились под числом плотские, израильтяне, кольми паче Он имеет в виду избранных духовных израильтян: ибо твердое основание Божие стоит, им печать сию: позна Господь сущия своя, да отступит убо от неправды всяк именуяй имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В ответ на ее тихий звонок появилась женщина с унылой бледной физиономией, со склоненной набок головой и с поднятыми бровями. Увидев Хэриет, она присела и повела ее через сад к дому. как себя чувствует сегодня ваша спросила Хэриет. что плохо, мисс. О, как она мне напоминает иной раз дочь моего дяди, Бетси с каким-то горестным восторгом воскликнула женщина с бледным лицом. каком спросила Хэриет. всех отношениях, ответила Разница только в том, что это взрослая женщина, а Бетси Джейн была ребенком, когда стояла на краю могилы. вы мне говорили, что она кротко возразила Тем больше, стало быть, оснований надеяться, миссис Уикем. мисс, надежда прекрасная вещь для тех, у кого хватает жизнерадостности питать сказала миссис Уикем, покачивая Моей жизнерадостности не хватает, но я на это не ропщу. Завидую тем, кому доступно такое счастье! бы постарались быть заметила Хэриет. вам признательна, мрачно сказала миссис Будь я предрасположена к бодрости, одиночество, неизбежное в моем положении — простите, что говорю так лишило бы меня этого качества ровно через сутки. Но я к ней отнюдь не предрасположена. И не сокрушаюсь об этом. Ту жизнерадостность, какая была у меня, я потеряла несколько лет назад в Брайтоне, и, кажется, от этого мне стало только лучше. В самом деле, это была та самая миссис Уикем, которая, заменив миссис Ричардс, стала няней маленького Поля и почитала себя в выигрыше от упомянутой потери, происшедшей под кровом любезной Пипчин. Благодаря превосходной и глубоко продуманной старинной системе, освященной давним обычаем, по которому на должность наставников юношества, проповедников морали, надзирательниц, менторов, больничных сиделок назначают людей самых скучных и неприятных, каких только можно миссис Уикем получила прекрасное место сиделки, и ее солидные добродетели были горячо рекомендованы восхищенной и многочисленной клиентурой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

(6) Какое же у нас может быть основание верить россказням об Индии по такому походу Кира или Семирамиды? Высказывается и Мегасфен так или иначе в согласии с этим доводом, не советуя верить старинным рассказам об индах: ведь ни от индов никогда не было послано войско за пределы своей земли, ни извне не приходило и не покоряло, кроме войска с Гераклом и с Дионисом и, в нынешнее время, с македонянами; между тем как Сесострис, египтянин, и Теаркон, эфиоп, дошли до Европы; [С687] Набокодросор, прославившийся у халдеев более Геракла, дошел даже до Столпов, до них и Теаркон дошел, но тот и из Иберии повел войско во Фракию и Понт; Идантирс, скиф, прошел Азию до Египта; но Индийской земли никто из них не достиг; и Семирамида умерла до своей попытки; персы же призывали из Индийской земли наемниками гидраков, но туда походом не ходили, а только подошли близко, когда Кир шел на массагетов. (7) Рассказы о Геракле и Дионисе Мегасфен с немногими считает достоверными, а большинство остальных, в том числе и Эратосфен, – недостоверными и баснословными, как и предания у эллинов. Вот, Дионис в «Вакханках» Эврипида по-юношески похваляется так: 114 Покинув Лидии поля златообильные И Фригии, по знойным я равнинам Персии, По Бактрии я городам, по землям Мидии Студеным я прошел, по всей Аравии Счастливой, Азии. А у Софокла кто-то воспевает Нису как гору, посвященную Дионису: 115 Отколь узрел, вакханством освященную Средь смертных, Нису славную, которую Иакх быкорогий милой чтит кормилицей. Какой там только птицы крика нет! И так далее. А называется он и 116 . И поэт о Ликурге, эдонийце, говорит так: 117 Коий однажды кормилиц буйного стал Диониса Гнать с божественной Нисы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские эмигранты, добавил он, сохранили представление о крепкой семье, о чистом, незамутненном русском языке. «Сегодня мы убеждаемся: все, что они сделали, не пропало, а осталось как наследие, которым мы гордимся», - подчеркнул он. По словам первого заместителя министра культуры и спорта Турции Исмета Йылмаза, этот памятник «является символом российско-турецкой дружбы» и напоминает о том, как люди поддерживали друг друга в самый тяжелый период своей жизни. Йылмаз выразил уверенность, что воссоздание мемориала будет способствовать развитию двусторонних отношений. Мэр Гелиболу Джихат Бангель выразил уверенность, что «тысяча русских туристов захотят увидеть места, где жили их предки, и посетят этот памятник и музей». Он предложил туроператорам провести работу в этом направлении, а всем участникам сегодняшней церемонии - ежегодно собираться 17 мая и отмечать день памяти русских эмигрантов, покоящихся в Гелиболу. История старого и нового мемориала Памятник россиянам был изначально открыт и освящен в 1921 году. Затем он был торжественно передан администрации Гелиболу генералом Кутеповым, когда тот покидал город. В 1949 году каменный курган, сооруженный вблизи русского кладбища «Голого поля», как окрестили беженцы из России Гелиболу, был сильно разрушен землетрясением, а затем разобран. Первый камень в основание нового памятника был заложен 10 января 2008 года. В нем находится капсула с обращением к потомкам, а которой говорится: «Убеждены, что после состоявшегося в 2007 году объединения двух ветвей Русской православной церкви восстановление этого памятника будет способствовать дальнейшему уврачеванию ран, нанесенных русскому обществу революцией и гражданской войной, восстановлению исторической памяти нашего народа и исторической справедливости в отношении тех граждан России, которые, оказавшись в изгнании, сохранили верность долгу, присяге и своей Родине». «Галлиполийское сидение» Около 150 тысяч россиян на 126 кораблях вынужденно покинули пределы родины в 1920 году. Среди них были пожилые люди, женщины и дети, но большинство составляли военнослужащие армии генерала Врангеля.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но князь мира сего достаточно опытен, чтобы знать, сколь мало чада мира сего озабочены логикой. Модная словесность, как правило, ведет себя так же, как эта дама: она исходит из того, что все можно – и все гнусно. Если гнусно – по отношению к какой точке отсчета, к какой заповеди, к какой высоте и чистоте? Ведь всякая оценка логически предполагает ценность; всякое осуждение логически предполагает закон. Да нет, уверяют нас: никаких точек отсчета, никаких заповедей и законов, никаких вертикальных координат, – все гнусно, но гнусно «просто так», без соотношения с чем бы то ни было. Ничто ни из чего не вытекает, ничто ни к чему не обязывает… И наивной представляется надежда Т. С. Элиота, оглядывавшегося на бодлеровский пример, будто инфернальные дьяблерии кому-то докажут e contrario бытие Блага. Когда-то оно так и бывало: еще Поля Клоделя чтение Рембо обратило к вере, да и Элиоту Бодлер, кажется, помог. Но доказать можно лишь для тех, кто еще не отрекся от логики. Современники наши, увы, уже не раз некритически принимали различные виды идеологий, совмещающих самое несовместимое. Проглатывают и эту. В противность и язычеству, и манихейству христианское учение о плотском естестве человека – сплошная проза, разочаровывающая романтиков. Христианская интуиция говорит, что тут все вовсе не так радужно – однако и не так безнадежно. Даже в самом лучшем, самом благополучном случае остается насущная нужда в очищении и освящении. Даже в самом тоскливом случае путь очищения не может быть окончательно закрыт. Природа человека испорчена грехом много основательно, чем когда-либо снилось руссоистам; и все же она именно испорчена, а не дурна изначально. Грязь, как известно, – это субстанция не на своем месте; к реальности пола это приложимо до того буквально, что и не решишься выговорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Да нет, уверяют нас: никаких точек отсчета, никаких заповедей и законов, никаких вертикальных все гнусно, но гнусно «просто так», без соотношения с чем бы то ни было. Ничто ни из чего не вытекает, ничто ни к чему не обязывает… И наивной представляется надежда оглядывавшегося на бодлеровский пример, будто инфернальные дьяблерии комуто докажут от противного бытие Блага. Когда–то оно так и бывало: еще Поля Клоделя чтение Рембо обратило к вере, да и Элиоту Бодлер, кажется, помог. Но доказать можно лишь для тех, кто еще не отрекся от логики. Современники наши, увы, уже не раз некритически принимали различные виды идеологий, совмещающих самое несовместимое. Проглатывают и эту. В противность и язычеству, и манихейству христианское учение о плотском естестве сплошная проза, разочаровывающая романтиков. Христианская интуиция говорит, что тут все вовсе не так однако и не так безнадежно. Даже в самом лучшем, самом благополучном случае остается насущная нужда в очищении и освящении. Даже в самом тоскливом случае путь очищения не может быть окончательно закрыт. Природа человека испорчена грехом много основательнее, чем когда–либо снилось руссоистам; и все же она именно испорчена, а не дурна изначально. Грязь, как это субстанция не на своем месте; к реальности пола это приложимо до того буквально, что и ие решишься выговорить. Зло безбожной и бесчеловечной это зло духовное, а не сущностное, оно укоренено в «самости», в эгоизме, в ложном выборе, а не в онтологических структурах. Как указывал в свое время для христианина нет какой–то особой сексуальной есть просто этика, единая и неделимая: скажем, супружеская неверность дурна потому же, почему дурно всякое вероломство по отношению к доверившемуся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

И у нас в России на юге до XVIII века не «печатали и не говорили» этот возглас на обычной литургии и считали употребление его в северной России отступлением от принятых древних обычаев (Христ. Чтен. 1882, 11–12, стр. 676). 16 Тропарь: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа» с стихами из 50 псалма, читаемыми ныне диаконом, попал в Служебник, и именно в литургийный канон, где мы его видим и в настоящее время, из практики церкви греческой в XV веке. Покойный преосв. Порфирий готов был, по основаниям мало убедительным, в виду их несоответствия с историческими документальными данными, приписать внесение этого тропаря в чин литургий св. И. Златоуста даже знаменитому литургисту XIV века патриарху константинопольскому Филофею (Перев. путеш. в Афон. мон. ч. II, отд. 1, стр. 467–468). Правильнее думать, что этот тропарь внесен в чин литургии по случайной ассоциации («И просимъ, и молимъ, и, милися низпосли Духа твоего на ны и на предлежащыя дары неизвестными корректорами в конце XV в. (Goar. pag. 123) и сначала на поля этого текста, а отсюда и в самый текст. Причина этого кроется в желании позднейших корректоров – указать священнику и диакону, что они должны были читать пред освящением Св. Даров, «молящеся в себе» с целью найти для себя подкрепление в особом озарении Св. Духа. У нас этот тропарь в, евхаристическом каноне становится известен тоже в XV веке (Опис. ркп. М. Синод, библ. отд. III, ч. 1, стр. 30; Сн. проф. Мансветова. Митрополит Киприан в его литург. деятельн. М. 1882, стр. 35). «Как личная молитва священника, по замечанию проф. Мансветова, оно (т.е. обращение к Св. Духу в виде чтения тропаря Пятидесятницы) вполне прилично на этом месте и не нарушает последовательного плана службы» (Митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Прошло два года и хроникеры церковной жизни замечали в ее сфере «очевидное возбуждение духа жизни и деятельности истинно-христианской», хотя еще не ушли с поля битвы скорби и испытания. Все еще продолжалось неприязненное отношение некоторых слоев к духовенству и к церковным учреждениям и порядкам. Но теперь уже сама духовная среда была неуязвимее. В ней поднялась энергия, усиливалась живая церковная и внецерковная проповедь, вводилось всенародное церковное пение, заводились миссионерские собеседования, открывались религиозно-просветительные братства и общества, появлялись сельские и городские приговоры о праздновании воскресных и праздничных дней, о закрытии питейных заведений, восстанавливались закрытые ранее приходы, монастыри, учреждались новые, в изобилии учреждались женские общины, весьма часто скоро превращавшиеся в общежительные женские монастыри. В то же время прокладывала полегоньку, но с несокрушимою последовательностью, свой путь церковно-приходская школа и производился пересмотр устава духовно-учебных заведений в целях усилить в них воспитательный элемент. Всячески оберегалась церковность от оскорбления и глумлений: воспрещено было нехристианам производить торговлю иконами и другими священными предметами, исходатайствовано было законоположение к прекращению фальсификации церковных свечей, воспрещен привоз из заграницы предметов, носящих признаки неуважения к святыне, не разрешено помещение на выставке московского археологического общества церковных предметов, освященных богослужебным употреблением, приняты меры к снабжению церквей чистым оливковым маслом, по высочайшему повелению в 1889 году в закон внесено дополнение об устранении лиц не православных от участия в производстве дел о преступлениях против православной веры и церковных установлений. В обоюдной, взаимной зависимости поднялось к церковное, и национальное самосознание. Когда прибалтийское немецко-лютеранское дворянство стало выказывать недружелюбность к проявившемуся в прибалтийском крае стремлению эсто-латышского населения к переходу в православие, государь написал на докладе губернатора: «необходимо правительству поддержать обратившихся и не давать их в обиду». И когда обнаружились случаи, что помещики отказы- вались из немецкого патриотизма и лютеранского фанатизма входить в какие-либо переговоры о временной уступке или продаже земли для устройства домов под православные школы, церкви и причтовые помещения и под кладбища, то был издан закон, устанавливавший в таких случаях принудительное отчуждение земли с вознаграждением владельца на законном основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Здесь уже несколько дней морозы. Кажется, они должны убить червя. Между тем надлежало Вам прибегнуть к наказующему и милующему Господу общей молитвой. Мне сказывал один очевидец, что, когда помещику в селе донес управитель, что червь повреждает поля, помещик тотчас пригласил священника, собрал весь народ; пошли на поля, совершили освящение воды с молитвой, положенной на сей случай, окропили поля и края их, где опустошение означало след червя. На другой день управитель принес помещику с поля множество мертвых червей в доказательство, что бедствие кончилось. Это было не в нынешнем году, но Бог и Господь наш Иисус Христос вчера и днесь Той же, и во веки ( Евр.13:8 ). Взывайте ко Господу, да не до конца прогневается и не по грехам нашим воздаст нам, но да призрит на смирение наше и нищия Своя да насытит хлебы( Пс.131:15 ). Припадем Ему вкупе». Болезни все больше преследовали игуменью Марию, и Филарет, сам постоянно болевший, утешал ее в своих письмах. В 1851 году он благословил архитектора Быковского строить на Бородинском поле Собор во имя иконы Владимирской Божьей Матери, в день празднования которой состоялось великое сражение. Монастырь к тому времени уже достаточно расширился, чтобы иметь при себе большой храм. Вдовы героев не только войны 1812 года, но и других войн приходили сюда, становились послушницами, находили утешение и приют. А вот основательница славной Бородинской обители стремительно угасала, и если совсем недавно пастырь увещевал ее в отношении смирения пред болезнями, то теперь уже в своих письмах он старался укрепить ее в преддверии смерти. «Христос воскресе! Да утвердится сие слово и сила его в сердце рабы Божией игумении Марии! Слышите также слово святого Златоуста и стремитесь исполнять оное: «Никтоже да боится смерти, прощение бо от Гроба воссия» (из Слова на Пасху).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРИВЛЕПТЫ МОНАСТЫРЬ В Константинополе , освящен в честь иконы Пресв. Богородицы Перивлепты [греч. арм. «Сурб-Геворг»; тур. «Сулу-манастыр»]. Был основан в 1031 г. визант. имп. Романом III Аргиром (1028-1034) в юго-зап. части города, в районе, к-рый с V в. был известен под названием Аврелианы. В то время здесь находились имп. дворец Еленианы, ц. во имя св. Стефана. Несколько севернее П. м. был расположен древнейший к-польский Далмата монастырь . 12 апр. 1034 г. в П. м. был похоронен имп. Роман III, в 1081 г.- имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081), к-рый в период правления вложил большие средства в перестройку и расширение П. м. С момента основания П. м. неизменно находился под патронатом имп. двора. Мон-рь был богат, но о его влиянии на ход церковной истории Византии сведения немногочисленны. В период Латинской империи (1204-1261), в 1206 г., П. м. был разграблен франками, а затем перешел во владение венецианцев. После освобождения К-поля, в 1261 г., П. м. был восстановлен, вероятно при участии имп. Михаила VIII Палеолога . В галерее, примыкавшей к храму, до пожара 1782 г. можно было видеть мозаичное изображение императора с супругой Феодорой и сыном Константином (позднейшие насельники мон-ря считали, что это изображены св. равноапостольные Константин и Елена). При Палеологах имп. семья ежегодно посещала монастырь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы . В 1402 г. П. м. пострадал от землетрясения и пожара, но ущерб, видимо, был невелик. В 1422 г., во время эпидемии и осады К-поля султаном Мурадом, в П. м. останавливался имп. Мануил II Палеолог (1391-1425). Игумен П. м. Афанасий участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе и подписал Флорентийскую унию. Мон-рь сохранял свое богатство и роскошное убранство до конца существования Византии. Краткие упоминания о П. м. и его святынях оставили неск. рус. паломников: Антоний Новгородец (1200), Стефан Новгородец (1350), Игнатий Смольнянин (1389), диак. Зосима (1402). Так, Антоний Новгородец писал, что монастырь богат садами и золотом более, чем все др. мон-ри К-поля. Среди святынь П. м. на видном месте находилась икона Пресв. Богородицы Перивлепты, однако она не считалась главной. Большинство паломников отмечали, что в мон-ре хранилось много реликвий, в т. ч. десница св. Иоанна Крестителя, глава свт. Григория Богослова, мощи Севастийских мучеников, мц. Татианы и др.

http://pravenc.ru/text/2580026.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010