Значит, Господь наш Иисус Христос есть Бог! Весьма мудро отвечает слепорожденный лицемерным фарисеям: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Он хочет сказать: я человек простой и неученый, а вы люди ученые и искусные в спорах о греховности и безгрешности. Вы моего Исцелителя мерите субботою, а я - чудом. Грешен ли Он и насколько, по вашему субботническому мерилу, я не знаю. Я знаю лишь о чуде, которое Он явил на мне и которое для меня значит столько же, сколько и сотворение мира. Ибо, пока Он не отверз мои очи, мир сей для меня как бы и не существовал. После того как фарисеи пробежали по всем своим темным подземным коридорам, им некуда было больше повернуть; и они, встав на одном месте, спросили слепорожденного: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Но и эти вопросы они поставили с коварным лукавством, надеясь услышать от человека прозревшего что-нибудь новое, что-нибудь, что могло бы помочь им умалить чудо или обвинить Христа. Но человеку сему, простому и искреннему в своих суждениях, не могло наконец не опротиветь это низкое интриганство народных старейшин, к которым он ранее, близко с ними не сталкиваясь, должно быть, ощущал известное почтение. И потому он отвечает им с досадою: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками? Более резкого и решительного ответа он действительно дать не мог. После такого ответа нападающие заняли оборонительную позицию: Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Они оправдываются, ссылаясь на Моисея; они хвалятся Моисеем. Он якобы является их учителем, а они - его учениками. Но по вопросу сему Господь достаточно ясно высказался ранее. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, которые любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся (Мф.23; Лк.11:40-54). Вот какие они Моисеевы ученики! И еще сказал им Господь: Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону (Ин.7:19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

И вот однажды, увидев следовавший за ним народ, Спаситель взошел на гору и начал учить. Долго лилась из уст Его божественная беседа о блаженствах Евангельских, об отношении ветхого Завета к новому и т. п. Наконец, Он приступил к учению о молитве, и в краткой, но ясной и живой речи дал следующее наставление своим последователям: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми... И молясь не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им. Молитесь же так: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки аминь. (Мф. 6:5,7,9–13). В другой раз «случилось, что, когда Иисус Христос в одном месте молился, и перестал», один из учеников Его, вероятно, не слышавший нагорной проповеди своего учителя, сказал Ему: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил учеников своих. «В ответ на это Господь Спаситель снова повторил ту же самую молитву, которую некогда произнес на «горе блаженства». – Когда молитесь, сказал Он, говорите: «Отче наш, иже еси на небесех» ... ( Лук. 11:1–4 ). С того времени «Молитва Господня» в церкви христианской сделалась самой основной и главнейшей молитвой для всех верующих. Уже Тертуллиан (в начале 3 века) пишет: «Молитва Господня обнимает в себе не только все просьбы, но и всю почти мудрость учения Спасителя, например, дабы прежде всего мы стремились к предметам небесным, отпускали вины врагам, нашим и т. п., так что эту молитву по справедливости можно назвать сущностью или сокращением Евангелия». «И какая молитва, говорит Св. Златоуст , может быть приятнее Отцу, как не та, которая вышла из уст Его сына». «Если бы ты прошел все роды молитв, – свидетельствует блаженный Августин , – то не найдешь, как думаю, ни одной, которая бы не заключалась в молитве Господней».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И вот почему бы это Спаситель объединяет в одной фразе две вещи, которые можно счесть несвязанными: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение»? Может быть, и нет здесь связи, разве что долгие молитвы напоказ могут вызвать особый энтузиазм недалеких женщин. Но вот что и то, и другое есть мерзость перед Господом - здесь вряд ли поспоришь. Очень важно здесь и сейчас: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим вас». Как ни горестно, это про миссию. Это про то, что для нее нужны добрая душа, чистосердечие и любовь, а вовсе не наскоро усвоенные и плохо систематизированные богословские познания. Потому что ученик не выше учителя, - и здесь Господь говорит о еще одном аспекте этой суровой истины. Конечно, Господь открывает Себя тому, кому Сам хочет (на меня произвел огромное впечатление рассказ индонезийского мусульманина о том, как он вдруг понял Троичность Бога ... читая Коран; теперь он архимандрит). Но тогда не нужно провозглашать себя просветителем мира. «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, что на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и всем, что в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и сидящим на нем». О напрасности и вредоносности клятв Христос говорил и до этого (см. Мф 5:37), но здесь Он не просто возвращается к этой теме, но и открыто говорит о тщетности установления по человеческому разумению градаций святыни. А у нас сейчас подобных рассуждений более чем достаточно, причем наблюдается своего рода перетягивание каната: кто-то когда-то отстаивает вполне сомнительную идею о том, что немножечко погрешить против святыни не так уж и страшно (вполне советская модель: если нельзя, но очень хочется, то можно), а кто-то другой противопоставляет этой идее другую, столь же, если не более сомнительную: что святыня (а святыней при желании можно объявить что угодно) выше человека. Как будто и не говорил об этом Христос, рассуждая о благе человека и о соблюдении субботы. Да и задолго до него братья Маккавеи рассудили достаточно здраво: если неукоснительно соблюдать субботу и позволять, чтобы верных в субботу беспрепятственно резали, то рано или поздно верных не останется вовсе - а тогда кто же будет соблюдать субботу?

http://foma.ru/slova-narodu.html

И все же придет Тот, Кто откроет «скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор 4. 5), — Судия нелицеприятный, Он не взирает на внешний вид, но являет истину, сокрытую внутри. И тех, кто так лицемерно подвизался, Он явит перед всей Вышней Церковью святых и перед всем небесным воинством и с великим стыдом изгонит их во тьму внешнюю. Неразумные девы (Мф 25. 1—13) сохраняли внешнее девство тела. Впрочем, что касается этого, никто их и не обвинял в противном. У них даже было в светильниках какое–то количество масла, а это значит, что они не были чужды каких–то внешних добродетелей или благочестия (поэтому, кстати, и светильники еще могли гореть какое–то время). Но по своему неведению, небрежению или же легкомыслию они не подумали о том, чтобы очистить гнездящиеся внутри страсти. Вредное действие страстей растлевало их ум, и они, принимая помыслы, соглашаюсь с ними. Потому–то их и ждал такой конец: они лишились милости жениха и остались у дверей брачного чертога. Будем помнить об этом, размышлять, испытывать и познаем, какие мы есть на самом деле, чтобы, пока еще есть у нас время для покаяния, исправить себя. А если мы будем совершать наше благое делание в чистоте и вне всяких плотских помыслов, то Христос, Небесный Архиерей, примет его и не станет его отвергать как жертву, Ему неугодную. 6. Из аввы Кассиана (Из наставления преподобного отца Пинуфия, которое он дал новопостриженному монаху.) Брат, ты знаешь, сколько времени ты провел перед вратами обители, чтобы сегодня быть принятым в нее. Теперь узнай, ради чего мы так долго не принимали тебя. Мы медлили не потому, что не хотим спасения — твоего и всех, кто обращается ко Христу, — но чтобы не принимать людей поспешно и как придется. Ты мог бы поступить к нам легко, не узнал бы ни тяжести, ни строгости отречения, а потом оказалось бы, что ты слаб или не держишь обета. Тогда и мы ответим пред Богом за нашу небрежность и легкомыслие, и твое наказание по нашей вине станет еще страшнее. Тем, кто верно служит Владыке, обещана слава и честь в будущем. Точно так же и для тех, кто приступает к монашескому житию равнодушно или легкомысленно, уготованы тяжкие наказания. «Лучше тебе», по слову Писания, «не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл 5. 4). И еще сказано: «Проклят творяй дело Господне с небрежением» (Иер 48. 10). Поэтому прежде всего ты должен узнать, ради чего нужно отречение. Если ты это постигнешь, то сможешь узнать и что тебе следует делать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах». Они наступали на меня со множеством людей, надеясь умертвить, и нападали внезапно, покушаясь захватить, когда и не знал я об опасности. Слова: «собрашася на мя раны, и не познах», Симмах перевел так: «собрались на меня бойцы, а я и не знал». «Разделишася, и не умилишася», то есть, и обманувшись в надежде, и будучи разсеяны, не раскаялись в том, что умыслили худаго, но опять обратились к тому же. Пс.34:16 .  С лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими. «Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими». Испытали все способы, говорит Пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами; а иногда скрежетали, рыкая по львиному. Пс.34:17 .  Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою. «Господи, когда узриши?» Пророк сказал это не в виде жалобы, но желая помощи, то есть, когда явишься, и защитишь обиженнаго? «Устрой душу мою от злодейства их». Соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения. Избавь «от лев единородную мою». Сказав выше: «поскрежеташа на мя зубы своими», поскольку скрежет свойствен львам, справедливо назвал их и львами, изобличая кровожадность и зверство сердца. Слова: «единородную мою» Симмах перевел: «одиночество мое», то есть душу, лишенную всякой человеческой помощи. Пс.34:18 .  Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя. «Исповемся Тебе в Церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя». «В людех тяжцех» Симмах выразил: «в многочисленном народе». Было же это предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море чрез уверовавших песнословит Бога божественный Давид. Церковию же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной. Пс.34:19 .  Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно. «Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима». Здесь опять делает упоминание о подстрекавших Саула, которые лицемерно показывали дружбу и поступали как враги. То же яснее выразил Пророк и в последующих словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И пророческое вещание учит: «возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу и Ему будут поклоняться, каждый со своего места» ( Ос.14:3 ; Соф.2:11 ). «Ибо без Меня, – Господь еще говорит, – не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Если мы сами собой не способны и помыслить что-либо богоугодное, «но способность наша от Бога» ( 2Кор.3:5 ), как замечает апостол Павел; то потому и никто в разум истины прийти не может, если не будет, как Давид, просить Бога: «доброму разумению и ведению научи меня» ( Пс.118:66 ). Посему и Господь научает: «просите, и дано будет вам» ( Мф.7:7 ). «Если же у кого из вас, – говорит нам Писание, – не достает мудрости, да просит у Бога: и дастся ему» ( Иак.1:5 ). Кто просит Бога уразуметь истину, тот со временем скажет, «благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал» ( Пс.15:7, 17:23 ). Чтобы достигнуть сего, при устной молитве и видимом поклонении должно быть еще обращение ума и сердца к Богу; без сего наружная молитва подобна бездушному, мертворожденному плоду чрева. Ибо Господь говорит: «так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). Пустословному богомольцу, приносящему жертву хвалы, тоже скажет Господь, что и Каину: «еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? Умолкни 20 ( Быт.4:7 ). И молитва его да будет грех, кто по виду молится, а ум его предан земному попечению и сердце его холодно; таким говорит Господь: «когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу вас» ( Ис.1:15 ). И еще: горе вам, лицемеры, что напоказ молитесь долго: за это примете тягчайшее осуждение ( Мф.23:14 ). «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Себе ( Ин.4:24 ). Таких поклонников Бог ищет Себе. Молитва по существу своему есть обращение ума и сердца к Богу, соединение души с Богом; а по своему действию – оживление и дыхание духа бессмертного.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И сами они любили, когда их величали титулом учителей и почет им оказывали, они были горды и презирали народ. В глазах их этот народ не ведал закона и преданий, а потому и нарушал их. А всякий нарушитель был конечно грешник. Да и среди народа особенно уже, но стеснялись действительно творить беззакония мытари, отщепенцы, предатели корыстные. Фарисеи ненавидели мытарей. Таковою же нелюбовью их пользовались и явные грешники, открытые нарушители заповедей Божиих. Но сами то фарисеи разве были святы и чисты от беззаконий? Несомненно, они открыто в глазах людей нарушать закон боялись и действительно не совершали тяжелых преступлений. Как гробы раскрашенные, они снаружи были хороши. Быть внешне праведными они и заботились, с ревностью и тщательностью исполняя внешние предписания закона и преданий. Этою показною праведностью фарисеи величались и выставляли ее на показ всем. Они долго молились на улицах, раздавали милостыни на перекрестках, трубя пред собою, учили пришельцев и своих соплеменников. Делать мелочные дела, предписываемые законом и преданиям, так, чтобы люди примечали, вошло в правило жизни фарисеев. Их часто за это осмеивали саддукеи. Ио они этим мало тревожились и думали, что они суть верные хранители Божиих заповедей и исполнители воли Господа. За это, конечно, Бог предоставит им первые места в Своем царстве. Этого тем более можно ожидать им, что они потомки Авраама по плоти. Но иное дело человеку самому думать о себе, а иное дело знать мнение других о нем. В своих глазах фарисеи были праведники и награды от Бога ожидали. А Господь Иисус Христос считал нужным предупреждать их и глаза им открывать на то, что делать они должны, чтобы оправдать то высокое доверие, которое им оказано Богом. Они добровольно назвались хранителями закона Божия. Дело почетное и хорошее. Так нужно хранить и исполнять его не на словах, а делом. А то, по слову Спасителя, фарисеи только лицемерили. Он применил к ним слова пророка Исаии: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям; заповедям человеческим» ( Мф.15:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Ибо в воскресении не предшествует ни соития, ни семени, ни утробы, ни зачатия, но тела наши рождает Бог известным Ему способом. Поскольку же в воскресении действует Бог, то возрождающиеся от воскресения справедливо называются сынами Божиими. - К умозаключению Господь присовокупляет и свидетельство от Писания. Моисей говорит, что Бог сказал ему из купины: " Я Бог Авраама " и прочее (Исх. 3, 6). Если бы патриархи навсегда уничтожились и не были живы пред Богом по надежде воскресения, то Он не сказал бы: " Я есть " , но " Я был " . Ибо о вещах поврежденных и потерянных мы обыкновенно говорим: я " был " хозяином такой-то вещи. А теперь, когда Бог сказал: " Я есть " , Он показал, что Он есть Господь и Бог живых, а не уничтожившихся совершенно. Ибо хотя они и умерли, но надеждой воскресения живы, подобно как и Адам хотя и жив был, однако ж, был смертен, и о нем говорится, что он умер в то самое время, как вкусил от запрещенного плода. Когда таким образом саддукеи были пристыжены, книжники, довольные победой над ними, одобрили Иисуса как соперника их. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.  Вскоре имея идти на страдания, Господь проповедует о Своем Божестве, и то не явно и с гордостью, но очень скромно. Ибо спрашивает их и, приведя в недоумение, предоставляет им самим выводить следствие. Давид, - говорит, - называет Его Господом (Пс. 109, 1): как же Он простой Сын ему? Он был и сын Давиду по плоти, но вместе и Бог его, а они считали Его только сыном Давидовым. Поэтому Он опровергает это мнение их, что Христос есть простой сын Давидов, и объявляет, что Он не противен Отцу, но имеет с Ним большое единомыслие, ибо Отец поборает врагов Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Ибо у Него все живы» (стих 38), т.е. все – которых Он Бог – Ему живы. Если они и умершие, то для людей, по отношению к людям, но не в отношении к Богу. Таким образом, будущее воскресение умерших является естественным и необходимым завершением того жизненного состояния, в котором находятся умершие до страшного суда. Лк.20:39 .  На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. Лк.20:40 .  И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: Лк.20:41 .  как говорят, что Христос есть Сын Давидов, Лк.20:42 .  а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, Лк.20:43 .  доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Лк.20:44 .  Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк.20:45 .  И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: Лк.20:46 .  остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, Лк.20:47 .  которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. «Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди ( Мк.12:32 ). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше ( Лк.10:25 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился. «И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка ( Мк.12:34 ). «Как говорят...» (стихи 41–44). (См. Мк.12:35–37 ). «И когда слушал весь народ...» (стихи 45–47). (См. Мк.12:38–40 ). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иисус предупреждает: Евангелие от Луки 20:46-47 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. И наконец, какой смысл в этом огне? Исполнение заповедей - делает человека ближе к Богу - верность завету, который принимается на крещении. Иисус указал нам путь, которым надлежит нам идти, открыл нам истину и даровал верующим в Него жизнь вечную. Нам всем надо учиться любить Бога и ближних наших, но не гоняться за весьма сомнительными реликвиями, которым нет подтверждения в Писании. Повторюсь это мое мнение. Так мне Господь открывает. Лиманский Валентин Григорьевич 25 апреля 2012, 23:54 ДЕНИС! " Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото... Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания... Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... А согрешающий против меня наносит вред душе своей; ВСЕ НЕНАВИДЯЩИЕ МЕНЯ ЛЮБЯТ СМЕРТЬ. " Притч.8:10-36; И ещё: " Первый человек-из земли, перстный; второй человек-Господь с неба. Какой перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. " 1 Кор.15:44-50; Отк.21:3. Семь тысяч лет нашего развития незаметно прошли. Пришло время небесных технологий, именуемых в Библии Славой Господней. Исх.40:34-38; Иез.1:4,25-27, 2:1. Время детства нашей Цивилизации вместе с её бандитами, жуликами, ворами и другими примитивами уходит. Нам нельзя быть тёплыми-примитивными, но горячими - революционными или холодными - мудрыми. С 2033 года начнётся Золотое Тысячелетие, время величайшей научно технической и духовной революции, которой никогда не было и не будет! Лиманский В.Г. valentin@limanmobile.ru Марина 16 апреля 2012, 16:23 Когда я слышу о том, что священники лгут, у меня возникает вопрос к таким людям - " а можете ли вы, лгать всю жизнь, например быть врачом или учителем, и приходить на работу с целью обманывать каждую секунду своего рабочего времени, и так всю жизнь? " . Стоящие у алтаря - это глубоко верующие люди, невозможно с целью обмана выбрать такой труднейший жизненный путь. Зачем идти в священники, неужели это самый легкий способ зарабатывать деньги? Тогда бы у нас все ринулись занимать свободные места, где делать ничего не надо, только ври с утра до вечера и набивай карманы деньгами.

http://pravoslavie.ru/30099.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010