Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение Снедаете (поедаете) домы вдовиц. Посредством ложной набожности, напр., продолжительной молитвы (далече молитвы творяще), фарисеи достигали того, что становились распорядителями совести и имущества набожных женщин, вдов и вообще бедных людей, и заставляли их делать пожертвования в свою пользу, даже объявлять себя наследниками имущества, в предосуждение и с обидою истинных наследников. (Иннок.) Значит, фарисеи под предлогом благочестия обирали не только богатых, но и бедных людй. Сего ради (за это) лишшее (тягчайшее) приймете осуждение. «Если всякий, делающий зло, заслуживает наказание, поясняя эти слова, св. Златоуст говорит; то какому же жестокому наказанию подвергаетесь вы, принявшие на себя образ благочестия и употребляющие его для прикрытия своих злых дел»? 15. Горе вамъ, книжницы и лицемри, к преходите море и сш, сотворити пришельца: и бдетъ, творит сына геенны сгбйша васъ. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас Преходите (обходите) море и сушу, сотворити единого пришельца (дабы обратить хотя одного), т. е. употребляете всякия усилия и средства, повидимому, не щадите никаких трудов, чтобы обратить кого-либо в свою еврейскую веру из язычников (такие обращенные назывались у Иудеев прозелитами). Делаете его сыном геенны, т. е. повинным наказанию в сей и будущей жизни. Геенною уЕвреев называлось место, где казнили преступников. Она была и образом адских мучений грешников (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). Вдвое худшим (сугубейша) вас. Фарисеи приобретали прозелитов, но не заботились о наставлении их в вере, а, напротив, примером своей худой и лицемерной жизни очень развращали их (Мих.), учили, напр., их своим примером обходить закон; требуя от них исправности в мелочах, в неважных делах, показывали пренебрежение к самым важным обязанностям (23 ст.). «Ибо, замечает св. Златоуст, когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что не останавливается на той точке зла, до которой дошел их учитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Господь был помазан при жизни, за трапезой у Симона прокаженного в Вифании за два дня до смерти. Нам показано, что смерть не имеет над Ним никакой власти, и что жизнь торжествует. Так пророчески возвещается Воскресение. Те, кто будет проповедовать Евангелие, будут говорить об этой безымянной женщине, но прежде всего – о том, что помазание Господа было не над мертвым Его телом. Потому что невозможно удержать в смерти Того, Кто входит Крестом в жизнь. Он кровь Свою прольет за нас, и какую цену имеют по сравнению с этим все наши дары? Она на главу Его излила миро, чтобы было сияние любви над Его головой – не только Божественное, но и человеческое. Она разбила сосуд, чтобы отдать все, до капли. Христу должно быть принесено все, что мы имеем. Настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно дать, чтобы это казалось приличным. Она отдает самое дорогое. И, отдавая все, что имеет, она понимает, что дает недостаточно. Приносим ли мы Господу благоухание такой любви – которая всем сердцем, всею душой, всею мыслью, всею жизнью нашей? Это благоуханное миро до скончания века наполняет собою Церковь . Свет, который приносит эта женщина, светит во тьме наступающей ночи, окружающей Господа. Среди почти всеобщего отступничества и равнодушия эта верность Христу особенно драгоценна. И в наши дни, когда тьма все более нарастает, не может быть ничего дороже. Господь заповедует нам всегда помнить об этом мужественном благочестии. «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Ибо сердце Евангелия – Крестная смерть и Воскресение Христово. Кто чтит Христа, будет почтен Им. Где исповедание Креста Христова, там рядом – радость Воскресения. Суббота Лк, 103 зач., 20, 45–21, 4 И когда слушал весь народ, Иисус сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь мог бы защитить нас в одно мгновение, мог бы без промедления даровать нам бесстрастие, но мы должны приобрести и смирение, мы должны доказать свою любовь к Богу терпением скорбей, в том числе скорбей от борьбы с грехом. А мы воспринимаем это так, будто Бог нас забыл, и впадаем в уныние. Даже во время какой-то, если можно так выразиться, быстротекущей скорби, допустим при брани, которая длится всего несколько часов, мы, не имея терпения, думаем, что Бог нам не помогает невыносимо долго, и начинаем унывать. Тем, кто занимается непрестанной молитвой, нужно в особенности быть настороже, чтобы не поддаться этой необыкновенно вредной страсти. Надо всегда помнить: то, что нам кажется Божиим промедлением, на самом деле есть долготерпение Божие о нас. В славянском переводе (и я думаю, это ближе к оригинальному греческому тексту) так и говорится: Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных своих… и долготерпя о них. Святые отцы разделяют две страсти, очень похожие: уныние и печаль. Я нахожу, что разделение это условно и они настолько близки, что можно одновременно говорить и об унынии, и о печали. В Евангелии об унынии упоминается в связи с непрестанной молитвой, а также в связи с постом. Видимо, потому, что мы, не получая от этих добродетелей немедленной пользы или чувствуя во время их исполнения тяжесть, начинаем унывать. Такое неподобающее чувство вызывают эти добродетели в душе неопытных делателей. Что говорит Спаситель о посте? Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно 276 . Итак, как мы видим, здесь предостерегаются постники, и предостерегаются именно от уныния. Уныние в этом случае может быть лицемерное: человек напускает на себя унылый вид и таким образом в глазах людей, для которых пост является выдающейся добродетелью, выглядит достойным, избранником Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Господь очищает Храм от торговцев, которые заполняли его, и от тех, кто делал его домом торговли. Он пришел в Иерусалим и сразу же направился в Храм, и начал очищать его от того непотребства, которое Он увидел в нем за день до этого. Он пришел не для того, чтобы разрушить храм, как Его обвиняли клеветники, но очистить его. Он «начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Никто не противился Ему, потому что всем было очевидно, что здесь действует высшая правда, и совесть тех, кто видел свои деньги рассыпанными по земле, обличала их. Господь уверяет всех, ревнующих о святости и чистоте, что решительные действия против осквернителей жизни порой могут быть неожиданно успешными. «И не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Честь, подобающая храму, требовала не превращать двор язычников в проезжую дорогу, в уличный переход. В этом же самом храме была стена, переход через которую для язычников означал смерть. Гнев Божий вызван и той исключительностью, которой иудеи наделяли себя, в то время как Бог послал Сына Своего Единородного на смерть, ибо так возлюбил Он не иудеев, но мир. «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» Ради этого существует храм. После того, как Господь изгнал из него волов и голубей, продающихся для жертвоприношения, Он восстановил истинное предназначение храма — как дома молитвы. Храм должен существовать для всех народов, а не для одного только иудейского народа, ибо всякий, кто призовет Имя Господне, спасется. Когда в начале Своего служения Христос изгонял покупающих и продающих из храма, Он сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16). А теперь Он обвиняет их в том, что они сделали его вертепом разбойников. Зло не стоит на месте. Те, чьи мысли заняты земными попечениями во время богослужения, превращают дом молитвы в дом торговли. А те, кто лицемерно долго молится, чтобы «поедать домы вдов», превращают его в вертеп разбойников. Учители Закона и первосвященники чрезвычайно уязвлялись этими словами Господа. Они ненавидели Его и боялись Его — как бы Он после этого не опрокинул их столы и не изгнал их из храма. Они видели, что весь народ удивлялся учению Его, и все, что Он говорил, было откровением и Законом для простых людей. И что можно еще от Него ожидать при такой всеобщей поддержке? Потому они искали не того, как помириться с Ним, а как убить Его. Они не остановятся ни перед чем ради сохранения своей власти и своего величия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/26/pe...

Да, сама врач. Сопоставление с участковыми врачами не показательно (долго рассказывать, почему). Дмитрий 26 февраля 2012, 05:13 " Не можете служить Богу и маммоне " (Ев. от Луки) Gandalf 25 февраля 2012, 21:23 13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. 14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Вася 25 февраля 2012, 18:31 Знаю лично священника, ездящего на Лендровере (3 миллиона рублей). При этом у него преподаватели в воскресной школе получают зарплату в 2 тысячи рублей. По-вашему, это нормально и по-христиански? Не надо проводить аналогий с врачами. Врач не учит нравственным и моральным нормам, а идеал врача - это Гиппократ, а не Христос. Статья лицемерная и хамская. Патриарх Павел вс. жизнь пешком ходил и не разрешал не только себе, но и ввереным ему подчиненным купить даже скромные машины. А тут - ах, ну необходимы нам мерседесы. Напишите тогда и Евангелие новое, в котором Христос на мерседесах ездил. И ездите на чем хотите. Только к христианству это уже не будет иметь никакого отношения. Александр 24 февраля 2012, 14:41 " Тогда Иуда Искариот сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. " Ин.12:4-6 Дмитрий 22 февраля 2012, 23:15 При всем уважении к очень многим статьям автора, не могу полностью согласится с основной идеей данной статьи. Жизнь очень богата на очень разные ситуации, и подходить к всем без здравого и объективного рассуждения глупо. Должна быть золотая середина и возможно наиболее полное изучение ситуации. Да, безусловно, каждый человек судит обо всем через свое больное грехом сердце, и священник должен знать об этом, и понимать свою большую ответственность за пример который он подает. Конечно далеко не каждый священник может повторять жертвенное служение н-р отца Иоанна кронштадтского и др., но можно хотя бы не вводить в искушение своих прихожан и вообще верующих людей? Как я буду верить словам человека, который будет ездить на машине стоимостью в 5млн. руб. и говорить " Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение " , " Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною " , " Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе " ... это же будет выглядеть очень лицемерно.. Мой личный опыт говорит, что подавляющее большинство священнослужителей не вводят в искушение своих прихожан и слова евангелия из их уст не звучат лицемерно, но тем паче немногие священники своей показной роскошью порочат всех священников.

http://pravoslavie.ru/51485.html

Далее, в связи с недоразумением, возникающим на почве лицемерного понимания политкорректности, мы можем вспомнить речь апостола Павла в ареопаге. В книге Деяний отмечено, что «в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян. 17; 16), однако, выступая перед его гражданами, он обличает их заблуждение с такой виртуозной тактичностью, которая на века остается эталоном и алгоритмом миссионерства: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано „неведомому Богу“. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17; 22–23). О как! И это не столько «дипломатичный ход» с целью расположить аудиторию, и уж всяко – не стратегически оправданное лицемерие, но… любовь, да-да, любовь, обходящая острые углы, во избежание задеть и поранить ближнего (пусть даже он и противник), если это не продиктовано жизненной необходимостью. Об апостольском же понимании мультикультурности более чем красноречиво свидетельствуют слова апостола Павла из той же речи в ареопаге о том, что Творец «от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род“» (Деян. 17; 26–29). Вполне понятно, что когда слова долго используют в ложном смысле, то дискредитируются именуемые ими явления, и происходит подмена понятий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что слово «толерантность» понимается как аморфная, безвольная уступчивость, соглашательство и даже поощрение всевозможных извращений, «политкорректность» – как лицемерная вежливость с камнем за пазухой, а «мультикультурность» – как вытравливание традиционной культуры угодничеством перед «понаехавшими». Поскольку эти термины, а вместе с ними и понятия трактуются как лукавые уловки князя мира сего, то в тоталитарном по духу навязывании своего мнения и воли, в хамском, издевательском тоне и обращении, в зоологическом национализме или интернационалистическом шовинизме и в других противоположностях вышеупомянутым демократическим ценностям иные православные христиане склонны видеть чуть ли не противоядие от ада и погибели . Но в этом обманном маневре как раз-то и состоит бесовская уловка, чтобы мы, защищаясь от злоупотребления и его пагубных последствий, отвергли бы саму злоупотребляемую ценность, как, например, во время Реформации было отвергнуто Священное Предание по той причине, что им цинично злоупотребляли.

http://pravmir.ru/apostolskiy-post-i-nas...

Две лепты вдовы Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом. 2 марта, 2013 Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом. Лк 20:45 b –21:4 (зач. 103): Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы). Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

http://pravmir.ru/dve-lepty-vdovy/

Доказательством справедливости этой мысли является тот факт, что в этой цитате говорится о Царстве Божьем, которое нужно благовествовать. А благовествуют только учение. В другом месте в своей книге Матфей пишет «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф.23:13 ). В этой цитате говорится о Царстве Небесном, как о религиозном учении, и о неправильном исполнении Закона Божьего по совету фарисеев и книжников. Говоря о том, что книжники и фарисеи затворяют «Царство Небесное человекам», Спаситель имеет ввиду то, что книжники и фарисеи искажают религиозные понятия Ветхого Завета и не признают учения Христова. И искажая понятия Закона Божьего, не могут научить людей правильно его исполнять. И сами его не исполняют. Поэтому Спаситель и говорит книжникам и фарисеям – «сами не входите и хотящих войти не допускаете». Неправильным толкованием и исполнением Закона Божьего книжники и фарисеи для себя затворяют Царство Небесное, и закрывают его для людей, которые искренне хотят служить Богу. За то, что книжники и фарисеи не дают людям надлежащих знаний по исполнению Закона Божьего, Спаситель порицает их. О чем пишется и в других местах Библии. «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, – сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение» ( Мк.12:38–40 ). В Библии понятие поиска Царства Небесного или Царства Божьего употребляется и для обозначения определенного образа жизни человека. Такой образ жизни должен отличаться праведностью, что достигается соблюдением заповедей Божьих. Как образец лицемерия и нарушения Закона Божьего Спаситель приводит образ жизни фарисеев и книжников, и постоянно порицает их. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф.23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Если Христос есть Бог, то прежде всего должны были это понять те, которые считали себя руководителями народа и стояли на страже его духовной жизни, то есть книжники и священники. Они первыми должны были узнать в Господе Иисусе Спасителя и Мессию и отнестись к Нему с той любовью, которая подобает Богу. Но они не хотели и не могли этого сделать, и главная причина заключалась в том, что в их сердце не было искреннего стремления и любви к Богу. Они любили только себя, любили почет, славу, уважение толпы, любили материальные выгоды жизни, и все их служение Богу было лицемерным, рассчитанным лишь на то, чтобы ценили и почитали их люди. С таким сердцем приблизиться к Богу, угадать божественную личность Спасителя и полюбить его безраздельно как Бога они не могли. Поэтому тяжелое осуждение было для них неизбежно. Гораздо ближе стояли к Богу люди простые, бедные, но любившие Его всем сердцем. Бедная вдова, отдавшая в храм свой последний кодрант, была бесконечно выше этих чванных, лицемерных, гордых, самоуверенных книжников, и ее-то ставит Господь Своим ученикам в пример, ибо с кодрантом она отдала и сердце свое. Такова внутренняя связь тем данного евангельского отрывка. Все они объединяются одной основной мыслью — о необходимости искреннего, сердечного служения Христу. Главное препятствие для такого служения составляют те пороки, которые Господь отмечает у книжников, от которых Он предостерегает слушателей и которые можно назвать главными пороками сердца, при наличии которых христианская жизнь невозможна, ибо они сводят к нулю и осуждают на бесплодность все попытки и усилия благочестивой воли. Пороки эти в словах Спасителя определяются так: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах (что указывает на тщеславие) и принимать приветствия в народных собраниях (славолюбие), сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах (честолюбие), — сии, поядающие домы вдов (корыстолюбие) и напоказ долго молящиеся (лицемерие), примут тягчайшее осуждение (ст. 38-40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Задача Церкви — словом и делом, проповедью и молитвой поддержать людей в трудные времена, вселить в их сердца надежду и веру в спасительный промысел Божий о каждом человеке, призвать людей, в том числе из мира бизнеса, не оставаться равнодушными к нуждам и скорбям многих своих соотечественников. Можно долго говорить о несовершенстве экономических механизмов, давать в очередной раз рецепты спасения финансовой системы. Но нужно помнить, что экономика — это всего лишь инструмент в руках человека, и сам человек является местом борьбы добра и зла, центром принятия решений — правильных или ошибочных. Сегодня к представителям деловых кругов приходит понимание необходимости социально ответственного поведения бизнеса. Вселяет надежду то, что и в России, и в Италии есть социально значимые проекты, финансируемые коммерческими структурами, что сегодня многие неравнодушные люди из мира бизнеса, осознающие свою ответственность, ибо «и от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Мк. 12:48), творят добро не ради саморекламы и гордыни, но по зову сердца, по слову Спасителя: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:1-4). Конечно, это капля милосердия в море безразличия, но хочется верить, что и другие люди будут вдохновлены добрым примером, и Господь даст им силы продолжать благие дела. Ведь в любые времена были люди, которые слышали и исполняли Слово Божие и явили миру пример любви к ближнему. Например, царственные мученики — святой страстотерпец царь Николай II с семьей, несмотря на статус императорских особ, вели весьма скромный образ жизни в быту и явили пример жертвенного служения ближнему (императрица Александра Федоровна с самого начала Первой мировой войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми — Великими княжнами Ольгой и Татианой — она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете).

http://patriarchia.ru/db/text/1668557.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010