218–219. Церковная дисциплина и свобода печати Когда истина столь очевидна, что ложь не может ее затмить, несмотря ни на какие усилия, тогда ложь начинает притворяться, будто она давно победила истину, давно доказала, что ее нет, что если и есть что-то, то ведь это только легенда, вымысел, с коим умным, образованным людям и считаться-то стыдно. А толпа невежд, коим хочется казаться “интеллигентами», идущими в ногу с людьми “передовыми», охотно вторит глашатаям лжи, шумными криками стараясь заглушить скромный голос святой истины. Таким образом, в наше время создается так называемое “общественное мнение», так насаждаются лживые теории, строятся и укореняются лженаучные гипотезы. И чем больше льстит страстям человеческим какая-нибудь теория или гипотеза, тем она больше имеет вероятия на распространение. Увы! Все меньше становится число самоотверженных, беспристрастных, а главное – смиренных служителей истинной науки. Все больше сгущается туман лжи вокруг истины, и его яд впитывается в массы – чем незаметнее, тем глубже отравляя миросозерцание православного человека. Откуда это? Не приходится долго задумываться над этим вопросом: прочтите “Протоколы сионских мудрецов» в книге С. А. Нилуса и увидите, что все это делается очень планомерно, обдуманно, теми, кому нужно превратить все человечество в свой рабочий скот. А факты, поразительнейшие факты налицо. Прислушайтесь к тому, как относится наша печать, наши газеты, – да, газеты: увы, ведь мы теперь книг почти не читаем, а все только газеты: поневоле приходится к ним прислушиваться, – так вот и прислушайтесь, как они относятся к Церкви, к Евангелию, к самому христианству. Ведь если еще не отрицают прямо, то в общем знать их не хотят! Церковь учит святой истине, газеты – проповедуют служение плоти и похотям ее; Церковь объявляет пост, газеты преподносят читателям, как нарочито, веселые фельетоны и новости по части увеселений. Настает великий праздник Пасхи или Рождества Христова; в газетах появляются рассказы и статейки на темы как будто религиозные, но увы – лучше бы их не появлялось! При этом-то случае и снимают с себя маску лицемерного христианства разные авторы: они дают разные вымыслы, подкладкою коих служат якобы научные открытия, разные сказания, предания, легенды, и все это сводится, в сущности, к подрыву веры в сердцах православных читателей, все – сознательно или бессознательно – служит целям все тех же врагов христианства, врагов Бога и людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Высокопреосвященнейший Макарий глазами современников и сослужащих Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 К 125-летней годовщине кончины митрополита Макария (Булгакова) В 2007 году исполняется 125 лет со дня кончины митрополита Макария (Булгакова), известного историка и деятеля Русской Православной Церкви. Вспоминая об этом событии, уместно обратить внимание на то, как откликнулись на кончину святителя современники Высокопреосвященнейшего Макария, что именно нашло отражение в периодике (Московские Церковные ведомости за 1882 и 1883 годы). Митрополит Московский Макарий (Булгаков) отошел ко Господу 9 июня 1882 года. Кто бы ни писал о владыке Макарии (Булгакове) — архиереи, священники, писатели, журналисты, — все говорят о нем как об образце истинного христианина. Всем известны его строгая жизнь, преданность вере и Церкви, бескорыстие, беспристрастие, терпимость, сочувствие ко всему доброму. Светел образ этого Святителя, и еще долго он будет светить всем, особенно пастырям Церкви, возбуждая их ко всему доброму и честному, ободряя их в многотрудном служении. Владыка Макарий имел ясный ум, доброе, нежное сердце, преклонявшееся перед всем прекрасным, но без пристрастий, воля его была твердая, железная, но без произвола. Он был неутомимо трудолюбив, он выработал в себе удивительную способность ровно заниматься делом, отыскивать в самых сложных работах суть дела и умел наводить других на правильное решение. Живой и деятельный, он и ближних вдохновлял к деятельности. Все чувствовали себя перед ним свободно, уверенно, зная, что найдут поощрение и одобрение на благое дело. Не было во Владыке ни тени ревности к чужим талантам, он покровительствовал всем истинным труженикам на поприще науки и церковной деятельности. Ради пользы Церкви и науки он был готов жертвовать всем, при этом был чужд всего показного и совершенно не знал лицемерия. Он был правдив и в жизни, и в научных трудах. Решая богословские или исторические вопросы, он прежде всего опасался погрешить против истины, сделать большие выводы, чем позволяли научные материалы. Так, преосвященный Никанор, епископ Уфимский, говорил о его необыкновенном даре “найти и указать границу между догматическою истиною веры и положением человеческого, хотя и богословского мнения, — необыкновенное чутье Православия”.

http://pravmir.ru/vyisokopreosvyashhenne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царь Безсмертной Pocciu Долго ли русские будут мучиться без Царя? 15.07.2010 2202 Время на чтение 7 минут Странно и страшно встретила Россия очередную годовщину памяти убиения Царской Семьи. Выяснилось, что за исключением православных христиан, русские по-прежнему не желают понимать того, что произошло и продолжает происходить. После поверхностного упоминания цареубийства, нескольких вздохов сожаления по поводу убийства детей все затихает. Больше того, раздаются словно скрежет ржавого железа привычные речевки тех, кто числит себя патриотом, но считает возможным «критически относиться» к последнему Государю. Слышать их, осозновать их духовную слепоту, их непонимание судьбы и пути России особенно больно. Русские, которые отворачиваются от царя Николая, напоминают евреев, отвернувшихся от Христа. Тем временем, согласно воле клеветников и ненавистников России, такие «товарищи», как следователь СКП В.Соловьев пытаются совершить юридический кульбит и перевести дело о расстреле Государя и его близких в разряд уголовных. Запущен процесс «отмазывания» антирусской большевистской клики Ленина -Свердлова-Троцкого от одного из страшнейших злодеяний в истории человечества. Переиначив расстрел в уголовное убийство, не только снимут ответственность с «великих революционеров». Раз и навсегда переведут русский народ в народ-ублюдок. Скажут: пьяные подонки сами расстреляли своего царя, а их же еще потом и спасли, построив советскую власть. Важна здесь не только прямая очевидность. Она состоит в том, что непосредственно руководивший растрелом Я. Юровский, исполнял волю Я. Свердлова и всей преступной клики. Она также состоит в том, что расстрел в доме Ипатьева был кульминационным моментом запланированного большевиками убийства ВСЕХ членов царской семьи - всех братьев и родственников Государя. Масштабное злодеяние было осуществлено с сатанинской педантичностью. Конечно, можно пробовать утверждать, что убийства великой княгини св.прмц. Елизаветы Федоровны, всех великих князей также «простая уголовщина». Но, по-видимому, еще не родился тот лицемер, которому подобная совокупная ложь была бы под силу.

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/16/c...

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла представителям украинских СМИ в преддверии Первосвятительского посещения Украины Источник: Патриархия.Ru 23 июля 2009 года, в преддверии Первосвятительского посещения Украинской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы украинских журналистов. Я рад возможности встретиться с представителями украинских средств массовой информации накануне своего визита на Украину, высказать некоторые мысли, ответить на вопросы, но, самое главное — иметь еще в Москве первое соприкосновение с Украиной в вашем лице. Я с хорошим чувством еду на Украину. Знаю о трудностях, которые существуют и в церковной, и в общественной жизни. Но посещение Киева — матери городов русских, Киево-Печерской лавры, наших великих святынь всегда дает такой заряд духовной энергии, что этим зарядом долго живешь. Поэтому соприкосновение со святынями Руси, с киевскими святынями, посещение других мест Украины для меня — большая духовная радость. Думаю, что эту радость ничто не способно омрачить. Что касается характера визита, о котором сейчас много говорят и даже спорят, то, пользуясь случаем, хотел бы сказать: у меня одна цель. Эта цель заключается в следующем — помолиться вместе с украинским народом. Кому-то это может показаться странным заявлением, кому-то — лицемерным, кому-то, может быть, вообще далеким от правды. Но это так. За всю свою жизнь я вынес, может быть, самый главный урок для себя: Бог очень близок к нам. Он так близок, что мы даже себе этого не представляем. Сила Божия совершается в человеческой немощи. И где как не в Церкви и, особенно, где как не в руководстве Церкви чувствовать и понимать, что только с опорой на помощь Божию можно совершать нечто полезное и для других, и для спасения своей собственной души? Поэтому этот визит — пастырский. Не нужно в нем видеть никаких политических составляющих. Естественно, меня, наверное, будут спрашивать о каких-то вопросах, имеющих политическое звучание, и я буду на это отвечать. Но это не будет голос политика, потому что моя задача — не давать политических рецептов и не делать политического анализа, моя задача как Патриарха — помолившись вместе с народом, вместе с ним поразмышлять о нашем общем церковном настоящем, о нашем будущем. И я думаю, что и встреча с прессой, и планирующиеся встречи с представителями общественности, и встречи с духовенством дадут мне такую возможность. Очень рад начать с общения с вами здесь, в Москве.

http://pravoslavie.ru/37639.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год «Не поститесь с лицемерами» Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят - в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» - тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда - постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», - гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей… Иерей Владимир Хулап кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт санкт-петербургского филиала ОВЦС МП Пост среды и пятницы - одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник. Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I - начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Перед нами - традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота. Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» - следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них - это наша сегодняшняя христианская традиция.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Открытое письмо Патриаршего Экзарха Юго-Восточной Азии Митрополиту Корейскому Амвросию (Константинопольский Патриархат) Митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский, экзарх Юго-Восточной Азии Сергий (Чашин) Митрополит Сингапурский Сергий с прихожанами Успенского храма Сингапура Ваше Высокопреосвященство, Митрополит Амвросий! Я долго сомневался, отвечать ли на Ваше интервью, опубликованное 12 апреля на сайте The Orthodox World . Однако впечатления от состоявшейся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла моей недавней поездки на Украину для участия в торжествах по случаю тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия привели меня к мысли все же ответить на Ваши публичные выступления. Поскольку интервью Ваше, равно как и последующая реплика, опубликованы на сайте, не дающем никаких сведений о тех, кто его содержит и редактирует, я не вижу иного пути ответить на эти публикации, кроме как обратиться лично к Вам, но, учитывая публичность Ваших выступлений, мое письмо тоже будет открытым – чтобы читатели могли сделать свои собственные выводы. Я с радостью вспоминаю, как тепло Вы приветствовали меня братским целованием, когда я посетил Вас в Сеуле в июне 2017 года. Тем больнее сейчас видеть, в каком черном цвете, не стесняясь слухов и домыслов, Вы пишете о пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Неужели сложные взаимоотношения наших Церквей, вызванные решениями Константинопольского Патриарха Варфоломея по созданию новой «церковной» структуры в Украине, так резко повлияли на Ваше отношение к нам? Но нет, Вы пишете, ссылаясь на анонимного «старца», что за тысячу лет многие церковные лидеры в России так и не узнали, о чем учит Евангелие, культивируя «сатанинскую и империалистическую теорию Москва – Третий Рим”». И все это говорится так, как будто Вы всегда в это верили. Должен ли я сделать вывод, что Ваше приветствие в Сеуле было лицемерием, а теперь Ваша позиция искренняя? Два мои прадеда – священники – за свою веру и служение Церкви прошли тюрьмы и лагеря для заключенных.

http://pravoslavie.ru/123370.html

Седмица 11-я по Пятидесятнице Понедельник. О православном миссионерстве Мф.23:13–22 2Кор.2:14–3:3 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам: ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете». Врата Царства Небесного всегда есть на земле. Но на страже их всегда стоят люди, а точнее, собственно люди и составляют эти врата. Так что желающий чтить Бога непременно должен войти в семью богочтителей. Так было и в Ветхом Завете. В книге «Руфь» овдовевшая иноплеменница говорит своей свекрови: «твой народ будет моим народом, и твой Бог моим Богом» ( Руф.1:16 ). Тем более в христианстве: обратить ко Христу всегда значило – ввести в круг своей любви, своей заботы. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Принимая человека, община берет и ответственность за него. И если истинный хранитель врат Царствия Небесного видит для кого-то опасность отпадения, он пишет об этом «от великой скорби и стесненного сердца». А если ему приходится на время отлучить кого-то за смертный грех, то он страдает вместе с грешником, и при первой возможности советует «простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерной печалью». Истинный хранитель врат Царствия Небесного, опираясь на Бога, одновременно опирается и на всех членов Церкви: «Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но … и всех вас … А кого вы в чем-то прощаете, того и я: ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова». И он все делает, чтобы не утратить ни единого члена из народа Божия, «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы». Ну а те, которые «лицемерно долго» молятся, и в то же время поедают домы братьев, – навлекают на себя «тем большее осуждение». Отношение к Богу и отношения внутри Божьего народа настолько неразрывны, что нарушивший второе неизбежно нарушит и первое. Поедающие домы детей Божиих непременно придут к уничижению и Самого Бога, и будут говорить: «если кто поклянется храмом, то ничего (то есть, можно и не выполнять клятву); а если поклянется золотом храма, то повинен (если не выполнит клятву)». Или: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Но что же больше: «золото или храм, освящающий золото»? «дар или жертвенник, освящающий дар»? – А у них получается, что приносимое ими – больше Самого Бога! Поистине – «безумные и слепые».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Почему мы так долго молимся Для чего нужны длинные службы, и как молиться, если переутомился в офисе 9 января, 2017 Для чего нужны длинные службы, и как молиться, если переутомился в офисе «Когда люди влюблены, они не могут друг с другом набыться, наговориться. Им даже молчать хорошо, только бы вместе. Так же и с Богом…» — епископ Иона (Черепанов) находит неожиданные слова в ответ на распространенные недоумения, почему в Православной Церкви «всё так долго». Для чего нужны длинные службы и молитвенные правила, планируется ли сократить их в связи с насыщенным графиком жизни современных людей, и можно ли не молиться, когда устал после работы, читайте в интервью. Как это было у апостолов — Владыка, у вас есть ответ на вопрос, почему у православных всё так долго? Последование ко Причастию, службы, акафисты, каноны… Ведь нигде в Евангелии Господь не говорит: «Молитесь как можно дольше». Наоборот, молитва, которую Он дает людям — «Отче наш» — предельно короткая и лаконичная (Мф. 6, 9-13). И это фарисеев Христос упрекал за то, что они лицемерно долго молятся (Мф. 23, 14). А апостолов предупреждал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7-8). Получается, мы — как фарисеи и язычники? — Последние слова из процитированных вами были как раз ключевыми. Как видим из текста, язычники молились о каких-то житейских вещах, потому и предупреждает Господь, что Отец небесный знает о наших нуждах прежде прошения у Него. И дальше говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 32-33). Собственно, почему желательно, особенно на этапе воцерковления, совершать молитвы по молитвослову, то есть, используя тексты, написанные святыми людьми: там все прошения касаются Царствия Небесного. Представьте, о чём бы мы стали молиться, когда вот только-только уверовали в Господа, ещё не погрузились в глубину Евангелия, не ощутили всю возвышенность слов Христа. Конечно, просили бы того, что кажется насущным, и чего обычно себе и другим желаем: здоровья, благополучия, счастья в личной жизни. Но против этого, в общем-то, и предостерегал Господь.

http://pravmir.ru/pochemu-myi-tak-dolgo-...

Беседа 73 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». ( Мф. 23:14 ) Прикрывающий злые дела личиной благочестия заслуживает сугубого наказания. – Фарисеи были губителями желавших спасения. – Цель ветхоз. предписаний о внешних очищениях. – Добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина. – Против не заботящихся о душевной чистоте. – Против высматривающих в храме красивых женщин. – Сравнение нравов апостольского времени с современными. – Против женских нарядов, женитьбы из-за денег, развращающих поговорок. 1. Этими словами Спаситель начинает обличать книжников и фарисеев в том, что они пресыщались и, что еще ужаснее, наполняли чрево свое не от имущества богатых, но от стяжания вдов, и таким образом еще более увеличивали их бедность вместо того, чтоб облегчить ее. Они не просто ели, но поедали. И это корчемство еще прикрывали самым низким лукавством: «лицемерно долго молитесь». Всякий, делающий зло, заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию. Почему же Спаситель совсем не лишал сана книжников и фарисеев? Потому, что не пришло еще время. Вот почему Он и оставил их до времени. А обличая их, Он предохраняет народ от обольщения, чтобы он, смотря на высокий сан книжников, не увлекся к подражанию им. Так как прежде Он сказал: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте», то теперь, чтобы неразумные, основываясь на этих словах, не подумали, что им позволяется все, показывает, в чем книжники извращают закон. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф. 23:13 ). Если виновен тот, кто не приносит пользы, то как может ожидать прощения тот, кто причиняет ближним вред, и заграждает им вход? Что же значит слово: «хотящих войти» 23 ? Оно означает способных. Когда надлежало что-нибудь предписывать другим, тогда книжники возлагали бремена неудобоносимые; а когда самим им должно было исполнять что-нибудь из предписываемого законом, тогда они поступали совершенно иначе: не только ничего не делали сами, но, что гораздо пагубнее, развращали еще и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Г. И. Замараев 156 . Памяти К. Н. Леонтьева С покойным «философом-поэтом» Константином Николаевичем Леонтьевым мы переписывались долго и часто и еще чаще беседовали. К сожалению, у меня уцелело весьма немного писем этого оригинального писателя. Константин Николаевич очень любил молодежь, стараясь привить ей свои идеи. Он говорил прекрасно, образно, интересно. Все мы, имевшие счастье быть близко знакомыми с Константином Николаевичем, значительною долею нашего мировоззрения обязаны ему. Он иногда называл себя «пророком», указывая этим на свою новую проповедь и вместе на то, что он не был ни понят, ни оценен по достоинству в любимом им отечестве. Впрочем, Константин Николаевич мог быть по справедливости назван пророком и в смысле предсказателя. По крайней мере, все писанное им о славянах Балканского полуострова подтвердилось впоследствии до мельчайших подробностей. Можно положительно сказать, что в то время только единственный человек сочувствовал Константину Николаевичу и вполне разделял его мнение о славянах Балканского полуострова – это Т. И. Филиппов, который своею солидною книгой «Современные церковные вопросы» (1882) неотразимыми, вескими фактами доказал всю неправоту болгар в их споре с греками и все лицемерие и двоедушие их. Чаще всего К. Н. Леонтьев выказывал свою проницательность, доходящую до предвидения, в своих беседах в тесном кружке своих немногих друзей, а иногда даже и в действиях, как это было при столкновении в Константинополе со знаменитым Лёсепсом 157 . За много лет до Панамского скандала К. Н. рассказывал нам, как он выбранил и чуть ли, кажется, не замахнулся хлыстом (хорошо не могу припомнить) на эту в свое время знаменитость за то, что тот выразил сожаление о неразвитости русского «мужика». На Лёсепса К. Н. Леонтьев любил указывать как на тип европейского «хамства». Хуже, обиднее этого слова для Константина Николаевича ничего не было. Как носитель истинной культуры и как тонкий эстетик, он во всем умеренно посредственном, во всем типично пошловатом, во всем мещански-приличном видел хамство. Слово это он употреблял очень часто в культурном смысле даже с людьми, которые могли не знать, какой смысл придает он этому слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010