6 июня. Благодарю Господа за бесценную, животворящую литургию (раннюю) в Думской церкви; я был мертв духом – она оживотворила меня чрез причастие пречистых и животворящих Таин Владычних. Обедню совершил добропорядочно, хотя на великом входе сердце парализовано было врагом. На крестинах у дочери Родионцовой я оказался весьма неверен Господу своему в сердце моем по причине пристрастия к тленным вещам, именно к платку; я ждал, что будет восприемницей купеческая дочь Пиминова, которую и ждали, но которая не пришла, уехав в Рамбов; восприемницей была мать матери ребенка. Меня взяла внутренняя досада на то, что мое суетное желание не исполнилось; враг подстрекал и смущал, теснил, срамил меня, умерщвляя сердце и потемняя ум. И это при таком Таинстве, как Крещение, где я молюсь, чтобы крещаемый совлекся ветхого человека, тлеемого по похотем прелести, облекся же в нового, каковым я должен быть давно. Я предпочел тленную, ненужную притом мне вещь. Господа, Духа благодати оскорбил, опечалил, земным и суетным человеком оказался и за то лишился по справедливости мира, дерзновения, радости, свободы, света, легкости, подвергшись смятению, боязни, унынию, тоскливости, связанию, тяжести, омрачению, посрамлению, смерти. Прости и исцели, Господи, неверность мою. Даруй мне мудрствовать всегда так, как мудрствует Святая Церковь , носительница и хранительница Духа Твоего, святыни Твоей, проповедница хотений Твоих. Даждь мне вменить в сор вся красная земли, яко тленная и растлевающая дух наш. Вот мы долго живем с вами и вы с нами, возлюбленные чада наши в Господе, – что же? Любим ли мы друг друга искренно, по-христиански или не любим, или любим лицемерно; возрастает ли наша любовь друг к другу или умаляется, иссушается, уничтожается? Не должно быть так, братия мои. Зачем же мы и христианскую веру исповедуем? Зачем крещены? Зачем к Церкви совокуплены? Зачем Евангелие нам читается в храме? Зачем и читаем «Верую во Едину Святую, Соборую и Апостольскую Церковь ?» 27 Не любить друг друга – значит отрекаться веры во Христа, быть хуже язычника: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного [ 1Тим.5:8 ]. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Богалюбил и брата своего» [ 1Ин.4:20–21 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Из Нового завета видно, что сам Иисус Христос производил суд над людьми и осуждал их. “Горе вам, книжники и фарисеи, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение” (Матф.23:14). “Как убежите вы от осуждения в геенну?” (Матф.23:33). Иисус Христос дал право и власть судить людей и Своим Апостолам, которые также вершили суд. “Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием” (2Тим.4:2). “Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью” (Тит.2:15) данной “Господом к созиданию, а не к разорению” (2Кор.13:10). Апостол Павел осудил коринфского прелюбодея (1Кор.5). А Апостол Петр осудил Ананию и Сапфиру. (Деян.5).    Из всего вышесказанного видно, что Иисус Христос не отменял суды человеческие, но учил как осуществлять суд, как личный, так и гражданский. “Судите судом праведным” (Иоан.7:24). Апостол Павел различает два вида судов. “Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог” (1Кор.5:12-13). Согласно этой цитате Апостол Павел указывает на наличие суда христианского и государственного. Под христианским судом понимается увещевание согрешившего ближнего и наставление его на путь истинный. Этот суд применим к тем людям, которые желают исправляться. А людей, упорствующих в своих грехах, будет судить Бог через карающее воздаяние, которое может выразиться и в наказании преступника через государственный суд.    Согласно взглядам Спасителя, суд между людьми, в виде замечаний, увещеваний нужен для того, чтобы указать на недостатки и ошибки согрешившему человеку и доброжелательно помочь их исправить. Но не нужно изобличать заблуждения с непримиримой враждой и язвительным злорадством, как это обычно делали фарисеи. Как гражданский, так и частный суд, судит ближнего нашего. Поэтому к ближнему нужно проявить чувство сострадания и милосердия. И нужно суметь не только указать ему на его ошибку (то есть изобличить грех), но и нужно суметь сделать это так, чтобы не обидеть согрешившего человека. И нужно суметь убедить грешника отказаться от его греховных действий, показать губительность греха. Поэтому суд, в виде осуждения греха, нужен для того, чтобы помочь грешнику исправиться и наставить грешного человека на путь истинный. И в конечном счете из грешника сделать праведника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Иисус Христос в последний раз беседовал во храме и беседу Свою окончил обличением фарисеев и книжников в лицемерии, что они, украшая гробницы пророков древних, теперь сами готовятся пролить кровь Его; Он угрожал им за сие наказанием, предсказывая, что самый храм их запустеет, и наконец заключил: вы «не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне» (Мф.23:39), то есть, пока не признаете Меня Мессиею... Беседа сия на учеников сильно подействовала. Когда они выходили из храма, то обратились посмотреть на него; его великолепие и прочность, позолота, столпы поразили их взоры; им жаль стало храма. Вот один из них подходит к Иисусу и говорит: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания». (Мк. 13:1). Ты — Мессия; ужели попустишь, чтобы все это было истреблено? Иисус Сам посмотрел на предметы, которым особенно удивлялись ученики Его, и сказал: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне» (Мф.24:2; сн.: Мк.13:2. Лк.21:6). Пророчество решительное! Оно должно было крайне обеспокоить учеников. Все верили, что перед пришествием Мессии будут самые тяжелые времена; возникнут войны; будут жестокие кровопролития, и что Мессия явится, как спаситель. Но чтобы разрушен был храм — об этом никто и не думал. Пройдя несколько, Иисус Христос сел отдохнуть на Масличной горе, с которой открывался прекрасный вид на Иерусалим. Здесь четыре ученика (Мк. 13:3) приступили к Нему наедине и спросили: «когда же это будет», что Ты сказал нам о храме, и какое знамение «Твоего пришествия и кончины века!» (Мф.24:3). Все сии происшествия Иудеи не разделяли по времени. Иисус Христос, отвечает на эти вопросы: когда будет разрушен храм, — определенно и решительно; на два последние, когда придет Мессия и когда будет кончина века, — неопределенно. Одно только сказал Он на последние вопросы определенно, что Его Второе пришествие не будет вместе с разрушением Иерусалима, но долго спустя, и присовокупил к тому наставление, что поскольку вы, так же, как и Я теперь, не знаете того дня, то всегда должны быть бдительны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Дети мои! Недолго уже Мне быть с вами! Куда Я иду, вы теперь не можете идти. Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга! По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. А если любите Меня, то соблюдайте Мои заповеди. Если вы будете любить Меня и всегда будете исполнять Мои заповеди, то и Отец Мой Небесный будет любить вас! И если будете со Мной, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Я иду к Богу, Моему Отцу Небесному, и в Его Царстве приготовлю вам место! По окончании беседы Господь с тремя учениками пошёл в Гефсиманский сад. Там Он оставил их и сказал: – Душа моя скорбит смертельно, побудьте со Мною! Иисус Христос так долго и горячо молился, что на лбу у Него выступили капли кровавого пота. Уже ученики Его давно уснули, уже на востоке показалась полоска зари, а Христос, усталый, всё ещё продолжал Свою святую молитву: – Отче! Если возможно, пронеси мимо Меня чашу страданий! Но, впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты, а не Я. Время Его страданий приближалось, и Он молился теперь и просил у Бога, Отца Своего, помощи для перенесения всех предстоящих Ему мучений, так как все грехи людей, совершённые за всю историю человечества, Он взял на Себя. Он знал, что жертвует Собой, чтобы спасти каждого из нас. Предание Иисуса Христа Все люди любили Иисуса Христа, но не любили Его еврейские учителя, архиереи и первосвященники. На каждом шагу Он уличал их в лицемерии, корыстолюбии, зависти и гордыне. Эти злые люди завидовали Ему и ненавидели Его. Они давно уже искали случая, чтобы схватить Иисуса Христа в безлюдном месте, чтобы Его никто не смог защитить. И вот, между учениками Христа нашёлся предатель. Среди двенадцати апостолов Христа был один по имени Иуда Искариотский, который вначале помогал Господу, но потом диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть Спасителя. После входа Господа в Иерусалим он пошёл к иудейским священникам и согласился предать Христа. За это Иуде дали тридцать серебряных монет. Через несколько дней, когда Христос молился в Гефсиманском саду, Иуда известил об этом еврейских начальников и сказал им:

http://azbyka.ru/deti/bibliya-v-rasskaza...

А особенно печалило его не столько множество страданий, сколько то, что он казался страдавшим как нечестивый, беззаконный, как враг Божий и противник, проведший жизнь в лицемерии. У него была забота не о повреждении тела, а о гибели доброго имени; это не потому, что он был честолюбив или жил для славы в глазах многих, а потому, что видел, как многие соблазнялись этим. Писатель передает и имена друзей, говоря: " И никто не говорил ему ни слова " (ст. 13). Душа, внезапно пораженная скорбью, бывает совершенно неспособна к тому, чтобы слушать. Поэтому и они, видя несчастие этого дома и праведника, сидящего на гноище и покрытого язвами, разорвали одежды, много плакали и сидели в молчании, показывая этим, что ничто столь не соответствует вначале состоянию скорбящих, как совершенное молчание, потому что страдание было больше утешения посредством слова. Они пришли с целью утешить; но, не находя способа выполнить это, замолчали; и это сделали разумно, утешая его своими поступками - присутствием, разодранием одежд. Все это хорошие, достойные друзей свидетельства сочувствия. Но то, что было потом, не было таково. ГЛАВА 3. " После того открыл Иов уста свои… " (ст. 1). Полихрония и Златоуста. Точно сказано: " после того " , потому что, видя многих, приходящих к нему и опять уходящих, он продолжал переносить страдания, а когда увидел бывших с Елифазом, пришедших по знакомству и долго остававшихся при нем, которые молчанием свидетельствовали о необычайности происшедшего - а они не осмеливались сказать слово утешения, пока он сам первый не начнет говорить - то, не желая быть в тягость им через молчание, прерывает его. Посмотрим же, что он сказал, отверзши уста. " ...И проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! " (И прокля день свой, глаголя: да погибнет день, в оньже родихся, и нощь оная, в нюже реша: се мужеск пол) (ст. 2-3). Эти слова будем рассматривать не просто, но имея при этом в виду то, что они сказаны скорбящей душой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

б) По причине вечного наказания, ожидающего грешника. « Идите от Меня, проклятые » и проч. Это несомненно последует. И грешник не убежит от карающего правосудия Божьего. Он ввержен будет в « озеро огненное » (Апок. 19:20), во тьму кромешную, и на долго ли? Навсегда (Исаии 66:24; Апок. 14:11 ). 2. Для кого оно отрадно. а) Для праведников. Впрочем не все ли мы грешники? (Псал. 142:2). Какие шипы у самой прекрасной розы! — Есть обратившиеся, раскаявшиеся и примирившиеся с Богом грешники (Иоан. 5:24), которых сердце более не осуждает нас (1 Иоан. 3:21), которые праведно и благочестно жили в этом мире и всегда хранили свою совесть (Иов. 27:6). Такие с радостью явятся пред судилищем Христовым (Сир. 34:16). б) По причине несомненной и вечной награды, ожидающей их. На их главе венец (2 Тим. 4:8). Невыразимое блаженство (2 Кор. 4:17). Радость после печали. Жатва после посева, награда после труда. Добрые дела их последуют за ними (Апок. 14:13). Судья воздаст им (Евр. 11:6; Мат. 5:12 ) за каждую чашу воды (Мат. 10:41 ), за каждое дело их милосердия к меньшим братьям. Заключение. Многие слушают об этом с холодным сердцем. О, слепой, беспечный человек (Исаии 28:15), вспомни известного богача (Лук. 16:24). Со смертью Судья уже при дверях. — Лицемер, Бог знает твое лукавое сердце (Мат. 7:22–23). Бедный Лазарь, не унывай духом! Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую .» 1. Все мы явимся перед судищем Христовым (2 Кор. 5:10). Кто Судья? « Сын Человеческий во славе своей ». Он явится как Царь всех царей (1 Фесс. 4:16), сидящий на троне (Мат. 26:64). Перед Ним соберутся все народы. Никакого предпочтения к национальностям, к званию, состоянию, происхождению, возрастам и лицам. Те, которые доживут до страшного суда, также восхищены будут (1 Фесс. 4:17).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится 341 . Апостолы считали себя слугами верующих людей и служили им своим словом. Так они сами говорили: Нехорошо нам оставлять служение слова 342 , то есть воспринимали свою проповедь как служение. Они действительно исполнили эту заповедь. А если человек желает, чтобы ему служили, хотя бы он избегал этих наименований – «учитель», «наставник», «отец», то он на самом деле стремится к тому, чтобы быть большим, чем другие, а не их слугой. Человек – существо лукавое, он может изобрести много красивых смиренных слов, но эти слова будут только прикрытием его гордости и тщеславия. Поэтому суть состоит не в словах, а в сердечном чувстве. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение 343 . Здесь Спаситель обличает книжников и фарисеев. Почему обличает? Потому что человек, который много знает, который изучает закон, но не исполняет его, достоин большего осуждения. Такие люди своим лицемерным поведением, своим желанием славы человеческой соблазняют других. И сами не входят в Царство Небесное, и других не допускают, препятствуют им приступить к покаянию. Что значит поедаете домы вдов? Может быть, здесь имеется в виду насильственное отъятие имущества у бедных людей. А может быть, подразумевается такое поведение фарисеев, которое заставляло нуждающихся людей жертвовать деньги на содержание этих лжемолитвенников, и то, что они прикрывали этот свой тихий, «приличный» грабеж долгой молитвой. Поэтому не всегда долгая молитва – признак благочестия. Конечно, нельзя сказать и то, что это обязательно признак лицемерия. Нужно смотреть и на другие дела человека. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас 344 . Лицемер, хотя бы ему и удалось кого-то обратить к вере, своим соблазнительным поведением делает этого человека еще худшим, еще большим циником, чем сам этот проповедник, и тот погибает. Не всегда активная проповедь является признаком благочестия. Часто люди проповедуют ради выгоды, а еще чаще – ради славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: " отцом не называйте " не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Называет фарисеев лицемерами, так как они показывали благочестие, а между тем не делали ничего соответственного благочестию; напротив, совершая продолжительные молитвы, они в то же время " поедают домы вдовиц " . Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела - молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам: ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Мало того, - говорит Господь, - что вы сами не веруете и порочны, но отклоняете и других от веры в Меня и своим примером губите. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными к злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

В предыдущей беседе нашей о страданиях Господа и Спасителя нашего мы остановились, братья, на том обстоятельстве, что враги Его, осудив Его на смерть, разошлись в ожидании рассвета. Наступило утро. Первосвященники и старейшины иудейские снова собрались, составили совета и, по общему согласию, повели Иисуса Христа к Понтию Пилату, римскому правителю Иудеев. В это время евреи уже не имели собственного царя: ими владели римляне; смертные приговоры исполнялись не иначе, как с согласия римского начальника области. Лицемеры не вошли в языческое судилище, считая это осквернением, после которого они были бы недостойны вкушать пасхального агнца. А осудить на смерть невинного казалось им делом хорошим, даже святым! Пилат вышел к ним и спросил их: «в чем обвиняете вы этого Человека?» Не зная, что сказать, они отвечали: «если бы Он не был злодей, то мы не привели бы Его к тебе; по нашим законам Он достоин смерти». «Итак возьмите Его и судите сами по вашим законам», сказал Пилат. «Нам не дано власти наказывать человека смертью», возразили иудеи. Тогда Пилат пригласил Иисуса Христа в претор, или судилище и спросил Его: «точно ли Ты царь иудейский?» «Да, Я Царь», отвечал Спаситель, «но царство Мое не от мира сего; иначе подданные Мои защитили бы Меня и не дали во власть иудеям». Пилат вышел к старейшинам еврейским и сказал им: «я не нахожу никакой вины в этом человеке». Но обвинители возразили: «Он достоин смерти: Он называете Себя Сыном Божьим, считает себя равным Богу; Он возмущает народ наш.» – «Что Ты скажешь в свое оправдание»? спросил Пилат Иисуса Христа. Но Господь молчал, потому что все было сказано; Пилат сам видел невинность Иисуса Христа и знал, что только зависти ради предаша Его. Слабодушный начальник не знал, что ему делать. Узнав, что Иисус Христос жил долго в Галилеи, Пилат послал Его на суд к Ироду, царю пли тетрарху галилейскому, прибывшему во Иерусалим на праздник Пасхи. Но и тот, допросив Иисуса Христа, не получил от Него ответа, и потому признав Его невинным, отослал к Пилату в белой одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

В этих словах Господа – предупреждение всем людям. Вне Иисуса Христа не может быть Откровения Божия. Всякий, кто ищет Бога, может увидеть Его во Христе. Он и есть Божие знамение человеку. Если Христос не дозовется до нас, никто уже не дозовется. Если Он не убедит нас, никто не убедит. Если мы не увидим Бога в Иисусе Христе, мы не увидим Его ни в ком и ни в чем. Когда мы встречаемся с Иисусом Христом, мы встречаемся с последним Божиим словом и последним Божиим зовом. Что же остается для тех, кто отвергает эту последнюю возможность, не желает слышать это последнее слово, этот последний зов? Господь называет их родом лукавым и прелюбодейным. Гордо именуя себя истинной Церковью и невестой Божией, они предательски нарушили свой завет с Ним. И Господь, «оставив их, отошел». Христос не пребудет долго с теми, кто искушает Его. Он уклоняется от всех противящихся истине. И предупреждает нас: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Самая большая опасность для верных – со стороны лицемеров. Мы стараемся противостоять наступлению открытого зла. А против этой опасности сугубо предупреждает Господь. Он сравнивает их деятельность с закваской, потому что, где бы они ни появлялись, даже в Церкви Христовой, они будут пытаться заполнить собою все. Вторник Мф, 66 зач., 16, 6–12 Сказал Господь Своим ученикам: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского. Христос призвал учеников беречься закваски фарисейской и саддукейской. Они забыли взять хлеб, и думают, что Он выговаривает им за это. Господь упрекает их за маловерие, за отсутствие рассудительности, напоминая о двух чудесах умножения хлебов, как бы говоря им, что отсутствие хлеба не должно их беспокоить. Господь запретил им это делать, как раньше запретил бесноватому, запретил ветру, и когда Петр противился Его слову о предстоящем Ему Кресте, запретил ему. И в этом слове – отражена борьба Христа с искусителем в течение всего Его служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010