Патриарх Иерусалимский был провожаем государем до дверей и отпущен в соборную церковь для слушания литургии и свидания с патриархом; Афанасий же отпущен прямо на подворье, куда послан ему корм с царского стола: следственно приём сделан ему более по чину митрополитов, нежели патриаршему. Стольник Змиев послан был к Афанасию, на Кирилловское подворье, с яствами и питием. Ему велено было, если патриарх начнёт пить чашу государеву и подаст её стольнику, чтобы он молвил: «чаша царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца, его царского величества; дай, Господи, чтобы он, великий государь, благочестивый царь, с благочестивою царицей своей и благоверными царевнами здравы были на многия лета», и что патриарх про государево жалованье, или про что иное поговорит, обо всём том донёс бы государю. В июне месяце патриарх со всеми старцами своими просились на Богомолье в Сергиеву лавру и были туда отпущены. Там велено учинить им почесть и вручить дары, по тому примеру, как встречали Иерусалимского патриарха. Патриарх Афанасий на крестном ходу в Сретенский монастырь 23-го июня лично просил государя: что святительские у него одежды все, омофор, саккос и митра, от многих лет обветшали, и чтобы государь пожаловал, велел обновить его святительскую одежду и вписать в синодик имена своих царских родителей. Посему велено было справиться в посольском приказе: сколько давано было на сей предмет патриархам и митрополитам, и приказано отпустить Афанасию, на облачение и на митру, 200 руб. из доходов Новгородских и деньгами ещё 18 руб., когда он будет в обители Новоспасской на Божественной литургии. Патриарх подал от себя челобитную такого содержания: «за твою царскую милостыню, о твоём многолетнем царском здравии, Богомолец твой Афанасий, бывший Цареградский патриарх, должен вечно Бога молить и твоих царских праведных родителей всегда поминать, в Волошской земле, в городе Галаце, в монастыре великого чудотворца Николы, до скончания века, во все святые службы, дóндеже я, Богомолец твой, жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   После третьего обхождения, Патриарх (Православный Греческий Иерусалимский) остановился перед запертой и запечатанной дверью в Гроб Господень (я тут стоял с правой стороны у подсвечника перед Кувуклией, недалеко, в двух шагах от Патриарха).    Патриарха здесь разоблачили до подризника: сняли с него митру, саккос и омофор.    Полиция и власти осмотрели Патриарха, потом сорвали ленты с печатями с двери Часовни (Кувуклии), впустили Патриарха во внутрь Часовни. Вместе с православным греческим Патриархом впустили и армянского Патриарха (армянский Патриарх не участвовал в крестном ходе, а стоял со своим народом с левой стороны Кувуклии).    И еще некоторых впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по знаку Патриарха потушат Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберут все с Гроба, что было приготовлено к принятию Благодатного Огня.    Когда арабы из полиции, предназначенные для выноса обоих Патриархов с Благодатным Огнем, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли.    Как всем известно, в Часовне два отделения: Придел Ангела, и самый Живоносный Гроб Господень — пещера.    Во внутрь пещеры Гроба входит один только Православный Греческий Патриарх, а прочие, с полицией и армянским Патриархом, остаются в Приделе Ангела и ждут молча.    Двери Часовни закрыли, все замолкли, и воцарилась во всем Храме Воскресения Христова гробовая тишина: все богомольцы в молчании ждут от Господа «Благодатного Огня».    Надо сказать и о приготовлении Гроба Господня в Кувуклии: в Великую Пятницу вечером огни во всем Храме и в Часовне гасятся под контролем полиции.    На средине ложа Живоносного Гроба ставится лампада в подставке, наполненная маслом и со светильней в поплавке, заправленной, но без огня.    По краям ложа кругом прокладывается лента и по всему ложу раскладываются кусочки ваты. Так приготовленная, по осмотре полиции, Кувуклия запирается и запечатывается. Запечатанный Гроб Господень покоится до Великой Субботы, когда Патриарх впускается в пещеру ложа Спасителя, для получения Благодатного Огня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

По заамвонной молитве, Никон вышел из алтаря на амвон и сначала, по обычаю, прочел положенное поучение из бесед св. Златоуста, касавшееся значения пастырей Церкви, а затем повел речь от себя. Никон говорил: «Свидетельствую пред Богом, пред Святою Богородицей и всеми святыми, если бы великий государь царь не обещался непреложно хранить св. евангелие и заповеди св. апостол и св. отец, то я не помыслил бы принять такой сан; но великий государь дал обещание здесь в храме пред Господом Богом, пред святым чудотворным образом Пресвятой Богородицы и пред всеми святыми, пред всем освященным собором, пред своим царским синклитом и всеми людьми, и поколику царское величество пребывал в своем обещании, повинуясь святой Церкви, мы терпели; теперь же, когда великий государь изменил своему обещанию и на меня гнев положил неправедно, якоже весть Господь, оставляю я место сие и град сей и отхожу отсюда, дая место гневу». Окончив свою речь, Никон стал своими руками разоблачаться: снял с себя митру, омофор, саккос. Многие со слезами молили его: «Кому ты оставляешь нас, сирых?» Он отвечал: «Кого Бог вам даст и Пресв. Богородица изволит». Подьяки принесли мешок с простым монашеским платьем, но власти мешок отняли и не дали патриарху надеть это платье. Он пошел в ризницу, надел так черную мантию с источниками (архиерейскую) и черный клобук, поставил посох Петра чудотворца на святительском месте, взял простую клюку и пошел из церкви. Но православные всех чинов люди соборную церковь заперли и из церкви его не пустили, а послали крутицкого митрополита Питирима с другими властями известить о всем государя. Никон, дошедши до своего облачального места среди церкви, сел на последней его ступени лицом к западным дверям и дожидался, что будет. Государь, выслушав доклад Питирима, отправил в собор своего знатнейшего боярина, князя Алексея Никитича Трубецкого. Боярин, как свидетельствуют в своих сказках митрополиты крутицкий и сербский, прежде всего просил благословения у патриарха; но патриарх боярина не благословил, сказав: «Прошло де мое благословение, недостоин я быть в патриархах».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Патриарх облачается в белые одежды во весь светлейший сан. С ниш одновременно надевают на себе такие же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12 хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного Воскресения, за ними клирики с репидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последние из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи «святого огня» в народ и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство, при пени: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», идут из храма Воскресения к кувуклию и троекратно его обходят. После третьего обхождения, патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против Св. Живоносного Гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения 157 . Окончив гимн, духовенство и все участвующие в литании удаляются в алтарь храма Воскресения, а патриарх, став пред дверями Св. Гроба, при помощи диаконов, снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед затем снимает печати и шнуры с двери Св. Гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклия один армянский архиерей, одетый в священные одежды и имеющий также в руках подобные же пуки свечей, для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклия в приделе Ангела. Близ отверстий кувуклия совне, по сторонам его северной и южной, с тою же целью стоят по одному клирику в красном одеянии. План часовни Гроба Господня (кувуклия). 1. Помост, соединяющий греческий кафоликон с кувуклием. 2. Скамьи у входа в часовню. 3. Вход в придел Ангела. 4. Камень, отваленный Ангелом от Гроба Господня, служащий престолом. 5. В приделе Ангела северное отверстие, в которое патриарх дает народу зажженные свечи. 6. Южное отверстие – для передачи огня армянским епископом. 7. Проход в гробницу Господню. 8. Ложе Спасителя (каменная плита). 9. Часовня коптов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Опять длительное, напряженное, но не утомляющее ожидание. Все превращаются точно в один слух и зрение. Опять множественные встречи высоких святителей, но на сей раз народ замирает в ожидании своего — нареченного во Патриарха. Минуты приближаются. Последние мгновения кажутся уже долгими от нетерпеливого напряжения. Но вот, наконец, и первосвятитель Русский! — виновник и центр сегодняшнего торжества. Он совершает обычное моление при входе в храм, и здесь у самых дверей встречается отцом настоятелем с хлебом и солью. Взволнованно звучит голос отца Николая, когда он как бы от лица всех верующих говорит о той радости, которую переживают все с избранием первосвятителя Алексия во Патриарха. “Мы теперь не сироты: есть за нас молитвенник и печальник, есть предстатель перед Богом в наших скорбях…”. Первосвятитель торжественно препровождается и возводится на кафедру, где его ожидают прибывшие ранее патриархи, митрополиты, архиепископы. Отец настоятель зачитывает постановление поместного Собора Русской Церкви об избрании митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси. Аксиос, аксиос, аксиос , — отвечает Церковь. Вслед за тем — слово митрополита Киевского Иоанна, подносящего Первосвятителю патриарший куколь. Патриарший жезл подносит митрополит Николай Крутицкий; вдохновенно звучит при этом его речь. Аксиос , — трижды отвечает хор. После восприятия священных знаков патриаршей власти, Патриарх, обнажив голову, преклоняет колена посреди своих высоких собратий и смиренно молит Господа Промыслителя об укреплении сил его на новом поприще служения Церкви Христовой… Здесь — “удобее молчание…”. Начинаются часы. Патриархи торжественно облекаются в священные одежды. Патриарх Московский и всея Руси облечен в темно-красный бархатный саккос с золотом, широкий белый омофор и сияющую всеми цветами радуги митру. Первосвятительствует Папа и Патриарх Христофор, справа от него — Патриарх Александр; Патриарх Московский занимает место слева. Далее в порядке сана располагаются митрополиты, епископы, пресвитеры. Начинается литургия.

http://pravmir.ru/o-svyateyshem-patriarh...

Далее возведенному на престол Святейшему Патриарху поднесли атрибуты предстоятеля: крест, митру и две панагии (медальоны с изображением Христа и Богородицы). Митра—головной убор, одеваемый главой Церкви в торжественных случаях. Чаще Патриарха Кирилла можно будет увидеть в куколе—белоснежной островерхой шапке, несколько напоминающей шлем. Вновь избранного предстоятеля РПЦ облачили в патриаршие ризы: саккос—верхнюю одежду и омофор—накидку на плечи. Согласно церковным канонам, после отпуста—завершения Божественной литургии Патриарху преподнесли куколь и жезл. В нынешнем случае это был жезл, принадлежавший одному из древних святителей Русской церкви—Петру, митрополиту Московскому. На время проведения церемонии этот старинный деревянный посох был временно «позаимствован» из Оружейной палаты. По завершении обряда вновь избранный предстоятель обратился к собравшимся с речью. «Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия», -- определил задачи главы Церкви патриарх Кирилл. Помимо прочего первоиерарх РПЦ дал понять, какими именно будут основные направления церковной политики во время его патриаршества. «Служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве исторической Руси, -- подчеркнул новоизбранный предстоятель.—Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси». Церкви, заявил Патриарх Кирилл, необходимо «соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей». Не в последнюю очередь, заметил Кирилл, задача Патриарха состоит в том, чтобы «не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть», в расколы, нестроения и лжеучения».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Государь принял, 22 апреля, патриарха Афанасия со всею его свитою уже не с такою торжественностью, как прежде принимал Иерусалимского патриарха Паисия: то был действительный патриарх, а этот патриарх без кафедры. Принял – не в царском одеянии, не в золотой палате, не на престоле, а в обыкновенном платье и в столовой избе. Афанасий бил челом царю, поднес ему свои подарки: образ Спасов в киоте, резной деревянный крест, мощи евангелиста Матфея, св. миро, и сказалъ речь. Царь позвал Афанасия к своей руке, спросил его о спасении и пригласил сесть, а дьяк тут же объявил Афанасию царское жалованье, которое составляли: серебряный кубок с золоченою крышкою, камка, два атласа гладких, два сорока соболей и деньгами сто рублей. Отпустив Афанасия, царь послал ему на кирилловское подворье, через своего стольника, яства и питие. В июне, с дозволения государя, Афанасий, со всею своею свитою, ходил в Троице – Сергиеву Лавру, где встретили его с такими же почестями и дарами, с какими прежде встречали патриарха Паисия. По возвращении из Лавры, во время крестного хода в сретенский монастырь (23 июня), Афанасий просил лично государя, указывая на свои обветшавшие святительские одежды, пожаловать ему новые, и государь приказал выдать ему, по прежним примерам, на омофор, саккос и митру, двести рублей. В августе Афанасий служил, по желанию государя, в новоспасском монастыре, и за то получил от государя сребропозлащенный кубок в сорок две гривенки, сорок соболей в пятьдесят рублей и восемнадцать рублей деньгами. В октябре Афанасий подал челобитную, чтобы государь пожаловал ему грамату, по которой иноки его галацкого николаевского монастыря могли бы приходить в Москву за милостынею ежегодно, пока он, Афанасий, будет жив, а по смерти его через два года на третий. И в той же челобитной писал еще: «да вели, государь, мне же, богомольцу твоему, напечатать на своем дворе 500 разрешительных грамат, потому что, как я ехал к тебе в Москву чрез войско запорожских казаков, в то, государь, время приходили ко мне на исповедь многие черкасы и, по обычаю своему, просили у меня разрешительных грамат, и мне некого было послать в Киев для напечатания их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Аминь», и митрополиты усаживали Патриарха на его место в 1-й раз. Далее возглашалось: «...и Сына. Аминь!» - и Патриарха усаживали вторично. После слов: «...и Святаго Духа. Аминь!» Патриарха усаживали в 3-й раз. Старший митрополит возглашал: «Аксиос!» - и то же по трижды пели в алтаре и в храме. Т. о., в чине была использована александрийская традиция возглашать имя Пресв. Троицы - «как при Крещении», «Аксиос!» петь в конце (в к-польском чине «Аксиос!» без к.-л. др. слов возглашалось на каждое усаживание). Сразу после этого один из архиереев читал, стоя в царских вратах, ектению с особыми прошениями, а старший митрополит - в алтаре молитву «Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отче щедрот и Боже всякия утехи...». Это та же молитва σποτα Παντοκρτωρ κα Κριε τν λων, к-рая в александрийском чине положена при И. любого епископа. Во время ектении Патриарха переоблачали в иные саккос, омофор, митру (в этом следует видеть воспроизведение того обряда И., к-рый совершался в Москве в последние десятилетия XVII в.,- впрочем, там переоблачение происходило до литургии, а не во время ее) и возлагали на него 2 панагии и наперсный крест. Перед царскими вратами вставал иподиакон с патриаршим предносным крестом, а др. иподиакон вместо обычного примикирия (предносной свечи) вставал с «двуплетеной» свечой. По окончании ектении старший митрополит произносил возглас молитвы и пелась великая похвала - многолетия Предстоятелям правосл. Церквей и Российскому гос-ву. Далее литургия совершалась обычным порядком. Во время великого входа составители чина указали нести не только дискос и потир, но и сионы ( дарохранительницы ) - изнесение на великом входе пустых сионов практиковалось на Руси до XVII в. включительно во время торжественных богослужений в кафедральных соборах (и являлось следом древней визант. практики совершения литургии не на одном, а на неск. агнцах с использованием мн. священных сосудов). По окончании литургии Патриарх, стоя перед св. престолом, облачался в патриаршую мантию и клобук (особой формы, согласно древнерус.

http://pravenc.ru/text/468857.html

После третьего обхождения, Патриарх (Православный Греческий Иерусалимский) остановился перед запертой и запечатанной дверью в Гроб Господень (я тут стоял с правой стороны у подсвечника перед Кувуклией, недалеко, в двух шагах от Патриарха). Патриарха здесь разоблачили до подризника: сняли с него митру, саккос и омофор. Полиция и власти осмотрели Патриарха, потом сорвали ленты с печатями с двери Часовни (Кувуклии), впустили Патриарха во внутрь Часовни. Вместе с православным греческим Патриархом впустили и армянского Патриарха (армянский Патриарх не участвовал в крестном ходе, а стоял со своим народом с левой стороны Кувуклии). И еще некоторых впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по знаку Патриарха потушат Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберут все с Гроба, что было приготовлено к принятию Благодатного Огня. Когда арабы из полиции, предназначенные для выноса обоих Патриархов с Благодатным Огнем, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли. Как всем известно, в Часовне два отделения: Придел Ангела, и самый Живоносный Гроб Господень - пещера. Во внутрь пещеры Гроба входит один только Православный Греческий Патриарх, а прочие, с полицией и армянским Патриархом, остаются в Приделе Ангела и ждут молча. Двери Часовни закрыли, все замолкли, и воцарилась во всем Храме Воскресения Христова гробовая тишина: все богомольцы в молчании ждут от Господа " Благодатного Огня " . Надо сказать и о приготовлении Гроба Господня в Кувуклии: в Великую Пятницу вечером огни во всем Храме и в Часовне гасятся под контролем полиции. На средине ложа Живоносного Гроба ставится лампада в подставке, наполненная маслом и со светильней в поплавке, заправленной, но без огня. По краям ложа кругом прокладывается лента и по всему ложу раскладываются кусочки ваты. Так приготовленная, по осмотре полиции, Кувуклия запирается и запечатывается. Запечатанный Гроб Господень покоится до Великой Субботы, когда Патриарх впускается в пещеру ложа Спасителя, для получения Благодатного Огня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

А. В. Пигин Иконография Иконография М. разрабатывалась мастерами Валаамского Преображенского мон-ря или иконописцами мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге, исполнявшими монастырские заказы. В частности, М. представлен на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших», датированных 1876 г., вывезенных с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две небольшие почти идентичные по композиции и деталям изображения иконы-пядницы подписаны как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь, Финляндия). М. написан в предпоследнем 7-м ряду крайним слева, вполоборота вправо, в монашеской мантии, с непокрытой головой, длинные волосы разделены на прямой пробор, борода средней величины со значительной проседью; на музейной иконе его правая рука немного отведена в сторону. Иначе его образ расположен на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители. Икона составляла пару с храмовым образом с подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121); в наст. время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. Образ М., согласно надписи на нимбе («С. Makapiй Bыcokoзepckiй»), помещен в 1-м ряду крайним справа. Подвижник облачен в святительские одежды: саккос, омофор и митру, правой рукой благословляет, в левой держит жезл с сулоком. Ошибочная иконографическая трактовка образа М., возможно, связана с тем, что изображение свт. Геннадия Новгородского, написанного на этом месте на иконах-пядницах, перенесено в 6-й ряд слева и выделяется среди др. преподобных только монашеским клобуком. Иконописцы Пешехоновской мастерской изменили надписи на нимбах, оставив иерархический порядок расположения фигур, т. е. корректировка в именах была внесена на завершающем этапе работы. Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чт.- 2009: Этнокульт. ландшафт Кенозерья: Междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.

http://pravenc.ru/text/2561318.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010