Об истории Сарры и Агари вспоминает апостол Павел в Послании к Галатам. Он видит в рассказе об Агари и Сарре аллегорию о Ветхом и Новом Заветах: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам (Гал 4:22–25). По мнению апостола Павла, служанка Агарь символизирует синайское законодательство, данное Моисею («нынешний Иерусалим»), а Сарра — новую евангельскую эру. «Точка соприкосновения для сравнения, — пишет об этом проф. Лопухин, — лежит в том, что как Агарь и Сарра были матери двух потомств Авраамовых, занявших различные места в истории, в силу различия в положении их матерей и характера своего происхождения, так и оба завета отпечатлевают каждый именно свой характер на народах, которые им обязаны своим происхождением. Один из этих заветов есть завет, заключенный при Моисее на горе Синайской и данный народу Израильскому. Как мать, этот завет дает рождающимся от нее детям свою печать и именно печать рабства. Поэтому-то служанка Агарь и есть прообраз (тип) этого завета». Авраам изгоняет Агарь с сыном из дома В отличие от Агари Сарра, свободная женщина и мать Исаака, истинного наследника Авраама по Божественному обетованию, выступает как духовная праматерь христиан, принадлежащих «вышнему Иерусалиму», то есть Царству Божьему, зримым выражением которого на земле служит Церковь. «Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан», — замечает проф. Лопухин. Подобно тому как Агарь по повелению Божию удалилась из дома Авраама, так и люди, не принимающие евангельского благовестия, не могут быть наследниками Царства Божьего. Важно понимать, что апостол Павел не принижает значение закона Моисеева. Он лишь указывает, что закон не мог избавить человечество от рабства греху, в котором оно оказалось после изгнания Адама и Евы из рая и в котором находилось до пришествия Спасителя. Это рабство было упразднено и свобода от греха стала возможной только благодаря Иисусу Христу, Который принес на землю Новый Завет и установил с людьми новые отношения, основанные на благодати, любви и взаимном доверии. В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета?

http://foma.ru/sluzhanka-avraama-rodila-...

Что же она изображала? Не иное что, как настоящие события. « Это , — говорит, — два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь » ( Сия бо еста два завета, един убо от горы Синайския в работу раждаяй, иже есть Агарь ). Кто эти — « сия »? Матери упомянутых сыновей — Сарра и Агарь. Что означают два завета? Два закона. Но так как в истории это были имена жен (Авраамовых), то (апостол), держась общего значения этих названий, и из самых имен выводит великое следствие. « Ибо Агарь , — говорит он, — означает гору Синай в Аравии » ( Агарь бо Сина гора есть во Аравии ) (ст. 25). Агарью называлась раба, а гора Синай на языке той страны и означает это (рабу). 4. Таким образом, все рождавшиеся в ветхом завете по необходимости были рабы. В самом деле, та гора, на которой дан был ветхий завет, будучи одноименна с рабою, обнимает и самый Иерусалим, что показывают дальнейшие слова — « соответствует нынешнему Иерусалиму » ( прилагается же нынешнему Иерусалиму ). Это значит — сродна ему и близко указывает на него. «… Потому что он с детьми своими в рабстве » ( Работает же с чады своими ). Что же из этого следует? То, что не только Агарь была рабою и рождала рабов, но и самый завет, образом которого была раба. Иерусалим и по местоположению лежит не далеко от той горы, имя которой означает рабу, а на этой горе и дан был закон. Но что прообразовала Сарра? « А вышний Иерусалим свободен » ( А вышний Иерусалим свободь есть ) (ст. 26). Поэтому и рождающиеся в нем не рабы. Образом нижнего Иерусалима была Агарь, и очевидно — от горы, носившей это название; а образом вышнего — Церковь. Впрочем, (апостол) не довольствуется одними образами, но в подтверждение слов своих приводит свидетельство Исаии. Действительно, сказав, что вышний Иерусалим есть наша матерь и назвав этим именем Церковь, он указывает на пророка, который говорит то же самое, что сказал и он. « Возвеселись , — говорит, — неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа » ( Возвеселися неплоды не раждающая, расторгни и возопи не болящая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа ) (ст. 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ангел Господень – Малеах Иегова, посланный Иеговы. Существуют различные мнения, как разуметь это выражение. Многие, основываясь на выражении первомученика Стефана ( Деян. 7:53 ) и на словах апостола Павла ( Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 ) думали видеть в Ангелах, о которых говорится в Ветхом Завете, высших, но созданных существ, посланных Богом. Но во многих случаях с этим нельзя согласиться, и большая часть св. Отцов видела в Ангелах Того, Который есть Слово, т. е. вторую Ипостась св. Троицы. Что мы имеем право в некоторых случаях так принимать это выражение, ясно из сравнения Исх. 32:34 с Исх. 33:2–3 , из сопоставления которых видно, что Господь, гневаясь на Израиль за идолопоклонство, говорит, что отныне Он пошлёт Ангела Своего, но Сам более не пойдёт с народом, дабы не уничтожить его. Мы в своё время ближе рассмотрим это таинственное выражение, теперь же заметим, что по Исх. 14присутствие самого Господа обозначалось словами «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом». (Сравни также второй комментарий к Быт. 12:7 ). Здесь при первом явлении Ангела Агари мы не можем сказать достоверно о том, сам ли Господь или Ангел говорил ей; хотя Агарь в Быт. 16называет его Иеговой, но м. Филарет колеблется признать в нём самого Иегову; между тем во втором явлении Ангела Агари в пустыне ( Быт. 21:17 ) Ангел Божий называется прямо в Быт. 21Богом и есть явление Иеговы. Сур, куда бежала Агарь, по Флавию Иосифу, есть Пелузиум при устье Нила, т. е. Агарь шла в Египет. Быт. 16:8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Служанка Сарина! Этим Ангел напоминает ей, что она поступает неправильно, оставляя дом госпожи своей. Агарь в ответе своём не отрицает своих обязанностей в отношении к Саре. Быт. 16:9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, говорит м. Филарет, он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорее недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой, Сара же опасалась, чтобы её служанка не сделалась её госпожою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

______________________ И вечно это обвинение на библейского человека, и косвенно - на Библию; ибо кто, порицая " русского человека " , косвенно этим не порицал бы " Россию " . В. Р-в. Уж куда у нас " нравственные требования в браке " . См. в " Матерьялах " примеры, хотя бы под рубрикой: " Как далеко простирается христианское долготерпение " . В. Р-в. Вы все цифры считаете, аршином брак меряете: а ведь в " тайне Божией " значительно качество, а не количество. Неужели же брак Авраама, имевшего Сарру и Агарь, а затем еще Хеттуру и " наложниц " , был по тону, по стилю, по колориту низкопробнее трогательной " четы " русских, которая, просыпаясь, дерется и на сон грядущий напивается и дерется же. Где ангелы летают, около русских сапожников или около " наложницы " Агари? Читаем и можем ли не заплакать от умиления: " Но Сарра, жена Авраама, не рождала; у ней была служанка египтянка, именем Агарь. И сказала Сарра Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать (NB: вот от Кого, " от Бога " - рождаются); войди же к служанке моей, может быть, я буду иметь детей от нее. Авраам послушался слов Сарры. И взяла Сарра, жена Авраамова, египтянку Агарь, и дала ее мужу своему в жену (NB: не сказано: " в наложницу " , " в блуд " ). Он вошел к Агари, и она зачала " . - Какой мир! какое отсутствие наших отвратительных ревностей! Какие " ревности " в браке " точию о Господе " ? Исполняется " долг " , и Сарра радуется плодородию Агари, нарекая его " своим " , " родным себе " плодородием: ибо они обе как разделившаяся надвое Ева, единые в стремлении и в любви, в напоении пола мужа своего. Вышла ссора, от необдуманной заносчивости Агари: у нас, " не жестоковейных " , какими бы палками была выгнана Агарь, при хохоте улицы, законов, всех! Но " от начала было не так " , и Агарь, чрево которой расцветил Господь, увидела Ангела Господня: " И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне. И сказал: Агарь, служанка Саррина, откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сарры, госпожи моей.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

И мы знаем, что от этого соития возникает арабское племя. Они и есть такие, эти арабы! Вот эта их горячность и в то же время их фанатизм – это их реальность, нравится она нам или нет! Арабы готовы во все поверить и тоже сверх меры, но при этом хамитские начала постоянно подвигают их на какие-то воинские выступления, на какие-то конфликты и столкновения. Как будет сказано про арабский народ позже: «он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него…» ( Быт. 16:12 ). То есть они, арабы, будут постоянно воевать с кем-то, и все будут видеть в них некую угрозу. Но это – тоже семя Авраама! Агарь получит особое Божье благословение для своего потомства. И вот Агарь начинает превозноситься над Сарой, и, конечно, Саре становится обидно – этой женщине, которая верна Авраму до самоотречения, она вместе с ним в Харране обращала людей к Богу: по преданию Аврам проповедовал единобожие мужчинам, а она – женщинам! И вдруг Агарь над ней превозносится, она беременна, а Сара выглядит как неплодная лоза, как засохшая ветвь. И Сара поступает как настоящая жена: она идет рассказать мужу о том, что ее по-настоящему волнует: « И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее » ( Быт. 16:5–6 ). Аврам подтверждает статус Агари как служанки. Он говорит: «вот, служанка твоя». Словом «твоя» он напоминает, что она сама дала ему эту служанку. Сара стала притеснять Агарь, и Агарь убежала от нее. Вы знаете, я читал комментарий одного иудейского исследователя этого текста, он говорит: «У нас проблемы с арабским миром именно потому, что Сара, наша праматерь, притесняла беременную Агарь! Беременных женщин трогать нельзя! За это Бог проклял наши отношения с арабами, и это будет продолжаться до бесконечности!» И действительно! Разве можно так вести себя с беременной женщиной?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; ибо заключил Господь всякое чрево [церк.-слав.: всяка ложесна] в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову. Замечательно: 1) то, как любил и хранил Бог Авраама с его женою, которую Авимелех царь хотел взять себе в наложницы; 2) сказание, что в доме Авимелеха жены и рабыни начали рождать после того, как Авраам помолился Богу об Авимелехе (значит, прежде они не могли рождать, потому что Бог заключил прежде ложесна женские в Авимелеховом доме). Здесь виден премудрый и всемогущий Творец рода человеческого, Который, если захочет, прекратит деторождение, заключит все женские ложесна, отнявши у них возможность образования младенцев и рождения их. Если теперь люди рождаются, то потому, что Бог благословляет родителей, делает плодотворными ложесна матерей; 3) достойна примечания мысль о ничтожестве смертных пред Творцом, Который может делать с ними, как горшечник со своими сосудами, что хочет. Ему угодно было заключить детородные части женщин в доме Авимелеха, и рождающий пол разболелся и перестал производить людей. Гл.21. У Сарры, сверх ее чаяния, по глаголу Всемогущего рождается в старости сын. Авраам делает большое угощение по отдоении 29 своего сына. Сарра говорит Аврааму, чтобы он изгнал из своего дому рабу свою Агарь с сыном Измаилом. Бог повелевает слушать Сарру. Агарь выпровождена с сыном: Авраам дал Агари хлеб и мех воды, положил на плечи ее сына ее, и Агарь отправилась. Она блуждает в пустыне у кладезя клятвенного; вода вся вышла из меха; Измаила, сына своего, положила она под елью, а сама отошла от него и села вдали, чтобы не видеть смерти своего сына; дитя плачет. Бог услышал плач малютки. Ангел с неба утешает Агарь, говоря: что с тобою, Агарь? Не бойся, Бог услышал плач детища твоего: встань, возьми его – Я сделаю из него большой народ. Агарь вдруг видит кладезь воды живой: пошла, налила мех водою и напоила дитя. И был Бог с сыном ее: он вырос и поселился в пустыне и стал стрельцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«И умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 18-я Протоиерей Олег Стеняев Смерть Авраама …И вдруг, совершенно неожиданно, в начале 25-й главы мы читаем: И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру (Быт. 25, 1). Кто эта Хеттура? Есть очень древнее объяснение, что Хеттура – это Агарь, его прежняя наложница, которую после смерти Сарры патриарх возвратил к себе. Святитель Филарет (Дроздов) и Ориген не разделяют эту точку зрения. Святитель Филарет в своем споре с древними отцами и учителями настаивает, что Агарь и Хеттура – наложницы и рабыни. И если предположить, что Агарь стала «Хеттурой», так она ею и стала не из состояния рабыни-наложницы, а именно как еще одна жена – еще жену . Впрочем, наличие разных истолкований – это богатство нашей традиции и залог ее роста. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Блаженный Иероним Стридонский резонно возражает Оригену и Филарету: «Хеттура в переводе с еврейского языка означает связанная” или соединенная”. По этой причине евреи делают предположение, что Хеттура – это та же самая Агарь, изменившая свое имя (т.е. свои нравственные качества – О.С .). После смерти Сарры она стала из наложницы женой. И, пожалуй, возраст уже одряхлевшего Авраама снимает со старца подозрение в том, что он после смерти своей ветхой жены решил доставить себе развлечение новым супружеством» . Блаженный Августин также отрицает подозрение в сладострастии старца, настаивая на поисках иной причины: «Что значит, что, по смерти Сарры, Авраам взял себе в жены Хеттуру? Мы ни в коем случае не должны предполагать здесь невоздержания, тем более в таком возрасте и при такой святости веры» . Была и религиозная причина возобновить отношения с Агарь-Хеттурой: «Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единого Бога» . Итак, если Хеттура – это Агарь, то почему изменилось ее имя?

http://pravoslavie.ru/110665.html

«О, как человеколюбив Господь! Он не презрел ее, хотя она и рабыней была, но по Своему обетованию праотцу, от семени которого был Измаил, удостаивает также Агарь Своего столь великого попечения и говорит: «что с тобою, Агарь»? Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ. Не скорби, говорит, о том, что изгнана ты из дому, потому что о сыне твоем Я буду иметь такое промышление, что и он получит многочисленное потомство ( Быт. 21:17–18 )» 196 . «…и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари» ( Быт. 21:17 ). То есть Бог услышал голос отрока, о котором ничего здесь не обозначено, молился он или плакал («голос»). Шестнадцатилетний юноша на востоке – это уже считается мужчина. Для нас здесь очень большое значение имеют слова: «услышал Бог… [оттуда, где он был]» ( Быт. 21:17 ). Они означают, что Бог оценивает каждого из нас в конкретной ситуации, сегодня и сейчас, исходя не из того, кем мы были до этого, и какими мы станем после этого. Но для Бога, всегда более значимо, какой ты сегодня и сейчас, ибо «довольно для каждого дня своей заботы ( Мф. 6:34 ). Бог знает вину Измаила, за что и попустил его изгнание, и знает Бог, каким человеком станет Измаил в будущем, но оценивает его и нас всегда исходя из нашего настоящего. Ангел Божий посылается к Агари, и Ангел Божий с неба воззвал: « что с тобою, Агарь? » ( Быт. 21:17 ). Почему такой вопрос? Здесь мы видим укоризну. «Что с тобою, Агарь?» – неужели Ангел не видит, что она в пустыне, у нее закончилась вода, она ищет для себя смерти? Неужели он этого не видит? «Что с тобою, Агарь?» Так смысл-то вопроса в другом! «Что с тобой, Агарь? Ты что, забыла? А что я тебе раньше говорил?» – Ангел как бы спрашивает ее. Ведь раньше, когда она убежала от Сарры, Ангел уже сказал ей, что великий народ произойдет от ее сына! «Что с тобой? Куда девалась твоя вера? Тебе же Бог уже раньше все сказал! Что с тобой? Что случилось? Не бойся!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины отсылает нас к книге Бытия, к истории Авраама. В ней говорится о том, что Авраам и его супруга Сарра долгое время были бездетны. Несмотря на Божие откровение Аврааму, узнавшему, что он станет прародителем богоизбранного народа, Сарра отчаялась, не веря в исполнение пророчества и предложила своему мужу разделить ложе со своей служанкой —  египтянкой по имени Агарь, чтобы та зачала сына, от которого бы пошел род Авраама. Агарь родила сына, ему дали имя Измаил. Однако вскоре исполнилось откровение Божие, и Сарра родила сына.  И вот в тот день, когда их законный первенец Исаак был отнят от груди, Авраам устроил большой пир: «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком] и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» ( Быт.21:9-10 ). Авраам был глубоко опечален желанием жены, однако, послушал голоса Бога: «Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии» ( Быт.21:12-14 ). Описание На полотне художник изобразил прощание Авраама с Агарью и Измаилом. Действие происходит на фоне гор и бескрайних полей: вдалеке виден пастух со стадом овец, справа изображен шатер, в котором расположился другой пастух в окружении овец. Художник в деталях изображает внешний облик героев и саму обстановку. Авраам в алом плаще и зеленом хитоне наставляет Агарь, которая стоит рядом с ним, потупив голову. Агарь одета в легкое белое платье, а голову ее украшает цветной тюрбан и красный платок, подобранный под подбородком. Наряд оттеняет ее светлую кожу, красивое лицо служанки печально, глаза ее опущены долу. Ее душа глубоко скорбит о предстоящих им испытаниях. За спиной ее грубый холщовый мешок и привязанный к нему кувшин для воды. Рядом с ней Измаил — темноволосый мальчик лет восьми-девяти, который одной рукой держит мать, а другой обнимает младшего брата Исаака. Исаак бросается в объятия старшего брата, еще до конца не осознавая горечь предстоящей разлуки. Агарь глубоко скорбит о предстоящих им испытаниях.

http://azbyka.ru/art/agar/

Сара обошлась с нею сурово. Амвросий (DeAbrah, с. 14.) укоряет Сару за сей поступок, но сам Бог ее оправдывает (9). Откровение Агари 7. И нашел ее Ангел Господа у источника вод в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8. И сказал: Агарь, раба Сарина! откуда ты пришла? и куда идешь? Она отвечала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. 9. Но Ангел сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 10. Потом сказал ей Ангел: умножая умножу потомство твое до неисчислимого множества. 11. Наконец Ангел Господа сказал ей: вот, ты беременна, и родишь сына, инаречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое. 12. Он будет между людьми, как дикий лошак; он будет поднимать руки на всех, и все на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. 13. Тогда (Агарь) нарекла Господа, говорящего к ней, сим именем: Ты Бог видения! Ибо, сказала она, даже и здесь я видела в след видящего меня! 14. Посему источник тот называется Беэрлахай-рои. Он находится между Кадетом и между Баредом.И нашел ее Ангел Господа. Сие описание Богоявления показывает, что Ангел явился вначале странником и потом постепенно дал узнать себя из разговора. На дороге к Суру. Сур, по свидетельству Флавия, есть Пелузий, при устье Нила (Antiq. VI, 7. 3. 1Цap. XV. 7 ). Посему видно, что Агарь помышляла о возвращении в свое отечество. Агарь, раба Сарина! Сим воззванием Ангел дает Агари разуметь о всеведении своем и приготовляет ее таким образом к следующему повелению и предсказанию; и вместе внушает ей, что напрасно и неправедно восстает она против прав госпожи своей, которые бегством не прекращаются. Откуда ты пришла? Показав уже свое ведение, Ангел приемлет на себя образ неведения, дабы тем и другим вместе расположить Агарь к искреннему признанию в неправедном ее поступке. Я бегу от лица Сары, госпожи моей. Теперь и Агарь признает себя рабою Сары и, следственно, осуждает свою непокоривость и бегство. Возвратись и проч. Ангел не осуждает открытым образом ни Агари, ни Сары, но только приводит в порядок их взаимные отношения. Сие показывает, что происшедшее между ними было более замешательство, нежели распря неблагонамеренная. Первая думала, что супруге Аврама неприлично более оставаться рабынею; другая опасалась, чтобы ее рабыня не сделалась ее госпожою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010