Тогда как св. отцы смотрят на обрезание, как на простой внешний признак принадлежности к иудейству и не придают поэтому обрезанию спасающего значения (см. напр, у св. Иоанна Злат. толк, на IV гл. посл. к Римл., стр. 104–165: тоже у бл. Феодорита Твор. т. 1, стр. 68, толк, на кн. Быт. вопр. 69, тоже у св. Епиф. Кир. т. 1, стр. 272 – 273 и др; талмудисты со времени установления обрезания делят весь род человеческий на две половины: обрезанных и необрезанных, при чем первые в силу обрезания спасаются, а вторые окончательно обречены на погибель. Тогда как св. отцы смотрят на обрезание как на временное и условное установление; талмудисты видят в нем вечное и необходимое для спасения условие. В. Соколов , не делая строгого различия между святоотеческим и талмудическим пониманием обрезания, обрушивается со всею тяжестью своей критики дистинктивного понимания обрезания как на талмудистов, так и на св. отцов. Но смеем думать, что насколько талмудисты заслуживают осуждения по неправильности их понимания обрезания, настолько св. отцы свободны от этого осуждения, так как их точка зрения на обрезание совершенно верная, чего конечно не отрицает и В. Соколов . См. соч. В. Соколова «Обрезание у Евреев» Каз. изд. 1892 г., стр. 219 – 244. 253 Твор. св. Епифания Кипрского , т. I стр. 7, – Отв. Ениф. на послан, пресвит. гл. 2. – Ibidem, стр. 15; – Ibid. стр. 46, Епикурейцы, гл. 3: – т. V, стр. 360. Оглавление, или краткое повторение содерж. в Панарие, стр. 367. 254 Против ересей кн. IV. гл. 16–30, смотр. Памяти, др. христнск. письменности. Изд. свящ. Преображенского. 258 Св. Ириней Лионский , Пр. ерес. кн. IV, гл. 35. Оба завета были предзнаменованы в Аврааме... и один Бог того и другого завета. Памяти, древн. христ. письм., изд. свящ. Преображенского, стр. 495; ср. св Иоан. Злат. Толк, на IV гл. посл. к Рим., стр. 164–165. 260 По толкованию св. Амвросия, под рабыней нужно разуметь не только «синагогу», но все ереси, которые делают рабами, а несвободными, почему слово Агарь и означает «приобретение», см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой пример – пророчество о Церкви: «Образом нижнего Иерусалима, – говорит Златоуст, – была Агарь, и очевидно – от горы, носившей это название; а образом вышнего – Церковь . Впрочем, апостол не довольствуется одними образами, но в подтверждение своих слов приводит свидетельство Исайи. Возвеселись, говорит, неплодная не рождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имущей мужа ( Ис.54:1 ) Кто же эта неплодная и кто эта оставленная прежде? Не очевидно ли, что это Церковь из язычников, лишённая прежде познания о Боге? А кто имеющая мужа? Не ясно ли, что иудейская синагога. И всё-таки неплодная превзошла её многочадием. [...] Видишь ли, как Сара самым делом, а пророк словом предвозвестили нам будущее?» 550 . Итак, согласно определению Златоуста, типологические прообразы несут в себе пророческую функцию, ветхозаветные фигуры или события являются прообразами, типами новозаветных событий, которые, в свою очередь, являются антитипами. Но как можно определить, какие именно ветхозаветные события послужили прообразами тех или иных событий новозаветных? Субъективно ли они соединены друг с другом, или между ними существует объективная связь? Установление объективных связей между образом и истиной, типом и антитипом Златоуст, как последователь антиохийской экзегетической школы, выявляет при помощи θεωρι α. Именно θεωρι α делает ясными те события библейской истории, «которые одновременно являются историческими и типологическими» 551 . Соотношение типологического и теоретического методов в творениях Иоанна Златоуста Как же понимал Златоуст термин θεωρι α применительно к типологическому пророчеству? Обратимся к исследованию Нассифа. « Θεωρι α, – пишет он, – действует как мистическое восприятие внутреннего единства между Ветхим и Новым Заветами. Она является герменевтическим средством выявления исторических и богословских примеров типов и антитипов, которые были предызображены и исполнялись» 552 . Поиск исторических событий, которые имеют типологическое значение, для Златоуста не является чисто интеллектуальным процессом, он воспринимает типологические связи через мистическое озарение, которое и руководит экзегетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Стихи 17–22 Недоумение и смех Авраама, с которыми он встретил слова обетования, не выражали неверия и сомнения в возможности исполнения обетования. Глубокую веру, с которою Авраам встретил обетование, засвидетельствовал святой апостол Павел, когда сказал, что патриарх «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере» ( Рим. 4:20 ). Смех Авраама в настоящем случае был смехом радости и потому Халдейские таргумы передают здесь мысль еврейского подлинника словами: «возрадовался, изумился». Стихи 23–27 Авраам немедленно исполнил повеление Божие. Он обрезал себя и всех своих домочадцев. Измаилу в это время было 13 лет. Отсюда получил начало обычай аравийских племен и магометан, которые свое происхождение от Измаила, обрезываться на тринадцатом году жизни. 20. Шестое богоявление Аврааму (Быт. 18) Стихи 1–2 Основным содержанием этих стихов является указание на то, что под видом трех странников Аврааму явился Сам Бог: «явился ему Господь…». Явление их усвоено было древней христианской иконографией для выражения тайны Святой Троицы. 21. Рождение Исаака. Седьмое явление Бога Аврааму. Изгнание Агари с Измаилом (Быт. 21) Стихи 12 Божие обетование: в «Исааке наречется тебе семя» в ближайшем смысле указывало, что не все плотские потомки Авраама (например, измаильтяне) будут считаться его семенем, потомками Авраама, избранным народом, носителем мессианских обетовании ветхозаветного человечества будет только потомство Исаака. Но этим не ограничивается смысл обетований. Новозаветное откровение в истории Сарры и Агари видит духовный смысл и потому изъясняет эту историю и обетования, связанные с нею, в таинственно-прообразовательном смысле по отношению к Церкви новозаветной. Святой апостол Павел в четвертой главе послания к Галатам (4:21–31) говорит, что Авраам имел двух сыновей – одного от рабы (Агари), другого от свободной (Сарры). Но рожденный от рабы рожден по плоти, а рожденный от свободной – по обетованию. Сарра, мать Исаака, сына обетования, не раба, а свободная, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, предъизображала собою новозаветную Церковь ( Гал. 4:26 ). Таким образом, потомками Сарры через Исаака являются сыны Церкви новозаветной – все верующие, во главе с основателем Церкви – Господом Иисусом Христом. В противоположность этому Агарь и родившийся от нее по плоти Измаил предъизображали синагогу иудейскую, находившуюся под рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле – всех не познавших Христа. 22. Восьмое явление Бога Аврааму (Быт. 22)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

и Сарра ст. 26–28. 2)  на что указывала участь Исаака и Исава? 29–30. Наконец 3) выводит общее заключение для галатов, ст. 31, 5, 1. Ст. 21. заключает в себе главную мысль отделения, именно следующую: закон сам научает не возлагать ига его на себя. Глаголите ми: Павел обращается к галатам с важностью апостола Христова, и требует от них ответа, – как от Учеников своих. Иже под законом хощете быти, добровольно снова хотите служить стихиям немощным (ст. 9) Закона ли не слушаете? История, которою поучает апостол галатов, читается в книге Моисеевой; почему закон означает здесь, как и в других случаях ( Мф. 5:17. 7, 12 ) Моисеево пятикнижие. Аκοειν – взято с известного действия: в синагогах читали закон, другие слушали, отселе слушатели закона ( Рим. 2:13 ). Апостол хочет укорить не в том, что не слушают закона, а в том, что не разумеют его. 22. Писано бо есть, именно Быт. 15:16–21, 2 . Ст. 23. Измаил сын невольницы и сын по плоти, рожденный по обыкновенному порядку природы, так как Аврааму при его рождении было 86 лет, по тогдашнему времени, в зрелом возрасте. Быт. 16:16 . а Агарь была молодою женщиною. Но рождение Исаака хотя и совершилось путем природы, но уже не по силам природы; – Исаак – дань престарелым Аврааму и Сарре чудесно, по обещанию Божию. Отселе Исаак иначе называется рожденным по духу. ст. 20. По вере Авраам не усмотри своея плоти уже умерщвленныя, столетен плод сый, и мертвости ложесн Сарриных. ( Рим. 4:19 ) Ст. 24. Aτινα εστιν αλληγορμενα. Aλληγορειν значит 1)  таинственно говорить, скрывать мысль под образами, 2)  изъяснять таинственно слова другого, не смотря на то, понимал ли сей последний так – свой предмет или нет. Отсюда αλληγορμενα 1) то, что имеет смысл преобразовательный; 2) то, что излагается преобразовательно. В последнем смысле употребляется слово αλληγορειν напр. у Синезия, у которого αλλεγορειν μυθον значит давать другой смысл мифу, нежели какой скрывается под словами. См. Stephan Tesaver. pn bn. Alberti Gloss, gr. Св. Златоуст слова апостола изъяснят так: «слова его означають, что эта история не только об этом говорит, но возвещает и о чем то другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Бог что-либо творит, как и каким образом творит, оставляю это Его неисповедимой премудрости. Иудейское это слово, виновное в вечной погибели, – «как»: Как это может быть ( Ин. 3, 9 )? Как Он может дать нам есть Плоть Свою ( Ин. 6, 52 )? Я же верю, что дает, но как дает, не знаю. Мне не велено верить в то, как дает, но велено съесть, когда говорит Бог Мой: Примите, ядите, сие есть Тело Мое (но это будет яснее из второй части). Доказательство четвертое Ветхий Завет был тенью Новой Благодати, и происходившее в Ветхом Завете было образом будущего в Новой Благодати, как говорит Апостол ( Евр. 10 ; Колос. 2 ). И святой Иоанн говорит: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли от Иисуса Христа ( Ин. 1, 16 ). Поэтому и Таинства Ветхого Завета, а особенно манна и агнец, были образами этого нашего таинства, то есть Пречистой Евхаристии. Это же показывает и Сам Христос, сравнивающий манну с Евхаристическим хлебом: Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий от него не умрет ( Ин. 6, 49–50 ). Если же в нашем Таинстве нет присущего Тела Христова, то еще не исполнились и не упразднились образы Ветхого Завета. Как там манна и агнец были образами Тела Христова, так и здесь Евхаристический хлеб есть образ Тела Христова, и поэтому Ветхий Завет будет равен Новой Благодати. Скажу и более: если наше Таинство не имеет присущего Тела Христова, то манна Моисеева была наибольшим чудом и совершенством, ибо она возникла не на земле, а на Небе, и питала она всякого, кто хотел есть, и была подобна снегу, тающему от солнца, однако питала человеческое тело и называлась Ангельским хлебом. Если в нашем Таинстве нет присущего Тела Божия, но один только простой хлеб и вино, то у Моисея таинства были лучше, чем у Христа. Раб угощает пищей лучшей, чем его Господин. Моисей был большим чудотворцем, чем Христос. Раба Агарь имела больше достоинств, чем свободная жена Сара, то есть, еврейская синагога больше, чем Христова Церковь . Не упразднился еще Ветхий Закон, и не исполнились Слова Христа: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам хлеб истинный с небес ( Ин. 6, 32 ). Насколько все это ложно и нелепо, может понять и ребенок.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

По Библии и араб. преданиям, арабы-измаилиты происходили от Измаила, сына Авраама. Авраам удалил от себя Агарь, когда она стала кичиться перед бездетной Саррой сыном своим Измаилом 196 . «Авраам встал рано утром, –рассказывается в Библии, – и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии. И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села про­тив, подняла вопль и плакала. И услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобой Агарь? Не бойся: Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится. Встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водой, и пошла, наполнила мех водой и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, стал жить в пустыне и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской» 197 . В арабских преданиях об удалении Агари из дома Авра­амова рассказывается так: «на Авраамовом челе находился свет Мухаммеда. Этот свет Авраам обещал Сарре: пусть-де он будет у сына, тобой рожденного. Но Сарра наконец состарилась, – ей было уже 90 лет, а детей она не рождала; у нее не было ни дочерей, ни сыновей. И вот она сама пред­ложила Аврааму рабыню свою, Агарь. Когда Агарь зачала во чреве, свет Мухаммеда направился с чела Авраама в утро­бу Агари Сарра увидала, что свет уходит с Авраамова чела и сильно разгневалась на Авраама из зависти к Агари. Досадуя на Авраама, Сарра ухватила пророка за ворот его одежды. Тогда явился Гавриил и сказал: Авраам! Скажи Сарре, пусть она потерпит. Авраам исполнил совет небо­жителя, но Сарра отвечала: как же я стану терпеть! 80 лет назад, Авраам обещал этот свет мне, а теперь он оказывается у моей рабыни. Сарра поклялась обезобразить Агарь так, чтобы она не нравилась Аврааму, и хотела было сначала отрезать у нее нос и ухо, но Агарь закричала, а на крик ее явился Гавриил и сказал Аврааму: скажи Сарре, чтобы она не делала насилия Агари, потому что Бог всевышний не терпит делающих насилие. Сарра говорила в свою очередь: каким образом я, поклявшись, не исполню клятвы? Тогда Гавриил указал Сарре, как ей обезобразить Агарь. Сарра исполнила совет Гавриила и проговорила с радостью: «теперь я изуродовала ее; Аврааму она уже не полюбится». Но когда Гавриил принес из рая серьги и вложил их в уши Агари, то ее красота увеличилась и, хотя она была обре­зана, а все-таки Аврааму нравилась 198 . Сарра, наконец, не вытерпела и настояла, чтобы Авраам удалил Агарь в пустыню, что между Меккой и Иерусалимом, где она родила вскоре сына, на лбу которого появился свет Мухаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Сарра приводит Агарь к Аврааму Когда Агарь узнала, что беременна, она возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра начала притеснять Агарь, и это вынудило ее бежать в пустыню. В пустыне к Агари явился Ангел Господень и сказал, чтобы она вернулась к Аврааму и Сарре и стала послушной своей госпоже. Ангел передал Агари весть от Бога, что от нее произойдет великий народ: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества (Быт 16:10). Сбежавшая Агарь вернулась к Сарре и родила Аврааму сына, которого назвала Измаилом. Спустя 13 лет после рождения Измаила Бог явился Аврааму, чтобы поставить с ним завет, о котором мы говорили в прошлый раз . Господь пообещал ему, что Сарра родит Аврааму сына — Исаака: и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее (Быт 17:16). Как и обещал Господь, Сарра зачала и родила ребенка, несмотря на то, что была уже стара. Авраам нарек ему имя Исаак. Когда младший сын Авраама был отнят от груди матери, отец устроил большой пир — он радовался, что наконец родился ребенок, обещанный Богом, от которого произойдет многочисленный народ. Однако вскоре Сарра стала замечать, что старший сын Измаил насмехается над Исааком. Тогда Сарра попросила Авраама выгнать служанку Агарь и ее сына. Аврааму было неприятно требование Сарры, ведь Измаил был его первенцем. Но Господь сказал ему: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт 21:12). Так, с благословения Бога Авраам удалил Агарь и Измаила из дома. Он дал Агари хлеб и мех (мешок из цельной шкуры животного, предназначенный для хранения жидкостей. — Прим. ред. ) воды и отпустил ее вместе с сыном в пустыню. Вышедши из дома, Агарь заблудилась в пустыне. Когда у нее не стало воды в мехе, она решила, что их с сыном ждет неминуемая смерть и, оставив Измаила, села вдали и возрыдала. И в эту минуту полного отчаяния Агарь вдруг услышала Ангела Божия, который воззвал к Агари со словами: не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ (Быт 21:17–18). И после этого Господь открыл ей глаза, и Агарь увидела источник. Так они были спасены. Как история Агари и Сарры понимается в Новом Завете?

http://foma.ru/sluzhanka-avraama-rodila-...

16 Время шло, а Сара, жена Аврама, всё никак не могла родить ему наследника . Подумала она как–то о рабыне, что была у нее, о египтянке по имени Агарь. 2 И сказала тогда Сара Авраму: «Ты видишь, не дал мне Господь благословения такого – рожать детей. Возьми же рабыню мою. Может быть, через нее у меня будут дети». Внял Аврам словам Сары. 3Взяла Сара, жена Аврама, рабыню свою, египтянку Агарь, и привела ее к Авраму, мужу своему, как жену. (К тому времени прошло уже десять лет, как Аврам поселился в Ханаане.) 4Он стал жить с Агарью, и та зачала от него. И как только Агарь поняла, что у нее будет ребенок, стала она презирать госпожу свою. 5«Ты в ответе за обиду, которую я терплю ! – заявила Сара Авраму. – Не я ли сама отдала в наложницы тебе рабыню мою? А она с тех пор, как зачала, ни во что уже не ставит меня. Господь пусть нас рассудит!» 6«Она твоя рабыня; ты и делай с ней, что хочешь!» – ответил Аврам. Стала Сара притеснять Агарь, и та убежала от нее. 7Ангел Господень нашел Агарь у источника в пустыне, у источника при дороге, что вела в Шур. 8«Агарь, рабыня Сарина, – спросил он ее, – откуда идешь ты и куда?» «Я бегу от Сары, госпожи моей», – ответила та. 9«Возвратись к госпоже своей и покорись ей», – повелел ангел Господень. 10И добавил от имени Господа: «Я сделаю потомство твое столь многочисленным, что невозможно будет его сосчитать». 11 И еще сказал ангел Господень: «Знай, ты зачала и родишь сына ибо в страдании твоем услышал тебя Господь. 12Но диким человеком пустыни будет твой сын – как осел неукрощенный; он против всех – все против него; 15И родила Агарь Авраму сына, которого Аврам назвал Измаилом. 16(Восемьдесят шесть лет было Авраму, когда она родила Измаила.) Обрезание как знак Завета 17 Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь явился ему и сказал: «Я – Бог Всесильный а. Помни, что твоя жизнь перед лицом Моим проходит б, и будь непорочен, 2а Я силу придам Завету, Союзу, что заключен между Мною и тобой, и дарую тебе потомство многочисленное». 3Аврам пал ниц, а Бог, продолжая говорить с ним, сказал: 4«Что до Меня, то по Моему Завету с тобой ты непременно будешь отцом многих народов. 5И имя твое отныне будет не Аврам, но Авраам, ведь Я сделаю тебя отцом не одного, но множества народов . 6Тьмы тем потомков Я дам тебе: произойдут от тебя народы и царями будут потомки твои. 7Я упрочу Завет Мой – Союз между Мною и тобою. Распространится он и на потомков твоих после тебя из поколения в поколение как Союз навеки, дабы быть Мне Богом твоим и потомков твоих. 8В вечное владение тебе и всем потомкам твоим после тебя отдам эту землю, по которой странствуешь ты ныне, – всю землю ханаанскую отдам потомкам твоим и буду их Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

24 ст. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь. Что у Авраама было два сына, от рабы и свободной, в этом есть иносказание, есть таинственный смысл. Здесь изображаются два завета: ветхий и новый. Один, данный при горе Синайской, рождает только в рабство, ибо своими предписаниями обнимая всю жизнь, не давал свободы действий подзаконному человеку и грозил проклятием за нарушение того, что написано в книге закона ( Втор. 27, 26 ). Этот закон изображается Агарью, родившею Измаила. 25 ст. Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии, и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Сравнение Синайского закона с Агарью не случайно. Агарь, говорит апостол, у жителей Аравии называется г. Синай. Это сходство названия горы Синаем и Агарью и дало повод апостолу провести сравнение между Агарью и в. з. законом, данным при Синае. Агарь предизображает нынешний Иерусалим – центр иудейства – с его ревностью по законе и с его рабским подчинением всех иудеев этому закону. 26 ст. А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Как Агарь изображает ветхий завет, так и Сарра изображает собой новый завет, и как там Агарь предизображала нынешний Иерусалим с его рабством закону, так и Сарра свободная предизображает собой другой Иерусалим Вышний, свободный. Но это сравнение у апостола, благодаря краткости его речи пропущено. Он переходит прямо к сравнению Иерусалима земного, который предизображала Агарь с Иерусалимом Вышним, который прообразовала Сарра. Вышний Иерусалим это есть общество свободно верующих во Христа людей, вышедших из-под ига закона Моисеева, водящихся в своей жизни высшим Евангельским законом, это есть Церковь Божия, рождающая в свободу чад Божиих, она, как свободная Сарра, есть матерь всем нам верующим. 27 ст. Ибо написано: «возвеселись неплодная, нераждающая, воскликни и возгласи не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». (Исаия 54, 1). В подтверждение материнства Св. Церкви апостол приводит пророчество о ней пророка Исаии. По этому пророчеству она рождает без мужа плотского, без семени плотского (неплоды), без болезней рождения, и самого рождения плотского (не рождающая, как рождают по плоти): всего этого она чужда, ничего этого плотского не имеет; а между тем чад у ней более, нежели у имеющей и все это потому, что духовное рождение ни временем, ни местом, ни другими соприкосновенностями не препятствуется. Оно может совершаться всегда, всюду, в одно мгновение, и в большом количестве (Толк. посл. ап. Павла к Гал. Еп. Феофана 317 стр.). Эту Церковь Божию пророк и призывает возвеселиться и возрадоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Выше он сказал, что вы дети Авраама. Но так как не одинакового достоинства были сыновья патриарха, но один был от рабыни, а другой — от свободной, то теперь он показывает, что вы не только дети, но и таковы, каков был свободный и благородный. Так облагородила вас вера. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Так как его слова, что они сыны Авраама, казались невероятными, — дети ли в самом деле Авраама те, которые не родились от него по плоти, то Павел говорит, что и Исаак, собственный сын Авраама, не по плоти родился от него — да и как это могло быть, когда естество омертвело? — но слово Божие и обетование образовало его. А Измаил родился по естественному порядку. Именно это и означает выражение по плоти. Но при всем том рожденный по плоти есть раб и чужд наследия, а рожденный не по плоти — господин и наследник. Что же препятствует и вам, хотя вы и не родились по плоти от Авраама, быть его сынами? И вы ведь чрез произнесение слов при купели получили новый образ бытия. В этом есть иносказание. В этом есть иносказание. То есть история сия не только повествует об этом, но указывает и на нечто другое. Поэтому и называется аллегорией. То было образом настоящего. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Это. Какие же? Две жены эти представляют аллегорически Новый и Ветхий Заветы. Каким образом? Агарь — Ветхий Завет. Ибо закон и дан был с горы Синая. А Синай находится в Аравии, и на арабском языке называется «Агарь». Соответствует же Иерусалиму, то есть находится в соседстве, соприкасается, или уподобляется дольнему Иерусалиму; сравнивается с ним, переносится на оный, так как есть сходство между обоими. Как Агарь была рабой и рождала в рабство, так и закон, данный с горы Синайской, которая называется Агарь и уподобляется Иерусалиму — рождает в рабство тех, которые держатся его. Ибо в законе много несвободного и рабского, потому что и добродетель обосновывалась на тленной награде, на земных, говорю, благах, и удаление от зла внушалось наказаниями и страхом.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010