Как и у александрийцев, Сарра в понимании Амвросия означает истинную добродетель, истинную мудрость (Sarra virtus vera est, vera sapientia), а Агарь – изворотливость (versutia), которая является как бы служанкой более совершенной добродетели: первая есть sapientia spiritalis [духовная мудрость], а вторая – sapientia hujus mundi [мудрость сего мира]; Агарь потому и называется египтянкой ( Быт.16:1 ), что философская наука (philosophica eruditio) процветала в Египте. Но в оценке этой мудрости Амвросий не согласен с александрийцами: малоценность её доказывается тем, что Моисей, усвоивший всю мудрость египетскую, считал себя всё-таки совершенно неподготовленным к принятию божественного призвания, так что Господь снова научил его. Вместе с тем Агарь считается образом синагоги, закона, а Сарра – образом Церкви. То обстоятельство, что бесплодная Сарра позволила Аврааму иметь потомство от Агари, объясняется св. Амвросием существенно отлично от александрийцев: Церковь и вера, которые олицетворяла Сарра, были предопределены Богом сначала, но до времени Бог скрывал их, как бы заключил, сделав неплодными, чтобы на опыте показать, что человек не сам оправдывается, но призванием Бога; этим объяснением, несомненно, предполагается тщетность мудрости века в деле познания Божественной истины и религиозного совершенства 761 . Св. Амвросий, впрочем, соглашается, что и классическая философия обладала маленькой частицей истины, но в объяснении этого заимствует у александрийцев исключительно теорию заимствований у священных писателей и проводит её последовательнее, чем кто-либо до него. Так, например, учение о четырёх основных добродетелях, по его мнению, классические мудрецы из Библии перенесли в свои сочинения 762 . Платон, бывший в Египте, сам мог читать книги Моисея или же познакомиться с ними, как и Сократ, через посредство читавших их лиц и воспользоваться их идеями для своей философской системы 763 . Основное положение стоиков, что истинный мудрец доволен всем и ни в чём не чувствует недостатка, напоминает будто бы божественное обетование Аврааму дать ему и его потомству во владение всю землю, разумеется, если понимать обетование в духовном смысле 764 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Описание этого метода можно найти в предисловии к толкованию на псалмы и в предисловии к толкованию на 118 Псалом. Примечательно, что в обоих случаях в качестве примера созерцания Диодор приводит толкование апостола Павла истории Сарры, Агари и их детей (Гал. 4, 22 — 31). Толкователь отмечает, что апостол, называя Агарь горой Синай, а Сарру Иерусалимом, не замещает исторический смысл иносказательным, но сравнивает события Ветхого и Нового Заветов, выявляя связь между ними. «(Апостол) никоим образом не разрушает лежащую в основании историю, но рассматривает ( πιθεωρε) два схожих между собой события. Ввиду этого давайте используем этот метод апостола, из которого весьма ясно видно, что апостол называет рассмотрение ( τν πιθεωραν) аллегорией. Тогда как в основании лежит история Исаака и Исава и их матерей Сарры и Агари, он так применил рассмотрение: истолковал Агарь как гору Синай, а мать Исаака как Иерусалим, поскольку она была свободной и стала матерью всех верующих. Однако апостол, применив рассмотрение таким образом, не разрушил историю. Ибо кто станет убеждать, что апостол говорит, что история Агари и Сарры не происходила на самом деле? В то время как история лежит в основе (толкования), он рассмотрел основание и истолковал его в смысле более высоких событий» . Таким образом, Диодор показывает, что апостол не внес никакого дополнительного смысла в историю. Напротив, основываясь на исторических фактах, при помощи созерцания он раскрывает историческую перспективу, или, другими словами, выявляет типологические связи между образом и первообразом . Последующий пример еще больше проясняет вопрос. Диодор утверждает, что есть непринужденная связь истории жертвоприношения Каина и Авеля с судьбами иудейской Синагоги и Церкви. Точно так же пасхальный агнец является в истории отражением образа Христа. «Нам ничто не препятствует благочестиво рассматривать и приводить мысли к более высокому возведению ( πιθεωρεν κα ες ναγωγν ψηλοτραν ποφρειν). Ничто не препятствует только сравнить Авеля и Каина с иудейской синагогой и Церковью и попытаться показать, что иудейская синагога была отринута, как жертва Каина, а приношения Церкви были приняты, как это было некогда с дарами Авеля, и в непорочном по закону ягненке видеть Господа» .

http://bogoslov.ru/article/2610447

" Если муж или жена умрет, и один из них вступит после этого в брак, согрешает ли вступающий в брак? - Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает большую славу у Господа " (Ерм. Пастырь, II, 4). " Мы далеки от того, чтобы осуждать благословенный Богом союз мужа и жены, лишь бы союз этот был один. Адам был единственным мужем Евы, и Ева - единственной женой его… Знаю, что патриархи имели по нескольку жен, имели также и наложниц. Но, хотя синагога и была прообразом нашей Церкви, однако содержала много вещей, которые отменены были Новым Законом. Новый Закон был ожидаем именно потому, что старый был несовершенен… Упущения и пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершенствовать Закон, и это исполнено Господом нашим в Евангелии и апостолом Его в посланиях, где отменено все лишнее и объяснено все запутанное " (Тертуллиан. К жене, I.2.). Из приведенных цитат вполне очевидно, что моногамия представлялась единственной естественной формой брака для христиан. Что же касается описанной в древних книгах Библии примерах полигамии, то она воспринималась как нечто совершенно неактуальное, и получало вполне стройное и логичное осмысление. Многоженство, согласно учителям Церкви, было дозволено как послабление немощи человеческой природы, отпавшей от Творца, с того же времени, как посредством Откровения укрепилось в людях Богопочитание, полигамия была упразднена, и человечество смогло вернуться к первоначальному, установленному еще в раю Самим Богом образцу брачных отношений. Мусульмане смогут это понять, если они вспомнят, что точно также в Сунне объясняется тот факт, что Иаков, почитаемый в исламе одним из пророков, имел женами двух родных сестер, что запрещено нормами Корана. Наконец, даже иудейскими авторами отмечено, что " практически каждый случай полигамии, описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось все тем, что обе женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя, Иаков женился на сестрах Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с неодобрением описывает и многочисленных жен, которых много позже взял себе Соломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство " .

http://pravoslavie.ru/1454.html

То есть Сара неплодная в данном случае символизирует собою «не рождающую во спасение языческую церковь» . То есть все те многочисленные народы, которые не могли родиться свыше от Духа Святаго, так как пребывали во тьме язычества. Следовательно, рождающая Агарь символизирует собою синагогу, где познания о Боге получались из Писания (потому и «рождающая»); Дети Хеттуры (третей жены Авраама), которых он (Авраам) прогнал от шатров Исаака (символизирующего собою детей обетования, то есть Церковь), – прообразы всех еретиков и раскольников. «И все-таки неплодная (т. е. Сара-Церковь – О.С.) превзошла ее (т. е. Агарь-синагогу – О.С.) многочадием (т. е. множеством уверовавших – О.С.). Первая (т. е. синагога – О.С.) обнимала собою только один народ (еврейский – О.С.), а чада Церкви наполнили Грецию и варварские страны, землю, море и всю вселенную» , – учит Златоуст. И далее мы читаем: И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее (Быт. 16, 5–6). Теперь от аллегорического прочтения текста мы вернемся к его простому смыслу. Агарь не вынесла жестокого отношения к ней со стороны Сары и обращается в бегство в сторону Египта (что мы и увидим далее). И действительно, нельзя такое притеснение беременной женщины не назвать жестоким. Когда в Святой Земле мне пришлось беседовать в книжном магазине с одним еврейским раввином, то он спросил меня: – А вы знаете, за что Бог наказывает нас арабским терроризмом? – Я сказал, что не знаю. И он объяснил: – Когда Агарь была беременна, то Сара угнетала и притесняла ее. А разве можно так поступать с беременной женщиной? За это Бог и наказывает нас в ее потомках – арабах !      Далее мы читаем: И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей (Быт. 16, 7–9).

http://pravoslavie.ru/104847.html

3. 162-165). Поэтому он предпочитал использовать типологическое толкование, для того чтобы выявить скрытый христологический и экклезиологический смысл ВЗ. Так, напр., согласно Г., патр. Иосиф был не только историческим персонажем, но и «прообразом Христа» (tipus Christi - Ibid. 5. 24), а «глиняный сосуд» (или «чаша», vas fictile), в к-рый прор. Елисей вложил соль и сделал воду здоровой, был «прообразом тела Христа, которое Он намеревался воспринять от первозданных людей, чей образ - перстный» (Ibid. 15. 25-26; ср.: 4 Цар 2. 20-22). В свою очередь Сарра, свободная и благородная жена Авраама, была «прообразом Церкви (typus ecclesiae), которая есть Тело Христово, чьи члены суть святые и верные, как и Сарра была плотью Авраама» (Tract. Script. 3. 39-42); а Агарь означает Синагогу, «которая вместе со своим сыном, т. е. израильским народом, была изгнана из Церкви и отвергнута Господом» (Ibid. 3. 166-168). Вслед за Оригеном Г. полагал, что в Песни Песней повествуется не об историческом царском браке, а о духовном браке Христа-Жениха и Церкви-Невесты (In Cant. Praef. 6-13; I 4-9). Такой метод позволял Г. открывать таинственный, духовный смысл Свящ. Писания, сокрытый под покровом буквы и часто ускользающий от внимания «простецов» (simpliciores - см.: Tract. Script. 8. 1; 11. 1; 16. 8-9; 17. 3; 19. 12). В области догматики Г. сосредоточил внимание на триадологии, к-рая раскрывается гл. обр. в трактате «De fide» (О вере). В этом вопросе Г. испытал сильное влияние тринитарного богословия предшествовавших и совр. ему зап. богословов - Тертуллиана, Новациана, еп. Фивадия Агенского, еп. Луцифера Каралитанского, еп. Илария Пектавийского, а также вероопределения Сардикийского Собора 343 г. с его сильным акцентом на единстве Божества: он точно так же говорил о различии между Богом Отцом и Сыном «по именам» (nominibus - De fide. Prooem.; 7), подчеркивал «единство сущности» (unitas substantiae - Ibid. 5), переводил никейский термин «единосущный» (μοοσιος) как «единой сущности» (unius substantiae - Ibid.

http://pravenc.ru/text/166533.html

А так как это имело совершиться не через рождение, а через воздержание, то, вместе с обетованием сына от Сарры, заповедано обрезание. А что Бог повелевает обрезывать всех, не сынов только, а и рабов, домочадцев и купленных, то этим показывается, что благодать относится ко всем. Ибо что другое значит обрезание, как не возобновление, по отложении ветхости, природы? И что иное обозначает восьмой день, как не Христа. Который по истечении седмицы, т. е. после субботы, воскрес? Изменяются даже имена родителей; все отзывается новизной и Заветом Ветхим осеняется Новый. Ибо что называется Заветом Ветхим, как не прикровение Нового, что – Новым, как не откровение Ветхого?» 269 . Изложенные события насколько обильны прообразовательными чертами, настолько же, в изложении св. Амвросия, богаты учением о нравственном состоянии души, скрытом под покровом аллегории в исторических фактах. Сарра и Агарь служат типичными представителями двух противоположных нравственных состояний: « Сарра – истинная добродетель, истинная мудрость, тогда как Агарь – хитрость, только служанка совершенной добродетели. Одна – мудрость духовная, другая мудрость мира сего, почему она и называется Египтянкой, так как прониклась в Египте мирским (философским) учением» 270 . Агарь ранее Сарры сделалась матерью, но она рождает в рабство, тогда как Сарра в Исааке делается матерью свободных. Ясно, что вторая, по времени рождения, становится первою по достоинству: Агарьсинагога, Сарра – Церковь . «Рождает рабыня рабов, чтобы Церковь сделала их свободными и от рабства привлекла народы к свободе, от преступленья к непорочности, и чтобы осужденным даровала помилование. Если взглянешь на течение жизни человеческой, то не все начинают с совершенства, не у всех совершенство первое по времени; но по достоинству совершенная добродетель древнее. Благоразумной душе (mens) свойственно рассматривать, насколько не совершенна душа (anima), и решить, в чем заключаются несовершенства, чтобы впоследствии управлять себя в правилах добродетели, пока не достигнет через упражнение совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже берега его, покрытые соляными кристаллами, представляют зрелище совершенного отсутствия жизни; самые пни, пропитанные соляным щелоком, делаются окаменелыми. Таким образом, Мертвое море служит разительным памятником Божеского проклятия и наказания на нечестивые города. Мертвое море имеет продолговатый вид и от севера к югу простирается на 20 часов пути; глубина его в северной части достигает 1.318 футов или около 190 сажен, южная же часть очень мелка. 6492 Исаак с еврейского значить: смех. Исаак назван так потому, что Сарра, мать его, смеялась, слыша обетование о его рождении; но он назван так еще и потому, что в нем заключается таинственное прообразование явления дня Христова, о котором Сам Спаситель сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Иоан.8:56 ). 6493 Как подробно излагает сие ап. Павел в послании к Галатам, Агарь и Сарра служат прообразами двух заветов: Ветхого и Нового, равно как Измаил и Исаак – членов Церкви Ветхозаветной и Новозаветной ( Гал.4:22–31 ). Агарь – рабыня – образ Церкви Ветхозаветной, подзаконной, имевшей рабский характер. Таким образом, Измаил, сын рабы и Авраама по плоти, предъизображал иудеев, считавшихся до Христа единственными обладателями Божественных обетований. Сарра предъизображала собою Новый Завет, равно как Исаак – христиан, свободных чад Нового Завета, сынов обетования, как и Исаак, а не плотского происхождения; ибо в таинстве крещения, вступая в Церковь Христову, мы рождаемся не по естеству, а по обетованно Божию. И как Агарь с Измаилом были изгнаны Авраамом, – так и синагога еврейская, с явлением Нового Завета, отвержена, и рабское иго закона удалено от чад свободной Церкви Христовой; наследие благодати и всех обетований о вечной жизни во Христе получат сыны свободы христианской и лишены иудеи, сыны рабства, которые хотели присвоить оное исключительно себе. Как Сарра была прежде неплодной и потом родила сына обетования, так и церковь ново-заветная, до Христа неплодная, породит, согласно словам пророка ( Ис.64:1 ), более сынов, нежели имущая мужа, т.е. синагога иудейская; ибо обетование Божие распространяется на все народы и, по силе благодати, все приемлются в Новозаветную Церковь Христову. 6494 Действительно, от Измаила произошло многочисленное потомство. Двенадцать сыновей его были родоначальниками двенадцати племен Аравийских, которые доселе остаются кочующими, сохраняя независимость и дикий характер своего родоначальника. Живя в Аравии, они смешались потом с другими кочевыми народами под общим именем арабов или аравитян.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И как Сей не спрашивал о причине, почему Бог повелел Ему идти на заклание так и тот; когда отец связал его и возложил на жертвенник, не сказал: для чего ты это делаешь?» 247 . Доселе тень, и затем оказывается истина вещей, гораздо превосходнейшая. Ибо Агнец словесный принесен в жертву за весь мир, Он очистил всю вселенную; Он освободил людей от заблуждения и привел людей к истине» и пр. 248 Но кроме того и в теснейшей связи с этим жертвоприношение Исаака; по смыслу Ев. 11:19 есть знамение и прообраз воскресения. Ибо Исаак, умерщвленный готовностью отца, ожил по гласу Воспретившего заклание 249 . Вытекающая из неудовлетворительности Образа в отношении к его первообразу, эта черта была в ветхозаветном событии таким образом «притчей» (παραβολ Евр. 11:9 ), самое близкое и верное разрешение которой есть смерть и воскресение Иисуса Христа» 250 . По противоположению Сарре с ее потомством, Агарь – со своим сыном Измаилом от того же Авраама, в смысле св. апостола Павла ( Гал. 4:22–31 сн. Рим. 9:7–8 ) предызображала собой новозаветное общество находящихся вне церкви Христовой, следовательно, общество погибели, ибо кроме Христа, «нет ни в ком ином спасения» и «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:11–12 ). В ближайшем отношении ко времени апостола Агарь в частности прообразовала тогдашний земной Иерусалим с рабствовавшими уже преставшему во Христе ветхозаветному закону чадами своими ( Гал. 4:2,4–25 ) 251 . Но очевидно, как отношение Сарры к новозаветному небесному Иерусалиму не имело в виду лишь ограниченного периода учреждения Нового Завета, так и прообразование Агари в отношении к упомянутому обществу не ограничивалось временем лишь земной жизни Христа и апостолов. Далее, как Сарра, по апостолу, прообразовала собой новозаветную церковь Христову не из одних только иудеев, а из язычников, так точно, по тесной связи мыслей толкования св. апостола, мы должны заключить, что и Агарь прообразовала собой в Новом Завете не одну только «синагогу иудейскую» 252 , не принявшую Христа, но и язычников, не познавших или не принявших Христа в проповеди Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Объяснение ап. Павлом отношения Агари к Авраму и Саре показывает, как Бог направляет к добру и всякое зло. Здесь был прообраз синагоги и церкви, иудейского и христианского заветов. Обрядовый закон дан был только на то время, пока не пришло обетованное семя; когда церковь была еще бесплодна, синагога занимала ее место; но наконец Сара сделалась матерью многих народов и Агарь должна была удалиться ( Гал. 4 ). Когда Агарь зачала, то, считая себя как бы матерью обетованного наследника, стала с презрением относиться к своей бесплодной госпоже; она видела, как любит и уважает ее господин ее и захотела быть соперницей Сары в ее благороднейших чувствах. Это повело к своим естественным последствиям: неудовольствиям и раздорам. Как впоследствии Феннана огорчала Анну, «побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» ( 1Цар. 1:6 ), так и Агарь, возгордившись вследствие своего положения, начала уязвлять высокомерную госпожу в ее нежнейших чувствах. Будучи достаточно великодушной для того, чтобы принести столь великую жертву для великого дела, Сара не могла выносить теперь постоянного превосходства своей служанки над собою. Ее оскорбленные чувства сделали ее не только жестокою к наложнице, но и несправедливою к своему мужу. Хотя она сама убедила Аврама войти в эти отношения к Агари, однако же его именно она стала обвинять в последствиях своей собственной нетерпеливости; так как он не тотчас же становился на ее сторону и не хотел отмстить за пренебрежение, с которым относилась к ней рабыня, то она роптала на него и всю вину в этом возлагала на Аврама. «В обиде моей ты виновен», запальчиво восклицала она: «Господь пусть будет судиею между мною и тобою». Авраму, конечно, тяжело было поступить жестоко с будущею матерью его ребенка, но он не мог наконец противиться настойчивым жалобам своей жены. Ее естественных прав нельзя было умалять и таким образом необходимо было удалить источник раздора. Он поступил так, как поступил бы и всякий человек в его положении, заботящийся о мире и благосостоянии своего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Если же Церковь Христова, которая была вначале, не пала, но и доныне пребывает целой и невредимой, то ваша церковь , противники, которую вы называете обновленной, не является Церковью Христовой, и вы напрасно похваляетесь, что стали обновителями «падшей» Церкви Христовой. УКРЕПЛЕНИЕ: Столп и утверждение истины пребывает вовеки, как и сама истина Господня пребывает вовеки ( Пс. 116, 2 ). Но Церковь Христова есть Столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ). Поэтому Церковь Христова пребывает вовеки, особенно имея неложное обетование Христово: Не оставлю вас сиротами ( Ин. 14, 18 ). И еще: и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). ЗДЕСЬ КРИЧАТ ПРОТИВНИКИ: Иудейская синагога многократно отпадала от веры. ВО-ПЕРВЫХ: Во времена Моисея, когда Аарон со всем народом поклонился тельцу ( Исх. 32 ). ВО-ВТОРЫХ: Во времена Илии, который говорил: остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее ( 3Цар. 19, 10 ). В-ТРЕТЬИХ: Во время Исаии и Иеремии, когда все отступили от Бога. Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет ( Ис. 1, 3 ). И Иеремия говорит: Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды ( Иер. 2, 13 ). И в Книге Паралипоменон пишется: Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без Закона ( 2Пар. 15, 3 ). В-ЧЕТВЕРТЫХ: Во времена Христа, когда изменилась вся синагога, со всеми своими порядками и чиноправлениями. Если же Иудейская синагога отпадала от веры, то и Церковь Христова может отпасть, и отпадет. Мы же ее обновили. ОТВЕЧАЮ: Между синагогой и Церковью огромные различия. ВО-ПЕРВЫХ: Если за крепостью синагоги нет обещания Божия, то Церковь имеет обещание Христово: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). ВО-ВТОРЫХ: Если Церковь свободна, то синагога раба. Церковь знаменовала Сарра, жена Авраама, синагогу же знаменовала Агарь, раба. Но именно Агарь была отпущена и изгнана, а не Сарра. Так и синагоге подобает быть отпущенной и изгнанной, а не Церкви. Здесь надо рассмотреть вопрос об отпадении синагоги. ВО-ПЕРВЫХ: Не все поклонились тельцу: ни Моисей, ни левиты, ни священники этого не сделали ( Исх. 32 ). Так что не все отпадали от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010