По словам псалмопевца Давида: «Господи! Кто может пребывать в жилище твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот… кто серебра своего не отдает в рост, и не принимает даров против невинного» 124 . Мерзостью называл отдачу в рост и взятие лихвы пророк Иезекииль 125 . Ростовщичество, несмотря на запрет, и, возможно, благодаря указанному послаблению, распространялось в Израильском обществе. Отдавали в рост и брали лихву не только с иноземцев, но и с единоплеменников. Во времена Неемии обедневшие Иудеи вынуждены были занимать серебро, конечно под проценты и под залог своих полей и виноградников для того, чтобы достать хлеба и заплатить подать царю. Многие из них вынуждены были за неимением залога продавать в рабство своих сыновей и дочерей 126 . Примечательно, что Неемия, услышав жалобы бедных об этом, не только выговорил знатным и начальствующим Иудеям, призвав их возвратить взятые в залог поля, виноградные и масличные сады бедных «и рост с серебра и хлеба, вина и масла», но и подал пример, простив долги бедных хлебом и серебром себе, своим братьям и слугам 127 . Уже в древности ростовщический процент столкнулся с инфляцией, которая, однако, длительное время, вплоть до Нового Времени, была значительно слабее его. Темп древней инфляции был незначителен и реальный процент был немногим меньше номинального. Древняя инфляция проявлялась двояко. Во-первых, в форме снижения массы одноименных слитков золота или серебра, а впоследствии — монет. Например, находящийся в обращении серебряный сикль (шекель) потерял со временем половину своей массы (с 14,5 г. — такую массу более продолжительное время сохранял священный сикль, которым принимали церковные налоги — до приблизительно 7 г. Он назывался «простой сикль»). Таким же образом талант — слитки общей массой 43,5 кг (3000 священных сиклей) превратился в «народный талант» весом 18,75 кг (1290 священных сиклей), римский динарий, по данным профессора В.А. Федосика, с 217 г. до Р.Х. до 54 г. после Р.Х. уменьшился в массе с 4,55 г.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его... Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы... оно не вышло из повиновения тебе (Сир. XXX, 1, 7, 11, 12). Отношения к родителям в духе пятой заповеди представляют также лучшую школу любви к ближним. Любить ближнего отвлеченно, в теории любить лишь на словах или в мыслях — сравнительно нетрудно. Но любить его делом, любить его не как поэтическую мечту, а как реальность жизни, часто грязную и непривлекательную, любить именно того ближнего, который находится около тебя, а не в далеких грезах,— это неизмеримо труднее. А между тем именно такая любовь требуется в христианстве, станем любить не словом или языком, но делом и истиною, — говорит апостол (1 Ин. III, 18). И вот первым предметом такой практической, деятельной любви естественнее всего быть родителям. Только теоретики, мало понимающие духовную жизнь, могут говорить, что любовь к родителям лишь особый вид любви к самому себе, новая форма личного самолюбия (Л. Толстой) и что поэтому, пренебрегая этой любовью, надо стремиться любить все человечество. Это легко сказать, но таких скачков любовь не знает. В действительности сердце учится любить, лишь постепенно расширяя круг любимых, начиная с самых близких и кончая дальними, чужими, посторонними. Поэтому естественный ход расширения любви приблизительно таков: сначала любовь к родителям, потом к братьям., и сестрам родственникам, друзьям, знакомым, согражданам, единоплеменникам и, наконец, как венец всего — ко всему человечеству. Вряд ли можно избежать необходимости пройти все эти ступени последовательно, и, по-видимому, тот, кто не умеет любить своих ближних, никогда не может иметь любви ко всему миру и ко всем людям, как бы горячо он ни говорил об этом. Правда, в христианской жизни в развитии любви преобладают мотивы духовной, а не физической близости. Но это относится уже к сознательному возрасту, к периоду духовной зрелости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

После дня Пятидесятницы новые христиане постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). В Деяниях апостолов (20, 7—12) сообщается о преломлении хлеба и более определенно. В первый день недели (воскресенье, ср. 1 Кор. 16:2), когда ученики собрались для преломления хлеба, апостол Павел, намереваясь на следующий день отправиться далее, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи, а после воскрешения юноши Евтиха, «взойдя и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». Не исключено, что речь идет о евхаристической вечери: происходила она в воскресный день, собралась вся община, и она не состояла из одной только Евхаристии, а именно из вечери, за которой была совершена Евхаристия. Такая вечеря описана апостолом Павлом в 11-й главе Первого послания к коринфянам, где он говорит о беспорядках и злоупотреблениях, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, по его словам, она – нечто единое целое, то есть вечеря Господня. Припасы для вечери приносили сами верующие. Порядок, вероятно, был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце совершалась Евхаристия. Апостол Павел называет евхаристическую чашу чашей благословения. Так называлась последняя чаша за еврейской вечерей (kusberachot), где читается благодарение (berachot) за пищу. В следующей главе апостол Павел говорит, что Христос взял «чашу после вечери». Евангелист Лука также упоминает об особой чаше в начале Тайной вечери: «Приимите ее и разделите между собой, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22:17-18). В таком виде – с таким ритуалом Евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.    Полное изложение древнего ритуала Евхаристии дано в главах 9 и 10 памятника I века «Учение двенадцати апостолов». В 14-й главе даются общие наставления о Евхаристии: «В Господень день, то есть в воскресенье, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, предварительно исповедав свои грехи, чтобы жертва ваша была чистой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Разделы портала «Азбука веры» Святая Земля – 1) Обетованная земля — земля, по которой с благословения Божьего странствовал Авраам, выйдя от родства и из дома отца ( Быт.12:1 ), и о которой Бог дал ему обетование, что она достанется в наследие народу, образованному из его потомков; 2) синоним как библейской Земли Израильской, так и исторической Палестины; 3) наименование Иерусалима и окружающих его территорий; 4) земля — место особого Божьего присутствия ( Исх.3:5 ; Нав.5:15 ); 5) места (место) расположения особых христианских святынь. Где находится Святая (Обетованная) Земля? Эта территория расположена примерно между Средиземным морем и восточным берегом реки Иордан и приблизительно соответствует современному Израилю, палестинским территориям, западной Иордании, частям южного Ливана и юго-западной Сирии. Откуда возникло название «Святая Земля»? Название «Святая Земля» зафиксировано в Священном Писании : «Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим» ( Зах.2:12 ); «Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей… Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих» ( Прем.12:3-7 ). Святая Земля, Земля Обетованная, обозначается в Библии как удел, наследие Божие ( Лев.25:23 ; Иер.16:18 ; Ис.14:2 ). Во времена Ветхого Завета эта Земля была местом особого Божьего присутствия , местом деятельности множества ветхозаветных Божьих святых. Вместе с тем, что особенно важно для христиан, здесь родился Господь Иисус Христос , здесь Он осуществлял Свое общественное служение, здесь принял Крестные страдания и смерть, здесь воскрес, отсюда вознесся превыше всех Небес. Здесь проповедовали апостолы, здесь в День Пятидесятницы сошел на апостолов Святой Дух . Этот день стал Днем рождения Церкви . С давних времен и вплоть до настоящего времени на Святой земле располагается множество особо чтимых христианских святынь . Для кого, помимо иудеев и христиан, Святая Земля является особой землей?

http://azbyka.ru/svjataja-zemlja

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет О шествии волхвов за Вифлеемской звездой, указующей путь к месту, где родился Иисус Христос, повествует Евангелист Матфей: « Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец » ( Мф.2:7-9 ). В Священном Писании не говориться о точном количестве и именах волхвов. Предание же повествует, что волхвами или мудрецами были либо цари, либо знатные особы из Персии, их имена – Бальтазар, Мельхиор, Каспар.  Поскольку путь из Персии в Палестину был долгим, время путешествия занимало приблизительно два года. Описание На картине художник изображает восточный караван, который следует за таинственной звездой, явление которой было исполнением пророчества Валаама о рождении Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ). Волхвы следуют по безлюдной пустыне, освещенной ярким светом таинственной звезды. На переднем плане спиной к зрителю изображены несколько фигур с посохами в руках, которые указывают на небо, видя движение Вифлеемской звезды. Однако они остаются на месте, не желая следовать за караваном. Это свидетельствует об их неверии и нежелании исповедовать родившегося Иисуса Христа Мессией, хотя все ветхозаветные пророчества свидетельствовали прямо, что родившийся Богомладенец и есть Христос, истинный Царь, Спаситель мира. История Гюстав Доре работал над иллюстрацией Библии 2 года, с 1864 по 1866 год. Всего было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/volhvy-vedomye-vifl...

См. Мф. 17:3: Такое понимание весьма интересно, если учесть, что на Синае Моисей видел Бога не лицом к Лицу, а лишь задняя Божия и славу Божию (Исх. 33:18:19:23). 387 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Дыхание жизни нашей, Помазанник Господень». 388 Буквально: «На основании ясного и личного различия в условиях Обоих». 389 Так в некоторых ранних греческих рукописях. В Синод. пер.: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков». 390 Это утверждение вовсе не означает, что Тертуллиан, как впоследствии его современник Ориген, допускал вечность творения. Он считал, что для Бога быть Творцом — это случайное свойство, так сказать, акциденция, так что Бог не всегда был Творцом и Господом (см. Против Гермогена, § 3.  — Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Указ. соч. С. 131–132). 391 Имеется в виду Боговоплощение. 392 Имеются в виду непроизвольные человеческие аффекты (так называемые неукоризненные страсти). 393 Другой вариант перевода: «само двусоставное существо человека». О стоической антропологии Тертуллиана см. его трактат О душе. 394 Имеются в виду гностики, прежде всего маркиониты. 395 Докеты. 396 В LXX и в Синод. пер. (Дан. 3:92): «И вид четвертого подобен Сыну Божию». Выражение «Сын человеческий» в книге пророка Даниила также встречается (Дан. 7:13). 397 Текст испорчен. Перевод приблизительный. 398 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает». 399 Модалисты. 400 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Ср. также Ис. 46:9. 401 Имеются в виду гностики. 402 Aut ad alia quae extrinsecus ad opera mundi, ignorantem quoque subordinatum. Фраза, по–видимому, испорчена. Другой вариант перевода: «Или неким подчиненным деятелем, посланным от крайних пределов, таких как образующие части мира, но в то же время не знающим Божественного замысла». 403 Sensum. В LXX: νουν. В Синод. пер.: дух. 404 В Синод. пер.: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». 405

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Статья о Самарии в «Библейской энциклопедии» даёт прекрасное и глубокое описание этого города. Хотя он и был населён евреями, он был городом грешников, идолопоклонников и отступников от Бога. Суд над Самарией был столь же неумолим, как и осуществление приговора. Газа и Аскалон Эти два города, упомянутые в пророчествах, располагались на побережье Средиземного моря к западу от Мёртвого моря. Пророчества и датировка (775–750 г. до. Р.Х.) Амос 1 : 8 . «И истреблю жителей Азота И держащего скипетр в Аскалоне; И обращу руку Мою на Екрон, – И погибнет остаток Филистимлян, Говорит Господь Бог». (626–586 г. до Р.Х.) Иеремия 47: 5 . «Оплешивела Газа, Гибнет Аскалон, Остаток долины их. 6 . Доколе будешь посекать...!» (640–621 г. до Р.Х.) Софония 2: 4 . «Ибо Газа будет покинута И Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня И Екрон искоренится». 6 . «И будет приморская страна Пастушьим овчарником и загоном для скота». 7 . «И достанется этот край Остаткам дома Иудина, И будут пасти там И в домах Аскалона будут вечером отдыхать, Ибо Господь Бог их посетит их И возвратит плен их». (Обратите внимание на то, что Азот – отдельный город, расположенный приблизительно в 15 км на север от Аскалона, также на побережье.) Предсказания 1 . Гибель филистимлян ( Ам. 1:8 ). 2 . Газа «оплешивеет» ( Иер. 47:5 ). 3 . Аскалон опустеет (Софония 2:4). 4 . Вокруг Аскалона будут обитать пастухи с овцами ( Соф. 2:6 ). 5 . Остатки дома Иудина населят Аскалон ( Соф. 2:6 ). История Начнём рассказ об истории Аскалона с цитаты из Джорджа Дейвиса, автора книги «Исполнение библейских пророчеств в наши дни». Вот что он пишет: «Суд над филистимлянами свершился в точности, как было предсказано. В 1270 году от Р.Х. султан Бибарс разрушил Аскалон и наполнил его гавань камнями. С тех пор уже 700 лет некогда могущественный город Аскалон лежит в развалинах, покинутый жителями» (Предсказание 3). «Но в 1270 году султан Бибарс разрушил его, – замечает Питер Стоунер, – и Аскалон превратился в овечье пастбище, испещрённое сторожками пастухов и загонами для скота» (Предсказание 4).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Существует материалистическое понимание жизни, в основе которого лежит стремление к имущественному и финансовому благополучию. В этом случае человек через стяжание ценностей материального мира пытается достичь полноты бытия. А есть религиозное понимание мира, в центре которого — стремление к Богу, обладание полнотой жизни через общение с Ним. Всепоглощающее стремление к приобретению материальных благ — это погоня за миражом. Ни сегодня, ни завтра, ни на пороге смерти не удовлетворится душа человеческая своим материальным благополучием, не найдет в нем себе успокоения. Человек есть самое драгоценное и любимое создание Божие. Господь ясно говорит нам, что мы должны доверять Ему, надеяться на Него, потому что Он Отец каждого из нас. Обращенный к человеку призыв не заботиться о завтрашнем дне имеет прежде всего религиозный характер, а это предполагает доверие к Богу. Только в доверии к Богу, в надежде на Него строится и созидается религиозная жизнь человека, основанная на подлинно духовных и спасительных ценностях.   Основные положения христианской этики: неосуждение ближнего Не судите, да не судимы будете. “Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф. 7. 1–5). О недопустимости какого суда говорится здесь? Понятно, что речь идет не о следствии и дознании по какому-либо делу, не о гражданском или уголовном процессе. Для нормального функционирования человеческого общества такие институты нужны. Однако Господь говорит о другом: об осуждении и злоречии, когда, взирая на поступки и поведение других людей, мы выносим о них свой собственный суд, и именно такой суд Иисус считает неправедным, призывая нас отказаться от него. По какой причине?     Для того чтобы понять поступки человека, уяснить себе их истинную причину, нужно доподлинно знать, что собой представляет сам человек, а для этого необходимо заглянуть в глубину его души. Не зная сокровенной внутренней жизни человека, невозможно достоверно судить о мотивах его деяний и устремлений, а такое знание обычно недоступно человеческому разуму. Поэтому всякое человеческое суждение оказывается условным и приблизительным, будучи изначально ограничено нашей неспособностью проникнуть во внутренний мир ближнего.

http://mospat.ru/archive/86412-nagornaya...

Трижды Иисус молился Отцу Своему о Себе. В первый раз в Своей молитве после Тайной вечери: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира [ 18 ]. Это сказал Господь из-за евреев, делавших все ради славы человеческой. А Он им и ранее говорил: Не принимаю славы от человеков [ 19 ]. Меня прославляет Отец Мой [ 20 ],- чтобы и мы прославляли Бога и ожидали вечной славы от Него, а не гнались за преходящей и обманчивой славой от людей. Во второй раз молился Иисус о Себе в Гефсиманском саду перед самым арестом Своим и страданиями: Он пал на лице Свое, молясь и говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты [ 21 ]. Так было трижды. Это была самая страшная молитва Иисуса. Вот как описывает ее святой Павел следующими словами: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти (Евр. 5 , 7). Это Он как Человек молился, а не как Бог, дабы было ясно миру, что Иисус как Человек страдал и умер за людей, а не как Бог. Эта молитва может быть названа молитвой перед страданиями. Мученикам Христа ради являлись Ангелы Божии и Сам Господь, чтобы их укрепить в их страданиях. В третий раз молился Он с Креста о Своей душе. Эта молитва может быть названа молитвой предсмертной или молитвой расставания с этим миром. Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух [ 24 ]. Чтобы и мы в предсмертный час знали, как должно предавать душу свою и в Чьи руки ее предавать, дабы душа наша отошла к Отцу Небесному, а не к зверям преисподним. Часть 2 Вспомним еще одну молитву Иисуса с Креста: это молитва о врагах Своих. Когда распяли Его евреи между двумя разбойниками, Иисус, весь в крови и ранах, молился Отцу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают [ 1 ]. Чтобы и мы имели Духа Христова и в смертный час простили врагам своим и молились Богу, чтобы и Он им простил. Не думаешь ли ты, Феодул, что мы этим перечислением исчерпали все молитвы Господа Иисуса за весь Его земной век? Даже приблизительно - нет. Представь себе море, чьи глубины исполнены жемчуга. Евангелистам было дозволено от Духа Божия вынести и открыть миру только одну горсточку этого жемчуга, в то время как все горы жемчуга остались в глубине морской, ведомые только Отцу, и Сыну, и Духу Святому. Открыты, причем вкратце, только типичные молитвы, которые могут нам быть понятны и полезны в разных случаях нашей жизни. Все, что сверх этого сказал вечный Сын Божий вечному Отцу Своему, было бы опасно для смертных людей даже слышать. Едва лишь одну часть этих тайн, более древних, чем сотворение мира, и более широких и глубоких, чем весь сотворенный мир,- едва лишь одну часть этих тайн, говорю, могут воспринять и понести наисовершеннейшие бесплотные духи на небесах, каковы Престолы, Начала, Серафимы и Херувимы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Тут же присутствовала святая Анна пророчица, вдова восьмидесяти четырех лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Увидя Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем Симеона, она рассказала всем в Иерусалиме о рождении Мессии – Христа. Когда Иосиф и Мария совершили все по закону Господню, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. 7. Поклонение Волхвов ( Мф.2:1–12 ) Еще до возвращения Святого Семейства в Галилею, в жизни новорожденного Младенца Иисуса произошло новое чудесное событие. Из далеких стран Востока, из Аравии или Персии, а может быть и Индии, пришли в Иерусалим волхвы, то есть мудрецы. Это были ученые люди – звездочеты или астрологи, – которые изучали звездное небо и древние книги. Придя в Иудею, они стали расспрашивать всех: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ). Но никто не мог указать им место рождения Спасителя. Вместе с тем приход волхвов и слухи о рождении нового царя встревожили всех иерусалимлян и в особенности царя Ирода. Будучи человеком подозрительным и жестоким, Ирод испугался, что новорожденный Младенец может стать ему опасным соперником, и решил во что бы то ни стало погубить Его. Для этого он созвал всех первосвященников и книжников и спрашивал их: «Где должен родиться Христос?» Те отвечали: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка…» ( Мф.2:5 ). Но где именно в Вифлееме, никто из книжников не знал. Тогда Ирод стал действовать хитростью. Он тайно от всех призвал к себе волхвов и осторожно выведал у них время появления звезды, чтобы приблизительно определить возраст Младенца. В свою очередь он сообщил им, что, по сведениям книжников иудейских, новый царь родился в Вифлееме и, притворившись благочестивым, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» ( Мф.2:8 ). Волхвы, выслушав царя, пошли. И вот звезда, которую они видели на востоке, вновь засияла перед ними на небе и стала двигаться в сторону Вифлеема и наконец остановилась над местом, где был Младенец Христос. Войдя в дом, где обитало Святое Семейство, они «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:11 ). Золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, который должен умереть. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, волхвы другим путем отошли в свою страну.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010