10). Во второй главе апостол говорит, что Христос есть " умилостивление за грехи наши " , и " не только за наши, но и за грехи всего мира " , то есть за грехи всех людей, не только ныне живущих, но и живших прежде и имеющих жить до самого второго пришествия Христова. Это — основное положение христианства (ст. 1-2). Но как использовать это умилостивление? Через соблюдение заповедей: " а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди " (ст. 3). Это соблюдение заповедей — единственное доказательство истинности любви такого человека к Богу и к ближним, ибо основная заповедь Божия есть заповедь о любви. Эта заповедь есть и древняя, и новая. Она — древняя, потому что была и в Ветхом Завете, была написана на скрижали сердца и у язычников, но до Христа на земле было царство тьмы, а потому чувство любви заглушалось у людей противоположными внушениями диавола. А когда Христос принес Себя в жертву и Своею Кровью искупил людей от первородного греха, сокрушив царство диавола в мире, древняя заповедь о любви обновилась в сердцах возрожденных людей, стала как бы новой заповедью и действительно приобрела новый возвышенный характер особенной чистоты, бескорыстия и одухотворенности, бесконечно превосходя любовь и язычников, и иудеев. Христианская любовь основывается на высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех людей во Христе как членов единого духовного тела Христова. Оттого только в христианстве возможна любовь к врагам, немыслимая ни в иудействе, ни в язычестве, ибо там нет для нее оснований (ст. 5-8). Поэтому кто теперь говорит, " что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме " , то есть тот еще не христианин. Доказательством христианского настроения души служит только " любовь к брату " (ст. 9-11). Начиная с 12 стиха, апостол начинает излагать новое наставление, именно: предостережение против любви к миру, чему предпосылает воззвание к христианам разных возрастов. Связь речи с предыдущим такова: как отличительный признак христианского совершенства есть любовь к Богу и к ближним, так сильнейшим препятствием к исполнению этой основной заповеди христианства является любовь к миру и к тому, что в мире.

http://sedmitza.ru/lib/text/430604/

Да и Запад был другим, дехристианизация общества и культуры еще не достигала сегодняшнего уровня. В те годы Православие за рубежом имело гораздо больше возможностей для проповеди, чем в России и вообще СССР. Например, через " Русскую службу Би-Би-Си " , " Голос Америки " . Вспомним, что даже в 90-е годы первые учебники Закона Божия перепечатывались у нас с джорданвильских изданий. Другое дело, что многие, начиная с поколения шестидесятников, с жадностью глотали все, что приходит из-за бугра: и подлинное Слово, и современную западную философию. К сожалению, неразборчивость и всеядность " прогрессивной интеллигенции " никуда не исчезла. Поэтому, вместо строгости и определенности суждений о нашем настоящем, люди той эпохи и того склада мышления представляют нам нечто высокоумное, которое кажется со стороны плодом огромной эрудиции, а на деле является простой подменой понятий и уходом от существа вопроса. Юлия 13 февраля 2013, 16:11 Для Георгия. Лк, 32 зач., 7, 31 — 35 Сказал Господь: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее. Ольга 13 февраля 2013, 16:08 Да, правда, наше поколение тоже так,все духовные искания рано или поздно приводят к христианству, только общество от этого замедляется в научно-техническом прогрессе, и гражданско-правовом. СССР так двигался быстро материально, потому как были миллионы нигилистов, готовых мучиться и искать. Н.Н. 13 февраля 2013, 15:21 Статья хорошая, вывереная и взвешенная. Но мне не понравилось, что в качестве иллюстраций упадка религиозности помещены фотографии митрополита Питирима(Нечаева),в минуты отдыха, в то время он был Епископом Волоколамским и Юрьевским.

http://pravoslavie.ru/59385.html

В основу своих ученых занятий проф. А. П. Лебедев положил серьезное и всесторонне изучение источников для построения древней-церковной истории, предлежащих нам в памятниках древней исторической письменности, и столь-же широкое и обстоятельное исследование о всех более или менее заслуживающих внимания опытах научного воспроизведения её, начиная с эпохи возрождения и кончая самыми позднейшими временами, красноречивым свидетельством чего является его первый том собрания церковно-исторических сочинений, изданных под заглавием: «Церковная историография в главных её представителях с IV-ro века по XX (Москва, 1898)». Пред нами та научная подпочва, на которой работал покойный профессор. Читатель с захватывающим интересом здесь может следить за постепенным развитием и прогрессом церковно-исторического познания, поскольку оно отразилось в литературных памятниках, начиная с первых несовершенных опытов в роде «достопамятностей» Егезиппа, переходя чрез Евсевия Кесарийского (первого церковного историка в собственном смысле) к Сократу, Созомену и Феодориту и кончая такими крупными и оригинальными явлениями, как Магдебургские центурии, Бароний и его анналы, Август Неандер, Фердинанд Баур и наш знаменитый современник Адольф Гарнак. Это цельная картинная галерея, —122— в которой, как живые личности, воскресают пред нами прежние историки, с их назойливыми, но всегда оригинальными попытками разрешить великую церковно-историческую проблему – понять историческую сущность христианства и с той или другой точки зрения выяснить его судьбы в прошлой истории человечества и оценить настоящее его положение. Здесь не забыто ничего. Готфрид Арнольд, Мосгейм и Землер – эти ученые, внесшие свои, хотя теперь и умершие и отвергнутые идеи, в разработку церковной истории, – и какой-нибудь Гассе или Ниднер, заявившие о себе лишь составлением более или менее подходящего учебника по церковной истории, рассматриваются с тщательностью, соответствующею их положению в области историографии; Флери и Тюльмон, – († 1698), сочинения которого не утратили значения и доныне (особенно начиная с IV века христианства), фигурируют рядом с Гфререром и Герцогом, имена которых, если и заслуживали упоминания, то лишь для полноты комплекта. Исследование заканчивается очерком, посвященным «наблюдениям касательно хода развития русской церковно-исторической науки», где также воздана должная память и честь тем хотя и немногим лицам, которые послужили на этом поприще, начиная с XVIII века до половины XIX.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце концов этот слой, крепко окружающий молодежь кольцом своего традиционного влияния, выродился до чрезвычайной степени, становясь вреднейшим тормозом развития ее. В таком положении было бы особенно важной заслугой указать молодежи возможность самостоятельной работой сколько-нибудь восполнить прорехи, производимые влиянием среды» с. 562-563]. При такой системе образования и умонастроениях российской интеллигенции, которая «так «иностранна», так чужда своему, национальному, что и не понимает его» с. 579], самостоятельная работа молодых людей была крайне затруднена. Вся российская система среднего и высшего образования не выполняла возложенные на неё функции по воспитанию и развитию патриотизма и гражданственности среди молодёжи. Учащаяся молодежь превращалась в слой, который являлся «главным орудием денационализации России»: «С первоначальной школы до университета наше образование ведет к тому, чтобы оторвать русского от России. Из выработанных так людей потом выходят все наши деятели, учители, законодатели. Из них же вышла и наша революция и вполне достойная ее «конституция»...» с. 232]. Л.А. Тихомиров всячески подчеркивал, что такая ситуация становилась крайне опасной для дальнейшего развития и существования российского общества и государства. В корне переломить и исправить эту негативную ситуацию должна была молодёжь патриотическая, хотя она и представляла собой «ничтожное меньшинство» с. 229] в процентном соотношении к учащейся молодёжи. Патриотическая молодёжь, на взгляд Л.А. Тихомирова, должна была выполнить важную задачу в процессе грядущего национального возрождения. «Задача национального возрождения именно ставит перед патриотической молодежью обязанность быть живым примером его и между прочим особенно повышать свои знания по всем отраслям науки. Слабая сторона русского народа состоит именно в недостатке сознательности и недостатке знаний. Учащаяся молодежь имеет миссией в самой себе создать работников национального возрождения Родины. В этом отношении перед ней стоит огромный научный труд, начиная с низших ступеней усвоения уже добытого наукой (период гимназический) и кончая самостоятельным научным трудом (высший университетский). Идея национального возрождения лишь придает этому научному труду новый живой стимул, оживляет его высокой общественно-исторической миссией» с. 230]. Выполняя эту задачу, патриотическая молодёжь своими усилиями и успехами должна была полностью изменить ситуацию в системе российского образования и науки, а также российской интеллигенции, сделав эффективным процесс социализации российской молодёжи, её духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания. Молодые патриоты должны стать своеобразным примером для своих сверстников, как самостоятельно мыслящие, зрелые личности, трезво оценивающие ситуацию и отдающие себе отчет в своих действиях. Соответственно процент её по отношению к учащейся молодёжи, также должен был измениться.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/201...

Журнал не случайно назван возрождением и при этом возрождением русским. Почему возрождение нам необходимо при всех поворотах истории, при всех политических ситуациях? Почему военная мощь нашей страны, могущая крепнуть и при большевиках, не может спасти народ от гибели? Потому что, как это хорошо определено у Даля: «Возрождение человека совершается покорением чувственности и преобладанием духа». Правильное по отношению к одному человеку, в данном случае приложимо и к целому народу. Если история наша – это вереница верности и измен Правде, то возрождение заключается в умножении первого и уменьшении второго. Первейшим делом «Русского возрождения» является выявление этой Правды, раскрытие Ее как в великих, так и в малых делах – примерах, начиная от истоков нашего бытия и до наших дней. Правда привлекательна, ее пример вдохновляет... Так из лихого гусара А.И. Хомякова вырастает один из глубочайших выразителей православия... так в молодые годы самоуверенный западник И.В. Киреевский становится строителем православного мышления, и на могиле его читаем надпись: «Премудрость возлюбих и поисках от юности моей. Увидев же, яко инако не обрящу, приидох ко Господу». «Русская интеллигенция протоптала дорожку к старческим келиям», 149 ибо в Оптиной пустыни не по разу побывали, и в своем творчеств отразили впитанное там «единое на потребу» осмысление жизни, и Гоголь, и Достоевский, и Леонтьев и многие другие. От этих чистых источников – не только от Оптиной, но и от других монастырей, и от соответствующих книг, встреч, озарений, горестей жизни, нажитого опыта – во все времена и при всех обстоятельствах духовно питалась Россия, от самого просвещенного своего слоя до народа «от сохи». «К этой-то именно духовной связи, может быть, и относится пророчество Ф.М. Достоевского, что из иноческой кельи придет спасение России». Наше духовное наследие настолько прекрасно, настолько в своем совершенстве неотразимо, что не плениться им может только тот, кто его не знает, кому внушено извращенное представление о нем. Благодаря этому нашему журналу нет надобности вступать с мыслящим иначе в пререкания, а тем паче «бить» кого-то, несмотря на то что мы более чем далеки от идеи непротивления злу. Нам необходимо возродить забытое и утраченное, которое так высоко и чисто, что одно соприкосновение с ним нас возвышает и облагораживает. Об этом говорить, следы его находить даже в нашей современной жизни, на них указывать и тем «возгревать» наш дух – вот задача нашего журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому лучше предать родину (или кого угодно), но остаться в живых. Добродетель может пониматься только как полезность для человека, а критерием полезности для Валлы является наслаждение или не-наслаждение. Понятие нравственности из этой системы отсчёта просто исчезает: «…само понятие высокой нравственности является пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения» (2, с. 95). Например, Валла негативно относится к таким понятиям, как целомудрие («Если мы хотим учитывать природу, то почему нападаем на прелюбодеев? Вообще нет никакой разницы, любит ли женщина мужа или поклонника» (2, с. 114)), трезвость («О, вино, создатель веселья! О, учитель радостей, спутник счастливого времени, утеха в несчастье!» (2, с. 106), и др. Лоренцо Валла явился ярким выразителем настроений народа во времена Возрождения. В атеистической литературе, начиная ещё с эпохи Просвещения, принято считать Возрождение временем расцвета искусств и наук, находившихся в небрежении во времена «тёмного Средневековья». Однако отказ от традиционно понимаемых христианских ценностей приводил многих и к отказу от общепринятых нравственных норм. Как пишет А.Ф.Лосев в исследовании «Эстетика Возрождения», «всякого рода разгул страстей, своеволия и распущенности достигает в возрожденческой Италии невероятных размеров» (3, с. 122). В главе «Оборотная сторона титанизма» этой книги он приводит множество поразительных примеров безнравственности, распущенности и жестокости не только среди простонародья, но и среди монахов, священников, аристократов и даже римских пап. По словам А.Лосева , «папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок» (3, с. 123), «имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Иннокентий VIII, и папа Юлий II, и папа Павел III; все они – папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук» (3, с. 123). Убийства и грабежи становятся обычным делом, чудовищная жестокость отличает многих правителей итальянских городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Архив Пн Выставка к 300-летию Синодального хора открывается в Государственном центральном музее современной истории России 18 ноября 2021 г. 12:27 18 ноября 2021 года в Государственном центральном музее современной истории России при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы начинает работу выставка «Глагол таинственный небес», посвященная 300-летию Московского Синодального хора. Экспозиция подготовлена Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество», Российским национальным музеем музыки и Фондом содействия возрождению Синодального хора. В преддверии открытия 16 ноября состоялся предпоказ. С предстоящим открытием грандиозной экспозиции ее организаторов и участников поздравил мэр Москвы С.С. Собянин . Приветствие огласил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков. Глава Фонда «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова отметила, что единодушие и мудрость коллег-организаторов и участников позволили осуществить этот масштабный проект. Выставка «Глагол таинственный небес» возрождает из забвения имена уникальных композиторов, создававших свои произведения на рубеже веков. Это было время расцвета Синодального хора, находившегося под покровительством великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны. «Выставка открывается в пяти залах исторического здания в центре столицы. Она дает глубокий экскурс в историю хора, начиная с XIV века», — отметила А.В. Громова. Директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов в приветственном слове поздравил присутствовавших с открытием экспозиции. Высокий уровень и значимость выставочного проекта отметила статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. Событие приурочено к 130-летию присоединения к Православию преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и 130-летию назначения великого князя Сергея Александровича на пост московского генерал-губернатора. Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения с 1890-х годов находились под покровительством великокняжеской четы. Супруги организовывали благотворительные концерты, поддерживали талантливую молодежь, заботясь о том, чтобы училище готовило церковно просвещенных музыкальных деятелей, опытных и высокопрофессиональных регентов церковных хоров. Великокняжеская чета также принимала участие в дальнейшей судьбе выпускников Синодального училища, способствуя реализации их таланта.

http://patriarchia.ru/db/text/5862704.ht...

«Есть ли жизнь за МКАДом», и какая она? В первую очередь, в духовном плане. — Наша деревня нехарактерна для остальной Руси, потому сказать в целом не смогу. 90 процентов её обитателей – это дачники, много москвичей. Говоря о тех, кто живёт здесь постоянно, скажу, что у нас больше не приход, а небольшая общинка из людей реально верующих. Они для меня – отрада и моя духовная семья. Я люблю их безмерно, хочу жить с ними и умереть в их окружении. — Обсуждая пути выхода из российской разрухи, часто говорят о том, что в первую очередь необходимо духовное возрождение. Согласны ли вы с этим, и есть ли у Вас надежда на это? — Безусловно, возрождение необходимо, нет духа – нет и человека. Нет веры – нет и народа . Удастся ли нам подняться? Не знаю. Но очень бы хотелось. К сожалению, наш народ уменьшается числом, успеем ли что-то сделать? Я вижу, как самоотверженно трудится наш Патриарх, многие владыки и отцы, но этого мало. Если мы, рядовые священники, начиная с сельских батюшек, не пойдём в народ, не станем стучаться в души и сердца, –ничего мы не успеем. Сейчас идёт борьба за молодёжь, и, скажу вам, среди них так много замечательных неравнодушных ребят. Никак нельзя их отдавать. Нужно искать ключики, вот я и корплю над моими рассказиками, стараюсь писать таким простецким языком, в первую очередь рассчитывая именно на них. Понимаю, что это будет востребовано. Инициатива должна идти и от мирян, нам как воздух нужны на приходах настоящие православные общины. Деятельные духовные семьи, руководимые священниками. Без таких общин у нас нет будущего. Почему люди пропадают в интернете? От одиночества и нереализованности. Ищут общения и друзей, общины помогут людям найти подлинное общение и реальных друзей. — Отец Александр, чувствуете ли вы оскудение любви между людьми? Ведь любовь — тот единственно верный фундамент, на котором необходимо строить все в жизни. Может быть, в этом проблема нашего времени? — Смотря что мы понимаем под словом «любовь», если так, как у нас принято понимать, то такой «любви» даже и с избытком. Но если мы говорим о любви высокой, то такая любовь всегда жертвенна. « Бог есть Любовь », и Он подтвердил её своей крестной жертвой за проклятого и впавшего в грех человека. Чтобы любить, нужно быть носителем благодати, потому, что она и есть присутствие Бога в человеке. Без благодати наша любовь всегда будет замешена на эгоизме, а не на жертве. Такой любви, конечно, очень не хватает. И если становишься свидетелем проявления высокого чувства среди людей, то радуешься ему сам, словно ребёнок. Стать причастником такой любви, даже просто свидетелем, уже счастье. Она не только освещает, но ещё и освящает всё вокруг.

http://pravmir.ru/deficit-lyubvi/

Свою любовь к ближним вообще и к русскому народу в особенности Достоевский изливал прежде всего на русское юношество, начиная с маленьких детей и кончая взрослыми молодыми людьми. Вторая персона его главной повести «Братья Карамазовы» был 13–14-летний мальчик Коля Красоткин, души котораго успела уже коснуться преступная рука озлобленнаго нигилиста и завистника Ракитина. По своей детской доверчивости Коля повторял его фразы атеистическаго характера, но высоко ценя нравственное начало жизни и русскую правдивость, этот мальчик не дал скверному нигилисту врости в свою душу, но как натура богато-одаренная, он носил в своем сердце зачатки высоких идеалов, ненавидел ложь и притворство, заступался за страдальцев и вообще за правду, и хотя он мог бы совсем пропасть, если бы не встретился с Алешой Карамазовым, но привязавшись к последнему всей силой своей молодой души, он начал быстро и глубоко усваивать его убеждения и, по-видимому, даже отказался от всех догматов нигилизма. Кроме того, этот живой и подвижной, как ртуть, юный подросток, являвший собою пример необыкновенно ранняго развития, был исполнен непосредственнаго глубокаго сострадания ко всем обиженным людям и даже к домашней собачке. Подобныя черты Достоевский указывал и в «Подростке» и в несколько напоминавшем такой тип мальчике Иволгине, а в раннейших его повестях – в «Маленьком Герое», а равно и в товарищах умиравшаго Ильюши, которых он всех объединил в комнатке последняго, сперва живого а потом умершаго. Вообще в изображении детей и подростков Достоевский превосходил самого себя в живости изложения и в поразительном реализме бытовых картин детской жизни. Кто любит детей и юношей, тот никогда не забудет таких страниц его последняго романа, как те, в которых описана смерть и погребение Ильюшечки и знаменитая «Речь у камня» Алеши Карамазова. Наш автор так любил эту зеленую молодежь, быть может главным образом потому, что в ея лице более сохранился чисто русский характер и русския убеждения, чем в людях зрелых и пожилых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

—114— в их распоряжении. Катакомбы забыты были папством с такой же внутренней неоправданностью, с какой после Авиньонские папы оставили древний, заслуженный перед церковью Латеран и переселились в совершенно новый без-традиционный Ватикан, или, ещё лучше, с тем же религиозным вандализмом, с которым папы „высокого“ Возрождения ломали древнюю Константиновскую базилику св. Петра, полную чудес христианского искусства Средних Веков, для того, чтобы заменить его пышным, холодным, бездушно-грандиозным и нехристианским современным собором San Pietro. И всё же, я думаю, открытие катакомб – не только археологический факт для католичества. Если он не принят во всём объёме своего религиозного значения, то можно с радостью сказать, что он не прошёл и совсем бесследно. Открытие и изучение катакомб было незаменимой школой честного исторического исследования, стадием, в котором окрепла и сформировалась возродившаяся в католичестве за XIX-й век интеллектуальная совестливость, подавленная иезуитизмом. В современном католичестве существует тип свободного и внутренне убеждённого учёного – существует мысль существенно христианская и существенно независимая от Ватикана. Эксцессы осуждённого модернизма не могут убить это внутренне-освобождающее течение в католичестве, и оно не может в своё время не принести благого плода. И сильный толчок это течение получило из катакомб... В. Эрн Сахаров Н. Н., свящ. Кризис в немецком протестантстве (1910–1912 гг.)//Богословский вестник 1913. Т. 1. 1. С. 115–146 (2-я пагин.). (Начало.) —115— I. Ортодоксалы и либералы В целом ряде очерков религиозной жизни в Германии, печатавшихся в „Богословском Вестнике“ (начиная е 1903 года), мы проводили ту общую мысль, что протестантство в Германии медленно, но неизменно приближается к разложению, что антагонизм между консервативным (оно же ортодоксальное, позитивное) и либеральным течениями в нём зашёл так далеко и коснулся столь жизненных пунктов, что о примирении не может быть и речи, и все меры, принимаемые в этом направлении высшей церковной властью, способны лишь замедлить, но не остановить надвигающегося раскола 291 . Последние годы вы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010